Главные вкладки

    Статья "Формирование нравственных отношений в коллективе младших школьников"
    статья на тему

    Крюкова Татьяна Витальевна

    советы классному руководителю

    Скачать:


    Предварительный просмотр:

    Формирование нравственных отношений в коллективе младших школьников

    "Настоящий воспитатель только тот, кто будит дремлющий в ребенке дух и дает ему силы для настоящего органического развития"
                                                                                                                П.П. Блонский

    Школа является основным звеном в системе воспитания подрастающего поколения. На каждом этапе обучения ребенка доминирует своя сторона воспитания. В воспитании младших школьников такой стороной будет формирование привычек нравственного поведения: дети овладевают простыми нормами нравственности, учатся следовать им в различных ситуациях. Учебный процесс тесно связан с нравственным воспитанием. В условиях современной школы, когда содержание образования увеличилось в объеме и усложнилось по своей внутренней структуре, в нравственном воспитании возрастает роль учебного процесса. Содержательная сторона моральных понятий обусловлена научными знаниями, которые учащиеся получают, изучая учебные предметы. Сами нравственные знания имеют не меньшее значение для общего развития школьников, чем знания по конкретным учебным предметам.

    Формирование морального облика протекает в процессе многогранной деятельности детей (играх, учебе), в тех разнообразных отношениях, в которые они вступают в различных ситуациях со своими сверстниками, с детьми моложе себя и с учителем.

    На пороге школьной жизни возникает новый уровень самосознания детей, наиболее точно выражаемый словосочетанием "внутренняя позиция". Факт становления такой позиции внутренне проявляется в том, что в сознании ребенка выделяется система нравственных норм, которым он следует или старается следовать всегда и везде, независимо от обстоятельств.

    Для учащихся любой поступок, приведший к отрицательному результату, является плохим независимо от того, совершен он случайно или намеренно, из плохих или хороших побуждений. Однако при явных отрицательных следствиях поступков они способны в определенной степени принимать в расчет намерения человека, давая нравственную оценку его действиям.

    В младшем школьном возрасте наряду с развивающимся чувством "Я" у ребенка складывается представление о "Я" других людей, отличном от собственного. В этот период важно научить школьника учитывать интересы других, их потребности, представленные в переживаниях. Очень важно помнить, что в этом возрасте ребенок особенно восприимчив к воздействиям взрослого. Но для этого нужно, чтобы сам учитель был эмоционально отзывчив на переживания ребенка, умел вовремя прийти ему на помощь.

    В нравственном воспитании младших школьников следует учитывать, что дети начинают активно, самостоятельно разбираться в различных жизненных ситуациях, но при этом их оценка событий, поступков часто носит ситуативный характер. Стремление самим во всем разобраться поддерживается учителем, он помогает учащимся в выборе правильной нравственной оценки.

    Основой воспитания, определяющей нравственное развитие, является формирование гуманистических отношений школьников, не зависимо от содержания, методов, форм воспитательной работы. Процесс воспитания, направленный на развитие всех детей, должен быть построен так, чтобы обеспечить оптимальное развитие каждого ребенка, исходя из его индивидуальности.

    Непосредственное влияние на приобретение нравственных ценностей лежит на учителе. Результат этого процесса зависит от того, как педагог преподносит его младшему школьнику.

    Слово учителя - своего рода инструмент воздействия на воспитание личности ребенка. Именно через беседы с педагогом, духовное развитие ребенка, самообразование, радость достижения целей, благородный труд открывают человеку глаза на самого себя. Педагог призывает своих учащихся, быть правдивыми и откровенными с самим собой, ставить такую цель в жизни, для достижения которой надо решать задачи, которые соответствуют правилам морали.

    Нравственное воспитание является основой всех основ, в зависимости от того, что вложит педагог в душу ребенка в этом возрасте, будет зависеть, что возведет он сам в дальнейшем, как будет строить свои отношения с окружающими.

    Включаясь в учебную деятельность, младшие школьники учатся действовать целенаправленно и при выполнении учебных заданий, и при определении способов своего поведения. Их действия приобретают осознанный характер.

    В. А. Сухомлинский говорил: "В младшем возрасте, когда душа очень податлива к эмоциональным воздействиям, мы раскрываем перед детьми общечеловеческие нормы нравственности, учим их азбуке морали:

    1. Ты живешь среди людей. Не забывай, что каждый твой поступок, каждое твое желание отражается на окружающих тебя людях. Знай, что существует граница между тем, что тебе хочется, и тем, что можно. Проверяй свои поступки вопросом к самому к себе: не делаешь ли ты зла, неудобства людям? Делай все так, чтобы людям вокруг тебя было хорошо.

    2. Ты пользуешься благами, созданными другими людьми. Люди делают тебе счастье детства. Плати им за это добром.

    3. Все блага и радости жизни создаются трудом. Без труда нельзя честно жить.

    4. Будь добрым и чутким к людям. Помогай слабым и беззащитным. Помогай товарищу в беде. Не причиняй людям зла. Уважай и почитай мать и отца - они дали тебе жизнь, они воспитывают тебя, они хотят, чтобы ты стал честным человеком с добрым сердцем и чистой душой.

    5. Будь неравнодушен к злу. Борись против зла, обмана, несправедливости. Будь непримиримым к тому, кто стремится жить за счет других людей, причиняет зло другим людям.

    Такова азбука нравственной культуры, овладевая которой младшие школьники постигают сущность добра и зла, чести и бесчестия, справедливости и несправедливости".

    Для формирования нравственного поведения важно организовать учение как коллективную деятельность, пронизанную высоконравственными отношениями. Влияние коллектива на личность оптимально тогда, когда каждый ребенок занимает в коллективе адекватное своим возможностям место, становится незаменимой личностью. Это приводит к развитию чувства собственного достоинства, которое заставляет ребенка без внешнего побуждения действовать согласно установленным нравственным нормам и принципам. Воспитание в коллективе ставит школьника, даже младшего перед необходимостью элементарного самовоспитания и самообразования, без которых вообще невозможно развитие, в том числе и нравственное.

    Новое содержание начального обучения открыло новые возможности для воспитания детей, в котором определяющее значение имеет содержание образования, методика преподавания, личность и знания учителя, который передает свое мировоззрение, культуру, нравственный опыт. Все это составляет систему воздействий, которая направляет развитие учащихся и определяет особенности их формирования.

    Успешному формированию привычек нравственного поведения способствуют:

    - личный пример учителя;

    - полное раскрытие и понимание содержания нравственности, значимости в обществе и самой личности;

    - использование различных форм, методов и видов нравственного воспитания;

    Нравственное воспитание - непрерывный процесс, он начинается с рождения человека и продолжается всю жизнь, и направленный на овладение людьми правилами и нормами поведения. На первый взгляд может показаться, что нельзя обозначить какие-то периоды в этом едином непрерывном процессе. И, тем не менее, это возможно и целесообразно. Педагогика зафиксировала, что в различные возрастные периоды существуют неодинаковые возможности для нравственного воспитания. Нравственное развитие школьника занимает ведущее место в формировании всесторонне развитой личности, оказывает огромное влияние и на умственное развитие, и на трудовую подготовку, и на физическое развитие и на воспитание эстетических чувств и интересов.

    Формирование привычек нравственного поведения младших школьников должно стать одним из обязательных компонентов образовательного процесса. Школа для ребенка - та адаптивная среда, нравственная атмосфера, которая обусловит его ценностные ориентации. Поэтому важно, чтобы нравственная воспитательная система взаимодействовала со всеми компонентами школьной жизни: уроком, переменой, внеурочной деятельностью, пронизывала всю жизнь ребят нравственным содержанием.

    Именно поэтому школа, решая задачи воспитания, должна опереться на разумное и нравственное в человеке, помочь каждому младшему школьнику определить ценностные основы собственной жизнедеятельности, обрести чувство ответственности за сохранение моральных основ общества. Этому поможет нравственное поведение, органически вплетенное в учебно-воспитательный процесс и составляющее его неотъемлемую часть.

    Источники приобретения нравственных знаний.

    1.Правила для учащихся (отношение школьников к учению, общественно -полезному труду, общественной жизни школы, беседы о товариществе, бережливости, трудолюбии, об отношении к взрослым, родителям, младшим).

    2.Уроки чтения и развития речи.

    Читая ту или иную книгу, младшие школьники стремятся подражать нравственным поступкам ее героев. Знакомятся с нравственными представлениями и понятиями – доброжелательность, справедливость, товарищество, дружба, коллективизм, патриотизм.

    Одной из задач интегрированного курса ‘’Родной мир’’, является формирование у младших школьников нравственных понятий, убеждений.

    Наиболее важные в развитии и воспитании школьников темы (‘’Родина’’, ‘’Семья’’, ‘’Мама’’).

    Сама формулировка тем нацелена на раскрытие основных качеств человеческой личности.

    а).Нет друга – ищи, нашел береги.

    В текстах этого раздела раскрываются нравственные аспекты, связанные с темами дружбы, взаимопонимания, умения беречь друг друга и дорожить им.

    б). Лаской и добротой можно сделать больше, чем гневом.

    Затрагивается проблема в отношениях между людьми: доброта в человеческих отношениях, внимание, отзывчивость, готовность придти на помощь.

    в). Вежливость открывает все двери.

    Тексты этого раздела учат правилам хорошего тона, вежливости, отзывчивости, рассматривается сущность истиной, а не показной вежливости.

    3. Уроки истории – учат чувственному восприятию духовной и материальной культуры человечества. Дети учатся общаться, говорить о себе, о своей семье.

    4.Математика.

    Нравственный опыт дети получают в совместной работе, ( это и взаимная поддержка и требовательность, умение сообща действовать для достижения поставленной цели, расценивать свой личный успех или неудачу с позиции коллективной работы).

    Например: дети сидящие за одной партой взаимно проверяют ответы, полученные при решении примеров. Составляют задачи.

    5.Уроки окружающего мира служат источником накопления нравственных знаний. Экскурсии в природу, на производство – дети учатся наблюдением за общественной жизнью людей, за их трудовой деятельностью, за нравственной стороной взаимоотношений.

    6. Труд – точность, исполнительность, самостоятельность, творчески подход, рациональное использование учебного времени, соблюдение порядка на рабочем месте.

    7.Внеклассная работа.

    Развитие чувства патриотизма. Экскурсии: ‘’Стояли со взрослыми рядом’’, ‘’Дорога жизни’’. Беседы о блокаде, о детях блокадного Ленинграда.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Формирование коллектива младших школьников средствами проектной деятельности

    Организация проектной деятельности - важнейшее условие развития отношений сотрудничества между детьми. Замысел проекта объединяет, роли распределяются, далее идёт содержательная работа. Так скла...

    формирование коллектива младших школьников

    Коллектив как специально организованное  объединение учащихся формируется не сразу. Процесс формирования коллектива длительный и проходит через ряд этапов. Мой класс создан впервые. Для того, чт...

    Организация работы по формированию коллектива младших школьников.

    Формы работы педагога по формированию коллектива младших школьников....

    ПОНЯТИЯ «ДУХОВНОСТЬ» И «НРАВСТВЕННОСТЬ» В КОНТЕКСТЕ РЕАЛИЗАЦИИ ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОГО ПОТЕНЦИАЛА ЭКОЛОГИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ

    В статье рассматриваются взаимосвязи, генезис и сущность философских категорий «духовность» и «нравственность в контексте реализации духовно-нравственного потенциала экологического образования м...

    Формирование нравственных отношений в коллективе младших школьников

    Статья о формировании нравственных отношений в коллективе младших школьников....

    Статья "Использование нравственного содержания социальных проектов в формировании коллектива младших школьников "

    «Кто движется вперёд в науках, но отстаёт в нравственности, тот более идёт назад, чем вперёд». Аристотель...

    Статья "Использование нравственного содержания социальных проектов в формировании коллектива младших школьников "

    «Кто движется вперёд в науках, но отстаёт в нравственности, тот более идёт назад, чем вперёд». Аристотель...