Статья "Организация творческой жизнедеятельности коллектива младших школьников"
статья по теме

Описание опыта работы с родителями. Организация "Мастер классов" силами родителей. Презентация опыта работы

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл semya_i_shkola_01.docx38.04 КБ

Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа № 247
Красносельского района Санкт-Петербурга

        Организация творческой жизнедеятельности коллектива

                                    младших школьников

                                            Автор работы:   Корнилова Татьяна Николаевна,

                                                                        учитель начальных классов

                                                   Санкт - Петербург                    

                                                             2012г.

Взаимодействие с родителями всегда было неотъемлемой и важной частью деятельности школы. Введение федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования (ФГОС НОО) придает этому направлению работы принципиально новую значимость, ведь ключевая идея нового стандарта – это общественный договор между личностью, семьей, обществом и государством.

Новый ФГОС начального общего образования обозначил чёткие акценты в подходах к учащимся школы. Мы видим, что теперь много места уделяется не просто обучению ребенка, но и организации среды, благоприятной для его социализации и воспитания, усилена роль семьи и общественности в построении взаимодействия со школой.

Хочется отметить, что школа, семья и общество являются ведущими институтами социализации и воспитания ребенка, однако, на мой взгляд,  нельзя не отметить все же ведущую роль семьи.

На мой взгляд, взаимодействие семьи и школы зависит с одной стороны от активной жизненной позиции семьи, от готовности семьи быть полноправным и ответственным участником образовательного процесса. С другой – от способности школы выработать такую политику сотрудничества с семьёй, чтобы  сделать отношения родителей и школы не формальными, а душевными и теплыми, психологически комфортными.

Начальная школа, начальная ступень образования служит фундаментом развития человека, и семья младшего школьника, как правило, наиболее восприимчива в этот период к взаимодействию со школой.

Своей  же первостепенной задачей, как классного руководителя, я считаю нахождение общего языка с родителями моих учеников, начиная с самого первого момента нашего знакомства.

Цель педагогического взаимодействия семьи и школы, на мой взгляд, – создание условий для комфортной, радостной, счастливой жизни ребёнка, для развития его индивидуальности, творческих способностей, стремления к знаниям в общем доме «школа – семья».

Поэтому в организации воспитательной деятельности младших школьников особое внимание я уделяю работе с семьёй, так как воспитательные задачи нельзя решить без привлечения семьи. Только совместными усилиями можно достичь определённых результатов в развитии и воспитании ребёнка.

Перед учителем начальных классов стоит одна из важнейших задач — создание благоприятной эмоциональной обстановки в классе с целью спокойного и планомерного общего развития творческой личности каждого школьника и всего коллектива  в целом.

 На мой взгляд, учитель выполняет три взаимосвязанные функции:

•        забота о развитии и обучении каждого ребенка;

•        помощь в решении возникающих проблем;

•        организация разнообразной деятельности (в том числе и творческой) в классе.

Ещё со студенческой скамьи (стараниями педагогов) я усвоила, что каждый ребенок талантлив, но талантлив по-своему. В правильности этих слов я убеждаюсь каждодневно, вот уже более двадцати лет своей педагогической деятельности. Но как найти заветный ключик к каждому, к его внутреннему миру, зажечь “искру божью”, вызвать неподдельный интерес к происходящему в первом классе и удержать этот интерес в дальнейшем? Этот вопрос я задавала себе снова и снова.

Решение пришло само собой – надо приобщать детей к творческому процессу, чтобы они были не только слушателями, исполнителями, но и творцами. В этом трудном, но благородном деле главными помощниками (по моему замыслу) должны были стать родители моих учеников.

Я поняла, что для достижения положительных результатов в своей работе, необходимо стремиться разнообразить формы и методы взаимодействия с семьей. Все мы только выигрываем оттого, что родители осознают важность своего влияния на развитие личности ребенка и станут активно сотрудничать с классным руководителем.

Прежде всего, мне необходимо было установить “обратную связь” с родителями, учесть их пожелания и интересы. В этом мне помогли анкеты с различными типами вопросов.

 Анализ полученных сведений показал:

•        большинство родителей были настроены по отношению к школе позитивно, демонстрировали готовность сотрудничать, но с оговоркой (дефицит времени);

•        у многих родителей отсутствовало четкое представление о системе совместной работы родителей и классного руководителя.

Мне предстояло такую систему выработать и заинтересовать родителей в её реализации.

Одна из основных задач, которая встала передо мной – объединение коллектива родителей и детей. Она решалась традиционно: только совместные интересные дела (посещение театров и музеев, выезды на природу, решение классных дел, проведение классных праздников) способствовали объединению.

Но в большом социуме как город трудно привлекать родителей к школе (в силу их тотальной занятости). Поэтому я нашла выход через внеклассные мероприятия. Именно во внеклассной работе можно собрать воедино учащихся, родителей и педагогов, дать выход творческому потенциалу и детей и родителей.

Для себя, условно, я разделила работу с родителями на  несколько этапов:

1 этап – родители-зрители

2 этап – родители-помощники

3 этап – родители-участники

4 этап – родители-организаторы.

В начале первого класса мною были проведены несколько мероприятий, на которые были приглашены все родители. Находясь в роли зрителей, мамы и папы, дедушки и бабушки получили огромный положительный эмоциональный заряд! На мои последующие просьбы о помощи в проведении и организации классных дел откликнулись с большим энтузиазмом.

На ближайшем родительском собрании из числа родителей мною были созданы творческие группы, которые принялись за организацию Дня именинников, конкурсов «А ну-ка, девочки» и «Вперёд, мальчишки!» На собрании было чётко определено, что самое активное участие в работе творческих групп примут и дети. Мне очень хотелось (и об этом я сказала родителям на собрании), чтобы  все дети нашего класса были вовлечены  в такие виды деятельности, как игра, общение, творчество. Все мои надежды оправдались: мероприятия, подготовленные родителями совместно с детьми, прошли просто на «Ура!» И самое главное – появилось желание продолжить работу в этом направлении!

Практика творческих групп получила своё продолжение и на втором году обучения, когда наш класс принял участие в общешкольном проекте «Новый год шагает по планете». На два месяца класс погрузился в атмосферу творчества! Сначала, в ходе обсуждения на классном часу и на родительском собрании, была выбрана  страна, история которой оказалась интересна всем. Ею стала – Мексика. Творческие группы детей и родителей распределили между собой обязанности: одни занялись презентацией «Мексика встречает новый год!», другие – подыскивали народную мексиканскую песенку, третьи – разрабатывали костюмы, четвёртые – закупали ткань и приступили к пошиву костюмов. В этот период дети успевали всё: хорошо учиться, репетировать танец и песню, обсуждать презентацию, примерять костюмы! В итоге – выступление нашего класса на итоговом концерте, по моему мнению,  по мнению жюри, было блистательным!

 Такая работа сблизила всех. И родители, и дети были горды за себя и друг за друга, их переполняло чувство сопричастности к чему-то очень важному. Для меня же, как для педагога, классного руководителя было важно, что с каждым таким мероприятием происходило всё большее сближение детей, учителя и  родителей. Родители стали всё больше понимать, что только совместными усилиями можно воспитать человека, который имеет жажду к знаниям, к творчеству. Человека, который умеет радоваться жизни и сочувствовать, который может всё!

Ни школа без семьи, ни семья без школы не способны справиться с тончайшими, сложнейшими задачами становления человека. Именно поэтому, подбирая разнообразные формы и методы работы с родителями, мне хотели уйти от формализма и постараться затронуть как можно больше таких тем и видов работы, которые позволили бы родителям быть полновластными участниками воспитательного процесса.

Так в качестве оригинальной педагогической находки можно назвать такую форму работы как проведение, силами родителей, мастер-классов.

По итогам двух лет сотрудничества, я понимала, что многие родители моего класса талантливые и творческие люди, увлечённые своим делом. В начале третьего учебного года родители класса  разделились на группы. Группам, было предложено в течение года провести мастер-классы с детьми. На этих мастер-классах родители предполагали делиться своими умениями и талантами с ребятами нашего класса. Я, как классный руководитель, старалась донести до родителей, что работая в группах, они более тесно знакомятся друг с другом, с учителем, с одноклассниками своего ребёнка, становятся ближе к своему ребёнку. Девизом работы мастер-классов стала китайская пословица, предложенная родителями:

 Скажи мне, и я забуду.

 Покажи мне , и я  запомню.

Вовлеки меня, и я научусь.

Вся работа в мастер-классах распределилась следующим образом:

Название мастер-класса

Дата

проведения

Ответственный

(содержание работы)

«Унылая пора-очей очарованье!»

октябрь

Шамугиа Д.К.

ТитоваС.М. (изготовление цветов из осенних листьев)

Плетение из бисера

ноябрь

Богатырёва О.Е.

Комарова Е.А.

(плетение из бисера)

«С неба звёздочка упала…»

декабрь

Смирнова Н.Н.

Филонова И.В.

(изготовление объёмных снежинок)

«Весёлая Коляда!»

январь

Шерепенко О.В.

Николаева Н.В.

(разучивание рождественских песенок и игр)

«Лего-бум»

февраль

Касьянов А.Б.

(изготовление военных самолётов и кораблей)

«Самая любимая мамочка моя!»

март

Шамугиа Д.К.

Арамян С.А.

(техника исполнения портрета )

«Солнце, воздух и вода – наши лучшие друзья!»

апрель

май

Григорьев А. А.

(подвижные игры на свежем воздухе)

Такие формы работы не только сплачивают родителей с детьми, родителей и классного руководителя, но и расширяют возможности, интересы и творческие способности  детей.

На четвёртом году обучения, из моего опыта, дети готовы говорить о профессиях. В каждом классе собраны родители самых разных профессий. Очень многие родители согласны и способны не только интересно рассказать о характере своей трудовой деятельности, но и организовать экскурсию на предприятие. Экскурсии, как правило, проводятся для детей и родителей, запоминаются всеми надолго. После каждой экскурсии в классе происходит обсуждение поездки. Дети делятся впечатлениями от увиденного, определяют качества личности, которыми должен обладать представитель данной профессии, предполагают, как эти качества выработать. После таких поездок никто не остаётся равнодушным.

Существует огромное количество форм и методов творческой работы с классным коллективом и коллективом родителей. Каждое мероприятие, проводимое родителями, каждая встреча их с детьми требуют определенный минимум педагогических знаний, умений. Вот здесь то и нужна поддержка, доброжелательность классного руководителя. Перед каждым мероприятием, проводимым родителями, организую консультации, составляем развернутый план мероприятия, распределяем обязанности, что является одним из важных условий слаженности и взаимопонимания в совместной деятельности.

Практика четырёх лет работы с родителями показала, что новые формы общения с семьёй помогают родителям сконцентрировать внимание на детях, усиливает чувство удовлетворённости процессом воспитания детей, укрепляет чувство родительского самосознания. Родители чаще проявляют по отношению к детям нежность, одобрение и уважение, а это – залог развития у детей способности к сотрудничеству, творческому самовыражению и уверенности к себе.

Дети – это наше будущее.

«Правильное воспитание – это наша счастливая старость, плохое воспитание – это наша вина перед другими людьми, перед всей страной».

( А.С.Макаренко)

Чтобы воспитание детей было правильным, надо правильно организовывать досуг детей, быть рядом с ними, помогать им, поддерживать во всех благих начинаниях и тогда вы увидите результаты своей работы.

Ребенок должен всегда чувствовать, что родители огорчаются, когда у него не ладятся дела, и радуются вместе с ним его успехам, даже маленьким на первых порах. Нужно хвалить ребёнка даже за самую маленькую победу. Учение и воспитание ребенка – это труд. Труд человека должен замечаться, оцениваться. Самое страшное в этом деле – равнодушие, безразличие к жизни ребенка. « Ребенок, вращающийся в среде равнодушных, безразличных к его работе, сам становится безразличным…», - писал В.А. Сухомлинский.

Для меня классное руководство - это не только обязанности по организации классного коллектива, а настоящая привязанность в каждом. Поэтому стараюсь приблизить семью к школе. Если ребенок видит своих родителей активно участвующих во всех проводимых мероприятиях, то и он вырастет таким же увлеченным, способным к творчеству человеком, в жизни найдет свой правильный путь.

Сделать родителей своими соучастниками всего педагогического процесса - важная и ответственная задача, требующая от классного руководителя большого терпения, такта и преданности делу. Правильно понимающий свои обязанности родительский коллектив- это большая опора, союзник и помощник учителя в учебно-воспитательной работе.

Ни школа без семьи, ни семья без школы не способны справиться с тончайшими, сложнейшими задачами становления человека. Именно поэтому, подбирая разнообразные формы и методы работы с родителями, мне хотелось уйти от формализма и постараться затронуть как можно больше таких тем и видов работы, которые позволили бы родителям быть полновластными участниками воспитательного процесса.

Я твердо убеждена, что только вместе с родителями, общими усилиями мы сможем добиться того, чтобы ребенок раскрыл свои индивидуальные способности, полюбил труд, чтобы умел наслаждаться красотой окружающего мира, развивался, как творческая, гармоничная личность и самое главное - умел любить и быть любимым.

Список используемой литературы:

 1.        Артюхова С.П. Семья и школа: поиски, находки // Классный руководитель. - 1999. - № 5.

2.        Амонашвили Ш.А. Педагогика сотрудничества - момент истины // Семья и школа. - 1988. - №9. - С.1-2.        

3.        Курносова Л.А. Нетрадиционные формы работы с родителями// Классный руководитель – 1999 №3.

4.        Леонтьев А.А. Педагогическое общение. - М., 1979.

5.        Макаренко А.С. Книга для родителей. - М., 1987.

6.    Рябов А. Образование, необходимое для создания здоровой и счастливой семьи // Директор школы. – 2002. -№6.

7.        Сухомлинский В.А. Родительская педагогика. - М., 1981.

8.        Спицин Н.М. Учитель - родители: правила общения // Начальная школа. - 1993. - № 10.

9.        Урбанская О.Н. Работа с родителями младших школьников: Пособие для учителя. – М.: Просвещение, 1986. – 192 с.

10.  Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования: Пособие для учителя. – М.: Просвещение, 2008.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формирование коллектива младших школьников средствами проектной деятельности

Организация проектной деятельности - важнейшее условие развития отношений сотрудничества между детьми. Замысел проекта объединяет, роли распределяются, далее идёт содержательная работа. Так скла...

формирование коллектива младших школьников

Коллектив как специально организованное  объединение учащихся формируется не сразу. Процесс формирования коллектива длительный и проходит через ряд этапов. Мой класс создан впервые. Для того, чт...

Организация работы по формированию коллектива младших школьников.

Формы работы педагога по формированию коллектива младших школьников....

Статья"Пути формирования самостоятельной деятельности каждого учащегося в коллективе младших школьников"

Формирование самостоятельности учащихся через поручения и в коллективной творческой деятельности....

Теоретические основы изучения проблемы детского коллектива младших школьников

Итак, в результате проведения теоретического анализа литературы по проблеме исследования нами были изучены теоретические основы проблемы детского коллектива младших школьников. В рамках этой проблемы ...

Формирование нравственных отношений в коллективе младших школьников

Статья о формировании нравственных отношений в коллективе младших школьников....

Статья "Использование нравственного содержания социальных проектов в формировании коллектива младших школьников "

«Кто движется вперёд в науках, но отстаёт в нравственности, тот более идёт назад, чем вперёд». Аристотель...