Проект Народные традиции – моя культура, моя история
проект на тему

Медведева Оксана Викторовна

Тип проекта: исследовательско-творческий, долгосрочный, групповой.

Участники проекта:обучающиеся(7-11 лет), учителя, родители, жители города, района.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt.docx20.79 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное  бюджетное общеобразовательное  учреждение

« Средняя общеобразовательная школа №2 г. Щигры Курской области»

Проект

Народные традиции – моя культура, моя история  

                                                 Выполнили: обучающиеся 1-4 классов

                                                 Руководители .Медведева О. В.

                                  Щигры  2017 г.

Тема проекта :Народные традиции - моя культура, моя история.
Актуальность  проекта
        В последнее время государством особое внимание уделяется патриотическому воспитанию подрастающего поколения. Как стать  настоящим патриотом Родины?  Задача не из легких в современном мире. Достичь этого можно, лишь добившись того, чтобы мы  знали и уважали обычаи и традиции своего народа, его историю, культуру.  «Наши мудрые предки из поколения в поколение твердили, что не может быть будущего там, где предают забвению лучшие традиции народа. Без прошлого нет будущего. Именно патриотизм, в конечном итоге, становится связующей нитью поколений – отцов и детей». На  наш взгляд, причиной падения нравов, проявления грубости и зла, явилось отлучение в недавнем прошлом  от национальных традиций, обычаев и родной культуры, увлечение и подражание современным западным веяниями. А это значит, что основной задачей сейчас должно стать воспитание национального самосознания через жанры фольклора .В  школе оно начинается со знакомства и изучения легенд, былин, преданий, сказаний, эпоса, сказок, песен, танцев, ритуалов, декоративно-прикладного творчества и изобразительного искусства. Мы с раннего возраста должны уважать  трудовые традиции предков, их мудрость ,культуру, обряды и обычаи.  Несовременно? Вовсе нет, ведь «корни человека лежат в той почве, которая его вскормила, а ветви своего древа мы можем устремлять в различных направлениях...» Это высказывание как нельзя лучше говорит о том, что знакомясь   с традициями, обычаями и изучая их, мы можем развиваться в соответствии со своими  способностям и желаниями  и в ногу со временем. Как этот процесс сделать увлекательным, творческим и эффективным предстояло нам  выяснить в ходе реализации данного проекта.

Цель проекта:

обрести любовь к старинным напевам, родному языку, к народному творчеству.

Задачи проекта:
-познакомиться  с праздниками и традициями Курского края;

-развивать художественный вкус через восприятие красоты изделий народных промыслов(куклы-обереги);  

-развивать двигательную активность, умение сотрудничать друг с другом через знакомство со старинными играми;

-формировать чувство гордости, знакомясь   с народными песнями, музыкой и хореографией.

Муниципальное  бюджетное общеобразовательное  учреждение

« Средняя общеобразовательная школа №2 г. Щигры Курской области»

Тип проекта: исследовательско-творческий, долгосрочный, групповой.

Время реализации проекта:январь 2017 г.-ноябрь 2017г.

Участники проекта:обучающиеся(7-11 лет), учителя, родители, жители города, района.

                                    Этапы работы над проектом

Подготовительный этап  

Определение темы, проблемы, цели.

Объединение в группы.

Составление плана.

                           Основной этап

Поиск источников.

Сбор материалов.

Анализ способов и целей работы.

                        Заключительный этап

Защита проекта.

Обсуждение результатов работы.

Подготовительный этап

           Фольклор-это часть нашей русской культуры. А старое нужно знать и беречь. Изучение особенностей жизни наших предков помогает почувствовать себя частью огромного временного потока. Неизменным спутником детства любого человека является фольклор – прибаутки, потешки, сказки, былины, народные песни,колыбельные. Это кладовая практически неисчерпаема, а представленные в ней художественные образы доступны для понимания, близки по содержанию. Фольклорные элементы украсят и разнообразят привычный мир повседневного окружения школьников – калейдоскоп их ежедневной, современной жизни. Как утверждают многие исследовательские работы, в древнее архаичное время у русских детей не существовало так называемых «возрастных кризисов», свойственных сегодняшнему подрастающему поколению, — кризис 6-7- летнего возрасту, подростковый  и т.д. Ученые склонны объяснять этот феномен тем, что ребенок был сызмальства погружен в «кокон» народной культуры, начиная с колыбельных песен, исполнявшихся матерью, всяческих «агушек», потешек и прочих неотъемлемых деталей тогдашнего существования. Музыкальное творчество, которое было присуще почти всем сторонам народной жизни, в буквальном смысле слова сопровождая человеческую жизнь до смерти, амортизировало многие проблемы, неизбежно возникающие по мере развития человеческого общества. Многовековой фольклор, остававшейся неизменный до наших времен, не занимает той ниши, которая должна быть ему предназначена по многим причинам. Среди важнейших можно выделить следующие.Общеизвестно, что социум, в котором мы все вынуждены существовать, благодаря усилиям средств массовой информации, становится все более и более агрессивным. Особенно показательным в этом плане является бесконечный поток « музыкального мусора», льющегося на нас с экранов телевизоров. В связи с этим фольклор выдвигается в качестве противостояния тотальному нашествию воздействия средств массовой информации, способствует развитию интереса к исторической памяти русского народа, обогащает представление детей о жизни и труде предков, о религиозных, культурных, нравственно-культурных основах их бытия, о проведении праздников на Руси.

              В нашей жизни растёт интерес к осмыслению, укреплению и активной пропаганде национальных культурных традиций, воплощенных в самобытных жанрах фольклора, обычаях, обрядах, ритуалах.

Но при введении в словарь  давно исчезнувших обозначений и названий, заучивании  не всегда понятных по смыслу текстов, организации фольклорных праздников, часто возникает вопрос: нужно ли нам, родившимся в двадцать первом столетии, возвращаться назад, в «преданья старины глубокой»?Нужно, так как фольклор отражает в играх, песнях, сказках, игрушках жизнь и деятельность людей многих поколений, к истории которых мы , порой, равнодушны. Диагностировать проблему стало возможным после того, как у нас прошло  анкетирование  «Фольклор в нашей жизни»

см. Приложение). Результаты анкетирования  указали  на то, что мы  слабо разбираемтся в жанрах фольклора, многие не понимают, что такое «Фольклор», но при этом  с легкостью можем  рассказать несколько скороговорок, потешек, считалок, небылиц, которые слышали от родителей, бабушек и дедушек. Мы  не знаем область применения данных знаний, но, как носители языка, чувствуем причастность к истории и культуре России. В связи с этим фольклор оказывается педагогическим инструментом для воспитания патриотизма и национальной идентичности.

               На этом этапе  мы определили,  что не знаем, о чём  хотим узнать больше. Это игры , песни, колыбельные ,небылицы , танцы,  которые присущи нашей Курской области.

Составили подробный план нашей работы. Определили временные рамки (сентябрь – ноябрь). В сборе информации было решено принимать участие всем обучающимся ,охваченным проектом.  Собирать информацию решили совместно с родителями, под руководством учителей.

Основной этап

Организация  поисковой  работы  детей под руководством педагогов и с помощью родителей. Встречи со старейшими жителями города и района.

1.Сбор и обработка музыкального фольклора:

Колыбельная(Павлова Н. В., д. Курносовка;Кирьянова А. И., д. Б. Змеинец, Корнилова З. И.,д.Шаталовка);

Курская плясовая «Тимоня»(Ансамбль народной песни в с. Теребуж).

2.Куклы- обереги(А. И. Чурилова,д. Денисовка).

3.Посиделки (Шаталова В. Е.,г. Щигры).

4.Знакомство с предметами старины: прялка, рушники, предметы быта и кухонная утварь, ковры, одежда (д. Крутое, д. Косоржа).

5. Сохранение русских  традиций в семье (Семья Корниловых д. Гремячка, д. Охочевка, г. Щигры).

        Были организованы экскурсии  в  краеведческий музей. Дети  разучивали русские народные песни,  танцы, игры, хороводы, учились  игре на ложках.

Заключительный этап

Продуктом проекта стала фольклорная гостиная. Был подготовлен фольклорный праздник «Осенние  посиделки»(Приложение)

 Список литературы:

Раз, два, три, четыре, пять, мы идем с тобой играть: Рус. дет. игровой фольклор: Кн. для учителя и учащихся. — М.: Просвещение, 1995

Коршунков, В. А. Детский фольклор и календарные обряды /В. А. Коршункова // Кунсткамера. - СПб. 1995

Детский поэтический фольклор: Антология / РАН. Ин-т рус. лит. (Пушкинский Дом); Сост. Мартынова А.Н.

Архарова И., ред. Русский фольклор. Серия: Хрестоматия школьник2 Издательство: АСТ (2006)

Интернет-источники:

http://ppt4web.ru/uploads/ppt/937/2bf2c84b5df352505540ed457dcd9762.ppt

http://fb.ru/article/164814/kto-takie-skomorohi-skomorohi-na-rusi

https://ru.wikipedia.org/wiki/Скоморох

https://docs.google.com/presentation/d/1ikI8YLKtnyFOxgbDYgrMAhfJrLxw5uqSE7sZREHKq90/edit#slide=id.p4

Приложение

Анкета «Фольклор в нашей жизни»

1.Что такое фольклор?

2.Какие жанры фольклора вы знаете?

3.Часто ли вы читаете сказки?

4.Назовите 2-3 сказки.

5.Какие малые жанры фольклора вам известны?

6.Приведите пример колыбельной песни или считалки.

7.Помните ли вы колыбельную, которую пела вам мама?

8.Как вы думаете, нужен ли в современной жизни  фольклор?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование традиций народной культуры как средство духовно-нравственного воспитания.

Возрождение народа невозможно без обращения к истокам, без постижения и  принятия ценностей национальной культуры....

Родительское собрание: "Традиции и культура в христианской семье"

Смысл брака в том, чтобы приносить радость. Подразумевается, что супружеская жизнь - жизнь самая счастливая, полная, чистая, богатая. Это установление Господа о совершенстве. Долгом в семье явля...

Традиции православной культуры как средство формирования духовно-нрвственных ценностей

Материал для классных руководителей из опыта работы по формированию духовно-нравственных ценностей во внеурочной деятельности школьников....

Педагогический проект "Народные традиции - моя культура, моя история"

Творческий проект педагога. Цель проекта: воспитание творческой личности, культурного человека, знающего и уважающего традиции своего народа....

Православные праздники как продолжение традиций христианской культуры

В статье раскрывается значение Православных праздников в деле воспитания подрастающего поколения. Раскрываются цели и  методы работы в учебной и внеклассной работе  по данной теме....

«Что такое культура. Ценности культуры. Из истории письменности»

laquo;Что такое культура. Ценности культуры. Из истории письменности»...

Муниципальное бюджетное учреждение культуры «Музей истории и ремесел Советского района». Музейное занятие"Утюги и утюжки"(История утюга)

Узнать историю появления утюга, сравнить качество и трудоемкость глажки различными приспособлениями....