Рефлексивный отчет с обоснованием необходимости преобразования школьной практики.
материал на тему

Весельева Валентина Владимировна
Перемены, которые происходят в современном мире, неизбежно подводят нас к идее о необходимости переосмысления основных задач функционирующих мировых систем образования. В условиях глобализации и для реформаторов в сфере образования, и для школ, и для учителей ключевыми становятся вечные вопросы: «Что подлежит изучению учащимися в 21 веке?»

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon doklad_neobhodimost_preobrazovaniya_shkolnoy_praktiki.doc66.5 КБ

Предварительный просмотр:

МКОУ Мастюгинская ООШ

ДОКЛАД

 на тему:

 «Необходимость преобразования школьной практики».

         

                                                    Учитель 1 категории:

                                                               Весельева В.В.

                                            2015

Рефлексивный отчет с обоснованием необходимости преобразования школьной практики.

Перемены, которые происходят в современном мире, неизбежно подводят нас к идее о необходимости переосмысления основных задач функционирующих мировых систем образования. В условиях глобализации и для реформаторов в сфере образования, и для школ, и для учителей ключевыми становятся вечные вопросы: «Что подлежит изучению учащимися в 21 веке?»

Перспективы мировой экономики в 21 веке зависят от перехода стран к новому этапу развития производственных сил; от индустриальной стадии к сфере услуг, науке, образованию. Следовательно, совершенствование системы образования, которое позволит быстро и надежно обеспечить изменяющиеся и усложняющиеся условия производства надежными, способными к постоянному самообразованию специалистами, играет важную роль не только для каждого отдельно взятого государства, но для всего человечества в целом.

Таким образом, главная задача современного образования состоит именно в том, чтобы помочь подрастающему поколению правильно оценивать состояние изменяющейся действительности и свое место в ней. Образовательные процессы должны подводить молодежь к осознанию того, что активная жизненная позиция есть основная составляющая человеческого капитала, нацеливать на необходимость быть для своей страны той самой технически прогрессивной, производительной силой, которая может легко адаптироваться в быстро изменяющемся мире.

Только на государственном уровне должно утвердиться положение, что образование – это даже не экономические инвестиции, а инвестиция в собственное будущее, а, отнюдь, не просто затраты на социальные нужды, которые можно легко урезать и сократить.

Хотелось бы пояснить, как связаны между собой образование и экономический рост? Что необходимо нам сделать для достижения высоких результатов в обучении?

Страны СНГ за последние два десятилетия провели коренные реформы в политической, экономической, социальной и других сферах. Разумеется, что результаты и последствия реформ различаются.

Казахстан имеет все предпосылки для вхождения в клуб 30 развитых государств. В отличие от стран, входящих на данном этапе в тройку наиболее продвинутых в социальных преобразованиях, наша страна имеет высокий уровень человеческих и природных ресурсов характеризующих стабильной политической ситуацией.

Современные преобразования в нашей стране, новые стратегические ориентиры кардинально изменили и требования к образованию.

Чтобы понять, как нашей стране довести систему образования до уровня мировых стандартов, были изучены успешные системы образования, а также главные факторы, влияющие на уровень образования. Система образования каждой страны в зависимости от социально- экономического развития, историко-национальной культуры уникальна, но в то же время имеют и много общего.

Попробуем проиллюстрировать эти положения на примере Южной Кореи, Финляндии и Гонконга, развитых стран, которые смогли создать лучшие современные системы образования.

Исследования, которые были спонсированы аналитическим отделом авторитетного английского журнала «Есоnomist» и были представлены общественности после публикации в газете «The Тimes», неоднозначно свидетельствуют, что образовательные системы этих государств действительно являются лучшими в современном образовательном пространстве. То же подтверждают исследования, проведенные по инициативе Бостонского колледжа США (Воstоn Соllеqе): среди государств Восточной Азии, именно Южная Корея, Сингапур и Гонконг – лидируют в сфере начального школьного образования: в этих странах дети показывают самые сильные знания и навыки в чтении, математике и естествознании.

Изучая системы образования данных стран  отмечают, что сфере образования в Финляндии уделяют большое внимание – приоритетным здесь становится то, что образование в стране и среднее, и высшее - бесплатное. До школы детей везут на бесплатных автобусах, в школах дети пользуются бесплатными учебниками, каждый ученик обеспечен бесплатным горячим питанием. Отсутствуют тысячные очереди в дошкольные заведения, ясли и детские сады также абсолютно доступны – причем работают они с шести часов утра до шести часов вечера, что, согласитесь очень удобно для родителей, которые часто вынуждены работать в разные смены. Нелишне будет сказать, что бесплатное высшее образование распространяется не только на местных жителей, но и на иностранных студентов, которым повезло получить образование в Финляндии. Учебные заведения любого уровня имеют прекрасное современное оснащение. В результате реформ, проведенных в 80-х годах 20 века, страна резко вырвалась вперед по уровню образования.

Авторитет учителя в этой стране очень высок и выражается в высокой заработной плате и общественном уважении.

В рейтинге стран с высоким уровнем образования Южная Корея находится на втором месте. Как получилось, что еще совсем недавно одна из беднейших стран мира смогла добиться такого прогресса?

По мнению исследователей, только продуманное, умелое реформирование, постоянное инвестирования в «человеческие ресурсы» привели к нынешним успехам Южной Кореи в экономике и политике, науке и технике. Несомненные успехи национальной образовательной программы этой страны подтверждены статистически, так в 1945 году грамотными были 22% граждан, к 1970 году – 87,6%, а в 1980 году – 93%.

Интересно, что уровень людей имеющих среднее образование даже на начальном этапе становления государства доходил до 99%, и это в то время, когда общее среднее образование не было обязательным. Необходимым фактором я полагаю и то, что успехи в обучении детей находятся под постоянным вниманием родителей, стимулируются ими, превалируют над другими стимулами. Не лишним будет добавить и то, что восточный менталитет предполагает совершенно особое, в чем-то даже патриархальное, место учителя в обществе. Я считаю, что чем больше государство заботится об учителе, повышает уровень его экономической независимости, тем выше становится и профессиональный уровень педагогов, которым не нужно больше заботиться о хлебе насущном, с одной стороны, и о бесконечной отчетности с другой, а, следовательно, больше времени остается на учеников, собственное самообразование и самосовершенствование, что несомненно благотворно влияет на образования в стране в целом.

Произошли изменения в системе образования Южной Кореи:

радикальная реформа начального и среднего образования изменение системы аттестата;

создание смешенных классов из детей разных возрастов для обучения по выбранным программам;

«чистка» преподавательских рядов на основе серьёзных экзаменов;

введение телесных наказаний в связи с падением уровня уважения к учителям и снижении требовательности к учащимся в семьях;

повышение роли английского языка (создание начальных и средних школ с преподаванием только на английском языке);

обеспечение высокоскоростным интернетом всех общеобразовательных учреждений.

Система образования Гонконга построена по принципу, которому вот уже много десятилетий успешно развиваются такие передовые страны как Великобритании и США, но в то же время имеет свои особенности. Университеты этой маленькой восточноазиатской страны занимают высокие места в международных рейтингах самых авторитетных изданий, и, как следствие, их дипломы признаются во всем мире.

И в Финляндии, и в Южной Корее декларировано12-летнее обучение. В Гонконге недавно образование подверглось серьезному реформированию: на смену 13 – летнему обучению в школе пришло 12-летнее, изменилось качественное содержание выпускных экзаменов.

Согласно двум ведущим мировым рейтингам (QS и ТНЕ), НКV является первым вузом Азии и входит в 30 лучших вузов мира. Чем другим, кроме как улучшением качества обучения, можно объяснить то, что азиатские университеты поднимаются в рейтингах все выше. К тому же Правительство многих азиатских стран оказывают существенную финансовую поддержку ведущим университетам. До 1999 года иностранных студентов в Гонконге почти не было. В 1999 году было принято решение набирать студентов из Китая, а в середине 2000-х годов Правительство Гонконга взяло курс на привлечение студентов из-за рубежа. Совместно с университетами Правительство многое изменило для привлечения иностранных студентов, были введены несколько новых стипендий, студентам было разрешено работать во время учебы и оставаться в стране после учебы. Экономика Гонконга растет и студенты, окончившие НКU, обычно имеют сразу несколько предложений по работе. Спрос на обучение велик.

После изучения лучших систем образования вышеперечисленных рассмотренных стран,  можно считать, что нашей стране необходимо интегрировать следующие аспекты

Поддержка Правительства

продуманное, умелое реформирование, постоянное инвестирования в «человеческие ресурсы» (приведут и нашу страну к успехам в экономике и политике, науке и технике.)

непрерывное обучение

высокий статус учителя

высокая заработная плата

Учитывая то, что у этих трех стран разные пути решения проблем, разные стратегии образовательной политики, но все они добились больших высот в образовании. Из выше указанного следует: в этих странах – образование является приоритетом во внутренней политике. Что определяет это? Повторюсь еще раз: высокий статус учителя, стабильно высокая заработная плата, поддержка Правительства, продуманное, умелое реформирование, постоянное инвестирования в «человеческие ресурсы», непрерывное обучение. Эти факторы имеют большое значение к учительской профессии.

Образовательной системе Казахстана тоже нужна реформа, поскольку она не ориентирована на развитие аналитических способностей, что необходимо для современной экономики.

Главой Государства поставлена задача – перейти к новому качеству образования. В числе наиболее впечатляющих – электронное обучение, подушевое финансирование, контроль качества на национальном уровне. Совершенно новая система повышения квалификации учителей по программе Кембриджского университета, независимая сертификация выпускников колледжа и вузов. А так же рост качества высшего образования за счет совершенствования программ, академической мобильности приглашения ежегодно более 1000 лучших зарубежных профессоров, оптимизация вузовской сети и др.

Что необходимо предпринять для преобразования школьной практики? Как преобразовать школьную практику? На эти вопросы ответы найдут на курсах учителей ЦПМ повышения квалификации, открытые на базе Назарбаев Интеллектуальные Школы (НИШ).

На курсах учителя охватывают программу Кембриджа, основная идея которой представляет собой понимание процесса обучения учениками, развитие критического мышления, возрастных различий, особенности работы с талантливыми и одаренными учениками. Но, к сожалению, не все учителя имеют возможность посетить эти курсы…

Мне часто приходилось размышлять о том, что следует изменить в нашей современной школе. Кардинальные изменения в образовании давно назрели, это сейчас понятно каждому педагогу, любящему свою работу. Но ведь не зря народная мудрость гласит: «Хочешь, чтобы твой город стал чистым, прибери свой дом». Не следует ожидать основополагающих решений сверху, нужно начинать реформирование с самих себя, своего класса, своей школы. Мне кажется, что сейчас использование учителями новых подходов в преподавании и обучении в школе, равносильно их посильному вкладу в реформирование системы образования нашей страны. Мы, учителя, можем это сделать, ведь всем нам хочется работать так, чтобы ученики наши с благодарностью вспоминали нас. Но не все так просто. Какими бы энтузиастами мы ни были, но настоящие изменения возможны лишь с улучшением материальной базы школы, с конкретными подвижками в области материально - инструментальной деятельности учителя, то есть достойная оплата труда учителя.

 Вторым пунктом становится необходимость создания современной материальной базы образования, я имею ввиду современное оснащение школы: современные кабинеты физики, химии и биологии, мультимедийные и лингафонные кабинеты, интерактивные доски, подключение широкополосного интернета к каждому классу, возможность использовать на своих уроках цифровые образовательные ресурсы, новые уютные ученические столы и стулья, современные оборудованные актовый и спортивный зал.

Почему я в первую очередь делаю упор на материальное, а не на духовное? Современные педагогические технологии, и в частности использование информационно-коммуникационных технологий в преподавании и обучении, предполагают наличие хорошо оборудованного места учителя. Это помогает высокой интенсивности и продуктивности работы, освобождает время для педагогического поиска и личного творчества.

А вот следующим этапом должно стать широкое внедрение инновационных педагогических технологий и повышение педагогической эффективности. Освобожденный от бесчисленных бумаг учитель сможет осуществить те серьезные изменения в содержании образовании, необходимость которых не понимает лишь слепец. Основанная на ЗУНах парадигма образования, обязательно падет перед приоритетностью в формировании готовности учащихся к практическому использованию имеющихся знаний, помимо формального обладания ими.

Мы обязательно попробуем создать сетевое сообщество, будем совместно с коллегами решать проблемы школы. Изучая преобразования в нашей стране и новые стратегические ориентиры к образованию, появилась необходимость внедрения в практику новых подходов, обеспечивающие профессиональное развитие и проявление творческой активности учителей в сотрудничестве и, как следствие, развитию и успешному обучению учащихся.

А также учитывая, что у учащихся нашей школы низкий уровень саморегуляции, планирую работу по следующим направлениям:

  • Повышение уровня саморегуляции через групповую работу.
  • Выявление талантливых и одаренных детей.
  • Создание условий для внедрения в практику новых подходов.

Со временем основная часть педагогического коллектива нашей школы будет работать внедряя новые подходы, совместно обсуждая свои идеи в сетевом сообществе и решать поставленные задачи.

Какой я вижу свою будущую роль в этой новой школе?

Роль современного учителя все чаще нивелируется, принижается, сводится до уровня бюрократа. Учителя всех уровней погрязли в отчетах, планах, информациях, совещаниях, пятиминутках настолько, что на творчество, креативность зачастую просто не остается сил. А ведь педагог с греческого языка переводится как «вождь детей». То есть тот, кто может взять на себя лидерские функции, стать истинным авторитетом для детей, человеком, за которым дети охотно пойдут, на которого будут равняться. Разумеется, учителей, подобных Янушу Корчаку, немного. Но если не стараться изменить себя, изменить свое отношение к педагогическому процессу, то таких учителей больше и не будет никогда. Меня всегда потрясали слова этого великого человека: «Я существую не для того, чтобы меня любили и мною восхищались, а чтобы самому действовать и любить. Не долг окружающих мне помогать, а я сам обязан заботиться о мире и человеке». (Корчак о себе. http://vp-ch.ru/node/30) Это слова истинного Учителя, настоящего лидера.

Первый шаг на пути к лидерству – это любовь к детям, потом - профессионализм. Профессионализм подразумевает не просто владение своим предметом, а умение обучить ему, заложить в учащихся базу для дальнейшего самостоятельного изучения. Любовь подразумевает, что делать это ты будешь бережно, щадя самолюбие ребенка, не опускаясь до его уровня, а возвышая его до своего.

Используемая литература:

1. Руководство учителя 1-го уровня

2. Корчак о себе. http://vp-ch.ru/node/30

3. http//www.New Acropolis.ru/magazines/5 2005/Deti pregde vsego/

4. http//nsportal.ru/nachalnaya-shkola/raznoe/innovatsionnye-tekhnologii-v-obrazovanii

5. http//znanie/podelise.ru/docs/87537/index-2458.htmt page=3

6. http//www.ol-cbs.ru/resources/bibi-prod/116-2008-.html


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рефлексивный отчет с обоснованием необходимости преобразования школьной практики

Рефлексивный отчет с обоснованием необходимостипреобразования школьной практики...

Рефлексивный отчет с обоснованием необходимости преобразования школьной практики

Рефлексивный отчет с обоснованием необходимостипреобразования школьной практики Состояние образования в современном мире сложно и противоречиво. С одной стороны, образование в 21-м веке стало одн...

Рефлексивный отчет с обоснованием необходимости преобразования школьной практики

Рефлексивный отчет с обоснованием необходимостипреобразования школьной практики Состояние образования в современном мире сложно и противоречиво. С одной стороны, образование в 21-м веке стало одн...

рефлексивный отчет по серии уроков

отчет-наблюдение по серии уроков с применением ИКТ...

Технология проектной деятельности: применение метода проектирования «Зеркало инновационных преобразований в практике» для повышения мотивации учащихся на внеурочной деятельности.

У многих учителей сейчас возникают затруднения с разработкой плана по формированию у учащихся УУД. С чего начать, как правильно построить процесс внедрения этой инновации в практику ведения урока? Оди...

Теоретическое обоснование необходимости обновления образовательной программы начальной школы на основе единого информационного пространства лицея

Использование цифровых образовательных ресурсов является актуальным ответом на требования современного  образовательного стандарта, способствует повышению эффективности образования, позволяет рас...