Славные символы России.
классный час (3, 4 класс) на тему

Варданян Мариа Араики
В разработке классного часа освещены вопросы патриотического воспитания учащихся начальных классов на материале сведений о государственных символах России, представлены групповые задания для детей, интересная информация по теме классного часа.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл klassnyy_chas._slavnye_simvoly_rossii.docx577.47 КБ

Предварительный просмотр:

Сценарий классного часа: «Славные символы России».

Задачи: воспитание у детей уважительного отношения к государственным символам России – флагу, гербу, гимну; формирование любви к Родине.

Оборудование:

  • государственные символы России – флаг, герб, гимн;
  • фотографии Кремля и Красной площади;
  • карта Российской Федерации;
  • репродукции картин русских художников, записи русских народных песен.

Тихо звучит мелодия русской народной песни.

Учитель. Ребята, сегодня мы отправимся с вами в путешествие по нашей стране, побываем на станциях, где узнаем много нового о государственных символах России.

Первая станция – «Символическая». С символами мы встречаемся в жизни постоянно. Символ – это изображение фигур или предметов, выражающих особый символ. Это условное обозначение какого-либо понятия.

К примеру, проходя мимо здания, на котором изображён красный крест, мы сразу понимаем, что это больница. На светофоре загорелся световой сигнал – зелёный человек, это означает, что путь для пешеходов свободен. Всё это – символы.

Свои собственные символы (флаг, герб, гимн) могут иметь различные организации, учебные заведения, спортивные общества.

Групповые задания: придумать и нарисовать символы, которыми можно обозначить понятия:

  • книжный магазин;
  • школа;
  • зоопарк;
  • лесная зона.

Учитель: Флаг, герб, гимн – официальные государственные символы, означающие суверенитет (независимость государства).

Задание: соединить стрелочками название государственного символа и его определение.

Прикреплённое к древку полотнище определённого размера и цвета

Официальная эмблема государства

Торжественная песня

Гимн

Флаг

Герб

- Мы прибываем на следующую станцию – «Наша Родина – Россия».

Россия – это страна, в которой мы живём. Россия занимает первое место по территории среди всех стран мира. В России проживают люди многих национальностей: русские, татары, украинцы, адыгейцы, осетины и другие народы. Столица нашей Родины – город Москва.

Рассматривание карты Российской Федерации.

Наше Отечество, наша Родина – матушка-Россия. Отечеством мы зовём её потому, что в ней испокон веков жили наши отцы и деды. Родиной мы зовём её потому, что здесь мы родились, всё вокруг для нас тут родное. А матушкой – потому что она вскормила, вырастила и, как мать, защищает и бережёт нас.

Заранее подготовленные учащиеся читают стихи.

Цветёт над тихой речкой яблоня.

Сады, задумавшись, стоят.

Какая Родина нарядная,

Она сама как дивный сад!

Играет речка перекатами,

В ней рыба вся из серебра,

Какая Родина богатая,

Не сосчитать её добра!

Бежит волна неторопливая,

Простор полей ласкает глаз.

Какая Родина счастливая,

И это счастье всё для нас!

Звучит мелодия народной песни.

Учитель: Следующая стация – «Герб России». Герб – это особый отличительный знак государства, города, знатной семьи, рода. Ещё в глубокой древности люди придумали знаки и метки, с помощью которых можно было отличить один род от другого. На гербе изображали животных, птиц, стрелы, мечи, кресты и другие предметы. Семейным родовым знаком украшали оружие и доспехи, его чеканили на монетах, ставили на товарах. Этот знак переходил по наследству от отца к сыновьям. Вскоре его стали называть гербом. «Герб» значит «наследство». В прошлом у каждого российского города был свой герб. Он рассказывал о самом главном в судьбе города, о его внешнем облике, об обычаях его жителей. Рассказ вёлся на языке символов – сказочных и настоящих фигур и предметов, расположенных на гербе с особым смыслом.

Расположение и цвет символов на гербах объясняет специальная наука – геральдика.

Герб России представляет собой тёмно-красный щит, на котором изображён золотой двуглавый орёл. На груди орла помещён герб Москвы, он тоже имеет форму щита. Это означает, что Москва – столица могучего Российского государства. В лапах орла – скипетр и держава. Скипетр – это жезл, символ власти. Он украшен резьбой и драгоценными камнями. Держава – это золотой шар с крестом наверху. Корона, скипетр и держава когда-то служили знаками царской власти. Теперь у нас царя нет. Сегодня они напоминают нам о прошлом нашей страны и символизируют независимость России от других государств. На груди орла красный щит с изображением святого Георгия, колющего змея. Крылья орла похожи на солнечные лучи, а сама золотая птица – на солнце. Наш современный герб очень древний. Ему уже более пятисот лет.

- Где мы можем увидеть изображение герба? (Например, он изображён на пограничных столбах, на монетах. Печатью с изображением герба скрепляют все важные документы).

- Как называют всадника, изображённого на гербе? Что вы о нём знаете? Это святой Георгий Победоносец, издавна на Руси почитали этого святого. На Руси его именем часто называли детей – оно известно в двух вариантах: Егор и Юрий.

Согласно легенде, некогда в Палестине жила прекрасная царевна. Но в окрестном озере завёлся страшный змей, которому горожане должны были отдать царевну на съедение. Однако воин по имени Георгий, который был христианином, победил чудовище и спас девушку. Он пронзил чудовище копьём, а конь растоптал змея. Царь – отец девушки и его подданные убедились в силе христианской веры и крестились. Позже Георгий был признан святым, а его почитание распространилось во многих странах.

В России святой считался покровителем воинов и землепашцев. Он на белом коне, за его плечами развевается синий плащ, в правой руке – серебряное копьё, которое помогло ему победить змея. Чёрный змей – символ зла. Он повержен героем. Верный конь топчет змея-дракона копытами. Герб России символизирует красоту и справедливость, победу добра над злом.

Групповые задания:

  • Кто изображён на гербе России?
  • Очертания какого старинного доспеха напоминают герб?
  • Назовите цвета герба.

Учитель: Мы прибыли на станцию «Флаг России». Флаг, как и герб, - отличительный знак, символ государства. Наличие флага указывает на полную независимость государства от других государств, на его самостоятельность. Наш флаг имеет прямоугольную форму и состоит из трёх горизонтальных полос.

- Кто из вас знает, как иначе называется флаг? (Знамя).

Эти слова означают одно и то же, только слово знамя – славянское, а флаг – голландское. Раньше на Руси знамя называли стягом. Знамёна появились ещё в древности – они были у многих древних народов. Раньше в битвах знамёна имели большое значение, поскольку указывали местонахождение военачальников и отдельных отрядов.

- Какие цвета вы видите на нашем флаге? (Белый, синий и красный.)

Эти цвета не случайно появились на нашем флаге. Белый цвет означает мир, чистоту, благородство, синий – небо, верность и правду, красный – храбрость и великодушие. В России эти цвета почитались издавна, все три цвета издавна использовались в народных костюмах. Из белого, синего, красного полотна шили рубахи, женщины носили сарафаны красного и синего цвета.

Бело-синий-красный флаг впервые дал русскому флоту и армии царь Пётр I. Расположение полос отражало древнерусское понимание мира: внизу – мир физический (природный), красный; выше – небесный, синий; ещё выше – мир божественный, белый.

Цвет первых стягов славян был красным. Этот цвет наиболее заметный и яркий. На Руси всё самое красивое называли красным (красна девица, красно солнышко, Красная площадь и т.д.).

- Когда поднимают флаг?

  • Под флагом солдаты идут в бой, чтобы защитить свою родину.
  • Флаг поднимают во время спортивных соревнований в случае победы наших спортсменов.
  • Флаг вывешивают на улицах и зданиях во время торжественных праздников.

Мы должны гордиться нашим флагом – ему уже более трёхсот лет!

Групповые задания:

  • раскрасить флаг России;
  • объяснить, что означают цвета флага;
  • объяснить, зачем нужен флаг;
  • рассказать, где флаг можно увидеть.

Под звуки музыки дети «попадают» на станцию «Гимн России».

Учитель: О каком символе России мы ещё не поговорили? (Гимн.) А вы знаете, что такое гимн? Гимн – это торжественная песня, славящая кого-либо. При исполнении гимна люди обычно встают, мужчины снимают головные уборы. Так проявляется уважение к стране, чей гимн звучит.

Государственный гимн исполняется в особо торжественных случаях, например при награждении победителей международных спортивных соревнований.

Прослушивание музыкальной записи и чтение текста гимна.

«Россия – священная наша держава…» - современный гимн России. Утверждён 30 декабря 2000 года. Его музыка заимствована из гимна Советского Союза А.В. Александрова. Автор слов – С.В. Михалков. Наш гимн величествен, в его словах прославляется наша родина – Россия. Каждый гражданин, а все вы – будущие граждане России, обязан знать свой гимн. Знание гимна своей страны с лучшей стороны характеризует вообще каждого человека.

Групповые задания:

  • назвать авторов стихов и музыки гимна России;
  • в каких случаях исполняют гимн России?
  • какие слова гимна выражают чувство гордости за Родину?
  • какие поэтические слова нашёл автор, чтобы изобразить величие и бескрайность нашей Родины?

Подведение итогов классного часа.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок окружающего мира с использованием компьютерной презентации. Тема: «Славные символы России».

Урок окружающего мира построен в форме учебного сотрудничества. Учащиеся не только приобретают знания по теме, но и учатся работать в коллективе, думать не только о собственном благе, но и о благе тех...

Конспект Урока "Славные символы России"

на уроке использован материал СПС "КонсультантПлюс: Средняя школа"...

Тест по окружающему миру тема Славные символы России

С помощью тестового материала можно быстро и точно оценить зниния учащихся и выявить слабые места....

Классный час во 2 классе "Славные символы России"

Задачи:    Познакомить учащихся с символами страны: флагом, гербом, гимном.Воспитывать чувство любви к своей стране, чувство гордости за нашу страну....

Задания по теме "Мы-граждане России. Славные символы России."

Материал содержит задания по теме "Мы-граждане России. Славные символы России."...

Конспект урока по окружающему миру 4 класс на тему "Славные символы России" (УМК "Школа России")

Цели деятельности учителя: формирование представления о государственных символах.Планируемые результатыПредметные:-знать историю появления государственных символов.-уметь различать государс...

Технологическая карта урока по окружающему миру «Славные символы России», 4 класс (УМК «Школа России»)

Тип урока: «открытие» нового знания Цель урока: формирование представления о государственных символах России (истории их появления, особенностях символов нашего государства); Зад...