Выступление на городском семинаре приуроченном Всемирному дню семьи
методическая разработка на тему

Светлана Александровна Ясновская

День семьи.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Выступление196.19 КБ

Предварительный просмотр:

Взаимодействие семьи и школы во имя личностного развития ребенка

Ясновская С.А.,

заместитель директора по ВР

МОУ СОШ №2

«Сильная личность, яркая личность, зрелая личность»  или просто — Личность — говорим мы.

Первый вопрос, который здесь возникает, это рождаются личностью или становятся?

Человеком рождаются, личностью становятся в процессе социализации. Что такое  социализация для ребенка  это родители-школа-сверстники-знакомые, именно это окружение формирует  личностные качества несовершеннолетних.

Школа и семья – это два социальных института, от согласованных действий, которых зависит эффективность процесса воспитания ребенка. Взаимоотношения семьи и школы важны на всех этапах школьной жизни.

Выделяют три составляющих взаимодействия семьи и школы

  • информирование родителей
  • педагогическое корректирование складывающихся отношений между детьми и взрослыми
  • практическое взаимодействие

Суть взаимодействия семьи и школы заключается в заинтересованности обеих сторон в изучении личности ребенка, раскрытии и развитии скрытого в нем потенциала. В основе такого взаимодействия лежат принципы взаимного доверия, уважения, взаимной поддержки и помощи.

И воспитание, и образование неразделимы. Нельзя воспитывать, не передавая знания, всякое же знание действует воспитательно.

В российском образовании систематически происходят инновационные процессы. На этот раз активно вошли в нашу жизнь ФГОС (Федеральный государственный образовательный стандарт).  Работая по ним можно иначе дать расшифровку аббревиатуры: ФГОС –Ф ундамент Г осударственного  О бразования –С оциализация.

Едва ли кто сегодня задаётся вопросом, зачем нужны образовательные стандарты. Необходимость ФГОС очевидна, так как основной его целью является обучение, развитие и воспитание обучающихся, отвечающих запросам нашего государства, – социализация поколения. Воспитание личности рассматривается как целенаправленная деятельность, ориентированная на создание благоприятных условий для развития фундаментальных ценностей, оказание помощи детям в жизненном самоопределении, социальной адаптации, в гражданском, нравственном и профессиональном становлении. Неслучайно в Концепции духовно-нравственного воспитания школьников, которая входит в ФГОС, конкретно сформулирован идеал современного человека – «высоконравственный, творческий, компетентный гражданин России, принимающий судьбу Отечества как свою личную, осознающий ответственность за настоящее и будущее своей страны, укоренённый в духовных и культурных традициях народов России».

Для формирования такого идеала в новых стандартах предлагается системно-деятельностный подход.

Семьи, из которых приходит ребенок в школу,  неоднородны. Хорошо, если отношения в семье нормальные, разумные. А если с точностью до наоборот?!  Тогда школа может и должна компенсировать всю семейную негативность, чтобы ребенок вырос хорошим человеком, здоровой культурной личностью. Наряду с этим, если семья заложила в ребенке личностные качества, тогда школа просто обязана продолжать развивать эти качества.

ВИДЕО

Личность — это внутренняя свобода и самобытность

Основные черты личности

  • Самостоятельность и независимость
  • Способность к творчеству
  • Активность, целеустремленность
  • Адекватность, чувство юмора
  • Стремление к развитию
  • Четкая система ценностей  и нравственные ориентиры
  • Ответственность за себя и свою жизнь
  • Смелость и верность
  • Достоинство и самоуважение

Надеюсь, я ничего не забыла в характеристике Личности? согласитесь, когда мы говорим о Личности, мы имеем в виду примерно эти черты?

Какие же ценностные установки для развития и воспитания личности современного школьника:

  • Патриотизм
  • Семья
  • Труд и творчество
  • Человечество
  • Искусство и литература
  • Гражданственность
  • Социальная солидарность

Ребенок приходит в ОУ и  у него уже есть свои потребности, интересы,  увлечения. Педагог должен только поддержать развить и продолжить развивать эти задатки. Данный процесс познания интересов ребенка пройдет быстрее и легче, если учитель будет тесно взаимодействовать с семьей,  включать родителей в учебно-воспитательный процесс, во внеурочную досуговую деятельность, сотрудничество.

Совместная внеурочная деятельность родителей и детей многообразна и широка. Данный вид работы предполагает участие родителей как во внеурочной школьной, так и (даже в большей мере) во внеурочной внешкольной жизнедеятельности детей.

Весьма эффективной формой внеурочной деятельности родителей и учащихся являются домашние творческие задания. Такие задания готовятся по различным учебным дисциплинам. Эти задания направлены как на развитие творческих способностей учащихся, так и на формирование опыта партнерства детей с родителями. Не так часто родители бывают реально включены в педагогический процесс. Данная же форма предполагает активное участие взрослых в учебно-воспитательной работе.

В нашем ОУ это происходит так:

родители привлекаются к совместной трудовой деятельности (субботники, сбор макулатуры, озеленение школы);

поддержке  физического здоровья обучающихся  (ежегодные праздники «Папа, мама, я спортивная семья,  эстафеты здоровья)

творческим  мероприятиям (новогодние постановки, конкурсы стихов, рисунков, фестивали изобретений)

вовлечение родителей в совместную деятельность, направленную на патриотическое воспитание (создание исследовательских проектов, участие в акциях)

духовно- нравственное  направление (участие в благотворительных акциях, волонтерских движениях)

поддержка одаренных  детей.

Хочется обратить  внимание, что не взрослый навязывает направление деятельности, а ребенок сам определяет, что ему близко и интересно.

Большую часть времени ребенок проводит в школе и дома, поэтому важно, чтобы взаимодействие педагогов и родителей не противоречили друг другу, а положительно и активно воспринимались ребёнком. Это осуществимо, если педагоги и родители станут союзниками и единомышленниками, заинтересованно и согласовано будут решать проблемы обучения и воспитания. Развитие личности ребенка дадут положительный результат, если семья и школа разработают единые принципы работы, в нашей школе они следующие:

первый-принцип согласия;

второй –принцип сопряжения;

третий-принцип сопереживания;

четвертый-принцип сопричастия;

пятый-принцип содеянности

если эти принципы будут выполняться, то результат будет положительный и ребёнок совместными усилиями школы и семьи станет гармонично развитой личностью.

В своей работе  мы отработали  алгоритм взаимодействия с родителями :

1.Школа  (классный руководитель) информирует семью о планах работы

                       семья оценивает влияние  данной работы на детей,

.2школа (классный руководитель) раскрывает сложные проблемы,                                                

                            семья определяет меру содействия решению их,

3.школа (классный руководитель) приглашает принять участие в деле,

                          семья откликается на приглашение, участвует,

4.школа (классный руководитель) сообщает о необходимости помощи,

                      семья предлагает помощь, выдвигает предложения,

5.школа  (класс) организует общее дело,

                                   семья участвует в общих делах.

В работе по организации совместной работы семьи и школы по созданию условий  личностного развития учащихся в нашей школе разработаны следующие направления

1.        Совместная организация мероприятий в классах

2.        Организация личного участия родителей в проведении мероприятий

3.        Вовлечение родителей в совместную исследовательскую, проектную деятельность

4.        Привлечение родителей к определению  перспектив развития своего ребенка и разработке программы совместной деятельности

5.        Привлечение родителей планирования воспитательной работы в классе

6.        Привлечение родителей к разрешению возникших в классе учебных или воспитательных проблем

7.        Создание в школе газеты, где освещались бы проблемы воспитания и достижения родителей учащихся школы в воспитании детей

8.        Пропаганда успехов и достижений родителей в воспитании детей через районную газету

9.        Организация совместных «круглых столов» по проблемам воспитания

10.        Разработка и проведение системы тренингов, практических семинаров для родителей учащихся школы

11.        Проведение просветительской деятельности по вопросам воспитания с учетом интересов родителей

12.        Организация консультаций для родителей

13.        Привлечение родителей к организации каникулярного отдыха и летней занятости учащихся.

Любому обществу нужны одаренные люди, и задача общества состоит в том, чтобы рассмотреть и развить способности всех его представителей. Организация воспитательной работы должна быть нацелена на то, чтобы побудить и вызвать потребность у школьника изменить себя. Найти и развить в себе личность. И в этом ему могут помочь грамотные скорректированные действия семьи и школы.

В каждом ребенке солнце, только дайте ему светить.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Выступление на городском семинаре "Совместная работа классного руководителя и педагога-психолога"

В современной школе встают новые проблемы перед педагогическим  коллективом и отдельно взятым специалистом. Эти проблемы, встающие ежедневно перед нами, носят как объективный, так и субъективный ...

Выступление на ГОРОДСКОЙ СЕМИНАР ДЛЯ ЗАМЕСТИТЕЛЕЙ ДИРЕКТОРОВ ПО УВР, СЛУШАТЕЛЕЙ ГОДИЧНЫХ КУРСОВ АППО(КАФЕДРА КОРРЕКЦИОННОЙ ПЕДАГОГИКИ) по теме: ФГОС, РЕАЛИЗАЦИЯ

Образовательная программа начального общего образования, первый год реализации Выступление на ГОРОДСКОм СЕМИНАРе ДЛЯ ЗАМЕСТИТЕЛЕЙ ДИРЕКТОРОВ ПО УВР, СЛУШАТЕЛЕЙ ГОДИЧНЫХ КУРСОВ АППО(КАФЕДРА КО...

Выступление на городском семинаре.

Сообщение по теме "Применение ИКТ на уроках в начальной школе" подготовлено для выступления на городском семинаре. К выступлению подготовлена презантация....

Презентация к выступлению на городском семинаре " Дифференцированное обучение в начальной школе"

Презентация к выступлению на городском семинаре "Дифференцированное обучение". Цель; познакомить учителей с приёмами опроса, подачи домашнего задания и оценивания....

Выступление на городском семинаре;"Приёмы дифференцированного обучения"

Выступление на городском семинаре Дифференцированное обучение младших школьников"...

Выступление на городском семинаре «Проектная деятельность на уроках и во внеурочное время» (работа в группах)

Ведущее место среди инновационных средств работы с учениками на сегодняшний день принадлежит методу проектов.Успешное взаимодействие в группе, умение устанавливать контакты с различными людь...

Выступление на городском семинаре "Организация работы с Портфолио ученика"

Выступление "Организация работы с Портфолио ученика"...