Классный час по теме: Домашняя экология
классный час (4 класс) на тему

Сердитова Людмила Васильевна

Данное мероприятие составлено в контексте создания единого образовательно-воспитательного пространства для обеспечения  полноценного развития детей  на основе ФГОС.

Форма проведения:  классный час по теме «Домашняя экология». Занятие включает в себя  релаксационную паузу, мозговой штурм, работу в  группах во взаимодействии и ролевое моделирование.

Занятие предназначено для детей 11 лет (IV класс).

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл serditova_l.v._domashnyaya_ekologiya.docx720.8 КБ

Предварительный просмотр:

   

МБОУ «Средняя общеобразовательная школа» с. Объячево

 Домашняя экология.

Автор: Сердитова Людмила Васильевна

 учитель начальных классов

Возраст учащихся 11 лет (4 класс)

 

2017

Аннотация

Данное мероприятие составлено в контексте создания единого образовательно-воспитательного пространства для обеспечения  полноценного развития детей  на основе ФГОС.

Форма проведения:  классный час по теме «Домашняя экология». Занятие включает в себя  релаксационную паузу, мозговой штурм, работу в  группах во взаимодействии и ролевое моделирование.

Занятие предназначено для детей 11 лет (IV класс).

 План проведения занятия:

Этапы

Время

  1. Открытие занятия.
  1. Релаксационная пауза
  2. Мозговой штурм

3 мин.

3 мин.

  1. Введение новой информации по проблеме, теме

10 мин.

  1. Работа в группах обучения во  взаимодействии (разработка проблемы, выработка решения)

10 мин.

  1. Ролевое моделирование (работа для получения опыта в использовании в жизни; рабочие листки )

15 мин.

  1. Итог занятия. Рефлексия (способ оценки своей деятельности на занятии).   СИНКВЕЙН.

5 мин.

Цель занятия:  познакомить с проблемой загрязнения планеты бытовым мусором и объяснить, как человек может уменьшить вред, наносимый им природе.

Задачи:

1.Познакомить с  видами бытовых отходов и способами их утилизации; осознание бережного отношения к окружающей природе и решение проблемы загрязнения планеты Земля

 

2.Развивать   умение  формулировать предположения и приводить информацию, соответствующую поставленному вопросу (теме).

Ход  занятия

  • Открытие занятия 3 мин.

  1. Релаксационная пауза  «Домик»

Желтый цвет – тепло дома, цвет солнца, энергии.

Учитель: - Пусть  и в нашем  классе сегодня будет тепло, а урок пройдет в   теплой атмосфере.

Красный цвет – праздничный; дома тоже бывают праздники.

Учитель: - Пусть и урок наш будет особенным, праздничным, запоминающимся.

Синий цвет – цвет воды, без воды в доме плохо жить. Вода – основа жизни.

Учитель: - Пусть и занятие будет познавательным. Пусть каждый получит хоть капельку новой информации.

(И так далее, рассматриваются все цвета, которые выбрали учащиеся. При повторении цветов - дети дополняют друг друга).

Учитель: - Цель нашего занятия сделать его познавательным, теплым и запоминающимся.

  1. Мозговой штурм 3 мин.

- Ребята сегодня у нас не совсем обычное занятие. Наш разговор коснется  экологических  проблем  планеты  Земля. Внимание, загадка.  

Банки, бумаги, пенопласт

Всюду это видит глаз,

Все, что нам не пригождается

Этим словом называется…(Мусор)

-Сегодня, решая учебные задачи, мы с вами постараемся очистить модель планеты Земля от бытового и прочего мусора. Каждый раз,  когда вы будете давать точный  ответ на вопрос, мы будем убирать частичку мусора с модели, пока она не очистится совсем.

  -Мы поговорим о том, что такое домашняя экология. Скажите, как вы понимаете слово «экология»? Люди должны знать правду о своем доме, сохранять и беречь его. Всем живым существам нужен чистый воздух - чтобы дышать, кристально чистая вода - чтобы пить, и красота  всей природы, чтобы жить! Здоровая планета - здоровые мы!

-Какие представления у вас возникают, когда вы слышите слово «экология»?

Учитель фиксирует на доске:

 

 Мир в чистоте                                                          

 

 Правила поведения в природе       и т.д.  

- Это понятие «экология » нам стало знакомо с детства. Значение этого слова так близко и понятно для нас, также как и значение слов «хлеб», «вода». Что же на самом деле оно обозначает? Давайте сейчас мы обозначим вопросы, которые интересуют вас по этой теме, и по ходу занятия попытаемся дать на них ответ.

Примерные вопросы:

  1. Чем занимается наука «Экология»?
  2. Может ли домашнее хозяйство влиять на экологическую обстановку?
  3. Задумываетесь ли вы и ваши родители о загрязнении природы мусором?
  4. Какие меры можно принять, чтобы сохранить природу?

  1. Введение информации по теме 12 мин.

 - Используя энциклопедию, толковый и электронный словарь наши ребята объяснят нам значение слова «экология» (объяснение). Вот мы и ответили на первый вопрос, мы убираем мусор с модели.

 - В последнее время все больше людей обеспокоено состоянием окружающей среды.  А ведь каждый живущий на Земле человек может внести свой посильный вклад в дело охраны природы. Причем для этого совершенно не обязательно выезжать в лес, к реке, в поле. Вот какие «вредности»  можно ожидать от мусора.  Человечество пользуется природными ресурсами постоянно и везде.  А вот всегда ли это пользование рационально?

Как вы понимаете это слово? (целесообразно, экономно, разумно)

 Домашнее хозяйство – это тоже потребление природных ресурсов, изменив его в

экологическую сторону, каждый из нас способен изменить ситуацию на планете к лучшему, особенно если будет действовать не в одиночку, а сумеет приобщить к своему новому поведению друзей и знакомых.

Вопрос: Может ли домашнее хозяйство влиять на экологию?

(Ответы детей)

 -Рассмотрим это на примере воды, которая является невосполнимым продуктом. Мы потребляем много воды, в среднем 300 литров в день. Но нам необходимо выпивать лишь около 5 литров чистой воды, все остальное расходуется на другие бытовые нужды. А ведь на каждый литр воды, проходящей чрез кран, затрачены большие ресурсы. Вполне реально каждому сократить использование воды на 20 %. А как? Подумайте и  предложите способы экономии воды? (Ответы детей)

-На этот вопрос знают точный ответ команда экологов нашего класса, они нам об этом сейчас  расскажут.

 1 эколог: Например, при мытье в ванне расходуется 150 – 180 литров, а если принимать душ, воды потребуется в три раза меньше. А еще можно пользоваться стаканом для полоскания рта при чистке зубов, мыть посуду не под струей воды, а в раковине, закрыв отверстие пробкой, обязательно устранить течи в кранах и других сантехнических приборах. Так за год вы сможете сэкономить целое озеро диаметром 200 метров и глубиной 2 метра.

   2 эколог: Кроме этого, вы также экономите химикаты, которые используются для очистки воды, и энергию, которая используется на ее нагрев и перекачку. И ни в коем случае нельзя сливать в канализацию остатки красок, растворителей, машинных масел. Это также ведет к загрязнению воды.

         Самая   главная проблема  –   мусор. Ежедневно в городах образуется огромное количество бытовых отходов.

 3 эколог: Статистика показывает, что количество мусора растет с каждым днем, а значит необходимо тратить на его уничтожение все больше денег. А теперь представьте, что на том месте, где находятся свалки, могли быть разбиты парки,  могли расти леса.

-Как же сократить это безумное количество выбрасываемого мусора? К тому же многие виды мусора становятся серьезной проблемой для окружающей среды.

Давайте поработаем в парах и определим, какой вред приносит мусор.

Название мусора

Вред

батарейки, пластмассы, автомобильные аккумуляторы

попадая в природную среду они

начинают выделять ядовитые вещества, которые попадают в реки и грунтовые воды

полиэтилен

при сжигании выделяют в атмосферу диоксины – ядовитые вещества

пластиковые бутылки

многие химические соединения разлагаются крайне медленно

-А вы знаете, что бумага разлагается в природе –более 2 лет, консервные банки более 30 лет, стекло- более 100лет, а полиэтиленовый пакет – более 200 лет!

 -Откуда же берется мусор? Его производит сам человек, вся созданная человеком

промышленность производит сначала продукты пользования, которые затем становятся мусором. Как же с ним бороться?

 Из одной тонны тряпья при переработке получают 600метров ткани. Сколько метров ткани можно получить из 250 тонн тряпья? 600*250 =150 000 Вывод: Любой ненужной вещи можно подарить вторую жизнь.

  -Давайте попробуем разделить на группы следующие  предметы:

1 группа: продукты длительного потребления. Какие карточки отнесем к этой группе?   (автомашины, телевизоры, холодильники, велосипеды)

2 группа: продукты,  которые используются от года до пяти лет. Что отнесем к этой группе? (обувь, одежда, предметы домашнего обихода)

3 группа:  то, что используется неделю, месяц, а иногда всего один день (электрические лампочки, тюбики с зубной пастой) 

- Все эти вещи рано или поздно становятся отходами.

Вопрос: А как у вас дома обращаются с мусором?  И задумываетесь ли вы и ваши родители о загрязнении природы мусором?(Ответы детей) Как уменьшить количество отходов?

1 эколог: Надо отказаться от ненужного потребления. Вместо одноразовых предметов применять более долговечные, ремонтировать старые, но пригодные вещи, передавать нуждающимся те вещи, которыми вы не пользуетесь.

 2 эколог:  Обязательно необходимо сдавать в переработку металл и бумагу, это поможет также сохранить энергию, которой при вторичной переработке тратится намного меньше. Пищевые и садовые отходы – прекрасный материал для приготовления компоста, который можно использовать на садовом участке и для комнатных растений.

3 эколог: Кроме этого, постарайтесь не покупать дополнительный мусор. Если вы будете иметь с собой дополнительную сумку, то не будете использовать полиэтиленовые пакеты. 5–6 полиэтиленовых пакетов в неделю, не отправленных в мусорный бачок, означает 55 неистраченных литров нефти в год, что на 150 кг в год сокращает выбросы углекислого и других газов, создающих парниковый эффект. При покупке товара выбирайте товар в многоразовой упаковке или в упаковке, подлежащей переработке.

 1 эколог:  И уж, конечно, не стоит покупать вещи, содержащие ядохимикаты, а постараться найти им замену. Заменить обычные лампочки на люминесцентные – более долговечные. При совершении покупок не выбрасывайте полиэтиленовые пакеты, используйте их повторно, этим вы также уменьшите загрязнение природы. Обращайте внимание на маркировку товара. Сейчас появились знаки, говорящие об опасности товара для окружающей среды, старайтесь избегать покупки таких товаров.

 2 эколог: И самое главное: не надо разбрасываться мусором. Для утилизации мусора – твердых бытовых отходов (ТБО) существуют специальные полигоны, но для того, чтобы мусор туда попал, его надо собрать в специально установленный контейнер. Следовательно, когда вы выходите в места отдыха – пляжи, парки, лес, нельзя оставлять там мусор. Он будет отравлять землю и воду.

  3 эколог: Посмотрите вокруг, почему бы ни сделать свой двор, микрорайон более чистым и более зеленым. Объединившись с соседями, вы можете преобразить свой микрорайон и свой город. А соблюдение всех перечисленных правил позволит вам не только внести большой вклад в дело охраны природы, но и существенно сэкономить свои деньги.

-Вот мы и ответили на этот вопрос, модель планеты вновь стала чистой.

  1. Работа в группах во взаимодействии

(учитель предлагает детям придумать, как они могут помочь справиться с отходами)

Возможные варианты:

*выявлять несанкционированные свалки и сообщать о них экологической службе;

* организовывать сбор макулатуры и металлолома;

*выпустить листовки о вреде мусора для населения;

* рассказать младшим школьникам о том, как надо обращаться с отходами;

*организовать субботник по сбору мусора в местах отдыха и т.д., и т.п.

   4. Ролевое моделирование. 15 мин.

 

Придумать диафильм на заданную тему. Ребятам предложены заголовки,     рисунки – необходимо сформировать из подготовленного материала диафильм для населения на тему: «Как было и …как стало».

-Эти дифильмы мы вывесим на информационном стенде в центре нашего села, чтобы население знало о том, как нужно действовать и бороться с мусором,  отходами.

  1.  Итог занятия. Рефлексия. 5 мин.

- Итак, ребята, сегодня мы с вами познакомились с новой информацией о  домашней экологии. Мы ответили на все интересующие вас вопросы. Надеемся, что это вам пригодится все это  в жизни. И небольшая рефлексия.  

СИНКВЕЙН

  • Загрязнение планеты
  •  Опасное, угрожающее
  • Решили, узнали, будем беречь    
  •  Отходам – бой!!!  
  • Домашняя экология  

ЛИТЕРАТУРА:

  1. Игры: Сб./ Под ред. В.В. Петрусинского. -  М.: Новая школа, 1994 г.
  2. Осорина М.В. Секретный мир детей в пространстве мира взрослых. – СПб.: Питер, 2001. (Серия «Мастера психологии».)
  3. Самоукина Н. Игры, в которые играют… - Дубна: Феникс, 2000 г.

             

 

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Классный час на тему экологии: "Берегите природу!"

Классный час на данную тему помогает расширять представления ребенка  об окружающем нас мире, способствует воспитанию патриотизма и гуманного отношения к родной природе....

Материал к классному часу на тему: «Экология»

Материал к классному часу на тему: «Экология»...

Классный час на тему "Экология и культура"

Материал содерждит разработку конспекта классного часа для 2 класса....

Классный час по теме «2017 год - год экологии»

5 января 2016 года Владимир Владимирович Путин подписал Указ о проведении в 2017 году в Российской Федерации Года экологии. В связи с этим был проведен классный час по этой теме....

Классный час на тему"Что такое экология"

Разработка классного часа на тему "Что такое экология"...

Классный час по теме "Домашние опасности"

Классный час по теме "Домашние опасности"...

Конспект классного часа+раздатка. Тема: «Домашние животные и правила их содержания», 3 класс

Конспект занятия«Домашние животные и правила их содержания» Цель деятельности учителя:  формировать представление о роли животных в жизни человека, воспитать у детей общечеловече...