Интеграция двигательной и речевой деятельности в процессе физического воспитания дошкольников»
методическая разработка на тему

Попова Людмила Владимировна

Консультация для воспитателей "Интеграция двигательной и речевой деятельности в процессе  физического воспитания дошкольников» 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konsultatsiya_integratsiya_dvigat_i_rechev_deyatelnosti.docx14.67 КБ

Предварительный просмотр:

«Интеграция двигательной и речевой деятельности в процессе  физического воспитания дошкольников»

Воспитатель: Попова Л.В.

Физическое воспитание и речевое развитие дошкольников – важные направления в организации образовательного процесса ДОУ, т.к. целевые ориентиры ФГОС ДО четко определяют, что у выпускника детского сада:

- развита крупная и мелкая моторика, он может контролировать свои движения и управлять ими;

- достаточно хорошее владение устной речью, заложены предпосылки грамотности.

 Многие учёные-психологи, исследуя физическое состояние детей с нарушением речи, отмечают у них недоразвитие мелкой и общей моторики, нарушение координации и регуляции движений, отсутствие необходимого двигательного опыта. А следовательно, эти области развития неразрывно связаны друг с другом. В связи с этим наша задача не только выявить у ребенка нарушения в речевом развитии, но и увидеть потенциальные возможности физического развития детей с целью коррекции речевых нарушений. Среди организованных видов двигательной активности для дошкольников огромное значение имеют игры, игровые упражнения, игровые разминки с речевым сопровождением, считалки. Участие в игровых заданиях различной интенсивности позволяет преодолевать недостатки в нарушение речи и осваивать жизненно важные двигательные умения в ходьбе, беге, прыжках, равновесии, лазанье, метании. Выполнение движений сопровождается использованием речевых материалов. Так, например, дети младшего дошкольного возраста проговаривают и усваивают слова, обозначающие движения, учатся применять их в подвижных играх, упражнениях. Использование речевого материала должно быть хорошо продумано, чтобы не снижать двигательную активность детей. Чем выше двигательная активность ребёнка, тем лучше развивается его речь. Точное динамичное выполнение упражнений для ног, рук, головы, туловища совершенствует движение артикуляционных органов: губ, языка, нижней челюсти и т. д. Для дошкольников проговаривание стихов, считалок и другого речевого материала одновременно с движениями обладает рядом преимуществ: речь ритмизуется движениями, становится более громкой, чёткой и эмоциональной. Установлено, что на формирование речи влияют: моторика мелких мышц кисти, координационные способности, дыхание, осанка, зрительно-двигательная координация. Для успешной коррекции речевых нарушений необходимо сочетание элементов речевой подготовки с развитием двигательных способностей детей.

Основу работы по интеграции речевой и двигательной деятельности детей составляют специально организованные формы физического воспитания. Это:

1. Утренняя гимнастика, которая позволяет обрести положительное эмоциональное состояние и хороший тонус  на весь день.

 2. Гимнастика для стимуляции деятельности речевых центров (элементы логоритмики – движения, сочетающиеся с речевым сопровождением, упражнения РАЗ). При выполнении таких движений в игровой форме дети ритмично, красиво и без напряжения двигаются.

3. Релаксация- особые упражнения на расслаблении мышц рук, ног, туловища, успокаивающие детей и снимающие мышечное и эмоциональное напряжение, что является главным условием для естественной речи.

4. Подвижные игры- незаменимое средство пополнения ребенком знаний и представлений об окружающем мире, развитие смекалки, ловкости, сноровки, морально- волевых качеств. В играх дети очень хорошо осваивают и развивают свою речь.                                                                                                  

 В заключении хотелось бы отметить, что речь и движения очень тесно связаны, и дополняют друг друга. Интеграция двигательной и речевой деятельности способствует расширению объема двигательных умений и навыков, улучшает координацию движений, ориентировку в пространстве, чувство ритма; развивает основные психические процессы, память, внимание, мышление.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Патриотическое воспитание дошкольников и младших школьников с ТНР средствами краеведо-туристской деятельности

формирование всесторонне развитой личности средствами туризма и краеведения, истории; создание ус­ловий для самореализации, социальной адаптации, оздоровления, мотивационного творческого развития...

Роль проектной деятельности воспитателя в экологическом воспитании дошкольников

Данным материалом могут воспользоваться воспитатели детских садов....

Интеграция двигательной и речевой деятельности в процессе физического воспитания дошкольников

презентация "Интеграция двигательной и речевой деятельностив процессе  физического воспитания дошкольников"...

Экологическое воспитание дошкольников с использованием проектной деятельности

Экологическое воспитание дошкольников с использованием проектной деятельности...

Конспект родительского собрания в старшей группе «Опытно-экспериментальная деятельность в детском саду и дома, как метод экологического воспитания дошкольников.»

Повысить уровень знаний родителей о экспериментально – исследовательской деятельности в детском саду и в домашних условиях, как средства развития познавательной.        ...

Мастер - класс для воспитателей по опытно- экспериментальной деятельности, как элемент экологического воспитания дошкольников

1.Показать, как можно использовать опыты в экспериментальнойдеятельности детей.2. Развивать познавательный интерес к окружающему миру, умениеделиться приобретенным опытом с другими людьми....

Интеграция урочной и внеурочной деятельности в процессе гражданско-патриотического воспитания личности

Доклад на тему"Интеграция урочной и внеурочной деятельности в процессе гражданско-патриотического воспитания личности"...