методическая разработка " Маленькое чудо природы"
методическая разработка (4 класс) на тему

  В каждом городе, поселке, деревне есть свои родники с чистейшей водой и удивительной историей их возникновения.

Наверное, каждому человеку приходилось видеть это маленькое чудо, выбивающийся из земли или трещины в скале родник. Как приятно в жаркий день усталому путнику утолить жажду пригоршней хрустально чистой и необыкновенно вкусной родниковой воды. Откуда же она взялась? В каких тайниках земли храниться этот нескончаемый запас бесцветной прозрачной влаги?

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл metodrazrabotka_-_kopiya.docx615.05 КБ

Предварительный просмотр:

 

Внеклассное занятие на тему:

« Маленькое чудо природы »

E:\DSC07501.JPG 

Цель:

- расширение представления о роли воды в жизни человека,   как жизненно важного ресурса и драгоценного дара природы;

- выяснить являются ли родники памятниками природы;

 - познакомить с историей родника в д. Петричата.

Задачи:

-  способствовать развитию мышления, анализу полученных знаний, выделения главного, обобщения и систематизации;

- способствовать формированию экологической культуры посредством бережного отношения к воде;

- развивать интеллектуальные способности учащихся, познавательный интерес к изучению природы.

Оборудование:

презентация, фотографии и рисунки детей с родниками, плакат «Капля воды дороже золота», экологические знаки «Сохраним родники», музыкальное сопровождение (звуки водопада, журчание ручья, щебетание птиц)

Предварительная подготовка:

- работа с литературой в районной библиотеке;

- использование публикаций в местных средствах массовой информации;

- встречи с местными жителями;

- использование интернет ресурсов;

- проведение конкурса рисунков "  Берегите воду"

- постановка экологической сказки;

- организация экскурсий на  освященные родники, расположенные в  Новоторъяльском районе.

Методы:

- беседы.

- анализ,

- обобщение,

- рассказ.

  "Вода, у тебя нет ни вкуса, ни цвета, ни запаха, тобой наслаждаются, не ведая, что ты такое. Нельзя сказать, что ты необходима для жизни: ты – сама жизнь..."

Антуан де Сент-Экзюпери.

  Часто случается, что люди не замечают, что проходят мимо чудес природы, которые не что иное, как волшебная сказка, интересная и поучительная для всех. Одним из таких чудес природы являются родники. Вода родника заменяла нам колодец, а остальную воду дарила лугам и речке. Никто не знает, с каких пор родниковая струйка с таким неугомонным усердием вытекает из земли, что место рождения водяной жилки не когда не зарастает,  превращается в ямочку с песчаным донышком, напоминающую воронку. Они тоже питают речку своей студеной свежестью.

   Моя бабушка раньше жила  в небольшой деревеньке Петричата Новоторъяльского района республики Марий Эл. Это деревня, где осталось несколько жилых домов, где очень красивая природа и родник, с удивительно чистой вкусной водой.

  В каждом городе, поселке, деревне есть свои родники с чистейшей водой и удивительной историей их возникновения.

Наверное, каждому человеку приходилось видеть это маленькое чудо, выбивающийся из земли или трещины в скале родник. Как приятно в жаркий день усталому путнику утолить жажду пригоршней хрустально чистой и необыкновенно вкусной родниковой воды. Откуда же она взялась? В каких тайниках земли храниться этот нескончаемый запас бесцветной прозрачной влаги?

Слайд7

Ученик: Маленькие светлые ключики, пульсирующие из глубины земли, питают все большие и маленькие реки.  «Ничего в нём нет, а хочется  смотреть, не отрывая глаз. В маленьком водном источнике заключена великая сила природы над нами простыми людьми».  

 Некоторые родники представляют собой уникальные природные объекты, имеющие значительную научную ценность как памятники природы.

  Я провела анкетирование, цель которого выявить значение родников в жизни людей.

В нем участвовало 18 человек разного возраста.

При сравнении ответов людей старшего поколения и подростков, оказалось, что они очень похожи, а это свидетельствует об адекватном восприятии подростков окружающего мира, окружающей действительности.

Большинство  отмечают, что вода в этом роднике достаточно чистая и ее не надо кипятить. Каждый, из респондентов, высказывает мысль о том, что  власти не уделяют   внимания на  благоустройство родника. Благодаря любви и заботе местных жителей их вере в волшебную силу воды многие заброшенные родники превратились в сказочно красивые уголки, где совсем незнакомые друг другу люди,  могут часами просидеть на лавочках у родника, общаться, слушать журчание воды.

Расположенные вблизи населенных пунктов, они, как правило, представляют историческую ценность, поскольку в ранний исторический период часто определяли место будущего поселения. Отрадно осознавать, что такой родник есть и на территории деревни Петричата. Чтобы узнать является ли родники памятником природы, мы обратились с этим вопросом к знакомым, прохожим. Что же я  увидела:

Слайд 12

из 38 опрошенных да-29, нет-9

 

  Меня  заинтересовал родник, который расположен в д. Петричата.

Я решила собрать материал об этом роднике, но сведений о нем очень мало, поэтому обратились за помощью к местным жителям. Для выполнения поставленной цели  я  побеседовала со старожилами деревни. Вот, что рассказали мне  

Царегородцев Павел Яковлевич

" Мне уже 60. Всю свою жизнь я живу в этой деревне. Все жители нашей деревни использовали воду родника для приготовления пищи и для питья. Деревня названа в честь первых жителей Егора Петрова (раньше назывались Петриченки, позже Петричата). Деревня односторонняя, посредине деревни большой овраг, он называется Марьин луг, жителям этой деревни   не составляло особого труда использовать своих целях воду родника. Летом ее носили домой при помощи коромысла. Даже детей приучали так носить воду. Это значительно легче, чем в руках, хотя надо иметь определенные навыки. Зимой воду возили в флягах на санках. В 70-е годы большое внимание уделялось благоустройству деревень и улучшению жизни односельчан. Вот и решили от родника сделать водопровод. Поначалу все было хорошо. И интерес к роднику пропал. Зачем идти к роднику, если можно подойти к колонке на улице и без особых затрат физической силы, набрать ведро желанной воды. И наш родник в этот период оказался, как и сотни других, заброшенным. Но прошло время, и люди поняли, что вкус водопроводной воды хуже. К тому же жители очень часто жаловались   на перебои с водой из-за поломки насосов и труб, на ремонт которых не хватало денег, а когда закрыли животноводческий комплекс, принадлежащий СПТУ, жители деревни остались без воды. Вот тогда вспомнили про родник, его вкусную, чистую и всегда прохладную воду.

 

Из рассказа Садовиной Светланы Никандровны:

" До замужества я жила в этой деревне. Родник помню с детства. Родители заставляли носить воду из родника не только для питья, но летом и для полива огорода. В детстве мы не понимали, как это вода  может быть вкусной. Мы думали, что вода везде одинаковая. Но все познается в сравнении. И уже, будучи взрослой, попробовав водопроводной воды, я поняла, что действительно вода нашего родника имеет особый, неповторимый вкус. И хотя сейчас есть водопровод.для питья очень часто мы используем родниковую воду. Жители близлежащих деревень тоже приезжают к роднику, чтобы запастись чистой, холодной водицей"

        Также мы узнали, что когда-то при  нашей школе был летний трудовой лагерь.

 

Из рассказа Яриковой Людмилы Борисовны:

" Я помню, как у родника располагался летний трудовой лагерь для детей, которые учились и воспитывались в Новоторъяльской  школе - интернат, была расположена полевая кухня, в которой готовили обеды. Воду кухни брали из родника. Дети с радостью и восторгом в жаркий день плескались стеной водой и что интересно пили воду из родника и никогда не болели. Она всегда чистая и вкусная. Воду для кухни брали из родника. От кухни шел приятный запах супа, аромат травяного чая по всей деревне".

Ведерникова Светлана Вячеславовна добавила:

" К роднику приезжают жители не только Новоторъяльского района, но из разных городов, особенно бывшие выпускники школы - интернат, летом был мужчина со своими взрослыми детьми и внуками, он сказал, что это место мне сниться во сне".

                       

Я  узнала, что 22 мая 2012 года в нашем районе состоялся Крестный ход в честь св. Николая Чудотворца по маршруту " Елембаево - Петричата".

У  деревни Петричата, у родника раньше была часовня и до настоящего времени сохранилась старинная икона св. Николая Чудотворца. У источника 22 мая  состоялся водосвятный молебен.

После молебна отец Сергий благословил всех участников облиться ледяной святой водицей. Она одновременно манила и пугала паломников. Так стараниями отца Сергия и местных жителей у петричатцев есть праздник  -

 День деревни " Весенний Никола"

Но родник не радовал людей своим внешним видом. Необходимо было повести работу по его очистке и благоустройству. Началом послужило корыто  для полоскания белья, а позже по инициативе братьев Егошиных Олега, Василия, Алексея, Юрия благодаря их трудолюбию и заботе о местных жителях был изготовлен сруб.

Сейчас это поистине уникальный уголок деревни, привлекающий к себе людей разного возраста.

E:\DSC07498.JPG

Послушав рассказы жителей, я пришла к выводу, что необходимо

исследовать современное состояние родника и прилегающей территории.

Побывав на роднике, осмотрев окрестности, найдя необходимую литературу по данной теме, я  составила физико-географическую характеристику исследования и дала оценку экологического состояния родника.

  Паспорт родника  [3]

 

Живой родник, с живой водою

Природой нам подарен он,

И мы сберечь должны с тобою,

И людям тем большой поклон,

Кто родники оберегает,

И чтит природные дары,

От всех невзгод родник спасает.

Как светлый лучик доброты

М.Г. Прохорова

 

 

  Родник, действительно, являются памятниками природы.  

Сейчас родник является местом отдыха. Именно вблизи него душа отдыхает от забот, обретает покой и бодрость. Так же он является источником жизни, так как все живое без воды жить не может.

Петричатский родник относится к святым источникам, необходимо обратить особое внимание на состояние окружающей территории вокруг родника.

 

Бережное отношение к родникам должно стать делом каждого и всех.

Общими усилиями мы должны сохранить нашу природу, сберечь родники, тогда они будут долго служить людям, щедро отдавая свое богатство - чистую воду.

 

 

Библиографический список

Бобылева Л.Д. "Практика экологического воспитания школьников/ //Биология в школе.- 1994. -№ 3

Вагина Т.Б. Природные объекты /Биология в школе Лукина А.К.// -2003-  №3

Целебный источник // Сельская новь.-  17 октября.  - 2002

 Святыни нашего края // Сельская новь.- 15 июня. - 2012

К источнику - за здоровьем телесным и утешением душевным //Сельская новь. - 13 ноября.- 2009  

Вийпамаш //Сельская новь. - 8 декабря. -2013

Паспорт родника.

Название- источник св. Николая Чудотворца.

Район - Новоторъяльский

Населенный пункт - д. Петричата

Местонахождение родника - овраг, посредине деревни, ведущий к реке

1. Геологические условия выхода воды

Характеристика пласта, из которого вытекает подземная вода - глина

Тип родника - восходящий (сильный напор)

Постоянно действующий

характер истечения - выход из стенки склона

Высота источника над уровнем воды к  ближайшему водоему - 95 см.

2. Расстояние до ближайшего водоема - 4 метра

3. Растительность вблизи родника - ольха, осина, береза, малина, осока.

4. Животный мир - насекомые, птицы, земноводные

Мы обратились в СЭС, чтобы узнать, чем богата вода родника,  в центр экологии, но там нет таких сведений, поэтому опыты мы провели в школьной лаборатории, в этом нам помогла наш преподаватель химик - биолог

Петухова Н.М.

5. Физические особенности воды родника.

Определение температуры воды.

Водный термометр опустили в воду, только взятую из родника на две минуты. Не вынимая термометра, определили температуру воды. Она составила +6С

Исследования цветности воды

В прозрачные стеклянные пробирки наливали исследуемую воду, рассматривали на цвету и определяли  цветность. Результат показал, что вода в роднике прозрачная.

Исследования мутности воды.

Взболтали воду,налили ее в пробирки, чтобы высота воды была 10 см., Рассмотрели воду на свету и выяснили, что мутность очень слабая.

Определение прозрачности воды

На газету ставили градуированные цилиндры с плоским дном и постепенно наливали воду, следя за четкостью шрифта до тех пор, пока буквы станут плохо различаться.

Вода водяного столба в сантиметрах, сквозь который текст можно прочитать, считается значением прозрачности воды.

Ни зимой, ни летом вода не замерзает

Дебит источника

Банка емкостью 1л заполнилась за 20 секунд, за час - 180 л.

Жесткость:

Мыло в воде пениться плохо, значит, обладает жесткостью.

6. Влияние родника на окружающую местность - оседание грунта.

7. Участие родника в питании реки - впадает в реку Ексейка

8. Благоустройство родника: силами местных жителей был сделан деревянный сруб, вокруг родника благоустроена территория, родник освятил отец Сергий 22 мая 2012г.

9. Использование родника: вода имеет ритуальное значение, главный источник питьевой воды для жителей деревни, используется в хозяйственных нуждах.

10. Предложения по охране и рациональному использованию родника:

принять участие в благоустройстве территории и своими силами разбить

цветочные клумбы, заранее посадив рассаду цветов.

11. Зависимость количества воды в роднике от осадков:

после обильных дождей  и таяния снега количество воды увеличивается.

12.  Паспорт составили: Соколов В, Пересада А.

13. 12 ноября 2016 г.

Анкета.

1. Ф.И.О. возраст.

2. Как часто Вы посещаете родник?

а) каждый день;

б) 1 раз в неделю;

в) не посещаю;

г) ...

3. Почему Вы посещаете родник?

а) считаю его воду чище водопроводной;

б) хожу с друзьями за компанию;

в) заставляют родители;

г)...

4. Как Вы оцениваете качество воды в роднике?

а) удовлетворительно  в течение всего года;

б) неудовлетворительно в течение года;

в)  разное;

г)...

5. Кипятите ли вы родниковую воду дома?

а) да;

б) нет;

в) иногда;

г)...

6. Как Вы оцениваете отношение поселковых властей к роднику?

а) поселковые власти постоянно заботятся о состоянии родника;

б) забота властей носит разовый характер;

в) власти безразличны к состоянию родника;

г)...

7. Как Вы оцениваете отношение местного населения к роднику?

а) местное население благоустраивает родник и прилегающую территорию своими силами;

б) местное население родник не благоустраивает, но соблюдает вокруг него чистоту и порядок;

в) местное население безразлично к состоянию родника;

г)...

8. Каково Ваше отношение к роднику?

а) Участвую в благоустройстве родника, пресекаю попытки ни загрязнения прилегающей территории;

б) в благоустройстве родника участия не принимаю, но сам не нарушаю его экологическое равновесие;

в) я не обязан следить за родником,  и могу около него делать все, что хочу;

г)...

9. Как Вы оцениваете современное экологическое состояние прилегающей к роднику территории?

а) В течение всего года наблюдается чистота и порядок;

б) после зимы наблюдается большая засоренность прилегающей территории;

в) в течение всего года прилегающая к роднику территория захламлена бытовыми отходами; г)...

10. Как вы думаете, что произойдет с родником в будущем?

а) родник будет одним из красивейших уголков города Владимира благодаря усилиям школьников и городских властей;

б) дорожка к роднику зарастет бурьяном, поскольку его вода станет непригодной для питья;

в) никаких изменений в ближайшее время не предвидится, так как люди в современном обществе не привыкли заботиться об общем благе.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка раздела программы "Природа России"

УМК по Окружающему миру для обучения в 4 классе создана на основе Федерального компонента Государственного стандарта начального общего образования, программы « Окружающий мир 1- 4 класс», А.А.Плешаков...

Методическая разработка "Сочиняем с природой"

Методическая разработка  "Сочиняем с природой"Конспект открытого занятия по хореографии...

Методическая разработка внеклассного мероприятия "Природа - наш дом"

Природа – общий дом растений, животных и человека. Человек не может жить без чистого, насыщенного кислородом воздуха, чистой воды, пения птиц, шелеста листьев, звона капели. Все это дает нам природа. ...

Методическая разработка "Проект. Разнообразие природы родного края"

Методическая разработка предназначена для педагогов начальной школы, направлена на формирование бережного отношения к природе и нравственно-патриотических чувств младших школьников в процессе ознакомл...

Методическая разработка "Проект. Разнообразие природы родного края"

Проект предназначен для учителей и воспитателей начальной школы и направлен на формирование нравственно-патриотических чувств у детей младшего школьного возраста в процессе ознакомления с природой род...

Методическая разработка. Проект "Разнообразие природы родного края".

Разнообразие природы Санкт-Петербурга и Ленинградской области....

Методическая разработка:"Уникальное чудо природы – гейзеры"

Нас окружает бесконечно разнообразный мир веществ и явлений. Рождение звезд, смена дня и ночи, таяние льда, набухание почек на деревьях, сверкание молнии при грозе и так далее – все это явления ...