Программа кружка "Весёлый Пластилин"
рабочая программа (1, 2 класс) на тему
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя школа № 6 с кадетскими классами»
Утверждена решением Рассмотрена и рекомендована
методического совета школы ШМО классных руководителей Протокол от Протокол от
Дополнительная
общеобразовательная программа
кружка
«Весёлый пластилин»
Возраст обучающихся: 7-9лет
Срок реализации: 2 год
Автор: Фомина Е. Е. .
Кстово 2016 год
Пояснительная записка
В настоящее время в умах и душах людей нашей страны происходит переоценка ценностей, зачастую приоритетную роль играют материальные блага, а развитие духовных качеств отходит на второй план. Имеется ли путь, который может изменить это направление развития нашего общества? Конечно! И начинать, этот путь нужно с детства.
В начале необходимо научить детей видеть прекрасное в простом, взращивать в детских сердцах чуткость к прекрасному, к доброму, тогда у них появится желание создать красоту своими руками. И если это сделано своими руками, то это приносит ещё большее чувство удовлетворения, что ведёт к развитию положительных качеств души. Творческое начало рождает в ребенке живую фантазию, живое воображение. А без творческой фантазии не сдвинуться с места ни в одной области человеческой деятельности. Успехи в простом придают уверенность в своих силах и ведут к сотворению более сложного. И не всегда для этого необходимы дорогостоящие материалы и инструменты. Лепка из пластилина позволит реализовать и развить творческие способности детей, даст возможность увидеть окружающий мир другими глазами. Ведь герои и сюжеты будущих работ находятся рядом с нами, идут по улице, живут в книгах, сказках. Кроме этого работа с пластилином имеет большое значение для всестороннего развития ребенка, способствует физическому развитию: воспитывает у детей способности к длительным физическим усилиям, тренирует и закаливает нервно-мышечный аппарат ребенка, воспитывает усидчивость, художественный вкус, умение наблюдать, выделять главное.
Ученые пришли к заключению, что формирование речевых областей совершается под влиянием импульсов от рук, а точнее от пальцев. Если развитие движений пальцев отстает, то задерживается и речевое развитие. Рекомендуется стимулировать речевое развитие детей (особенно в младшем школьном возрасте) путем тренировки движений пальцев рук.
Образовательное значение лепки огромно, особенно в плане умственного и эстетического развития ребёнка. Лепка из пластилина расширяет кругозор, способствует формированию творческого отношения к окружающей жизни, нравственных представлений.
Цели и задачи курса «Секреты пластилина»
Цель: организация досуговой деятельности детей.
Программа ставит перед собой следующие задачи:
· совершенствование практических умений и навыков детей при изготовлении изделий из разных материалов;
· развитие чувства цвета, пропорции ;
·овладение элементарными трудовыми навыками, способами художественной деятельности;
· воспитание усидчивости, аккуратности, трудолюбия;
· формирование умения работать в коллективе;
· создание условий для самостоятельного творчества;
· развивать мелкую моторику рук, глазомер.
Особенности программы.
Программа «Секреты пластилина» имеет художественно-эстетическое направление, является учебно-образовательной с практической ориентацией.
Теоретической основой программы являются книги Корепановой О. А. и Рони Орена.
Представленная целостная программа разработана для обучающихся начальной школы, состоит из двух частей, органически связанных друг с другом рассчитана на 67 часов.
1-й год обучения – «Мир пластилиновой грамоты» (33 часа)
2-й год обучения – «Настоящая пластилиновая мастерская» (34 часа)
Занятия проводятся 1 раз в неделю по одному академическому часу.
Новизна программы.
Программа составлена в соответствии с ФГОС НОО утверждённым приказом РФ Министерством образования и науки РФ от 6 октября 2009 года №373. Соответствует требованиям к содержанию образовательных программ дополнительного образования дошкольников и младших школьников, опирается на личностный опыт обучающихся.
Основные принципы содержания программы:
· Учитель для ученика, а не ученик для учителя
· Сотрудничество, сотворчество, совместный поиск
· Нет пределов совершенствования
· Учёт психофизических особенностей детей
· Создание атмосферы успеха
. Принцип практической направленности
. Принцип системности и целостности
Приёмы и методы организации занятий.
В работе используются все виды деятельности, развивающие личность:
игра, труд, общение, творчество.
Формы организации учебной деятельности:
· индивидуальная
· групповая
· выставка
· творческий конкурс.
Основной вид занятий – практический.
Формой занятий является свободное творчество, при выполнении как индивидуальных, так и групповых работ.
Занятия основываются на индивидуальном подходе к каждому ребенку, с учетом его возможностей.
Педагогические приёмы:
· формирования взглядов (убеждение, пример, разъяснение);
· организации деятельности (приучение, упражнение, показ, подражание, требование);
· стимулирования и коррекции (поощрение, похвала, соревнование, оценка, взаимооценка и т. д.);
· сотрудничества, позволяющие педагогу и воспитаннику быть партнёрами в увлекательном процессе образования, свободного выбора.
Место курса в учебном плане
Программа рассчитана на 2 года (67 часов). В 1 классе – 33 часа в год, 2 класс – 35 часов в год. Занятия проводятся 1 раз в неделю по 35 минут в 1 классе, по 40 минут во 2 классе.
Ожидаемый результат.
1. Получение детьми необходимых знаний и практических навыков для создания оригинальных изделий.
2. Многие дети, открыв для себя мир лепки, постараются остаться в нем и дальше.
3. Участие в выставках детского творчества
4. Распространение технологии за пределами школы.
5. Научившись использовать пластилин для творческих целей, дети будут бережнее относиться к нему, приобщаться через эти занятия к искусству, будут уважать чужую работу.
В результате обучения обучающиеся должны знать:
- названия и назначение инструментов;
-названия и назначение материалов, их элементарные свойства, использование, применение и доступные способы обработки;
- правила организации рабочего места;
- правила безопасности труда и личной гигиены при работе с пластилином
Должны уметь:
- правильно организовать рабочее место;
- пользоваться инструментами ручного труда, применяя приобретённые навыки на практике;
- соблюдать правила безопасности труда и личной гигиены
- выполнять работы самостоятельно согласно технологии;
- сотрудничать со своими сверстниками, оказывать товарищескую помощь, проявлять самостоятельность.
Навыки, приобретённые обучающимися:
1. Умение свободно владеть лепным материалом.
2. Знание исходных форм и умение выполнить их любых размеров и пропорций.
3. Знание и правильное использование приемов доработки исходных форм.
4. Правильное понятие о пропорциях и соразмерности.
5. Умение использовать плоские рисованные изображения для создания объемных форм.
6. Умение пользоваться схемами с условными обозначениями в своей работе.
7. Развитие мелкой моторики пальцев рук.
8. Видение пропорций и объемов.
9. Развитие фантазии и объемного мышления.
Тематическое планирование. Содержание программы.
1-й год обучения
«Мир пластилиновой грамоты» - 33 часа
№ п/п |
Тема занятия |
| |
1 | Вводное занятие: «Первое знакомство с пластилином» |
| |
2 | Пластилиновая живопись. «Рисование» пластилином. |
3 | Пластилиновый рельеф. Появление выпуклостей на плоскости. |
4 | Пластилиновая фактура. |
3. Мир волшебных форм | |
5 | Волшебные шарики. Шарообразная фигурка. |
6 | Волшебные шарики. Игра-конструктор с шарами. |
7 | Волшебные блинчики. Фигурки из лепёшки. |
8 | Волшебные блинчики. Игра-конструктор из лепёшек. |
9 | Волшебные палочки. Буквы. |
10 | Волшебные палочки. Цифры. |
11 | Волшебные палочки. Игра-конструктор из палочек. |
4.Плоские и объёмные геометрические фигурки. | |
12 | Лепка геометрических фигур. Изготовление кубика. |
13 | Лепка геометрических фигур. Изготовление пирамидки. |
14 | Лепка геометрических фигур. Изготовление конуса. |
15 | Лепка геометрических фигур. Изготовление квадрата. |
16 | Лепка геометрических фигур. Изготовление овала. |
17 | Лепка геометрических фигур. Изготовление ромба. |
18 | Лепка геометрических фигур. Изготовление треугольника. |
19 | Лепка геометрических фигур. Изготовление прямоугольника. |
20 | Игра-конструктор из разных геометрических фигурок. |
21 | Плоскостная абстракция. |
22 | Объёмная абстракция. |
23 | Пластилиновые растения. |
24 | Пластилиновые фрукты. |
25 | Пластилиновые овощи. |
26 | Корзина с грибами. |
27 | Весёлые зверушки. |
28 | Забавные человечки. |
29 | Сказочный домик |
5.Мир смешных фигурок ( 4часов) | |
30 | Сказочный замок |
31 | Город счастья |
32 | Наше царство - государство. Коллективная работа |
33 | Наше царство - государство. Коллективная работа. Завершение работы. Обобщающий урок. |
Итого: 33 часа |
VI. Тематическое планирование. Содержание программы.
2-й год обучения
«Настоящая пластилиновая мастерская» - 35 часов
№ пп |
Тема занятия | |
| ||
1 | Вводное занятие: самый важный секрет. | |
2.Фигурки домашних животных | ||
2 | Пластилиновый петушок Петя. | |
3 | Пластилиновый цыплёнок Цып. | |
4 | Пластилиновая курочка Ряба. | |
5 | Пластилиновый ослик Иа. | |
6 | Пластилиновая собачка Гав. | |
7 | Пластилиновый котёнок Мяу. | |
8 | Пластилиновый кролик Кузя. | |
9 | Пластилиновая овечка Катя. | |
10 | Пластилиновая корова Милка. | |
11 | Пластилиновый утёнок Утя. | |
12 | Пластилиновый гусёнок Га-га. | |
13 | Пластилиновый конь Огонь. | |
14 | Пластилиновый индюк Сердюк. | |
| ||
15 | Пластилиновая черепаха Тортила. | |
16 | Пластилиновый пингвин Гоша. | |
17 | Пластилиновый тюлень Лень. | |
18 | Пластилиновая коала Алла. | |
19 | Пластилиновый гиппопотам Там. | |
20 | Пластилиновый медведь Миша. | |
21 | Пластилиновый лев Лёва. | |
22 | Пластилиновый носорог Рог. | |
23 | Пластилиновый крокодил Дил. | |
24 | Пластилиновый слоник Моник. | |
25 | Пластилиновый жираф Рафик. | |
26 | Пластилиновая обезьянка Янка. | |
27 | Пластилиновая лиса Алиса. | |
28 | Пластилиновая мышка Норушка. | |
29 | Пластилиновый зайчик Попрыгайчик. | |
30 | Пластилиновый волк Серый. | |
31 | Пластилиновая лягушка Квакушка. | |
32 | Пластилиновая кенгуру Ру. | |
33 | Пластилиновая летучая мышь Тишь. | |
34-35 | Пластилиновая зебра Бра. | |
Итого:3 5 часов |
Дидактическое и техническое оснащение занятий.
Большая часть дидактического материала изготавливается самим педагогом: индивидуальные комплекты дидактического материала для каждого ученика (трафареты, шаблоны и пр.);таблицы-памятки, схемы, технологические карты, информационные бюллетени; альбомы с образцами, фотографиями.
Основные составляющие занятий:
1) воспитательный момент (правила хорошего тона, этикет)
2) организация рабочего места
3) повторение пройденного материала
4) организация и проведение занятия (включает следующие структурные элементы:
- инструктажи: вводный – проводится перед началом практической работы, текущий – во время выполнения практической работы, заключительный
- практическая работа
- физкультминутки
- подведение итогов, анализ, оценка работ
- приведение в порядок рабочего места.
Перечисленные элементы не обязательно использовать на каждом занятии. Дополнительное образование позволяет преподавателю быть более свободным в выборе средств обучения, импровизируя по своему усмотрению. Главное, чтобы труд становился для детей источником радости, доставлял им удовольствие и моральное удовлетворение.
Во время занятий нужно делать перерывы для релаксирующих упражнений и пальчиковой гимнастики.
Необходимо хорошо знать особенности каждого ребёнка и следить за его развитием и состоянием на момент занятий.
Приступая к работе, надо правильно организовать рабочее место. Подобрать необходимые для занятий материалы, инструменты и приспособления, удобно расположить их.
УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ
Для занятий лепкой необходимо подготовить рабочие места для учителя и учеников, места хранения оборудования и незаконченных работ учеников.
Рабочие места. Все рабочие места оснащаются одними и теми же предметами. Ученики лепят на партах на рабочей доске. Доска делает поверхность формы ровной и гладкой, чего нельзя достичь руками.
Основное оборудование:
· одежда, (лучший вариант рабочей одежды– старая папина футболка, в ней ребенок закрыт со всех сторон, а рукава футболки спускаются как раз до его запястий);
· нож (стек),
· материал (пластилин) имеется большой выбор пластилина, выпускаемого различными фирмами и обладающего различными качествами и назначением.
Дополнительное оборудование:
заостренные спички или зубочистки, картон, самоклеющаяся цветная плёнка для создания основы под картину небольшие кусочки мягкой тонкой проволоки, картонная коробка для хранения изделий, мягкая чистая тряпка, влажные салфетки, стакан с водой, различные зубчатые колесики для придания поверхности определенной структуры, многогранники, трубочки и др. приспособления. Для выдавливания пластичной массы используем пластиковые медицинские или кондитерские шприцы.
Демонстрационные пособия:
- предметы правильной геометрической формы (шар, цилиндр, конус); катушки для ниток разных пропорций и размеров; желуди, плоды каштана и т. п.
- основным наглядным пособием учителя является цветной рисунок-плакат, изображающий приемы лепки или поэтапную лепку изделия. Также у учителя должны быть лепные программные изделия-образцы. В число наглядных пособий можно включить и лучшие детские изделия.
- большая часть дидактического материала изготавливается самим педагогом: индивидуальные комплекты дидактического материала для каждого ученика (трафареты, шаблоны и пр.);
- таблицы-памятки, схемы, технологические карты, информационные бюллетени;
- альбомы с образцами, фотографиями.
Методические рекомендации:
Демонстрационная лепка учителя. Учителю надо знать, что качество его демонстрационной работы напрямую определяет будущую лепку его учеников – лучше учителя сразу ни один ученик еще никогда не лепил. Цель предложенной программы – приблизиться в конце концов к качеству лепки учителя. Пока ребенок не научится читать учебные плакаты, не освоит свойства пластилина, приемы и способы выполнения форм, хоть как-то не разовьет свой глазомер – ни одного качественного изделия он не сделает. Каждое новое изделие подается ученикам в определенном порядке:
1. Показ готового лепного изделия отдельно и в композиции, если есть такая возможность. Если такой возможности нет, то показ вида изделия на учебном плакате или в рисунке композиции, обращение к жизненному опыту учеников, к их зрительной памяти.
2. Разбор форм сложного изделия, определение его исходных форм.
3. Поэтапная лепка изделия по нотации.
Лепка изделия по нотации. Нотация – это инструкция поэтапного исполнения изделия за учителем. Разделив все исполнение изделия на этапы, учитель обеспечивает каждый из них необходимой информацией, помощью и контролем. Каждый этап нотации включает в себя следующее:
1. Напоминание о выборе цвета и количества необходимого пластилина для будущего действия с ним.
2. Словесное описание действия с одновременным показом его рисунка на учебном плакате. Если на рисунке имеются условные обозначения действия в виде стрелок, то необходимо объяснить их назначение. Объяснение схем, представляющих собой информацию, которую трудно изобразить на рисунке объемного изделия. Первоклассники быстро привыкают к условностям плаката и со временем легко справляются с его чтением.
3. Показ исполнения действия на пластилине с одновременным повтором его словесного описания. Размер изделия-образца можно увеличить против размеров изделий, исполняемых детьми, чтобы и с дальних парт хорошо были видны действия учителя.
4. Контроль исполняемого учениками действия. Прохождение по рядам и показ совершенного учителем действия каждому ученику вблизи. При необходимости можно на очень короткое время дать в руки ученику изделие учителя для развития сенсорики пальцев. Во время контроля учитель обычно ограничивается указанием на ошибки и просьбой исправить, если ученик согласен и видит свою ошибку. Если ошибка не видна ученику, следует провести сравнение с образцом – с работой учителя или с правильной работой любого другого ученика. (Вообще, сравнение – это лучший способ обучения.)
5. Если действие оказалось сложным для большинства учеников, следует вновь возвратиться к пунктам 2 и 3, кратко повторить все объяснения и подробнее остановиться на непонятном. Полезно некоторое время уделить анализу ошибок, сравнивая различные работы. Убедившись, что большинство учеников справились с действием, можно переходить к следующему этапу нотации.
6. Если следующий этап нотации предусматривает исполнение уже изученного действия, учитель может просто напомнить изделие, на котором впервые встретилось это действие, показать плакат с изделием, напомнить способы исполнения, проконтролировать исполнение.
Литература:
- Барто А. Л. Стихи. – М.: АСТ, 2013.
- Белая Н. А. Ещё раз о массаже. – М.: Знание. 1997.
- Бирюков А. А. Секреты массажа. – М.: Молодая гвардия,1984.
- Корепанова О. А. Пластилиновая грамота. – Ростов – на – Дону: Феникс 2014.
- Рони Орен Секреты пластилина. – М.: Махаон. 2011.
- Интернет ресурсы.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Программа кружка "Волшебный пластилин"
Примерная программа по внеурочной деятельности разработана в соответствии с требованиями Федерального государственного стандарта начального общего образования к струк...
Программа кружка "В мире пластилина"
Данная программа рассчитана для учащихся 2 класса для внеурочной деятельности....
Программа кружка "В мире пластилина"
Данная программа рассчитана для учащихся 2 класса для внеурочной деятельности....
Программа дополнительного образования « Сказку сделаем из глины (пластилина и теста)»
Основной целью программы обучения лепке из глины является всестороннее творческое развитие ребенка. Работа ведется с каждым ребенком индивидуально, так как дети не все одарены одинаково. Для менее спо...
Конспект урока технологии. Тема: Лепка из пластилина «Поделка из природного материала и пластилина». 1 класс (УМК Перспектива)
Тема: Лепка из пластилина «Поделка из природного материала и пластилина» Цель деятельности учителя: изучить технологию изготовления поделки из природного материала пластилин...
Урок технологии для 1 класса на тему «Осенний урожай. Лепка из пластилина» Изделие: «Блюдо с фруктами и овощами из пластилина»
Технологическая карта и презентация к уроку технологии для 1 класса на тему «Осенний урожай. Лепка из пластилина» Изделие: «Блюдо с фруктами и овощами из пластилина»....