Программа кружка "Весёлый Пластилин"
рабочая программа (1, 2 класс) на тему

Фомина Елена Евгеньевна

Программа расчитана на 1-2 класс

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon vesyolyy_plastilin_kruzhok_v_gpd.doc117 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Средняя школа № 6 с кадетскими классами»

Утверждена решением                                                      Рассмотрена и рекомендована

методического совета школы                                           ШМО классных руководителей Протокол от                                                                       Протокол от

Дополнительная

общеобразовательная программа

кружка

«Весёлый пластилин»

Возраст обучающихся: 7-9лет

Срок реализации:  2 год

Автор: Фомина Е. Е. .

Кстово 2016 год

  Пояснительная записка

В настоящее время в умах и душах людей нашей страны происходит переоценка ценностей, зачастую приоритетную роль играют материальные блага, а развитие духовных качеств отходит на второй план. Имеется ли путь, который может изменить это направление развития нашего общества? Конечно!  И начинать, этот путь нужно с детства.

В начале необходимо научить детей видеть прекрасное в простом, взращивать в детских сердцах чуткость к прекрасному, к доброму, тогда у них появится желание создать красоту своими руками. И если это сделано своими руками, то это приносит ещё большее чувство удовлетворения, что ведёт к развитию положительных качеств души. Творческое начало рождает в ребенке живую фантазию, живое воображение. А без творческой фантазии не сдвинуться с места ни в одной области человеческой деятельности. Успехи в простом придают уверенность в своих силах и ведут к сотворению более сложного. И не всегда для этого необходимы дорогостоящие материалы и инструменты. Лепка из пластилина позволит реализовать и развить творческие способности детей, даст возможность увидеть окружающий мир другими глазами. Ведь герои и сюжеты будущих работ находятся рядом с нами, идут по улице, живут в книгах, сказках. Кроме этого работа с пластилином имеет большое значение для всестороннего развития ребенка, способствует физическому развитию: воспитывает у детей способности к длительным физическим усилиям, тренирует и закаливает нервно-мышечный аппарат ребенка, воспитывает усидчивость, художественный вкус, умение наблюдать, выделять главное.

Ученые пришли к заключению, что формирование речевых областей совершается под влиянием импульсов от рук, а точнее от пальцев. Если развитие движений пальцев отстает, то задерживается и речевое развитие. Рекомендуется стимулировать речевое развитие детей (особенно в младшем школьном возрасте) путем тренировки движений пальцев рук.

Образовательное значение лепки огромно, особенно в плане умственного и эстетического развития ребёнка. Лепка из пластилина расширяет кругозор, способствует формированию творческого отношения к окружающей жизни, нравственных представлений.

  Цели и задачи курса «Секреты пластилина»

Цель: организация досуговой деятельности детей.

Программа ставит перед собой следующие задачи:

 ·  совершенствование практических умений и навыков детей при изготовлении изделий из разных материалов;

·   развитие чувства цвета, пропорции ;

·овладение элементарными трудовыми навыками, способами художественной деятельности;

·  воспитание усидчивости, аккуратности, трудолюбия;

·  формирование умения работать в коллективе;

·  создание условий для самостоятельного творчества;

·  развивать мелкую моторику рук, глазомер.

  Особенности программы.

Программа «Секреты пластилина» имеет художественно-эстетическое направление, является учебно-образовательной с практической ориентацией.

Теоретической основой программы являются книги Корепановой О. А. и Рони Орена.

Представленная целостная программа разработана для обучающихся начальной школы, состоит из двух частей, органически связанных друг с другом рассчитана на 67 часов.

1-й год обучения – «Мир пластилиновой грамоты» (33 часа)

2-й год обучения – «Настоящая пластилиновая  мастерская» (34 часа)

Занятия проводятся 1 раз в неделю по одному академическому часу.

Новизна программы.

Программа составлена в соответствии с ФГОС НОО утверждённым приказом РФ  Министерством образования и науки РФ от 6 октября 2009 года №373. Соответствует требованиям к содержанию образовательных программ дополнительного образования дошкольников и младших школьников, опирается на личностный опыт обучающихся.

Основные принципы содержания программы:

·  Учитель для ученика, а не ученик для учителя

·  Сотрудничество, сотворчество, совместный поиск

·  Нет пределов совершенствования

·  Учёт психофизических особенностей детей

·  Создание атмосферы успеха

. Принцип практической направленности

. Принцип системности и целостности

Приёмы и методы организации занятий.

В работе используются все виды деятельности, развивающие личность:

игра, труд, общение, творчество.

 Формы организации учебной деятельности:

·  индивидуальная

·  групповая

·  выставка

·  творческий конкурс.

Основной вид занятий – практический.

Формой занятий является свободное творчество, при выполнении как индивидуальных, так и групповых работ.

Занятия основываются на индивидуальном подходе к каждому ребенку, с учетом его возможностей.

 Педагогические приёмы:

·  формирования взглядов (убеждение, пример, разъяснение);

·  организации деятельности (приучение, упражнение, показ, подражание, требование);

·  стимулирования и коррекции (поощрение, похвала, соревнование, оценка, взаимооценка и т. д.);

·  сотрудничества, позволяющие педагогу и воспитаннику быть партнёрами в увлекательном процессе образования,  свободного выбора.

Место курса в учебном плане

Программа рассчитана на 2 года (67 часов). В 1 классе – 33 часа в год, 2 класс – 35 часов в год. Занятия проводятся 1 раз в неделю по 35 минут в 1 классе, по 40 минут  во 2 классе.

Ожидаемый результат.

1.  Получение детьми необходимых знаний и практических навыков для создания оригинальных изделий.

2.  Многие дети, открыв для себя мир лепки, постараются остаться в нем и дальше.

3.  Участие в выставках детского творчества

4.  Распространение технологии за пределами школы.

5.  Научившись использовать пластилин для творческих целей, дети будут бережнее относиться к нему, приобщаться через эти занятия к искусству, будут уважать чужую работу.

В результате обучения обучающиеся  должны знать:

- названия и назначение инструментов;

-названия и назначение материалов, их элементарные свойства, использование, применение и доступные способы обработки;

- правила организации рабочего места;

- правила безопасности труда и личной гигиены при работе с пластилином

Должны уметь:

- правильно организовать рабочее место;

- пользоваться инструментами ручного труда, применяя приобретённые навыки на практике;

- соблюдать правила безопасности труда и личной гигиены

- выполнять работы самостоятельно согласно технологии;

- сотрудничать со своими сверстниками, оказывать товарищескую помощь, проявлять самостоятельность.

Навыки, приобретённые обучающимися:

1.  Умение свободно владеть лепным материалом.

2. Знание исходных форм и умение выполнить их любых размеров и пропорций.

3. Знание и правильное использование приемов доработки исходных форм.

4.  Правильное понятие о пропорциях и соразмерности.

5. Умение использовать плоские рисованные изображения для создания объемных форм.

6.  Умение пользоваться схемами с условными обозначениями в своей работе.

7.  Развитие мелкой моторики пальцев рук.

8.   Видение пропорций и объемов.

9.   Развитие фантазии и объемного мышления.

                 Тематическое планирование. Содержание программы.

                                                    1-й год обучения

                                 «Мир пластилиновой грамоты» - 33 часа

п/п

             

                   Тема занятия

  1. Введение

1

Вводное занятие: «Первое знакомство с пластилином»

  1. Волшебная плоскость

2

Пластилиновая живопись. «Рисование» пластилином.

3

Пластилиновый рельеф. Появление выпуклостей на плоскости.

4

Пластилиновая фактура.

3.  Мир волшебных форм

5

Волшебные шарики. Шарообразная фигурка.

6

Волшебные шарики. Игра-конструктор с шарами.

7

Волшебные блинчики. Фигурки из лепёшки.

8

Волшебные блинчики. Игра-конструктор из лепёшек.

9

Волшебные палочки. Буквы.

10

Волшебные палочки. Цифры.

11

Волшебные палочки. Игра-конструктор из палочек.

4.Плоские и объёмные геометрические фигурки.

12

Лепка геометрических фигур. Изготовление кубика.

13

Лепка геометрических фигур.

Изготовление пирамидки.

14

Лепка геометрических фигур.

Изготовление конуса.

15

Лепка геометрических фигур.

Изготовление квадрата.

16

Лепка геометрических фигур.

Изготовление овала.

17

Лепка геометрических фигур.

Изготовление ромба.

18

Лепка геометрических фигур.

Изготовление треугольника.

19

Лепка геометрических фигур.

Изготовление прямоугольника.

20

Игра-конструктор из разных геометрических фигурок.

21

Плоскостная абстракция.

22

Объёмная абстракция.

23

Пластилиновые растения.

24

Пластилиновые фрукты.

25

Пластилиновые овощи.

26

Корзина с грибами.

27

Весёлые зверушки.

28

Забавные  человечки.

29

Сказочный домик

5.Мир смешных фигурок  ( 4часов)

30

Сказочный замок

31

Город счастья

32

Наше царство - государство.

Коллективная работа

33

Наше царство - государство.

Коллективная работа. Завершение работы. Обобщающий урок.

Итого: 33 часа

VI. Тематическое планирование. Содержание программы.

2-й год обучения

«Настоящая пластилиновая мастерская» - 35 часов

№ пп

 

                          Тема занятия

  1. Введение

1

Вводное занятие: самый важный секрет.

      2.Фигурки домашних животных

2

Пластилиновый петушок Петя.

3

Пластилиновый цыплёнок Цып.

4

Пластилиновая курочка Ряба.

5

Пластилиновый ослик Иа.

6

Пластилиновая собачка Гав.

7

Пластилиновый котёнок Мяу.

8

Пластилиновый кролик Кузя.

9

Пластилиновая овечка Катя.

10

Пластилиновая корова Милка.

11

Пластилиновый утёнок Утя.

12

Пластилиновый гусёнок Га-га.

13

Пластилиновый конь Огонь.

14

Пластилиновый индюк Сердюк.

  1. Фигурки диких животных

15

Пластилиновая черепаха Тортила.

16

Пластилиновый пингвин Гоша.

17

Пластилиновый тюлень Лень.

18

Пластилиновая коала Алла.

19

Пластилиновый гиппопотам Там.

20

Пластилиновый медведь Миша.

21

Пластилиновый лев Лёва.

22

Пластилиновый носорог Рог.

23

Пластилиновый крокодил Дил.

24

Пластилиновый  слоник Моник.

25

Пластилиновый жираф Рафик.

26

Пластилиновая обезьянка Янка.

27

Пластилиновая лиса Алиса.

28

Пластилиновая мышка Норушка.

29

Пластилиновый зайчик Попрыгайчик.

30

Пластилиновый волк Серый.

31

Пластилиновая лягушка Квакушка.

32

Пластилиновая кенгуру Ру.

33

Пластилиновая летучая мышь Тишь.

34-35

Пластилиновая зебра Бра.

Итого:3 5 часов

Дидактическое и техническое оснащение занятий.

Большая часть дидактического материала изготавливается самим педагогом: индивидуальные комплекты дидактического материала для каждого ученика (трафареты, шаблоны и пр.);таблицы-памятки, схемы, технологические карты, информационные бюллетени; альбомы с образцами, фотографиями.

Основные составляющие занятий:

1) воспитательный момент (правила хорошего тона, этикет)

2) организация рабочего места

3) повторение пройденного материала

4) организация и проведение занятия (включает следующие структурные элементы:

-  инструктажи: вводный – проводится перед началом практической работы, текущий – во время выполнения практической работы, заключительный

-  практическая работа

-  физкультминутки

-  подведение итогов, анализ, оценка работ

-  приведение в порядок рабочего места.

Перечисленные элементы не обязательно использовать на каждом занятии. Дополнительное образование позволяет преподавателю быть более свободным в выборе средств обучения, импровизируя по своему усмотрению. Главное, чтобы труд становился для детей источником радости, доставлял им удовольствие и моральное удовлетворение.

Во время занятий нужно делать перерывы для релаксирующих упражнений и пальчиковой гимнастики.

Необходимо хорошо знать особенности каждого ребёнка и следить за его развитием и состоянием на момент занятий.

Приступая к работе, надо правильно организовать рабочее место. Подобрать необходимые для занятий материалы, инструменты и приспособления, удобно расположить их.

УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ

Для занятий лепкой необходимо подготовить рабочие места для учителя и учеников, места хранения оборудования и незаконченных работ учеников.

Рабочие места. Все рабочие места оснащаются одними и теми же предметами. Ученики лепят на партах на рабочей доске. Доска делает поверхность формы ровной и гладкой, чего нельзя достичь руками.

Основное оборудование:

·  одежда, (лучший вариант рабочей одежды– старая папина футболка, в ней ребенок закрыт со всех сторон, а рукава футболки спускаются как раз до его запястий);

·  нож (стек),

·  материал (пластилин) имеется большой выбор пластилина, выпускаемого различными фирмами и обладающего различными качествами и назначением.

Дополнительное оборудование:

заостренные спички или зубочистки, картон, самоклеющаяся цветная плёнка для создания основы под картину небольшие кусочки мягкой тонкой проволоки, картонная коробка для хранения изделий, мягкая чистая тряпка, влажные салфетки, стакан с водой, различные зубчатые колесики для придания поверхности определенной структуры, многогранники, трубочки и др. приспособления. Для выдавливания пластичной массы используем пластиковые медицинские или кондитерские шприцы.

Демонстрационные пособия:

-  предметы правильной геометрической формы (шар, цилиндр, конус); катушки для ниток разных пропорций и размеров; желуди, плоды каштана и т. п.

-  основным наглядным пособием учителя является цветной рисунок-плакат, изображающий приемы лепки или поэтапную лепку изделия. Также у учителя должны быть лепные программные изделия-образцы. В число наглядных пособий можно включить и лучшие детские изделия.

-  большая часть дидактического материала изготавливается самим педагогом: индивидуальные комплекты дидактического материала для каждого ученика (трафареты, шаблоны и пр.);

-  таблицы-памятки, схемы, технологические карты, информационные бюллетени;

-  альбомы с образцами, фотографиями.

  Методические рекомендации:

Демонстрационная лепка учителя. Учителю надо знать, что качество его демонстрационной работы напрямую определяет будущую лепку его учеников – лучше учителя сразу ни один ученик еще никогда не лепил. Цель предложенной программы – приблизиться в конце концов к качеству лепки учителя. Пока ребенок не научится читать учебные плакаты, не освоит свойства пластилина, приемы и способы выполнения форм, хоть как-то не разовьет свой глазомер – ни одного качественного изделия он не сделает. Каждое новое изделие подается ученикам в определенном порядке:

1. Показ готового лепного изделия отдельно и в композиции, если есть такая возможность. Если такой возможности нет, то показ вида изделия на учебном плакате или в рисунке композиции, обращение к жизненному опыту учеников, к их зрительной памяти.

2. Разбор форм сложного изделия, определение его исходных форм.

3. Поэтапная лепка изделия по нотации.

 Лепка изделия по нотации. Нотация – это инструкция поэтапного исполнения изделия за учителем. Разделив все исполнение изделия на этапы, учитель обеспечивает каждый из них необходимой информацией, помощью и контролем. Каждый этап нотации включает в себя следующее:

1. Напоминание о выборе цвета и количества необходимого пластилина для будущего действия с ним.

2. Словесное описание действия с одновременным показом его рисунка на учебном плакате. Если на рисунке имеются условные обозначения действия в виде стрелок, то необходимо объяснить их назначение. Объяснение схем, представляющих собой информацию, которую трудно изобразить на рисунке объемного изделия. Первоклассники быстро привыкают к условностям плаката и со временем легко справляются с его чтением.

3. Показ исполнения действия на пластилине с одновременным повтором его словесного описания. Размер изделия-образца можно увеличить против размеров изделий, исполняемых детьми, чтобы и с дальних парт хорошо были видны действия учителя.

4. Контроль исполняемого учениками действия. Прохождение по рядам и показ совершенного учителем действия каждому ученику вблизи. При необходимости можно на очень короткое время дать в руки ученику изделие учителя для развития сенсорики пальцев. Во время контроля учитель обычно ограничивается указанием на ошибки и просьбой исправить, если ученик согласен и видит свою ошибку. Если ошибка не видна ученику, следует провести сравнение с образцом – с работой учителя или с правильной работой любого другого ученика. (Вообще, сравнение – это лучший способ обучения.)

5. Если действие оказалось сложным для большинства учеников, следует вновь возвратиться к пунктам 2 и 3, кратко повторить все объяснения и подробнее остановиться на непонятном. Полезно некоторое время уделить анализу ошибок, сравнивая различные работы. Убедившись, что большинство учеников справились с действием, можно переходить к следующему этапу нотации.

6. Если следующий этап нотации предусматривает исполнение уже изученного действия, учитель может просто напомнить изделие, на котором впервые встретилось это действие, показать плакат с изделием, напомнить способы исполнения, проконтролировать исполнение.

Литература:

  1. Барто А. Л. Стихи. – М.: АСТ, 2013.
  2. Белая Н. А. Ещё раз о массаже. – М.: Знание. 1997.
  3. Бирюков А. А. Секреты массажа. – М.: Молодая гвардия,1984.
  4. Корепанова О. А. Пластилиновая грамота. – Ростов – на – Дону: Феникс 2014.
  5. Рони Орен Секреты пластилина. – М.: Махаон. 2011.
  6. Интернет ресурсы.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа кружка "Волшебный пластилин"

      Примерная программа по внеурочной деятельности разработана в соответствии с требованиями Федерального государственного стандарта начального общего образования к струк...

Программа кружка "В мире пластилина"

Данная программа рассчитана для учащихся 2 класса для внеурочной деятельности....

Программа кружка "В мире пластилина"

Данная программа рассчитана для учащихся 2 класса для внеурочной деятельности....

Программа дополнительного образования « Сказку сделаем из глины (пластилина и теста)»

Основной целью программы обучения лепке из глины является всестороннее творческое развитие ребенка. Работа ведется с каждым ребенком индивидуально, так как дети не все одарены одинаково. Для менее спо...

Конспект урока технологии. Тема: Лепка из пластилина «Поделка из природного материала и пластилина». 1 класс (УМК Перспектива)

Тема: Лепка из пластилина «Поделка из природного материала и пластилина» Цель деятельности учителя: изучить технологию изготовления поделки из природного материала пластилин...

Урок технологии для 1 класса на тему «Осенний урожай. Лепка из пластилина» Изделие: «Блюдо с фруктами и овощами из пластилина»

Технологическая карта и презентация к уроку технологии для 1 класса на тему «Осенний урожай. Лепка из пластилина» Изделие: «Блюдо с фруктами и овощами из пластилина»....