Программа "Весёлый пластилин" (лепка из солёного теста)
рабочая программа

Лазарева Лариса Александровна

программа

Скачать:


Предварительный просмотр:

Программа кружка

"Весёлый пластилин"

( лепка из солёного теста)

Соленое тесто для разных поделок  ИДЕИ для творчества

                                                                 

                                                                               Автор: Лазарева Лариса Александровна

                                                                                       учитель начальных классов

                                                                                                                МБОУ "СШ№8"

       

Нижневартовск 2018 г

                                 

                                        Пояснительная записка.

Общие сведения  о кружке.

Кружок «Художественная лепка из соленого теста» постоянного состава. Программа разработана в соответствии с требованиями ФГОС. Программа рассчитана на детей 7 – 10 лет. Набор в группу учащихся – свободный. Численность группы 15 человек. Программа рассчитана на 3 год обучения. Занятия проводятся 3 раза в неделю. Продолжительность занятия по 1 часу понедельник, вторник, среда. Всего за год обучения 102 часов.  В начале занятий проводится инструктаж по ТБ.  Для учета и проведения занятий ведется журнал, где записываются пропуски учащихся, тема данного занятия и сведения об учащихся.  

        Лепка имеет большое значение для обучения и воспитания младших школьников. Она способствует развитию зрительного восприятия, памяти, образного мышления, привитию ручных умений и навыков, необходимых для успешного обучения в школе. Так же, как и другие виды изобразительного искусства, лепка формирует эстетические вкусы, развивает чувство прекрасного. Лепить можно из разных материалов, но самым экологически чистым, безвредным, практически не оставляющим грязи, приятным для рук является соленое тесто. Лепка из соленого теста даёт удивительную возможность моделировать мир и своё представление о нём в пространственно-пластичных образах. Занятия комплексно воздействуют на развитие ребёнка. Повышают сенсорную чувствительность, способствуют тонкому восприятию формы, фактуры, цвета, веса, пластики. Развивают воображение, пространственное мышление, общую ручную умелость, мелкую моторику; синхронизируют работу обеих рук; позитивно влияют на психическое здоровье детей, формируют умение планировать работу по реализации замысла, предвидеть результат и достигать его; при необходимости вносить коррективы в первоначальный замысел. Ребенок учится видеть, чувствовать, оценивать и созидать по законам красоты.

 Воспроизводя тот или иной предмет с натуры, по памяти или по рисунку, дети знакомятся с его формой, развивают руки, пальцы, что способствует развитию речи. В последние годы очень популярным материалом для лепки, особенно среди детей, стало соленое тесто. Этому виду творчества придумали современное название – «Тестопластика». Техника лепки проста, ее нетрудно освоить, если под рукой есть соль, мука, вода. Тесто – материал очень эластичный, легко приобретает форму, и изделия из него достаточно долговечны. Это универсальный материал, который дает возможность воплощать самые интересные и сложные замыслы. Техника лепки из соленого теста доступна детям разного возраста во всем своем богатстве и разнообразии способов.

          Если на других уроках ручного труда чаще всего основную работу осуществляет ведущая рука, то во время лепки одинаково развиваются обе руки. Ребенок, начавший лепить в раннем возрасте, существенно опережает своих сверстников в освоении различных навыков. И дело здесь не в том, что он раньше начал практиковаться в лепке, а в том, что лепка рано разбудила его интеллектуальные и творческие задатки, приобретаемые ребенком благодаря лепке.

Лепить можно из глины, пластилина, воска, теста. Учитывая все достоинства и недостатки этих материалов, я предпочла бы в работе с детьми использовать соленое тесто. Так как дети уже имели возможность работать с пластилином и глиной в детском саду, то освоить приемы лепки из соленого теста им будет не сложно.

Преимущества соленого теста перед пластилином и глиной:

  1. Можно приготовить в любой момент, не тратя лишних денег.
  2. Легко отмывается и не оставляет следов.
  3. Безопасно при попадании в рот.
  4. Не липнет к рукам при лепке.
  5. Можно сушить на воздухе.
  6. Можно лепить из окрашенного теста и можно расписать уже готовое изделие.
  7. Если покрыть лаком - сохранится на века.
  8. С игрушками из соленого теста можно без боязни играть, они не потеряют форму.
  9. Этот материал приятный на ощупь, теплый, нежный, совершенно безвредный с точки зрения экологии и аллергенов.

  Развитию мелкой моторики, развитию «руки», ручной умелости необходимо уделять особое внимание. И необходимость в этом испытывают не только первоклассники, осваивающие сложнейший навык письма, но и все учащиеся начальных классов, а также дети других возрастных групп, поскольку развитие двигательной сферы выступает важным условием общего психического развития.

 Мною разработана и апробирована серия занятий по лепке из соленого теста. Учитель может проводить их как в рамках классной работы, на уроках изобразительной деятельности, во время факультатива по технологии, так и во внеклассной работе, на занятиях кружка, и т.д. Каждое занятие по времени рассчитано на 40-45 минут. В зависимости от уровня подготовленности детей учитель может отвести на эти уроки большее либо меньшее количество времени.

Цель программы: научить лепке из солёного теста, развивая речь, художественные способности, абстрактное и логическое мышление, воображение, аккуратность и самостоятельность.

Задачи:

- повышать сенсорную чувствительность (способность тонкому восприятию формы, фактуры, цвета, веса, пластики, пропорций;

- совершенствование навыков ручного труда средствами лепки.

- развитие мелкой моторики рук в процессе освоения различных технологических приемов.

- развитие конструкторских способностей, мышления, воображения, фантазии.

- формировать умение планировать работу по реализации замысла, предвидеть результат и достигать его, при необходимости внося коррективы в первоначальный замысел.

Требования к уровню знаний и умений:

Должны знать:

-правила техники безопасности при работе с соленым тестом;

-технологию приготовления соленого теста (неокрашенного и цветного), особенности       соленого теста;                                                                                          

-приемы соединения деталей в поделках из соленого теста;

-как работать самостоятельно с опорой на рисунок-план;

-основные приемы лепки;

-способы соединения деталей из различных материалов;

-особенности сушки и соединения небольших вертикальных изделий;

-приемы использования подручных средств   при работе с соленым тестом;

-правила выполнения сборных конструкций из соленого теста;

-последовательность изготовления картины из соленого теста; операции «склеивания» соленого теста; изготовление рамочек;

-приемы разметки по тесту;

-узор корзиночного плетения, прием витья из двух жгутиков;

Должны уметь:

-самостоятельно замешивать неокрашенное и цветное тесто;

-укреплять поделку с помощью каркасов разного типа;

-соединять детали из соленого теста различными способами;

-применять основные приемы лепки как для небольших поделок, так и для составных конструкций, картин и т.д.;

-правильно сушить и оформлять изделие, покрывать его лаком;

-использовать при оформлении и изготовлении поделки подручные средства;

-собирать сборные конструкции из соленого теста;

-изготовлять небольшую картину из соленого теста;

-выполнять узор корзиночного плетения, применять прием витья из двух жгутиков;

-самостоятельно определять технологию изготовления поделки;

-работать как под руководством учителя, так и самостоятельно, опираясь на полученные ранее знания и выработанные умения;

-анализировать готовое изделие, сравнивать свое изделие с изделием товарища, находить сходные и отличительные свойства;

-творчески подходить к выполнению работы

Учебное – тематический план  (первый год обучения)

начальный этап

Названия темы занятия

Всего часов

Теория

Практика

Форма проведения

1

Правила по технике безопасности и охране труда. История соленого теста.

1

1

Беседа. Объяснительно-иллюстративный метод.

2

Материалы и инструменты для изготовления изделий из соленого теста. Способы приготовления и хранения теста.

2

1.5

0.5

Беседа. Объяснительно – иллюстративный метод. Практическая работа

3

Способы сушки теста. Виды окрашивания теста. Лакирование.

2

2

0

Беседа. Объяснительно-иллюстративный метод.

4

Лепка простых элементов изделия.

15

2

13

Беседа. Объяснительно – иллюстративный метод. Практическая работа

5

Изготовление плоских украшений, выполненных с помощью шаблона.

15

2

13

Беседа. Объяснительно – иллюстративный метод. Практическая работа

6

Создание фактуры на поверхности теста.

15

2

13

Беседа. Объяснительно – иллюстративный метод. Практическая работа

7

Изготовление мелких элементов изделия и соединение между собой.

15

2

13

Беседа. Объяснительно – иллюстративный метод. Практическая работа

8

Лепка вокруг конуса.

17

3

14

Беседа. Объяснительно – иллюстративный метод. Практическая работа

9

Лепка вокруг шарика.

17

3

14

Беседа. Объяснительно – иллюстративный метод. Практическая работа

10

Итоговое занятие. Оформление выставки.

3

    0,5

3

Практическая работа

Итого:

102

  28,5

73,5

 

Содержание программы.

   1.Правила по технике безопасности и охране труда. История соленого теста. Первичный инструктаж по технике безопасности с колющими и режущими предметами. История лепки соленого теста.

   

    2.Материалы и инструменты для изготовления изделий из соленого теста. Способы   приготовления и хранения теста.

Материалы и инструменты для изготовления изделий. Продукты, используемые для приготовления теста. Способы приготовления теста. Секреты приготовления соленого теста.

 

   3. Способы сушки теста. Виды окрашивания теста. Лакирование.

Три способа сушки. Сушка естественным путем. Сушка в духовом шкафу. Комбинированный способ сушки. Инструменты  для окрашивания изделий из соленого теста. Выбор цвета. Сочетание цветов, их влияние на психику человека. Закрепление верхнего слоя лаком.

   

    4. Лепка простых элементов изделия.                                                                                    Способы изготовления простых элементов изделия. Порядок выполнения изделия. Соблюдение правил техники безопасности.                                                                                                  

 

     5. Изготовление плоских украшений, выполненных с помощью шаблона.

Правила изготовления плоских украшений. Способы выполнения изделий с помощью шаблона. Порядок выполнения изделия. Отделка изделия

   6. Создание фактуры на поверхности теста.

Способ подбора инструментов для выполнения фактуры. Порядок выполнения изделий с использованием фактуры.  Отделка изделия.

   7. Изготовление мелких элементов изделия и соединение между собой.

Правила последовательности изготовления мелких элементов. Способы соединения деталей между собой. Порядок выполнения изделий. Оформления готового изделия.

    8. Лепка вокруг конуса.

Принцип изготовления изделия на основе конуса. Способы выполнения практических работ. Порядок выполнения изделия. Окрашивания и оформление изделия.

     9. Лепка вокруг шарика.

Принцип изготовления изделия на основе шарика. Способы выполнения практических работ. Порядок выполнения изделия. Окрашивания и оформление изделия.

   10.Итоговое занятие.

Подведение итогов. Подготовка выставки творческих работ.

Учебное – тематический план (второй  год обучения)

Названия темы занятия

Всего часов

Теория

Практика

Форма проведения

1

Правила по технике безопасности и охране труда. Санитарно – гигиенические требования.

1

1

0

Беседа. Объяснительно-иллюстративный метод.

2

Способы сушки теста. Виды окрашивания теста. Лакирование

2

2

0

Беседа. Объяснительно-иллюстративный метод.

3

Изготовление мелких орнаментальных деталей и композиций из них.                                                

13

2

11

Беседа. Объяснительно – иллюстративный метод. Практическая работа

4

Изготовление медальонов.

13

2

11

Беседа. Объяснительно – иллюстративный метод. Практическая работа

5

Изготовление колец и подков.

14

2

12

Беседа. Объяснительно – иллюстративный метод. Практическая работа

6

Изготовление подсвечников.

14

2

12

Беседа. Объяснительно – иллюстративный метод. Практическая работа

7

Изготовление простого панно «Не садись на пенек, не ешь пирожок».

14

2

12

Беседа. Объяснительно – иллюстративный метод. Практическая работа

8

Изготовление простого панно «Волшебное лукошко».

14

2

12

Беседа. Объяснительно – иллюстративный метод. Практическая работа

9

Рамочка для фотографии.

14

2

12

Беседа. Объяснительно – иллюстративный метод. Практическая работа

10

Итоговое занятие. Оформление выставки

3

    3

Практическая работа

Итого:

102

    17

    85

Содержание программы

    1.Правила по технике безопасности и охране труда.   Санитарно – гигиенические требования.                                                              

Первичный инструктаж по технике безопасности с колющими и режущими предметами. Правила внутреннего распорядка.

   2. Способы сушки теста. Виды окрашивания теста. Лакирование. Три способа сушки. Сушка естественным путем. Сушка в духовом шкафу. Комбинированный способ сушки. Инструменты для окрашивания изделий из соленого теста. Выбор цвета. Сочетание цветов, их влияние на психику человека. Закрепление верхнего слоя лаком

 3. Изготовление мелких орнаментальных деталей и композиций из них.  Порядок изготовления листиков, цветов, ягод, фруктов, грибов. Порядок выполнения подставки под именные карточки.

Названия темы занятия

Всего часов

Теория

Практика

Форма проведения

1

Правила по технике безопасности и охране труда.  Санитарно – гигиенические требования.                                                              

1

1

0

Беседа. Объяснительно-иллюстративный метод.

2

Изготовление медальонов.

13

2

11

Объяснительно иллюстративный метод. Практическая работа.

3

Изготовление маленьких «хлебобулочных» изделий.

12

2

10

Объяснительно иллюстративный метод. Практическая работа.

4

Изготовление мелких животных и насекомых.

12

2

10

Объяснительно иллюстративный метод. Практическая работа.

5

Изготовление колец и подков

12

2

10

Объяснительно иллюстративный метод. Практическая работа.

6

Изготовление рамок и решеток.

12

2

10

Объяснительно иллюстративный метод. Практическая работа.

7

Изготовление подсвечников.

12

2

10

Объяснительно иллюстративный метод. Практическая работа.

8

Изготовление рамок для фотографии.

12

2

10

Объяснительно иллюстративный метод. Практическая работа.

   9

Изготовление декоративной композиции.

13

2

11

Объяснительно иллюстративный метод. Практическая работа.

10

Итоговое занятие. Оформление выставки

3

3

Практическая работа

Итого:

102

   17

85

   4. Изготовление медальонов.

Медальоны, как украшение комнат и стен. Порядок выполнения: медальона с  колокольчиком; медальона домика; медальона для спальни; медальона для ванной. Изготовление дверной таблички для кухни.

    5.Изготовление колец и подков.

Выполнение кольца с розами. Порядок выполнения подковы с ягодами листьями. Правила техники безопасности. Оформление готового изделия.

    6.Изготовление подсвечников.

Подсвечники, как украшение праздничного стола. Выбор свечи для подсвечника. Изготовление мелких орнаментальных деталей. Порядок выполнения и возможные варианты подсвечников.

     7. Изготовление простого панно «Не садись на пенек, не ешь пирожок».  Способы изготовление простого панно.  Умение правильно подбирать темы для данной работы. Способы применение сушки изделия. Правильный подбор цветовой гаммы для разукрашивания изделия. Оформление изделия.                                           

     8. Изготовление простого панно «Волшебное лукошко».                                                            Способы изготовления лукошка. Правильный подбор цветовой гаммы для разукрашивания лукошка. Правила использования инструментов по назначению. Порядок выполнения практических работ. Оформление готового панно.

  9. Рамочка для фотографии.                                                                                               Выбор темы  рамочки для фотографии. Последовательность выполнения работы. Правила использования инструментов и приспособлений. Санитарно –гигиенические требования при выполнении работ. Оформление изделия.

   10.Итоговое занятие.

Подведение итогов. Подготовка выставки творческих работ.

Учебно-тематический план  (третий  год обучения)

заключительный  этап

Содержание программы

1.Правила по технике безопасности и охране труда.   Санитарно – гигиенические требования. Первичный инструктаж по технике безопасности с колющими и режущими предметами. Правила внутреннего распорядка.

2. Изготовление медальонов. Медальоны, как украшение комнат и стен. Порядок выполнения: медальона с   колокольчиком; медальона домика; медальона для спальни; медальона для ванной. Изготовление дверной таблички для кухни.

 3. Изготовление маленьких «хлебобулочных» изделий. Виды хлебобулочных изделий, их ценность в питании человека. Порядок выполнения булки и батона, плетенки, кренделя, рогульки, завитушки.

4. Изготовление мелких животных и насекомых. Методы изготовления мелких деталей, и соединение между собой. Правильный подбор цветовой гаммы.

5. Изготовление колец и подков. Выполнение кольца с розами. Порядок выполнения подковы с ягодами листьями.

6. Изготовление рамок и решеток. Технология выполнения простых рамок. Порядок выполнения рамки с рыбкой. Выполнения решетки – подвески с цветами. Изготовление мелких орнаментальных деталей. Порядок выполнения решетки с подсолнухами.

7.Изготовление подсвечников. Подсвечники, как украшение праздничного стола. Выбор свечи для подсвечника. Изготовление мелких орнаментальных деталей. Порядок выполнения и возможные варианты подсвечников

 8. Изготовление рамок для фотографии. Способы использования нескольких техник изготовления рамок для фотографий. Эстетическое оформление рамки с использованием лент, тесьмы, бисера, бусинок.

9.Изготовление декоративной композиции. Технология выполнения композиций «В еловом лесу», «Улитку», «Семейство ежей», «Курочка и цыплята», «Зима». Способы использования инструментов и приспособлений при изготовлении изделий. Подбор цветовой гаммы при раскрашивании изделия. Эстетическое оформление готового изделия. 

Литература:

М.Антипова Соленое тесто. Необычные поделки и украшения. Красивые вещи своими руками. –Ростов н/Д: Издательский дом «Владис»; - Москва Издательский дом «РИПОЛ Классик», 2007г.

Б.Казагранда Поделки из соленого теста Издательство АРТ – РОДНИК. 2007г.

К.Силаева, И.Михайлова Соленое тесто. Большая книга поделок. Москва. Издательство Эксмо, 2004г.

М.О.Синеглазова Удивительное соленое тесто Москва Издательский дом МСП, 2005г.  

И.Хананова Соленое тесто Москва АСТ – ПРЕСС КНИГА, 2006г.

Г.Чаянова Соленое тесто для начинающих Москва Издательство Эксмо, 2005г


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация. МАСТЕР- КЛАСС.Чудеса солёного теста.

Данная  презентация была выполнена в ходе работы над проектом "Волшебные цифры". В ней показаны этапы работы с солёным тестом. Эту презентацию можно использовать на уроках технологии, на занятиях...

ИТК по рисованию солёным тестом и росписи камней

Инструкционно-технологическая карта с описанием работы и фотографиями по рисованию нетрадиционными техниками изодеятельности. Для занятий с детьми кружка, изостудии или  урока изобразительно...

Работа с пластилином. Лепка. Собака.

Конспект занятия по лепке с применением компьютерных и здоровьесберегающих технологий....

технологическая карта урока технологии в 1 классе по теме: "Работа с пластилином. Лепка. Черепашка"

Технологическая карта урока технологии с региональным компонентом  для 1 класса...

Тема:Работа с пластилином. Лепка. Курочка. Черепашка

Тема урока: Работа с пластилином. Лепка. Курочка. ЧерепашкаТип урока: урок «открытия нового знания»Цель: научиться лепить из пластилина курочку и черепашку. Учебные задачи: Напра...

Тема:Работа с пластилином. Лепка. Печенья.

Тема: Работа с пластилином. Лепка. Печенья.Класс: 1Цель: Вылепить печенье  «из пластилина».  .Учебные задачи:Направленные на достижение личностных результатов:1. Формирование ува...

Методическая разработка на тему: "Работа с пластилином. Лепка лисы на плоскости" 1 класс.

Методическая разработка на тему: "Работа с пластилином. Лепка лисы на плоскости". Работа для детей 1 класса коррекционной школы по предмету: Изобразительная деятельность....