Родительское собрание на тему: «Организация учебного труда школьников в процессе подготовки домашнего задания»
методическая разработка (2 класс) на тему

Салтыкова Людмила Александровна

Рекомендации родителям по формированию у детей навыков самоконтроля, умения работать самостоятельно при выполнении домашнего задания.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл roditelskoe_sobranie.docx23.97 КБ

Предварительный просмотр:

Родительское собрание на тему: «Организация учебного труда     школьников в процессе подготовки домашнего задания»

     Великая цель образования —  не только знания, но и прежде всего действия.

                                                                                                       Н.И. Мирон

Форма проведения: круглый стол.

Цель: выявить представления родителей об организации домашнего задания и

дать рекомендации по формированию у детей навыков самоконтроля, умения работать самостоятельно.

Задачи: выявить   и обсудить с родителями  проблемы возникающие при выполнении домашнего задания, способствовать формированию у родителей желания помочь  своему ребёнку при выполнении домашней работы; обратить внимание на необходимость создания специальных условий.

Подготовительная работа: анкетирование, подготовка памяток.                                                                                                                                       

                                          Ход собрания.

  1. Вступительное слово учителя.

Здравствуйте, уважаемые родители! Попрошу закончить начатые высказывания.

-У нашего ребёнка есть специальное место, где он…

-Самостоятельно справляется с…

-Готовит с трудом…

-Мы оказываем помощь ребёнку в выполнении домашних заданий. Эта помощь заключается в …

-Когда ребёнок учит уроки, мы….

-Если ребёнок выполнил домашнее задание небрежно, то…

Спасибо, за откровенные  ответы. Тема родительского собрания обозначена и все готовы к диалогу. (Всегда заранее знакомлю родителей с темой).

  1. Знакомство родителей с анкетированием учащихся по проблеме собрания.
  2. Продолжение выступления учителя.

      Огромные успехи в науке, промышленности и других сферах жизнедеятельности требуют сейчас от людей любой профессии всё новых и новых разнообразных знаний, широкого умственного кругозора. Неслучайно, в наши дни учатся все и малые, и старые. Но если каждый взрослый ощущает такую потребность в расширении своих знаний, то ещё больше это должны ощущать наши дети. Вот почему важно чтобы наши дети успешно учились, росли любознательным и любили много читать. Иными словами, очень важно пробудить у них жажду знаний.  На родителей ложится ответственность по выполнению домашнего задания по предметам. Какие же методы и приемы помогают родителям наладить успешную учёбу детей? Какие условия необходимо создать в семье чтобы хотелось учиться?

      Первое требование- это постоянное внимание к личности ребёнка.

      Научить ребёнка удивляться и быть наблюдателем едва ли не самое важное. Велика в этом роль школы, но и роль родителей не менее значительна. Бесспорно, родители заботятся о своем ребенке, чтобы он был одет, обут.

Интерес возрастает и развивается не сразу и не сразу можно заметить его пробуждение у ребенка. Надо уметь найти в повседневной жизни удивительное, интересное. В этом вам помогут книги- близкие мудрые советчики, а также детские журналы, газеты, которые должны быть в каждой семье. Их роль в развитии детей ни с чем несравнима, тот кто задумывается над прочитанным начинает размышлять над собственным поведением. Вы не найдёте готовых рецептов по воспитанию именно вашего ребёнка, но книга поможет вам в воспитании некоторых черт характера, заставит задуматься всё ли вы делаете для детей и так ли вы это делаете. Пройдут годы, дети станут взрослыми многое в жизни поймут, вспомнят родителей, кто помог им в детстве понять прекрасную мысль «Человек может достичь в жизни очень многого, если научится смотреть на каждый прожитый день, как на творение собственных рук, разума, воли».

     Второе условие успешной работы- это самостоятельность.

     Стремление действовать самостоятельно появляются у детей постоянно, но не всегда родители поддерживают ребёнка в этом. Его не надо торопить, не надо делать всё за него. Наоборот, надо проявлять терпение, помочь деловым советом, вселить уверенность. Если ваши дети несамостоятельны, беспомощны, просят о помощи, ошибки следует искать во вчерашнем дне. Развитие самостоятельности неотделимо от самостоятельного мышления. Поэтому ребёнка надо учить сравнивать, доказывать, обобщать, делать выводы. С первого года обучения ребёнка нужно формировать навыки учебного труда: трудолюбие, прилежание, усидчивость, самостоятельность.         Эти навыки будут формироваться при подготовке домашнего задания. Если эту работу проводить правильно. Родители являются одним из первых помощником своим детям.

      Во-первых, необходимо определить постоянное время занятий. Казалось бы, не всё ли равно, в какое время ребёнок готовит уроки, лишь бы задания были тщательно выполнены. Однако специальные исследования показали, что у тех, кто хорошо учится есть как правило твердо установленное время для приготовления уроков. И наоборот, среди слабых учеников много таких, у которых нет постоянного отведенного для занятий времени. Воспитание привычки к систематической работе начинается с установления твёрдого режима занятий, без этого не могут быть достигнуты серьезные успехи в учёбе. Именно родители могут помочь ребенку правильно распределить день.

    Часто родители говорят, что ребёнок готовит уроки 3 часа и более. Согласитесь, что он не учит уроки столько времени. Просто ребёнок долго раскачивается, часто отвлекается для посторонних дел, а этого быть не должно.

     Во-вторых, одним из важных правил приготовления уроков является то, что работу надо начинать немедленно. Обучая детей учиться, нужно приучить начинать работы без раскачки. Постарайтесь не тратить много времени на уговоры и убеждения. Ребенок должен настроиться только на работу, чтобы не отвлекался, работал интенсивно, разбирал задание вдумчиво. Домашнее задание ученик 2 класса должен выполнять 1 -1,5 часа.     Не забывайте, что во время подготовки домашнего задания необходимо умело работу чередовать с отдыхом.  Паузы должны составлять 10-15 минут, через 30 минут работы.

     Третьим важным условием успешного выполнения домашнего задания является то что у ребёнка должно быть постоянное место работы. Лучше всего отдельный столик и полка для книг. Если жилищные условия не позволяют выделить для школьника отдельный письменный стол, то всё равно надо выделить какое-то постоянное место. Помимо этого, надо установить порядок в то время, когда он занимается за общим столом. Никто не должен ему мешать, отвлекать от занятий. Постоянное место работы, так же, как и постоянное время работы, способствует сокращению неприятного и трудного этапа подготовки к работе, позволяет быстрее мобилизоваться.  До начала занятий нужно убрать всё что не имеет отношения к урокам и приготовить то, что необходимо для выполнения домашнего задания. При необходимости, уточнить домашнее задание. Начинать советуют со сложных предметов и письменных работ. Но если ребёнок раскачивается медленно, а эффективность работы постепенно нарастает, можно начать с более лёгких уроков.

      Хорошо бы установить порядок на столе не меняющиеся день ото дня. Линейку резинку карандаш- класть слева от себя, учебники, тетради, дневник- справа. При подготовке домашнего задания не бесполезными могут оказаться памятки по каждому предмету отдельно. Такие памятки в нашем классе есть, дети и родители их активно используют.

     Четвертым условием является трудолюбие и прилежание. Впервые навыки трудолюбия ребёнок получает в семье. Нельзя ограничивать труд только учебой- хотя это несомненно основной труд ученика. Как относится к учебному труду ребёнок? Можно привести много хороших примеров и еще больше негативных, наблюдая за детьми в нашем классе. Это отношение к поручениям, содержание в порядке личных вещей и тд.  

      Воспитание трудолюбия рождает у детей упорство, волю, настойчивость. Эти качества необходимы для того, чтобы они могли учиться, узнавать с каждым днём всё больше. Любознательный пытливый ребенок активен в учебном труде, он хочет глубоко познать мир. Он внимательно слушает объяснение учителя.    

     Пример: основные знания дети получают в школе, а дома их закрепляют. Если у ребенка появилась оценка 3 необходимо установить причины, принять меры к их устранению. Родители должны обращать внимание на допущенные ошибки в работе и принять меры к их устранению.

      Концу второго класса дети должны безошибочно списывать, читать 65-75 слов в минуту, без искажения с соблюдением точек. А есть дети, которые не читают книг, не умеют рассказывать, допускают искажения слов. Это можно устранить систематической вдумчивой работой. Правильно поставленный родительский контроль за выполнением домашнего задания повышает у ребят интерес, любовь к учебному труду. Чтение книг развивает взгляд ребенка, мировоззрение, учит любить свою родину, формирует идеалы, учит хорошим поступкам. Хороши только те средства, которые заставляют ребенка мыслить, думать, вызывают потребность в умственном труде. Постепенно нужно готовить ребёнка к самоконтролю, которым полностью он должен овладеть к окончанию начальной школы.

      Для того чтобы ученик успешно усвоил классный материал, имел прочные знания по всем предметам необходимо:

-Создание школьникам условий для выполнения домашних заданий и занятий домашним трудом.

-Организация рабочего места школьника

-Воспитание сознательного отношения к выполнению домашнего задания.

   Выделяют три уровня домашнего задания.

1-й уровень- обязательные. Цель- закрепление знаний. Эти задания должны быть понятны и посильны всем ученикам.

2-й уровень- тренировочные. Они направлены на отработку умений доведения до автоматизма. Задания для учеников проявляющим интерес к предмету.

3-й уровень- творческие. Их цель- развитие творческих способностей. Выполняются по желанию ученика.

4. Результативность выполнения домашней работы в нашем классе. Осуществление контроля родителями.

5. Анализ педагогических ситуаций.

    Ситуация 1.

     Ребёнок категорически отказывается выполнять домашнее задания по устным предметам. Объясняя это тем, что хорошо запомнил материал на уроке.

     Ситуация 2.

     За правильное и быстрое выполнение домашней работы родители освобождают ребёнка от домашних обязанностей.

     Ситуация 3.

     Мама и сын внимательно разбирают домашнее задание, повторяют правила. Затем в черновик работу записывает мама, а ребёнок переписывает в тетрадь.

     Ситуация 4.

    Учитель задаёт два упражнения, на выбор. Мама настаивает, чтобы сын выполнил оба, для лучшего закрепления новой темы, ребёнок отказывается.

6. Рефлексия собрания. Копилка родительского опыта.

     Обмен мнениями родителей об опыте по подготовке домашнего задания.

7. Индивидуальное собеседование с отдельными родителями по их запросам.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Родительское собрание "Организация учебного труда младшего школьника в процессе подготовки домашнего задания"

Организация учебного труда младшего школьника в процессе подготовки домашнего задания....

Родительское собрание на тему: «Организация сотрудничества учителей, учащихся и родителей в образовательном процессе».

Учителя и родители должны действовать как союзники, делясь с учениками добротой, опытом, знаниями. Тогда можно вырастить культурную, сознательную, творческую личность.  Взаимоотношения семьи...

Родительское собрание № 1. Тема «Организация учебно-воспитательного процесса. Знакомство»

Родительское собрание №1. Тема «Организация учебно-воспитательного процесса. Знакомство с родителями первоклассников»Ваши дети-мои дети, вы-мои родители, а я ваша учительница. Теперь мы од...

Родительское собрание по теме "Организация режима дня – залог здоровья младшего школьника"

Восточная мудрость гласит: «Если ты думаешь на год вперед – посади семя. Если ты думаешь на десятилетия вперед – посади дерево. Если ты думаешь на век вперед, воспитай человека...

Родительское собрание на тему: «Организация учебного труда школьников в процессе подготовки домашних заданий».

Цели собрания:1. Выявить представление родителей об организации учебной работы детей дома.2.  Дать рекомендации родителям о том, как формировать у детей навыки самоконтроля, умение работать самос...

Родительское собрание во 2 классе:" Первая оценка, как к ней относиться? Домашнее задание. Советы родителям"

Родительское собрание во 2 классе:" Первая оценка, как к ней относиться? Домашнее задание. Советы родителям" провожу в ноябре, после выставления первых четвертных оценок. Провожу работу по п...

Родительское собрание на тему: «Как помочь младшему школьнику в приготовлении домашних заданий»

Что такое домашнее задание известно всем и каждому. Очень важным моментом в жизни младшего школьника является приготовление домашних заданий....