ПРОЕКТЫ ДЕТЕЙ
план-конспект занятия (4 класс) на тему

Меншатова Татьяна Анатольевна

ЗДЕСЬ ПРЕДСТАВЛЕНЫ ПРОЕКТЫ ДЕТЕЙ С РЕЦЕНЗИЕЙ И ПРЕЗЕНТАЦИЕЙ

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon КОНСПЕКТ133 КБ

Предварительный просмотр:

Тема: «Права ребенка в новом веке

1.Мы – жители России и обязаны знать символы государства. Напомним друг другу, какие государственные символы имеет наша страна? ( герб, флаг, гимн)

- А зачем стране своя символика?

- Давным-давно, тысячи лет тому назад на Земле появились люди, одновременно с ними появились вопросы:

- Что люди могут делать и чего не могут?

- Что они обязаны делать и чего не обязаны?

- На что имеют право и на что не имеет?

Без ясного ответа на эти вопросы жизнь превращалась в сплошной кошмар и неразбериху.

Учитель:  Может, кто-то  догадался о теме нашего разговора? (Заслушиваются предположения детей)

Итак, тема нашего разговора звучит так «Мои права и обязанности». Сегодня мы поговорим о наших правах и обязанностях, попробуем разобраться в тех ситуациях, которые встречаются в жизни, выскажем мнение о том, почему так важно соблюдать права и обязанности.

С детьми порой тоже обращаются несправедливо, иногда даже жестоко. Чтобы прекратить это, взрослые всего мира решили собраться и подумать, что можно сделать, чтобы у детей было счастливое детство

4. Обзорное  знакомство с «Конвенцией о правах ребенка».

1) беседа

 Учитель: А что такое «право», «права»?  Как вы думаете?

Право – совокупность устанавливаемых и охраняемых государством  норм и правил, регулирующих отношения людей в обществе («Толковый словарь»  С. И. Ожегова)

Значит права – это некие правила, которые должны выполнять все люди, чтобы жить счастливо и хорошо. Государство должно следить за тем, как выполняются правила и нормы, соблюдаются права людей, помогать своим гражданам, наказывать тех, кто мешает жить другим, нарушает их права.

- А есть ли права у вас, у детей?

Существуют ли документы, где прописаны права ребенка? Давайте разберемся. (Заслушиваются ответы детей.)

Учитель:  

В 1959 г. Генеральная Ассамблея ООН  (это такая международная организация, которая объединяет 190 стран на земле) провозгласила Декларацию прав ребёнка. В ней утверждается, что некоторые права человека имеют непосредственное отношение к детям, которые нуждаются в особой заботе и внимании, поскольку чрезвычайно уязвимы по причине возраста. Декларация сыграла большую роль в деле защиты детства. Ее содержание было призывом к добру, справедливости в отношении детей.

Однако декларации имеют лишь рекомендательный характер, ее нормы не обязательны для исполнения.

Другое дело - конвенция; это договор, который должен неукоснительно исполняться теми, кто его подписал 20 ноября 1989 г. Конвенция о правах ребенка была единогласно принята Генеральной Ассамблеей ООН. Через год   была  принята и в нашей стране  Конвенция о правах ребенка.

1.Мы – жители России и обязаны знать символы государства. Напомним друг другу, какие государственные символы имеет наша страна? ( герб, флаг, гимн)

- А зачем стране своя символика?

- Давным-давно, тысячи лет тому назад на Земле появились люди, одновременно с ними появились вопросы:

- Что люди могут делать и чего не могут?

- Что они обязаны делать и чего не обязаны?

- На что имеют право и на что не имеет?

Без ясного ответа на эти вопросы жизнь превращалась в сплошной кошмар и неразбериху.

- Что же такое – законы? Об этом нам расскажут …(фамилии учеников)

1.Законы – это права, которые устанавливает государство. Их должны выполнять все граждане страны.

2.Законы бывают разные, но главный основной закон нашей страны называется Конституцией. Наша Конституция была принята 12 декабря 1993 года. С тех пор этот день является государственным праздником нашей страны.

2. Знакомство с Конституцией.

- Итак, Конституция (показать брошюру) – это основной закон, по которому мы с вами живем.

- Что записано в Конституции? Мы узнаем от …(фамилии учеников)

1.В Конституции записаны права граждан, такие как право на образование, охрану здоровья, отдых и труд, и другие

2.Кроме прав у граждан есть и обязанности, которые тоже отражены в основном законе, например, сохранять и беречь природу, защищать Родину.

- У каждого из вас есть права и обязанности. Право жить, право на семью, на учебу, отдых и т.д. А что же такое право? Нам расскажут (фамилии учеников)

1.Право – это правила, по которым живут люди. Эти правила охраняются государством. Эти правила определяют отношения людей в обществе.

2. Права ребенка надо знать,

    Не только знать,

    Но соблюдать,

    Тогда легко нам будет жить,

    Играть, дружить и не тужить.

3. Дидактическая игра «Разрешается – запрещается»

 Я буду говорить о каком-то праве, а вы – находить соответствующий ему знак и отвечать: «Разрешается или запрещается».

Посмотри на этот знак:
Человек поднял флаг.
Слушать мнение ребенка
Разрешается.

Вот в углу стоит мальчонка,
Плачет, надрывается.
Бить, наказывать ребенка
Строго запрещается.

С мамой дети должны жить,
Ей цветы всегда дарить –
Это разрешается.

Эта грань обозначает:
Мать с ребенком разлучают.
Это запрещается.

Рисовать и петь, учиться,
Если заболел – лечиться.
Это разрешается.

Этот трудится ребенок.
Мало у него силенок,
Ноги подгибаются.
В детстве тяжкая работа
Запрещается.

Вместе дружно в мире жить,
С разными детьми дружить –
Это разрешается

Этот слабый горбит спину,
Пред сильным преклоняется.
Быть рабом у господина
Строго запрещается.

Молодцы, ребята! Вы отлично справились с заданием. Права ребёнка нужно не только знать, но и соблюдать.–

4. Викторина по сказкам.

- Познакомится с некоторыми правами, вспомнить их нам поможет народная мудрость – сказки. В них человеческие пороки выставляются на позор и смех, осуждены хитрецы и лжецы, лентяи и невежды. В сказках добро побеждает зло.

- Мы с вами отправимся в путешествие по стране Правознайке. Мы отправляемся в путь для того, чтобы узнать, какие герои сказок нарушают права других героев, унижают и обижают их.

Физкультминутка.

- Включили фантазию, настроились на встречу со сказочными героями. Откройте глаза.

Вопросы:

1. В какой сказке и кто нарушал право на свободу и на свободный труд за вознаграждение, держал

    кукол в рабстве ( «Приключения Буратино», Карабас Барабас)

2. В какой сказке «хлебобулочный герой несколько раз подвергался пыткам посягательства на его

    жизнь, угрозам быть съеденным? («Колобок»)

3. Кто из сказочных женщин пользовался правом на свободное перемещение на метле? ( Баба-Яга)

На доске три листа:

  1. Право на бесплатное образование
  2. Право на свободный труд, защита от безработицы
  3. Право на неприкосновенность жилища

- Продолжая путешествие по стране Правознайке, мы останавливаемся в гостях у героев сказки «Приключения Буратино». Перед нами три островка, чтобы узнать их название, надо ответить на вопросы:

1. Когда полицейские ворвались в каморку папы Карло, то какое право они нарушили? (№3)

2. Папа Карло жил очень бедно, не имел постоянной работы, потому что он не имел какого права?

    (№2)

  1.  Буратино продал свою азбуку, не воспользовался каким правом? (№1)

– А сейчас мы проведём небольшую викторину. На доске на плакате, написаны с левой стороны – названия сказок, с правой – нарушенное право. Вы должны верно соединить чертой название сказки с нарушенным правом.

«Гарри Поттер»

Нарушено право на отдых

«Золотой ключик»

Нарушено право на жизнь

«Золушка»

Нарушено право на неприкосновенность

– Молодцы, ребята! И с этим заданием вы справились. А теперь вспомните персонажей этих сказок: Волан де Морта, который пытался убить Гарри, Карабаса Барабаса, который жестоко обращался с куклами, мачеху, которая заставляла Золушку много работать. Как вы можете охарактеризовать этих персонажей? (Ответ детей: Они плохие, злые, жестокие.)
– А каким вы представляете себе доброго человека? Назовите черты его характера.
(Ответ детей: Он добрый, вежливый, справедливый.)

– И с этим заданием вы тоже справились. Молодцы!

 6. Психогимнастика «Выйди к свету»

– А сейчас займите удобное положение, закройте глаза и представьте, что попали в тёмное, холодное подземелье. Тебе тяжело дышать, не хватает воздуха. В подземелье одиноко, неуютно. Тебе хочется скорее выйти отсюда. Ты идёшь по длинному тоннелю, которому не видно конца. И вдруг вдали мелькнул какой – то свет. Это луч солнца проник в подземелье. Ты быстро побежал к свету, раскидал камни, и вдруг яркое, лучистое солнце хлынуло на тебя своим светом. Тёплый ветер стал трепать твои волосы. Ты вдохнул свежий воздух, радостью наполнилась твоя грудь. И ты почувствовал себя свободным и счастливым.

– Ребята, что вы чувствовали, когда представляли себя в тёмном подземелье? (Ответ детей: Было страшно, одиноко, тревожно.)
– Такие чувства испытывает человек, когда совершает плохие поступки. На душе у него так же темно, неуютно, беспокойно.
– А какие чувства испытали, когда представили, что вышли на свет?
 (Ответ детей: Наступило облегчение, успокоение, радость.)
– Такие чувства испытывает человек, когда живёт по мудрым законам жизни. На душе у него светло, спокойно, радостно.

7. Правила общения

– Ребята, вы живёте среди людей, общаетесь друг с другом. А знаете ли вы правила общения? Давайте вместе вспомним их. На плакате изображён дуб. Это дуб мудрости. На его листочках написаны правила общения. Каждый из вас по очереди подойдёт, прочитает правило вслух и прикрепит лист к дереву.

Правила общения:

– умейте выслушать собеседника, не перебивая;
– умейте признавать, что были не правы;
– помогайте товарищу, старайтесь договориться с ним;
– говорите всегда только правду;
– радуйтесь успеху товарища;
– дал слово – держи его, дал обещание – выполни.

Ребята выполняют задание.

– Кто запомнит, эти правила будет умным, а кто их будет выполнять, будет мудрым

     В нашей Конституции есть статья 43, которая имеет непосредственное отношение к вам, школьникам: « Каждый человек имеет право на образование…»

- Какие же права есть у вас – школьников? Об этом нам расскажут… (фамилии учеников)

1. Право на учебу, право на отдых между уроками, право на каникулы, право на занятия в кружках и

    секциях.

 -Мы сказали, что а Конституции записаны не только права, но и обязанности. Какие же обязанности у школьников?

2. «Уважать взгляды; свободу других людей (взрослых и сверстников); культурно вести себя в классе, в школе и за их пределами; ходить опрятным; выполнять устав школы.»

1. Открыты все пути у нас

    Без края, без преграды,

    Но школьникам сейчас

    Пока учиться надо.

2. Учеба – это интересный труд,

    Нам силу, радость

    Знания несут.

3. К тому же, мы прекрасно понимаем:

    Кто с детства трудности преодолевает,

    Судьбой своей тот управляет.

    И тот, кто учится отлично в школе

    Характер закаляет свой и волю.

6. Обязанности. Анализ ситуаций

Учитель: C правами у нас, как я погляжу, все в порядке. А теперь давайте поговорим об обязанностях. А обязанности у вас есть?

Ответы детей

 Учитель: Главный закон нашей страны называется «Конституция Российской Федерации». Вот в ней-то об обязанностях и написано. А вот какие у вас есть обязанности, которые внесены в Конституцию РФ:

 обязанность – круг действий возложенных на кого-нибудь и обязательных  для выполнения. (Толковый словарь С. И. Ожегова).

вы сейчас прочитаете и запомните.

Обязанности:

Соблюдать законы.

Охранять природу.                    

Защищать отечество.

Заботиться о родителях.

Получить образование.

Учитель: Ребята, как вы думаете, что получится, если мы будем следить за выполнением своих прав, не обращая внимания на права других людей? Представьте себе вот такую сценку:

Семья: бабушка вяжет, мама пишет, папа смотрит телевизор. Забегает сын Петя.

Сын:

- Мам, так кушать хочется! Скорей дай поесть. (Садится за стол, начинает есть)

Мать:

- С грязными руками за стол?! Помой руки!

Сын:

- Это насилие над личностью! Мы сегодня с Конвенцией о правах ребёнка знакомились!

Бабушка:

- Петенька, сходи в аптеку за лекарством, что-то давление поднялось.

Сын:

- Бабуль, не имеешь права эксплуатировать ребёнка. (Встаёт из-за стола.) Спасибо, я так наелся.

Мать:

- Помой посуду, сынок.

Сын:

- Не имеешь права использовать детский труд, мамочка (садится, смотрит телевизор).

Отец:

- Выключай телевизор и садись за уроки, иначе я тебя отлуплю!

Сын:

- Это проявление жестокости, папа.

Учитель: Что получилось в этой семье? (ответы детей)

-Сын требует соблюдения своих прав, но сам не хочет нести никакой ответственности перед правами других. Человек должен не только требовать соблюдение своих прав, но и выполнять обязанности перед государством и другими людьми.

- Какая самая главная обязанность у вас в семье?

  -Существуют ли обязанности у учеников? Какие?

- А откуда вы это знаете? (Устав школы).

Где могут быть записаны обязанности учеников?

-Вот в уставе нашей школы тоже есть обязанности учеников, которые мы должны неукоснительно выполнять. Перед вами памятки, где прописаны ваши основные обязанности учащихся. 

На память я хотела бы вам  вручить  памятку школьника с обязанностями, которая, я надеюсь, будет помощником вашей  школьной жизни.

 P.S. Если ты будешь следовать этим советам, будь уверен, проблем у тебя не будет.

 

5. Закрепление. Анализ предложенных ситуаций.

Учитель: Ребята, вы теперь знаете, какими правами обладает каждый ребенок и какие обязанности должен выполнять каждый ученик. Проверим, как вы можете различать права и обязанности.

Учитель: Предлагаю вам сыграть в игру «Разрешается – запрещается».  

Я буду рассказывать вам о каком-то праве, а вы, ребята, будете   показывать соответствующий знак – разрешается правая рука или запрещается левая рука

8. Заключительная часть.

- Где же записаны права и обязанности граждан России?

- Когда была принята наша Конституция?

- Зачем нужна Конституция?

1. Мы знаем о законе мало,

    Но больше всех иных

    Мы знаем делать нужно то,

    Что благо для других.

2. Человеку много нужно,

    Чтоб счастливо прожить!

    Нужен дождь и даже лужи,

    Нужно с кем-нибудь дружить,

    Нужен ветер, нужно море

3  Нужно море и леса,

    Нужно счастье, нужно горе

    И родные голоса,

    Невозможно без природы,

    Без сияющих небес

4  Хорошо иметь свободу,

    Мир загадок и чудес.

    Чтобы жить на белом свете,

    Чтоб остался рядом друг,

   Надо главное заметить

   Все почувствовать вокруг.

 

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Исследовательский проект "Дети и деньги"

Социологическое исследование направленное на изучение ценностных ориентиров сверстников.Выбор темы:В нынешнее время , когда мировой финансовый кризис подобрался к каждому, и даже английская королева ж...

творческий проект детей: Международный женский день.

Конкурсы для девочек офрмленный в виде презинтаций к празднику 8 марта....

проект детей Правила личной гигиены

Презинтация "Правила личной гигиены" + 2 буклета....

Как работать с проектами детей

В последнее время много уделяется внимание к проектной деятельности учащихся начальной школы. Родители в растерянности: что это такое? Как с этим работать? Данные материалы помогут родителям при работ...

Совместный проект детей и родителей "Наш журнал"

Классный журнал "Круглый год" -  одна из форм классного руководителя по сплочению детского и взрослого коллективов, развитию творческих способностей учащихся, формирование патриотических качеств ...

Проекты детей по ФГОС

Проекты детей по ФГОС "Живая азбука"...

Проект "Дети России"

Развитие у учащихся гражданственность, патриотизм как важнейших духовно-нравственных и социальных ценностей, формирование у школьников профессионально значимых качеств, умений и готовности к их активн...