Главные вкладки

    Как работать с проектами детей
    методическая разработка по теме

    Толоконникова Дарья Юрьевна

    В последнее время много уделяется внимание к проектной деятельности учащихся начальной школы. Родители в растерянности: что это такое? Как с этим работать? Данные материалы помогут родителям при работе  с проектами и исследовательскими работами.

    Скачать:


    Предварительный просмотр:

    Проблема: Отсутствие у детей поисковой деятельности.

    Цель проекта:

    Разработать методические рекомендации по активизации поисковой деятельности учащихся в начальных классах.

    Задачи проекта:

    - дать характеристику проектной деятельности школьников с опорой на литературные источники;

    - рассмотреть особенности учебных проектов младших школьников;

    - разработать оптимальные варианты использования метода проектов в начальных классах.

     Введение.

    Метод проектов был разработан в начале XX века с целью ориентирования обучения на целесообразную деятельность детей с учетом их личных интересов. Первоначально его называли методом проблем и связывался он с идеями гуманистического направления в философии и образовании, разработанным американским философом и педагогом Дж. Дьюи, а также его учеником В.Х.Килпатриком.

    В 1905 году русский педагог С.Т.Шацкий пытался использовать проектный метод в преподавании. В отечественной и зарубежной педагогике метод проектов получило широкое распространение и развитие (особенно в 20-х – 30-х годах прошлого столетия) в силу рационального сочетания теоретических знаний и их практического применения для решения конкретных проблем в совместной деятельности учащихся.

    В последнее время этому методу снова уделяется пристальное внимание во многих странах мира. Основной тезис современного понимания метода проектов, который привлекает к себе многие образовательные системы, заключается в понимании учащимися, для чего им нужны получаемые знания, где и как они будут использовать их в своей жизни. Основой метода проектов является развитие познавательных умений учащихся, обучение их умению конструировать свои знания.

    В европейских языках слово «проект» заимствовано из латыни и означает «выброшенный вперед», «выступающий», «бросающийся в глаза».

    В Новое время это слово  время это слово начинают понимать как идею, которой субъект может и вправе распоряжаться как своей мыслью.

    В настоящее время этот термин часто применяется в менеджменте, означая в широком смысле любую деятельность, представленную как комплекс отдельных шагов.

     Сущность метода проектов

    Проект – это специально организованный учителем и самостоятельно выполняемый учащимися комплекс действий, завершающихся созданием творческого продукта.

    Метод проектов – совокупность учебно–познавательных приемов, которые позволяют решить ту или иную проблему в результате самостоятельных  действий  учащихся с обязательной презентацией этих результатов.

    Метод проектов всегда предполагает решение какой-то проблемы, предусматривающей, с одной стороны, использование разнообразных методов, с другой – интегрирование знаний, умений из различных областей науки, техники, технологии, творческих областей.

    В основе метода проектов лежит развитие познавательных навыков учащихся, умений самостоятельно конструировать свои знания, умений ориентироваться в информационном пространстве, развитие критического мышления. Результаты выполненных проектов должны быть, что называется «осязаемыми», т.е., если теоретическая проблема, то конкретное ее решение, если практическая – конкретный результат, готовый к внедрению.

    Работа по методу проектов предполагает не только наличие и осознание какой-то проблемы, но и процесс ее раскрытия, решения, что включает четкое планирование действий, наличие замысла или гипотезы решения этой проблемы, четкое распределение (если имеется в виду групповая работа) ролей, т.е. заданий для каждого участника при условии тесного взаимодействия.

    Метод проектов используется в том случае, когда в учебном процессе возникает какая-либо исследовательская, творческая задача, для решения которой требуются интегрированные знания из различных областей, а также применение исследовательских методик.

    Не владея достаточно свободно исследовательскими, проблемными, поисковыми методами, умением вести статистику, обрабатывать данные, не владея определенными методами различных видов творческой деятельности, трудно говорить о возможности успешной организации проектной деятельности учащихся.

    Выбор тематики проектов в разных ситуациях может быть различным. В одних случаях эта тематика может формулироваться специалистами органов образования в рамках утвержденных программ. В других – инициативно выдвигаться преподавателями с учетом учебной ситуации по своему предмету, естественных профессиональных интересов, интересов и способностей учащихся. В третьих, тематика проектов может предлагаться и самими учащимися, которые, естественно, ориентируются при этом на собственные интересы, не только чисто познавательные, но и творческие, прикладные.

    Тематика проектов может касаться какого-то теоретического вопроса учебной программы с целью углубить знания отдельных учеников по этому вопросу, дифференцировать процесс обучения. Чаще, однако, темы проектов относятся к какому-то практическому вопросу, актуальному для практической жизни и, вместе с тем, требующему привлечения знаний учащихся не по одному предмету, а из разных областей их творческого мышления, исследовательских навыков. Таким образом, достигается вполне естественная интеграция знаний.

    Главная идея метода проектов – направленность учебно-познавательной деятельности школьников на результат, который получается при решении практической или теоретической проблемы. Этот результат называется проект, что в переводе означает замысел, план. В более широком смысле под проектом понимается обоснованная, спланированная и осознанная деятельность, направленная на формирование у школьников определенной системы интеллектуальных и практических умений. Технология организации проектной деятельности школьников включает в себя совокупность исследовательских, поисковых и проблемных методов, творческих по своей сути, направленных на самостоятельную  реализацию школьником задуманного результата.

    Проектная деятельность обучающихся – это совместная учебно-познавательная, творческая или игровая деятельность, имеющая общую цель, согласованные методы, способы деятельности, направленная на достижение общего результата. Непременным условием проектной деятельности является наличие заранее выработанных представлений о ее конечном продукте и, как следствие этого, об этапах проектирования и реализации проекта, включая его осмысление результатов деятельности. Возможности метода проектов для развития личности и социализации школьников выявляются через анализ структуры деятельности учителя и школьника, которая существенно отличается от структуры их деятельности при традиционной организации обучения. Эту структуру можно представить в следующем виде:

    Ученик

    Взрослый

    Определяет цель деятельности

    Помогает определить цель деятельности

    Открывает новые знания или способы деятельности

    Рекомендует источники получения информации

    Экспериментирует

    Предлагает возможные формы работы

    Выбирает пути решения

    Содействует прогнозированию результатов

    Активен

    Создает условия для активности школьника

    Субъект деятельности

    Партнёр ученика

    Несёт ответственность за свою деятельность

    Помогает оценить полученный результат, выявить недостатки.

    Основываясь на этом, можно выделить несколько групп умений, на которые проектная деятельность оказывает наибольшее влияние:

    а) исследовательские (разрабатывать идеи, выбирать лучшее решение);

    б) социального взаимодействия (сотрудничать в процессе учебной деятельности, оказывать помощь товарищам и принимать их помощь, следить за ходом совместной работы и направлять её в нужное русло);

    в) оценочные (оценивать ход, результат своей деятельности и деятельности других);

    г) информационные (самостоятельно осуществлять поиск нужной информации; выявлять, какой информации или каких умений недостаёт);

    д) презентационные (выступать перед аудиторией, отвечать на незапланированные вопросы, использовать различные средства наглядности, демонстрировать артистические возможности);

    е) рефлексивные (отвечать на вопросы: «чему я научился?», «Чему мне необходимо научиться?»; адекватно выбирать свою роль в коллективном деле);

    ж) менеджерские (проектировать процесс; планировать деятельность – время, ресурсы; принимать решение; распределять обязанности при выполнении коллективного дела).

    Особенности учебных проектов младших школьников.

    Всё вышеизложенное справедливо и по отношению к учащимся начальных классов. Конечно, возраст накладывает естественные ограничения на организацию проектной деятельности таких учащихся, однако начинать вовлекать младших школьников в проектную деятельность нужно обязательно. Дело в том, что именно в младшем школьном возрасте закладывается ряд ценностных установок, личностных качеств и отношений. Если это обстоятельство не учитывается, если этот возраст рассматривается как малозначимый, «проходной» для метода проектов, то нарушается преемственность между этапами развития учебно-познавательной деятельности обучающихся и значительной части школьников и не удается впоследствии достичь желаемых результатов в проектной деятельности.

    При организации проектной деятельности в начальной школе необходимо учитывать возрастные и психолого-физиологические особенности младших школьников.

    Темы детских проектных работ лучше выбирать из содержания учебных предметов или из близких к ним областей, например, обучение решению задач. Дело в том, что для проекта требуется личностно-значимая и социально-значимая проблема, знакомая младшим школьникам и значимая для них. Понятно, что круг социально значимых проблем, с которыми могли встретиться ученики начальной школы, узок, а их представления о таких проблемах, скорее всего, малодифференцированы,  одноплановы.

    Проблема проекта или исследования, обеспечивающая мотивацию включения школьников в самостоятельную работу, должна быть в области познавательных интересов учащихся и находиться в зоне их ближайшего развития.

    Длительность выполнения проекта целесообразно ограничить одним уроком (может быть сдвоенными уроками) или одной - двумя неделями в режиме урочно - внеурочных занятий.

    Кроме того, важно ставить вместе с младшими школьниками и учебные цели по овладению приёмами проектирования как общеучебными умениями. Например, можно задать ученикам такие вопросы: Какие умения понадобятся для выполнения этого проекта? Владеете ли вы этими умениями в достаточной мере? Каким образом вы сможете приобрести нужные вам умения? Где ещё вы сможете впоследствии применять такие умения?

    Большого внимания от учителя требует и процесс осмысления,  целенаправленного приобретения и применения школьниками знаний, необходимых в том или ином проекте. От учителя при этом потребуется особый такт, деликатность, чтобы не «навязать» ученикам информацию, а направить их самостоятельный поиск, например: «Все ли вы знаете, чтобы выполнить данный проект? Какую информацию вам надо получить? К каким источникам информации следует обратиться (интернет, справочники, художественная литература, учебники)?»

    Целесообразно в процессе работы над проектом проводить с младшими школьниками экскурсии, прогулки-наблюдения, социальные акции. В этом контексте представляют интерес опросы, интервьюирование учащимися отдельных лиц, для которых предназначен детский проект. Например, ветеранов войны, учителей и родственников при выполнении таких проектов, как «Сувенир в подарок», «Концерт в подарок», «Путешествие в семьи народов нашей страны».

    Особого внимания в начальной школе требует завершающий этап проектной деятельности – презентация (защита) проекта.

    Для этого нужно помочь ученикам произвести самооценку проекта, затем нужно помочь учащимся оценить процесс проектирования с помощью вопросов. Также нужно помочь ученикам подготовить проект к презентации. Презентация (защита) проекта – завершающий этап его выполнения, когда учащиеся докладывают о проделанной ими работе. Как правило, защита проектов осуществляется в форме выставки тех изделий, которые они создали. Кроме того, иногда целесообразно попросить детей подготовить небольшое выступление с рассказом о своем проекте.

    После защиты проекта изготовленные изделия можно подарить людям, чьи потребности изучали дети, членам семей учащихся, можно передать в детский сад.

    Важно, чтобы дети ощутили потребность в тех изделиях, которые они изготовили,  почувствовали атмосферу праздника оттого, что они доставили радость людям.

    Весьма важный вопрос – оценка выполненных проектов, которая должна носить стимулирующий характер. Школьников, добившихся особых результатов в выполнении проекта, можно отметить дипломами или памятными подарками, при этом в начальной школе должен быть поощрен каждый ученик, участвовавший в выполнении проектов. Не следует превращать презентацию в соревнование проектов с присуждением мест. Лучше выделить несколько номинаций и постараться так, чтобы каждый проект «победил» в «какой-либо» номинации. Например, могут быть следующие номинации: «Познавательный проект», «Нужный проект», «Памятный проект», «Красочный проект», «Веселый проект» и т.д. Помимо личных призов можно приготовить общий приз всему классу за успешное завершение проектов. Это может быть поход в лес, на выставку, в музей, на экскурсию и т.п.

    Этапы проектов и их характеристики.

    В основе учебных проектов лежат исследовательские методы обучения. Вся деятельность учащихся сосредотачивается на следующих этапах:

     

    I этап – подготовительный.

    На этом этапе выбирается тема проекта, ставится проблема, определяется задание конкретной направленности по завершении которого учащиеся смогут оценить результаты своего труда, также определяются группы учащихся и распределяются роли. Определяющими факторами формирования групп являются уровень знаний предмета, способность к самостоятельной работе и наличие лидера – координатора.

    II этап – практический.

    Цель этого этапа: качественное и правильное выполнение поисково – исследовательских операций, контроль и самооценка работ. Работа обсуждается, делаются замечания, добавления, корректировки. На этом этапе дети защищают свои проекты. Все учащиеся выступают со своими проектами, демонстрируют, что достигнуто, определяют дальнейшие перспективы, отвечают на вопросы одноклассников, производят самооценку проекта.

     

    Проблема отсутствия у детей умения поисковой деятельности

    Мы уже рассмотрели особенности осуществления проектного метода в начальных классах. Одним из особенностей является то, что в начальных классах учащиеся только-только приступают к поисково-исследовательской работе. Она связана с тем, что они еще не умеют работать с литературой, выделять главное, делать обобщения.

    Для преодоления этих трудностей мы предлагаем рассмотреть проектное изучение темы «Лошади – наши помощники».

    Для осуществления этого проекта класс делится на группы по 5-6 человек. Определяются лидеры группы. Поскольку они только приступают к поисково – исследовательской работе, все группы выполняют одинаковые задания.

    В данном проекте для проведения поисково –исследовательской работы были подготовлены следующие задания:

    - Когда и где жили предки лошадей?

    - Сколько лет человек и лошадь живут рядом?

    - Какие факты подтверждают ответ на второй вопрос?

    -Где используются человеком лошади?

    - Расскажите о лошадях в изобразительном искусстве?

    - Каких мифических лошадей вы знаете?

    - Как используются лошади в трудовой деятельности человека?

    - Используются ли лошади в военных целях?

    - Лошади в медицине и спорте.

    Кроме того, в зависимости от затруднения учащихся, учитель может задавать наводящие вопросы. Например, седьмой вопрос можно предварять следующим наводящим вопросом: «Где ваши родители, соседи, односельчане пользуются помощью лошади?» А восьмой вопрос – следующим вопросом: «Какое использование лошади вы видели в кинофильмах, рассказывающих о войне?»

    Конечно же, в начальных классах учащиеся не умеют работать с дополнительной литературой. Поэтому очень важно приготовить обобщенный дополнительный материал, где имеются ответы на поставленные вопросы. Тогда перед учащимися стоит более простая задача: найти ответ в одном источнике.

    По мере приобретения опыта работы с дополнительной литературой их число можно постепенно увеличивать.

    После того, как ответ найден, его нужно обсудить. При этом важен направляющая деятельность учителя, который может дополнить ответы учащихся, желательно получая ответы от самих учащихся.

    Ответ коротко записать в тетрадях.

    Для проведения защиты продуктов своей деятельности учащимся желательно задать дополнительное домашнее задание: расспросить у своих родителей, бабушек и дедушек, соседей или знакомых, записать интересные случаи, происшедшие с лошадьми. Может быть, учащиеся сами были свидетелями таких случаев.

    Тогда результатом проекта будут не просто ответы на вопросы, а и небольшие творческие рассказы. Наиболее способные учащиеся могут дополнить свои работы рисунками.

     

    Использованная литература

    1. Кондратьева Е.П. Проект: проблемы, поиск, опыт. Учебно-методическое пособие для слушателей курсов повышения квалификации учителей начальных классов.-Чебоксары, 2007.

    2. Конышева Н.М. Проектная деятельность школьников//Начальная школа. - 2006, №1.

    3. Кравец Т.Н., Телеганова М.В., Спутай С.Младшие школьники проводят исследование //Начальное образование.- 2005, №2.

    4. Модернизация образовательного процесса в начальной, основной и старшей школе: варианты решения./ Под редакцией А.Г.Каспржака, Л.Ф.Ивановой.- М.: Просвещение, 2004.

    5. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования./ Под ред. Е.С.Полат.- М., 2000.

    6. Панскова Г.В. Все дело в мыслях. Материалы олимпиад для учащихся начальных классов инновационных школ.- Чебоксары: Изд-во Л.А.Наумова. 2007.

    7. Полат Е.С. Метод проектов – статья на сайте Российской Академии Образования.

    Современная гимназия: взгляд теоретика и практика./ Под ред. Е.С.Полат.-М.,2000



    Предварительный просмотр:

    ПАМЯТКА УЧАЩИМСЯ

    (Алгоритм работы над проектом).

    Название этапа работы над проектом

    Что это такое?

    Как с этим работать?

    Как оформить?

    Примечание или рекомендации

    1

    Выбор темы.

    Над чем будешь работать?

    Подумай,  о чем тебе хотелось бы поделиться с другими, о чем хочется рассказать.

    Сформулируй тему своей работы.

    Не стесняйся спросить взрослого! Попроси помощи учителя.

    2

    Определение цели и задач.

    Цель – что хочешь узнать, финальный результат, на который преднамеренно направлен процесс.

    Задачи – что для этого нужно сделать? определяются способы достижения этой цели.

    Подумай, к чему стремишься в своей работе. Цель ставится одна.

    Что необходимо сделать, чтобы добиться положительных результатов своей работы. Их может быть несколько: узнать, найти, расширить кругозор, познакомить других и т.д.

    Слово «цель» выдели жирным шрифтом, а дальше напиши одним предложением, чего хочешь добиться.

    Слово «задачи» выдели жирным шрифтом, а дальше пиши каждую задачу с новой строки, начиная с глагола: выяснить, научиться, найти, понаблюдать….и т.д.

    Не стесняйся спросить взрослого!

    Попроси помощи учителя.

    3

    Выявление проблемы

    (трудность, препятствие) - сложный вопрос; задача, требующая разрешения.

    Ответь на вопрос: как преодолеть ту трудность, которая возникла.

    Ответь на вопрос: почему об этом надо говорить, чем интересна эта тема?

    Не стесняйся спросить взрослого!

    Попроси помощи учителя.

    4

    Актуальность

    важность, значительность чего-либо для настоящего момента.

    Подумай, важна ли эта тема и кому она будет интересна и полезна, кто может ею заинтересоваться?

    Запиши вопрос, который требует ответ. Или опиши, для чего нужна твоя работа.

    Не стесняйся спросить взрослого!

    Попроси помощи учителя.

    5

    Поиск решения проблемы (методы работы)

    Что необходимо сделать? «Метод» в переводе с греческого означает «исследование, способ, путь к достижению цели»

    Какие наблюдения можно выполнять?

    Как ты будешь работать? Проводить анкетирование, опросы, наблюдения, объяснение, беседу, эксперимент, тесты, опыты, работа с литературой, видео и т.д.

    Результаты анкетирования, тестов, опросов и т.п. лучше оформить в виде диаграмм, графиков.

    Опыты, наблюдения, эксперименты – рис. и фото.

    Беседу, рассказ, объяснение, – записать в виде текста с картинками и фото.

    Тесты, опросы, анкеты записать в приложении.

    Не стесняйся спросить взрослого!

    Попроси помощи учителя.

    6

    План работы

    Как ты будешь с этим работать?

    Заведи тетрадь. Каждую страницу посвяти определенному этапу работы.

    Распредели время и дни, в которые ты будешь выполнять конкретную работу.  Составь план своей работы. Не отступай от него. Записывай всю найденную информацию, которую ты найдешь по своей теме.

    Оформи в виде таблицы, в которой укажи: дату совей работы, этапы работы, чем занимался?

    дата

    этап

    чем занимался

    Не стесняйся спросить взрослого!

    Попроси помощи учителя.

    7

    Использованная литература или материалы

    Что тебе будет необходимо для работы?

    Записывай все книги, статьи, энциклопедии или другие источники (интернет, телевидение, аудио и видеозаписи), которые тебе помогли при работе.

    1. Название статьи или книги, автор, издательство, год издания.

    2. Если информация из интернета, укажи адрес сайта.

    Не стесняйся спросить взрослого!

    Попроси помощи учителя.

    8

    Изготовление проекта

    Это специально организованный учителем и самостоятельно выполняемый учащимися комплекс действий, завершающихся созданием творческого продукта.

    Подумай, что должно войти в твою работу.

    Как ты ее оформишь?

    Какое содержание будет твоей работы?

    Какие источники тебе в этом помогли? Кто оказывал помощь, и какую помощь?

    Твой проект – это что? Презентация, макет, поделка, брошюра, сценарий, модель и т.д.?

    Не стесняйся спросить взрослого!

    Попроси помощи учителя.

    9

    Защита проекта.

    Необходимо рассказать, как ты работал над проектом.

    Составь краткое выступление по своей работе. Время на выступление 5-7 мин.  Выбери самое главное, важное: тема, цель, задача, актуальность, какие методы понадобились, чтобы решить поставленную проблему, какой план работы составлен, как велась работа над проектом, чего добивался, получилось или нет, почему? Чему научился и чему стоит еще поучиться. Кто помогал и чем пользовался.

    Оформи презентацию, подбери картинки. Помни: на слайде текста должно быть очень мало, только самое главное и важное. Слайды с выступлением должны соответствовать друг другу.

    Количество слайдов не должно быть больше 15.

    Необходимо репетировать свое выступление.

    Выступление выучить и учиться самостоятельно работать с компьютером.

     

    Проектный продукт: презентация, макет, поделка, брошюра, сценарий, модель и т.д.

    Полученные умения:

    -Исследовательские (предлагают конструкции, модели, изделия и т.д.; подбирают материал для конструирования).

     - Социального взаимодействия (сотрудничают в команде, оказывают помощь, следят за ходом работы).

     -Информационные (самостоятельно осуществляют поиск нужной информации).

     -Рефлексивные (отвечают на вопросы: «Чему я научился?, «Чему я ещё должен научиться?»).



    Предварительный просмотр:

    План подготовки проекта.

    1. Тема проекта.
    2. Обоснование проблемы и выбор темы.
    3. Формулировка цели и задач.
    4. Актуальность проблемы.
    5. Поиск необходимой информации.

    Оформление проекта.

    1. титульный лист (название учебного заведения, класс, автор, название проекта, научный руководитель, место, год выполнения проекта);
    2. оглавление (перечень частей проекта);
    3. краткая аннотация
    4. эпиграф;
    5. введение;
    6. основная часть (главы, разделы, параграфы и т. д.);
    7. заключение;
    8. список используемых источников и литературы;
    9. приложение.



    Предварительный просмотр:

    Можно предложить следующую структуру оформления проекта:

     

    титульный лист (название учебного заведения, класс, автор, название проекта, научный руководитель, место, год выполнения проекта);

    оглавление (перечень частей проекта);

    краткая аннотация

    эпиграф;

    введение;

    основная часть (главы, разделы, параграфы и т. д.);

    заключение;

    список используемых источников и литературы;

    приложение.

    Организация проектной деятельности учащихся

    в начальной школе

      Задачей  обшеобразовательной школы в условиях современности является развитие патриотического воспитания, эмоционально-познавательной сферы учащихся, их творческого восприятия, познания ребенком общечеловеческих ценностей.

      С  целью реализации междисциплинарого подхода  в различных  областях обучения и воспитания эффективно использование различных педагогических технологий.

      Организация проекно-исследовательской деятельности учащихся – это способ построения образовательного процесса, предусматривающий развитие личностных качеств, мыслительных процессов, процессов познания, творчества.

    Проект – это прототип, прообраз какого-либо объекта, вида деятельности.

    Проектирование – способ поэтапной организации деятельности, в результате которого будет создан какой-либо продукт.

     Метод проекта – способ построения образовательного процесса, описание взаимосогласованных действий педагога и ученика, при которых ученик получает те или иные знания и умения при разработке и реализации того или иного проекта.

     Главная идея метода проекта:

    1. активизация процесса познания;
    2. развитие креативности мышления;
    3. умение ориентироваться в информационном пространстве;
    4. возможность исследований человеческой деятельности в социокультурной среде.

     Типы проектов: исследовательский, творческий, игровой, информационный, практический.

    Исследовательский проект по содержанию может быть монопредметным (выполняется на материале конкретного предмета), межпредметным ( интегрируется смежная тематика нескольких предметов), надпредметным (например, «Дом, в котором я хочу жить»).

    Творческий проект – определенной структуры не имеет. Предполагает максимально авторский подход в решении проблемы. Результат – альманахи, совместная газета, драматическая постановка, спортивная игра, шоу-праздник, арт-мастерские.

    Игровой проект – определенной структуры не имеет. Участники принимают на себя определенные роли, обусловленные особенностью решаемой проблемы. это могут быть литературные персонажи или выдуманные герои, имитирующие социальные или деловые отношения.

    Информационный проект – направлен на сбор информации, ее анализ и обобщение фактов, предназначенных для широкой аудитории. Результат – статья, тезисы, реферат, видеофильм.

    Практический проект – четко обозначенный с самого начала результат деятельности его участников. Этот результат ориентирован на социальные интересы самих участников (справочный материал, задачник, словарь, проект зимнего сада, школьной оранжереи и др.).

    Структура работы над проектом состоит из определенных этапов.

    Этапы работы над проектом:

    1. Подготовка. Определение целей и темы проекта.
    2. Планирование. Анализ проблемы, определение источников информации, определение способов сбора и анализа информации, постановка задач и выбор критериев оценки результатов и процесса, распределение ролей и обязанностей в группе, определение способа представления результата.
    3. Принятие решений проблемы. Сбор и уточнение информации, обсуждение альтернатив, выбор оптимального варианта, уточнение планов деятельности.
    4. Выполнение. Анализ информации, выполнение проекта, формулирование выводов.
    5. Оценка результатов. Анализ выполнения проекта, достигнутых результатов, анализ достижений поставленной цели.
    6. Защита проекта. Школьные проекты обязательно должны завершаться презентацией.

    Возможные результаты детского проектирования (выходами) могут быть:

    справочник, газета, журнал, альбом, гербарий, карта, экскурсия, сценарий праздника, игра, макет, модель, сувенир,  мультимедийный  продукт, учебное пособие и другое.

    Защита проектов может проходить на уроке, во внеурочное время, на родительском собрании.

    Использование данной технологии развивает умения ребенка, а именно:

    1. исследовательские;
    2. информационные;
    3. коммуникативные;
    4. оценочные;
    5. презентационные;
    6. рефлексивные;
    7. менеджерские.

    Проектная деятельность формирует навыки самостоятельной ориентации в справочной, научно-популярной литературе, то есть учит «добывать» информацию самостоятельно, способствует интеллектуальному росту ребенка, учит мыслить от абстрактного к конкретному, открывает возможности формирования  собственного жизненного опыта ребенка по взаимодействию с окружающим миром, актуализирует субъектную позицию учащегося в педагогическом процессе.

    Внедрение технологии проектирования в образовательный процесс в своей педагогической работе считаю целесообразным, особенно в эколого-краеведческом образовании.



    Предварительный просмотр:

    Специфика проектной деятельности младших школьников

    Современный учитель поставлен в такие условия образовательной дея тельности, что он не может не использовать технологические достижения, к которым относится проектная деятельность. В ней содержится огромный раз вивающий потенциал, что особенно важно в современной школе, нацеленной на развивающее обучение и развитие личности.

    Решению каких задач служит метод проектов? Наибольшее влияние он оказывает на следующие группы умений: исследовательские (генерировать идеи и выбирать самое лучшее); социального взаимодействия (сотрудничать, организовывать взаимодействие, направлять совместную деятельность на достижение результата); оценочные (ход, результат деятельности); информа ционные (самостоятельный поиск информации, оценка ее достаточности); презентационные (выступать, отвечать на вопросы, использовать нагляд ность); рефлексивные; менеджерские.

    Возраст накладывает естественные ограничения на организацию проект ной деятельности младших школьников, но дело в том, что именно в млад шем школьном возрасте закладывается ряд ценностных установок, личност ных качеств и отношений. При игнорировании этого обстоятельства наруша ется преемственность между этапами развития учебно-познавательной дея тельности, а значительной части школьников не удается впоследствии дос тичь желаемых результатов в проектной деятельности. Для продуктивной проектной учебной деятельности младшим школьникам необходима особая готовность, которая заключается в умении взаимодействовать в процессе учения, т.е. в выработанных коммуникативных умениях, в развитии мышле ния и критической самооценки, обоснованной и доброжелательной оценки процесса решения и результата выполнения учебной задачи и т.д.

    По мнению Н.М.Конышевой, проектная деятельность младшего школьника:

    1. -            прежде всего имеет дидактический смысл - направлена на формирова ние способов познавательной и творческой деятельности;
    2. -              нацелена на «открытие для себя» (не на получение объективно новых результатов);
    3. -              учебный проект целесообразно выполнять одному ученику от начала до конца (из дидактического соображения научить его системе проекти рования);
    4. -          главным компонентом деятельности ставится интеллектуальный поиск;
    5. -               должна быть направлена на углубление общеобразовательной подго товки и развитие творческих способностей.

    Требования к учебной проектной деятельности учащихся

    1.    Темы проектов - близкие к содержанию учебных предметов, а про блема - знакома и значима.

    2.   Длительность выполнения проекта - 1 урок (может быть сдвоенным) и 1 - 2 недели в режиме урочно-внеурочных занятий.

    3.   Ясность учебных целей по овладению приемами проектирования как общеучебными умениями {Какие умения необходимы для выполнения проек та? Каким образом можно приобрести необходимые умения? Где потом можно применять такие умения?).

    4.   Осмысление и целенаправленное приобретение и применение знаний, необходимых в проекте.

    5. Наличие разных форм, приемов и методов деятельности в процессе проектирования.

    Дети выполняют проекты: фантастические, эмпирические и теоретиче ские (исследовательские).

    Фантастические проекты ориентированы на разработку несуществую щих объектов и явлений: «Город будущего», «Школа 22 века», «Путешествие на Марс», « Инопланетяне на Земле», «Супер-робот», «Животные будущего», «Машина 30 века», «Мой друг- инопланетянин» и т.д.

    Эмпирические проекты предполагают проведение собственных наблю дений и экспериментов. Они очень ценны в плане развития самого исследова тельского поведения и приобретения новой информации о мире природы и человека.

    Темы: «Овощеград», «Откуда прилетают снежинки?», «Лес - наше бо гатство», «Животный мир Чувашии», « Динозавры - наши соседи», «Экзоти ка на подоконнике», «Живые тюльпаны к 8 Марта», «Собака и кошка: враги или друзья?», «Все о колорадском жуке», «Моя мама - садовод», «Традиции моего села» и т.д.

    Исследовательские ориентированы на изучение и обобщение фактов, содержащихся в разных теоретических источниках: книгах, кинофильмах, в периодической печати, Интернете. В настоящее время издается достаточно много энциклопедий для детей разного возраста, что создает прекрасные ус ловия для проведения исследовательских проектов даже детьми младшего школьного возраста. Ценность проектов данного типа проявляется парал лельно с учебными задачами еще и в привитии интереса к книгам, что весьма актуально в нынешнее время.

    Темы: «Чебоксары 100 лет назад»; «Памятники культуры в моем горо де»; «Улицы моего города»; «Путешествия моих родственников»; «Мое пу тешествие по стране»; «Есть ли жизнь на Марсе»; «Тайны подводного мира»; «Герб и символ Чувашии»; «Как стать здоровым?»; «Детский парк»; «Кто та кой Чебурашка?; «Известные выпускники нашей школы»; «Наши земляки -I срои России»; «День нашего села (города)»; «Чье имя носит главная биб лиотека Чувашии?»; «Сладости фирмы «АККОНД», «Моя будущая профес сия», «Ботанический сад в Чебоксарах» и др.

    Разумеется, проекты младших школьников не могут быть абсолютно са мостоятельными и требуют координации деятельности со стороны учителя и максимальной направляющей помощи родителей, особенно в случаях выпол нения внеурочных проектов. Возможными могут быть следующие действия родителей:

    -            помочь выбрать лучшую идею и обосновать выбор-

    вместе с ребенком сформулировать задачу и план действий для осу ществления проекта;

    • порекомендовать наиболее доступные литературные источники;

    -принять участие в редактировании текста;

    -  помочь в оформлении материалов для презентации.

    Формы представления детских проектов могут быть самые разные - от стенгазеты и книжки-малышки до размещения их на электронных дисках и в Интернете: это сценарии праздников и инсценировок по сказкам, макеты, книги рецептов, рисунки и схемы, коллажи, поделки-сувениры из разных ма териалов, панно, конкурс рисунков, викторины, кроссворды, плакаты, тема тические афиши и рекламы, гербарии, фотоальбомы, отчет и доклад (выступ ление) на научно-практических конференциях, устный журнал, мультимедиа презентации.

    Современные дети быстро осваивают новейшие современные средства презентации проектов, в том числе и мультимедийные. Для младших школь ников особую ценность имеет выполнение информационных проектов в смысле наиболее полного представления содержания проекта. Это может быть сделано в виде книги, картотеки, комплекта электронных слайдов и т.д., что готовит детей к выполнению более развернутых исследований в будущем.

    В школах республики метод проектов давно уже не новинка. Со 2 поло вины 80-х гг. прошлого века проекты вошли в практику обучения учебному предмету технология, начиная с 5 класса, благодаря учебно-методическим комплектам авторского коллектива под руководством профессора В.Д.Симоненко. Сейчас это не единственный вариант внедрения метода про ектов в общеобразовательный процесс. В распоряжении учителя начальных классов - несколько вариантов программ и учебников с рабочими тетрадями и методическими разработками, облегчающими освоение проектов. Среди них первыми надо назвать курсы «Технология. Ступеньки к мастерству» ЕАЛутцевой, «Технология» В.Д.Симоненко и др., «Художественно-конструкторская деятельность (Основы дизайн-образования)» Н.М.Конышевой, интегрированные курсы «Изоискусство и художественный труд» Б.М.Неменского, Т.Г.Шпикаловой и др.

    Творчески мыслящему учителю не составит особых затруднений органи зация простых и более сложных проектов на разных уроках в начальных классах.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    «Глядя в монитор». Викторина для учеников начальной школы в рамках работы над проектом «Охрана зрения». Воспитатель 2 «Б» класса Ю.Н. Степанова « Организация работы в ОУ по профилактике зависимого поведения среди детей и подростков»

    « Организация работы в ОУ по профилактике зависимого поведения среди детей и подростков» Викторина для учеников начальной школыв рамках работы над проектом «Охрана зрения»и по профилактике ...

    Методический паспорт работы над проектом: "Проект праздника 8 марта" для детей с ОВЗ

    Проект «8 марта». Актуальность. Взрослые всегда объясняют малышам, что отмечают в этот день, чему посвящен праздник, это позволяет воспитывать у детей интерес к различным сферам нашей жизни. Для ...

    Социальный проект "Дети России-детям войны"

    Представлен фотоотчет о выполненном долгосрочном социальном проекте...

    Памятка для родителей "Помощь детям при работе над проектом"

    Памятка для родителей при организации совместной деятельности в ходе работы над проектом в начальной школе....

    Работа над социальными проектами. Обобщение опыта работы над проектами

    Работа над социальными проектами. Обобщение опыта работы над проектами ...