«Интеллектуальный марафон» 3 класс.
план-конспект урока (3 класс) на тему

Есмагулова Татьяна Викторовна

Цели:

развитие познавательных способностей у младших школьников, логического мышления; и сообразительности, умения сравнивать и делать выводы;

воспитание чувства коллективизма, уважения к мнению одноклассников;

воспитание дружбы и взаимопонимания в команде;

Оборудование: жюри, состоящее из 4-5 родителей, листы с правильными ответами для родителей, карточки с заданиями, магнитофон, чистые листы и ручки для команд, призы для награждения команды-победительницы.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл intellektualnyy_marafon_3kl.docx47.99 КБ

Предварительный просмотр:

Тема: «Интеллектуальный марафон» 3 класс.

Цели:

развитие познавательных способностей у младших школьников, логического мышления; и сообразительности, умения сравнивать и делать выводы;

воспитание чувства коллективизма, уважения к мнению одноклассников;

воспитание дружбы и взаимопонимания в команде;

Оборудование: жюри, состоящее из 4-5 родителей, листы с правильными ответами для родителей, карточки с заданиями, магнитофон, чистые листы и ручки для команд, призы для награждения команды-победительницы.

Ход марафона

1 ТУР “Деление класса на команды”

2 ТУР  “Знатоки природы ”.  Разминка.

(За одну минуту каждая команда должна ответить на максимальное число вопросов. За каждый правильный ответ она получает одно очко.)

Вопросы для 1-ой команды:

1) Как называется африканский крокодил? (Аллигатор)

 2) Какой цветок имеет одновременно мужское и женское имена? (Иван-да-марья)

 3) Где сухого камня не найти? (В воде)

 4) Что растёт вниз верхушкой? (Сосулька)

 5) У какого слона нет хобота? (У шахматного)

 6) Птичий домик. (Гнездо)

 7) Страус птица или нет? (Нет)

 8) Лесное животное с пушистым рыжим хвостом? (Лиса)

 9) Дерево медонос– это…? (Липа)

 10) Не летает, не поёт, а в воде клюёт? (Рыба)

 11) Насекомое, дающее мёд. (Пчела)

 12) Место, где растут овощи? (Огород)

 13) Арбуз, ягода или фрукт? (Ягода)

 14) Малина, смородина, земляника – это…? (Ягоды)

 15) На что похожа половина яблока? (На вторую половину)

 16) Их у человека 20. (Пальцев)

 17) Что теряет лось каждую зиму? (Рога)

 18) Дерево – символ России? (Берёза)

 19) Птица – символ весны. (Грач)

 20) Сколько времён года? (4)

Вопросы для 2-ой команды:

1) Овца, заяц, слон -…? (Животные)

 2) Сильный ветер со снегом? (Метель)

 3) Нос птицы. (Клюв)

 4) Домашний сторож. (Собака)

 5) Сосновый лес. (Бор)

 6) Что составляет вместе 12 месяцев? (Год)

 7) Самое длинноногое животное? (Жираф)

 8) Курица мужского рода. (Петух)

 9) Сколько ног у насекомых? (6)

 10) Где зимуют ласточки? (В Африке)

 11) Ель, сосна, пихта – … деревья? (Хвойные)

 12) Красная ягода, растущая на болоте? (Клюква)

 13) Какая ягода самая крупная? (Арбуз)

 14) Винни– Пух – это кабан или свинья? (Медведь)

 15) Какое озеро самое глубокое? (Байкал)

 16) Самый большой океан. (Тихий)

 17) Листья, каких деревьев осенью становятся красными? (Рябина, осина, клён)

 18) Вода в твёрдом состоянии. (Лёд)

 19) Назови зимние месяцы. (Декабрь, январь, февраль)

 20) Самая маленькая птица. (Колибри)

Вопросы для 3-ей команды:

1) Сколько раз в день нужно чистить зубы? (2)

 2) Помидор, огурец, капуста – это… ? (Овощи)

 3) С помощью какого прибора можно ориентироваться в любую погоду? (Компас)

 4) Среда и пятницы – это…? (Дни недели)

 5) Назови летние месяцы. (Июнь, июль, август)

 6) Зимнее логово медведя. (Берлога)

 7) Кто на своей голове лес носит? (Олень)

 8) Напиток белого цвета, полезное детям. (Молоко)

 9) Плод дуба. (Жёлудь)

 10) Орган слуха. (Ухо)

 11) Какой страшный зверь любит малину? (Медведь)

 12) Роза, ромашка, тюльпан – это? (Цветы)

 13) Какая птица летает выше всех? (Орёл)

 14) Какая ягода может быть чёрной, белой и красной? (Смородина)

 15) Столица России. (Москва)

 16) Самый маленький океан. (Северно-Ледовитый)

 17) Ночная птица. (Сова)

 18) Кто собирает яблоки спиной? (Ёж)

 19) Гусь, гусыня, гусеница – родственники? (Нет)

 20) Какого животного больше всех любят чукчи? (Олень)

3ТУР “Литературный ”

Литературное чтение

  1. Какое слово надо вставить вместо многоточия?

Ш. Перро «Красная                         »

Д. Н. Мамин - Сибиряк «Серая                          »

А. Куприн «Белый                           »

А. Погорельский «Чёрная                     »

 Какое волшебное средство было у девочки Жени в сказке В.  Катаева?______________________________________________________________________

  1. В кого превращался князь Гвидон?_____________________________________________________
  2. О ком говорится в следующих строках? Напиши ответ.
  3. «Кай взглянул на неё. Как она была хороша! Лица умней и прекрасней он не мог себе представить. Теперь она не казалась ему холодной…».

____________________________________________________________

4 ТУР “Юные математики”

1задание.

(Каждой команде раздаётся карточка с тремя логическими заданиями, которые она должна выполнить за определённое время (5 минут). За каждое выполненное задание, команда получает 1 балл.)

1 карточка.

а)  Миша и Витя поехали отдыхать летом: один из них в деревню, а другой – на море. Где был Миша, если Витя не был на море?

б)  Бабушка внукам вязала шарфы и варежки. Всего она связала 3 шарфа и 6 варежек. Сколько внуков у бабушки?

в) Двое играли в шахматы 2 часа. Сколько времени играл каждый?

2задание.  (Каждой  команде раздаётся карточка  заданиями, которые она должна выполнить за определённое время (5 минут).  За  каждое выполненное задание, команда получает 1 балл.)  

2 карточка.

1) Какое число продолжит ряд чисел: 1,3, 6, 10, 15,…?

А)21,                    Б) 30,               В)18,                      Г)20,                  Д)16

2)  60 листов книги имеют толщину 1см. Какова  толщина всех листов книги, если в ней 240 страниц?

а)4 см,                       б)6см ,               в) 8см,           г) 2см,                    д)5см

3) Пассажир  такси  ехал за город. Навстречу ему  прошли 5 грузовиков и 3 легковые машины. Сколько всего  машин шло за город?

а)8,                       б)5 ,               в) 1,           г) 3    

4)Саша отдыхал  в городском лагере с 15 июля по 7 августа включительно .  Сколько дней  был Саша на отдыхе?  

а)24,                       б)22 ,               в) 23,           г) 21,                    д)15

5) Груша тяжелее яблока , а яблоко  тяжелее персика. Что тяжелее – груша или  персик?

а)персик,                       б)груша ,               в)они равны,           г)яблоко

Физкультминутка. Давайте и мы с вами немного отдохнём, проведём физкультминутку. Встаньте, пожалуйста.

        Как живёшь? (Вот так!)

        Как идёшь? (Вот так!)

        Как плывёшь? (Вот так!)

        Как летишь? (Вот так!)

        Как бежишь? (Вот так!)

        Как шалишь? (Вот так!)

        Как сидишь? (Вот так!)

- Молодцы!

5 ТУР “Конкурс  грамматеев”

(Каждой команде раздаётся карточка с текстом , в котором намеренно допущены ошибки. За определенное время ( 5 минут) командам необходимо найти  и исправить эти ошибки.  Каждая правильно исправленная ошибка приносит команде 1 балл).

Карточка: У васьки ужки чудкие . Усы длинные, шупка мягкая.  Гласки зоркие, кокти  острые. Хетер васька .Днём на солныжке  лижыт и всё сласки гаварит.( 16 ошибок)

ТУР “Юные натуралисты”

(Каждой  команде раздаётся карточка  с вариантами ответов . После каждого задания , предложенного ведущим , команда должна выбрать правильный  вариант ответа  из  предложенных.  За  каждое  правильное выполненное задание, команда получает 1 балл.)  

а.  Это многолетнее растение используют как  успокаивающее ,сердечное средство. Его любят кошки. Как оно называется?

б.  У какой рыбы рот на брюхе?

в. Ягоды этого растения очень вкусны и полезны (содержат много железа и витаминов), но еще их применяют как краситель. В старину ими красили лен и шерсть в фиолетовый цвет. Его ягоды улучшают зрение.

4 .Распредели данные объекты по группам. Дай название каждой группе.

Земля, Африка, Индийский, Тихий, Юпитер, Евразия, Антарктида, Северный Ледовитый, Австралия, Венера, Атлантический.

Подведение итогов:

Интеллектуальный марафон

1.   Впиши в кроссворд, кому из героев сказок принадлежат эти слова

1) "Ну, теперь твой черед, братец Февраль".

2) "Прекрасная Мари! Мышиный король побежден. Примите эти трофеи: 7 золотых корон".

3) "Тепло ли тебе, девица, тепло ли тебе, красная?"

4) "Не мешай мне, девочка. Я должен из льдинок выложить слово "ВЕЧНОСТЬ".

5) "Как выскочу, как выпрыгну, пойдут клочки по закоулочкам!"

6) "Постель мне взбивай посильнее, чтобы перья во все стороны летели. Когда от моей перины перья летят, на земле снег идет"

7) "Я из вешнего снега скатана, вешним снегом подрумянена".

В выделенную строку добавь гласные буквы и узнаешь, где находится резиденция российского Деда Мороза.

2.   Знаешь ли ты, что в 1700 году царь Петр I в России ввел обычай ставить новогоднюю ёлку?

Продолжи ряд родственных слов: ёлка__________________________________________________

Обведи слово, у которого самая маленькая  разность количества букв и звуков.                    

3Соедини дату с названием праздника

День Победы •                                         • 1 мая

Праздник весны и труда •                        • 9 мая

Рождество Христово •                             • 1 января

Новый год •                                               •  12 декабря

День защитников Отечества •                  • 8 марта

День Конституции РФ •                           • 14 февраля

Международный женский день •              • 23 февраля

День всех влюбленных •                          • 7 января

4.   Реши задачу

Вокруг ёлки танцевали мальчики и девочки - всего 9 человек. Известно, что мальчиков меньше, чем девочек, а если количество мальчиков умножить на количество девочек, то получится однозначное число. Сколько мальчиков и сколько девочек танцевали на ёлке?

Ответ: ________ мальчиков, _________ девочек.

5.   Узнай любимый вид спорта Снеговика. Запиши выражения и найди их значения

1)        К количеству букв "а" в словосочетании "Красная Шапочка" прибавь количество сантиметров в дециметре.________________________   [А]

2)        Количество дней в первом месяце зимы умножь на количество музыкантов в трио.

____________________[c]

 3)        Возраст мужичка с ноготок умножь на число экскурсоводов по Полю Чудес в Стране Дураков._____________________________ [л]

4)        От количества разрезов, которые необходимо сделать, чтобы получить из батона 11

кусочков,  вычти количество чудес света._____________________[ М ]

5) Перемножь количество палочек,  из которых состоят римские цифры 10  и  15.

_______________  [o]

6)        Сложи  количество букв в названии цветка, который переводится с латыни как "звезда" с количеством братьев Элизы из сказки Г.-Х. Андерсена "Дикие лебеди"._________________[ Л ]

В первую строку таблицы запиши ответы в порядке убывания, подпиши под каждым соответствующую букву.  

Что означает это слово?________________________________

  6. Отгадай загадку

Зимой греет, весной тлеет, летом умирает, осенью летает.

Что это?_________________

У троих было одинаковое мнение, а четвертый с ними не согласился. Запиши, чье мнение было иным   ___________________.

Объясни, почему?    

7. Впиши в клетки названия чисел так, чтобы они вместе с буквами, стоящими рядом, образовали  новые слова:

                          Ответы.

 2.   Ряд родственных слов: Ель, ёлка, ёлочка, еловый, ельник. Самая маленькая разность количества букв и звуков в словах: ель, ельник.

3.

День Победы                                       1 мая

Праздник весны и труда                    9 мая

Рождество Христово                         1 января

Новый год                                           12 декабря

День защитников Отечества             8 марта

День Конституции РФ                      23 февраля

Международный женский день       14 февраля

День всех влюбленных                            7 января                        

4.    Ответ:  1 мальчик, 8  девочек.

                           

Что означает это слово? СЛАЛОМ - скоростной спуск на лыжах с препятствиями.

7.   Что это?  СНЕГ.

Запиши, чье мнение было иным: ЗАЯЦ,

8. патриот                        исток                                    фраза

   витрина                         чистота                                образ

   матрица                        листопад                               разум

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа №6»

г. Сергиев Посад

Открытый урок  по теме:

« Интеллектуальный марафон».

(3 класс по УМК «Планета знаний»)

Составитель:

Есмагулова Т.В.

учитель начальных

классов первой категории.

Март 2014г.

Литературное чтение

  1. Какое слово надо вставить вместо многоточия?

Ш. Перро «Красная                         »

Д. Н. Мамин - Сибиряк «Серая                          »

А. Куприн «Белый                           »

А. Погорельский «Чёрная                     »

 Какое волшебное средство было у девочки Жени в сказке В.  Катаева?______________________________________________________________________

  1. В кого превращался князь Гвидон?_____________________________________________________
  2. О ком говорится в следующих строках? Напиши ответ.
  3. «Кай взглянул на неё. Как она была хороша! Лица умней и прекрасней он не мог себе представить. Теперь она не казалась ему холодной…».

____________________________________________________________

Литературное чтение

  1. Какое слово надо вставить вместо многоточия?

Ш. Перро «Красная                         »

Д. Н. Мамин - Сибиряк «Серая                          »

А. Куприн «Белый                           »

А. Погорельский «Чёрная                     »

 Какое волшебное средство было у девочки Жени в сказке В.  Катаева?______________________________________________________________________

  1. В кого превращался князь Гвидон?_____________________________________________________
  2. О ком говорится в следующих строках? Напиши ответ.
  3. «Кай взглянул на неё. Как она была хороша! Лица умней и прекрасней он не мог себе представить. Теперь она не казалась ему холодной…».

____________________________________________________________

“Юные математики”

Задание.За каждое выполненное задание, команда получает 1 балл.)

1 а)  Миша и Витя поехали отдыхать летом: один из них в деревню, а другой – на море. Где был Миша, если Витя не был на море? Ответ:

б)  Бабушка внукам вязала шарфы и варежки. Всего она связала 3 шарфа и 6 варежек. Сколько внуков у бабушки?  Ответ:

в) Двое играли в шахматы 2 часа. Сколько времени играл каждый?

Ответ:

2) Какое число продолжит ряд чисел: 1,3, 6, 10, 15,…?

А)21,     Б) 30,    В)18,          Г)20,             Д)16

3)  60 листов книги имеют толщину 1см. Какова  толщина всех листов книги, если в ней 240 страниц?

а)4 см,     б)6см ,      в) 8см,      г) 2см,     д)5см

4) Пассажир  такси  ехал за город. Навстречу ему  прошли 5 грузовиков и 3 легковые машины. Сколько всего  машин шло за город?

а)8,                       б)5 ,               в) 1,           г) 3    

5)Саша отдыхал  в городском лагере с 15 июля по 7 августа включительно .  Сколько дней  был Саша на отдыхе?  

а)24,           б)22 ,               в) 23,        г) 21,         д)15

6) Груша тяжелее яблока , а яблоко  тяжелее персика. Что тяжелее – груша или  персик?

а)персик,        б)груша ,     в)они равны,     г)яблоко

“Юные математики”

Задание.За каждое выполненное задание, команда получает 1 балл.)

1 а)  Миша и Витя поехали отдыхать летом: один из них в деревню, а другой – на море. Где был Миша, если Витя не был на море? Ответ:

б)  Бабушка внукам вязала шарфы и варежки. Всего она связала 3 шарфа и 6 варежек. Сколько внуков у бабушки?  Ответ:

в) Двое играли в шахматы 2 часа. Сколько времени играл каждый?

Ответ:

2) Какое число продолжит ряд чисел: 1,3, 6, 10, 15,…?

А)21,     Б) 30,    В)18,          Г)20,             Д)16

3)  60 листов книги имеют толщину 1см. Какова  толщина всех листов книги, если в ней 240 страниц?

а)4 см,     б)6см ,      в) 8см,      г) 2см,     д)5см

4) Пассажир  такси  ехал за город. Навстречу ему  прошли 5 грузовиков и 3 легковые машины. Сколько всего  машин шло за город?

а)8,                       б)5 ,               в) 1,           г) 3    

5)Саша отдыхал  в городском лагере с 15 июля по 7 августа включительно .  Сколько дней  был Саша на отдыхе?  

а)24,           б)22 ,               в) 23,        г) 21,         д)15

6) Груша тяжелее яблока , а яблоко  тяжелее персика. Что тяжелее – груша или  персик?

а)персик,        б)груша ,     в)они равны,     г)яблоко

“Знатоки  грамматики ”

(Исправь ошибки. Каждая правильно исправленная ошибка приносит команде 1 балл).

У васьки ужки чудкие . Усы

длинные, шупка мягкая.  

Гласки зоркие, кокти  острые.

Хетер васька .Днём на

солныжке  лижыт и всё

сласки гаварит.

“Знатоки  грамматики ”

(Исправьте  ошибки. Каждая правильно исправленная ошибка приносит команде 1 балл).

У васьки ужки чудкие . Усы

длинные, шупка мягкая.  

Гласки зоркие, кокти  острые.

Хетер васька .Днём на

солныжке  лижыт и всё

сласки гаварит.

Юные натуралисты”

а.  Это многолетнее растение используют как  успокаивающее ,сердечное средство. Его любят кошки. Как оно называется?

б.  У какой рыбы рот на брюхе?

в. Ягоды этого растения очень вкусны и полезны (содержат много железа и витаминов), но еще их применяют как краситель. В старину ими красили лен и шерсть в фиолетовый цвет. Его ягоды улучшают зрение.

4 .Распредели данные объекты по группам. Дай название каждой группе.

Земля, Африка, Индийский, Тихий, Юпитер, Евразия, Антарктида, Северный Ледовитый, Австралия, Венера, Атлантический.

Юные натуралисты”

а.  Это многолетнее растение используют как  успокаивающее ,сердечное средство. Его любят кошки. Как оно называется?

б.  У какой рыбы рот на брюхе?

в. Ягоды этого растения очень вкусны и полезны (содержат много железа и витаминов), но еще их применяют как краситель. В старину ими красили лен и шерсть в фиолетовый цвет. Его ягоды улучшают зрение.

4 .Распредели данные объекты по группам. Дай название каждой группе.

Земля, Африка, Индийский, Тихий, Юпитер, Евразия, Антарктида, Северный Ледовитый, Австралия, Венера, Атлантический.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Интеллектуальный марафон 1 класс

Список вопросов и ответов 1 тура  "Интеллектуального марафона" в 1 классе...

Задания для проведения интеллектуального марафона в начальных классах.

Интеллектуальный марафон. 3 класс.Подготовила Сорокина Людмила Васильевна,учитель начальных классов, МОБУ СОШ № 21г. Белорецк.В представленных материалах тематически охвачены  основные дисциплины...

Родительское собрание в 4 классе " Интеллектуальный марафон"

Родительское собрание рекомендовано для проведения в 4 классе...

Интеллектуальный марафон в начальных классах

Данный материал содержит занимательные вопросы по математике, русскому языку., литературному чтению и окружающему миру для учеников 1- 4 классов....

Интеллектуальный марафон для учащихся 4 класса

Интеллектуальный марафон в виде тестов проводится среди учащихся 4 класса. Вопросы требуют знание разных предметов, в том числе выходящих за рамки программы обучения....

Интеллектуальный марафон для учащихся 4 класса

Интеллектуальный марафон в виде тестов проводится среди учащихся 4 класса. Вопросы требуют знание разных предметов, в том числе выходящих за рамки программы обучения....

интеллектуальный марафон по русскому языку в 4 классах

Материалл дан для проведения недели русского языка в 4 классах....