Классный час «Урок Памяти»
классный час (4 класс) на тему

Мероприятие направленно на создание благоприятных условий для формирования у младших школьников  чувства гражданственности, патриотизма, воспитание  чувства гордости и любви к Родине, уважительного отношения к участникам Великой Отечественной войны.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kl_chas_urok_pamyati.docx25.38 КБ

Предварительный просмотр:

Классный час «Урок Памяти»

Цель: создание благоприятных условий для формирования у младших школьников  чувства гражданственности, патриотизма, воспитание  чувства гордости и любви к Родине, уважительного отношения к участникам Великой Отечественной войны.

Задачи:

Образовательные: расширить знания  об  истории нашей  страны, подвигах  героев Великой Отечественной войны.

Воспитательные: формирование  у младших школьников  уважительного отношения  к  героям  Великой Отечественной войны, чувства гражданственности, патриотизма.

Развивающие:  развивать   эмоциональное отношение к защитникам нашей Родины; умение  строить диалог  учителем и одноклассниками.

Планируемые результаты:

Метапредметные:

Познавательные:  Умение  самостоятельно выделять и формировать познавательные цели; делать умозаключения и выводы в словесной форме; формирование умения анализировать и на основе анализа делать выводы.

Регулятивные:

- понимание цели и задач классного часа; планирование своих действий для реализации цели классного часа; умение удерживать внимание на определенном виде деятельности, умение адекватно воспринимать  оценки учителя и высказывания одноклассников; умение слушать учителя; осуществлять познавательные и личностные рефлексии.

Коммуникативные:

умение слушать другого ученика - партнера по коммуникации;  отвечать на вопросы учителя;   участвовать в коллективном обсуждении, обмениваться мнениями.

Личностные: осознание важности уважительного отношения к своей Родине, к старшему поколению и к знаменательным датам. Формирование личностного выбора путём нравственно – этического оценивания информации о героях и их подвигах Великой Отечественной войны;

Оборудование:

  1. Фрагмент фильма «Они сражались за Родину».
  2. Письмо капитана Масловского сыну (в  конвертах - треугольниках).
  3. Воспоминания детей войны (карточки для работы в группах).
  4. Мультимедийное оборудование. Презентация к уроку (ppt)
  5. Песня из кинофильма «Офицеры».    
  6. Фонограммы к песням  «Землянка», «Мы на свет родились»
  7. Выставка книг о войне.

Форма: познавательная беседа.

 « Урок памяти».

 Боль войны - неподъёмная кладь.
И большая людская беда!
Эту память у нас не отнять:
Никому! Ни за что! Никогда!

Вступительное слово учителя:

Эта память о прошлой войне
Не даёт мне покоя давно.
Наша жизнь дорога нам вдвойне,
Когда войны мелькают в кино!

Великая Отечественная война ворвалась в жизнь мирного народа. Люди не жалели жизней и шли в смертельный бой.

-Что так преданно они защищали?

 (Дом, семью, детей, город,  Родину)

Кадры на экране о Родине.

Родина – улица наша и дом,

Где ты играешь с любимым котом,

Луг, чтоб бежать по траве босиком,

Речка со светлым зеленым леском.

Зимний денек со снежком,

Лед под блестящим коньком,

Садик и школа потом…

Родина…

- Что значит для вас Родина?

Наша Родина – Россия.

Говорят, что чувство любви к Родине необъяснимо. Родина – мать. А разве можно не любить маму? Разве можно бросить ее в беде?

Россия – самая большая в мире страна. Здесь варят сталь, осваивают космос, растят хлеб, учат детей. Здесь безграничны поля и необъятны равнины.

 Все это, наверное, и создало русский характер. В нем широта души и долготерпение. Здесь всегда жили люди, которые мыслями, чувствами, делами всей своей жизни утверждали Добро, Красоту, Правду.

Поэтому и встали как один на защиту своей земли.  

Фрагмент фильма «Они сражались за Родину».

- Какие чувства вы сейчас испытали? К чему обратила вас память?

 (Ответы детей)

Учитель:

Я смотрю старый фильм о войне

И не знаю, кого мне спросить:

Почему нашим людям и нашей стране

Столько горя пришлось пережить?

1 ученик:

Я смотрю старый фильм, и мечтается мне,

Чтобы не было войн и смертей,

Чтобы мамам страны не пришлось хоронить

Вечно юных своих сыновей.

-Вспомним, как все начиналось.

3 ученик:

Казалось, было холодно цветам

И от росы они едва поблекли.

Зарю, что шла по травам и кустам

Обшарили немецкие бинокли.

Цветок в росинках весь к цветку приник.

И пограничник протянул к ним руки.

А немцы, кончив кофе пить, в тот миг

Влезали в танки, закрывали люки.

Такою все дышало тишиной,

Что вся земля еще спала, казалось.

Кто знал, что между миром и войной

Всего каких-то пять минут осталось?

Кадры о начале войны.

4 ученик:

Война вошла в жизнь нашего народа ненавистным воем вражеских бомб, разрушенными городами и селами, миллионами убитых на фронтах, угнанных в рабство, замученных в лагерях смерти.

На защиту Родины становился весь наш народ. В сердце каждого закипала ненависть к врагу.

Немало подвигов хранит память народная. Обыкновенные люди, два мальчишки- бойца. Они до войны и не знали друг – друга. Но сражаясь вместе, как два брата, отстояли свои рубежи.

2 ученика читают стихотворение:

Василий Лебедев-Кумач. Два друга.

Дрались по-геройски, по-русски

Два друга в пехоте морской:

Один паренек был калужский,

Другой паренек – костромской.

Они точно братья сроднились,

Делили и хлеб и табак,

И рядом их ленточки вились

В огне непрерывных атак.

В штыки ударяли два друга,-

И смерть отступала сама!

- А ну-ка, дай жизни, Калуга?

- Ходи веселей, Кострома!

Но вот под осколком снаряда

Упал паренек костромской...

- Со мною возиться не надо...-

Он другу промолвил с тоской.-

Я знаю, что больше не встану,-

В глазах беспросветная тьма...

- О смерти задумал ты рано!

Ходи веселей, Кострома!

И бережно поднял он друга,

Но сам застонал и упал.

- А ну-ка... дай жизни, Калуга!

Товарищ чуть слышно сказал.

Теряя сознанье от боли,

Себя подбодряли дружки,

И тихо по снежному полю

К своим доползли моряки.

Умолкла свинцовая вьюга,

Пропала смертельная тьма...

- А ну-ка, дай жизни, Калуга!

- Ходи веселей, Кострома!

Учитель:

 Не унывали наши защитники, проявляя героизм и храбрость, поддерживали друг друга в дни тяжелых испытаний. Тогда и рождались русские пословицы «Родина – мать, умей за нее постоять».

- А вы, какие пословицы   помните об этом?

(«Чужой земли мы не хотим, но и своей не отдадим». «Лучше смерть принять, чем Родину предать». И др.)

Так порой писали с фронта солдаты своим близким, давая наказ верности Отечеству.  До сих пор в музеях страны сохранены солдатские конверты, которые бережно напоминают нам о тех людях, их заботах и  надеждах, их заповедях.

Кадры писем с фронта.

- Давайте возьмем солдатские треугольники, прочтем  их.

В своем письме капитан Масловский обращался к сыну Юрию: «Ну вот, милый мой сын, ну вот мы больше не увидимся. Я получил задание, выполнив которое, не вернусь живым… Этого ты, мой малыш, не пугайся, а гордись той смелостью, с которой пойдет твой папа к смерти, но к победе. От выполнения моего задания зависит жизнь тысяч людей. Сын, ты в каждом письме просил и ждал моего возвращения. Без обмана: больше не жди и не огорчайся, что оставляю тебя. Ты не один, с тобой Родина! Прощай сын! Прощайте все! Любите Родину. Январь 1944 г.»

-Что вас взволновало в письме капитана Масловского?

-Какой наказ дал капитан своему сыну?

Трудно солдатам было на фронте. А что помогло не унывать, не падать духом бойцу?

Помогала солдатам   и песни.  Они вспоминали о родном доме, о своих близких, обо всем, что дорого сердцу.

Звучит песня «Землянка».

Бьется в тесной печурке огонь,

На поленьях смола как слеза,

До тебя мне дойти нелегко,

А до смерти четыре шага.

Пой гармошка вьюге назло

В белоснежных полях под Москвой,

Я хочу, чтобы слышала ты,

Как тоскует мой голос живой…

- Давайте вспомним,  какими они были, защитники Родины?

(Ответы детей: храбрыми, мужественными, выносливыми, проявляли смекалку)

Учитель:

Да. И вместе с тем, это были совсем обычные люди, ничем внешне не похожие на богатырей. Все богатырское они носили в себе, в глубине сердца: горячий патриотизм, несгибаемое мужество, непреклонную стойкость.

К сожалению совсем мало остается тех, кто прошел всю войну, вынес на своих богатырских плечах все ее тяготы. Но живы дети войны – свидетели тех страшных лет.  Что они помнят о войне?

На экране кадры о детях войны.

Ученик:

Дети детство узнали в руинах домов,

Эту память вовек не убить,

Лебеда – их еда, а землянка – их кров,

А мечта до Победы дожить.

- У детей война отняла детство.

Тысячи мальчишек и девчонок трудились в тылу врага наравне с взрослыми, заботились о раненых, помогали красноармейцам.

Прочитаем воспоминания детей.

Работа в группах.

«В начале войны мне было 12 лет. Моя семья из Москвы не эвакуировалась. В первый год войны школы не работали, но мы не сидели, сложа руки. Мы собирали медицинские пузырьки и сдавали их в госпитали. А весной и летом нас вывозили на сбор крапивы, из которой в госпиталях варили щи. Мы дети, во время бомбежек дежурили на крышах и тушили зажигательные бомбы».

«Я родилась в Ленинграде за пять лет до войны. Зимой 1941-1942 годов не стало отопления, света, воды, и стены домов промерзали. В ту пору на окнах обязательно была светомаскировка, которая скрывала свет иногда горевшей свечи и помогала маме убедить меня – ребенка, что это ночь (даже если был день), а ночью никто не кушает, надо потерпеть. Блокадный паек – 120 граммов хлеба из смеси опилок и муки… А есть очень хотелось, и чувство голода – это одно из устойчивых воспоминаний моего детства…»

«900 дней продержался в блокаде город-герой Ленинград. «Ленинградские дети»… До какого-то момента мы были как все дети, смешливыми, веселыми, изобретательными. Играли осколками снарядов, коллекционировали их (как до войны коллекционировали марки и конфетные фантики), убегали на фронт, ведь передовая была совсем  рядом. А потом мы становились самыми тихими на земле детьми. Мы разучились шалить, даже улыбаться и смеяться, даже плакать».

«Мой папа был военным врачом. Война застала нашу семью под Брестом 22 июня 1941 года. Мне было девять с половиной лет. На моих глазах погибли родные, а я был подобран двумя солдатами, и мы стали выходить из окружения, пробираясь к своим. Мы перешли фронт, и меня зачислили воспитанником, сыном полка».

«Мы были малы и не участвовали в Великой Отечественной войне. Когда нам не хватало тетрадок, мы писали диктанты на газетах. Собирали колоски на полях или лекарственные растения в тайге. Шефствуя над ранеными фронтовиками в госпиталях или над семьями погибших воинов, мы чувствовали себя маленькими солдатами, борющимися против фашистских захватчиков».

 Обсуждение детских воспоминаний о войне:

-Что вас поразило в этих воспоминаниях?

1418 дней длилась Великая Отечественная война. Фашисты разрушили и сожгли 70 тысяч городов, сел и деревень, 84 тысячи школ, Враг не щадил ни стариков, ни женщин, ни детей. Война унесла более 27 миллионов жизней советских людей.

Давно закончилась война, но в памяти нашей подвиги тех, кто  защищал нашу страну от фашизма.

Фонограмма песни «Нет в России семьи такой»

Фотографии встреч  со Дня Победы.

Учитель о своих дедушках – защитниках Родины.

Некоторые ребята рассказывают о своих близких:

Лисовенко Коля, Канина Наташа, Козленков Максим , Рахматулин Родион

Учитель: В прошлом году мы встречались с ветеранами, которые живут в нашем городе:

Фотографии высвечиваются на экран.

- Что вы запомнили с этих встреч?

- О чем они мечтали в дни войны? (Ответы детей)

Сколько лет прошло со Дня Победы!

Сколько мирных и счастливых лет!

Благодарны вам за то, отцы и деды,

Что сказали вы фашистам «Нет!»

Благодарны вам за то,

Что отстояли

Вы Отчизну дорогой  ценой,

Чтоб улыбки детские сияли,

Вы на смерть шли, жертвуя собой.

Слово Карпову К.С., председателю  Совета Ветеранов города.

Дарим кассету из семейного архива об автопробеге в честь Дня Победы

- А что мы можем сделать сегодня для тех, кто защищал нашу Родину? Самая главная наша задача - помнить о тех страшных годах, нести эту историю своим  детям, внукам, бережно хранить ее!  (Ответы детей)

Итог:

- Как вы думаете, ребята, разговор, который состоялся сегодня, важен для нас?

-Почему?

- Хотелось бы вам узнать о своих близких, защищавших нашу страну от фашистских захватчиков?

- Я думаю, что этот разговор мы обязательно продолжим.

Звучит эпиграф.

Ученик:

Будем жить, встречать рассветы,

Верить и любить, Только не забыть бы это,

Лишь бы не забыть.

Эта память, верьте, люди,

целой земле нужна.

Если мы войну забудем-

Вновь придет она.

Звучит музыка, дети поют.

Песня «Мы на свет родились»

На экране фотографии счастливого детства. (Фотографии из жизни  класса)        


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Классный час "Урок памяти"

Данный классный час проходил в рамках месячника гражданско-патриотического воспитания и был посвящен Герою Советского Союза А.И. Демакову. Саша Демаков родился и вырос в с. Верх-Ирмень Ордынского райо...

Классный час "Книга Памяти"

разработка составлена с использованием материала Книг Памятии и архивных документов участников ВОВ Тайшетского района. Материал может быть использован в 3 - 4 классе при знакомстве с ВОВ, участием наш...

Классный час "Урок памяти погибшим в Великой Отечественной войне"

Урок памяти погибшим в ВОВ проводится для обучающихся начальной школы с целью  почтить память погибших детей - героев в ВОВ. Во время урока дети знакомятся с подвигами русского народа в годы...

Сценарий урока-памяти " Свеча памяти"

Сценарий урока-памяти  " Свеча памяти"...

Классный час "Урок памяти"

Классный час "Урок памяти" 1 класс...

Классный час "Урок Памяти и Славы"

Есть события, над которыми время не властно, и, чем дальше в прошлое уходят годы, тем яснее становится их величие. К таким событиям относится Великая Отечественная война....