классный час "Будь вежливым"
классный час (2 класс) на тему

Лазарева Любовь Петровна

Классный час "Будь вежливым" Цель данного мероприятия показать, важность употребления в речи "волшебных слов"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vezhliv.docx20.72 КБ

Предварительный просмотр:

БУДЕМ ВЕЖЛИВЫ

Учитель. Сегодня мы с вами поговорим об этике. А как вы думаете, от какого слова образовалось слово этика? (этикет). А кто из вас знает, что такое этикет?

Слово этикет – французского происхождения, что в переводе означает порядок поведения. В русский язык это слово вошло в XVIII веке. И под этикетом понимался лишь свод правил поведения. Однако жизнь потребовала более широкого толкования этого термина. В настоящее время, как свидетельствует Академический словарь, под этикетом понимается “установленный порядок поведения, формы обращения в каком-либо обществе”.

У. Ребята, а как вы понимаете эту формулировку, что же такое этикет?

А сегодня мы с вами поговорим об одной теме, которая зашифрована у меня на доске. Так о чем же мы сегодня будем говорить (волшебные слова)? Мы часто говорим “Волшебные слова”, а что же это за слова?

3. Вводная беседа.

Лексика русского языка богата “добрыми словами”. На Урале, например, приняты такие интересные приветствия. Если хозяйка доит корову, ей скажут: “Море под кормилицу” - желают надоить побольше молока “целое море”. “Свеженько!” - говорят женщине, достающей воду из колодца. “Беленько!” - говорят соседи, проходящие мимо речки, когда они видят женщину, полощущую белье. А когда она еще только стирала это белье, ей сказали: “Сто рубах в корыто!” Этим желают достатка, зажиточной жизни. Семье, собравшейся за столом, вошедший скажет: “Сладко кушать!” А если хозяева пьют чай, гость произнесет: “Чай с сахаром!” Это приветствие осталось от старых времен, когда чай, да еще с сахаром, был в деревне роскошью.

В другой местности слова пожелания, приветствия, благодарности могут оказаться иными. Но есть группа слов, которая известна каждому.

4. Основная часть.

А какие это слова, и что они обозначают, вы узнаете чуть позже. А сначала все вместе отгадаем ребус-кроссворд . Вот этот сундучок и передал мне пират. Давайте посмотрим, что же спрятано там (учитель достает карточку с надписью “Доброе утро”).

У. Что же это за слово и что оно обозначает?

Первые слова, которыми мы начинаем день, это - доброе утро! Произнося эти слова, мы желаем нашим близким, домашним, знакомым хорошего здоровья, приятного настроения, хотим, чтобы весь день у них был радостным, светлым, добрым. Вот как хорошо сказано об этом в стихотворении “Я и солнышко” В. Коркин.

“Я и солнышко”

Солнышко ясное встало.
-Доброе утро! – сказало.
- Доброе утро! – кричу я прохожим,
Веселым прохожим,
На утро похожим…
Но если проснешься,
А дождик в окно
Стучит да стучит
И без солнца темно?
Доброе утро,
Друзья, все равно…
Придумано мудро:
- Доброе утро!

У. О чем говорится в этом стихотворении?

Если даже плохая погода, пасмурно, сыро, грязно, стоит сказать Доброе утро! – и сразу станет теплее, радостнее. А как надо произнести эти слова? Можно ли говорить Доброе утро нахмурясь, недовольным голосом? Почему? А какие еще знаете слова приветствия?

Достаю следующее слово “Здравствуйте”.

У. Что же обозначает это слово?

В каких ситуациях мы его применяем?

Слово “Здравствуйте” очень старое. Связано оно со словом дерево. Когда-то давно люди, произнося слово “Здравствуйте” желали другим быть здоровыми, крепкими, могучими, как дерево, дуб, например. И теперь мы, когда говорим это слово, желаем человеку быть здоровым, сильным, крепким.

Какие вы еще знаете слова приветствия?

Все эти слова – и Доброе утро, и Здравствуйте, и Добрый день, и Спокойной ночи – хороши тогда, когда человек человеку действительно желает добра, здоровья. Это почему-то никак не получается у Петруся из стихотворения И. Кульской

“Невежливая вежливость”

Обещал отцу Петрусь:
Я за вежливость возьмусь:
Буду всех благодарить,
Первым “здравствуй” говорить!

Вот мальчишка со стараньем
Выполняет обещанье.

Видит – утром у сторожки
Дремлет сторож на порожке.
На посту он ночь не спал,
Только-только задремал.
А Петрусь как заорет:
- С добрым утром, дед Федот!-
Дед ругнул его спросонок:
- Убирайся, постреленок!

Вот Петрусь догнал Яринкку
Да как дернет за косынку:
- Ты куда, Яринка, стой
Я здороваюсь с тобой! – 
Та отпрянула в сторонку!...

Нес вожатый горку книг,
А Петро с ограды – прыг!
Чуть не сел ему на плечи:
- Извините, добрый вечер!

- Ты, - вожатый закричал, - 
И невежа и нахал!
Петя очень удивлен:
Разве был невежлив он?!

У. Какие “вежливые слова” произносил Петрусь?

Почему же стихотворение называется “невежливая вежливость”?

Что бы вы посоветовали Петрусе?

Какими словами и как должен был он вам ответить?

А какими словами вы закончите разговор?

5. Игра с детьми “Школьные принадлежности”.

У. Сейчас мы узнаем, все ли дети помнят, как надо содержать свои школьные принадлежности (книги, тетрадки, карандаши, ручки), у всех ли в порядке портфели. Достаньте все свои портфели и проверьте все ли у вас в порядке. У всех ли имеется все нужные школьные вещи. Не порвана ли обложка, в порядке ли ручка, есть ли промокашка в тетрадях, закладки в книгах? Если у кого-то чего-то не будет, вы можете попросить у меня!

Почему одни дети сразу получили все нужное, а другие нет?

Какие же “волшебные слова” помогают нам?

Не только со взрослыми, но и со своими товарищами надо быть вежливыми.

6. Игра с детьми “Дорогие слова”.

У. Мне хочется, ребята, прочитать вам стихотворение, которое написал поэт Алексей Шибаев. В этом стихотворении некоторые слова отсутствуют. Я думаю, что вы сумеете их отгадать и произнести хором. Называется это стихотворение “Дорогие слова”.

Дядя Саша огорчен,
Рассказал он вот о чем…
Видел Настю – второклашку
Я на улице сейчас.
Настя – славная девчонка, 
Настя ходит в первый класс
Но… давно уже от Насти 
Я не слышал слова… (здрасте)
А слово-то какое, очень дорогое!

Встретил Витю я соседа…
Встреча грустная была
На меня он, как торпеда,
Налетел из-за угла!
Но – представьте зря от Вите ждал
Я слова… (извините).
А слово-то какое, очень дорогое!

Он про внучку говорил:
Экая досада,
Я портфель ей подарил,
Вижу, очень рада!
Но нельзя ж молчать, как рыба,
Ну сказала бы… (спасибо).
А слово-то какое, очень дорогое!

Какие “волшебные слова” вы услышали в этом стихотворении?

Как должны были вести себя дети?

7. Игра с детьми “Вопрос – ответ”.

У. Сейчас я вам расскажу одну историю, которую я недавно наблюдала, а вы слушайте внимательно, в конце рассказа я задам вам вопрос, на который вы должны дать ответ.

“Однажды по улице шел старичок, опираясь на большую сучковатую палку. Он был очень стар и от старости согнулся, поэтому шел, глядя себе под ноги. Навстречу ему, подняв голову кверху и что-то рассматривая в небе, шел мальчик. Мальчик не заметил старика и сильно его толкнул. Старик очень рассердился на мальчика. Но вот мальчик что-то сказал старичку и тот сразу подобрел. Что же мальчик сказал старичку, отчего дедушка сразу перестал сердиться?”

8. Итог.

У. С какими “Волшебными словами” мы сегодня познакомились?

Я хотела бы, чтобы вы запомнили, что все эти слова – хороши тогда, когда человек человеку действительно желает добра, здоровья.

Растает даже ледяная глыба 
От слова теплого … 
(спасибо).

Когда нас бранят за шалости, 
Говорим … 
(прости, пожалуйста).

Зазеленеет старый пень
Когда услышит … 
(добрый день).

Если больше есть не в силах
Скажем маме мы … 
(спасибо)
И во Франции, и в Дании 
На прощанье говорим … 
(до свидания).

Мальчик вежливый и развитый,
Говорит, встречаясь … 
(здравствуйте).

Папа разбил
Драгоценную вазу-
Бабушка с мамой
Нахмурились сразу.
Но папа нашелся:
Взглянул им в глаза
И робко и тихо
“Простите!” сказал.
И мама молчит
Улыбается даже.
- Мы купим другую,
Есть лучше в продаже…
“Простите!”
казалось бы
Что в нем такого?
А вот ведь какое?
Чудесное слово!

“Здравствуйте!”

Здравствуйте! – ты скажешь человеку.
Здравствуй! – улыбнется он в ответ.
И, наверно не пойдет в аптеку
И здоровым будет много лет.

“Доброго пути!”

Нам желают: доброго пути!
Будет легче ехать и идти.
Приведет, конечно, добрый путь
Тоже к доброму чему-нибудь.

“Спасибо!”

Мы все припомнить не смогли бы, 
Ведь это было столько раз…
За что мы говорим “спасибо”?
За все, что делают для нас.

“Пожалуйста!”

Отменить, что ли слово “пожалуйста”?
Повторяем его поминутно…
Нет, пожалуй, что
Без “пожалуйста”
Нам становится неуютно.

“До свидания!”

Когда мы увидимся снова? - 
Никто не ответит заранее…
Сказать остается два слова,
И мы говорим: “До свидания!”


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Классный час "Вежливое слово должен знать каждый"

План-конспект открытого классного часа, проведенного в 3 классе. Цель классного часа:: закрепить и углубить знания учащихся о вежливости, о культуре поведения; учить употреблять вежливые слова, привив...

Классный час "Вежливость"

Конспект занятия с презентацией раскрывает понятие вежливость. Используется произведение А.Барто "Медвежонок невежа". Можно использовать при работе с учащимися любого класса начальной школы....

Классный час "Вежливость и доброта"

Классный час посвящен теме доброты, вежливости, уважения, проявлению добрых чувств, поступков, дел и отношений....

Классный час "Вежливость, как часть жизни"

Классный час для учащихся 1-4 классов....

Презентация к классному часу "Вежливость"

Учащиеся познакомятся с правилами вежливости, с вежливыми словами....

Классный час "Вежливость помогает или мешает жить человеку?"

Классный час в начальной школе во 2 классе "Вежливость помогает или мешает жить людям?"...

Классный час "Вежливости все двери открываются"

Классный час помогает детям оценить себя и окружающих через анализ таких качеств личности  как доброта, ответственность, честность, смелость, вежливость. Итогом классного часа является создание у...