Рабочая программа "Путь к победе".
календарно-тематическое планирование (4 класс) на тему

Романова Светлана Анатольевна

«Путь к победе»: рабочая программа  воспитательной деятельности гражданско-патриотической деятельности.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon programma_po_patrioticheskomu_vospitaniyu.doc183 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное казенное общеобразовательное  учреждение

Киселевского городского округа

для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей

РАССМОТРЕНО:

На  заседании МО

учителей

образовательной области

«экология»

протокол №____________

от  «_____»____________201___ г.

руководитель МО

__________________/

______________________________/

СОГЛАСОВАНО:

Заместитель директора по УВР

_________________/

______________________________/

«______»_______________201___г.

УТВЕРЖДЕНО:

на заседании

педсовета протокол №___________

от «_____»______________201___г.

директор

___________________/

______________________________/

приказ № ___________

от «_____»______________201___г.

 «Детский дом «Радуга»

Рабочая программа

воспитательной деятельности

 для группы  4 класса

гражданско- патриотической  направленности

«Путь  к  Победе»

Педагоги:  Романова Светлана Анатольевна

 (Ф.И.О. полностью)

                                                      г. о. Киселевск  

Программа патриотического воспитания «Путь к Победе»

Информационная карта программы

Полное название программы

«Путь к победе»: рабочая программа  воспитательной деятельности гражданско-патриотической деятельности.

Цель программы

формирование гражданских и патриотических чувств обучихся через обращение к памяти о Великой Отечественной войне 1941-1945 гг. Развитие познавательных способностей;

образовательная - приобретение детьми дополнительных знаний;

воспитательная – духовно-нравственное развитие личности;

развивающая - развитие творческих способностей в процессе реализации программы;

Направление деятельности, специфика содержания программы

Программа «Путь к Победе» разработана в соответствии с Концепцией патриотического воспитания, отражает необходимый обществу и государству социальный заказ на воспитание гражданина своей Родины, патриота с активной  жизненной позицией, создает условия для воспитания патриотических чувств и качеств, которые станут впоследствии основой нравственного поведения ребенка.

Образовательные области:

Я патриот

Я исследую и познаю мир

Краткое содержание программы

Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России (в рамках ФГОС) – лежат в основе разработанной программы.

Авторы (составители) программы

Богданова Татьяна Николаевна,  воспитатель

Романова Светлана Анатольевна, воспитатель

Возраст воспитанников

группа - 4 класса

Срок реализации

4 года ( 2014-2018 гг.); деятельность строится на концентрическом принципе построения программы: блоки тем повторяются каждый год обучения, но меняется и усложняется формы и методы передачи информации и работа с ней..

Особая информация и примечание

занятие (сочетающее в себе объяснение и практическое упражнение), собеседование, консультация, практическое упражнение под руководством педагога по закреплению определенных навыков.

Герой – это человек, который в решительный

момент делает то, что нужно делать

 в интересах человеческого общества.

Ю. Фучик.

Пояснительная записка.

Патриотическое воспитание детей является одной из основных задач образовательного учреждения. Чувство патриотизма многогранно по содержанию – это и любовь к родным местам, и гордость за свой народ, и ощущение своей неразрывности с окружающим миром, и желание сохранять и приумножать богатство своей родины.

По этому нашей задачей, как педагогов, является: воспитание у ребенка любви и привязанности к  детскому дому, улице , городу, стране; формирование бережного отношения к природе и всему живому; воспитание уважения к труду; развитие интереса к русским традициям и промыслам; формирование элементарных знаний о правах человека; расширение представлений о городах, знакомство детей с символами государства (герб, флаг, гимн); развитие чувства ответственности и гордости за достижения страны; формирование толерантности, чувства уважения к другим народам, их традициям. Данные задачи решаются во всех видах детской деятельности: на занятиях, в играх, в быту.

Актуальность программы. Патриотическое воспитание в современных условиях приобретает особую актуальность и значимость, является одной из важнейших составляющих общенациональной идеи Российского государства.

Актуальность данной программы продиктована стремление сохранить память о земляках – участниках Великой Отечественной войны, погибших и оставшихся в живых, необходимостью формирования в детях патриотизма и чувства любви к Родине, чувства гордости за свою малую Родину, за своих земляков, а также пони мания того, что «народ, не помнящий своего прошлого, не имеет будущего» (историк В.О. Ключевский).

Также немаловажным является и формирование у подрастающего поколения инициативности, самостоятельности, толерантности, гражданской ответственности и правового самосознания, способности к успешной социализации в обществе. Данная программа предполагает пропаганду патриотического воспитания путем вовлечения воспитанников, общественности в совместные мероприятия по патриотическому воспитанию.

Педагогическая целесообразность. В процессе патриотического воспитания ведущую интегрирующую роль играют образовательные учреждения всех типов и уровней.

Целью воспитывающей деятельности является создание условий для разностороннего и творческого развития личности воспитанников. Достижение этой цели возможно путем формирования гражданско-патриотического сознания. Развития чувства сопричастности к судьбе Отечества, формирования нравственной позиции, привлечения педагогов образовательных учреждений к работе по возрождению, сохранению и приумножению культурных, духовно-нравственных ценностей, накопленных поколениями людей.

Программа «Путь к Победе» разработана в соответствии с Концепцией патриотического воспитания, отражает необходимый обществу и государству социальный заказ на воспитание гражданина своей Родины, патриота с активной  жизненной позицией, создает условия для воспитания патриотических чувств и качеств, которые станут впоследствии основой нравственного поведения ребенка.

Программа включает в себя целый рад мероприятий, направленных на углубленное изучение истории Великой Отечественной войны, способствующих воспитанию патриотизма, гражданского самопознания, толерантности у детей и подростков.

Отличительные особенности программы.

В настоящее время в системе дополнительного образования  детей уже сложились определенные направления и формы патриотического воспитания. Данная программа предполагает:

  • Комплексный подход к изучению Великой Отечественной войны, охватывающей основные ее вехи.
  • Построение тематических циклов на основе сравнения противоборствующих сторон, что дает детям возможность сравнить, сопоставить силы обеих сторон, что дает детям возможность сравнивать, сопоставить силы обеих сторон и сделать соответствующие выводы.
  • Привлечение к мероприятиям военно-исторических клубов и музеев. Это дает возможность прочувствовать обстановку и состояние человека в те годы (примерить элементы формы, испытать в действии макеты оружия и пр.)

Цель программы: формирование гражданских и патриотических чувств обучающихся через обращение к памяти о Великой Отечественной войне 1941-1945 гг. Развитие познавательных способностей.

Задачи программы:

  • Формирование интереса к изучению героического прошлого своей страны, своего народа.
  • Знакомство детей и подростков с основными этапами и событиями Великой Отечественной войны 1941-1945 годов, с примерами боевых и трудовых подвигов наших соотечественников во имя свободы и независимости Родины.
  • Подведение к  осознанию роли Победы в Великой Отечественной войне, ее значения и влияния на формирование национального самосознания  российских граждан.
  • Сохранение преемственности поколений, воспитание бережного отношения к историческому наследию Родины.
  • Воспитание уважения к участникам и ветеранам Великой Отечественной войны, чувства сопричастности к судьбе страны, гражданственности и патриотизма.
  • Расширение методической базы с целью наглядного обучения и экспонирования.
  • Повышение  качества патриотического воспитания в образовательном учреждении.

Нормативно-правовое обеспечение программы.

Программа разработана в соответствии с нормативными правовыми актами:

  • Конституцией Российской Федерации.
  • Законом РФ «Об образовании в РФ».
  • Материалами по реализации приоритетного национального  проекта «Образование».
  • Концепцией патриотического воспитания граждан РФ.
  • Законом РФ  «О воинских (памятных) днях России.
  • Законом РФ «Об увековечении памяти погибших при защите Отечества» (от 14 января 1993 г. № 4292-1).
  • Национальной образовательной инициативой «Наша новая школа».

Основные направления деятельности.

         Программа включает в себя целый ряд образовательных и исследовательских мероприятий, направленных на изучение истории Великой Отечественной войны, воспитание патриотизма, гражданского самосознания, толерантности детей и подростков.

Основные направления деятельности:

  • Организация мероприятий.
  • Выставочная.
  • Экскурсионная.
  • Методическая.
  • Исследовательская.

Форма реализации Программы

Форма организации работы по программе в основном – коллективная, а также используется групповая и индивидуальная формы работы.

Принципы, положенные в основу массовых мероприятий

Патриотическое воспитание понимается как систематическая и целенаправленная педагогическая деятельность по формированию у учащихся высокого патриотического сознания, чувства верности своему Отечеству, стремления к выполнению своего гражданского долга.

Программа опирается на принципы социальной активности, индивидуализации, мотивированности, взаимодействия личности и коллектива, развивающего воспитания и единства образовательной и воспитательной среды.

Прогнозируемые результаты программы:

  • Устойчивый интерес к изучению героического прошлого своей страны, своего народа.
  • Знание основных этапов и событий Великой Отечественной войны 1941-1945 годов, примеры боевых и трудовых подвигов наших соотечественников во имя свободы и независимости Родины. Расширение знаний об основных элементах вооружения и снаряжения бойцов советской и немецкой армий, их союзников; об условиях существования в фронтовых условиях.
  • Интерес к исследовательской, поисковой, проектной деятельности.
  • Активная гражданско-патриотическая позиция, способность к толерантному общению, сохранение боевых традиций, уважение к трудовой деятельности.
  • Вовлечение в систему гражданско-патриотического воспитания представителей всех субъектов образовательного процесса.
  • Потребность в самосовершенствовании и духовном общении.
  • Установление взаимосвязей и сотрудничества с местными ветеранскими организациями, военно-историческими клубами, школами и общественными организациями.
  • Повышение качества и количества мероприятий по организации и проведению патриотической работы с детьми и подростками.
  • Внедрение новых форм работы и повышение эффективности патриотической работы.

Мероприятия, посещение музеев, знакомство с уникальными документами, фотографиями, плакатами, посвященными событиям Великой Отечественной войны, героическим датам истории России, помогает детям глубже понять истоки мужества, беспримерный подвиг всего народа в грозные годы Великой Отечественной войны, тесную связь героического прошлого нашей страны с современностью.

Конечным результатом реализации программы должна стать активная гражданская позиция и патриотическое сознание воспитанников как основа личности гражданина России, положительная динамика роста патриотизма, обеспечение на ее основе благоприятных условий для духовного и культурного подъема в обществе.

Оценка эффективности реализации программы.

Основным критерием результативности  патриотического воспитания должно стать сознательное, самостоятельное и активное стремление воспитанников своими действиями служить России.

Критерии оценки.

Максимальный уровень. Устойчивый интерес к историческому прошлому страны, участникам и ветеранам Великой Отечественной войны. Знание основных этапов и событий Великой Отечественной войны 1941-1945 годов, боевых и трудовых подвигов наших соотечественников во имя свободы и независимости Родины. Проявление интереса к военной истории.

Средний уровень. Проявление интереса и уважения к историческому прошлому страны, участникам и ветеранам Великой Отечественной войны. Неглубокое знание основных этапов и событий Великой Отечественной войны 1941-1945 годов, боевых и трудовых подвигов наших соотечественников во имя свободы и независимости Родины. Неустойчивый интерес к военной истории.

Минимальный уровень. Проявление минимального интереса к историческому прошлому страны, участникам и ветеранам Великой Отечественной войны. Поверхностные знания об основных этапах и событиях Великой Отечественной войны 1941-1945 годов, боевых и трудовых подвигах наших соотечественников во имя свободы и независимости Родины. Минимальный интерес к военной истории.

Возраст воспитанников  10-15 лет.

Срок реализации 4 года.

Этапы реализации программы.

На I этапе реализации программы:

  • заложить основные моральные ценности, нормы поведения;
  • воспитывать чувство верности своему Отечеству через любовь  к своему

родному дому;

  • помочь воспитанникам приобрести опыт общения и сотрудничества;
  • сформировать первые навыки творчества на основе положительной

мотивации на обучение в школе;

  • На II  этапе, представляющем собой продолжение формирования

познавательных интересов воспитанников и их самообразовательных навыков, педагоги стремится:

  • продолжить формировать систему ценностей и установок поведения

младших подростков;

  • воспитывать чувство верности своему Отечеству через любовь к родному

городу, людям, живущим в нем;

  • заложить фундамент общей образовательной подготовки воспитанников,

необходимой для выбора ими своего направления профессиональной подготовки с учетом собственных способностей и возможностей;

  • создать условия для самовыражения воспитанников в различных видах

познавательно – творческой  деятельности.

  •    III этап реализации программы, ориентирован на продолжение развития

самообразовательных навыков и особенно навыков самоорганизации и самовоспитания детей, что предопределило необходимость решения педагогами следующих задач:

  • воспитывать чувство верности своему Отечеству через гражданскую

позицию, социально-политическую ориентацию;

  • продолжать начатое ранее нравственное,  духовное, физическое становление

воспитанников, полное раскрытие и развитие их способностей;

  • сформировать раннюю психологическую и интеллектуальную готовность

воспитанников к профессиональному и личностному  самоопределению;

  • обеспечить развитие теоретического мышления, высокий уровень

общекультурного развития.

План реализации программы.

п/п

Название мероприятия.

Дата

Ответственный

1.

«22 июня, ровно в 4 часа…»

Разработка тематического мероприятия.

Подбор и оформление видеоматериалов, презентаций.

Подбор соответствующего тематике материала библиотеках, Интернет-ресурсах.

Информация о первых днях войны. Подвиг Брестской крепости.

Фрагмент фильма «Барбаросса» или  другой фильм о начале войны (от 20 мин)

Сентябрь

Педагоги

Воспитанники п.д.о.

2.

«С Красной площади на фронт»

Разработка тематического мероприятия.

Подбор и оформление видеоматериалов, презентаций.

Подбор соответствующего тематике материала библиотеках, Интернет-ресурсах.

Информация о первом периоде ВОВ (сентябрь-декабрь 1941 г.), запись парада 7 ноября 1941 г.

Октябрь

Педагоги

Воспитанники п.д.о.

3.

«Подвиг твой бессмертен»

Разработка тематического мероприятия.

Подбор и оформление видеоматериалов, презентаций.

Подбор соответствующего тематике материала библиотеках, Интернет-ресурсах.

Подбор биографического материала о Зое Космодемьянской, Вере Волошиной. Информация о подвиге, о сохранении памяти о подвиге, фрагмент фильма «Правда о подвиге» или  другой фильм о подвиге Зои Космодемьянской (20 мин)

Ноябрь

Педагоги

Воспитанники п.д.о.

4.

«За нами Москва»

Разработка тематического мероприятия.

Подбор и оформление видеоматериалов, презентаций.

Подбор соответствующего тематике материала библиотеках, Интернет-ресурсах.

Информация о битве за Москву; учебный фильм «За нами Москва» или другой фильм о битве за Москву (20 мин)

Декабрь

Педагоги

Воспитанники п.д.о.

5.

«Славные дела пионерии…»

Разработка тематического мероприятия.

Подбор и оформление видеоматериалов, презентаций.

Подбор соответствующего тематике материала библиотеках, Интернет-ресурсах.

Рассказ о пионерской организации

Информация о деятельности пионеров в годы войны.

Пионеры-герои.

Документальный фильм «Дети и война»

Январь.

Педагоги

Воспитанники п.д.о.

6.

«Победа Ленинграда»

Разработка тематического мероприятия.

Подбор и оформление видеоматериалов, презентаций.

Подбор соответствующего тематике материала библиотеках, Интернет-ресурсах.

Информация о периоде Ленинградской битвы; фрагмент документального фильма «Ленинградская битва», «Блокада» или другого фильма о битве за Ленинград  (Санкт-Петербург) (от 20 мин)

Январь

Педагоги

Воспитанники п.д.о.

7.

«В окопах Сталинграда»

Разработка тематического мероприятия.

Подбор и оформление видеоматериалов, презентаций.

Подбор соответствующего тематике материала библиотеках, Интернет-ресурсах.

Информация о периоде Сталинградской битвы.

Фрагмент учебного фильма «Сталинградская битва» или другой фильм о битве за Сталинград (от 20 мин)

Февраль

Педагоги

Воспитанники п.д.о.

8.

«Огненная дуга»

Разработка тематического мероприятия.

Подбор и оформление видеоматериалов, презентаций.

Подбор соответствующего тематике материала библиотеках, Интернет-ресурсах.

Информация о Курской дуге.

Фрагмент учебного фильма «Курская дуга» или другой фильм о Курской дуге (от 20 мин)

Март

Педагоги

Воспитанники п.д.о.

9.

«Мы помним Ваши имена»

Разработка тематического мероприятия.

Подбор и оформление видеоматериалов, презентаций.

Подбор соответствующего тематике материала библиотеках, Интернет-ресурсах.

Наши земляки - герои войны.

Апрель

Педагоги

Воспитанники п.д.о.

10.

«Эхо прошедшей войны»

Разработка тематического мероприятия.

Подбор и оформление видеоматериалов, презентаций.

Подбор соответствующего тематике материала библиотеках, Интернет-ресурсах.

Краткая информация о главных событиях ВОВ; видеофрагменты, повествующие о «цене» Победы

Май

Педагоги

Воспитанники п.д.о.

Механизм  реализации программы.

Реализация всех направлений программы осуществляется через систему мероприятий.

В рамках празднования важных исторических дат истории России проводятся беседы, патриотические занятия, циклы мероприятий на темы: «22 июня, ровно в 4 часа…», «С Красной площади на фронт», «Подвиг твой бессмертен», «За нами Москва», «Славные дела пионерии…», «Победа Ленинграда», «В окопах Сталинграда»,  «Огненная дуга»,

«Мы помним Ваши имена», «Эхо прошедшей войны». Во всех мероприятиях принимают участие дети младшего, среднего и старшего школьного возраста.

Содержание мероприятий адаптируется в соответствии с возрастом  воспитанников (детям  младшего школьного возраста рассказывается о жизненных ситуациях, быте, героизме советских бойцов; старшим воспитанникам предлагается больше фактического материала, исторические даты, великие имена, подробнее изучается обмундирование, снаряжение и вооружение бойцов противоборствующих армий).

Просмотр тематических фильмов и видеорядов сопровождается комментариями педагогов, содержание которых зависит от возраста аудитории. Расставляются необходимые акценты, обращается внимание на наиболее важные моменты, особое внимание уделяется воспитанию гражданской позиции, толерантным отношениям, донесению до сознания детей, что победа в Великой Отечественной войне является подвигом многих народов, сплотившихся не против немецкой нации, а против фашизма.

Важную роль в воспитании патриотизма и гражданской позиции играет участие детей и подростков в торжественном возложении венков и цветов к памятникам, обелискам и захоронениям ветеранов в День Победы. Этому событию предшествует  подготовительная работа, составляется план мероприятия, разрабатывается маршрут и готовится торжественная речь.

Для возложения цветов к мемориалу предварительно готовится группа воспитанников, которые торжественным шагом подойдут к памятнику и первыми возложат цветы, венок. За ними возложение  осуществят все остальные.

Важным направлением деятельности в воспитании патриотизма, духовно-нравственных качеств личности подрастающего поколения является участие в демонстрациях, шествиях и чествовании ветеранов. Воспитанники, занимающиеся в кружках художественно-эстетической направленности, на занятиях  изготавливают сувениры и открытки своими руками. Во время проведения мероприятий, посвященных знаменательным и памятным датам, воспитанники  поздравляют ветеранов, дарят цветы, сувениры, поздравительные открытки. В этих мероприятиях участвуют преимущественно дети  (4-7-е классы).

Организация и проведение встреч с участниками и ветеранами Великой Отечественной войны способствуют формированию у детей и подростков представлений о мужестве, героизме, вызывают чувство гордости за историю своей страны. Ветераны делятся с детьми своими воспоминаниями о суровых буднях, о тех трудностях и невзгодах, которые им пришлось преодолеть. Дети внимательно слушают и задают интересующие их вопросы. Такте встречи способствуют возрождению духовности, приобщению к истории своей страны,  традиционным духовно-нравственным ценностям всех народов России, дают чувство гордости, чувство свободы и благодарности к  людям, которые одержали победу в Великой Отечественной войне.

Важным направлением  деятельности в реализации программы является организация сотрудничества и взаимодействия с общественными организациями, образовательными организациями района и города. Представление о внешнем облике бойцов, их вооружении, снаряжении и фронтовом быте формируется посредством привлечения к мероприятиям военно-исторических клубов, музеев. На мероприятиях демонстрируются образца обмундирования, вооружения и снаряжения бойцов того или иного периода Великой Отечественной войны. Демонстрируются фотографии и видеокадры реконструкций важнейших сражений Великой Отечественной войны. Дети имеют возможность подержать в руках образцы оружия тех лет и примерить образ советского бойца или его противника, ощутить дух той эпохи, интерес и уважение к историческому прошлому своей страны. Такие встречи способствуют укреплению связи поколений, осознанию себя преемником наследия прошлого.

Поисково-исследовательская деятельность включает в себя поиск  воспитанниками и педагогами  тематических материалов, экспонатов (если повезет) для музеев и информации из различных источников. Эффективным направлением является привлечение на временное хранение  экспонатов, реликвий. Дети под руководством педагога составляют легенду к поступившим  экспонатам (название предмета, время и место изготовления, авторство, форма использования, функции использования и т.д.).

По окончании мероприятий в группах происходит обсуждение, реализуются проекты творческие, поисковые, исследовательские, выполняются творческие работы, ребята оформляют творческие работы, пишут статьи в школьную газету.

Реализация всех направлений программы «Путь к Победе» способствует духовно-нравственному воспитанию личности воспитанника детского дома, развитию гражданских качеств, осознанию значимости нравственного опыта прошлого, уважения к подвигу своего народа.

Условия реализации программы.

Для реализации данной для комфортного размещения посетителей и воспитанников необходимы посадочные места (стулья, скамейки).

Для просмотра презентаций и видеоматериала необходим ПК, проектор, проекционный экран.

Литература.

1. Богданов, И.А. Мы – патриоты! [Текст]:  классные часы и внеклассные мероприятия: 1-11 классы / И.А. Богданова, М.А. Давыдова. - М.: Вако, 2006.

2.  Воспитание в современной школе [Текст]: сборник № 2. – М., 2009.

3. Воспитательная система массовой школы [Текст]: проблемы и поиски / под ред. Н.Л. Селиванова. - М., 2005.

4. Гасанов, З.Т. Цель, задачи и принципы патриотического воспитания граждан [Текст] / З.Т. Гасанов // Педагогика. – 2005. – №6. – С. 59–63

5. Звездина,  Г.П.  Классные часы в начальной школе [ Текст] / Г.П. Звездина, Т.Н. Щербакова. – М.: ТЦ Сфера, 2004

 6. Караковский,  В.А.  Патриотическое воспитание в школе [Текст] / Караковский,  В.А. -  М., 2004.

7. Касимова, Т.А. Патриотическое воспитание школьников[Текст]: методическое пособие / Т.А. Касимова, Д. Е. Яковлев. – М.: Айрис-пресс, 2005. – 64 с.

8. Овчинникова, Н. П. Идея патриотизма и Отечества в истории русской педагогики [Текст] / Н.П. Овчинникова // Педагогика. – 2007. – №1. – С. 93 – 101.

9. Патриотическое воспитание [Текст]: система работы, планирование, конспекты уроков, разработки занятий /авт.-сост. И.А. Пашкович. – Волгоград: Учитель, 2006. – 169 с.

10. Рухленко, Н.М. Возможные формы педагогической деятельности с использованием музея [Текст] / Н.М. Рухленко // Практика административной работы в школе. - 2003.  - №7.

11. Рухленко, Н. М. Патриотическое воспитание учащихся [Текст] / Н.М. Рухленко  //Практика административной работы в школе / И.Ф. . – 2004. - №1.

12. Смирнова, И. Ф. Патриотическое воспитание [Текст] / И.Ф. Смирнова.- М, 2002.

13. Тисленкова, Н.А. Нравственное воспитание в средней школе [Текст]: пособие для организаторов воспитательной работы и классных руководителей / Н.А. Тисленкова. – Волгоград: Учитель, 2007.      

Литература  для младших школьников.

Алексеев С. П. Герои Великой Отечественной Войны
Алексеев С. П. Злая фамилия.

Рассказывается о солдате Трусове, над которым все смеялись из-за фамилии. Но он смог доказать, что фамилия ничего не значит – дело человека красит, а не фамилия!

Алексеев С. П. Ранен в бою солдат.

 Боец ценой своей жизни спасает своих друзей.
Алексеев С. П. Рассказы о Великой Отечественной войне.

В сборник вошли рассказы о легендарных героях Великой Отечественной войны, о маршале Жукове, о пионерах-героях.
Алексеев С. П. Великие битвы Великой Отечественной

Серия из шести книг, посвященным  сражениям Великой Отечественной войны, изданная  к 60-летию Победы в Великой Отечественной войне.
Московская битва, 1941-1942: первая книга серии посвящена великой Московской битве (1941 — 1942).

Сталинградское сражение, 1942-1943»: вторая книга серии посвящена Сталинградскому сражению (1942-1943).
           Оборона Севастополя. 1941-1943. Сражение за Кавказ. 1942-1944: третья книга серии посвящена героям Севастополя (1941-1943) и Кавказа (1942-1944).
           Подвиг Ленинграда. 1941-1944:  четвертая книга серии посвящена блокаде Ленинграда (1941-1944).
           Победа под Курском. 1943. Изгнание фашистов. 1943-1944: пятая книга серии посвящена победе под Курском (1943) и изгнанию фашистов с родной земели (1943-1944).
Взятие Берлина. Победа! 1945!: шестая книга серии посвящена взятию Берлина и победе над фашизмом (1945).
           Алексеев С. П. Сто рассказов о войне.

Книга состоит из коротких рассказов о Великой Отечественной войне. Юные читатели познакомятся с героическими подвигами советских воинов, ставших на защиту своей Родины в суровом 1941 году. Значительная часть книги посвящена разгрому фашистов в великом Курском сражении. Завершается книга рассказом о полным изгнании фашистов с территории Советского Союза, штурмом Берлина и нашей победой в войне с фашизмом.
            Алексеев С. П. Рассказы о полководцах: сборник рассказов о Г.К.Жукове, К.К. Рокоссовском , И.С.Коневе.
           Алексеев С. П. Великая Московская битва.

Героическая оборона Москвы — одно из самых знаменательных сражений Великой Отечественной войны. О битве  на подступах к Москве, рассказывает эта книга.
Богомолов В.   Иван.

Трагическая история мальчика-разведчика, погибшего от рук немецких захватчиков.
           Верейская  Е. Три девочки.

 Книга о дружбе школьниц Наташи, Кати и Люси, которые подружились в довоенные годы. Они жили все вместе в ленинградской коммунальной квартире под названием «Соленая Католюандо», и в дни блокады Ленинграда именно дружба и взаимопомощь помогли им выдержать суровые испытания голодом, холодом, бомбёжками. И помочь не только самим себе, но и другим – носить в мороз воду обессилевшей старушке, найти заболевшего волонтёра, утешить и накормить девочку, попавшую в завал после бомбежки.
           Воронкова Л. Ф.  Девочка из города: повесть

Книга была написана во время войны. В повести рассказывается о девочке, осиротевшей во время Великой Отечественной войны: ее родители погибли, дом сгорел. Девочка Валентинка попадает из города в деревню в добрую приемную семью и ее жизнь начинается заново.  Ей придется привыкать к новому тихому деревенскому укладу жизни, к труду и заботе о быте, к новым родственникам и детям. Все это помогает девочке забыть о взорванном доме и гибели матери с братом у нее на глазах. В книге много радости, светлых мгновений, переживаний, детских шалостей и подвигов.
           Гайдар А. П.  Тимур и его команда.
           Гайдар А. П. Сказка о Военной тайне, о Мальчише-Кибальчише и его твёрдом слове.
            Георгиевская С. М. Галина мама.
            Голявкин В.  Мой добрый папа.

 Книга автобиографична, автор рассказывает о своем военном детстве.
            Дневник Тани Савичевой.

Трагическая летопись семьи из блокадного Ленинграда.
           Дугинец А. Боевое задание.

 В сборнике несколько  произведений: «Клятва разведчика», «Боевое задание», «Двенадцатилетний генерал», «Твой подвиг впереди», «Партизанская долина», «Кто кого перевоспитал», «Без похвалы», «Дорогою ценой», «Первый заработок». Это  рассказы о подростках, которые активно помогали партизанам в их нелегкой борьбе с фашистами.
           Катаев В. П.  Сын полка: повесть.

Повесть замечательного писателя Валентина Катаева «Сын полка» возвращает читателя к трудным, но героическим событиям военных лет, о которых современные дети знают лишь по учебникам и рассказам старших. глазами. Книга о судьбе простого крестьянского мальчишки Вани Солнцева, у которого война отняла всё: родных и близких, дом и само детство. Ему пришлось пройти через многие испытания. Замечательные люди — воины нашей армии сержант Егоров и капитан Енакиев, наводчик Ковалёв и ефрейтор Биденко -не только помогли Ване стать смелым разведчиком, но и воспитали в нём лучшие качества настоящего человека. Пройдя через все испытания Ваня понимает, что подвиг — это не просто смелость и героизм, а и великий труд, железная дисциплина, несгибаемость воли и огромная любовь к Родине.
           Катаев В. П. Волны Черного моря.

Козлов В. Витька с Чапаевской улицы.

Книга рассказывает о подростках, вместе со всем народом прошедших через трудности и опасности войны, о становлении их характеров в суровых испытаниях.

Козлов В.  Пашкин самолет.

Четырнадцатилетний Пашка помогает летчику отремонтировать сбитый над оккупированной территорией истребитель и улететь на передовую, но сам мальчик погибает.
           Лиханов А. Последние холода.

 Книга написана от лица  мальчика,  пережившего блокаду Ленинграда, о его  матери и бабушке, сделавших всё для того, чтобы он выжил.

Митяев А. Книга будущих адмиралов.

Митяев А. Книга будущих командиров.

Писатель, историк и солдат Анатолий Митяев в своих  книгах рассказывает о великих битвах и тактике знаменитых полководцев, о героических подвигах и уникальном военном оружии всех эпох и народов, о самых новых кораблях российского флота… Подрастающие адмиралы и командиры совершат увлекательное путешествие во времени, побывают на полях сражений, узнают замыслы военачальников и попытаются понять, как делается История, станут участником морских походов, постоят на флагманских кораблях и с их мостиков будут наблюдать за битвами судов, заглянут в глубокую древность, узнают о морских сражениях Второй мировой войны.

 Рысс Е.  Девочка ищет отца.
            Смелянский Л. Сашко:  повесть.
Рассказы о подвигах детей-героев.
Кассиль Л., Поляновский М. Улица младшего сына : повесть о Володе Дубинине

Конецкий В. Петька, Джек и мальчишки.
           Лиханов А. А. Деревянные кони.

Лиханов А. А. Крутые горы.

Лиханов А. А. Мой генерал.

 Это роман рассказывает о трех поколениях семьи Рыбаковых. Главный герой книги сибиряк Антошка, ученик четвертого класса, очень дружит со своим дедом, боевым генералом, учится у него добру, справедливости, умению сопротивляться жизненным невзгодам и быть настоящим человеком.
           Лиханов А. А.  Музыка.

Лиханов А. А. Русские мальчики.
           Лиханов А. А. Детская библиотека. Магазин ненаглядных пособий.

В книгу вошли две повести о тяжелом военном детстве.

Надеждина Н. Партизанка Лара: повесть.

 О героине Великой Отечественной войны, партизанке Ларе Михеенко. Война отрезала девочку от родного города: летом уехала она на каникулы в Пустошкинский район, а вернуться не сумела – деревню заняли фашисты. Мечтала пионерка вырваться из гитлеровского рабства, пробраться к своим. И однажды ночью с двумя старшими подругами ушла из деревни в партизанский отряд.  Маленьким девочкам оказалось под силу то, что не удавалось сильным мужчинам. Переодевшись в лохмотья, ходила Лара по деревням, выведывая, где и как расположены орудия, расставлены часовые, какие немецкие машины движутся по большаку, что за поезда и с каким грузом приходят на станцию. За операцию по разведке и взрыву железнодорожного моста через реку Дрисса к правительственной награде была представлена ленинградская школьница Лариса Михеенко. Но вручить своей отважной дочери награду Родина не успела…  

Печерская  А. Дети – герои Великой Отечественной войны.

В годы Великой Отечественной войны дети наравне со взрослыми боролись против врага. Многие из них были награждены медалями и орденами посмертно. О некоторых из них, чьи имена донесла до нас история, написаны  рассказы, собранные в книге Анны Печерской : Леня Голиков, Марат Казей, Лара Михеенко, Валя Котик, Зина Портнова, Таня Морозова, Витя Коробков, Володя Казьмин.
Шургин М., Лямин Н. Зима в Бежице

Приложение № 1.

«С Красной площади на фронт»

1. Цель и задачи.

Цель: формирование гражданских и патриотических чувств воспитанников через обращение к памяти о военном параде на Красной площади 7 ноября 1941 года в честь 24 годовщины Октябрьской революции.

Задачи:

  • формирование интереса к изучению героического прошлого своей страны, своего народа;
  • знакомство детей и подростков  с этим торжественным событием, формирование гордости за мужество и стойкость  Отечества в тяжелые военные годы;
  • изучение роли этого парада в войне, его значения и влияния на формирование национального самосознания российских граждан;
  • сохранение преемственности поколений, воспитание бережного отношения к историческому наследию Родины;
  • воспитание уважения к героям тех лет; чувства сопричастности к судьбе страны, гражданственности и патриотизма;
  • повышение качества патриотического воспитания  в образовательных учреждениях.

2. Контрольный текст. 

Военный парад на Красной площади 7 ноября 1941 года из-за предосторожности  начался на два часа раньше, чем было до войны, - в 8 часов утра. В этот день в Москве было пасмурное утро: снег, метель, обледенение создавали трудности в проведении торжественного мероприятия, но с другой стороны, непогода препятствовала налетй вражеской авиации. На трибуне мавзолея находилось высшее руководство  интеллигенции, передовые рабочие, военнослужащие.

Традиционный воинский ритуал на Красной площади был хорошо организован и прошел торжественно. Парад принимал Маршал Советского Союза С.М. Буденный, командовал парадом командующий войсками Московского военного округа генерал-лейтенант П.Л. Артемьев.

Особенностями легендарного военного парада 1941 года в Москве являлись: во-первых, большие трудности в его организации и проведении. В столичном гарнизоне не имелось достаточного количества войск, которые можно было снять с обороны города для участия в параде, все танки и артиллерия находились  на боевых позициях. Нелегко было организовать парад из вновь сформированных частей  без обычной  тщательной подготовки, на которую в мирное время затрачивалось  полтора-два месяца. Артиллерийские части прибывали  прямо с огневых позиций. Танковая бригада, разгруженная с железнодорожных платформ, должна была точно знать свое место в построении и порядок прохождения. Подготовка войск к параду  осуществлялась в условиях  строжайшей  секретности. По приказу Ставки  Верховного Главнокомандования

Командиры и личный состав частей не знали, что они будут участвовать в параде на Красной площади. Им было сообщено, что в середине ноября  москвичи хотят устроить небольшой  торжественный смотр-напутствие  в  районе Крымского моста войскам, отправляющимся на фронт. Только поздно ночью, около 23:00 часов 6 ноября, после

Торжественного собрания на станции метро «Маяковская» командующий парадом генерал-лейтенант П.А. Артемьев сообщил командирам частей об их участии в параде.

Близость аэродромов  позволяла  фашистской авиации производить непрерывные, по 5-8 часов в сутки налеты на столицу. Поэтому накануне  праздника вся система  ПВО была приведена  в боевую готовность  номер  один.

Несмотря  на трудную обстановку, величие  парада подчеркивалось строгим соблюдением традиционности его ритуала. К  утру 7 ноября Красная площадь приобрела праздничный вид, она была освобождена от «камуфляжа», расчехлили и зажгли кремлевские звезды. Парад проводился по всей  форме – в традициях Русской армии, с военной музыкой. Для этого был создан сводный оркестр, которым руководил интендант 1-го ранга композитор и дирижер В. Агапкин – автор  марша «Прощание славянки».(Начинается демонстрация записи парада с комментариями.)

 На параде, как и в мирное время, были представлены пехота, конница, артиллерия, танки, моряки, войска ПВО и НКВД, прошли торжественным маршем курсанты военных училищ и рабочие батальоны. Всего в параде участвовало около 28,5 тыс. человек, 140  артиллерийских орудий, 160  танков и 232 машины. По воспоминаниям участников легендарного парада, техника блестела, воины были одеты в теплое добротное обмундирование. «Все выглядело прочно, солидно». Непогода не позволила принять участие  подготовленным для воздушного парада 300 самолетам. Единственное, чем  внешне отличался  парад от мирного  времени, - это отсутствием демонстрации. После  парада всем его участникам была объявлена благодарность и выдано фронтовые 100 граммов.

Парад стал одновременно проводами на фронт. Если в мирное время войска  принимали участие в  торжествах без боеприпасов, то теперь все были в полном походном снаряжении. Пехотинцы шли с патронными подсумками, саперными лопатами, противогазами, у многих были заплечные вещевые мешки. О том, что солдаты, маршируя по Красной площади, готовились к бою, свидетельствует недоразумение, которое произошло в конце парада. После торжественного прохождения  два танка КВ  повернули и пошли обратно. Это был случай исключительный, небывалый. Оказалось , что танкисты на параде действовали, как  в боевой обстановке: получив по радио сигнал, что на въезде на Красную площадь забуксовал танк и требует помощи, они согласно  инструкции пошли ему на помощь. По воспоминаниям военного коменданта Москвы генерал-майора К.Р. Синилова; «Если бы экипажи готовились только к параду и думали только о нем, они этого не  сделали бы. Но люди находились на параде, а думали о бое… Сначала  хотели их крепко наказать, но, когда все выяснилось, оказалось, наказывать не за что…»

Участники ноябрьского парада 1941 года ощущали живую сопричастность с воинами Русской армии, которые почти 130 лет назад защищали Москву от «великой армии» Наполеона.  «Нам казалось, - вспоминал генерал армии  Д.Д. Лелюшенко, - что мы стоим перед лицом истории, и она сама велит нам: не  посрамите славу  тех, кто пал здесь  смертью храбрых, умножьте их доблесть новыми подвигами, стойте насмерть, но преградите врагу путь к Москве».

Военно-политическое руководство СССР, понимая  высокую политическую  и морально-психологическую значимость для армии и народа проводимых 6-7 ноября 1941 года торжественных мероприятий, для их информационного освещения широко привлекло кинооператоров, фотографов, печать, деятелей искусства. На весь мир по радио велась трансляция с  торжественного заседания и парада частей Московского гарнизона, посвященных 24-й годовщине  Октябрьской революции.

Военный парад в Москве на Красной площади 7 ноября 1941 года, обращение  к народу по радио Верховного Главнокомандующего Вооруженными Силами СССР, главы Правительства И.В. Сталина убедительно показали всему миру, что Москва стоит, и мало того – бросает вызов врагу.

Проведение военного парада в лучших традициях Российской армии, когда враг стоял у порога столицы, явилось знаменательным событием в отечественной и мировой истории.

3. Вспомогательные материалы:

  • видеозапись парада на Красной площади 7 ноября 1941 года.

4. Список литературы и источников:

  • Военные парады на Красной площади [Текст]. – 3 –е изд. – М.: Воениздат, 1987.
  • Парад 7 ноября 1941 года [Текст] // Великая Отечественная война 1941-1945: энциклопедия. – М.: Советская энциклопедия, 1985. – С. 527.

Приложение № 2.

«Мы помним ваши имена»

1. Цель и задачи.

Цель: формирование гражданских и патриотических чувств воспитанников через  обращение к памяти о детях-героях Великой Отечественной войны.

Задачи:

  • формирование интереса к изучению героического прошлого своей страны, своего народа;
  • знакомство детей и подростков с самыми известными детьми-героями Великой Отечественной войны, с их боевыми и трудовыми подвигами во имя свободы и независимости Родины;
  • изучение роли детей в Великой Отечественной войне, ее значения и влияния на формирование национального самосознания российских граждан;
  • сохранение преемственности поколений, воспитание бережного отношения к историческому наследию Родины;
  • воспитание уважения к героям тех лет, чувства сопричастности к судьбе страны, гражданственности и патриотизма;
  • повышение качества патриотического воспитания в образовательном учреждении.

 2. Контрольный текст.

Зоя родилась 13 сентября 1923 г. в селе Осиновый Гай Тамбовской области. Родители: отец Анатолий Петрович, заведующий клубом и библиотекой; мать Любовь Тимофеевна, учитель сельской школы. В 1931 году семья переехала в Москву, Зоя и ее младший брат Шура пошли в школу. Жили Космодемьянские рядом с Академией им. Тимирязева, где работал Анатолий Петрович. Через некоторое время семья получила новую комнату в доме № 7 по Александровскому проезду (сейчас это улица Зои и Александра Космодемьянских, на месте дома установлен обелиск). 5 марта  1933 года семью постигло большое горе – умер Анатолий Петрович. Вскоре после  смерти мужа Любовь  Тимофеевна перевела детей в школу № 10 (ныне гимназия № 201). Зоя хорошо училась, была сдержанной, дисциплинированной, по окончании 4-7-х классов награждалась похвальными  грамотами. Особенно любила литературу, много читала. Однажды она прочитала книгу о героях Гражданской войны, в которой был очерк о Татьяне Соломахе, коммунистке,  зверски замученной белогвардейцами. Героический  образ Тани потряс Зою до глубины души.

В 1938 г. Зою приняли в комсомол, а вскоре класс избрал ее групоргом. Зоя успешно закончила 9-й класс, перешла в 10-й, но началась война… в эту осень занятий в школе не было. Старшеклассники работали на трудовом фронте – убирали картофель в совхозе под Москвой. В середине октября 1941 г. Зоя  вернулась в Москву и поступила на завод «Борец», который выпускал снаряды и другую военную продукцию. В комитете комсомола завода она узнала, что в МГК комсомола есть секретарь, ведающий вопросами отправки добровольцев на фронт. В МГК ВЛКСМ Космодемьянской отказали, уж слишком юной и хрупкой она выглядела, НО Зоя проявила настойчивость и была с согласия командира разведывательно-диверсионной части № 9903 Артура Карловича Спрогиса зачислена в эту часть. 31 октября 1941 г. от кинотеатра «Колизей» Зоя в составе большой группы комсомольцев была отправлена в Кунцево, где в это время располагалась часть № 9903.в ночь на 4 ноября добровольцы дали клятву-присягу на верность Родине, а на рассвете в составе группы М.Н. Соколова Зоя отправилась на первое задание в район г. Волоколамска. С поставленной задачей группа справилась успешно. Небольшой отдых – и вскоре новое задание. 21 ноября линию фронта, проходившую в тех местах по реке Нара, перешли две группы: Бориса Крайнова и Павла Проворова,  в состав последней входила и Зоя. В ночь на 27 ноября запылали подожженные разведчиками 4 дома на окраине деревни Петрищево, где фашисты расположили часть армейской радиоразведки.  На другую ночь, при новой попытке пробраться в Петрищево, Зоя Космодемьянская была схвачена фашистами. Стойкость при допросах и пытках, проявленная Зоей, поразила гитлеровцев. Верная воинскому долгу и присяге, Космодемьянская не выдала фашистам военной тайны. 29 ноября в Петрищево состоялась казнь юной партизанки Тани – так называла себя Зоя. Именно о подвиге «Тани»  написал в газете «Правда» корреспондент П.А. Лидов 27 января 1942 года. Была проделана колоссальная работа, чтобы через некоторое время в «Правде» появилась статья «Кто была Таня», и весь мир узнал, что «Таня» - это ученица 10-го класса 201-й московской школы Зоя Анатольевна Космодемьянская. 16 февраля 1942 г. газеты напечатали Указ Президиума Верховного Совета о присвоении Зое Космодемьянской звания  Героя Советского Союза (посмертно).

Зоя Космодемьянская похоронена на Новодевичьем кладбище г. Москвы.

3. Вспомогательные средства

1. Документальный фильм «Зоя Космодемьянская. Правда о подвиге».

«Эхо прошедшей войны»

Данная методическая разработка представляет собой универсальный шаблон, который можно использовать для проведения нескольких тематических мероприятий («За нами Москва», «Победа Ленинграда», « В  окопах Сталинграда», «Огненная дуга»).

Цель: формирование гражданских и патриотических чувств обучающихся через обращение к памяти о Великой Отечественной войне 1941-1945 гг. Развитие познавательных способностей.

Задачи:

  • формирование интереса к изучению героического прошлого своей страны, своего народа;
  • знакомство детей и подростков с основными этапами и событиями Великой Отечественной войне 1941-1945;
  • изучение роли Победы в Великой Отечественной войне, ее значения и влияния на формирование национального самосознания российских граждан;
  • сохранение преемственности поколений, воспитание бережного отношения к историческому наследию Родины;
  • воспитание уважения к героям Великой Отечественной войны; чувства сопричастности к судьбе страны, гражданственности и патриотизма.

1. Контрольный текст.

«За нами Москва».

30 сентября 1941 года немецкие войска под командованием генерала-фельдмаршала Ф. фон Бока развернули наступление на Москву. Начало битвы обернулось для советских войск катастрофой. Два фронта были разгромлены, четыре армии попали в окружение. И, казалось, немцам ничто уже не сможет помешать довершить свой победоносный бросок на Москву. Но вдруг… они терпят оглушительное поражение, за которым с неизбежностью последовал полный крах быстротечной кампании на Востоке.

22 июня 1941 г. на рассвете войска фашистской Германии вероломно напали на нашу Родину. Фашисты хотели лишить нас свободы, захватить земли и города.

Началась Великая Отечественная война народов нашей страны против фашистских поработителей.

Для нас война началась неудачно. Враги напали неожиданно. Фашисты были сильнее. Лучше вооружены. Лучше обучены. У них было больше пушек, самолетов, танков. Прежде чем напасть на нас, фашистская Германия захватила Австрию, Чехословакию, Польшу, Францию, ряд других государств Европы. Промышленность этих стран стала работать на фашистов.

Под натиском врага наши армии отступали. Враги рассчитывали расправиться с нами быстро, стремительным ударом. Они даже придумали выражение «блицкриг», то есть молниеносная война. Но фашисты сильно просчитались. Все, как один, поднялись народы нашей страны на защиту своей Родины и свободы.

Война с фашистами длилась четыре года (1941-1945 гг.). нелегким был путь к Победе. На просторах страны гремели битвы.

30 сентября 1941 года фашистские генералы отдали приказ о наступлении на Москву.

«Тайфун» назвали фашисты план своего наступления. Тайфун – это сильный ветер, стремительный ураган. Ураганом стремились ворваться в Москву фашисты.

Обойти Москву с севера, с юга. Взять советские армии в огромные клещи. Сжать. Раздавить. Уничтожить. Таков у фашистов был план.

Верят фашисты в быстрый успех, в победу. Более миллиона солдат бросили они на Москву. Тысячу семьсот танков, почти тысячу самолетов, много пушек, много другого оружия. Двести фашистских генералов ведут войска. Возглавляют поход два генерала-фельдмаршала.

Началось наступление. Однако чем ближе к Москве, тем сложнее фашистам. Встречают всюду врагов заслоны. Как скалы стоят наши войска. Постепенно стихает напор врагов.

«Победа Ленинграда».

Долог и тернист оказался путь к победе. Наши войска отступали под натиском неприятеля. Враг превосходил нашу армию в организованности и отлаженности своей военной машины, считавшейся сильнейшей в Европе. Красная Армия оказалась не готова к такой войне. Она отступала, оставляя родные города и села. Но сопротивление врагу росло день ото дня. Завоеватели, явившиеся на нашу землю непрошенными гостями, теряли людей и боевую технику. Все же немцам, несмотря на потери, удалось пробиться в ближайшие пригороды Ленинграда. И тут немецкое командование было вынуждено признать, что с имеющимися в его распоряжении силами оно взять Ленинград не в состоянии. Гитлер издает одно из самых изуверских своих распоряжений: город не брать, окружить его плотным кольцом, методично разрушить массированными артиллерийскими обстрелами, бомбардировками с воздуха, но главным орудием против его защитников должен стать голод.

Враг, в течение 872 дней и ночей державший Ленинград в осаде, был отброшен от его стен на расстояние 65-100 километров. В честь великой ратной победы впервые с начала войны в городе был произведен артиллерийский салют. Ночное небо расцвело тысячами пиротехнических огней. Впервые за долгие месяцы осады громовой голос артиллерийских орудий сулил ленинградцам не смерть и разрушение, а радость освобождения и чувство законной гордости за дело рук своих. Гром победных пушек символизировал завершение самого продолжительного сражения Второй мировой войны, начавшейся 10 июля 1941 года, - Битвы за Ленинград.

 

«В окопах Сталинграда»

Сталинград, оборона Сталинграда, Сталинградская битва - эти понятия давно уже стали неким историческим символом, неким нравственным уроком для всего человечества.

Сталинград стал символом  массового героизма, мужества, стойкости и самопожертвования.

Весной 1942 года Красная Армия потерпела жестокие поражения в Крыму и под Харьковом. Стратегической инициативой овладел противник, не замедливший нанести удар. Взятие Сталинграда было для Гитлера делом принципа: город, носивший имя  Сталина, должен быть уничтожен.

Битва за город продолжалась 200 дней  и ночей. Атака перемежались контратаками, встречные бои перерастали в рукопашные схватки. Измотав в оборонительном сражении вражескую группировку и накопив свежие резервы, Советская Армия 19 ноября 1942 года перешла в контрнаступление, которое завершилось окружением противника. 1 и 2 февраля 1943 года остатки немецко-фашистских войск сдались в плен.

Победа советских войск в Сталинградской битве является крупнейшим военно—политическим событием в ходе Второй мировой войны. Великая битва, закончившаяся окружением, разгромом м пленением отборной вражеской группировки, внесла огромный вклад в достижение коренного перелома в ходе  Великой Отечественной войны и оказала определяющее влияние на дальнейший ход всей мировой войны.

В результате битвы Красна Армия прочно овладела стратегической  инициативой и теперь диктовала врагу свою волю.

«Огненная дуга»

Курская битва занимает в Великой Отечественной войне особое место. Она продолжалась 50 дней и ночей, с 5 июля по 23 августа 1943 г. по своему ожесточению и упорству борьбы эта битва не имеет себе равных.

Общий  замысел германского командования сводился к тому, чтобы окружить и уничтожить оборонявшиеся в районе Курска войска Центрального и Воронежского фронтов. В случае успеха предполагалось расширить фронт наступления и вернуть стратегическую инициативу. Для реализации своих планов противник сосредоточил мощные ударные группировки, которые  насчитывали свыше 900 тыс. человек, около 10 тыс. орудий и минометов, до 2700 танков и штурмовых орудий, около 2050 самолетов. Большие надежды возлагались на новейшие танки «Тигр», «Пантера»,штурмовые орудия «Фердинанд», самолеты-истребители «Фокке-Вульф-190-А» и штурмовики «Хейнкель-129».

Советское командование решило сначала обескровить ударные группировки врага в оборонительных сражениях, а затем перейти в контрнаступление. Начавшая битва сражу же приняла грандиозный размах и носила крайне напряженный характер. Наши войска не дрогнули. Они встретили лавины танков и пехоты врага с невиданной стойкостью и мужеством. Наступление ударных группировок противника было приостановлено. Лишь ценой  огромных потерь ему удалось на отдельных участках вклиниться в нашу оборону. На Центральном фронте – на 10-12 км, на Воронежском – до 35 км. Окончательно похоронило гитлеровскую операцию «Цитатель» крупнейшее за всю Второю мировую войну встречное танковое сражение под Прохоровкой. Оно произошло 12 июля. В нем с обеих сторон одновременно участвовали  1200 танков и самоходных орудий. Фашисты, потеряв за день боя до 400 танков, вынуждены были отказаться от наступления.

12 июля начался второй этап Курской битвы – контрнаступление советских войск. 5 августа советские войска освободили город Орел и Белгород. Вечером 5 августа в честь этого крупного успеха в Москве впервые за два года войны был дан победный салют. С этого времени артиллерийские салюты постоянно возвещали о славных победах советского оружия. 23 августа был освобожден Харьков. Так победоносно завершилась битва на Курской огненной дуге. В ходе нее было разгромлено30 отборных дивизий противника. Немецко-фашистские войска потеряли около 500 тыс. человек, 1500 танков, 3 тыс. орудий и 3700 самолетов. За мужество и героизм свыше 100 тыс. советских воинов – участников битвы на Огненной дуге были награждены орденами и медалями. Битвой под Курском завершился коренной перелом в Великой Отечественной войне.

2. Вспомогательные материалы:

  • плакаты;
  • книги;
  • тематические фильмы и презентации.

3. Список литературы и источников:

  • Победа Ленинграда [Текст]: из блокады к весне 1945 года: в невниках и воспоминаниях. – СПб.: Лик, 2009.

                                                                                       Приложение № 4.

«Мы помним Ваши имена»

1. Цель и задачи.

Цель: формирование гражданских и патриотических чувств воспитанников через обращение к памяти о детях-героях Великой Отечественной войны.

             Задачи:

  • формирование  интереса к изучению героического прошлого своей страны, своего народа;
  • знакомство детей и подростков с самыми известными детьми-героями Великой Отечественной войны, с их боевыми и трудовыми подвигами во имя свободы и независимости Родины.
  • изучение роли детей в  Великой Отечественной войне, ее значения и влияния на формирование национального самосознания российских граждан;
  • сохранение преемственности поколений, воспитание бережного отношения к историческому наследию Родины;
  • воспитание уважения к героям тех лет, чувства сопричастности к судьбе страны, гражданственности и патриотизма;
  • повышение качества патриотического воспитания в образовательном учреждении.

2. Контрольный текст.

Сегодня мы отмечаем очередную годовщину Победы советского народа в Великой Отечественной войне.

9 мая 1945 года на Красной площади раздался праздничный салют в ознаменование окончательного разгрома немецко-фашистских войск советскими войсками и капитуляции Германии. Мы отстояли свою страну, свою свободу. Несмотря на то, что немецкая армия была хорошо обучена и вооружена, наш народ сумел достойно встретить незваного гостя и дать ему отпор. Вечная слава великому народу-победителю, незамедлительно поднявшемуся на защиту своей Родины. Бойцами были все, от мала до велика. Храбро сражались мужи нашего Отечества на фронтах Великой Отечественной войны. Старики, женщины и дети, не покладая рук, трудились на заводах у станков и на колхозных полях. Но были и такие дети, которые не побоялись тягот и жестокостей войны и отправлялись прямо на фронт, вступали в партизанские отряды. Они били врага наравне со взрослыми бойцами, поджигали вражеские склады, подрывали мосты, ходили в разведку, расклеивали агитационные листовки, чтобы люди знали, что свои рядом и победа будет за нами! Их были тысячи, но лишь немногие из них вернулись домой. Среди них было много пионеров, их называют пионеры-герои. Четверо из них получили звания Героев Советского союза!.. Посмертно…

Зина Портнова.

В 16-18 лет участвовала в подпольной деятельности. Была схвачена немцами. На допросе, схватив со стола пистолет следователя, застрелила его и еще двух немцев, пыталась бежать, была схвачена. Замучена и расстреляна.

Награждена орденом Ленина.

Присвоено звание Героя Советского Союза посмертно.

Валя  Котик.

В 13 лет ушел в партизанский отряд. Сражался наравне со взрослыми бойцами. Трижды был ранен. Погиб при освобождении города Изяславль.

Присвоено звание Героя Советского Союза посмертно.

Марат Казей.

В 12 лет вступил в партизанский отряд. Геройски погиб при выполнении боевого задания – гранатой подорвал себя вместе с немцами. Награжден медалями «За боевые заслуги», «За отвагу». Присвоено звание Героя Советского Союза посмертно.

Леня Голиков.

Участник партизанского движения. Уничтожал мосты, продовольственные склады противника, машины с боеприпасами. Сопровождал обоз с продовольствием для осажденных Ленинградцев. Погиб в бою.

Присвоено звание Героя Советского Союза посмертно.

 В сентябре 1941 года началось наступление немцев на Москву. В городе было объявлено осадное положение. Люди жили в постоянном страхе и тревоге от бесконечных воздушных атак врага.

Но ленинградский дом пионеров не прекратил свою работу… Передвижной  клуб стал выезжать с концертами на призывные пункты, в воинские подразделения, к эшелонам, уходящим на фронт, во дворы домоуправлений, в госпитали.

Разумеется, и другие пионеры не сидели без дела. Были созданы и успешно работали детские и юношеские коллективы нового профиля; клуб юных санитаров, клуб противопожарной обороны, клуб юных связистов и др. Вскоре  (в январе 1942 г.) клубы оборонного профиля объединились в пионерский  батальон «Юные защитники  Родины».

Были созданы производственные коллективы и коллективы бытовых навыков: швейные, сапожные, столярные, слесарные, которые бесплатно шили одежду, чинили обувь, производили ремонт хозяйственно-бытовых вещей, в первую очередь, для семей фронтовиков, престарелых и инвалидов. Также свои изделия, вместе с другими собранными подарками пионеры посылали на фронт: теплое белье, носки, кисеты, шарфы, полотенца, бритвенные приборы, табак, книги, письменные принадлежности и др.

И в последующие годы пионеры не забывали о погибших героях, вместе с ветеранами возлагали цветы к памятникам, устраивали концерты в память о прошедшей войне и ее героях.

3. Вспомогательные материалы:

  • дети-герои Великой Отечественной войны: альбом. – М., 1974.
  • дети и война: видеофильм.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программапо русскомуязыку УМК "Перспективная начальная школа"

Рабочая программа по русскому языку УМК "Перспективная начальная школа"  включает в себя предметн...

Рабочая программапо окружаещему миру 4 класс.УМК"Школа России"

УМК "Школа России".Рабочая программа ,календарно-тематическое планирование....

Рабочая программапо обучению грамоте (чтение)

Рабочая программа по курсу "Обучение граммоте" разработана на основе Концепции стандарта второго поколения, с учётом авторской программы Н.В.Нечаевой. Программа охватывает добукварный и букварный пери...

рабочая программапо физической культуре

рабочая программа по физической культуре 1 класс...

рабочая программапо физической культуре 3

рабочая программа по физической культуре...

Рабочая программапо курсу «В гостях у сказки» 3 класс

Рабочая программа внеурочной деятельности по духовно – нравственному направлению  «В гостях у сказки» составлена в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного станд...

Рабочая программапо Кубановедение

Рабочая программа по Кубановедению составлена в соответствии с требованиями ФГОС НОО. Программа может быть использованна в образовательных учреждениях, возраст учащихся 6,5 - 11 лет....