статья "талантливый ребенок в школе - благо или боль?"
статья (1 класс) на тему

Новоселова Марина Евгеньевна

Статья о работе с талантливыми детьми, одаренными в начальной школе

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл talantlivyy_rebenok_v_shkole.docx23.71 КБ

Предварительный просмотр:

Талантливый ребенок  в школе – благо или боль?

Из опыта работы

Воспитателя ГПД

лицея № 344 Санкт-Петербурга

Новоселовой М.Е.

         Я работаю в школе давно. Мне приходилось обучать и заниматься со  «слабенькими » и одаренными детьми. И всегда возникает вопрос: легко ли учить талантливого ребёнка?

        Вот уже несколько лет я работаю в физико-математическом лицее.  Школа считается одной из лучших школ района. К нам в  школу  поступают в первый класс самые обыкновенные дети,  среди них есть и учащиеся, отличающиеся от других детей желанием много читать, рассказать о чем-то дополнительно на уроке, показать свою эрудицию, сделать умозаключение, правильный вывод. Таких детей можно назвать талантливыми, одаренными.

Выявление одарённых детей, организация системной работы – одна из главных задач современной школы и образовательной практики в условиях модернизации российской системы образования. Поэтому выявление одарённых детей необходимо проводить уже в начальной школе на основе наблюдений, изучения психологических особенностей, речи, памяти, логического мышления и общения с родителями.

        У одаренных детей есть познавательная потребность. Она характеризуется выраженным чувством удовольствия от умственной работы. Умственная работа, выполняется такими детьми  не для отметки, не для победы в конкурсе, а по потребности, она связана с выраженной деятельностью центра положительных эмоций.

 Люди обладают математическими, гуманитарными, художественными, музыкальными, педагогическими, литературными и другими способностями. Способные дети не идут впереди сверстников по общему развитию, но их отличает особое своеобразие умственной работы, которое указывает на их незаурядность. Это и способность к нестандартному восприятию, яркое воображение, любознательность, оригинальность, интуиция, конкретность мышления, которые проявляются  в области практики.

Многие вопросы решать путём «традиционного» урока или занятия в ГПД уже не получается. Приходится использовать новые приемы, методы преподавания уроков. Ведь учить работать с книгой, значит учить работать с информацией. На современном этапе обучения это имеет важное значение.

Сегодня ни для кого не секрет, что современные дети не любят читать. Я имею в виду даже не просто чтение, а работу с книгой, с литературным источником. Школьники  с удовольствием просматривают мультипликационные фильмы, играют с разнообразными средствами информации, «гаджетами», в компьютерные игры ( «развлекалочки»)  и стараются вести разговор, поддерживать беседу, отвечать на вопросы, опираясь на знания сценария,  игры, фильма ,но не первоисточника .

Дети не ходят ( за редким исключением) в библиотеки выбирать книгу нужного автора или произведение по какой-то  теме , они не умеют это делать, не понимают процесса.  В лучшем случае, обращаются  за помощью к библиотекарю: «Мне нужна книга, если такая в библиотеке? Дайте, пожалуйста». Даже в процессе обсуждения рассказывают о том, как нужно вести себя, придя в библиотеку: о вежливом , культурном поведении. А ведь как хорошо, когда ребёнок может самостоятельно это сделать. Он приучается и думать, и рассуждать, и действовать. Это ли не развитие ученика как личности. Ведь именно к этому мы и стремимся, воспитывая наше будущее поколение: уметь принимать задачу и уметь искать пути её решения.

Как живется одаренным детям в школе? Ничуть не легче, чем любому другому ребенку. При этом у детей с конкретным видом одаренности и проблемы адаптации могут быть разными. Пожалуй, легче всего в школе адаптируются "академически одаренные". Они радуют своими успехами родителей и учителей. У  таких детей  нет и особых проблем в общении со сверстниками - они всегда готовы что-то разъяснить, помочь, даже "дать списать".  И внешкольные их интересы обычно не отличаются от интересов одноклассников.  

Работа с такими детьми требует особых усилий: выявление таких детей, организация учебного процесса. Я провожу нестандартные уроки, где дети самостоятельно находят информацию, включаются в исследовательскую деятельность, работают с дополнительной литературой. Эффективны и такие приемы, как : «Пресс-конференция», где проявляется умение детей задавать вопросы содержательного характера. Или  «Удивляй», этот приём основан на повышении мотивации детей в начале урока, когда обыденное становится удивительным. Прием «диалог с текстом» хорош в дополнительное время на уроках закрепления или контрольных, когда есть время для индивидуальной работы с учащимся.

Мне нравится игра «Да-нет», которую легко организовать и на уроке и во внеурочной деятельности. Дети задают вопросы учителю, одноклассникам по теме урока или обсуждаемого вопроса.

Развитию таких детей способствуют и задания творческого плана, участие в конкурсах, олимпиадах, конференциях, факультативные занятия, предметные кружки. Это могут быть и общешкольные мероприятия: классно-урочная работа в группах, парах, разноуровневые задания, индивидуальные консультации, викторины, словесные игры , которые я использую в работе в внеурочное время., по желанию ребёнка.

 Конечно, для учителя и воспитателя талантливый ребенок - это создание неких трудностей в подготовке к уроку, когда надо постоянно помнить о том, что на каждом уроке должно быть какое-то задание ,дополнительно направленное на такого одаренного ученика.

Привожу вариант разноуровневой работы по одному из предметов школьной программы, где включены задания, направленные на развитие талантливого  ученика.

Итоговая работа по русскому языку в 1 классе

по теме «Предложение и текст» ( март)

1-5 задания – обязательного уровня

6-10 задания – базовый, продвинутый уровень

11-12 задания – повышенный уровень ( на выбор)

  1. Прочти текст. Определи количество предложений.

Наступила осень. Лёша собирает портфель. Мальчик сегодня идёт в школу. Теперь он первоклассник.                        __________________

  1. Соедини линиями схему и предложение.
  1. Зима!                                        А.  ___     ___     ___     ___ ?
  2. Дима лепит снеговика.                        Б.  ___      ___     ___ .
  3. Маша уже наряжает ёлку.                В.  ___  !
  4. Кто взял мои санки?                        Г.  ___     ___     ___     ___ .

  1. Расставь предложения по порядку, чтобы получился текст.

Дельфины очень умны и дружелюбны.

Существует много морских животных.

Они питаются рыбой и моллюсками.

Среди них – дельфины.

  1. Подбери заголовок к тексту из предыдущего упражнения: ________________________.

  1. Раздели текст на предложения, поставь в конце правильные знаки препинания. Спиши.

Солнце светит всё ярче  На крышах сверкают ледяные сосульки  Скоро вернутся грачи и ласточки  Наступает весна

  1. Какая группа слов является предложением?

Школьники побывали сегодня в театре

Барбос  пёс  светло

У коровы Зорьки

  1. Составь предложения по соответствующим схемам.

1.А.  ___     ___     ___     ___ ?                        2. Б.  ___      ___     ___ .

3.  В.  ___     ___  !                                        4. Г.  ___     ___     ___     ___ .

1.  _________________________________________________________________

2.   ________________________________________________________________

3.  _________________________________________________________________

4.  _________________________________________________________________

        8.   Вставь слова по смыслу.

        Кошка _______________________ с мячиком.        

        Дедушка читает ___________________________________________.

        Учитель объясняет ученикам ________________ правило.

9.Пользуясь подсказкой, дополни текст подходящими по смыслу словами. Озаглавь его.

                                        _________________________

Был тёплый осенний ______________________. Серёжа с мамой пошли гулять в ________________. Там они ______________________ лебедей и белок. Потом ели __________________ мороженое и пили __________________________ сок. Вечером они вернулись _____________________ и рассказали папе о замечательной  

____________________.

Подсказка:        апельсиновый, вкусное, день, домой, кормили, парк, прогулке.

10.Раздели текст на слова и предложения. Что у тебя получилось? Запиши текст. Допиши отгадку.

ВсехзверейонахитрейШубкарыжаянаней

ПышныйхвостеёкрасаАзовутеё…

_______________________________________________________________

____________________________________________________________________

____________________________________________________________________

____________________________________________________________________

                                                        ( _______________________ )

11. Из данных слов составьте и запишите текст.

Утром, за,  водой, отправились, мать, и, мальчики.

Ключ, за , пригорком, бил, из, отвесной скалы.

Густой, от, воды, пар, шёл.

Серёжа, палец, под, струю, подставил.

Вода, самого, казалось, холоднее, мороза.

______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

        12. Прочитайте. Допишите пословицы про хлеб.

                                        Хлеб

        В нашем языке сотни тысяч слов. На самом первом месте стоит слово хлеб. Нет на земле важнее работы, чем вовремя бросить семена в землю и вовремя снять урожай. Много пословиц сложил русский народ о хлебе.

_____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Итак, к группе одаренных мы относим детей, которые имеют более высокие по сравнению с большинством остальных сверстников интеллектуальные способности, восприимчивость к обучению, творческие возможности и их проявления, имеют доминирующую образовательную потребность.

 В условиях развития новых технологий резко возрос спрос на людей, обладающих нестандартным мышлением, умеющих ставить и решать новые задачи. И для учителя  огромная радость, когда в классе есть такие дети – наше светлое будущее! Но помните, что успешное обучение одаренных детей возможно только при условии сотрудничества их родителей, психологов и педагога.

Список литературы:

  1. «Где растут таланты" под редакцией Л.Свирской, Л. Роменской. "Обруч"2014г.
  2. Канакина В.П. Русский язык. 2 класс. М, Просвещение, 2015
  3. Конобевская О.А. Русский язык .2 класс. Ростов н/Д, Фенникс, 2015

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Билет в первый класс или Как готовить ребенка к школе. "Прежде чем учить ребенка читать - научите его думать."

              Билет в первый класс или Как готовить ребенка к школе. "Прежде чем учить ребенка читать - научите его думать." На носу перв...

«Подготовка ребенка к школе или как заранее предупредить возможные проблемы в школе».

Родительское собрание в детском саду. Для Вас, дорогие мамы и папы!...

"Мой ребенок стал учеником. Адаптация ребенка в школе."

Расширение представления родителей о готовности детей к школьному обучению.Участие  родителей в воспитание своих детей....

Ребенок идет в первый класс: психологическая готовность ребенка к школе. Как помочь ребенку в овладении навыками чтения, письма, счета

Ребенок идет в первый класс: психологическая готовность ребенка к школе. Как помочь ребенку в овладении навыками чтения, письма, счета...

Статья.Влияние отношений к ребенку в семье на готовность ребенка к школе.

Статья написана мною исходя из большого опыта работы с детьми, с первоклассниками.Большую часть для родителей .Игры можно использовать и в группе продленного дня....

Конспект родительского собрания "Адаптация ребенка к школе. Как помочь ребенку"

Конспект родительского собрания для первых классов на тему "Адаптация ребенка в школе. Как помочь ребенку"...