Самооценка младших школьников и пути её формирования.
презентация к уроку (1, 2 класс) по теме

Основные характеристики самооценки младших школьников и возможные пути работы с ней.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл samootsenka.pptx147.58 КБ
Файл samootsenka_mladshih_shkolnikov_i_puti_eyo_formirovaniya.docx24.92 КБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Самооценка младших школьников и пути её формирования

Слайд 2

Самооценка - результат сложного и длительного процесса, в котором взаимодействуют различные факторы ее формирования. Именно в семилетнем возрасте начинает складываться самооценка как обобщенное, внеситуативное и вместе с тем дифференцированное отношение ребенка к самому себе . Л.С.Выготский

Слайд 3

Диагностика Принято применять связанные между собою методики, направленные на анализ самооценки личности. Это «чистые» методики, базирующиеся на открытом ( тест свободного самоописания «Кто Я», тест М.Куна в модификации А.М.Прихожан «20 слов», тесты выбора из пары личностных свойств) и скрытом ( проективные методики: «Незаконченные предложения», «Рисунок несуществующего животного») описании себя испытуемым. Кроме того, часто проверяют соответствие результатов описанных выше методик с оценкой данного человека окружающими его людьми. Для школьника это одноклассники, друзья вне школы, родители и учителя . Для проверки адекватности самооценки оценке окружающих проводится социометрия (социально-психологический тест, применяемый для оценки межличностных, эмоциональных связей в группе) .

Слайд 4

Самооценка Адекватная динамична; изменяется в процессе взросления, изменения каких-либо жизненных обстоятельств; изменяется в зависимости от мнения окружающих, причем в очень короткие сроки. Неадекватная Заниженная: не уверенны в себе; видят только отрицательное; настроены на неуспех; повышена самокритичность. Завышенная: всегда уверены в собственной правоте; в неудачах винят окружающих людей и обстоятельства; не могут извиниться и попросить прощения; берутся за сложные задания, не задумываясь о риске; болезненно реагируют на критику.

Слайд 5

Оценка? Отметка? Оценка Должна отвечать гуманистическим тенденциям народного образования. Должна способствовать развитию учащихся. Отметка Является официальным документом. Выставляется на основе специально разработанных критериев и требований. Учитель , оценивая знания младших школьников, вместе с тем оценивает и личность школьника, его место среди других, а также индивидуальный потенциал.

Слайд 6

ОТМЕТКА Фиксация индивидуального продвижения каждого ребёнка. Нет сравнения детей между собой и их ранжирования по успеваемости. Формы фиксации оценивания являются личным достоянием ребёнка и его родителей. Оценка перестаёт быть причиной наказания или поощрения ребёнка и со стороны учителя, и со стороны родителей. Особенности Самооценка ученика предшествует учительской оценке. Для оценивания и самооценивания выбираются задания , где существует объективный однозначный критерий оценивания (например, количество звуков в слове ). Ребёнок сам выбирает часть работы, которую хочет предъявить для оценки, сам назначает критерий оценивания. Учитель не имеет права высказывать оценочные суждения по поводу работы, которую ученик не предъявляет для оценки.

Слайд 7

Приёмы повышения самооценки Как можно чаще называть ребёнка по имени; Х валить ребёнка в присутствии других детей; Отмечать достижения ребёнка на специально оформленных стендах; Избегать заданий, которые выполняются за определённое фиксированное время; Не подгонять и торопить ребёнка

Слайд 8

Благодарю за внимание!



Предварительный просмотр:

Самооценка младших школьников и пути её формирования.

Учитель: Толкачева О.В.

На современном этапе развития начальной школы приоритетной целью обучения является развитие личности школьника. Личностное развитие младшего школьника соотносится с формированием его самосознания, важной и неотъемлемой частью которого является сформированность самоконтроля и самооценки. Л.С. Выготский отмечал, что именно в семилетнем возрасте начинает складываться самооценка как обобщенное, внеситуативное и вместе с тем дифференцированное отношение ребенка к самому себе.

Учитель на уроке должен создавать условия, способствующие становлению и развитию таких личностных проявлений младших школьников, как самостоятельное целеполагание, развитая рефлексия, адекватная самооценка, гибкое мышление.

От уровня самооценки зависит активность личности: стремление к самовоспитанию, участие в жизни коллектива.

Принято различать адекватную (или реальную) и неадекватную (завышенную или заниженную) самооценку.

Даже при осознании собственных недостатков и достоинств (адекватной самооценке) далеко не все испытуемые соглашаются их признавать в тестировании, что особенно характерно как раз для детского возраста. Кроме того, самооценка очень динамична и может изменяться не только в процессе взросления, изменения каких-либо жизненных обстоятельств и т.п., но и даже в зависимости от высказывания своего мнения окружающими, причем в очень короткие сроки (при этом такая внезапно измененная самооценка может далее поддерживаться на протяжении достаточно длительного срока)

Становится очевидным, что одной прямой методики для правильного выявления самооценки недостаточно. Поэтому принято применять ряд связанных между собою методик, прямо или косвенно направленных на анализ самооценки личности. Это ("чистые") методики, базирующиеся на самоописании себя испытуемым (открытом и скрытом). Кроме того, поскольку оценивание самого себя проходит через призму оценки окружающих, зачастую проверяют соответствие результатов описанных выше методик с оценкой данного человека референтными группами. Для подростка это, прежде всего, коллектив одноклассников, а также друзья (вне школы), родители и учителя. Для проверки адекватности самооценки оценке окружающих параллельно с каким-либо из описанных ранее опытов проводится социометрия. Это социально-психологический тест, применяемый для оценки межличностных, эмоциональных связей в группе.

Результаты исследований самооценки показывают, что достаточно большое количество детей имеют низкую самооценку, они не уверенны в себе, видят в себе только отрицательное, начиная любую деятельность, ждут только неуспеха, проявляют повышенную самокритичность. У таких детей возникают проблемы в учебе, а именно в успеваемости, в общении со сверстниками, т.к. такие дети неуверенно чувствуют себя вступая в контакт с окружающими, приступая к выполнению какой-либо деятельности.

Завышенная самооценка встречается несколько реже, её выражение более однообразно. Человек всегда уверен в собственной правоте (даже при предъявлении доводов и аргументов). Ребёнок считает, что, если у него что-то не получается, то виноват в этом не он, а окружающие люди или обстоятельства. Такой человек не может извиниться и попросить прощения. Он берётся только за наиболее сложные задания, не задумываясь, сможет выполнить их или нет. Ребёнок болезненно реагируют на критику.

Этапы формирования

В раннем детстве самооценка у ребёнка пребывает на должном уровне. Однако взрослей, малыш понимает, что для родителей он является главным существом и мир считает созданным только для себя.

Постепенно в ходе учёбы у детей повышается притязательность, критичность, требовательность к себе. Малыш в первом классе позитивно оценивает личную учебную деятельность, а неуспех связывает с объективными обстоятельствами и причинами. Ребёнок второго-третьего класса к собственной личности относится более критично, при этом делает предметом оценивания плохие действия, например, неуспехи в учении.

На протяжении всего обучения в начальной школе для детей значение отметок существенно видоизменяется. Оценивание находится в прямо пропорциональной зависимости от мотивации учения, требований, которые дети к себе предъявляют. Отношение младших школьников к восприятию своих успехов, достижений существеннее связывается с необходимостью иметь справедливые представления о личной значимости. Из этого следует, что учитель, оценивая знания младших школьников, вместе с тем оценивает и личность школьника, его место среди других, а также индивидуальный потенциал. Именно таким образом воспринимаются оценки малышками.

Когда школьники достигают среднего возраста, то их самооценка может зашкаливать или вверх, или вниз. Полярность самооценки объясняется положением в школьной группе. Для развития адекватной самооценки или коррекции имеющейся, ребёнку необходимо оказывать помощь и поддержку, снизить контроль и проявить интерес к увлечениям ребёнка.

Оценка и самооценка.

В формирование самооценки младшего школьника огромную роль играют оценочные воздействия учителя. Многие авторы указывают на необходимость учитывать мотивы школьников к педагогической оценке их поступков, раскрывают сложность отношений школьников к педагогической оценке и переживаний, ею вызванных, подчеркивают преобразующий характер действия педагогической оценки, которая влияет на степень осознания школьником собственного уровня развития. Отмечается необходимость ясности, определенности педагогической оценки. Даже отрицательная (заслуженная) оценка более полезна для самооценки, чем «неопределенная оценка». С «самооценкой» тесно связано понятие «рефлексия». Если ребенок не побоится раскрыться, то он и не побоится оценить самого себя, свои возможности и способности.

В процессе рефлексии происходит самопознание, саморазвитие, саморегуляция, самоконтроль личности, она помогает вырабатываться важным общечеловеческим качествам: самокритичности, самопринятию, восприимчивости к другой личности или мнению, что позволяет развивать адекватную самооценку учащихся.

Оценочная деятельность учителя обычно осуществляется в форме отметок в журнале и в вербальной форме. Между этими двумя формами оценок имеется существенное различие. Оценка, которую учитель ставит в журнал, является официальным документом. Поэтому учитель ставит её на основе специально разработанных критериев и требований общества. К вербальным же оценочным суждениям учителя общество предъявляет лишь общие, принципиальные требования, не контролируемые строгими показателями, – они должны отвечать гуманистическим тенденциям народного образования, способствовать развитию учащихся. Поэтому вербальная оценка не менее ответственна для учителя, чем оценка в журнале. Она позволяет педагогу учитывать сложившуюся ситуацию, подчёркивать прилежность учеников, которым трудно даётся учёба, и наоборот, выражать осуждение способных, но ленивых из них.

В последнее время часто поднимается вопрос о безотметочной системе обучения в начальной школе. Основной её принцип — свободное развитие ребёнка, без страха и стресса, а общим законом учителей, поддерживающих данную систему обучения, является уважение к личности ребёнка. А главное, развитие этой личности, а вместе с ней и интереса к жизни, силы воли.

Работая в рамках безотметочного обучения, учитель при оценивании знаний и навыков ученика не должен употреблять «заменителей» отметочной системы, а именно: «звездочек», «зайчиков», «черепашек». При безотметочном обучении используются такие средства оценивания, которые, с одной стороны, позволяют зафиксировать индивидуальное продвижение каждого ребёнка, с другой стороны, не провоцируют учителя на сравнение детей между собой, ранжирование учеников по их успеваемости. Это могут быть условные шкалы, на которых фиксируется результат выполненной работы по определённому критерию, различные формы графиков, таблиц. Все эти формы фиксации оценивания являются личным достоянием ребёнка и его родителей. Учитель не должен делать их предметом сравнения. Оценки не должны становиться причиной наказания или поощрения ребёнка ни со стороны учителя, ни со стороны родителей.

Особенность процедуры оценивания при безотметочном обучении состоит в том, что самооценка ученика должна предшествовать учительской оценке. Несовпадение этих двух оценок становится предметом обсуждения. Для оценивания и самооценивания выбираются только такие задания, где существует объективный однозначный критерий оценивания (например, количество звуков в слове), и не выбираются те, где неизбежна субъективность оценки (например, красота написания буквы). Критерии и форма оценивания каждой работы учащихся могут быть различны и должны быть предметом договора между учителем и учениками.

Самооценка ученика должна дифференцироваться, то есть складываться из оценок своей работы по целому ряду критериев. В таком случае ребёнок будет учиться видеть свою работу как сумму многих умений, каждое из которых имеет свой критерий оценивания.

Ребёнок сам выбирает ту часть работы, которую он хочет сегодня предъявить учителю для оценки, сам назначает критерий оценивания. Это приучает школьников к ответственности оценочных действий. Учитель не имеет права высказывать оценочные суждения по поводу черновой работы, которую ученик не предъявляет для оценки.

Выбор помогает детям:

- почувствовать себя принимаемыми и понимаемыми;

- развить положительное отношение к себе;

- учиться выражать свой выбор;

- понять важность умения слушать и говорить.

По мнению М. Феннел, иногда дети недооценивают свои достижения, хотя каждому есть, чем гордиться. Даже когда взрослые гордятся своими успехами, им часто бывает трудно это показать. Выражение лица, тон голоса, походка обычно сообщают окружающим о внутреннем состоянии человека. Поэтому гордость за свои успехи и достижения можно продемонстрировать ребёнку, выразительно рассказывая об этом, сопровождая свои слова мимикой и движениями.

Работая над формированием уверенной в себе личности, педагогу важно учитывать два принципа:

- принцип меры;

- принцип системы.

Очень полезны и эффективны упражнения-тренинги по формированию адекватной самооценки и рефлексии. Вот некоторые из них:

1. Выполнение самоанализа своей работы (в рабочих тетрадях)

- Откройте тетради и проследите, какие замечания вы получили. Попробуйте разобраться, почему? А могу ли я лучше?

- Подчеркните те буквы, которые у вас очень похожи на образец.

2. Оценка коллективной и личностной деятельности на уроке. Такой анализ обычно проводится в конце урока. «Что получилось удачным на уроке, интересным?» или «Какая работа вас заинтересовала?»

Также для повышения самооценки ребёнка родители и педагоги могут использовать следующие приемы:

- как можно чаще называть ребёнка по имени;

- хвалить ребёнка в присутствии других детей;

- отмечать достижения ребёнка на специально оформленных стендах;

- избегать заданий, которые выполняются за определённое фиксированное время;

- не подгонять и торопить ребёнка

Поддержать интерес к игре и повысить самооценку ребёнка помогает совместное изготовление игровых пособий.

В первом классе полезно использовать «волшебные линеечки», напоминающие измерительный прибор (инструмент самооценки, предложенный Т. Дембо и С. Рубинштейном), на которых ребёнок сам оценивает свою работу. Ученикам предлагается две линеечки, на которых оценивается правильность выполненной работы (по общему количеству допущенных ошибок) и красота. С помощью этих «волшебных линеечек» можно измерить всё, что угодно. Перед началом измерения объяснить первоклассникам, что на самом верху «линеечки» может поставить крестик тот ребёнок, который все слова написал правильно, в самом низу этой «линеечки» – тот, кто все слова написал с ошибками. Таким образом, ребёнок ставит крестик на условной шкале в соответствии с тем местом, которое занимает данный результат между самым лучшим и самым худшим результатом по выбранному критерию. Проверяя работу учащегося, учитель ставит свой крестик на той же «линеечке». Несоответствие оценки ученика и учителя на «линеечке» может стать темой для диалога с учеником.

Такая форма оценивания удобна для письменных работ учащихся. Для первоклассника, учащегося писать, эти параметры оценки своей работы (правильность и красота) очень важны. По этому необходимо вести достаточно долгую и кропотливую работу не только над тем, чтобы дети достаточно точно определили для себя важность обоих параметров, но и не путали содержательную оценку с эмоциональной.

Таким образом, для формирования адекватной самооценки младшего школьника рекомендуется:

- педагогу идти путём развития возможностей детей, создания для них ситуации успеха;

- и педагогам, и родителям рекомендуется не скупиться на похвалу, проявление эмоциональной поддержки по отношению к детям;

- работа по формированию самооценки должна осуществляться в разные режимные моменты и в разных видах деятельности;

- педагогу рекомендуется задействовать различные источники и механизмы;

- педагогу учитывать принцип меры и принцип системы;

- обучать ребёнка способам снятия мышечного и эмоционального напряжения;

- проводить с детьми релаксационные игры;

- предоставлять детям возможность делать то, чем они могут гордиться;

- предоставлять детям возможность оценить себя положительно (в игре, в исследовании, в беседе);

- предоставлять детям возможность делать выбор.

Самооценка - результат сложного и длительного процесса, в котором взаимодействуют различные факторы ее формирования. Поэтому при развитии адекватной самооценки необходимо учитывать все факторы.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формирование самооценки младшего школьника (результаты исследовательской работы)

В данной статье представлены итоги исследования по выявлению условий, при которых безотметочное обучение способствует формированию самооценки младшего школьника. Анализ выявленных результатов по...

Мастер-класс "Формирование адекватной самооценки младших школьников"

Подробная разработка мастер-класса с презентацией. Описание методики формирования адекватной самооценки у школьника....

Что влияет на формирование самооценки младших школьников

Основными факторами, от которых зависит становление самооценки младших школьников являются: школьная оценка, особенности общения учителя с учащимися, стиль домашнего воспитания....

Мастер-класс "Формирование адекватной самооценки младших школьников"

Мастер-класс проводится в форме моделирования урока "Окружающий мир (1 класс). Тема урока "Поговорим одружбе". Цель урока - учить детей понимать себя, свои мысли, свои поступки. Цель мастер-класса- со...

Формирование объективной самооценки младшего школьника в условиях безотметочного обучения.

В презентации представлен материал, позволяющий формировать объективную самооценку у младших школьников....

Безотметочное обучение - как условие формирования самооценки младшего школьника

Использование различных видов самооценки обучающихся в условиях безотметочного обучения....

Безотметочное обучение - как условие формирования самооценки младшего школьника

Использование различных видов самооценки обучающихся в условиях безотметочного обучения....