Опыт работы учителя по программе "Азбука безопасности"
статья на тему

Наталья Вячеславовна

Из опыта работы по программе внеурочной деятельности "Азбука безопасности" в 1-4 классах.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл iz_opyty_azbuka_bezopasnosti.docx21.37 КБ

Предварительный просмотр:

МОУ СОШ №11

Доклад на ШМО  по теме

«Опыт работы учителя по программе «Азбука безопасности».

Из опыта работы

учителя начальных классов

Рыжовой Натальи Вячеславовны

2014 – 2015 уч.г.

В современном мире проблемы   безопасности движения   приобрели первостепенное значение, так как с каждым годом возрастает количество дорожно - транспортных происшествий. Поэтому особо остро встала задача более широкого изучения школьниками правил дорожного движения.  Актуальность обучения детей школьного возраста основам дорожной грамотности не вызывает сомнений. Задача педагога – систематизировать знания детей о правилах дорожного движения, сформировать конкретные навыки и модели поведения на улице и дороге. Реализация программы осуществляется через  сочетание разнообразных по содержанию и форме видов образовательной деятельности: проведение викторин, экскурсий на улицы города, беседы - анализ конкретных дорожных ситуаций, тесты на знание правил дорожного движения, проектные работы, тематические занятия в «городке безопасности».

В программу входят занятия, которые помогают детям успешно усвоить правила дорожного движения, узнать их историю,  ориентироваться в дорожных ситуациях и на практике применять полученные знания.  Проводимые мероприятия позволяют вести пропаганду по предупреждению дорожно-транспортного травматизма.

Обучение Правилам дорожного движения следует рассматривать как составную часть внеурочной деятельности школьников.  Работа идет с детьми, начиная с первого класса. Знания и навыки, полученные учениками  в первом классе,  расширяются и углубляются в последующие годы обучения. Программа построена на принципах развивающего обучения и направлена на развитие личности ребёнка в целом: умение сравнивать и обобщать, делать выводы; на совершенствование речи школьников, их мышления и творческих способностей.

Программа «Азбука  безопасности»  имеет цель не механическое заучивание ПДД, а формирование и развитие познавательной деятельности, ориентированной на понимание опасности и безопасности.

       Занятия провожу  в доступной и стимулирующей развитие интереса форме. На каждом занятии присутствует элемент игры.

      Игровые технологии, применяемые в программе, дают возможность включиться ребенку в практическую деятельность, в условиях ситуаций, направленных на воссоздание и усвоение опыта безопасного поведения на дорогах и улицах, в котором складывается и совершенствуется самоуправление поведением.

     Программа составлена по трем основным видам деятельности:

  • обучение детей происходит на основе современных педагогических технологий теоретическим знаниям: правилам дорожного движения  и безопасного поведения на улице;
  • творческие работы учащихся (изучение и создание тематических иллюстраций, плакатов, слайдов и выполнение креативных заданий, развивающих их познавательные способности, необходимые им для правильной и безопасной ориентации в дорожной среде);
  • практическая отработка координации движений, двигательных умений и навыков безопасного поведения на улицах, дорогах и в транспорте с использованием для этого комплекса игр (сюжетные, ролевые, игры по правилам и др.) и специальных упражнений (вводные, групповые, индивидуальные).

Программа рассчитана на 4 года, детей младшего школьного возраста 7-10 лет

Занятия по программе «Азбука безопасности» рассчитаны на 34 часа во 2 – 4 классах и 33 часа в 1 классе, 1 раз в неделю. Занятия проходят в классе с использованием мультимедийной  установки, настольных игр, наглядно-раздаточного и демонстрационного материала, просмотра фильмов по ПДД, приглашением инспектора ГИБДД .

Основные цели: Охрана жизни и здоровья юных граждан, защита их прав и законных интересов путем предупреждения дорожно-транспортных происшествий

Задачи: 

1.Развивать мотивацию к безопасному поведению.

2.Научить основным правилам дорожного движения.

3.Формировать устойчивый навык наблюдения в различных ситуациях дорожного движения.

4.Формировать  личностный и социально – значимый опыт безопасного поведения на дорогах и улицах

5.Формировать навыки самооценки, самоанализа своего поведения на улице

и в транспорте.

Решение этих задач осуществляется через:

1)тематические занятия;

2) игровые уроки;

3) практические занятия,

4) встречи, беседы с сотрудниками ГИБДД;

5) наблюдение за движением транспорта;

6) экскурсии, целевые прогулки;

7) рассматривание иллюстраций книг, альбомов, рисунков с изображением улиц;

8) соревнования, викторины на лучшее знание ПДД;

9) создание проектных работ по группам « Культура поведения в транспорте и на улице», «Пусть утро будет ясным» и другое.

10) чтение художественной литературы;

Например, стихотворение Ю. Яковлева «О правилах дорожного движения», которое изучали в 1 классе:

Делали ребятам предостереженье:

«Выучите срочно, Правила движенья!

Чтоб не волновались

Каждый день родители,

Чтоб спокойно мчались

Улицей водители».

11) заучивание пословиц, поговорок («Берегись бед, пока их нет», «Тише едешь-дальше будешь» и т. д., чистоговорок, считалок, отгадывание загадок («Неживая, а идёт, неподвижна, а ведёт (дорога) ») ;

12) пальчиковую гимнастику, физкультминутки, логоритмические игры:

«Би, би, би - гудит машина (стучат кулачки) .

Тут, тук, тук - мотор стучит (хлопки) .

Едем, едем, едем, едем - он так быстро говорит (топаем ногами) .

Шины трутся о дорогу, шур, шур, шур - они шуршат (трутся ладошки друг об друга) .

Быстро крутятся колёса, тра-та-та вперед спешат (вертушка руками) »;

13) праздники, досуги, конкурсы: «Юные спасатели», «Путешествие в страну Дорожных Знаков», «Мы идём по улице» и д. р.

14) сюжетно-ролевые игры, подвижные, дидактические, словесные, игры-соревнования.

Игра «Доскажи словечко»

Все будьте правилу верны:

Держаться правой … стороны

По асфальту точек стежка –

Пешеходная … дорожка

Экзамен важного значенья

Держи по Правилам… движенья

Систематизирован литературный материал: стихи, рассказы, поговорки. Изготовлена картотека дидактических, развивающих и подвижных игр. Составлена фонотека аудио, CD, DVD дисков.

Эффективность проводимой мною работы с детьми в большей степени зависит от положительного примера взрослых. Важно, чтобы педагоги и родители осознали, что нельзя требовать от ребенка выполнение какого-либо правила поведения, если они сами не всегда ему следуют. Общение взрослого с ребёнком идет на равных: вместе ищем выход из трудного положения, вместе обсуждаем проблему, ведем диалог, вместе познаем, думаем, делаем открытие, удивляемся.

Формы работы с родителями:

1. Организация собраний с целью информирования родителей о совместной работе и стимулирования активного участия в ней.

2. Ознакомление родителей по ОБЖ по перспективному плану.

3. Оформление специальных экспозиций: «Свой - чужой», «Зелёная аптека», «Вита – значит, жизнь».

4. Организация различных мероприятий с участием родителей (в том числе с использованием их профессионального опыта медицинского работника, полицейского, пожарника, водителя) .

5. Ознакомление родителей с результатами обучения детей (открытые занятия, различные общие мероприятия, информация в уголке ОБЖ) .

6. Анкетирование родителей по темам:

- «Безопасность ребёнка»

Родители отвечали на вопросы, о том умеет ли их ребёнок пользоваться телефоном, соблюдает ли режим дня в выходные дни, выполняет ли правила поведения в отношении к другому человеку и т. д.

- «Я и мой ребёнок на улицах села»

Вопросы анкеты различны: знает ли ребёнок свой домашний адрес, как добирается до детского сада, кто учит ребёнка соблюдать правила движения, как часто ребёнку говорят о необходимости соблюдения правил дорожного движения:

- ежедневно;

- иногда;

- очень редко;

- не разговаривали на эту тему;

- не считаю нужным разговаривать на эту тему и т. д.

Результаты такой работы: уметь применять знания Правил дорожного движения на практике, выделять нужную информацию; читать информацию по дорожным знакам; оценивать дорожную ситуацию.

иметь навыки дисциплины, осторожности, предвидения опасности на дороге   не переходящие в чувство боязни и страха.

знать: историю возникновения ПДД; безопасный путь из дома до школы, дорожные знаки; сигналы светофора;

виды транспорта; причины ДТП; правила поведения в транспорте.

Форма подведения итогов: тестирование, конкурсы рисунков и сочинений по теме: « Заглянем в будущее», праздник на тему: «Мы знаем правила дорожного движения».

Проводимую мной работу по ознакомлению детей с основами безопасности жизнедеятельности, как эстафетную палочку подхватывают родители, которые не только продолжают беседы со своим ребёнком на предложенные темы, но и выступают активными участниками педагогического процесса.

Хочется надеяться, что все, что мы делаем с родителями по формированию у детей навыков безопасного поведения на дорогах, поможет сохранить наше будущее, наших ребятишек, обеспечить им здоровье и жизнь.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Опыт работы по теме: «Формы и методы работы со слабоуспевающими учащимися»

На протяжении многих лет моей педагогической деятельности меня интересовала проблема неуспеваемости учащихся, так как  в каждом классе у меня были дети , которые требовали особого внимания...

Опыт работы и проведения внеурочной физкультурно-оздоровительной работы

Проблема сохранения и укрепления здоровья детей становится наиболее важной в настоящее время при основопологающей задаче государственной политики федеральной целевой программы “Развитие физической кул...

«Из опыта работы по внеклассному чтению. Опыт работы с читательским дневником»

«Из опыта работы по внеклассному чтению. Опыт работы с читательским дневником»2-4 класс...

Опыт работы по проблеме "Из опыта работы в обучении французскому языку в начальной школе в свете требований ФГОС нового поколения"

Из опыта работы в обучении французскому языку  в начальной школе в свете требований  ФГОС нового поколения...

Опыт работы «Проектно - исследовательская деятельность на уроках кубановедения и во внеклассной работе»

Тема опыта работы актуальна, так как исследовательская деятельность способствует формированию ключевых компетентностей учащихся, подготовки их к реальным условиям жизнедеятельности. Выводит процесс об...

Опыт работы: "Развитие креативного потенциала учащихся начальных классов на уроках как результат применения разных видов самостоятельных работ"

В начальную школу дети  уже приходят с определенным творческим потенциалом, у них развито  большое желание проявлять себя в разных видах деятельности, выполнять работы творческого хара...