Программа курса внеурочной деятельности "Подвижные игры"
рабочая программа (1, 2, 3, 4 класс) на тему

Круль Е. Ю.

Программа к курсу внеурочной деятельности

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл podvizhnye_igry.odt29.56 КБ

Предварительный просмотр:

Пояснительная записка

        Данная программа составлена на основе программы по внеурочной деятельности по спортивно-оздоровительному направлению для 1-2 класса. Программа рассчитана на 68 часов ( 2 часа в неделю)

        Подвижная игра – естественный спутник жизни ребёнка, источник радостных эмоций, обладающий великой воспитательной силой.

        Подвижные игры являются одним из традиционных средств педагогики. Испокон веков в играх ярко отражается образ жизни людей, их быт, труд, представление о чести, смелости, мужестве, желание обладать силой, ловкостью, выносливостью, быстротой и красотой движений. Проявлять смекалку, выдержку, творческую выдумку, находчивость, волю, стремление к победе.

        Подвижные игры являются частью патриотического, эстетического и физического воспитания детей. У них формируются устойчивое, заинтересованное, уважительное отношение к культуре родной страны, создаются эмоционально положительная основа для развития патриотических чувств: любви к Родине, её культуре и наследию. Это один из главных и основополагающих факторов детского физического развития. Они нравятся практически всем дошкольникам без исключения, так как способствуют совершенствованию двигательной координации, мышечной активности, физического равновесия, а также развитию силы, подвижности, ловкости, активности и быстроты реакций. Более того, все подвижные игры имеют занимательный характер, тем самым настраивая ребёнка на позитивное восприятие мира, на получение положительных эмоций. По содержанию все подвижные игры классически лаконичны, выразительны и доступны детям.

        Подвижные игры оказывают благотворное влияние на рост, развитие и укрепление костно-связочного аппарата, мышечной системы. На формирование правильной осанки детей. Благодаря этому большое значение приобретают подвижные игры, вовлекающие в разнообразную, преимущественно динамическую, работу различные крупные и мелкие мышцы тела.


Алгоритм работы с играми.

  1. Знакомство с содержанием игры.
  2. Объяснение содержания игры.
  3. Объяснение правил игры.
  4. Разучивание игр.
  5. Проведение игр.


Цель программы: создание условий для физического развития детей, формирование личности ребёнка средствами подвижных игр через включение их в совместную деятельность.


Задачи, решаемые в рамках данной программы:


  • активизировать двигательную активность младших школьников во внеурочное время;

  • познакомить детей с разнообразием подвижных игр и возможностью использовать их при организации досуга;

  • формировать умение самостоятельно выбирать, организовывать и проводить подходящую игру с учётом особенностей участников, условий и обстоятельств;

  • создавать условия для проявления чувства коллективизма;

  • развивать: сообразительность, речь,  воображение,  коммуникативные умения, внимание, ловкость, сообразительность, инициативу, быстроту реакции, и так же эмоционально-чувственную сферу;

  • развивать умения ориентироваться в пространстве;

  • обучение жизненно важным двигательным навыкам и умениям применению их в различных по сложности условиях;

  • воспитывать культуру игрового общения, ценностного отношения к подвижным играм как наследию и к проявлению здорового образа жизни.




^ Роль и место данного курса.

Народные подвижные игры являются традиционным средством педагогики. Испокон веков в них ярко отражался образ жизни людей, их быт, труд, национальные устои, представления о чести, смелости, мужестве, желание обладать силой, ловкостью, выносливостью, быстротой и красотой движений, проявлять смекалку, выдержку, творческую выдумку, находчивость, волю и стремление к победе. Передовые представители культуры: К.Д. Ушинский, Е.А. Покровский, Д.А. Колоцца, Г.А. Виноградов и др., заботясь о просвещении, образовании и воспитании детей, призывали повсеместно собирать и описывать народные игры, чтобы донести до потомков народный колорит обычаев, оригинальность самовыражения того или иного народа, своеобразие языка.

Народные игры являются неотъемлемой частью интернационального, художественного и физического воспитания школьников. Радость движения сочетается с духовным обогащением детей. У них формируется устойчивое, заинтересованное, уважительное отношение к культуре родной страны, создается эмоционально положительная основа для развития патриотических чувств.


^ Содержание программы определено с учётом:


  • возрастных, психофизиологических и индивидуальных особенностей учащихся, интересов и потребностей учащихся,

  • тенденции развития воспитания и образования.




В результате освоения программного материала по внеурочной деятельности обучающиеся 1-2 класса
должны:

иметь представление:


  • о связи занятий физическими упражнениями с укреплением здоровья и повышением физической подготовленности;

  • о режиме дня и личной гигиене;

  • о способах изменения направления и скорости движения;

  • о народной игре как средстве подвижной игры;

  • об играх разных народов;

  • о соблюдении правил игры


уметь:


  •  выполнять комплексы упражнений, направленные на формирование правильной осанки; 

  •  выполнять комплексы упражнений утренней зарядки и физкультминуток;

  • играть в подвижные игры;

  •  выполнять передвижения в ходьбе, беге, прыжках разными способами; 

  • выполнять строевые упражнения;

  • соблюдать правила игры


ожидаемый результат


  • Укрепление здоровья детей, формирование у них навыков здорового образа жизни.

  • Обобщение и углубление знаний об истории, культуре народных игр.

  • Развитие умений работать в коллективе.

  • Формирование у детей уверенности в своих силах.

  • Умение применять игры самостоятельно.




Тематический план 1 класс


п\п


Тема занятия


Количество часов


1.


Формирование системы элементарных знаний о ЗОЖ


5


2.


Правила игр, соревнований, места занятий, инвентарь


10


3.


Спортивные подвижные игры


15


4.


Занимательные подвижные игры.


33


5.


Туристические походы.


5




Содержание программы 1 КЛАСС

  1. Формирование системы элементарных знаний о ЗОЖ (включается во все занятия).


Значение ЗОЖ. Средства, способствующие физическому, духовному и социальному здоровью: режим дня, личная гигиена, физические упражнения, отказ от вредных привычек, самостоятельные занятия физической культурой и спортом.

  1.  Правила игр, соревнований, места занятий, инвентарь (включается во все занятия).


Правила проведения игр и соревнований. Определение допустимого риска и правил безопасности в различных местах занятий: спортивная площадка, спортивный зал. Оборудование и инвентарь для занятий различными видами спорта.

  1. Спортивные подвижные игры.


Футбол ( Правила игры, развитие основных навыков владения мячом, игра в защите и нападении). Русская лапта (Правила игры, развитие основных навыков владения битой). Городки (Правила игры, основные фигуры, индивидуальные соревнования). Эстафеты с использованием спортивного инвентаря и оборудования (мячи, скакалки, обручи, кегли и т.д.)

  1. Занимательные подвижные игры.


Игры на развитие внимания:

«Воробьи- вороны», «Третий лишний», «Лиса и зайцы», «Попади мячом», «Запрещенное движение», «Огонек», «Манеж», «Шумелка», «Веснушки на макушке» и т.д.

Игры на координацию движений: «Вышибалы с картинками», «Охотники и утки», «Роксалана в плену», «Игра с мячом», «Гонки крокодилов», «Вьюны», «Домашние хлопоты», «5+5», «Ловушка» и т.д.


Игры на развитие ловкости, выносливости: «Попади в мишень», «Зевака», «Квач», «Падающая палка», «ЗАЯЦ БЕЗ ЛОГОВА», «САНТИКИ- САНТИКИ-ЛИМ-ПО-ПО», «Гуси», «Горелка», «У медведя во бору», «Рыбаки и рыбки» и т.д.

  1. Туристические походы. Тематические прогулки.




Календарно-тематическое планирование.


п\п


Дата


Тема занятия


Кол-во часов


1.



Беседа «Твой новый режим дня»


1


2.



Экскурсия в осенний лес. «Красота осенней природы».


1


3-5.



Подвижные игры на внимание


3


6-10



Занятие на футбольном поле«Учимся играть в футбол»


5


11.



Динамическая прогулка. «В гости к берёзкам».


1


12.



Игровая программа «Волшебница гигиена»


1


13-15



Занятие на футбольном поле«Учимся играть в футбол»


3


16-20



Подвижные игры на координацию движений


5


21-25



Подвижные игры и упражнения со скакалками.


5


26-28



Подвижные игры и упражнения с мячами


3


29



Беседа «Учимся не болеть»


1


30-32



Подвижные игры на свежем воздухе. «Первые снежки»


3


33



Спортивные соревнования «Весёлые старты»


1


34-36



Подвижные игры на свежем воздухе «Строим снежную крепость»


3


37



Динамическая прогулка «Сказки зимнего леса»


1


38-40



Катание на санках. Игра в снежки.


3


41-43



Лепка снежных фигур


3


44



Спортивные соревнования «Эстафета на санках».


1


45-49



Игры на развитие ловкости и выносливости


5


50-54



Русская лапта


5


55



Игровая программа «Наступает весна. Как ваше здоровье?»


1


56-60



Игра «Городки»


5


61



Экскурсия в весенний лес. Подвижные игры.


1


62-67



Занимательные подвижные игры


6


68



Динамическая прогулка на водоём «Вода друг или враг?»


1


^

Тематический план 2 класс


п\п


Тема занятия


Количество часов


1.


Основы знаний о народной подвижной игре


2


2.


Занимательные игры


10


3.


Что нужно знать и уметь, чтобы никогда не болеть!


1


4.


Игры-эстафеты


7


5.


Подвижные игры разных народов


18


6


Общеразвивающие физические упражнения на развитие основных физических качеств


6


7


Подвижные игры, основанные на элементах гимнастики, легкой атлетики, лыжной подготовки


8


8


Зимние забавы


10


9


Туристические походы. Тематические прогулки.


5


10


Итоговое занятие


1




^ Содержание программы 2 КЛАСС

Основы знаний о народной подвижной игре (2часа)

Что такое народная игра? Познакомить с историей народной подвижной игры.

Разбор и проигрывание игр наших родителей. Понятие правил игры, выработка правил. «Фанты», «Горелки».


^ Занимательные игры (10 часа)

- Русские народные игры. «Ловушка», «Пятнашки», «Прятки» и т.д.;

- Групповые игры. «Охотник и сторож», «Чай-чай-выручай», «Карусель», «Совушка», «Штандр» и т.д.


^ Что нужно знать и уметь, чтобы никогда не болеть! (1 час)

- Двигательная активность и гиподинамия. Я люблю поиграть. Разучивание и организация совместных народных подвижных игр для мальчиков и девочек.


^ Игры-эстафеты. ( 7 часов)

- Эстафеты с мячами. Правила игры. «Бег по кочкам» и т.д.

- Большая игра с малым мячом. «Не упусти мяч»,«Чемпионы малого мяча» и т.д.

- Эстафеты с бегом и прыжками, преодолением препятствий.

- Эстафеты с гимнастическими палками и скакалками, обручами, кеглями.


^ Подвижные игры разных народов (18 часов)

-Игры русского народа. «
Гуси-лебеди», «Обыкновенные жмурки».

-Игры мордовского народа. «Котел» «Салки».

-Игры белорусского народа. «
Михасик», «Прела-горела».

-Игры татарского народа. «
Серый волк» «Скок-перескок»

-Игры народов Востока. «
Скачки» , «Собери яблоки».

-Игры украинского народа. « Высокий дуб» «
Колдун».

-Игры азербайджанского народа «Белый мяч и черный мяч», «
Отдай платочек».
-Игры чувашского народа. «
Хищник в море», «Рыбки».

-Игры калмыцкого народа. «
Альчики», «Забрасывание белого мяча».


 
^ Общеразвивающие физические упражнения на развитие основных физических качеств (4часа)

- Большая игра с малым мячом. «Не упусти мяч», «Чемпионы малого мяча».

- Бег с  высоким подниманием  бедра,  прыжками и  ускорением, с изменяющимся направлением движения (“змейкой”, “по кругу”, “спиной вперед”), из разных исходных положений и с разным положением рук; высокий старт с последующим стартовым ускорением. Эстафеты.


^ Подвижные игры, основанные на элементах: (8часа)

- гимнастики с основами акробатики: «У медведя во бору», «Совушка»;

- легкой атлетики: «Не оступись», «Пятнашки», «Волк во рву»;

- лыжной подготовки: «Охотники и олени», «Встречная эстафета», «День и ночь», «Попади в ворота»;

- спортивной игры: «Брось — поймай», «Выстрел в небо», «Охотники и утки».


^ Зимние забавы (10 часов)

-Зимой на воздухе. «Городки», «Снежный боулинг» «Гонки снежных комов».

- Строительные игры из снега. «Клуб ледяных инженеров».«Скатывание шаров».

- Лыжные гонки.

^ Туристические походы. Тематические прогулки (5часов)

Итоговое занятие (1 час)

-Праздник здоровья и подвижной народной игры.

Список литературы


  • ФГОС Примерные программы начального образования. – «Просвещение», Москва, 2009.

  • ФГОС Планируемые результаты начального общего образования. – «Просвещение», Москва. 2009.

  • DVD «Уроки тётушки Совы» - ТО «Маски», Москва, 2009.

  • «Воспитательная работа в начальной школе» - С.В. Кульневич, Т.П. Лакоценина, ТЦ «Учитель», Воронеж. 2006.

  • «Как себя вести» - В.Волина . «Дидактика плюс», Санкт-Петербург 2004.

  • «Сценарии праздников для детей и взрослых. Подвижные игры»– Мир Книги, Москва. 2003.

  • «Я иду на урок» - Хрестоматия игровых приёмов обучения. «Первое сентября», Москва ,2000.

  • Былеев Л.В., Сборник подвижных игр. – М., 1990.

  • Васильков Г.А., От игр к спорту. – М., 198

  • Глязер С., Зимние игры и развлечения. – М., 1993.

  • Жуков М.Н., Подвижные игры. – М., 2000

  • Железняк М.Н., Спортивные игры. – М., 2001

  • Коротков И.П., Подвижные игры в занятиях спортом. – М.,1991

  • Литвинов М.Ф., Русские народные подвижные игры. – М., 1986.

  • Осокина Т.И., Детские подвижные игры. – М., 1989.

  • Портных Ю.И., Спортивные и подвижные игры. – М., 1984.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по курсу внеурочной деятельности "Игры народов мира" для 1 класса

Рабочая программа кружка « Игры народов мира» для 1класса  составлена в соответствии с требованиями Федерального компонента Государственного стандарта начального общего образования второго поколе...

рабочая программа курса внеурочной деятельности "Подвижные игры"

рабочая программа курса внеурочной деятельности "Подвижные игры" для 1-4 классов...

Программа курса внеурочной деятельности «Подвижные и спортивные игры» 3 класс

Программа курса внеурочной деятельности "Подвижные и спортивные игры "  68 часов...

Программа курса внеурочной деятельности ПРОЕКТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ И ИКТ. « Работаем и играем в ПервоЛого.»

Программа курса внеурочной деятельностиПРОЕКТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ И ИКТ.« Работаем и играем в ПервоЛого.»...

Рабочая программа курса внеурочной деятельности "спортивные игры" для 1 класса.

Рабочая программа курса внеурочной деятельности разработана в соответствии с ФГОС....

Рабочая программа курса внеурочной деятельности "Игры народов Севера"

Данная программа содействует укреплению здоровья, приобщает детей к культуре народоов Севера....

Рабочая программа курса внеурочной деятельности "Подвижные игры"

Подвижные игры – естественный спутник жизни ребёнка, источник радостных эмоций, обладающий великой воспитательной силой. Подвижные игры являются традиционным средством педагогики. Испокон ...