Воспитательная программа "Познай себя"
календарно-тематическое планирование (3, 4 класс) на тему

Максимова Надежда Васильевна

Цель данной программы – в атмосфере взаимного доверия и психологической открытости познать самих себя, выработать умения и навыки установления доброжелательных отношений с другими людьми.

Для того, чтобы утвердить в нашем обществе гуманные, демократические отношения, необходимо с раннего детства обучать каждого ребёнка правилам и нормам человеческого общежития, этикету, хорошим манерам.

Программа рассчитана на два года для коррекционно-развивающих занятий с учащимися 3-4 классов. Срок реализации программы - 2 года.

Занятия по этикету и культуре общения проводятся в непринуждённой обстановке в форме бесед, тренингов, дискуссий, практикумов, проигрывания различных ситуаций 2 раза в месяц.

Ведь основная цель программы не столько сообщение знаний, сколько выработка практических умений и навыков, которые учащиеся смогли бы использовать в дальнейшей жизни.

Программа состоит из двух частей: «Учимся общаться», где дети постигают искусство общения и «Школа хороших манер», которая помогает постичь все виды этикета и связанные с ними условности.

Программа должна помочь учащимся развить коммуникабельность, умение чётко формулировать свои мысли, аргументировать, иллюстрировать примерами, слушать и слышать другого человека.

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл programma_3-4.docx26.88 КБ

Предварительный просмотр:

                        государственное общеобразовательное учреждение

                                                     Тульской области

«Тульская школа для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья №4»

                                                                                                         «Утверждаю»

                                                                                             Директор ГОУ ТО «Тульская

                                                                                      школа для обучающихся с ОВЗ №4»

                                                                                            ___________ Н.И.Курдюмова

                                                                                                          Приказ ____ от

                                                                                               «___» _________ 20 ____ года

                                         РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

                                  ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ  

         "Познай себя"    

Направленность: развивать индивидуальные творческие способности учащихся; воспитывать желание и стремление учащихся к самопознанию, самовоспитанию,

самосовершенствованию.

                                  Возраст учащихся: 9 -11 лет

                 Срок реализации: 2018 - 2020 гг. (3 - 4 класс)

                                                                                                           Автор: воспитатель

                                                                                                                   Максимова Н.В.

                                               Тула, 2018 год

                                     Пояснительная записка.

Цель данной программы – в атмосфере взаимного доверия и психологической открытости познать самих себя, выработать умения и навыки установления доброжелательных отношений с другими людьми.

Для того, чтобы утвердить в нашем обществе гуманные, демократические отношения, необходимо с раннего детства обучать каждого ребёнка правилам и нормам человеческого общежития, этикету, хорошим манерам.

Программа рассчитана на два года для коррекционно-развивающих занятий с учащимися 3-4 классов. Срок реализации программы - 2 года.

Занятия по этикету и культуре общения проводятся в непринуждённой обстановке в форме бесед, тренингов, дискуссий, практикумов, проигрывания различных ситуаций 2 раза в месяц.

Ведь основная цель программы не столько сообщение знаний, сколько выработка практических умений и навыков, которые учащиеся смогли бы использовать в дальнейшей жизни.

Программа состоит из двух частей: «Учимся общаться», где дети постигают искусство общения и «Школа хороших манер», которая помогает постичь все виды этикета и связанные с ними условности.

Программа должна помочь учащимся развить коммуникабельность, умение чётко формулировать свои мысли, аргументировать, иллюстрировать примерами, слушать и слышать другого человека.

                                             Тематический план.

Iчасть «Учимся общаться».

  1. Введение понятия «общение» (1 занятие)
  2. Анкетирование «Умеете ли вы общаться» (1 занятие)
  3. Национальные особенности общения. (1 занятие)
  4. Говорим правильно и красиво. Тренировка речевого дыхания. (1 занятие)
  5. Регулирование речевого дыхания. (1 занятие)
  6. Тренировка дикции. (1 занятие)
  7. Дикторское чтение. (1 занятие)
  8. Тренировка выразительности речи. (1 занятие)
  9. Речевой этикет. (1 занятие)
  10. О культуре речи. (1 занятие)
  11. Развитие устной речи детей. «Круглый год» (1 занятие)
  12. «Что за словом» (1 занятие)
  13. «Мир вокруг нас» (1 занятие)
  14. «Игры-путешествия, игры-импровизации на развитие речевого творчества детей» (1 занятие)
  15. «Языколомки» (1 занятие)
  16. Секреты речевого общения. (1 занятие)
  17. Ваш речевой репертуар. (1 занятие)
  18. Речевая экспертиза. (1 занятие)

II часть «Школа хороших манер»

  1. Что такое хорошие манеры. (1 занятие)
  2. Правила поведения в гостях. (1 занятие)
  3. Как дарить подарки. (1 занятие)
  4. Всё о правилах поведения во время танцев. (1 занятие)
  5. Правила поведения за столом. (1 занятие)
  6. Правила поведения в гардеробе (раздевалке). (1 занятие)
  7. Правила поведения в столовой. (1 занятие)
  8. Правила повеления в библиотеке. (1 занятие)
  9. Правила поведения на школьном дворе. (1 занятие)
  10. Этические диспуты-размышления. «Бережно относись к школьному и общественному имуществу» (1 занятие)
  11. «Личная ответственность за общие дела коллектива» (1 занятие)
  12. «Что такое справедливость?» (1 занятие)
  13. «О заботливом отношении к людям» (1 занятие)
  14. «О бескорыстии в дружбе» (1 занятие)
  15. Итоговое занятие (тестирование). (1 занятие)

                                          ПРОГРАММА

I часть «Учимся общаться»

1

Введение понятия «общение»

Научить учащихся правильно и грамотно общаться, привитие навыков общения по определённым правилам

2

Анкетирование «Умеете ли вы общаться?», «Кто я? Какой я?»

Выявление у воспитанников степени умения общаться, составление общего впечатления о себе

3

Национальные особенности общения

Познакомить учащихся с различным смыслом жестов в различной культуре

4

Тренировка речевого дыхания

Научить детей правильно дышать, говорить чисто, проговаривая буквы, не «склеивая» и не «глотая» окончания слов, говорить, выражая голосом свои эмоции, соблюдая речевой этикет

5

Регулирование речевого дыхания

Научить регулировать речевое дыхание

6

Тренировка дикции

Выработать чёткое, полное проговаривание слов- дикцию. Устранить дефект произношения-правильно произносить шипящие и свистящие звуки, трудные сочетания согласных

7

Дикторское чтение

Проговаривание окончаний слов, не проглатывая отдельные буквы и слоги

8

Тренировка выразительности речи

Научить детей делать свою речь яркой и выразительной

9

Речевой этикет

Научить детей правильному речевому поведению, употреблению слов и словесных оборотов — речевых формул — в различных ситуациях

10

О культуре речи

Научить детей разговаривать размеренно, правильно ставить ударения в словах, произнося их ч2тко и ясно

11

Развитие устной речи «Круглый год»

Учить детей рассказыванию

12

«Что за словом?»

Обогащение словарного запаса

13

«Мир вокруг нас»

Знакомство с окружающим миром и развитие речи

14

Игры-путешествия, игры-импровизации

Развитие фантазии и речевого творчества детей

15

«Языколомки»

Работа над дикцией

16

Секреты речевого общения

Объяснить детям, что мы понимаем под предписанием этикета, научить их оценивать свой уровень владения этикетом

17

Ваш речевой репертуар

Научить детей правильно ориентироваться в сложившейся ситуации, уметь правильно подбирать выражения во время разговора

18

Речевая экспертиза

Найти в тексте речевые формулы, проанализировать речевое поведение участников всех диалогов

II часть «Школа хороших манер».

19

Что такое хорошие манеры

Рассказать детям об истории возникновения хороших манер, помочь им усвоить правила этикета

20

Правила поведения в гостях

Научить учащихся этикету поведения в гостях, коррекция поведения

21

Как дарить подарки

Научить учащихся правильно выбирать и дарить подарки. Воспитание чувства деликатности и такта

22

Всё о правилах поведения во время танцев

Выяснить, как должны себя вести во время танцев мужчины и женщины, проявляя при этом такт и воспитанность

23

Правила поведения за столом

Познакомить детей с правилами поведения за столом, научить правильно пользоваться столовыми приборами, коррекция поведения за столом

24

Правила поведения в гардеробе (раздевалке)

Объяснить детям правила поведения в раздевалке

25

Правила поведения в столовой

Учить учащихся правилам поведения в столовой

26

Правила поведения в библиотеке

Рассказать школьникам о правилах поведения в библиотеке

27

Правила поведения на школьном дворе

Рассказать о правилах поведения на школьном дворе

28

«Бережно относись к школьному и общественному имуществу»

Воспитание чувства бережливости к результатам труда человека, к школьному имуществу, к одежде своей и товарищей, а также внимательности и уважения к труду сотрудников школы

29

«Личная ответственность за общие дела коллектива»

Воспитание ответственного отношения к поручениям коллектива, стремления и умения сделать жизнь коллектива интересной и содержательной, коррекция поведения

30

«Что такое справедливость?»

Уточнить значение понятия «справедливость», коррекция поведения в исправлении допущенной несправедливости

31

«О заботливом отношении к людям»

Воспитание внимательности, чуткости, недопустимости чёрствости, бездушия, жадности к людям

32

«О бескорыстии в дружбе»

Учить детей дружить бескорыстно, получать радость от совместной работы с друзьями через коррекцию эмоционально-волевой сферы и поведения

33

Итоговое занятие (тестирование)

Проверка уровня коммуникабельности учащихся

Основные принципы содержания программы:

  1. соблюдение принципа гуманистической направленности, которая предполагает отношение воспитателя к воспитанникам как к ответственным субъектам собственного образования и развития;
  2. опора на положительное: выявить положительное в воспитаннике и, опираясь на хорошее, развивать другие качества;
  3. принцип единства сознания и деятельности;
  4. принцип индивидуального личностного подхода;
  5. принцип системности и целостности;
  6. реализация задач по созданию комфортного психологического климата;
  7. принцип творческого подхода.

Формы занятий по программе:

  • рассказ;
  • диспут;
  • анкетирование;
  • тестирование;
  • практическое занятие;
  • общение.

По окончании обучения дети должны знать и уметь:

  • что такое «общение»;
  • уметь говорить правильно в зависимости от сложившейся ситуации;
  • регулировать речевое дыхание и выразительность речи;
  • уметь логично и последовательно выражать свои мысли;
  • приобрести хорошие манеры и умение правильно вести себя в любых жизненных ситуациях.

Для реализации программного содержания используется следующая литература и учебные пособия:

1. Воспитательное пространство продленного дня/Голованова Н.Ф. СПБ:  «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2011. - 160 с. 

2. Содержание и методика воспитательной работы в группах продленного дня / Болховитин С.М., Огородников А.А. , «Начальная школа», 2011, №2 

3. Веселые каникулы/ Авт.сост.И.О.Братчук, Э.А.Праскурина. М.:2010.

4.Группа продлённого дня: Конспекты занятий, сценарии мероприятий: 1-2 классы / Авт.-сост. Л. И. Гайдина, А. В., Кочергина.-2-е издание, перераб.- М.: ВАКО, 2013.

5.Игровой модульный курс по ПДД.Сценарии,классные часы,беседы./Авт.В.И.Коваленко. М.: ВАКО, 2015.

6.Калейдоскоп праздников.Учебно-методическое пособие/авт. Т.И.Виталева. Издательство «Экзамен»,2013.

7. Г.И. Перевертень. Самоделки из бумаги. М.: Просвещение, 2005.

8. В. Казыханов. Уроки нравственного воспитания. Festival. 1 september. ru

9. Ильин. И. С. Сто лучших моделей оригами. – М.: Просвещение, 2009.

10. РэйГибсон. Поделки папье-маше и бумажные цветы. – Ростов-на-Дону: Легион, 2009.

11. Э.К. Гульянц и И.Я.Базик. Что можно сделать из природного материала. Zavuch. Info>uploads|medhodlib/2012/9/11/ rabochaja…

12. Е.А. Беляков. 365 развивающих игр. – М.: Рольф, Айрис-пресс, 2009.

15. Каталог образовательных ресурсов (http:// catalog. iot. ru/).

16. Банк педагогического опыта (http://www. edu.jar.ru/russian/) pedbank).