Воспитательная программа 1- 4 класс, "Познаю себя и мир вокруг!"
рабочая программа (1, 2, 3, 4 класс) на тему

Вяргизова Ксения Николаевна

-

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon vospitatelnaya_programma_klassnoe_rukovodstvo.doc703.5 КБ
Файл vospitatelnaya_programma.pptx109.18 КБ

Предварительный просмотр:

 Министерство образования и науки Челябинской области

Муниципальное Образовательное Учреждение

  Средняя Образовательная Школа «№110»

Утверждаю

Директор МБОУ СОШ «№ 110» г. Трёхгорный

_____________________А. В. Лопаткина

«____»________________________2015 г.

                   Классный руководитель:

К. Н. Вяргизова

 

ВОСПИТАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА

1 – 4 класс

«ПОЗНАЮ СЕБЯ И МИР ВОКРУГ!»

Челябинск, 2015

Пояснительная записка

 Планирование воспитательной работы является  значимым звеном в общей системе деятельности педагога. Продуманное планирование обеспечивает её чёткую организацию, намечает перспективы работы, способствует реализации определённой системы воспитания. Потребности современного общества возлагают на школу задачи не только качественного обучения, но и воспитания Человека высоконравственного, духовно богатого, способного адаптироваться к процессам, происходящим в современном мире. Воспитание является одним из важнейших компонентов образования в интересах человека, общества, государства.

          Воспитание должно способствовать развитию и становлению личности ребенка, всех ее духовных и физических сил и способностей; вести каждого ребенка к  новому мироощущению, мировоззрению, основанному на признании общечеловеческих ценностей в качестве приоритетных в жизни.

 В процессе развития самосознания происходит овладение ребенком собственным поведением, уменьшается его зависимость от непосредственно окружающей его действительности. Ребенок переходит от неосознанного миродействия к осознанию своего “Я”, своего внутреннего мира и к формированию устойчивого и сознательного отношения к окружающему и к другим людям. Организация воспитательного процесса в школе предусматривает создание такой воспитательной среды, которая бы обеспечивала развитие школьника, как саморазвивающуюся, самосовершенствующую личность и личность с достаточным уровнем развития гражданственно – культурных и нравственных ценностей.

Моделирование воспитательной системы – это сложный и длительный процесс, так как происходящие изменения в жизни общества, класса, ребёнка требуют постоянного внесения корректив в первоначально созданную модель. Во всей работе отчётливо реализуется идея сотрудничества, она способствует обогащению жизни детей, содействует формированию морально-психологического климата в детском коллективе, укрепляет и развивает отношения “учитель – ученик”, “взрослый – ребёнок”, “ученик – ученик”. Такая работа способствует достижению положительных результатов в учебно-воспитательном процессе.

Младший школьный возраст – это период, наиболее благоприятный в нравственном становлении личности. Именно в этот период ребенок осознает отношения между собой и окружающими, осваивает новые социальные роли: школьник, член классного коллектива; начинает интересоваться общественными явлениями и разбираться в мотивах поведения и нравственных оценках людей. Он начинает задумываться над своим «я», испытывает всплеск творческой активности.

Актуальность программы

Заключается в том, что в процессе её реализации создаются  условия для понимания ребёнком того, что жизнь человека, его ум и здоровье - это превеликая ценность на земле, и, что счастье его самого, родных, близких и окружающих людей, в первую очередь, зависит от желания постоянно работать над собой, стать образованным, духовно - воспитанным и трудолюбивым.

Данная программа адаптирована для каждодневной учебно-воспитательной деятельности, причём все материалы соотнесены с актуальными требованиями общества и школы, с реалиями сегодняшнего дня.  Программа направлена на развитие и совершенствование положительных качеств личности ребёнка.

Цель:

 Побудить у младших школьников интерес к самому себе, своему внутреннему духовному миру, вывести личность ребёнка в режим саморазвития.

Задачи:

  •  Изучить потребности, интересы, склонности и другие личностные характеристики учащихся;
  •  Развивать мотивацию к самопознанию и самовоспитанию юной личности;
  •  Способствовать формированию мотивации к активной жизненной позиции и здоровому образу жизни;
  •  Создать условия для интеллектуального, коммуникативного, эстетического и физического самовыражения личности школьника;
  •  Воспитывать бережное отношение к природе;
  •  Создавать условия для поддержания стабильного здоровья;
  •  Приобщать младшего школьника к нормам нравственности и общечеловеческих ценностей;
  •  Развивать творческую деятельность через КТД;
  •  Формировать лидерские качества.

УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ

Материально-технические условия

Организация образовательного процесса осуществляется в условиях классно – кабинетной системы, основными нормами техники безопасности и санитарно-гигиеническими правилами.

Кабинеты начальных классов, ИКТ имеют необходимый методический и дидактический материал, в том числе и технические средства обучения, позволяющие полноценно осуществлять учебно-воспитательный процесс.

В актовом зале школы организуются и проводятся культурно-массовые мероприятия, общешкольные собрания.

Методическое обеспечение

Теоретические занятия:

  • беседы, рассказы, убеждения учителя;
  • обсуждение прочитанной литературы;
  • исследование (обучение установлению причинно – следственных связей).

Практические занятия:

  • игры;
  • ролевые игры;
  • рассказывание истории, сказок;
  • импровизированные сценки, спектакли;
  • дебаты;
  • мозговой штурм или мозговая атака;
  • изготовление газеты;
  • опросы, анкетирование.
  • классные часы

Экскурсии:

  • посещение библиотек;
  • посещение Дворца искусств и Дворца культуры театра;
  • посещение музеев;
  • посещение парка.

СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ (ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ)

ДУХОВНО – НРАВСТВЕННОЕ ВОСПИТАНИЕ

Цель: обучение учащихся пониманию смысла человеческого существования, ценности своего существования, ценности существования других людей.

Задачи:

  • Формировать у учащихся нравственную культуру миропонимания;
  • Формировать осознание значимости нравственного опыта прошлого и будущего, и своей роли в нём;
  • Воспитывать доброе отношение к окружающим людям, к природе;
  • Воспитывать добросовестное отношение к своим обязанностям, к самому себе, к общественным поручениям;
  • Формировать у учащихся умение отстаивать свою нравственную позицию в ситуации выбора.

Формы реализации:

  1.  «Мы - друзья» (Приложение 1);
  2.  «Наша семья» (Приложение 2);
  3. «Этикет и мы» (Приложение 3);
  4. Конкурсы рисунков, газет, плакатов;
  5. Встреча с военной поэзией, чтение книг на военную тему;
  6. Цикл мероприятий «Спешите делать добро»;
  7. Цикл бесед: «Школа вежливости»;
  8. Цикл бесед: «О доброте и отзывчивости»,
  9. Цикл бесед: «Ты не один на свете» и др.

ГРАЖДАНСКО – ПАТРИОТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ

Цель:  воспитание уважения к истории и культуре своего народа, национальным святыням, любовь к родной земле, чтобы обогатить души детей и пробудить желании быть полезными Родине.

   Задачи:        

  • Воспитание уважения к Отечеству и гордость за него;
  • Воспитание юного гражданина на традициях русской национальной культуры;
  • Воспитание чувства любви к родной Российской земле;
  • Участие в праздниках, посвященных Дню Победы.

Формы реализации:

  • Патриотический час «Россия – родина моя!»;
  • Принять участие в акции добрых дел "Нам жизнь дана на добрые дела", изготовление открыток ко Дню пожилого человека;
  • Конкурс-викторина «О солдатах и генералах»;
  • Выставка – беседа «О тех, кто мир нам подарил»;
  • Классный час «След войны в моей семье»

ЭСТЕТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ

Цель: развитие эстетического восприятия окружающего мира и способности ценить и создавать прекрасное.

Задачи:

  • Развитие эстетических чувств и эмоций, развитие воображения;
  • Эстетическое просвещение учащихся в области искусства, культуры;
  • Индивидуальное эстетическое воспитание, направленное на развитие художественных задатков, способностей и склонностей учащихся;
  • Формирование механизма эстетического самообразования;
  • Формирование эстетических отношений, восприятия, чувств, вкуса и идеала.

Формы реализации:

  1. Выставка творческих работ;
  2. Участие в конкурсе чтецов;
  3. Экскурсии в музеи, театры города;
  4. Классный час: «В гостях у сказки»;
  5. Изготовление открыток, сувениров.

СПОРТИВНО – ОЗДОРОВИТЕЛЬНОЕ НАПРАВЛЕНИЕ

Цель: использование педагогических технологий и методических приёмов для демонстрации учащимся значимости физического и психического здоровья человека; воспитание понимания важности здоровья для будущего самоутверждения.

Задачи:

  • Формировать у учащихся культуру сохранения и совершенствования собственного здоровья;
  • Знакомить учащихся с опытом и традициями предыдущих поколений по сохранению физического и психического здоровья;
  • Способствовать формированию навыков грамотного передвижения по улицам, через дорогу;
  • Знакомить с дорожными знаками, с правилами поведения на улице, дороге, в транспорте.

Формы реализации:

  1. Спортивные праздники и соревнования;
  2. Недели, месячники здоровья;
  3. Проекты «Здоровье и безопасность», «Утренняя зарядка», «История Олимпийских игр» и др;
  4. Физкультминутки, физкультпаузы;
  5. Подвижные игры;
  6. Факультатив «Разговор о правильном питании»;
  7. Спортивные секции;
  8. Цикл бесед и игровых мероприятий по правилам дорожного движения.

ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ

Цель: оказание помощи ученикам в развитии в себе способности мыслить рационально, эффективно проявлять свои интеллектуальные умения в окружающей жизни и при этом действовать целесообразно.

Задачи:

  • Определить круг реальных учебных возможностей ученика и зону его ближайшего развития;
  • Создать условия для продвижения учащихся в интеллектуальном развитии;
  • Формировать интеллектуальную культуру учащихся, развивать их кругозор и любознательность;
  • Сохранить любопытство и информационную не насыщенность.

Формы реализации:

  • Мониторинги знаний, умений и навыков по учебным предметам;
  • Внеклассные мероприятия (конкурсы, викторины, познавательные игры-путешествия, интеллектуальные соревнования);
  • Проектная деятельность: «Учебная книга – наш друг»;
  • Проектная деятельность: «Посох Деда Мороза»;
  • Проектная деятельность: «Растения, которые меня окружают дома»;
  • Экскурсии познавательного характера;
  • организация кружков и факультативов познавательного характера («Почемучки», «Умники и умницы»);
  • Участие в районных, краевых, всероссийских конкурсах и олимпиадах.

ТРУДОВОЕ ВОСПИТАНИЕ

Цель: создание позитивного отношения к труду, формирование и закрепление навыков трудовой деятельности; привитие навыков самообслуживания.

Задачи программы:

  • Формирование у школьников позитивной установки по отношению к труду, и восприятие труда как одной из высших ценностей в жизни;
  •  Формирование основ умственного и физического труда;
  •  Включение обучающихся с нарушением интеллекта в социальную среду, приобщение к общественной жизни на уровне их психофизических возможностей;
  •  Воспитание трудолюбия, чувства долга и ответственности, целеустремлённости и предприимчивости, честности.

Формы реализации:

  1. Калейдоскоп профессий «Все профессии важны, выбирай на вкус»;
  2. Посещение библиотеки: «Ремонт книг в библиотеке»;
  3. Круглый стол «Терпение и труд все перетрут»;
  4. Классный час «Чем пахнут ремёсла?»;
  5. Конкурс рисунков «Труд в моей семье»;
  6. Акция: «Кормушка для пернатых друзей»;
  7. Клуб мастеров «Мастерская Деда Мороза».

ЭКОЛОГИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ

Цель: воспитание  экологической  культуры, включающей комплекс нравственно-этических норм и деятельностных принципов поведения во взамоотношениях человека, природы и общества, понимание сути глобальных проблем экологии, создание условий  для социального становления и развития, самостоятельного  выбора своей мировоззренческой позиции.

 

 Задачи:

  •  Формировать  целостное  представление о природном и социальном окружении как среде обитания и жизнедеятельности человека;
  •  определять  ценностные ориентиры

          - понимание жизни как высшей ценности;

          - признание  человека как ценности всего смысла познания.

          - познание природы как  универсальной ценности,

          -  принятие ответственности  человека за судьбу биосферы,  природы, Земли.

Формы реализации:

  • классные и библиотечные часы;
  • проектная деятельность;
  • экологические праздники и мероприятия;
  • участие в экологических конкурсах, конференциях и олимпиадах;
  • практическая помощь природе - кормушки, скворечники, субботники;
  • туристско-краеведческие походы и экскурсии.

ОЖИДАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ

Конечным результатом должно быть не только овладение детьми определенных  знаний, но умение и желание активно улучшать, защищать, любить природную среду.  

Решаются не только эти вопросы, но и вопросы сплочения ученического коллектива, воспитание чувства дружбы, товарищества, умения придти на помощь в трудной ситуации, а также, самостоятельность, самореализация через различные коллективные дела.  Также у учащихся приобретается опыт сотрудничества, реализация творческого потенциала. 

МОДЕЛЬ ВЫПУСКНИКА НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЫ

У выпускника формируется:

  • Становление нравственных, гражданско-правовых основ, умение их применять в жизни;
  • Формирование системы ценностных отношений учащихся к окружающему миру;
  • Освоение учащимися социальных ролей и способов самовыражения, реализация творческого потенциала;
  • Формирование основ  личностного достоинства, уважения прав человека, гражданственности, патриотизма;
  • Становление доброго отношения к жизни, умения находить в ней радость и желания творить добро; формирование нравственного отношения к человеку, труду, природе;
  • Формирование успешной личности, способной противостоять проблемам окружающего мира, способной ставить пред собой цели и успешно их добиваться; живущего в согласии с самим собой, с окружающей действительностью, занимающего активную позицию в обществе.

Cписок литературы

1) Саляхова, Ф. Ф.Воспитательная программа в начальной школе по ФГОС - 2015.- 26 с. 
2) Костина, У. И. «Примерная программа воспитании и социализации обучающихся»: воспитательная программа в начальной школе - 2015.- 30 с. 
3) Ахимович, А. П. Воспитательная программа «Солнечная страна» - 2011.- 17 с. 
4) Хуснуллина, В. А. Программа воспитательной работы класса: «Лестница успеха» - 2014. - 18 с.
 

Приложения


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Воспитательная программа «ПОЗНАЮ СЕБЯ И МИР ВОКРУГ!»

Слайд 2

Воспитание должно способствовать развитию и становлению личности ребенка ; В процессе развития самосознания происходит овладение ребенком собственным поведением ; Ребенок осознает отношения между собой и окружающими.

Слайд 3

Цели программы Побудить у младших школьников интерес к самому себе, своему внутреннему духовному миру, вывести личность ребёнка в режим саморазвития; Формирование и раскрытие творческой индивидуальности личности каждого ребёнка.

Слайд 4

Задачи программы Способствовать формированию мотивации к активной жизненной позиции и здоровому образу жизни; Создать условия для интеллектуального, коммуникативного, эстетического и физического самовыражения личности школьника; Воспитывать бережное отношение к природе; Приобщать младшего школьника к нормам нравственности и общечеловеческих ценностей; Развивать творческую деятельность через КТД.

Слайд 5

Условия реализации программы Василиса Премудрая приносит задания на смекалку, логику ; С Боровичком ребята познают мир природы, учатся ухаживать за цветами, заботиться о домашних животных ; Крокодил Гена и Чебурашка учат путешественников заботиться о младших и старших, друг о друге ; С Доктором Айболитом дети закрепляют умения и навыки личной гигиены.

Слайд 6

Духовно – нравственное направление Задачи: Воспитывать доброе отношение к окружающим людям, к природе; Воспитывать добросовестное отношение к своим обязанностям, к самому себе, к общественным поручениям.

Слайд 7

Формы реализации Волшебная сила слова: «Мы - друзья»; «Наша семья»; «Наша семья – наш класс», «Этикет и мы»; Цикл бесед: «Школа вежливости» ; Цикл бесед: «О доброте и отзывчивости» ; Цикл бесед: «Ты не один на свете» .

Слайд 8

Гражданско – патриотическое воспитание Задачи: Воспитание чувства любви к родной Российской земле; Участие в праздниках, посвященных Дню Победы.

Слайд 9

Формы реализации Акция добрых дел: «Нам жизнь дана на добрые дела» ; Изготовление открыток ко Дню пожилого человека; Выставка – беседа: «О тех, кто мир нам подарил».

Слайд 10

Эстетическое воспитание Задачи: Развитие эстетических чувств и эмоций, развитие воображения; Формирование механизма эстетического самообразования; Формирование эстетических отношений, восприятия, чувств, вкуса и идеала.

Слайд 11

Формы реализации Выставка творческих работ ; Участие в конкурсе чтецов ; Экскурсии в музеи, театры города; Классный час: «В гостях у сказки»; Изготовление открыток, сувениров.

Слайд 12

Спортивно – оздоровительное воспитание Задачи: Знакомить учащихся с опытом и традициями предыдущих поколений по сохранению физического и психического здоровья; Способствовать формированию навыков грамотного передвижения по улицам, через дорогу; Знакомить с дорожными знаками, с правилами поведения на улице, дороге, в транспорте.

Слайд 13

Формы реализации Спортивные праздники и соревнования ; Недели, месячники здоровья ; Физкультминутки, физкультпаузы ; Подвижные игры ; Цикл бесед и игровых мероприятий по правилам дорожного движения.

Слайд 14

Интеллектуальное развитие Задачи: Определить круг реальных учебных возможностей ученика и зону его ближайшего развития; Создать условия для продвижения учащихся в интеллектуальном развитии; Формировать интеллектуальную культуру учащихся, развивать их кругозор и любознательность; Сохранить любопытство и информационную не насыщенность.

Слайд 15

Формы реализации Мониторинги знаний, умений и навыков по учебным предметам; Проектная деятельность: «Учебная книга – наш друг»; Проектная деятельность: «Посох Деда Мороза»; Проектная деятельность: «Растения, которые меня окружают дома»;

Слайд 16

Трудовое воспитание Задачи: Включение обучающихся с нарушением интеллекта в социальную среду, приобщение к общественной жизни на уровне их психофизических возможностей; Воспитание трудолюбия, чувства долга и ответственности, целеустремлённости и предприимчивости, честности.

Слайд 17

Формы реализации Посещение библиотеки: «Ремонт книг в библиотеке»; Круглый стол: «Терпение и труд все перетрут»; Классный час: «Чем пахнут ремёсла?»; Клуб мастеров: «Мастерская Деда Мороза».

Слайд 18

Экологическое воспитание Задачи: определять ценностные ориентиры: - понимание жизни как высшей ценности; - признание человека как ценности всего смысла познания. - познание природы как универсальной ценности, - принятие ответственности человека за судьбу биосферы, природы, Земли .

Слайд 19

Формы реализации участие в экологических конкурсах, конференциях и олимпиадах; практическая помощь природе - кормушки, скворечники, субботники; туристско-краеведческие походы и экскурсии.

Слайд 20

Модель выпускника начальной школы Формирование системы ценностных отношений учащихся к окружающему миру; Освоение учащимися социальных ролей и способов самовыражения, реализация творческого потенциала; Формирование основ личностного достоинства, уважения прав человека, гражданственности, патриотизма.

Слайд 21

C писок литературы http://infourok.ru/vospitatelnaya-programma-v-nachalnoy-shkole-po-fgos-klassi-463264.html http://nsportal.ru/nachalnaya-shkola/vospitatelnaya-rabota/2015/09/26/vospitatelnaya-rabota-1-4-klassov-po-fgos http://nsportal.ru/blog/nachalnaya-shkola/all/2011/03/26/vospitatelnaya-programma http://festival.1september.ru/articles/564485/

Слайд 22

Спасибо за внимание!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Система воспитательной работы "Открытие мира и себя"

В статье вы  получите информацию о воспитании гармонично развитой здоровой личности, познакомитесь с  моделью  ученика начальной школы, найдёте ответы на многие вопросы....

воспитательная программа " Мир вокруг нас" 4 класс

воспитательная работа является основным механизмом организации индивидуального подхода к учащимся. Воспитательная программа создаёт условия для непрерывного образования и воспитатния детей через прове...

ПРОГРАММА социализации учащихся 3 класса "Познай себя"

Цель данной программы состоит в обеспечении целостного подхода к воспитанию учащихся 3 класса в соответствии с ФГОС НОО...

Программа воспитательной работы класса «В поисках себя»

Программа воспитательной работы класса «В поисках себя»...

Воспитательная программа "Познай себя".

Воспитательная программа "Познай себя" расчитана на 4 года....

Комплексная воспитательная программа «Вокруг тебя – мир» для ГПД младших классов воспитателя А.Я. Башмаковой

В настоящее время общество осознало необходимость осуществления культурных целей образования, ориентированных на личность и ее саморазвитие в конкретных педагогических системах. Все более актуальн...

Воспитательная программа "Познай себя"

Цель данной программы – в атмосфере взаимного доверия и психологической открытости познать самих себя, выработать умения и навыки установления доброжелательных отношений с другими людьми.Для тог...