Воспитательная программа 1- 4 класс, "Познаю себя и мир вокруг!"
рабочая программа (1, 2, 3, 4 класс) на тему
-
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
vospitatelnaya_programma_klassnoe_rukovodstvo.doc | 703.5 КБ |
vospitatelnaya_programma.pptx | 109.18 КБ |
Предварительный просмотр:
Министерство образования и науки Челябинской области
Муниципальное Образовательное Учреждение
Средняя Образовательная Школа «№110»
Утверждаю
Директор МБОУ СОШ «№ 110» г. Трёхгорный
_____________________А. В. Лопаткина
«____»________________________2015 г.
Классный руководитель:
К. Н. Вяргизова
ВОСПИТАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА
1 – 4 класс
«ПОЗНАЮ СЕБЯ И МИР ВОКРУГ!» |
Челябинск, 2015
Пояснительная записка
Планирование воспитательной работы является значимым звеном в общей системе деятельности педагога. Продуманное планирование обеспечивает её чёткую организацию, намечает перспективы работы, способствует реализации определённой системы воспитания. Потребности современного общества возлагают на школу задачи не только качественного обучения, но и воспитания Человека высоконравственного, духовно богатого, способного адаптироваться к процессам, происходящим в современном мире. Воспитание является одним из важнейших компонентов образования в интересах человека, общества, государства.
Воспитание должно способствовать развитию и становлению личности ребенка, всех ее духовных и физических сил и способностей; вести каждого ребенка к новому мироощущению, мировоззрению, основанному на признании общечеловеческих ценностей в качестве приоритетных в жизни.
В процессе развития самосознания происходит овладение ребенком собственным поведением, уменьшается его зависимость от непосредственно окружающей его действительности. Ребенок переходит от неосознанного миродействия к осознанию своего “Я”, своего внутреннего мира и к формированию устойчивого и сознательного отношения к окружающему и к другим людям. Организация воспитательного процесса в школе предусматривает создание такой воспитательной среды, которая бы обеспечивала развитие школьника, как саморазвивающуюся, самосовершенствующую личность и личность с достаточным уровнем развития гражданственно – культурных и нравственных ценностей.
Моделирование воспитательной системы – это сложный и длительный процесс, так как происходящие изменения в жизни общества, класса, ребёнка требуют постоянного внесения корректив в первоначально созданную модель. Во всей работе отчётливо реализуется идея сотрудничества, она способствует обогащению жизни детей, содействует формированию морально-психологического климата в детском коллективе, укрепляет и развивает отношения “учитель – ученик”, “взрослый – ребёнок”, “ученик – ученик”. Такая работа способствует достижению положительных результатов в учебно-воспитательном процессе.
Младший школьный возраст – это период, наиболее благоприятный в нравственном становлении личности. Именно в этот период ребенок осознает отношения между собой и окружающими, осваивает новые социальные роли: школьник, член классного коллектива; начинает интересоваться общественными явлениями и разбираться в мотивах поведения и нравственных оценках людей. Он начинает задумываться над своим «я», испытывает всплеск творческой активности.
Актуальность программы
Заключается в том, что в процессе её реализации создаются условия для понимания ребёнком того, что жизнь человека, его ум и здоровье - это превеликая ценность на земле, и, что счастье его самого, родных, близких и окружающих людей, в первую очередь, зависит от желания постоянно работать над собой, стать образованным, духовно - воспитанным и трудолюбивым.
Данная программа адаптирована для каждодневной учебно-воспитательной деятельности, причём все материалы соотнесены с актуальными требованиями общества и школы, с реалиями сегодняшнего дня. Программа направлена на развитие и совершенствование положительных качеств личности ребёнка.
Цель:
Побудить у младших школьников интерес к самому себе, своему внутреннему духовному миру, вывести личность ребёнка в режим саморазвития.
Задачи:
- Изучить потребности, интересы, склонности и другие личностные характеристики учащихся;
- Развивать мотивацию к самопознанию и самовоспитанию юной личности;
- Способствовать формированию мотивации к активной жизненной позиции и здоровому образу жизни;
- Создать условия для интеллектуального, коммуникативного, эстетического и физического самовыражения личности школьника;
- Воспитывать бережное отношение к природе;
- Создавать условия для поддержания стабильного здоровья;
- Приобщать младшего школьника к нормам нравственности и общечеловеческих ценностей;
- Развивать творческую деятельность через КТД;
- Формировать лидерские качества.
УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ
Материально-технические условия
Организация образовательного процесса осуществляется в условиях классно – кабинетной системы, основными нормами техники безопасности и санитарно-гигиеническими правилами.
Кабинеты начальных классов, ИКТ имеют необходимый методический и дидактический материал, в том числе и технические средства обучения, позволяющие полноценно осуществлять учебно-воспитательный процесс.
В актовом зале школы организуются и проводятся культурно-массовые мероприятия, общешкольные собрания.
Методическое обеспечение
Теоретические занятия:
- беседы, рассказы, убеждения учителя;
- обсуждение прочитанной литературы;
- исследование (обучение установлению причинно – следственных связей).
Практические занятия:
- игры;
- ролевые игры;
- рассказывание истории, сказок;
- импровизированные сценки, спектакли;
- дебаты;
- мозговой штурм или мозговая атака;
- изготовление газеты;
- опросы, анкетирование.
- классные часы
Экскурсии:
- посещение библиотек;
- посещение Дворца искусств и Дворца культуры театра;
- посещение музеев;
- посещение парка.
СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ (ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ)
ДУХОВНО – НРАВСТВЕННОЕ ВОСПИТАНИЕ
Цель: обучение учащихся пониманию смысла человеческого существования, ценности своего существования, ценности существования других людей.
Задачи:
- Формировать у учащихся нравственную культуру миропонимания;
- Формировать осознание значимости нравственного опыта прошлого и будущего, и своей роли в нём;
- Воспитывать доброе отношение к окружающим людям, к природе;
- Воспитывать добросовестное отношение к своим обязанностям, к самому себе, к общественным поручениям;
- Формировать у учащихся умение отстаивать свою нравственную позицию в ситуации выбора.
Формы реализации:
- «Мы - друзья» (Приложение 1);
- «Наша семья» (Приложение 2);
- «Этикет и мы» (Приложение 3);
- Конкурсы рисунков, газет, плакатов;
- Встреча с военной поэзией, чтение книг на военную тему;
- Цикл мероприятий «Спешите делать добро»;
- Цикл бесед: «Школа вежливости»;
- Цикл бесед: «О доброте и отзывчивости»,
- Цикл бесед: «Ты не один на свете» и др.
ГРАЖДАНСКО – ПАТРИОТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ
Цель: воспитание уважения к истории и культуре своего народа, национальным святыням, любовь к родной земле, чтобы обогатить души детей и пробудить желании быть полезными Родине.
Задачи:
- Воспитание уважения к Отечеству и гордость за него;
- Воспитание юного гражданина на традициях русской национальной культуры;
- Воспитание чувства любви к родной Российской земле;
- Участие в праздниках, посвященных Дню Победы.
Формы реализации:
- Патриотический час «Россия – родина моя!»;
- Принять участие в акции добрых дел "Нам жизнь дана на добрые дела", изготовление открыток ко Дню пожилого человека;
- Конкурс-викторина «О солдатах и генералах»;
- Выставка – беседа «О тех, кто мир нам подарил»;
- Классный час «След войны в моей семье»
ЭСТЕТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ
Цель: развитие эстетического восприятия окружающего мира и способности ценить и создавать прекрасное.
Задачи:
- Развитие эстетических чувств и эмоций, развитие воображения;
- Эстетическое просвещение учащихся в области искусства, культуры;
- Индивидуальное эстетическое воспитание, направленное на развитие художественных задатков, способностей и склонностей учащихся;
- Формирование механизма эстетического самообразования;
- Формирование эстетических отношений, восприятия, чувств, вкуса и идеала.
Формы реализации:
- Выставка творческих работ;
- Участие в конкурсе чтецов;
- Экскурсии в музеи, театры города;
- Классный час: «В гостях у сказки»;
- Изготовление открыток, сувениров.
СПОРТИВНО – ОЗДОРОВИТЕЛЬНОЕ НАПРАВЛЕНИЕ
Цель: использование педагогических технологий и методических приёмов для демонстрации учащимся значимости физического и психического здоровья человека; воспитание понимания важности здоровья для будущего самоутверждения.
Задачи:
- Формировать у учащихся культуру сохранения и совершенствования собственного здоровья;
- Знакомить учащихся с опытом и традициями предыдущих поколений по сохранению физического и психического здоровья;
- Способствовать формированию навыков грамотного передвижения по улицам, через дорогу;
- Знакомить с дорожными знаками, с правилами поведения на улице, дороге, в транспорте.
Формы реализации:
- Спортивные праздники и соревнования;
- Недели, месячники здоровья;
- Проекты «Здоровье и безопасность», «Утренняя зарядка», «История Олимпийских игр» и др;
- Физкультминутки, физкультпаузы;
- Подвижные игры;
- Факультатив «Разговор о правильном питании»;
- Спортивные секции;
- Цикл бесед и игровых мероприятий по правилам дорожного движения.
ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ
Цель: оказание помощи ученикам в развитии в себе способности мыслить рационально, эффективно проявлять свои интеллектуальные умения в окружающей жизни и при этом действовать целесообразно.
Задачи:
- Определить круг реальных учебных возможностей ученика и зону его ближайшего развития;
- Создать условия для продвижения учащихся в интеллектуальном развитии;
- Формировать интеллектуальную культуру учащихся, развивать их кругозор и любознательность;
- Сохранить любопытство и информационную не насыщенность.
Формы реализации:
- Мониторинги знаний, умений и навыков по учебным предметам;
- Внеклассные мероприятия (конкурсы, викторины, познавательные игры-путешествия, интеллектуальные соревнования);
- Проектная деятельность: «Учебная книга – наш друг»;
- Проектная деятельность: «Посох Деда Мороза»;
- Проектная деятельность: «Растения, которые меня окружают дома»;
- Экскурсии познавательного характера;
- организация кружков и факультативов познавательного характера («Почемучки», «Умники и умницы»);
- Участие в районных, краевых, всероссийских конкурсах и олимпиадах.
ТРУДОВОЕ ВОСПИТАНИЕ
Цель: создание позитивного отношения к труду, формирование и закрепление навыков трудовой деятельности; привитие навыков самообслуживания.
Задачи программы:
- Формирование у школьников позитивной установки по отношению к труду, и восприятие труда как одной из высших ценностей в жизни;
- Формирование основ умственного и физического труда;
- Включение обучающихся с нарушением интеллекта в социальную среду, приобщение к общественной жизни на уровне их психофизических возможностей;
- Воспитание трудолюбия, чувства долга и ответственности, целеустремлённости и предприимчивости, честности.
Формы реализации:
- Калейдоскоп профессий «Все профессии важны, выбирай на вкус»;
- Посещение библиотеки: «Ремонт книг в библиотеке»;
- Круглый стол «Терпение и труд все перетрут»;
- Классный час «Чем пахнут ремёсла?»;
- Конкурс рисунков «Труд в моей семье»;
- Акция: «Кормушка для пернатых друзей»;
- Клуб мастеров «Мастерская Деда Мороза».
ЭКОЛОГИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ
Цель: воспитание экологической культуры, включающей комплекс нравственно-этических норм и деятельностных принципов поведения во взамоотношениях человека, природы и общества, понимание сути глобальных проблем экологии, создание условий для социального становления и развития, самостоятельного выбора своей мировоззренческой позиции.
Задачи:
- Формировать целостное представление о природном и социальном окружении как среде обитания и жизнедеятельности человека;
- определять ценностные ориентиры
- понимание жизни как высшей ценности;
- признание человека как ценности всего смысла познания.
- познание природы как универсальной ценности,
- принятие ответственности человека за судьбу биосферы, природы, Земли.
Формы реализации:
- классные и библиотечные часы;
- проектная деятельность;
- экологические праздники и мероприятия;
- участие в экологических конкурсах, конференциях и олимпиадах;
- практическая помощь природе - кормушки, скворечники, субботники;
- туристско-краеведческие походы и экскурсии.
ОЖИДАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Конечным результатом должно быть не только овладение детьми определенных знаний, но умение и желание активно улучшать, защищать, любить природную среду.
Решаются не только эти вопросы, но и вопросы сплочения ученического коллектива, воспитание чувства дружбы, товарищества, умения придти на помощь в трудной ситуации, а также, самостоятельность, самореализация через различные коллективные дела. Также у учащихся приобретается опыт сотрудничества, реализация творческого потенциала.
МОДЕЛЬ ВЫПУСКНИКА НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЫ
У выпускника формируется:
- Становление нравственных, гражданско-правовых основ, умение их применять в жизни;
- Формирование системы ценностных отношений учащихся к окружающему миру;
- Освоение учащимися социальных ролей и способов самовыражения, реализация творческого потенциала;
- Формирование основ личностного достоинства, уважения прав человека, гражданственности, патриотизма;
- Становление доброго отношения к жизни, умения находить в ней радость и желания творить добро; формирование нравственного отношения к человеку, труду, природе;
- Формирование успешной личности, способной противостоять проблемам окружающего мира, способной ставить пред собой цели и успешно их добиваться; живущего в согласии с самим собой, с окружающей действительностью, занимающего активную позицию в обществе.
Cписок литературы
1) Саляхова, Ф. Ф.Воспитательная программа в начальной школе по ФГОС - 2015.- 26 с.
2) Костина, У. И. «Примерная программа воспитании и социализации обучающихся»: воспитательная программа в начальной школе - 2015.- 30 с.
3) Ахимович, А. П. Воспитательная программа «Солнечная страна» - 2011.- 17 с.
4) Хуснуллина, В. А. Программа воспитательной работы класса: «Лестница успеха» - 2014. - 18 с.
Приложения
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Воспитание должно способствовать развитию и становлению личности ребенка ; В процессе развития самосознания происходит овладение ребенком собственным поведением ; Ребенок осознает отношения между собой и окружающими.
Цели программы Побудить у младших школьников интерес к самому себе, своему внутреннему духовному миру, вывести личность ребёнка в режим саморазвития; Формирование и раскрытие творческой индивидуальности личности каждого ребёнка.
Задачи программы Способствовать формированию мотивации к активной жизненной позиции и здоровому образу жизни; Создать условия для интеллектуального, коммуникативного, эстетического и физического самовыражения личности школьника; Воспитывать бережное отношение к природе; Приобщать младшего школьника к нормам нравственности и общечеловеческих ценностей; Развивать творческую деятельность через КТД.
Условия реализации программы Василиса Премудрая приносит задания на смекалку, логику ; С Боровичком ребята познают мир природы, учатся ухаживать за цветами, заботиться о домашних животных ; Крокодил Гена и Чебурашка учат путешественников заботиться о младших и старших, друг о друге ; С Доктором Айболитом дети закрепляют умения и навыки личной гигиены.
Духовно – нравственное направление Задачи: Воспитывать доброе отношение к окружающим людям, к природе; Воспитывать добросовестное отношение к своим обязанностям, к самому себе, к общественным поручениям.
Формы реализации Волшебная сила слова: «Мы - друзья»; «Наша семья»; «Наша семья – наш класс», «Этикет и мы»; Цикл бесед: «Школа вежливости» ; Цикл бесед: «О доброте и отзывчивости» ; Цикл бесед: «Ты не один на свете» .
Гражданско – патриотическое воспитание Задачи: Воспитание чувства любви к родной Российской земле; Участие в праздниках, посвященных Дню Победы.
Формы реализации Акция добрых дел: «Нам жизнь дана на добрые дела» ; Изготовление открыток ко Дню пожилого человека; Выставка – беседа: «О тех, кто мир нам подарил».
Эстетическое воспитание Задачи: Развитие эстетических чувств и эмоций, развитие воображения; Формирование механизма эстетического самообразования; Формирование эстетических отношений, восприятия, чувств, вкуса и идеала.
Формы реализации Выставка творческих работ ; Участие в конкурсе чтецов ; Экскурсии в музеи, театры города; Классный час: «В гостях у сказки»; Изготовление открыток, сувениров.
Спортивно – оздоровительное воспитание Задачи: Знакомить учащихся с опытом и традициями предыдущих поколений по сохранению физического и психического здоровья; Способствовать формированию навыков грамотного передвижения по улицам, через дорогу; Знакомить с дорожными знаками, с правилами поведения на улице, дороге, в транспорте.
Формы реализации Спортивные праздники и соревнования ; Недели, месячники здоровья ; Физкультминутки, физкультпаузы ; Подвижные игры ; Цикл бесед и игровых мероприятий по правилам дорожного движения.
Интеллектуальное развитие Задачи: Определить круг реальных учебных возможностей ученика и зону его ближайшего развития; Создать условия для продвижения учащихся в интеллектуальном развитии; Формировать интеллектуальную культуру учащихся, развивать их кругозор и любознательность; Сохранить любопытство и информационную не насыщенность.
Формы реализации Мониторинги знаний, умений и навыков по учебным предметам; Проектная деятельность: «Учебная книга – наш друг»; Проектная деятельность: «Посох Деда Мороза»; Проектная деятельность: «Растения, которые меня окружают дома»;
Трудовое воспитание Задачи: Включение обучающихся с нарушением интеллекта в социальную среду, приобщение к общественной жизни на уровне их психофизических возможностей; Воспитание трудолюбия, чувства долга и ответственности, целеустремлённости и предприимчивости, честности.
Формы реализации Посещение библиотеки: «Ремонт книг в библиотеке»; Круглый стол: «Терпение и труд все перетрут»; Классный час: «Чем пахнут ремёсла?»; Клуб мастеров: «Мастерская Деда Мороза».
Экологическое воспитание Задачи: определять ценностные ориентиры: - понимание жизни как высшей ценности; - признание человека как ценности всего смысла познания. - познание природы как универсальной ценности, - принятие ответственности человека за судьбу биосферы, природы, Земли .
Формы реализации участие в экологических конкурсах, конференциях и олимпиадах; практическая помощь природе - кормушки, скворечники, субботники; туристско-краеведческие походы и экскурсии.
Модель выпускника начальной школы Формирование системы ценностных отношений учащихся к окружающему миру; Освоение учащимися социальных ролей и способов самовыражения, реализация творческого потенциала; Формирование основ личностного достоинства, уважения прав человека, гражданственности, патриотизма.
C писок литературы http://infourok.ru/vospitatelnaya-programma-v-nachalnoy-shkole-po-fgos-klassi-463264.html http://nsportal.ru/nachalnaya-shkola/vospitatelnaya-rabota/2015/09/26/vospitatelnaya-rabota-1-4-klassov-po-fgos http://nsportal.ru/blog/nachalnaya-shkola/all/2011/03/26/vospitatelnaya-programma http://festival.1september.ru/articles/564485/
Спасибо за внимание!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Система воспитательной работы "Открытие мира и себя"
В статье вы получите информацию о воспитании гармонично развитой здоровой личности, познакомитесь с моделью ученика начальной школы, найдёте ответы на многие вопросы....
воспитательная программа " Мир вокруг нас" 4 класс
воспитательная работа является основным механизмом организации индивидуального подхода к учащимся. Воспитательная программа создаёт условия для непрерывного образования и воспитатния детей через прове...
ПРОГРАММА социализации учащихся 3 класса "Познай себя"
Цель данной программы состоит в обеспечении целостного подхода к воспитанию учащихся 3 класса в соответствии с ФГОС НОО...
Программа воспитательной работы класса «В поисках себя»
Программа воспитательной работы класса «В поисках себя»...
Воспитательная программа "Познай себя".
Воспитательная программа "Познай себя" расчитана на 4 года....
Комплексная воспитательная программа «Вокруг тебя – мир» для ГПД младших классов воспитателя А.Я. Башмаковой
В настоящее время общество осознало необходимость осуществления культурных целей образования, ориентированных на личность и ее саморазвитие в конкретных педагогических системах. Все более актуальн...
Воспитательная программа "Познай себя"
Цель данной программы – в атмосфере взаимного доверия и психологической открытости познать самих себя, выработать умения и навыки установления доброжелательных отношений с другими людьми.Для тог...