Клубный час
классный час (4 класс) на тему

Чикина Евгения Анатольевна

Помощь воспитателям ГПД по воспитанию нравственности, культуры поведения

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Клубный час21.57 КБ

Предварительный просмотр:

Приветливость открывает сердца

Цели: продолжить знакомство с основами этикета; убедить учащихся в необходимости соблюдения правил поведения в школе, на улице, дома.

Оборудование и оформление: на доске рисунки – лица мальчика и девочки (улыбающиеся), солнышко; название мероприятия; поговорки, высказывания известных людей:

 «Ничто не обходится нам так дешево и не ценится так дорого, как вежливость» (С. Сервантес).

 «Приветливость – это золотой ключ, который открывает железные замки людских сердец» (восточная поговорка).

 «Не делай людям того, что не желаешь себе» (И. Гете).

 «Относись к людям так, как ты хочешь, чтобы они относились к тебе» (И. Гете).

 «Если ты хочешь, чтобы друг твой горбов у тебя не заметил, сам не смотри на его бородавки» (Гораций).

 «Кто злословит с вами, тот злословит и о вас» (английская пословица).

Ход мероприятия

Чтец 1.        Дядя Саша огорчен,

        Рассказал он вот о чем:

        – Видел одного ребенка

        Я на улице сейчас.

        Очень славная девчонка,

        Переходит в 5-й класс.

        Но давно уже от Насти

        Я не слышал слова «здрасьте».

        А слово-то какое – очень дорогое!

Чтец 2.        Встретил Витю я, соседа…

        Встреча грустная была:

        На меня он, как торпеда,

        Налетел из-за угла!

        Но – представьте – зря от Вити

        Ждал я слова «извините».

        А слово-то какое – очень дорогое!

Чтец 3.        Дед про внучку говорил:

        – Экая досада!

        Я портфель ей подарил,

        Вижу – очень рада!

        Но нельзя ж молчать, как рыба,

        Ну, сказала бы «спасибо».

        А слово-то какое – очень дорогое!

Воспиатель.  Ребята,  о  каких  словах забыли герои этого стихотворения? (Дети отвечают.) Правильно, о вежливых. Значит, этих мальчиков и девочек можно назвать невежливыми. А есть ли среди нас  такие дети? (Дети отвечают.)

К сожалению,  есть,  поэтому  сегодня  мы  с  вами   поговорим  об этикете – правилах поведения людей в обществе.

Прочитайте записанные на доске высказывания известных людей (первые два). И правда, важно уметь общаться, «открывать» сердца и ровесников, и людей старшего поколения.

Большое значение  в  общении  играют вежливые слова, перечислите их. (Дети называют.)

Как видите, это очень простые слова, но они волшебные, потому что помогают открыть дорогу к сердцу любого человека.

– Ребята, а что значит «быть вежливым»? Достаточно ли только знать и использовать вежливые слова?

Дети. Нет, нужно уважать окружающих.

Воспиатель. Правильно. Чтобы тебя любили окружающие, помни главное правило: уважай тех, с кем общаешься, – родителей, учителей, друзей, одноклассников, соседей. Известный педагог В. А. Сухомлинский сказал: «Право на уважение имеет лишь тот, кто уважает других людей». А уважение, в первую очередь, проявляется в знании правил поведения. Вы их знаете?

Дети. Да.

Воспиатель. Вот и проверим. Проведем экзамен. Я буду задавать вопросы, а вы – отвечать. Тот, кто правильно ответит на большее количество вопросов, получит звание «Самый вежливый».

1. Если ты допустил ошибку, обидел кого-то, случайно задел, что нужно сделать?

– Извиниться.

– Перечислите слова, с помощью которых это можно сделать.

Простите, извините, я нечаянно…

2. Если тебе назначили встречу, урок, занятие, когда нужно приходить?

– Вовремя, не опаздывать.

– Да! Точность (пунктуальность) – вежливость королей. Нужно уважать и ценить чужое время, всякое опоздание – признак дурного тона.

3. Если тебе сделали подарок, помогли, оказали услугу, что нужно сказать?

– Спасибо, благодарю, огромное спасибо…

– Благодарность есть скромность сильных, неблагодарность – тщеславие ничтожных.

4. Где бы ни был: в школе, дома, в гостях – как нужно выглядеть?

– Опрятно, аккуратно.

– Но! Заниматься своим внешним видом можно только дома или в специально отведенных для этого местах (привести примеры).

5. Если мама или папа, бабушка… попросили вас помочь в домашних делах, а вы договорились с ребятами поиграть на улице, что нужно сделать?

– Извиниться перед друзьями и идти помогать старшим.

– Старших нужно слушаться и помогать во всем, особенно родным, вы им обязаны своим рождением.

6. Если у вас плохое настроение, нужно ли испортить его и окружающим? А что нужно сделать?

– Улыбнуться.

– Вспомним мультипликационный фильм «Крошка Енот». Что помогло ему не бояться чудовища, живущего, как он думал, в озере?

– Улыбка.

– Давайте  споем   его   песенку  «Улыбка».  (сл.  М.  Пляцковского,  муз. В. Шаинского). 

Дети поют песню.

Воспиатель. Как видите, мрачное, недовольное выражение лица отравляет настроение других, губит их радость. «Улыбка на лице – любовь в словах», – говорит японская пословица. С доброжелательными людьми хочется дружить.

Чтец.        – Ура! Как раз

        Потехе час! –

        Расхохотался Дикобраз.

        – Ха-ха!

        – Хи-хи! – сейчас же подхватил

        Веселый нильский крокодил.

        – Ха-ха! Хи-хи!

        – Хе-хе! – откликнулся Жираф,

        Высоко голову задрав.

        – Хи-хи! Хе-хе!

        – Хо-хо! – раздался хохот Льва.

        – У-ху! – отозвалась Сова.

        – Хе-хе! Хо-хо! У-ху! –

        Смеялись все – и млад, и стар.

        Смеялся Ворон: – Кар-кар-кар!

        Смеялся Песик: – Гав-гав-гав!

        Кто веселится – тот и прав!

        На небе поднялась Луна –

        Заулыбалась и она.

        По всей Земле: у вас, у нас –

        Везде настал потехе час!

Воспитатель. Продолжим отвечать на вопросы.

7. Народная мудрость гласит: «Делу – время, потехе – час!». Можно ли смеяться на уроках?

– Нет.

8. Если вы встретили кого-то, что нужно сказать?

Здравствуйте, привет, здорово.

– С кем, как можно так здороваться?

– Если вы в течение дня встречаете несколько раз одного и того же человека, нужно ли каждый раз здороваться?

– Если вы встречаете двух взрослых людей, одного из которых вы знаете, нужно ли здороваться только с одним?

– Если вы не помните, здоровались ли сегодня с этим человеком, что нужно сделать? (Дети приводят примеры.)

– Привет, приветливость, приятный.

Воспитатель. Ребята, но есть еще правила, которые делают общение приятным, а тебя приветливым. Выражать внимание, дружелюбие, уважение нам помогают не только слова, но и жесты, манеры, мимика лица, которыми мы обмениваемся при встрече. (Привести примеры: что – хорошо, что – плохо.)

  • Нельзя кричать, размахивать руками, показывать пальцем.
  • Нельзя быть назойливым, навязчивым и жадным.

Ученик читает  стихотворение О. Григорьева «Жадина».

  • Не говори о недостатках другого: об оплошности в одежде, о прическе, внешности, физических пороках, дефектах, интересах. (Привести примеры.)
  • О себе воспитанный человек говорит в последнюю очередь. Помни: я – последняя буква в алфавите.

– Ребята, с кем лучше дружить: с тем, кто все время рассказывает о себе, или с тем, кто умеет слушать?

  • Не давай обещаний, если не уверен, что сможешь их выполнить.
  • Не говори о вещах, неприятных окружающим, за столом не говорят о том, что может испортить аппетит.
  • Не обсуждай отсутствующих. Прочитай, что написано на доске о злословии.
  • Не прерывай речь собеседника.
  • Мальчики должны вести себя как сильный пол: помогать девочкам, пропускать их вперед, не обижать…
  • Девочки должны быть опрятными, не кричать, быть скромными, казаться слабыми, чтобы мальчики хотели их защищать.

Подведение итогов занятия.

Воспитатель. Если вы будете соблюдать правила, о которых мы сегодня говорили, у вас будет много друзей, жить вам станет намного легче и приятнее. Мне очень хочется, чтобы о вас мне говорили: «Какие воспитанные в вашем классе дети».

Ну а мы еще не один раз будем говорить с вами об этикете: как вести себя за столом, как и чем едят, как нужно знакомиться, как поддерживать разговор и беседу…

Желаю вам успехов в общении.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Клубный час "Вода. Свойства и состояния воды"

Занятие проводится в форме космического путешествия. Дети стремятся помочь планете, на которой отсутствует жизнь, и одновременно закрепляют занания о свойствах и состояниях воды....

Клубная деятельность в начальной школе

Одним из направлений в системе работы семьи и школы является клубная деятельность. В 1 классе есть курс "Мой нижний Новгород (Автор Л. М. Добролюбова)....

Сценарий клубного часа "8 марта-праздник мам".

Сценарий разработан к празднику 8 марта и проведён в режиме группы продлённого дня....

Клубный час " Вот что значит настоящий, верный друг"

Клубный час проходит в форме игры, с просмотром мультфильма и  использованием тренинга...

"Методические рекомендации по проведению клубного часа «Мой первый естественнонаучный практикум» для 4-го класса

Дети знакомятся с веществами и химическими явлениями в начальной школе. Каждый знает вещества, используемые в быту, полезные ископаемые и даже отдельные химические элементы. Постепенно к началу ...

Тематическое планирование клубных часов в ГПД

Тематическое планирование клубных часов: "Час здоровья", "Любимая книга", "Маленький художник", "Золотые руки", "Любимая песня" в ГПД  для первоклассников....

Клубный час "Кто в лесу живёт?"

Клубный час для проведения в группе продлённого дня....