Рабочая программа внеурочной деятельности "Шахматы"
рабочая программа (1, 2, 3 класс) на тему

Чаш-оол Андрей Кара-оолович

Рабочая программа 1 класс

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rab_progr_1_klass.docx37.54 КБ
Файл rab_progr_2_klass.docx33.34 КБ
Файл rab_progr_3_klass.docx44.43 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа №2 г. Шагонар

муниципального района «Улуг-Хемский кожуун РТ»

Рассмотрено                                Согласовано                    Утверждено

на заседании ШМО                       завуч поУВР                    Директор МБОУ СОШ №2                            

Протокол №____

                                                      ___________/Чулдум А.В/             _________/Кара-Сал Н.Б/

«___»__________2018г.             «___»__________2018г.                   «___»__________2018г.        

                         Рабочая программа

   по внеурочной деятельности

    «Шахматы»

     Ступень обучения: продолжающееся, 1 класс

     Уровень: базовый

     Срок реализации: 2018-2019 г

        Программа разработана на основе

авторской программы И.Г.Сухина

  «Шахматы-школе»  

                                                                            Составитель: Чаш-оол А.К.

                                                       Количество часов: 33 ч

                                                    Шагонар-2018г

СОДЕРЖАНИЕ

Пояснительная записка

Стр.2

Цели, задачи, объем программы

Стр.3

Основные формы работы,содержание программы внеурочной деятельности

стр. 4

Планируемые результаты

Стр. 5-6

Учебно-методическое обеспечение

Стр. 7

Тематическое планирование курса

Стр. 8-11

Распределение программного материала

Стр. 12-24

Список литературы

Стр. 25

Пояснительная записка

Программа для учащихся 1 - го класса «Шахматы» реализует общеинтеллектуальное направление внеурочной деятельности и составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта на основе Программы «Шахматы - школе», автор И.Г. Сухин.

Актуальность программы обусловлена тем, что в школе происходят радикальные изменения: на первый план выдвигается развивающая функция обучения, в значительной степени способствующая становлению личности школьников младшего возраста и наиболее полному раскрытию их творческих способностей. Введение «Шахмат» позволяет реализовать многие позитивные идеи отечественных теоретиков и практиков — сделать обучение радостным, поддерживать устойчивый интерес к знаниям.

Новизна. Обучение игре в шахматы с самого раннего возраста помогает многим детям не отстать в развитии от своих сверстников, открывает дорогу к творчеству сотням тысяч детей некоммуникативного типа. Расширение круга общения, возможностей полноценного самовыражения, самореализации позволяет этим детям преодолеть замкнутость, мнимую ущербность.

Педагогическая целесообразность программы объясняется тем, что начальный курс по обучению игре в шахматы максимально прост и доступен школьникам. Стержневым моментом занятий становится деятельность самих учащихся, когда они наблюдают, сравнивают, классифицируют, группируют, делают выводы, выясняют закономерности. При этом предусматривается широкое использование занимательного материала, включение в уроки игровых ситуаций. Важное значение при изучении шахматного курса имеет специально организованная игровая деятельность на занятиях, использование приема обыгрывания учебных заданий, создания игровых ситуаций.

Цели программы:

  1. Обучить правилам игры в шахматы.
  2. Сформировать умения играть каждой фигурой в отдельности и в совокупности с другими фигурами без нарушений правил шахматного кодекса.
  3. Воспитать уважительное отношение в игре к противнику.

Задачи:

  1. Познакомить с шахматными терминами, шахматными фигурами и шахматным кодексом.
  2. Научить ориентироваться на шахматной доске.
  3. Научить правильно помещать шахматную доску между партнерами; правильно расставлять фигуры перед игрой; различать горизонталь, вертикаль, диагональ.
  4. Научить играть каждой фигурой в отдельности и в совокупности с другими фигурами.
  5. Сформировать умение рокировать; объявлять шах; ставить мат.
  6. Сформировать умение решать элементарные задачи на мат в один ход.
  7. Познакомить с обозначением горизонталей, вертикалей, полей, шахматных фигур.
  8. Познакомить с ценностью шахматных фигур, сравнительной силой фигур.
  9. Сформировать умение записывать шахматную партию.
  10. Сформировать умение проводить элементарные комбинации.
  11.  Развивать восприятие, внимание, воображение, память, мышление, начальные формы волевого управления поведением.

Объем программы: программа рассчитана на 1 год обучения. На реализацию курса отводится 1 час в неделю. Режим занятий обусловлен нормативно-правовой базой общеобразовательной, ориентированной на обучение младшего  школьного возраста.

Занятия проводятся 1 раз в неделю по 35 минут.

Основные формы работы на занятии: индивидуальные, групповые и коллективные (игровая деятельность).

Структура занятия включает в себя изучение теории шахмат через использование дидактических и игровых ситуаций.

Для закрепления знаний обучающихся используются дидактические задания и позиции для игровой практики.

Содержание программы внеурочной деятельности

«Шахматы»

Первый год обучения Программой предусматривается 33шахматных занятия (одно  занятие в неделю). Учебный курс включает в себя шесть тем. На каждом из занятий прорабатывается элементарный шахматный материал с углубленной проработкой отдельных тем. Основной упор на занятиях делается на детальном изучении силы и слабости каждой шахматной фигуры, ее игровых возможностей. В программе предусмотрено, чтобы уже на первом этапе обучения дети могли сами оценивать сравнительную силу шахматных фигур, делать выводы о том, что ладья, к примеру, сильнее коня, а ферзь сильнее ладьи.

Программа разработана для детей начальных классов, но она может быть использована на начальном этапе обучения во вторых классах. Это обеспечивается применением на занятиях доступных заданий по каждой теме для каждой возрастной группы детей. К примеру, при изучении игровых возможностей ладьи  детям младшего школьного возраста предлагаются более легкие дидактические задания, чем детям среднего возраста, при этом последовательность изложения материала остается прежней.

Планируемые результаты освоения обучающимися  программы внеурочной деятельности

К концу учебного года дети должны знать: шахматные термины: белое и черное поле, горизонталь, вертикаль, диагональ, центр, партнеры, начальное положение, белые, черные, ход, взятие, стоять под боем, взятие на проходе, длинная и короткая рокировка, шах, мат, пат, ничья; названия шахматных фигур: ладья, слон, ферзь, конь, пешка, король; правила хода и взятия каждой фигуры.

К концу учебного года дети должны уметь: ориентироваться на шахматной доске; играть каждой фигурой в отдельности и в совокупности с другими фигурами без нарушений правил шахматного кодекса; правильно помещать шахматную доску между партнерами; правильно расставлять фигуры перед игрой; различать горизонталь, вертикаль, диагональ; рокировать; объявлять шах; ставить мат; решать элементарные задачи на мат в один ход.

Личностные результаты освоения программы курса. Формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации к творческому труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям. Развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций. Развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей. Формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств. Развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, в том числе в информационной деятельности, на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе.

Метапредметные результаты освоения программы курса. Овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств её осуществления. Освоение способов решения проблем творческого и поискового характера. Формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результата. Формирование умения понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности и способности конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха. Овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации, установление аналогий и причинно-следственных связей, построение рассуждений. Готовность слушать собеседника и вести диалог; готовность признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою точку зрения и оценку событий. Определение общей цели и путей её достижения; умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности; осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих.

Предметные результаты освоения программы курса. Знать шахматные термины: белое и чёрное поле, горизонталь, вертикаль, диагональ, центр. Правильно определять и называть белые, чёрные шахматные фигуры; Правильно расставлять фигуры перед игрой; Сравнивать, находить общее и различие. Уметь ориентироваться на шахматной доске.

Ресурсное обеспечение.

Учебно-методическое обеспечение:

Программа «Шахматы-школе» - И.Г.Сухин

                Книги о шахматах

  • Сухин И.Г. Волшебные фигуры, или Шахматы для детей 2-5 лет: Книга - сказка для совместного чтения родителей и детей. - М.: Новая школа, 1994.
  • Зак В., Длуголенский Я. Я играю в шахматы (издание второе): Для старшего дошкольного и младшего школьного возраста. - Издательство «Детская литература», 1985.
  • Горенштейн Р.Я. Книга юного шахматиста: Учебное пособие для шахматистов второго - третьего разрядов. - 2-е изд., испр., доп.- М.: АОЗТ «Фердинанд», 1993.
  • Бобби Фишер учит играть в шахматы: издание для досуга - Киев: «Здоровье», 1991.
  • Гайшут А.Г. Увлекательная математика,/ Путешествие по шахматной доске: Учебное пособие. - М.: «Дом педагогики», 1995.
  • Сухин И. Приключения в шахматной стране. - М.: Педагогика, 1991.
  • Книжка - раскраска «Шахматные герои».
  • Журнал «Шахматное обозрение», 7-8/94

        Энциклопедии

        Методическое пособие для учителя

                                        Учебное оборудование

        Классная доска с набором приспособлений для крепления таблиц.

Магнитная доска.

Технические средства

Компьютер

Магнитофон

Мультимедийный проектор

Интерактивная доска

Тематическое планирование курса

1. ШАХМАТНАЯ ДОСКА (3 часа)

Шахматная доска, белые и черные поля, горизонталь, вертикаль, диагональ, центр. Дидактические игры и задания «Горизонталь». Двое играющих по очереди заполняют одну из горизонтальных линий шахматной доски кубиками (фишками, пешками и т. п.).

«Вертикаль». То же самое, но заполняется одна из вертикальных линий шахматной доски.

«Диагональ». То же самое, но заполняется одна из диагоналей шахматной доски.

Центр. Форма центра. Количество полей в центре.  

2.        ШАХМАТНЫЕ        ФИГУРЫ (5 час)

Белые, черные, ладья, слон, ферзь, конь, пешка, король. Дидактические игры и задания «Волшебный мешочек». В непрозрачном мешочке по очереди прячутся все шахматные фигуры, каждый из учеников на ощупь пытается определить, какая фигура спрятана. «Угадай-ка». Педагог словесно описывает одну из шахматных фигур, дети должны догадаться, что это за фигура.

«Секретная фигура». Все фигуры стоят на столе учителя в один ряд, дети по очереди называют все шахматные фигуры, кроме «секретной», которая выбирается) заранее; вместо названия этой фигуры надо сказать: «Секрет».

«Угадай». Педагог загадывает про себя одну из фигур, а дети по очереди пытаются угадать, какая фигура загадана. «Что общего?» Педагог берет две шахматные фигуры и спрашивает учеников, чем они похожи друг на друга. Чем отличаются? (Цветом, формой.) «Большая и маленькая». На столе шесть разных фигур. Дети называют самую высокую фигуру и ставят ее в сторону. Задача: поставить все фигуры по высоте.

3.        НАЧАЛЬНАЯ  РАССТАНОВКА ФИГУР (2 час)

Начальное положение (начальная позиция); расположение каждой из фигур в начальной позиции; правило «ферзь любит свой цвет»; связь между горизонталями, вертикалями, диагоналями и начальной расстановкой фигур. Дидактические игры и задания «Мешочек». Ученики по одной вынимают из мешочка шахматные фигуры и постепенно расставляют начальную позицию.

«Да и нет». Педагог берет две шахматные фигурки и спрашивает детей, стоят ли эти фигуры рядом в начальном положении.

«Мяч». Педагог произносит какую-нибудь фразу о начальном положении, к примеру: «Ладья стоит в углу», и бросает мяч кому-то из учеников. Если утверждение верно, то мяч следует поймать.        

4.        ХОДЫ        И ВЗЯТИЕ ФИГУР (основная тема учебного курса). (17час)

Правила хода и взятия каждой из фигур, игра «на уничтожение», белопольные и чернопольные слоны, одноцветные и разноцветные слоны, качество, легкие и тяжелые фигуры, ладейные, коневые, слоновые, ферзевые, королевские пешки, взятие на проходе, превращение пешки. Дидактические игры и задания

«Игра на уничтожение»— важнейшая игра курса. У ребенка формируется внутренний план действий, развивается аналитико-синтетическая функция мышления и др. Педагог играет с учениками ограниченным числом фигур (чаще всего фигура против фигуры). Выигрывает тот, кто побьет все фигуры противника.

«Один в поле воин». Белая фигура должна побить все черные фигуры, расположенные на шахматной доске, уничтожая каждым ходом по фигуре (черные фигуры считаются заколдованными, недвижимыми).

«Лабиринт». Белая фигура должна достичь определенной клетки шахматной доски, не становясь на «заминированные» поля и не перепрыгивая их.

«Перехитри часовых». Белая фигура должна достичь определенной клетки шахматной доски, не становясь на «заминированные» поля и на поля, находящиеся под ударом черных фигур.

«Сними часовых». Белая фигура должна побить все черные фигуры, избирается такой маршрут передвижения по шахматной доске, чтобы белая фигура ни разу не оказалась под ударом черных фигур.

«Кратчайший путь». За минимальное число ходов белая фигура должна достичь определенной клетки шахматной доски.

«Захват контрольного поля». Игра фигурой против фигуры ведется не с целью уничтожения, а с целью установить свою фигуру на определенное поле. При этом запрещается ставить фигуры на клетки, находящиеся под ударом фигуры противника.

 «Защита контрольного поля». Эта игра подобна предыдущей, но при точной игре обеихсторон не имеет победителя.

«Атака неприятельской фигуры». Белая фигура должна за один ход напасть на черную фигуру, но так, чтобы не оказаться под боем.

«Двойной удар». Белой фигурой надо напасть одновременно на две черные фигуры. «Взятие». Из нескольких возможных взятий надо выбрать лучшее — побить незащищенную фигуру.

«3ащита».3десь нужно одной белой фигурой защитить другую, стоящую под боем. «Выиграй фигуру». Белые должны сделать такой ход, чтобы при любом ответе черных они проиграли одну из своих фигур.

«Ограничение подвижности». Это разновидность «игры на уничтожение», но с «заминированными» полями. Выигрывает тот, кто побьет все фигуры противника.

Примечание. Все дидактические игры и задания из этого раздела (даже такие на первый взгляд странные, как «Лабиринт», «Перехитри часовых» и т. п., где присутствуют «заколдованные» фигуры и «заминированные» поля) моделируют в доступном для детей 6—7 лет виде те или иные реальные ситуации, с которыми сталкиваются шахматисты в игре на шахматной доске. При этом все игры и задания являются занимательными и развивающими, эффективно способствуют тренингу образного и логического мышления.

5.         ШАХМАТНАЯ ПАРТИЯ (3 час)

Шах, мат, пат, ничья, мат в один ход, длинная и короткая рокировка и ее правила.

Дидактические игры и задания

«Шах или не шах». Приводится ряд положений, в которых ученики должны определить: стоит ли король под шахом или нет.

«Дай шах». Требуется объявить шах неприятельскому королю.

«Пять шахов». Каждой из пяти белых фигур нужно объявить шах черному королю. «Защита от шаха». Белый король должен защититься от шаха.

«Мат или не мат». Приводится ряд положений, в которых ученики должны определить: дан ли мат черному королю.

«Первый шах». Игра проводится всеми фигурами из начального положения. Выигрывает тот, кто объявит первый шах.

«Рокировка». Ученики должны определить, можно ли рокировать в тех или иных случаях.

6. ИГРА ВСЕМИ ФИГУРАМИ ИЗ НАЧАЛЬНОГО ПОЛОЖЕНИЯ. (3час)

Самые общие представления о том, как начинать шахматную партию.

Дидактические игры и задания

«Два хода». Для того чтобы ученик научился создавать и реализовывать угрозы, он играет с педагогом следующим образом: на каждый ход учителя ученик отвечает двумя своими ходами.

Список литературы

  1. Примерные программы внеурочной деятельности. Начальное и основное образование / под ред. В.А.Горского - М.: Просвещение, 2011.
  2. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования / Министерство образования и науки Рос. Федерации. - М.:Просвещение,2011.
  3. Сухин И. Волшебные фигуры, или Шахматы для детей 2-5 лет. - М.: Новая школа,

1994.

  1. Сухин И. Волшебный шахматный мешочек. - Испания: Издательский центр Маркота. Международная шахматная Академия Г. Каспарова, 1992.
  2. Сухин И. Необыкновенные шахматные приключения.
  3. Сухин И. Приключения в Шахматной стране. - М.: Педагогика, 1991.
  4. Сухин И. Удивительные приключения в Шахматной стране. - М.: Поматур, 2000.
  5. Сухин И. Шахматы для самых маленьких. - М.: Астрель, ACT, 2000.
  6. Сухин И. Шахматы, первый год, или Там клетки черно-белые чудес и тайн полны: Учебник для 1 класса четырёхлетней и трёхлетней начальной школы. - Обнинск: Духовное возрождение, 1998.
  7. Сухин И. Шахматы, первый год, или Учусь и учу: Пособие для учителя - Обнинск: Духовное возрождение, 1999.
  8.  Авербах Ю., Бейлин М. Шахматный самоучитель. М., Сов. Россия, 1970 г. 13. Бондаревский И. Учитесь играть в шахматы. М., ФиС, 1999 г. 14. Бронштейн Д., Самоучитель шахматной игры. ФиС, 1982. 15. Журавлев Н. Шаг за шагом. М., ФиС, 1986 . 16. Капабланка Х.Р. Учебник шахматной игры. М., ФиС, 1983. 17. Костьев А. Уроки шахмат. М., ФиС, 1984.18.Костьев А., Учителю о шахматах. М., Просвещение. 1999 .


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа №2 г. Шагонар

муниципального района «Улуг-Хемский кожуун РТ»

Рассмотрено                                Согласовано                    Утверждено

на заседании ШМО                       завуч поУВР                    Директор МБОУ СОШ №2                            

Протокол№____

                                                      ___________/Чулдум А.В/             _________/Кара-Сал Н.Б./

«___»__________2018г.             «___»__________2018г.                   «___»__________2018г.        

                         Рабочая программа

   по внеурочной деятельности

    «Шахматы»

     Ступень обучения: продолжающееся, 2 класс

     Уровень: базовый

     Срок реализации: 2018-2019 г

        Программа разработана на основе

авторской программы И.Г.Сухина

  «Шахматы-школе»  

                                                                            Составитель: Чаш-оол А.К.

                                                       Количество часов: 33 ч

                                                    Шагонар-2018г

СОДЕРЖАНИЕ

Пояснительная записка

Стр.2-3

Цели, задачи, формы работы  

Стр. 4

Содержание программы внеурочной деятельности

стр. 5-7

Планируемые результаты

Стр. 8-9

Учебно-методическое обеспечение

Стр. 10

Распределение программного материала

Стр. 11-25

Список литературы

Стр. 26

 

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Программа для учащихся 2 - го класса «Шахматы» реализует общеинтеллектуальное направление внеурочной деятельности и составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта на основе Программы «Шахматы - школе», автор И.Г. Сухин,  который опирается на ряд нетрадиционных авторских наработок.В их  числе:
- широкое  использование  в  учебном  процессе  игры  на  фрагментах  шахматной  доски;
- применение нестандартных дидактических заданий  и  игр;
- детальное изучение возможностей каждой шахматной фигуры;
- преимущественное использование в учебном процессе игровых положений с ограниченным количеством фигур;
- выявление стержневой игры первого этапа обучения "Игры на уничтожение": фигура против фигуры;
- разработка конкретных блоков игровых положений для каждой дидактической игры;
- неспешный подвод к краеугольному шахматному термину "мат.

Актуальность  программы 

Обучение  младших школьников игре в шахматы является весьма актуальным на сегодняшний день.  Игра в шахматы позволяет обеспечить более комфортное вхождение ребенка в учебный процесс, позволяет снизить уровень стресса, благотворно влияет как на процесс обучения, так и на развитие личности ребенка, повышение продуктивности его мышления.

В начальной школе происходят радикальные изменения: на первый план выдвигается развивающая функция обучения, в значительной степени способствующая становлению личности младших школьников и наиболее полному раскрытию их творческих способностей.

Шахматы в начальной школе положительно влияют на совершенствование у детей многих психических процессов и таких качеств, как восприятие, внимание, мышление и т.д.

Углубленный образовательный уровень достигается учащимися первой группы шахматного кружка в результате усвоения системы взаимосвязанных основ комбинационной и позиционной игры, постигаемых методом сравнительного анализа шахматной игры.

      Начальный образовательный уровень воспитанников шахматного кружка второй группы достигается в результате усвоения краткой шахматной истории, шахматной азбуки, шахматной тактики, шахматной психологии (состязание умов и характера), шахматной этики (уважение к партнеру, к шахматным школам, направлениям), а также в результате систематического личного участия в соревнованиях и турнирах.

     Итоговый образовательный уровень достигается воспитанниками в результате усвоения ими всего образовательного курса программы.

     Шахматы положительно влияют на совершенствование у детей многих психических процессов и таких качеств, как восприятие, внимание, воображение, память, мышление, начальные формы волевого управления поведением. Постепенно расширяются теоретические знания и практические умения и навыки.

Начальный курс по обучению игре в шахматы максимально прост и доступен младшим школьникам. Важное значение при изучении шахматного курса имеет специально организованная игровая деятельность на уроках, использование приема обыгрывания учебных заданий, создания игровых ситуаций. В программу включены различные дидактические игры и задания, дается распределение программного материала, шахматные игры.    

     Шахматы – это не только игра,  доставляющая  детям  много  радости, удовольствия,  но и  действенное, эффективное средство их умственного развития. Неоценима роль шахмат в формировании внутреннего плана действий – способности действовать в уме.  
 

Новизна
Введение факультатива "Шахматы – школе" позволяет реализовать многие позитивные идеи отечественных теоретиков и практиков – сделать обучение радостным, поддерживать устойчивый интерес к знаниям. Стержневым моментом уроков становится деятельность самих учащихся, когда они наблюдают, сравнивают, классифицируют, группируют, делают выводы, выясняют закономерности. При этом предусматривается широкое использование занимательного материала, включение в уроки игровых ситуаций, чтение дидактических сказок и т. д.

Объем программы: программа рассчитана на 1 год обучения. На реализацию курса отводится 1 час в неделю. Режим занятий обусловлен нормативно-правовой базой общеобразовательной школы, ориентированной на обучение детей младшего школьного возраста.

Занятия проводятся 1 раз в неделю по 35 минут.

Цели программы:

- Выявление одаренных детей;

- Развитие универсальных учебных действий учащихся;

- Развитие способности ориентации по шахматам.

Задачи:

  1. Познакомить с шахматными терминами, шахматными фигурами и шахматным кодексом.
  2. Научить ориентироваться на шахматной доске.
  3. Научить правильно помещать шахматную доску между партнерами; правильно расставлять фигуры перед игрой; различать горизонталь, вертикаль, диагональ.
  4. Научить играть каждой фигурой в отдельности и в совокупности с другими фигурами.
  5. Сформировать умение рокировать; объявлять шах; ставить мат.
  6. Сформировать умение решать элементарные задачи на мат в один ход.
  7. Познакомить с обозначением горизонталей, вертикалей, полей, шахматных фигур.
  8. Познакомить с ценностью шахматных фигур, сравнительной силой фигур.
  9. Сформировать умение записывать шахматную партию.
  10. Сформировать умение проводить элементарные комбинации.
  11. Развивать восприятие, внимание, воображение, память, мышление,  начальные формы волевого управления поведением.

Формы  работы: индивидуальные,  групповые занятия,  игры,  турниры.

Структура занятия включает в себя изучение теории шахмат через использование дидактических и игровых ситуаций. Для закрепления знаний обучающихся используются дидактические задания и позиции для игровой практики.

ПРОГРАММА ВТОРОГО ГОДА ОБУЧЕНИЯ

ВТОРОЙ ГОД ОБУЧЕНИЯ

Программа второго года обучения предназначена для вторых классов четырехлетней и трехлетней начальной школы.

Программа предусматривает 33учебных занятия, по одному уроку в неделю. Если на первом году обучения большая часть времени отводилась изучению силы и слабости каждой шахматной фигуры, то теперь много занятий посвящено простейшим методам реализации материального и позиционного преимущества. Важным достижением в овладении шахматными основами явится умение детей ставить мат.

Учебный курс включает в себя шесть тем: "Краткая история шахмат", "Шахматная нотация", "Ценность шахматных фигур", "Техника матования одинокого короля", "Достижение мата без жертвы материала", "Шахматная комбинация".

В программе дается перечень дидактических игр и заданий с небольшими пояснениями к ним, приводится вариант поурочного распределения программного материала, а также список оригинальных учебников и пособий в помощь обучающим шахматной игре.

Тематическое планирование курса

1. КРАТКАЯ ИСТОРИЯ ШАХМАТ. Рождение шахмат. От чатуранги к шатранджу. Шахматы проникают в Европу. Чемпионы мира по шахматам.

2. ШАХМАТНАЯ НОТАЦИЯ. Обозначение горизонталей и вертикалей, полей, шахматных фигур. Краткая и полная шахматная нотация. Запись шахматной партии. Запись начального положения.

Дидактические игры и задания

"Назови вертикаль". Педагог показывает одну из вертикалей, ученики должны назвать ее (например:"Вертикаль "е"), Так школьники называют все вертикали. Затем педагог спрашивает: "На какой вертикали в начальной позиции стоят короли? Ферзи? Королевские слоны? Ферзевые ладьи?" И т. п.

"Назови горизонталь". Это задание подобно предыдущему, но дети выявляют горизонталь (например:"Вторая горизонталь").

"Назови диагональ". А здесь определяется диагональ (например: "Диагональ е1 – а5").

"Какого цвета поле?" Учитель называет какое-либо поле и просит определить его цвет.

"Кто быстрее". К доске вызываются два ученика, и педагог предлагает им найти на демонстрационной доске определенное поле. Выигрывает тот, кто сделает это быстрее.

"Вижу цель". Учитель задумывает одно из полей и предлагает ребятам угадать его. Учитель уточняет ответы учащихся.

3. ЦЕННОСТЬ ШАХМАТНЫХ ФИГУР. Ценность фигур. Сравнительная сила фигур. Достижение материального перевеса. Способы защиты.

Дидактические игры и задания

"Кто сильнее". Педагог показывает детям две фигуры и спрашивает: "Какая фигура сильнее? На сколько очков?"

"Обе армии равны". Педагог ставит на столе от одной до четырех фигур и просит ребят расположить на своих шахматных досках другие наборы фигур так, чтобы суммы очков в армиях учителя и ученика были равны.

"Выигрыш материала". Педагог расставляет на демонстрационной доске учебные положения, в которых белые должны достичь материального перевеса.

"Защита". В учебных положениях требуется найти ход, позволяющий сохранить материальное равенство.

4. ТЕХНИКА МАТОВАНИЯ ОДИНОКОГО КОРОЛЯ. Две ладьи против короля. Ферзь и ладья против короля. Король и ферзь против короля. Король и ладья против короля.

Дидактические, игры и задания -

"Шах или мат". Шах или мат черному королю?

"Мат или пат". Нужно определить, мат или пат на шахматной доске.

"Мат в один ход". Требуется объявить мат в один ход черному королю.

"На крайнюю линию". Белыми надо сделать такой ход, чтобы черный король отступил на одну из крайних вертикалей или горизонталей.

"В угол". Требуется сделать такой ход, чтобы черным пришлось отойти королем на угловое поле.

"Ограниченный король". Надо сделать ход, после которого у черного короля останется наименьшее количество полей для отхода.

5. ДОСТИЖЕНИЕ МАТА БЕЗ ЖЕРТВЫ МАТЕРИАЛА. Учебные положения на мат в два хода в дебюте, миттельшпиле и эндшпиле (начале, середине и конце игры). Защита от мата.

Дидактические игры и задания

"Объяви мат в два хода". В учебных положениях белые начинают и дают мат в два хода.

"Защитись от мата". Требуется найти ход, позволяющий избежать мата в один ход.

6. ШАХМАТНАЯ КОМБИНАЦИЯ. Достижение мата путем жертвы шахматного материала (матовые комбинации). Типы матовых комбинаций: темы разрушения королевского прикрытия, отвлечения, завлечения, блокировки, освобождения пространства, уничтожения защиты и др. Шахматные комбинации, ведущие к достижению материального перевеса. Комбинации для достижения ничьей (комбинации на вечный шах, патовые комбинации и др.).

Дидактические игры и задания

"Объяви мат в два хода". Требуется пожертвовать материал и дать мат в два хода.

"Сделай ничью". Требуется пожертвовать материал и достичь ничьей. "Выигрыш материала". Надо провести простейшую двухходовую комбинацию и добиться материального перевеса.

Планируемые результаты освоения обучающимися  программы внеурочной деятельности

К концу учебного года дети должны знать:

  • обозначение горизонталей, вертикалей, полей, шахматных фигур;
  • ценность шахматных фигур, сравнительную силу фигур.

К концу учебного года дети должны уметь:

  • записывать шахматную партию;
  • матовать одинокого короля двумя ладьями, ферзем и ладьей, королем и ферзем, королем и ладьей;
  • проводить элементарные комбинации.

Планируемые результаты, включающие  формирование УУД

В результате изучения курса кружка учащиеся научатся:

  • Использовать начальные шахматные знания, умения и навыки;
  • Овладевают основами логического мышления, пространственного воображения, речи;
  • Приобретают необходимые навыки игры;
  • -принципы игры в миттельшпиле
  •  -основные тактические приёмы;
  • -что означает термины; миттельшпиль, оппозиция, ключевые поля.
  • Научатся применять знания и представления для решения задач;
  • Приобретут начальный опыт применения шахматных знаний в повседневных ситуациях;
  • Научатся сравнивать, упорядочивать, устанавливать закономерность – правило, по которому составлена последовательность;
  • Научится составлять последовательность по заданному или самостоятельно выбранному правилу;
  • Познакомятся и должны запомнить основные термины: горизонталь, вертикаль, диагональ, поле, квадрат;
  • Должны запомнить  название фигур: король, ферзь, ладья, слон, конь, пешка, рокировка, вилка, шах, мат, пат, жертва и научатся распознавать их.
  • находить несложные тактические удары и проводить комбинации;
  • точно разыгрывать простейшие окончания.
  • Получат возможность научиться выполнять действия, проводить проверку правильности своего хода и оценки результата действия.

Личностные результаты освоения программы курса.

 Формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации к творческому труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям. Развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций. Развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей. Формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств. Развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, в том числе в информационной деятельности, на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе.

Метапредметные результаты освоения программы курса. Овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств её осуществления. Освоение способов решения проблем творческого и поискового характера. Формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результата. Формирование умения понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности и способности конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха. Овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации, установление аналогий и причинно-следственных связей, построение рассуждений. Готовность слушать собеседника и вести диалог; готовность признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою точку зрения и оценку событий. Определение общей цели и путей её достижения; умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности; осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих.

Предметные результаты освоения программы курса.

Знать шахматные термины: белое и чёрное поле, горизонталь, вертикаль, диагональ, центр. Правильно определять и называть белые, чёрные шахматные фигуры; Правильно расставлять фигуры перед игрой; Сравнивать, находить общее и различие. Уметь ориентироваться на шахматной доске.

МАТЕРИАЛЬНО – ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРОГРАММЫ

Учебно-методическое обеспечение:

Программа «Шахматы-школе» - И.Г.Сухин

                Книги о шахматах

  • Сухин И.Г. Волшебные фигуры, или Шахматы для детей 2-5 лет: Книга - сказка для совместного чтения родителей и детей. - М.: Новая школа, 1994.
  • Зак В., Длуголенский Я. Я играю в шахматы (издание второе): Для старшего дошкольного и младшего школьного возраста. - Издательство «Детская литература», 1985.
  • Горенштейн Р.Я. Книга юного шахматиста: Учебное пособие для шахматистов второго - третьего разрядов. - 2-е изд., испр., доп.- М.: АОЗТ «Фердинанд», 1993.
  • Бобби Фишер учит играть в шахматы: издание для досуга - Киев: «Здоровье», 1991.
  • Гайшут А.Г. Увлекательная математика,/ Путешествие по шахматной доске: Учебное пособие. - М.: «Дом педагогики», 1995.
  • Сухин И. Приключения в шахматной стране. - М.: Педагогика, 1991.
  • Книжка - раскраска «Шахматные герои».
  • Журнал «Шахматное обозрение», 7-8/94

        Энциклопедии

        Методическое пособие для учителя

                                        Учебное оборудование

        Классная доска с набором приспособлений для крепления таблиц.

Магнитная доска.

Технические средства

Компьютер

Магнитофон

Мультимедийный проектор

Интерактивная доска

Список литературы:

1. «Шахматная школа» (СД) Учебник и задачник для начинающих;

2. «Шахматная тактика» (СД) (до III-II разряд). Программа включает в себя книгу Сергея Ивашенко. «Учебник шахматных комбинаций». Более 1300 заданий;

  3. «Шахматный задачник. Мат в 1 ход». Часть 1 (СД в DVD в коробке); 40 000 малофигурных матов в 1 ход;

4. «Шахматный задачник. Мат в 1 ход» Часть 2 (СД в DVD в коробке);        

77 000 малофигурных матов в 1 ход;

5. «Шахматная школа для IV-II разрядов» (СД в DVD в коробке);  

6. Энциклопедия дебютных ошибок.

8.Сухин.И. «Шахматы 2 класс. Играем и выигрываем», 2003 г

9.Сухин.И. «Шахматы первый год или учись и учу. Пособие для учителя», 2004 г

10.Сухин.И. «Шахматы второй год или учись и учу. Пособие для учителя», 2004 г

11. Сухин.И. «Шахматы 1 класс. Там клетки черно-белые чудес и тайн полны. Рабочая тетрадь. В двух частях», 2006 г

12.Сухин.И. «Шахматы 2 класс. Играем и выигрываем. Рабочая тетрадь. В двух частях»», 2006 г

13.Сухин.И. «Шахматы. Первый год. Задачник: мат в один ход. 1500 позиций», 2006 г

14.В. Пожарский « Шахматный учебник», 2008 г

15. .В. Пожарский « Шахматный учебник на практике», 2009 г

16. С.К.Ондар «Учебник по правилам шахматной игры»,2010 г

17. Калиниченко Н. «Энциклопедия шахматных окончаний», 2004 г

18. Калиниченко Н. «Шахматная тактика. Начальный курс», 2009 г

19. Дворецкий М. «Учебник эндшпиля»

20. Мазья А. «Учебник шахматных комбинаций»,2003 г

21. Ю. Авербаха. «Шахматные окончания»,1983 г



Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа №2 г. Шагонар

муниципального района «Улуг-Хемский кожуун РТ»

Рассмотрено                                Согласовано                    Утверждено

на заседании ШМО                       завуч по УВР                    Директор МБОУ СОШ №2                            

Протокол№____

                                                      ___________/Чулдум А.В/             ___________/Кара-Сал Н.Б/

«___»__________2018г.             «___»__________2018г.                   «___»__________2018г.        

                         Рабочая программа

   по внеурочной деятельности

    «Шахматы»

     Ступень обучения: продолжающееся, 3 класс

     Уровень: базовый

     Срок реализации: 2015-2016 г

        Программа разработана на основе

авторской программы И.Г.Сухина

  «Шахматы-школе»  

                                                                            Составитель: Чаш-оол А.К.

                                                       Количество часов: 33 ч

                                                    Шагонар-2018г

СОДЕРЖАНИЕ

Пояснительная записка

стр. 2-3

Цели, задачи, ценностные ориентиры программы

стр. 4

Место предмета в учебном плане

стр. 5

Краткое описание содержания программы

стр. 6-14

Планируемые результаты, включающие  формирование УУД

стр. 15-16

Распределение программного материала

стр. 16-17

Список литературы

стр. 19

2. Пояснительная записка

Общая  характеристика  кружка

 «Обучение шахматной игре должно быть воспитанием

 способности самостоятельно мыслить»

Эммануил Ласкер.

       Шахматы – это игра в педагогическом отношении уникальная, одновременно воспитывающая и развивающая.  Шахматное образование включает в себя повышение уровня общей образованности детей, знакомство с теорией и практикой шахматной игры, развитее мыслительных способностей и интеллектуального потенциала школьников, воспитание у детей навыков волевой регуляции характера. Теория и практика шахматной игры выстраивается в соответствии с логикой трех образовательных уровней: второй, первой и высшей групп, принятых в нашем шахматном объединении. Каждая группа объединяет юных шахматистов на основе их примерно одинаковой подготовленности. Модели образовательных уровней групп выстроены на основании выводов ведущих педагогов-психологов В.В. Давыдова и Д.Б.Эльконина о возможностях развивающего обучения.

       Углубленный образовательный уровень достигается учащимися первой группы шахматного кружка в результате усвоения системы взаимосвязанных основ комбинационной и позиционной игры, постигаемых методом сравнительного анализа шахматной игры.

      Начальный образовательный уровень воспитанников шахматного кружка второй группы достигается в результате усвоения краткой шахматной истории, шахматной азбуки, шахматной тактики, шахматной психологии (состязание умов и характера), шахматной этики (уважение к партнеру, к шахматным школам, направлениям), а также в результате систематического личного участия в соревнованиях и турнирах.

     Итоговый образовательный уровень достигается воспитанниками в результате усвоения ими всего образовательного курса программы.

     Шахматы положительно влияют на совершенствование у детей многих психических процессов и таких качеств, как восприятие, внимание. Постепенно расширяются теоретические знания и практические умения и навыки.

     Программа предназначена для работы с детьми, проявляющими интерес к культуре и спорту. «Шахматное королевство» - нужен для начинающих юных шахматистов и уже имеющих некоторый опыт игры в шахматы. Она разработана на основе методических рекомендаций и примерной программы по организации внеурочной деятельности учащихся начальной школы  (М., Просвещение, 2010 г.)

Образовательный процесс в современной школе постоянно усложняется, и это требует от учащихся значительного умственного и нервно-психического напряжения. Доказано, что успешность адаптации к новым условиям обеспечивается, помимо других важных факторов, определенным уровнем физиологической зрелости детей, что предполагает хорошее здоровье и физическое развитие, оптимальное состояние центральной нервной системы и функций организма, определенный уровень сформированности двигательных навыков и развития физических качеств. Это дает возможность выдерживать достаточно серьезные психофизические нагрузки, связанные со школьным режимом и новыми условиями жизнедеятельности. Однако невысокий уровень здоровья и общего физического развития многих детей, поступающих в начальное звено, дальнейшее его снижение в процессе обучения представляют сегодня серьезную проблему.

У многих учеников  наблюдается низкая двигательная активность, широкий спектр функциональных отклонений в развитии опорно-двигательного аппарата, дыхательной, сердечно - сосудистой, эндокринной и нервной систем, желудочно-кишечного тракта и др. Детский организм по своим анатомо-физиологическим особенностям более чувствителен к неблагоприятным влияниям окружающей среды, а потому нуждается в таких внешних условиях обучения и воспитания, которые исключили бы возможность вредных влияний и способствовали бы укреплению здоровья, улучшению физического развития, повышению успешности учебной деятельности и общей работоспособности.

В связи с этим обязательная оздоровительная направленность коррекционно-развивающего образовательного процесса должна быть напрямую связана с возможностями игры, которыми она располагает как средством адаптации младших школьников к новому режиму. Игра способна в значительной степени обогатить и закрепить двигательный опыт детей и минимизировать те негативные моменты, которые имелись в их предшествующем физическом развитии и продолжают существовать. Результативно это может происходить только в том случае, если педагог хорошо знает индивидуальные особенности и потребности физического развития своих учеников, владеет рациональной технологией «встраивания» разнообразных подвижных, спортивных игр в режим жизнедеятельности младшего школьника и обладает широким арсеналом приемов использования их адаптационного, оздоровительно-развивающего и коррекционного потенциала.

Цель программы:

- Выявление одаренных детей;

- Развитие универсальных учебных действий учащихся;

- Развитие таланта;

- Развитие способности по шахматам.

Задачи программы:

  • Ознакомить с азами шахматной игры, правилам;
  • Изучить основные тактические приемы;
  • Выявить индивидуальные способности, интересы, склонности;
  • Развивать творческие способности детей, поддерживать интерес к шахматам;
  • Развивать аналитическое мышление, внимание, усидчивость;
  • Воспитание уважения к партнеру, самодисциплины, умения владеть собой, культуру поведения.
  • Организовать полезный досуг, пропагандировать ЗОЖ;
  • Включать семью и общественность в воспитательный процесс.

Ценностными ориентирами содержания данного  курса  являются:

  • – формирование умения рассуждать как компонента логической грамотности;
  • – формирование физических, интеллектуальных умений, связанных с выбором алгоритма действия,
  • – развитие познавательной активности и самостоятельности учащихся;
  • – привлечение учащихся к обмену информацией в ходе свободного общения на занятиях.
  • -  удовлетворить потребность младших школьников в движении, стабилизировать эмоции, научить владеть своим телом, развить физические, умственные и творческие способности, нравственные качества.
  • - здоровый образ жизни в единстве составляющих: здоровье физическое, психическое, духовно- и социально-нравственное.
  • - нравственный выбор и ответственность человека в отношении к людям, к самому себе.

МЕСТО УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ

Согласно учебному плану, освоение учебного содержания  является обязательным для всех обучающихся и включается в целостный образовательный процесс.  В классе программа предполагает отвести 2 часа в неделю, что составляет в целом 66 часов в учебном году.

3. Тематический план с указанием формы проведения занятий

Темы

Количество  часов

Всего

Теория

Практика

1

Введение

2

1

1

2

ОСНОВЫ МИТТЕЛЬШПИЛЯ.

2

1

1

3

ОСНОВЫ МИТТЕЛЬШПИЛЯ.

2

1

1

4

ОСНОВЫ МИТТЕЛЬШПИЛЯ.

2

1

1

5

ОСНОВЫ МИТТЕЛЬШПИЛЯ.

2

1

1

6

ОСНОВЫ МИТТЕЛЬШПИЛЯ.

2

1

1

7

ОСНОВЫ ЭНДШПИЛЯ.

2

1

1

8

ОСНОВЫ ЭНДШПИЛЯ.

2

1

1

9

ОСНОВЫ ЭНДШПИЛЯ.

2

1

1

10

ОСНОВЫ ЭНДШПИЛЯ.

2

1

1

11

ОСНОВЫ ЭНДШПИЛЯ.

3

2

1

12

ОСНОВЫ ЭНДШПИЛЯ.

3

1

2

13

Квалификационные турниры.

3

1

2

14

Квалификационные турниры.

3

1

2

Итого:

33 часа

4. Краткое описание содержания программы

В разделе: «Основы миттельшпиля» - тактические приёмы, принципы в миттельшпиле, находить не сложные тактические удары и проводить комбинации.

В разделе: «Основы эндшпиля» - грамотное разыгрывание простейшего окончания.

Тема

Всего

Характеристика деятельности учащихся

теория

практика

1,2

Введение

1

1

- понимать учебную задачу;

-использовать ранее изученные материалы;

 - соблюдать приемы игры

3,4

ОСНОВЫ МИТТЕЛЬШПИЛЯ.

1

1

 - работать с терминологическим словарем;

-темы завлечения и отвлечения

- выполнять задания из электронного диска;

- прослеживать по диаграмме;

-принципы игры в миттельшпиле

 -основные тактические приёмы;

-что означает термины; миттельшпиль, оппозиция, ключевые поля.

5,6

ОСНОВЫ МИТТЕЛЬШПИЛЯ.

1

1

-Освобождения пространства, уничтожения защиты;

- выполнять задания из электронного диска;

-темы блокировки, разрушения королевского прикрытия;

-принципы игры в миттельшпиле

 -основные тактические приёмы;

-что означает термины; миттельшпиль, оппозиция, ключевые поля.

7,8

ОСНОВЫ МИТТЕЛЬШПИЛЯ.

1

1

-Матовые комбинации  и комбинации, ведущие к достижению материального перевеса.Тема: перекрытие.

- обсуждать ходы фигур

- формулировать записи на диаграммы

-принципы игры в миттельшпиле

-основные тактические приёмы;

-что означает термины; миттельшпиль, оппозиция, ключевые поля.

9,10

ОСНОВЫ МИТТЕЛЬШПИЛЯ.

1

1

-Комбинации для достижения ничьей; Комбинации на вечный шах.

- искать нужные ходы для атаки;

- выполнять задания по заданиюкомпьютера;

- понимать учебную задачу и стремительно выполнять ее;

-принципы игры в миттельшпиле

 -основные тактические приёмы;

-что означает термины; миттельшпиль, оппозиция,ключевые поля.

11,

12

ОСНОВЫ МИТТЕЛЬШПИЛЯ.

1

1

-Патовые комбинации; - «Бессмертная» партия»

- обсуждать значение фигуры в засаде;

- составить диаграммы ходов;

-принципы игры в миттельшпиле

-основные тактические приёмы;

-что означает термины; миттельшпиль, оппозиция, ключевые поля.

13,

14

ОСНОВЫ ЭНДШПИЛЯ.

1

1

-Ладья против ладьи;

 - показать свое знание;

- Ферзь против ферзя. Ферзь против ладьи (простые случаи;

- выделять главное в игре;

- рассказывать свои ходы по правилам;

- формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения

-принципы игры в эндшпиле

 -основные тактические приёмы;

-что означает термины; эндшпиль, оппозиция, ключевые поля.

15,

16

ОСНОВЫ ЭНДШПИЛЯ.

1

1

-Ферзь против слона.

-Ферзь против коня. Ладья против слона (простые случаи).

- наблюдать за соперником;

- сравнивать результаты наблюдений, сделанных на разных занятиях;

- работать в паре;

- делать многократный показ изученного правила;

-принципы игры в эндшпиле

-основные тактические приёмы;

-что означает термины; эндшпиль, оппозиция, ключевые поля.

17,

18,

19

ОСНОВЫ ЭНДШПИЛЯ.

2

1

- Ферзь против ладьи

- Мат двумя слонами (простые случаи). Мат слоном и конем (простые случаи).

- Пешка против короля.

искать нужные ходы для атаки;

- выполнять задания по заданию компьютера;

- понимать учебную задачу и стремительно выполнять ее;

-принципы игры в эндшпиле

 -основные тактические приёмы;

-что означает термины; эндшпиль, оппозиция, ключевые поля.

20,

21,

22

ОСНОВЫ ЭНДШПИЛЯ.

2

1

-Когда пешка  проходит в ферзи без помощи своего короля. Правило «квадрата».

- Решения задания «Квадрат». Игровая практика.

Блиц – соревнование.

-Белая пешка на седьмой и шестой горизонталях. Король помогает своей пешке.

- понимать учебную задачу;

- выявлять зависимость короля от других фигур;

- наблюдать за игрой других и фиксировать результаты наблюдении;

-принципы игры в эндшпиле

 -основные тактические приёмы;

-что означает термины; эндшпиль, оппозиция, ключевые поля.

23,

24,

25

ОСНОВЫ ЭНДШПИЛЯ.

2

1

-Оппозиция;

-Белая пешка на пятой горизонтали. Король ведет свою пешку за собой.

-Пешка против короля. Белая пешка на второй, третьей, четвертой горизонталях.

- развивается словарный запасслов;

- приводить примеры правильного и неправильного поведения соперника во время игры;

-принципы игры в эндшпиле

 -основные тактические приёмы;

-что означает термины; эндшпиль, оппозиция, ключевые поля.

26,

27,

28

ОСНОВЫ ЭНДШПИЛЯ.

1

2

- Ключевые поля;

-Удивительные ничейные положения. Два коня против короля.

-Слон и пешка против короля. Конь и пешка против короля.

- сравнивать пат или пат;

- рассказывать по своим наблюдениям;

- выявлять связи игр;

-принципы игры в эндшпиле

-основные тактические приёмы;

-что означает термины; эндшпиль, оппозиция, ключевые поля.

29,

30,

31

Квалификационные турниры.

1

2

- Решение заданий. Блиц – соревнование.

-Самые общие рекомендации о том, как играть в эндшпиле.

-грамотное разыгрывание простейшего окончания.

- приводить примеры от других игр для защиты;

- выявлять нарушения в игре соперника

32,33

 

Квалификационные турниры.

1

1

- грамотное разыгрывание простейшего окончания.

 формулировать выводы из изученного материала;

- описывать диаграмму;

- формулировать выводы и отвечать на итоговые вопросы

Итого:

33 ч.

5. Планируемые результаты, включающие  формирование УУД

В результате изучения курса кружка учащиеся научатся:

  • Использовать начальные шахматные знания, умения и навыки;
  • Овладевают основами логического мышления, пространственного воображения, речи;
  • Приобретают необходимые навыки игры;
  • -принципы игры в миттельшпиле
  •  -основные тактические приёмы;
  • -что означает термины; миттельшпиль, оппозиция, ключевые поля.
  • Научатся применять знания и представления для решения задач;
  • Приобретут начальный опыт применения шахматных знаний в повседневных ситуациях;
  • Научатся сравнивать, упорядочивать, устанавливать закономерность – правило, по которому составлена последовательность;
  • Научится составлять последовательность по заданному или самостоятельно выбранному правилу;
  • Познакомятся и должны запомнить основные термины: горизонталь, вертикаль, диагональ, поле, квадрат;
  • Должны запомнить  название фигур: король, ферзь, ладья, слон, конь, пешка, рокировка, вилка, шах, мат, пат, жертва и научатся распознавать их.
  • находить несложные тактические удары и проводить комбинации;
  • точно разыгрывать простейшие окончания.
  • Получат возможность научиться выполнять действия, проводить проверку правильности своего хода и оценки результата действия.

Личностные, метапредметные и предметные результаты кружка

Личностными результатами кружка являются следующие умения:

– оценивать поступки людей, жизненные ситуации с точки зрения общепринятых норм и ценностей;

- оценивать конкретные поступки как хорошие или  плохие;

– умение выражать  свои эмоции;

– понимать эмоции других людей, сочувствовать, сопереживать;

Метапредметными результатами кружка  является формирование универсальных учебных действий (УУД).

-определять и формировать цель  деятельности с помощью учителя;

– проговаривать последовательность действий во время занятия;

– учиться работать по определенному алгоритму;

– умение делать выводы в результате совместной работы класса и учителя;

–умение оформлять свои мысли в устной форме;

– слушать и понимать речь  других;

– договариваться с одноклассниками совместно с учителем о правилах поведения и общения и следовать им;

–  учиться работать в  паре,  группе; выполнять различные роли (лидера исполнителя).

К предметным результатам относятся:

Понимать информацию, представленную в виде текста, рисунков, схем. Знать названия шахматных фигур: ладья, слон, ферзь, конь, пешка. Шах, мат, пат, ничья, мат в один ход, длинная и короткая рокировка и её правила. Правила хода и взятия каждой из фигур, «игра на уничтожение», лёгкие и тяжёлые фигуры, ладейные, коневые, слоновые, ферзевые, королевские пешки, взятие на проходе, превращение пешки, принципы игры в дебюте; Основные тактические приемы; что означают термины: дебют, миттельшпиль, эндшпиль, темп, оппозиция, ключевые поля. Грамотно располагать шахматные фигуры в дебюте; находить несложные тактические удары и проводить комбинации; точно разыгрывать простейшие окончания.

- планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками — определение цели, функций участников, способов взаимодействия;

- управление поведением партнёра — контроль, коррекция, оценка его действий;

- умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации;

 - владение монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка, современных средств коммуникации.

 -сформировать навыки позитивного коммуникативного общения.

6. Календарное планирование

ТЕМА

Дата

Всего

 

 

Теория

Практика

1,2

Введение

1

1

3,4

ОСНОВЫ МИТТЕЛЬШПИЛЯ.

1

1

5,6

ОСНОВЫ МИТТЕЛЬШПИЛЯ.

1

1

7,8

ОСНОВЫ МИТТЕЛЬШПИЛЯ.

1

1

9,10

ОСНОВЫ МИТТЕЛЬШПИЛЯ.

1

1

11,12

ОСНОВЫ МИТТЕЛЬШПИЛЯ.

1

1

13,14

ОСНОВЫ ЭНДШПИЛЯ.

1

1

15,16

ОСНОВЫ ЭНДШПИЛЯ.

1

1

17,18

ОСНОВЫ ЭНДШПИЛЯ.

1

1

19,20

ОСНОВЫ ЭНДШПИЛЯ.

1

1

21,22

ОСНОВЫ ЭНДШПИЛЯ.

1

1

23,24

ОСНОВЫ ЭНДШПИЛЯ.

1

1

25,26

ОСНОВЫ ЭНДШПИЛЯ.

1

1

27,28,

ОСНОВЫ ЭНДШПИЛЯ.

1

1

29,30,

ОСНОВЫ ЭНДШПИЛЯ.

1

1

31,32,33

 

Квалификационные турниры.

1

2

Всего:

16

17

33

Список литературы:

1. «Шахматная школа» (СД) Учебник и задачник для начинающих;

2. «Шахматная тактика» (СД) (до III-II разряд). Программа включает в себя книгу Сергея Ивашенко. «Учебник шахматных комбинаций». Более 1300 заданий;

  3. «Шахматный задачник. Мат в 1 ход». Часть 1 (СД в DVD в коробке); 40 000 малофигурных матов в 1 ход;

4. «Шахматный задачник. Мат в 1 ход» Часть 2 (СД в DVD в коробке);        

77 000 малофигурных матов в 1 ход;

5. «Шахматная школа для IV-II разрядов» (СД в DVD в коробке);  

6. Энциклопедия дебютных ошибок.

8.Сухин.И. «Шахматы 2 класс. Играем и выигрываем», 2003 г

9.Сухин.И. «Шахматы первый год или учись и учу. Пособие для учителя», 2004 г

10.Сухин.И. «Шахматы второй год или учись и учу. Пособие для учителя», 2004 г

11. Сухин.И. «Шахматы 1 класс. Там клетки черно-белые чудес и тайн полны. Рабочая тетрадь. В двух частях», 2006 г

12.Сухин.И. «Шахматы 2 класс. Играем и выигрываем. Рабочая тетрадь. В двух частях»», 2006 г

13.Сухин.И. «Шахматы. Первый год. Задачник: мат в один ход. 1500 позиций», 2006 г

14.В. Пожарский « Шахматный учебник», 2008 г

15. .В. Пожарский « Шахматный учебник на практике», 2009 г

16. С.К.Ондар «Учебник по правилам шахматной игры»,2010 г

17. Калиниченко Н. «Энциклопедия шахматных окончаний», 2004 г

18. Калиниченко Н. «Шахматная тактика. Начальный курс», 2009 г

19. Дворецкий М. «Учебник эндшпиля»

20. Мазья А. «Учебник шахматных комбинаций»,2003 г

21. Ю. Авербаха. «Шахматные окончания»,1983 г


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа внеурочной деятельности образовательная программа по конкретным видам внеурочной деятельности кружок «Детская риторика»

Предлагаемая программа кружка "Детская риторика" имеет культурологическую направленность. Предполагает развитие у детей способностей в общении, ориентации в конкретных речевых ситуациях....

Рабочая программа внеурочной деятельности по спортивно-внеурочной деятельности

Программа внеурочной деятельности по спортивно-оздоровительному направлению для  учащихся начальных классов в соответствии с ФГОС....

Рабочая программа внеурочной деятельности "Азбука здоровья". 1 - 4 класс. Аннотация к рабочей программе.

Рабочая программа внеурочной деятельности  "Азбука здоровья"  для учащихся  1-4 классов включает: пояснительную записку, общую характеристику курса, принципы построения программы...

Рабочая программа внеурочной деятельности "Москва музейная". 2 - 4 класс. Аннотация к рабочей программе.

Рабочая программа внеурочной деятельности  "Москва музейная"  для учащихся  2-4 классов включает: пояснительную записку, общую характеристику курса, принципы построения программы...

Рабочая программа внеурочной деятельности "Занимательная математика". 1-4 класс. Аннотация к рабочей программе.

Рабочая программа внеурочной деятельности  "Занимательная математика"  для учащихся  1-4 классов включает: пояснительную записку, общую характеристику курса, принципы построения ...

рабочие программы по УМК "Перспектива" для 1 класса, рабочие программы внеурочных занятий, план воспитательной работы

В заархивированном файле находятся рабочие программы для 1 класса по УМК "Перспектива" по  Литературному чтению, Русскому языку, Математике, Окружающему миру, Физкультуре, Технологии. М...

рабочие программы по УМК "Перспектива" для 4 класса, рабочие программы внеурочных занятий

В архиве рабочие программы по УМК "Перспектива" для 4 класса по Литературному чтению, Русскому языку, Математике, Окружающему миру, Технологии, Физкультуре. Здесь же можно найти программы вн...