Главные вкладки

    Диагностика в воспитательной работе
    статья на тему

    Федотова Наталья Васильевна

    В предлагаемом ресурсе представлен диагностический материал для классного руководителя, который можно использовать в воспитательной работе с учащимися начальной школы.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Microsoft Office document icon diagnostika_v_vospitatelnoy_rabote_v_nach_shkole.doc82 КБ

    Предварительный просмотр:

    Диагностика в воспитательной работе классного руководителя в начальной школе

    I этап

        На первом этапе -  методики и графические тесты, позволяющие определить степень самооценки каждого ученика, выявить атмосферу в классном сообществе, лидера с целью самоуправления в классе.

    Диагностическая методика “Если бы ты был волшебником”.

       Ребятам предлагается назвать три желания, которые они хотели бы исполнить. Анализ ответов может быть выполнен по следующей схеме:

    Желания

    Ф.И.

    1.

    Диагностическая методика “Космическое путешествие”.

       Учащимся раздаются листы бумаги. Ребята должны представить, что отправляются в космическое путешествие и являются командирами космического корабля. Они должны набрать команду из учащихся своего класса в составе трёх человек. Фамилии этих детей записать на листе. Данная методика позволяет определить лидера класса, а также выявить учащихся, которые находятся вне классного сообщества.

    Диагностическая методика “Солнце, дождик, тучка”.

        Каждый ученик класса получает лист бумаги, на котором нарисованы солнце, тучка, дождик в трёх вариантах. Учащимся предлагается определить их самочувствие дома, в классе, с друзьями с помощью погодных явлений. Учащимся нужно ответить на вопросы и подчеркнуть то состояние, которое соответствует их настроению.

    • В классе мне
    • С друзьями мне
    • Дома мне

    Диагностическая методика “Золотая рыбка”.

        Дети выступают в роли заказчика, а не исполнителя желаний. И от рыбки, а не от них самих зависит, исполнить или нет желание. “Представь себе: приплыла к тебе рыбка, спросила: “Чего тебе надобно?”

    Для создания особого настроя можно ввести игровые элементы-символы: волшебную палочку, разыгрывание сценки с появлением золотой рыбки.

    Методика незаконченных предложений.

       Лист бумаги делится пополам. Каждая часть имеет свой символ: солнце и тучу (день и ночь). Дети в соответствующей части листа рисуют (записывают) свои радости и огорчения.

    Графический тест “Я – позиция”.

       На листе бумаги чертится круг. Ученик ставит точку – своё “я” относительно круга (она может быть поставлена в круге, центре круга, за кругом). Целью данного теста является выявление характера самооценки детей, места каждого ребёнка в коллективе. Результаты данного теста можно применять для формирования классного самоуправления.

    Тест “Пьедестал”.

        Учащимся класса раздаются листы бумаги, на которых они должны построить пьедестал для награждения. Пьедестал состоит из 3 ступенек. На каждую ступеньку они должны возвести по 1 человеку из класса. Ученик имеет право одну ступеньку оставить для себя, если считает нужным. На пьедестал возводят тех ребят, кто, по их мнению, является значимой фигурой в жизни класса.

    Данная методика позволяет увидеть взаимоотношения учащихся в коллективе, их привязанность друг к другу, определить нравственную сторону взаимоотношений учащихся. Можно разыграть ситуацию: “Вам предстоит участвовать в спортивных соревнованиях. Кого вы хотели бы видеть победителем?”

    II этап

        На втором этапе целью диагностики является выявление направленности интересов младших школьников, характера самооценки, изучение уровня нравственного развития личности и духовно-нравственной атмосферы в классном коллективе.

    Методика “Цветик-семицветик”   (составлена И.М.Витковской)

    Цель: выявление направленности интересов младших школьников.

        Ход проведения. На уроке труда каждым учеником изготавливается цветок со съёмными лепестками. Затем учитель предлагает записать на лепестках желания, исполнения которых детям больше всего хочется. Прежде чем записать желание на лепестке, надо поставить порядковый номер. Таким образом, каждый ребёнок сформулирует семь желаний.

    Обработка результатов. Анализ результатов удобно проводить, составив таблицу:

    Ф.И.

    Желания

    для себя

    для близких людей

    для класса и школы

    для других людей

    1.

             Методика “Приглашение в гости”.

    Цель: изучить психологическую атмосферу в коллективе, выявить симпатии детей.

        Ход проведения. Детям предлагается ситуация: “Вы решили пригласить к себе в гости своих одноклассников. Кого вы хотели бы видеть среди своих гостей?”

    Предложить детям записать фамилии 5 человек.

    Методика “Психологическая атмосфера в коллективе”

    Цель: изучить психологическую атмосферу в коллективе.

        Ход проведения. Каждому ученику предлагается оценить состояние психологической атмосферы в коллективе, используя рисунки:

    • Дружелюбие
    • Согласие
    • Удовлетворённость
    • Увлечённость
    • Теплота взаимоотношений
    • Взаимная поддержка
    • Занимательность
    • Скука
    • Успешность

    Анализ результатов предполагает субъективные оценки состояния психологического климата и их сравнения между собой.

    III этап

      На третьем этапе целью диагностических исследований является определение динамики развития коллектива, уровня развития самоуправления, сформированности межличностных отношений, определение степени удовлетворённости своим коллективом.

    Методика: “Какой у нас коллектив”.

    Цель: выявить степень удовлетворённости учащихся различными сторонами жизни коллектива.

       Ход проведения. Учащимся предлагается шесть утверждений. Нужно записать номер утверждения, которое больше всего совпадает с его мнением.

    1. Наш класс очень дружный и сплочённый.
    2. Наш класс дружный.
    3. В нашем классе нет ссор, но каждый существует сам по себе.
    4. В нашем классе иногда бывают ссоры, но конфликтным наш класс назвать нельзя.
    5. Наш класс недружный, часто возникают ссоры.
    6. Наш класс очень недружный. Трудно учиться в таком классе.

    Обработка результатов. Те суждения, которые отмечены большинством учащихся, говорят об определённых взаимоотношениях в коллективе и конкретно о каждом ученике, как ощущает он себя в системе этих отношений.

    Диагностическая методика “Анкетирование”

    Учащимся предлагается ответить на следующие вопросы анкеты:

    1. Тебе нравится в школе или не очень?

    - не очень

    - нравится

    - не нравится

    2. Утром, когда ты просыпаешься, ты всегда с радостью идёшь в школу или тебе часто хочется остаться дома?

    - чаще хочется остаться дома

    - бывает по-разному

    - иду с радостью

    3. Если бы учитель сказал, что завтра в школу не обязательно приходить всем ученикам, желающим можно остаться дома, ты пошёл бы в школу или остался бы дома?

    - не знаю

    - остался бы дома

    - пошёл бы в школу

    4. Тебе нравится. Когда у вас отменяются какие-нибудь уроки?

    - не нравится

    - бывает по-разному

    - нравится

    5. Ты хотел бы, чтобы тебе не задавали домашних заданий?

    - хотел бы

    - не хотел бы

    - не знаю

    6. Ты хотел бы, чтобы в школе остались одни перемены?

    - не знаю

    - не хотел бы

    - хотел бы

    7. Ты часто рассказываешь о школьной жизни своим родителям?

    - часто

    - редко

    - не рассказываю

    8. Ты хотел бы, чтобы у тебя был другой учитель?

    - точно не знаю

    - хотел бы

    - не хотел бы

    9. У тебя много друзей в твоём классе?

    - мало

    - много

    - нет друзей

    10. Тебе нравится твой класс?

    - нравится

    - не очень

    - не нравится

    Для анализа анкеты можно использовать следующий ключ:

    Вопросы        Оценка за 1ответ        Оценка за 2 ответ        Оценка за 3 ответ

    1        1        3        0

    2        0        1        3

    3        1        0        3

    4        3        1        0

    5        0        3        1

    6        1        3        0

    7        3        1        0

    8        1        0        3

    9        1        3        0

    10        3        1        0

    Анализ анкетирования:

    25-30 баллов – высокий уровень школьной мотивации, познавательной активности. Такие ученики чётко следуют всем указаниям учителя, добросовестны и ответственны, очень переживают, если получают неудовлетворительные оценки или замечания.

    20-24 балла – хорошая школьная мотивация. Такой мотивацией обладают большинство учащихся начальных классов, успешно справляющихся с учебной деятельностью.

    19-11 баллов – положительное отношение к школе, которая интересна учащимся внеучебной деятельностью. Это учащиеся, которым интересно общаться в школе со сверстниками, с учителем. Познавательные интересы у них развиты мало.

    10-14 баллов – низкая школьная мотивация. Учащиеся ходят в школу без желания, иногда пропускают занятия. Такие учащиеся испытывают серьёзные затруднения в учебной деятельности, им трудно адаптироваться к школьному обучению.

    Ниже 10 баллов – негативное отношение к школе, школьная дезадаптация.

    Диагностика уровня развития классного коллектива

    1.Уровень развития ученического самоуправления                                5         4           3           2            1

    1.1Мы являемся организаторами своей жизни в классе

    1.2В классе есть органы самоуправления

    1.3Я знаю, как выполнить своё поручение

    1.4Мы сами планируем свои дела

    1.5Мы отвечаем за состояние своего класса (чистота, уют, порядок)

    1.6Дисциплину и порядок на уроках и на переменах обеспечиваем сами

    2.Взаимоотношения в классном коллективе

    2.1Мы доброжелательны друг к другу

    2.2Мы помогаем друг другу в сложных ситуациях

    2.3У нас доброжелательные отношения с учителем

    2.4Классный руководитель участник всех наших дел, но не диктатор

    2.5Мы стараемся защитить своих ребят, когда они в этом нуждаются

    2.6Мы не боимся высказать своё мнение учителю

    3.Мотивированность классного коллектива

    3.1Мы стремимся получить хорошие знания

    3.2Мы настроены на активную трудовую деятельность

    3.3Мы стремимся улучшить окружающую жизнь

    3.4Мы настроены на положительное поведение в школе и обществе

    3.5Мы заботимся о сохранении собственного здоровья

    4.Степень удовлетворённости деятельностью классного коллектива

    4.1Наш класс живёт интересной ,насыщенной жизнью

    4.2Мы совместно отмечаем праздники и дни рождения

    4.3В наших совместных праздниках и делах принимают участие родители

    4.4Проводимые дела носят творческий характер

    4.5Деятельность класса готовит меня к будущей взрослой жизни

    Уровень развития коллектива определяется суммой баллов

    Суммарное число баллов

    Уровень развития коллектива

    24-48 очень низкий

    49-72 низкий

    73-96 средний

    97-120 высокий

             Программа изучения развития

    классного коллектива

            

    Показатели

    развития

    Признаки проявления развития коллектива

    Ярко проявляются

    Проявляются

    Слабо проявляются

    Очень

    слабо проявляются

    1. Движение к цели

    Коллективная деятельность направлена на реализацию социально значимых общественных задач и перспектив        

    Коллективная деятельность направлена на достижение только общешкольных задач и перспектив

    Коллективная деятельность направлена на выполнение конкретных задач и поручений, замыкающихся в рамках классного коллектива        

    Коллективная социально значимая деятельность проявляется очень слабо

    2.Самоуправление        

    В классе есть реально действующие органы самоуправления, в основном самостоятельно и правильно решающие вопросы планирования, организации, регулирования и

    контроля

    Органы самоуправления руководят преимущественно по инструкциям педагогов        

    При непосредственном участии и поддержке педагогов        

            

    Существующие органы самоуправления не действуют

    3.Общественное мнение        

    В основном все учащиеся единодушны в решениях вопросов, касающихся коллективной деятельности        

    Большинство учащихся приходят к правильному решению вопросов

    К правильному решению вопросов приходит лишь часть учащихся, преимущественно актив        

    Класс безразличен к вопросам коллективной жизни

    4.Дисциплина и взаимная требовательность        

    Преобладают разумные, справедливые требования друг к другу, требования принимаются и выполняются каждым

    Справедливые, разумные требования предъявляются и принимаются большинством учащихся        

    Разумные требования предъявляются и принимаются незначительным меньшинством, преимущественно активом        

    Требовательность друг к другу отсутствует, дисциплину поддерживают лишь педагоги

    5.Сотрудничество и согласованность в работе

    Все учащиеся легко распределяют между собой работу        

    Большинство распределяют между собой работу, при согласовании действий встречаются затруднения        

    Работает лишь актив, при согласовании действий наблюдаются пререкания, ссоры, обиды

    В коллективе не налажено сотрудничество, каждый действует в одиночку

    6.Стремление к общению в свободное время        

    К общению стремится каждый, преимущественно с товарищами по классу        

    Большинство стремится к общению и преимущественно общаются с товарищами по классу        

    Общается друг с другом незначительная часть учащихся        

    Общение очень ограничено

    7. Дружба и взаимопомощь        

    Учащиеся защищают честь и достоинство каждого, в нужную минуту приходят на помощь друг к другу        

    Между большинством учащихся существуют доброжелательные отношения, которые выражаются в действенной помощи друг другу

    Наблюдаются иногда конфликты между группами        

    Наблюдаются недоброжелательные отношения

    8. Творческое самовыражение личности

    Каждый школьник занимается любимым делом: посещает кружки, секции и т. д.        

    Большинство учащихся посещают кружки, секции        

    Лишь часть уч-ся реализует интерес к любимому делу: посещает кружки, секции, клубы

    и т. д.        

    В коллективе не созданы условии для творческого выражения личности

    9.Нравственные качества и такт

    Обладают тактом и основными нравственными качествами        

    Тактичны, воспитанны, но равнодушны к безнравственным поступкам        

    Наблюдаются в поведении факты невоспитанности и

    бестактности        

    Ведут себя безнравственно

    Методика определения уровня развития

    самоуправления в ученическом коллективе

    Цель: определить уровень развития ученического самоуправления.

    Ход проведения. Каждый учащийся заполняет бланк со следующими цифровыми кодами и предложениями:

    43210  1. Считаю для себя важным добиваться, чтобы коллектив моего класса работал лучше.

    43210   2. Вношу предложения по совершенствованию работы класса.

    43210   3. Самостоятельно организую некоторые мероприятия в классе.

    43210   4. Участвую в подведении итогов класса в определении ближайших задач.

    43210 5. Считаю, что класс способен к дружным самостоятельным действиям.

    43210   6. У нас в классе обязанности четко и равномерно распределяются между учащимися.

    43210   7. Выборный актив в нашем классе пользуется авторитетом среди всех членов коллектива.

    43210  8. Считаю, что актив в нашем классе хорошо и самостоятельно справляется со своими обязанностями.

    43210    9. Считаю, что учащиеся нашего класса добросовестно относятся к выполнению  общественных обязанностей.

    43210  10. Своевременно и точно выполняю решения, принятые собранием или активом класса.

    43210  11. Стремлюсь приложить все усилия, чтобы задачи, поставленные перед коллективом, были выполнены.

    43210 12. Готов ответить за результаты своей работы и за результаты работы своих товарищей.

    43210 13. Мы хорошо представляем себе задачи, которые стоят перед коллективом школы.

    43210 14. Учащиеся моего класса часто участвуют в организации разнообразных мероприятий школы.

    43210  15. Мы стремимся помочь представителям класса в органах самоуправления школы в решении задач, стоящих пред ними.

    43210  16. Мои товарищи и я регулярно участвуем в обсуждении проблем, стоящих перед коллективом школы.

    43210  17. Мы стремимся к тому, чтобы сотрудничать в решении задач с другими классами и объединениями.

    43210  18. Удовлетворен отношением моих товарищей к другим классам.

    43210  19. Мы стремимся помочь другим коллективам, младшим в разрешении трудностей, возникающих между ними.

    43210  20. Считаю, что учащиеся, избранные в органы самоуправления школы, пользуются заслуженным авторитетом.

    43210  21. Учащиеся моего класса добросовестно относятся к выполнению поручений органов ученического самоуправления всего коллектива.

    43210  22. Мы стремимся к тому, чтобы коллектив школы достиг более высоких результатов.

    43210  23. Готов отстаивать интересы всего коллектива школы в других коллективах и общественных организациях.

    43210  24. Осознаю свою ответственность за результаты работы всего школьного коллектива.

    На доске дано смысловое значение цифровых кодов: 4 – "Да", 3 – "Скорее да, чем нет", 2 – "Трудно сказать", 1 – "Скорее нет, чем да", 0 – "Нет".

    Обработка результатов. При обработке результатов 24 предложения разбиваются на 6 групп (блоков). Данная систематизация обусловлена выявлением различных аспектов самоуправления:

    включенность учащихся в самоуправленческую деятельность (предложения 1, 2, 3, 4);

    организованность классного коллектива (предложения 5, 6, 7, 8);

    ответственность членов первичного коллектива за его дела (предложения 9, 10, 11, 12);

    включенность класса в дела общешкольного коллектива (предложения 13, 14, 15, 16);

    отношения класса с другими ученическими общностями (предложения 17, 18, 19, 20);

    ответственность учащихся класса за дела общешкольного коллектива (предложения 21, 22, 23, 24).

    По каждому блоку подсчитывается сумма баллов, выставленных всеми участниками опроса. Затем она делится на число участников опроса и на шестнадцать (16 – максимальное количество баллов, которое может указать опрашиваемый в каждом блоке). Уровень самоуправления коллектива класса определяется по результатам выведения коэффициентов первых трех блоков. Если хотя бы один из коэффициентов меньше 0,5 и меньше 0,8 – средний, если больше 0,8 – высокий.

    Уровень развития самоуправления всего учебного заведения определяется коэффициентом последних трех блоков. Если каждый из них  не превышает 0,55 то уровень самоуправления в коллективе низкий, если выше этого уровня, но ниже 0,85 – уровень развития самоуправления средний; если больше 0,85 – высокий.

    Анкета "Мое поручение"

    Цель: выявить отношения ребёнка к своему поручению, причины положительного восприятия дел класса.

    Как ты оцениваешь результаты выполнения поручения? ____________________________________________________

    Укажи их: _____________________________________________

    Подчеркни нужное:

    моя работа приносит пользу классу и интересна мне;

    классу полезна, а мне не интересно;

    классу мало пользы, а мне интересно;

    работа бесполезна.

    Какие дела класса тебе запомнились? ___________________

    Почему? Подчеркни нужное:

    узнал много нового;

    принесли пользу людям;

    все действовали дружно;

    сами все придумывали;

    я был организатором;

    работали вместе со взрослыми.

    Дополни: _________________________________________________

    _________________________________________________


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Использование современных образовательных технологий в процессе обучения предмету и в воспитательной работе.

    Я работаю по программе Образовательной системы «Школа 2100». «Школа 2100» сегодня - это личностно ориентированное, разви­вающее, вариативное, непрерывное образование. В рамках этой про­граммы выпущено...

    Диагностика и мониторинг в воспитательной работе в начальной школе

    Педагогу необходимо знать интересы и увлечения учащихся, взаимоотношения со сверстниками, родными и взрослыми людьми, особенности характера, эмоциональное состояние ребёнка. Для этого классный руковод...

    Использование нетрадиционных форм и методов в воспитательной работе – одно из средств оптимизации воспитательного процесса учащихся начальной школы

    Воспитать человека интеллектуально, не воспитав его нравственно, — значит вырастить угрозу для общества.Рузвельт Т.Главная цель  моей работы:  всестороннее  развитие каждого ученика....

    Диагностика по воспитательной работе

    Данная диагностика проводится во всех начальных классах. Направлена на выявление уровня воспитанности учащихся....

    Использование нетрадиционных форм и методов в воспитательной работе – одно из средств оптимизации воспитательного процесса учащихся начальной школы ( из опыта работы)

    В статье рассказываю какие формы я использую, как классный руководитель  в воспитательной работе в своем классе для  того, чтобы детям было интересно и комфортно учиться и находиться в одном...