Классный час "Открываем волшебные двери добра"
классный час (3 класс) на тему

Исмагилова Урания Ураловна

Разработка классного часа "Волшеббные двери добра" для учащихся начальных классов.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon разработка классного часа70 КБ

Предварительный просмотр:

Игра-путешествие «Открываем волшебные двери добра»

Цель: воспитание доброты и отзывчивости

Формируемые УУД

Личностные: самоопределение себя как личности, умеющей сопереживать и способной совершать добрые поступки ради других; осознание семьи как одной из главных ценностей в жизни человека.

Метапредметные:

  1. Познавательные: умение классифицировать объекты; осуществление поиска информации из разных источников; установление причинно-следственной связи, умения применять знания, умения, навыки в творческих условиях;
  2. Регулятивные: удерживание задачи; самооценка  
  3. Коммуникативные: умение выражать свои мысли; владение монологической формой речи; умение высказывать свое мнение и адекватно воспринимать чужое в групповой работе.

Ход классного часа

1. Организационный момент. Эмоциональный настрой.

2. Введение в тему. Определение темы классного часа.

Звучит песня о доброте.

Сегодня мы с вами поговорим о важном, нужном качестве, без которого человек не может называться человеком.

  На уроках изобразительного искусства вы узнали, что цвета бывают теплые и холодные. Посмотрите на доску и выберите только те буквы, которые написаны тёплыми цветами, и составьте из них слово.

На слайде: Д У М О Б Л Р К О С Т А

Дети составляют слово – "Доброта".

Слово это серьезное,

Главное, важное.

То, что значит оно,

Очень нужно для каждого.

В нем забота и ласка,

Тепло и любовь.

В нем стремленье

На помощь прийти

Вновь и вновь.

Это качество

В сердце у многих живет

И о боли других

Позабыть не дает.

И оно поважнее,

Чем лица красота.

Догадались, что это?

Сердец...

Дети. Доброта.

-Ребята, а что такое доброта? (ответы детей).

3. Основная часть

-  Что такое добро? Как вы думаете?

- Что такое доброта? Как понимаете?

- (С2) Прочитаем, какое толкование добру и доброте дает Сергей Иванович Ожегов в «Словаре русского языка»

(«Добро - все положительное, хорошее, полезное»

 («Доброта – отзывчивость, душевное расположение к людям, стремление делать добро другим»)

.

Верно, темой разговора будут добро и зло, добрые и злые поступки людей, и сегодня мы попытаемся открыть волшебные двери добра

- Тема добра и зла волновала людей разных народов и стран во все времена. Так было и у русского народа. Назовите, пожалуйста, главный закон русских народных сказок. (Добро побеждает зло)

- Я хочу вас пригласить в сказку, только совсем новую, незнакомую. Согласны?

(С3) Девочка Маша и мальчик Алеша

Гуляли однажды тропою заросшей.

Вдруг все потемнело, завыло вокруг,

И рядом уже ни друзей, ни подруг.

И чаща лесная пугает детей,

(С3+) Зловещие звуки слышны в темноте.

И дети невольно застыли в испуге,

И крепко прижались со страха друг к другу.

- Ребята, вам тоже страшно? Как же нам помочь детям? Что вы можете предложить?

(Ответы детей)

-У меня тоже есть предложение. Положите свою ладонь на ладонь товарища. Чувствуете,  какое тепло? Почему так тепло? Это человеческая доброта, которая в каждом из нас. Давайте передадим частицу своего душевного тепла Маше и Алеше, чтобы им стало не так страшно.

(Дети трогают ладони друг друга, а затем имитируют «сдувание» с ладони)

(С4)…-Но вот перед ребятами явился сверкающий замок. В замке, наверное, можно согреться? Маша и Алеша вошли в него. (С5) Там и, правда, было нарядно и уютно, но детям все равно захотелось домой.

- Ребята, назовите самое хорошее, доброе, что есть в вашем доме, в вашей семье, пусть это поможет детям.

(Ответы детей)

- Дом, семья - это самое большое добро, которое есть у человека.

Я хочу вам рассказать китайскую притчу... ("Ладная семья")

...Жила - была на свете семья. Она была очень большая, более ста человек и занимала целое село. Она была особенная - мир и лад царили в семье, а, значит, и во всем селе. Ни ссор, ни ругани, ни драк.

Прослышал об этом правитель страны. Приехал в село и спрашивает старика, главу семьи, в чем секрет. Старик что-то долго- долго писал, а потом дал прочитать правителю. Правитель прочитал и удивился. Там было написано только три слова: «любовь», «прощение», «терпение». И в конце листа: 100 раз «любовь», 100 раз «прощение», 100 раз «терпение".

-И это все?

-Да, – сказал старик – и это есть основа жизни всякой хорошей семьи и мира тоже.

- Что считает старик главным добром в семье? (любовь, прощение, терпение)

- А я бы, пожалуй, к словам мудреца добавила еще небольшой секрет семьи – желание доставить радость. Вы согласны? Давайте сейчас доставим минутку радости себе и еще кому- нибудь

- (С6) Посмотрите, а в это время на стене появилась надпись.

«О, милые дети, вы срочно должны,

Волшебные чары, что злобы полны,

Развеять, рассеять и сразу домой,

Тогда попадете дорогой прямой»

5. Основная часть. Работа в группах.

(С7+) Оказывается, кроме Маши и Алеши в замке есть другие дети, которые не могут вернуться домой, потому что когда-то совершили злые поступки и не знают, как их исправить.

Послушайте в чем их ошибка и как ее исправить…

/Класс делится на 6 групп, каждая группа анализирует свою ситуацию. Представители групп зачитывают текст ситуации и предлагают вариант решения. Дети из других групп высказывают свое мнение /

(С7) Правила работы в группе

1. В группе должен быть организатор обсуждения,

Он сможет распределить задания, помочь групповой работе сосредоточиться на главном и довести ее до конца. Роль лидера состоит и в том, чтобы предоставить всем членам группы возможность участвовать в работе, высказывать свои идеи.

2. Каждый может высказать свою версию решения. Обдумай то, что ты хотел бы сказать. Выражайся ясно, так, чтобы твои слова были понятны всем.
3. Один говорит, а остальные слушают. Не перебивай других членов группы. Когда говорят другие, внимательно слушай то, о чем они говорят, не перебивай.

4. Каждая версия обсуждается в группе. В группе согласуется общее решение.

5. Выберите представителя группы. Представитель  защищает ваше решение перед классом.

6. Лидер группы следит за временем. 

(С8) Ситуация 1. У Димы друзей не было. Да и зачем они, когда он сам себя развеселить может? И делал он это так: примотает к одному концу веревки консервную банку, а другой конец привяжет к лапе кошки и как свистнет. Кошка бежит как шальная! А Диме весело.

Подскажите Диме, как исправить причинённое зло.

(С9) Ситуация 2. До чего же Вася не любил жадин!

Попросил на контрольной по математике у Ивановой списать, а она ему говорит, что сама ещё не решила. У Васи из-за неё «двойка».

Жадин надо учить! После уроков подкараулит он Иванову и отколотит хорошенько, чтобы неповадно было.

Можно ли назвать поступок Васи злым? Помогите Васе разобраться.

(С10) Ситуация 3. У Гали был вредный сосед. Всё время ворчал. Надоело это Гале и её подружкам.

Однажды они привязали к входной двери подъезда верёвку и сами, спрятавшись, стали поджидать соседа, который возвращался из магазина с полным пакетом.

Как только он потянулся к дверной ручке, веревку дернули. Дверь ударила мужчину прямо по лицу, а все продукты рассыпались.

Можно ли действия девочек отнести к злым поступкам и, если «да», то, как все исправить?

- А сейчас мы проверим, как вы поступите в различных ситуациях.

(С11) Ситуация 4. Твой друг заболел, не ходит в школу, как ты поступишь ?
( буду навещать его, расскажу о жизни в школе, принесу задание, объясню, помогу выполнить его, выполню его просьбы, постараюсь поднять его настроение )

(С12) Ситуация 5.Ты идешь мимо, дерутся два малыша. Твои действия? 
(разберусь в конфликте, постараюсь помирить, объяснить, кто неправ и как надо правильно поступать)

(С13) Ситуация 6 Мальчики играют в футбол. К ним подошел Андрей и спросил: « Можно мне с вами поиграть? » Антон ответил: «Ты будешь должен за это свою булочку». Прав ли Антон?
( Конечно, Антон неправ. В такой же ситуации может оказаться он сам. Думаю, что ему не понравилось бы такое условие и тогда он задумается о своем плохом поступке)

6. Основная часть. Работа над понятиями

- Самое известное стихотворение о добре  написал Станислав Куняев, послушайте отрывок из этого стихотворения и выскажите свое мнение о его содержании,  согласны ли вы с автором? 

Добро должно быть с кулаками
Добро суровым быть должно,
Чтобы летела шерсть клоками
Со всех, кто лезет на добро…

Вывод: 

- Добру противостоит зло. Между этими понятиями с самого основания мира идёт борьба. К сожалению, в этой борьбе подчас сильнее оказывается зло, потому что оно активнее и меньше требует усилий. Добро же требует ежечасного, каждодневного терпеливого труда души.  Добро должно быть сильным. Доброта – признак силы, а не слабости. Сильный человек проявляет великодушие, он по-настоящему добрый,

А слабый человек бывает добреньким только на словах и бесполезным в поступках.

 (С13+)  - Что же такое зло?

 Прочитаем на карточке сиреневого цвета, что такое зло.

«Зло - нечто дурное, вредное… беда, несчастье»

- ( в парах) Ребята, а теперь на карточке желтого цвета из перечисленных понятий зачеркните те, которые можно отнести к злу.

Уважение

Зависть

Ненависть

Любовь

Верность

Прощение

Грубость

- Сейчас прочитаем вместе оставшиеся слова. Можем ли мы  их отнести к слову «добро»?

Что значит поступать по - доброму?

/Ответы детей. Одновременно с ответами открываются надписи на доске/

(С14) - помогать слабым и больным

- быть внимательным к людям

- беречь природу

- быть вежливым

-  уважать старших

-  беречь родных и близких

(С15) - Ребята, объясните пословицу «Тот, кто делает добро другому, делает добро самому себе». (не в том смысле, что ему будет за это награда, а тем, что сознание сделанного добра дает ему большую радость)

 (гиперссылка на книгу - Просмотр видео 'Песня о доброте')

(С16) -И мы прямо сейчас совершим маленький добрый поступок – поможем вернуться домой Маше, Алеше и другим ребятам.

- Нам снова поможет волшебство наших добрых рук. Давайте передадим тепло, добро наших рук от одного к другому. Оно накапливается, его становится больше и больше. Передай наше тепло Маше и Алеше. (С17)

Вот и наши герои очутились дома! Значит, мы с вами волшебники и умеем открывать волшебные двери и совершать чудеса.

Учитель: На этом наш классный час еще не закончился.

Настало время выполнить творческие задания.

Задание Коллаж (работа на доске)

Хорошо  когда человек оставляет после себя добрый след. Один мудрец заметил: «Человек прожил жизнь не зря, если построил дом, вырастил сад и воспитал ребенка».

- Давайте и мы  с вами сейчас тоже сделаем одно общее дело.  Представим, что наша земля покрыта туманом. (С 18)  Представьте, что доброта – это яркое солнышко.  Давайте сделаем так, чтобы солнце на этой земле засияло ярко-ярко (вывешиваю солнце). Не случайно народная мудрость гласит: доброта, что солнце. А добрые люди как лучи этого солнца добротой своей согревают других людей.

Выберите  те качества, которые включает в себя понятие «доброта». Вам предстоит выбрать из этих слов только те,  которые относятся к добрым людям и наклеить эти слова на лучи.

(С 19)  

Милосердие

терпимость

великодушие

снисходительность к другим

верность  

вежливость

добродушие

 незлобивость

доброжелательность

добросердечие

дружелюбие

душевность  

заботливость

отзывчивость

искренность

совестливость

справедливость

уважительность

щедрость

Гордыня 

Самоуверенность 

Властолюбие 

Тщеславие 

Эгоизм 

Зависть 

Обидчивость 

Злобность,

раздражительность

Слабоволие 

скупость и жадность 

Жестокость 

Мстительность 

Прочитаем, а действительно ли вы выбрали качества только добрых людей?

Наше солнце засияло ярко-ярко!

- Ребята, а чего не хватает на нашей картине? (Животного  и растительного мира). (С 20)  

- Давайте дополним нашу картину птицами и цветами (по одному человеку от группы)

Конечно,  на доброй земле должны петь птицы, цвести сады, потому что природа тоже радуется доброте. Весь животный и растительный мир планеты зависит от нас людей. А если мы будем злыми и жестокими по отношению к природе,  то  и цветы и птицы, все погибнет.

Мы совершили долгий путь к познанию доброты. Этот путь нелегкий, каждого человека ожидают взлеты и падения, спуски и подъемы, чередования добра и зла.  Научиться быть по –настоящему добрым трудно. Человек должен чаще останавливаться и размышлять о своих совершенных поступках.

6. Итог занятия. Рефлексия.

/Ученик читает отрывок стихотворения С. Погореловского "Как стать волшебником"/

Стать добрым волшебником

Ну-ка попробуй!

Тут хитрости

Вовсе не нужно особой.

Понять и исполнить

Желанье другого -

Одно удовольствие,

Честное слово!

Главное волшебство – доброта. Доброта что солнце говорят в народе. Добрые поступки нужны в сказке, нужны в жизни.

Добрым быть совсем непросто,

Доброта не зависит от роста,

Доброта приносит людям радость,

И взамен не требует награды.

 А доброта живет в каждом из нас. Где же? Покажите. Да, она живет в душе, в сердце.

Если наш разговор был вам полезен и интересен, то, пожалуйста, покажите мне свои сердечки, посветите фонариком. Большое спасибо!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Классный час в 3 классе "Открываем волшебные двери добра" (с презентацией)

Классный час "Открываем волшебные двери добра" - это занятие - сказка. Третьеклассники "помогают" выбраться из заколдованного замка и вернуться домой детям, когда -то совершившим недобрые поступки. В ...

Классный час "Отворите волшебные двери добра, доверия и вежливости"

На классном часе дети работали с понятиями "добро", "доверие", "вежливость". С девочкой Машей и мальчиком Алёшей они оказались в сказке. Дети читали басню, стихотворения, которые учили их быть добрыми...

Классный час для 4 класса «Открываем волшебные двери добра»

Здравствуйте! Мне хочется, чтобы вы тоже со мной поздоровались. Только давайте это сделаем по-особому.Ребята 1-го ряда, вы говорите «привет» и машите правой рукой.Ребята 2-го ряда, вы говорите по-англ...

Конспект классного часа "Открываем волшебные двери добра".

Конспект классного часа на тему "Открываем волшебные двери добра"....

Классный час для учеников 1-2 классов: «Отворите волшебные двери добра, доверия и вежливости»

Цели: научить детей употреблять в своей речи вежливые слова в различных ситуациях; сформировать у детей навыки культурного поведения: учить детей вежливому обращению друг с другом, с учителями, незнак...

Классный час «Откройте волшебные двери добра»

Воспитывать у младших школь­ников потребности творить добро; содействовать воспитанию добро­ты; формировать ценностные гума­нистические ориентиры; вызывать у учащихся желание совершать доб...