Классный час на тему:"День Конституции"
классный час (3 класс) на тему

Баутина Ирина Александровна

Знакомство детей с основным законом - КонституциейРФ

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon klassnyy_chas_na_temu_den_konstitutsii.doc60 КБ

Предварительный просмотр:

                                 Классный час «День Конституции».

    Цели:

  • формирование у учащихся понимания сущности и значения Конституции и государственных символов Российской Федерации, правах и обязанностях гражданина;
  • воспитание чувства уважения, гордости, патриотизма и значимости Конституции и символики для нашего государства;
  • расширение кругозора и повышение общей культуры учащихся.

Задачи:

1. Познакомить с основным законом - Конституцией России, дать представления о правах ребенка, объяснить детям, что означает понятие «право», где отражены права.

2. Формировать представление о правах и обязанностях школьника.

Ход урока

Сейчас мы с вами будем здороваться, но делать это мы будем необычным способом!

Я предлагаю поздороваться всем тем,

- кто родился зимой, летом, весной, осенью,

-кто пришел с хорошим настроением.

Скажем «Здравствуйте» руками!

Скажем «Здравствуйте» глазами!

Скажем «Здравствуйте» мы ртом –

Станет радостно кругом!

Радостно от того, что мы с хорошим настроением собрались сегодня  на классный час для серьезного разговора.

Мы начинаем нашу беседу, посвященную празднику, который отмечают в России 12 декабря. Я думаю, вы мне подскажите, что это за праздник (ответы учащихся). СЛАЙД 1.

- Да, Россия отмечает День Конституции.

-А что такое Конституция?

 - Конституция РФ - это основной закон государства, то есть список самых главных правил, которые установили для себя граждане России.

СЛАЙД 2. Сначала Конституцию придумали и записали учёные, потом граждане государства прочли её и обсудили друг с другом, в газетах, по телевидению. Некоторые правила из Конституции вычеркнули, другие - добавили, третьи - переписали по-другому.

Потом состоялся референдум. Каждый гражданин имел возможность прийти в специальное место и заявить, согласен он с такой Конституцией или не согласен. Оказалось, что большинство граждан согласно.

Так, 12 декабря 1993 года была принята наша Конституция. Этот день стал всенародным праздником. 

Все другие законы и правила, действующие в нашей стране, даже правила перехода улицы, не должны противоречить главным правилам, записанным в Конституции.  Мы – жители России и обязаны знать их и соблюдать.     символы государства.

А начнём мы свами с ребуса  - СЛАЙД 3.

Какое предложение здесь зашифровано? (Столица России город Москва)

Давайте напомним, друг другу, какие государственные символы имеет наша страна? (герб, флаг, гимн). СЛАЙД 4.

-Что такое герб? (Денис) (Герб – отличительный знак (эмблема) государства, города, рода)

-А как выглядит герб нашей страны? (Герб России – золотой двуглавый орел на фоне красного щита)

-Что изображено на нём? (В лапах у орла – скипетр и держава. Скипетр – это жезл, символ власти. Он украшен драгоценными камнями. Держава – это золотой шар с крестом на верху) А в центре всадник Георгий Победоносец поражающий копьём дракона  СЛАЙД 5. Скажите а где ещё мы встречаем гербовую печать (свид. о рождении, паспорт, деньги, печати.)

-А кто расскажет про наш флаг? (Безруков)  (Наш флаг имеет прямоугольную форму и состоит из трех горизонтальных полос, сверху вниз: белой, синей, красной.

Белый цвет означает мир, чистоту. Синий - небо, верность и правду. Красный – храбрость. Государственный флаг России утвержден 22 августа 1991 года. СЛАЙД 6.

-А что такое гимн, и в каких случаях он звучит? (Незнамов) (Гимн – торжественная песня или просто мелодия – символ государства. Он исполняется в особых, торжественных случаях: в дни торжественных праздников, собраний, когда проходят парады, в случаях победы наших спортсменов на соревнованиях. При исполнении гимна встают, слушают молча или подпевают) СЛАЙД 7.

                                        Музыка СЛАЙД 8. (встать)

О символах мы уже говорили, сейчас предлагаю поговорить о другом.

 -Давным - давно  на Земле появились люди, с ними появились главные вопросы:

-Что люди могут делать и чего не могут?

- Что обязаны и чего  не обязаны?

- На что они имеют право, на что не имеют?

Так в беседах, с помощью различных религий, в битвах, войнах, в драках появились законы.

 В   толковом словаре Бабенко разъясняется это слово.

(Законы - это правила, которые устанавливает государство. Их должны выполнять все граждане нашей страны)

Право - это правила, по которым живут люди. Эти правила охраняются государством и определяют отношения людей в обществе.

-Ребята, как вы думаете, есть ли в мире такой документ, который бы закрепил все эти и другие права именно детей?

Кто из вас знает, как называется этот документ?

Этот документ называется Конвенция о правах ребенка.

(Гаврилов) СЛАЙД 9. Конвенция – это международный договор, содержащий перечень прав; документ носящий  обязательный характер)        

 20 ноября 1989 год - принята  Конвенция о правах ребенка.

Права ребенка надо знать (читают дети)

Не только знать,

Но соблюдать,

Тогда легко нам будет жить,

Играть, дружить и не тужить.

ФИЗМИНУТКА

Путешествие по стране Правознайке

Познакомиться с некоторыми правами, вспомнить их нам поможет народная мудрость - сказки. В них человеческие пороки выставлены на позор и осмеяние, осуждены хитрецы и лжецы, лентяи и невежды. В сказках добро побеждает зло. Мы с вами отправляемся в путешествие по стране Правознайке, чтобы найти и узнать, какие герои сказок нарушают права других героев, уничтожают и обижают их.                                        

1. В какой сказке и кто нарушал право на свободу и свободный труд за вознаграждение, держал кукол в рабстве? («Приключения Буратино». «Карабас-Барабас»)

2. В какой сказке «хлебобулочный» герой несколько раз подвергался попыткам посягательства на его жизнь, угрозам быть съеденным? («Колобок»)

3. Кто из сказочных женщин пользовался правом на свободное перемещение на метле? (Баба-яга)

4. В каких сказках нарушено право на личную неприкосновенность? («Три поросенка», «Дюймовочка)

5. В какой сказке нарушено право на неприкосновенность жилища? («Три поросенка»)

6. В каком произведении нарушено право на отдых и досуг? («Золушка»)

НА ДОСКЕ ТРИ ЛИСТА С НАДПИСЯМИ:

• Право на бесплатное образование.

• Право на свободный труд, защиту от безработицы.

• Право на неприкосновенность жилища.

Продолжая путешествие по стране Правознайке, мы остановимся в гостях у героев сказки «Приключения Буратино». Перед нами три островка. Чтобы узнать их названия, надо ответить на вопросы:

1) Когда полицейские ворвались в каморку папы Карло, какое право они нарушили? (Дети указывают на третий лист.)

2) Папа Карло жил очень бедно, у него не было постоянной работы, потому что он не имел какого права? (Ответ на втором листе.)

3) Буратино продал свою азбуку и не воспользовался каким правом? (Ответ на первом листе.)

В нашей Конституции есть статья 43, которая имеет непосредственное отношение к вам, школьникам: «Каждый человек имеет право на образование...»

- Какие же права есть у вас, школьников? (Право на учебу, право на отдых между уроками, право на каникулы, право на занятия в кружках и секциях)

Правильно, обязанность уважать взгляды, свободу других людей (взрослых и сверстников), культурно вести себя в классе, школе и за их пределами, ходить опрятными, выполнять устав школы.

-В школе тоже есть свои правила и называются они Устав школы. Сейчас мы с вами проверим, соблюдаете и вы устав школы, проделав небольшой тест.

Тест «Соблюдаю ли я устав школы» (ДА «+», НЕТ «-»)

1. Не пропускаю без уважительной причины занятия в школе.

2. Хожу всегда аккуратным?

3. Не приношу в школу опасных предметов, которые могут принести вред ребятам?

4. Берегу школьное имущество?

5. Не беру чужие вещи без разрешения владельца?

6. Не дерусь с ребятами на перемене.

7. Уважительно отношусь к работникам школы (поварам, учителям, администрации, тех. Персоналу…)

Нужно пользоваться правами не принося вред другим людям. Иначе это будет расцениваться как  нарушение прав,  и наказываться по закону РФ.

Игра « Кто больше угадает прав»

Рассмотрим иллюстрации и расскажем об основных правах ребёнка в нашем государстве: СЛАЙД 10-12.

-Что это за документ? (Свидетельство о рождении). О каком праве он вам напоминает? (Право на жизнь)

- Какое право может обозначать сердечко? (Право на любовь и заботу).Что значит забота? Кто о вас заботится? (Родители, государственная власть РФ, педагоги, медицинские работники,  психологи, организации по правам ребенка – опека, социальная защита).

- Что может обозначать домик? (право на имущество). Можно ли брать чужую вещь без разрешения?

- Как вы думаете, для чего я вам показываю конверт? О каком праве может идти здесь речь? (никто не имеет право читать чужие письма и подглядывать друг за другом).

- А о каком праве вам могут напомнить ваши учебники? (право на учебу).

Право на отдых. 

Право на имя, отчество и фамилию. 

Право жить и воспитываться в семье.

 Право на образование. 

Право на медицинское обслуживание.

 Право на защиту своих прав. Право на полноценное питание. 

Все эти права записаны в законах, а это значит, что нарушать их, отнимать у вас никто не может. Человек, который нарушает ваши права, совершает преступление, и он несёт ответственность перед государством.

А теперь послушайте стихи и скажите,  каких своих обязанностях забыли дети?

1. Э.Успенский "Разгром"

Мама приходит с работы,

Мама снимает боты,

Мама приходит в дом,

Мама глядит кругом.

- Был на квартиру налёт?

- Нет.

- К нам заходил бегемот?

- Нет.

- Может быть, дом не наш?

- Наш.

- Может, не наш этаж?

- Наш.

Просто приходил Серёжка,

Поиграли мы немножко.

- Значит это не обвал?

- Нет.

- Значит, слон не танцевал?

- Нет.

- Очень рада. Оказалось,

Я напрасно волновалась.

2. Лидия Огурцова «Драка»

Я без шишек и царапин

Не могу прожить и дня.

У меня характер папин –

Лезет драка из меня.

Пять минут сидел я тихо,

Рисовал людей, дома…

Только драка, свистнув лихо,

Снова вылезла сама!

3. Елена Стеквашова «Врунишка»

Было раз - разбил я чашку,

Все свалил на брата Сашку.

Только мама как-то сразу

Не поверила рассказу.

Мне досталось не за чашку -

За обиженного Сашку.

4. С.Маршак «Про одного ученика и шесть единиц». Отрывок

Пришел из школы ученик

И запер в ящик свой дневник.

Где твой дневник? - спросила мать.

Пришлось дневник ей показать.

Не удержалась мать от вздоха,

Увидев надпись: "Очень плохо".

Узнав, что сын такой лентяй,

Отец воскликнул: - Шалопай!

5. А. Барто «Любочка». Отрывок

Едет Любочка в трамвае —

Она билета не берет.

Всех локтями раздвигая,

Пробирается вперед.

Говорит она, толкаясь:

— Фу! Какая теснота!—

Говорит она старушке:

— Это детские места.

СЛАЙД 13. Рефлексия

- Я узнал сегодня, что у  каждого ребенка есть…….

- Все права и обязанности  прописаны в документах, которые называются…..

- Мне  было интересно на занятии….

- Я запомнил….

-  Я никогда не знал, а сегодня узнал, что…

- Хочу сказать спасибо…

Вывод: Только живя по правилам, взрослые, дети и вся страна будут жить счастливо. Я вам желаю счастья.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Классный час на тему День Конституции

Классный час на тему День Конституции в 3 классе(конспект)...

Классный час на тему "День Конституции РФ"

Презентация помогает сформировать такие понятия как "закон,порядок,право",дает  представление о Конституции РФ. Учащиеся знакомятся с символикой:флагом,гербом,гимном....

Классный час на тему: "День Конституции"

Классный час "День Конституции"...

Классный час на тему "День Конституции"

Классный час в 4 классе на тему "День Конституции" . Дети просматривают видео ролик, проходит беседа и викторина на данную тему....

Классный час на тему ««День Конституции Российской Федерации»

Цель: знакомство учащихся с устройством и законами своей страны в доступной форме с элементами игры.Задачи:дать основные понятия о своей стране: ее символах, законах и президенте;воспитание гражд...

Классный час на тему: « День Конституции».

Сформировать понятия у детей:закон,порядок,право....

Классный час по теме "День Конституции"

Классный час по теме "День Конституции"...