"День вежливости" (внеклассное мероприятие)
классный час (4 класс) на тему

Гуськова Наталья Александровна

Тема данного внеклассного мероприятия была выбрана не случайно. Мы видим, что наш "прекрасный, богатый, могучий" русский язык  засоряется ненужными словами, речь становится неяркой, малопонятной, невыразительной. Не случайно проблема "чистоты" русского языка в последние годы приобрела острый характер и стала одной из центральных в обществе. Существование в нашей речи подобных слов нарушает четкое, ясное и правильное восприятие речи собеседника. В своей работе я попыталась разобраться, что же представляют собой слова-паразиты, как они появляются, когда и где употребляются.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon den_vezhlivosti_vneklassnoe_meropriyatie.doc46 КБ

Предварительный просмотр:

«Берегите наш язык, наш прекрасный русский язык, этот клад,

это достояние, переданное нашими предшественниками».

И.С.Тургенев

Внеклассное мероприятие

«День Вежливости. Без слов - паразитов»

Составила: учитель начальных классов

МБОУ «Гимназия №13»

Гуськова Наталья Александровна

Нижний Новгород

2018 год

Цели мероприятия:

1. Воспитание  любви и уважения к родному языку как культурному   достоянию нации.

2. Развитие языковой культуры школьников, воспитание бережного, вдумчивого отношения к речи.

    Задачи:

1. Обучающие: формировать навыки правильной, нормированной устной и письменной речи;

2. Развивающие: развивать умение «слышать» свою речь, речь своих товарищей и взрослых;

3. Воспитательные: воспитывать любовь к своему языку, бережное отношение к нему.

Ход внеклассного мероприятия.

Ведущий №1: Добрый день, ребята! Как красиво звучат эти слова на великом русском языке, потому что мы...

Читает ученик №1.

Признаем язык немецкий,

Итальянский, датский, шведский

И турецкий признаем,

И английский, и французский,

Но в родном краю по-русски

Пишем, думаем, поем.

Мы тогда лишь вольно дышим,

Если речь родную слышим,

Речь на русском языке,

И в своей столице древней,

И в поселке, и в деревне,

И от дома вдалеке.

Отрывок из стихотворения Сергея Михалкова «Быль для детей».

Ведущий №2: Ребята, сегодня мы поговорим о культуре речи. Эта тема очень актуальна, потому что частенько среди ребят вашего возраста можно услышать не только грубые, но и нецензурные слова. А как часто в своей речи вы допускаете слова- паразиты, т.е. слова, которые вовсе не уместны в данном диалоге или разговоре: «короче», «как бы» и т. д.

Читает ученик №2.

Всему название дано — и зверю, и предмету.

Вещей вокруг полным-полно, а безымянных — нету.

И все, что может видеть глаз — над нами и под нами,

И все, что в памяти у нас, означено словами.

Они слышны и здесь, и там, на улице и дома:

Одно — давно привычно нам, другое — незнакомо.

Отрывок из стихотворения А. Шибаева «Слова, слова, слова...».

Ведущий №3. Культурный человек умеет пользоваться словами, разговаривает на чистом, красивом русском языке, не заменяя названия предметов и явлений непонятными, некрасивыми словами.

Ведущий №4. Слова — это одежда для наших мыслей. Вот мы любим красивую, нарядную одежду, такую, которую мы надеваем в праздничные дни. Так и нашим мыслям «хочется одеваться в красивую одежду»; красивые слова надо говорить всегда, каждый день, а не только в праздник.

Ведущий №5. И если мы будем облекать наши мысли в красивую одежду — говорить красивые слова, то будем творить добро. В каждом слове есть сила. В добром — добрая, в плохом — злая. И она никуда не улетает, а ходит следом за своим хозяином, живет в его доме.

Читает ученик №3.

Словом можно убить, словом можно спасти,

Словом можно полки за собой повести.

Словом можно продать, и предать, и купить,

Слово можно в разящий свинец перелить.

В. Шефнер

Ведущий №1: Вот что может слово! А еще словами можно создать настроение, вызвать какие-то ощущения.

Ведущий №2: Давайте поиграем: придумайте «сладкие», «соленые», «кислые», «веселые», «мягкие» слова. (Ребята предлагают варианты слов)

Ведущий №3: Человек с чистой речью, выговаривающий каждое слово, не употребляющий в своей речи слова-паразиты, ведущий разговор ровно и убедительно, не перебивая собеседника, всегда привлекает к себе внимание.

 «Слова-паразиты выдают наши секреты!»

        Ведущий №4: Существует множество интересных фактов про мимику людей, язык жестов. Чтобы правильно пользоваться этими знаниями, нужно посвятить годы, изучая все досконально.
Намного проще сделать выводы о человеке, слушая, что он говорит. Многие из нас грешат словами-паразитами, которые, как оказалось, тоже имеют свое значение. Они не только загрязняют нашу речь, но и выдают то, о чем часто умалчивают. Что же скрывается за безобидными паразитами?

      Ученик №4.  “Это самое” – такое словосочетание часто повторяют ленивые люди, которые при первой же возможности сбросят на кого-то свои обязанности. В трудных ситуациях, такие люди часто избегают наказания, переложив ответственность на другого

        Ученик №5. “Кстати” – любимый паразит людей, ощущающих себя неловко в компании, пытающихся обратить внимание к себе и своей речи.

        Ученик №6. “Вообще-то” – словечко, опять-таки, неуверенных. Особенность этих людей – способность закатить скандал по любому поводу.

        Ученик №7. “Короче” – удел нервных, вечно торопящихся людей. Чаще всего «короче» встречается в речи вспыльчивых холериков.

        Ученик №8. На самом деле” – говорят собеседники, которые ставят свое мнение на первое место. Они готовы доказывать свою правоту до пены изо рта. Любят читать нотации, считают свой внутренний мир ярким и неповторимым.

        Ученик №9. «Значит», «типа» – употребляют люди, склонные к агрессии, а так же консерваторы.

       Ученик №10.  «Просто» – частенько встречается в разговоре человека зависимого от мнения других. Такие люди любят искать проблемы на пустом месте, боятся ответственности, часто оправдываются.

        Ученик №11. “Как бы” – словечко подростков и творческих людей, которые несознательно подчеркивают этим неопределённость по жизни.

       Ведущий №4:  Слушайте внимательно, наблюдайте и возможно тогда, Вашему взгляду откроется то, что упустили другие.

Сценка "Петина болезнь".

 Действующие лица: доктор, мальчик Петя.

Доктор: Заходи, больной.

Петя: Я не больной, у меня только горло:.

Доктор: Что горло? Болит?

Петя: Хрипит.

Доктор: Что ж, посмотрим. (Дает ему градусник, берет лист бумаги и пишет).

- Как же тебя зовут, Птичкин?

Петя: Петя.

Доктор: В каком классе учитесь, молодой человек?

Петя: В шестом "бы".

Доктор (удивленно): Бы! Что это за "бы"? Не знаю я такого класса. А дружно вы живете в вашем классе?

Петя: Жутко дружно и весело:

Доктор (приподняв очки, удивленно): Жутко? И весело? А учитесь хорошо?

Петя: Порядок! Особенно девчонки жмут! Их учителя в пух и прах хвалят!

Доктор: А ты как учишься?

Петя: Клево! Вот только вчера по физ-ре "двойку" схватил:

Доктор: О, это ужасно! Такие слова: "клево, по физ-ре:" Тут явно болезнь, но только не горла, а языка и головы. Покажи, пожалуйста, язык.

(Петя открывает рот и говорит: "А-а-а").

Доктор (смотрит в рот): Покраснение, правда, есть. Но оно скоро пройдет. Вот примите сейчас (подает пузырек и ложку).

Петя (берет пузырек, читает по слогам): "По 5 капель после приема пищи". (Пьет и пищит).

Доктор: Петя, что с тобой? Почему ты пищишь?

Петя: На пузырьке написано "пищи", вот я и пищу.

Доктор: Вот чудак! Ты не только говорить, но и читать не умеешь. Написано: "после приема пищи". Мой тебе совет - лучше учиться.

Ведущий №5: Ребята, почему же мальчик прочитал слово неправильно? (ответы ребят).

Ведущий №1: Да, слова-паразиты, слова-пустышки – это проблема, за которой скрываются наши нерешительность, неосмотрительность и даже глупость. На этот счёт даже есть стихотворение А. Шабаева «Язык родной, дружи со мной».

 Послушайте отрывок:

Читает ученик №12.

Вы, это самое, того,
Когда вы говорите,
То, значит, это, как его,
Ну, в общем, не тяните.
Вот, это значит, так сказать,
Что мне хотелось вам сказать...

Ведущий №2: Мы всегда должны помнить, что речь человека – его визитная карточка. Ежедневно для общения друг с другом мы используем устную речь. Однако не всегда говорящие задумываются над правильностью данной речи. Нарушение правил произношения ведёт к непониманию говорящими друг друга, делает речь некрасивой и неграмотной. Помочь здесь может только орфоэпический словарь. Обращайтесь к нему почаще.

Ведущий №3: А представьте себе такую ситуацию. Человеку нужно коротко и ясно изложить свою мысль, а он начинает вставлять лишние слова. Тут не до смеха.

Ученик №13:

 Видит как-то гражданин,

Что сарай пылает.

Он звонит по “ноль один”

Срочно сообщает:

 Я не знаю, как начать,

Но, как говорится,

Я звоню вам, так сказать,

Чтобы поделиться.

Вообщем, значит, стало быть,

Тут такое дело…

 Можно трубку положить

Все давно сгорело.

 

Ученик №14:

  Как проехать на вокзал? -

Я спросил в трамвае.

Пассажир один сказал,

Что прекрасно знает

 Вообщем, где-то, так сказать,

Это близко очень.

Просто тут рукой подать,

Говоря короче.

Я вам, значит, заодно

Объясню по дружбе…

 Вы проехали давно

Возвращаться нужно.

 

Ученик №15:

Кот нахально влез на стол,

Тянется к котлете.

Тут хозяин подошел

И коту заметил:

 Вы, Василий, не того,

Знаете ли, бросьте.

Не для вас для одного

Будут, значит, гости!

Вообщем, я сказать хотел,

Что терпеть не стану…

Кот давно котлету съел,

Взялся за сметану.

Ведущий №4: Как видно из этого стихотворения, употребление в речи лишних слов, слов-паразитов может привести к самым абсурдным последствиям.

Ведущий №5: Чистый, красивый язык - это оружие в борьбе за знания. Если каждый из вас будет хорошо владеть родным языком, то вы сможете четко и точно излагать свои мысли. Может быть, научитесь писать стихи и сказки.

Ведущий №1: Задание: назовите слова –паразиты, от которых хотели бы избавиться).

Я хочу избавиться от слов-паразитов, и я говорю, НЕТ-

(Ответы детей).

Ведущий №2:  Мне хотелось бы закончить наше мероприятие стихотворением, которое призывает не только заботиться о чистоте своей речи, но и уважать русский язык, как великую ценность нашего народа.

1 учащийся.

- Как много добрых слов на Голубой планете:

Мир, Родина, любовь, учитель, школа, дети!

А грязные слова нам Землю засоряют :

Калечат души нам и счастье разрушают.

 

2 учащийся:

- И пусть из чистых уст на голубой планете

Прекрасные слова лишь произносят дети!

И голубь мира всем несет благое слово,

Чтоб наш родной язык мог возродиться снова!

 

 

3 учащийся

- Изгоним же, друзья, из нашей с вами речи

Все грубые слова и злое просторечье.

А чистые слова бриллиантом засверкают,

Как капельки росы на солнце засияют.

Пусть радуга-дуга, как символ красоты,

Приносит в нашу речь побольше

 

Все:

- Чистоты!

 

4 учащийся:

- Чистое слово,

Чистое дело, Чистое сердце

Радостно, смело

Провозглашаем мы на планете

Чтоб были счастливы люди на свете.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«День памяти». Воспитательное мероприятия

Конкурсно - игровая программа. Цель: познакомить учащихся с военной терминологией; Развивать выносливость, смекалку через проведение конкурсов, игр. ...

День Матери. Внеклассное мероприятие

Внеклассное мероприятие День Матери которое я проводила в 4 классе...

"День здоровья" (внеклассное мероприятие)

В настоящее время проблема здоровьесберегающих технологий в начальных классах – одна из самых насущных. Как научить детей беречь своё здоровье? О...

"День Воды"- экологическое мероприятие.

Всемирный " ДеньВоды" отмечается 22 марта. Можно использовать материал для проведения классного часа, внеклассного мероприятия, экологической недели....

Рыцарский турнир вежливости.Внеклассное мероприятие. Работа с родителями.

         Работа с родителями — один из труд­нейших участков деятельности учителя. Эффективность воспитательной ра­боты во многом зависит от его уме­ния находить о...

ДЕНЬ МАТЕРИ (внеклассное мероприятие)

1.      Воспитание уважительного отношения к матери, к женщине.2.      Развитие познавательных интересов, расширение общего кругозора.3....

Приказы о проведении мероприятия " День Здоровья", итоги мероприятия.

1)Приказ  № 224 от 15 мая 2018 г "О проведении  "Дня Здоровья", итоги мероприятия приказ № 253 от 28 мая 2018 г2)Приказ №340 от 19 сетября 2019 г " О проведении "Дня...