Рабочие программы по внеурочной деятельности
рабочая программа (4 класс) по теме

Рабочая программа по внеурочной деятельности "Социокультурные истоки" 4 класс

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rabochaya_programma_kursa_istoki_4b.docx37.33 КБ
Файл razvitie_rechi_4klass.docx43.09 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа №46

с углубленным изучением отдельных предметов

РАССМОТРЕНО:

Протокол заседания

методического объединения

№ ____ от «___»_____________2018___ года

Руководитель МО

________________/___________________/

УТВЕРЖДЕНО:

Приказ  №______

от «____» ______________2018__ года

Директор

_____________________/Л.В. Гейнц/

СОГЛАСОВАНО:

Заместитель директора по ВВВР

_______________/___________________/

«_____» _____________2018__ года

        дата согласования

Программа внеурочной деятельности

Социокультурные истоки

                                                

Направление: духовное-нравственное

Количество часов __17_______            

Класс: 4Б

                                                                                     

                                                                

Ф.И.О. учителя: Нуриахметова Юлия Кимовна

Пояснительная записка

Программа «Истоки», авторами которой являются И.А. Кузьмин, А.В. Камкин представляет собой апробированную образовательно-воспитательную дидактическую систему и оригинальную педагогическую технологию.

Курс  «Истоки» является комплексным учебно-воспитательным курсом, в основе которого лежит программа духовно-нравственного воспитания в контексте социокультурного развития личности. Программа «Истоки»  разработана на принципах социокультурного системного подхода к истокам в образовании и способна выполнять функцию стержневой основы всего учебно-воспитательного процесса.

Программа «Истоки» направлена на развитие языкового чувства, обеспечивает создание прочной понятийной и мотивационной базы для дальнейшего изучения русского языка. Ученики знакомятся с многообразным миром родного языка, узнают, каким может быть Слово: слово, повествующее о событиях и героях былых времен, слово, воспитывающее, наставляющее, слово народной мудрости, слово, воспевающее красоту мира. В течение всего курса дети приобщаются к истокам родного слова, изучая семантические связи и несложные этимологические примеры.

Активное участие родителей способствует созданию благоприятной атмосферы взаимопонимания с учителем, что значительно повышает эффективность обучения. Дети приобретают опыт личного осмысления понятий с помощью Слова, Образа, Книги, получают значимые социокультурные результаты, учатся работать самостоятельно и в сотрудничестве с родителями.

Программа способствует решению ряда важнейших задач:

  • развитию духовно-нравственных основ образования;
  • интеграции обучения и воспитания в единый образовательный процесс на основе ценностей отечественной культуры;
  • формированию гражданской ответственности и осознанию учащимися, его родителями и педагогами духовного смысла служения Отечеству;
  • приобщению в равной степени  представителей всех национальностей к родным истокам в условиях многоконфессиональности и поликультурных контактов современного социума;

В начальной школе  учащиеся получают первое представление о жизненно важных категориях для человека и развивают систему духовно-нравственных ценностей внешнего социокультурного и внутреннего духовного мира.

В 4-м классе учащиеся знакомятся с истоками традиций в нашей культуре (Традиции Слова, Образа, Дела и Праздника) как важнейшими механизмами сбережениями и трансляции базовых социокультурных ценностей российской цивилизации.

Таким образом, в начальной школе завершается первый концентр ознакомления с учебным курсом «Истоки».

Учебный курс 4 класса призван суммировать и обобщить всё известное ученику из курса «ИСТОКИ» в начальной школе и вывести его на новый уровень понимания социокультурных и духовных ценностей.

Почему истоки помогают лучше видеть, слышать, чувствовать и понимать окружающий мир? Истоки: прошлое в настоящем ради будущего.

Базовый социокультурный ряд

Традиции образа. Традиции дела и служения. Традиции слова. Подвиги души. Отец. Родоначальник. Родовое дерево. Отец родной, крестный, духовный, названный. Мать. Родная мать, мать – хранительница очага, крестная мать. Мир – Вселенная, мир – сообщество, мир – согласие. Отечество. Щит и меч. Троица. Спаситель и «Спасы». Покров Пресвятой Богородицы. Образы Богородицы. Ангел-хранитель. Праведники и мудрецы. Купол и крест. Свет, свеча и лампада. Моление и крестный ход. Сообщества: община, артель, сотни, гильдии, цехи, собор, дружина, братия, училище. Опыт. Праведный труд. Талант. Выгода и добро. Завет и заповедь. Честь и уговор. Исповедь. Обет. Укор и укоризна. Подвижники. Благодарение. Поминание и почитание. Трапеза.

В центре курса – традиции как важный механизм передачи их новым поколениям, как способ сохранения преемственности культуры в ее самом широком понимании. Важно увидеть жизненную силу традиций в современной действительности, в окружающем мире.

Программа направлена на возрождение первоначального контекста категорий и ценностей, которые сложились в нашем обществе на основе православной культуры, но вместе с тем программа возрождает ценности, присущие большинству традиционных культур.

Отбор содержания учебного материала осуществлен с ориентацией на формирование базовых национальных ценностей. Средствами разных предметов системы учебников в детях воспитывается благородное отношение к своему Отечеству, своей малой Родине, своему народу, его языку, духовным, природным и культурным ценностям, уважительное отношение ко всем народам России, к их национальным культурам, самобытным обычаям  и традициям, к государственным символам Российской Федерации.

Дети знакомятся с образцами служения Отечеству, постигают причастность каждого человека, каждой семьи к жизни России, осознают значимость усилий каждого для благополучия и процветания Родины, чтобы уже в этом возрасте почувствовать себя маленькими гражданами великой страны.

Родиноведческие и краеведческие знания, содержательное, дидактическое и методическое обеспечение которых составляет значительную часть содержания учебников. Учитывая особенности предметных областей учебного плана начального общего образования ФГОС и возрастные психологические особенности младших школьников, одной из важнейших задач является развитие у ребенка интереса, переходящего в потребность к познанию, изучению своей страны, ее прошлого и настоящего, ее природы и общественной жизни, ее духовного и культурного величия.

Поликультурность содержания системы учебников носит сквозной характер. Она обеспечивает в каждой предметной линии, с учетом предметной специфики и отражает многообразие и единство национальных культур народов России. Содействует формированию у обучающихся толерантности, способности к межнациональному диалогу, знакомству с культурами народов других стран мира.

Возраст детей: 10 - 11лет.

Сроки реализации: 1год - четвёртый год обучения (программа «Истоки» рассчитана на четыре года обучения).

Режим занятий: занятия проходят 1 раз в неделю  по 40 минут.

Формы работы можно разделить на:

  • теоретические  (беседа, анализ ситуации, рассказов, стихов, былин, сказок);
  • практические (работа в тетрадях, рисунки на заданную тему, посещение библиотеки).

Ожидаемые результаты:

  • формирование системы духовно-нравственных ценностей;
  • развитие восприятия, мышления, чувствования и духовного опыта ребенка;
  • приобщение ребенка к истокам родной культуры, духовных ценностей и образа жизни;
  • умение вести продуктивный диалог и сотрудничать;
  • расширение кругозора и словарного запаса.

В процессе освоения программы предусмотрена система контроля  знаниями и умениями с помощью рабочей тетради. В  тетради учащиеся выполняют рисунки, различные задания. Тетрадь позволяет детям, родителям, педагогу увидеть результаты своего труда.

Содержание курса

4 класс. Родные Образы. Умелые дела. Заветные слова.        

УЧЕБНЫЙ ПЛАН КУРСА

Раздел

Темы

Кол-во часов

Традиции образа

Первые образы. Священные образы. Светлые образы.

4

Традиции дела

Труд. Служение. Творчество. Традиции праведного дела.

4

Традиции слова

Священные слова. Сердечные слова. Честные слова.

5

Традиции праздника

Гулять всем миром. Радоваться всей семьей. Помнить всем Отечеством. Молиться всей Церковью. Потрудиться душой.

4

Итого

17

Учебный курс «Истоки»

4-й класс (17 часов)

Традиции Образа (4 часа)

ТРАДИЦИИ ПЕРВОГО ОБРАЗА. Отец: роль и место отца в доме и семье. Родоначальник и род. Родовое дерево. Отец родной, крестный, духовный, названный. Мать: роль и место матери в семье и доме. Родная мать, мать – хранительница очага, крестная мать.

Отечество. Родина. Мир – Вселенная, мир – сообщество, мир – согласие. Щит и меч на защите Отчизны. Щит и меч как символ миролюбия и справедливой кары.

ОБРАЗЫ ВЕРЫ, НАДЕЖДЫ И ЛЮБВИ. Вера, Надежда и Любовь в сердце русского человека. Праведники и мудрецы – носители традиций Веры, Надежды и Любви. Ангел-хранитель.

«Спас» в народной культуре и традициях. «Спас в силах». Образ «Спаса» как знак любви Божией. «Спас» как надежда.

Смыслы купола и креста в храмостроителстве и искусстве. Их виды. Дерево и птица на русских иконах. Мотивы дерева, птицы, коня, ладьи в народном творчестве.

ОБРАЗЫ ПОКРОВА В НАРОДНОЙ ТРАДИЦИИ. Почитание Богоматери на Руси. Владимирский образ Божией Матери – святыня России. Покров Пресвятой Богородицы как символ заступничества. Образы Богородицы: «Умиление», «Знамение», «Путеводительница». Праздничные обряды и обычаи праздника Покрова.

ОБРАЗЫ СОФИИ И СВЕТА.  Троица как знак единения, любви и согласия. Красота образа. Образ Троицы в искусстве и окружающем мире. Софийские соборы в культуре России.

Свет как знак истины, правды и добра. Свет знания и тьма невежества. Свеча и лампада в различных жизненных обстоятельствах русского человека.

Умелые Дела (4часа)

ТРУДОВЫЕ ТРАДИЦИИ. Крестьяне, ремесленники и купцы – труженики России. Обычаи общего дела, распределение труда и сил. Община, артель, сотни, гильдии, цехи – традиционные трудовые сообщества.

ТРАДИЦИИ СЛУЖЕНИЯ. Царство и воинство, священство и книжники. Обычаи и нормы справедливого управления и суда, отваги и мужества, терпения и просвещения, рассуждения. Собор и дружина, братия и училище – традиционные сообщества общественного служения.

ТРАДИЦИИ ПРАВЕДНОГО ДЕЛА. Опыт и трудолюбие, умение и смекалка, честность и благотворительность – основы трудовых традиций. Молодой работает – старый ум дает. Как выгоду совместить с добром.

Отвага и мера, прозорливость и талант – основы служения. Праведный труд. Талантливый человек – большой труженик. Почему в основе любого таланта – любовь? Не за свое дело не берись, за своим делом не ленись.

Заветные Слова (5 часов)

ТРАДИЦИИ СВЯТОГО СЛОВА. Святые слова просвещают ум, сердце и укрепляют силы. Обычаи и традиции молитвы. Завет и заповедь. Слово заветное и слово заповедное.

ТРАДИЦИИ ДОБРОГО СЛОВА. Благословение. Благословение родителей и благословение священника. Доброе дело без благословения не начинается. Послушание. Почитание родителей.

Любовь и умиление. Радость личная и радость общая. Доброе слово способно вершить великие дела: врачевать, примирять, утешать и согревать.

ТРАДИЦИИ ЧЕСТНОГО СЛОВА. В чем состояло достоинство, уважение и почет русского человека. Слово чести и уговора – самые надежные. Уговор дороже золота. Виды уговора. На доброе дело – уговор, а на злое – сговор.

Обетное слово. Виды традиционных обетов. Умей держать верность слову.

ТРАДИЦИИ ПОКАЯННОГО СЛОВА. Слова очищения. Признание вины. Обычаи покаяния. Исповедь. Слова прощения.

Укор и укоризна. Слово укоризны совесть пробуждает. Слово выговора – наказывает. Совестливому человеку укоризна страшнее выговора.

Традиции праздника (4 часов) 

ТРАДИЦИИ ПРАЗДНИКА. Православные праздники. Обычаи православного праздника: моление, крестный ход.

Праздник семейный. Торжество семьи. Гостеприимство, гулянье, трапеза. Трапеза – знак единения и примирения. Обычаи русской трапезы. Где песня льется – там легче живется.

Праздник народный и государственный. Народное гулянье. Ярмарка. Возложение венков. Воинский парад.

По итогам четвертого года обучения учащиеся:

  • осваивают систему базовых социокультурных ценностей в соответствии с содержательными линиями национально-регионального компонента Государственного образовательного стандарта: культурно-исторической, информационно методологической, социально-правовой, экологической, культуры здоровья;
  • истолковывают их смысл и сознательно употребляют в своей речи, общении, оценках;
  • используют при создании первой авторской Книги;
  • опираются на них в организации и оценке своей деятельности и общения.

Традиции образа. Традиции дела и служения. Традиции слова. Подвиг души.

Отец. Родоначальник. Родовое дерево. Отец родной, духовный, названный. Мать. Родная мать, мать - хранительница очага. Мир - Вселенная, мир - сообщество, мир - согласие. Отечество. Щит и меч. Сообщества: община, артель, сотни, гильдии, цехи, собор, дружина, братия, училище. Опыт. Праведный труд. Талант. Выгода и добро. Завет и заповедь. Честь и уговор. Исповедь. Обет укор и укоризна. Праведники и мудрецы. Подвижники. Благодарение. Поминание и почитание. Трапеза. Традиции моей страны. Память народа. Человек, Традиции дела и служения. Гражданин. Забота о Родном Крае - долг гражданина. Законы и нормы. Ответственность. Россияне. Праздники Отечества. Государственные, национальные и народные праздники. Символы Отечества. Гимн. Герб. Флаг. Памятный Знак. Символ. Памятные места. Святыни. Служение Отечеству. Трудовое, воинское служение. Гражданское служение. Мир современный и мир старины. Связь поколений. Чувство Родины.

Тематическое планирование курса «истоки» 4 класс

№ п/п

Тема урока

Дата проведения

Категории

Содержание

Активные формы обучения

план

факт

Традиции Образа (4ч.)

Вводный урок.

Присоединение к курсам «Истоки»-2 и «Истоки»-3.

Введение в «Истоки»-4.

Что такое традиция?

Значение традиций в жизни человека, народа, общества.

Родной очаг. Родные просторы. Труд земной. Труд души. Вера. Надежда, Любовь, София.

Традиции образа. Традиции. Традиции слова. Традиции дела. Традиции праздника.

Ресурсный круг

«Что я жду от уроков «Истоки»

в этом году?»

Первые образы.

Отец. Мать.

Родители.

Почему отца величают главой семьи и родоначальником, а мать хранительницей очага и его души?

Семья-любовь, забота, согласие.

Отец. Глава семьи. Кормилец.

Заступник. Родоначальник. Отеческий суд и наказание.

Отец родной, крестный, духовный, названный, отчим.

Мать. Утешительница. Хранительница очага. Первая молитвенница. Мать родная, крестная, богоданная, названная, молочная, мачеха.

Семья.

Родители.

Почитание родителей.

Послушание.

Работа в паре

«Роль отца и матери

в традиционной семье»

Работа в паре «Принципы жизни в семье»

Ресурсный круг

«Моя будущая семья»

Священные образы.

Спаситель.

«Спасы» в народной культуре и традициях. Образ «Спаса» как знак любви Божией. «Спас» как надежда.

Спаситель.

«Спас Нерукотворный».

«Спас Вседержитель».

«Спас в силах»

Работа в паре

«Традиции образа Спасителя»

Светлые образы.

Свет и просветители.

Праведники и мудрецы.

Свет как знак истины, правды и добра. Свет знания и тьма невежества.

Во имя чего люди тянутся к свету и обращаются к крестной силе?

Свет. Свеча. Лампада.

Просветители.

Праведная жизнь.

Мудрецы. Бессеребренники.

Исповедники. Преподобные.

Святые. Истина.

Работа в паре

«Пути праведности»

Традиции слова (4ч.)

Священные слова.

Заповеди и заветы.

Молитва.

Что называют заповедями Божиими, а что заветами предков?

Как заповеди и заветы живут в народных обычаях и порядках?

Обычаи и традиции молитвы.

Заповеди Божии.

Заветы предков.

Молитва.

Благодарение.

Работа в четверке

«Заповеди и заветы»

Ресурсный круг

«В каких жизненных ситуациях человек обращается к Богу?»

Родительское благословение.

Доброе дело начинается с благословения.

Родительское наставление.

Родительская воля.

Почитание родителей.

Послушание. Уверенность.

Успокоение.

Ресурсный круг

«На какие дела необходимо родительское благословение?»

Правила честного слова.

Не всегда говори, что знаешь, но всегда знай, что говоришь.

Правдивое слово.

Искренность.

Вера. Совесть.

Ресурсный круг

«Образ честного человека»

Обобщающий урок.

«Традиции слова».

Слово-ключ, открывающий сердца.

Сила слова.

Любовь.

Мудрость.

Работа в четверке

«Дар слова»

Ресурсный круг

«Как слово помогает человеку?»

Традиции дела (5 ч.)

Труд.

Земледельцы.

Купцы и предприниматели.

Земледельцы кормят все Отечество.

Деловые люди сближают людей, города и земли, страны и народы.

Земледелие. Взаимопомощь.

Опыт. Ответственность.

Пахота. Сев. Сенокос.

Жатва. Страда.

Купец. Предприниматель.

Деловые люди.

Дальновидный ум.

Ярмарка. Торжок.

Честная торговля.

Добрые дела. Доброе имя.

Работа в четверке

«Законы земледелия»

Работа в четверке

«Дерево ценят по корням, а человека по делам»

Служение.

Воинство.

Почему воинское служение считается священной обязанностью?

Боевые традиции. Боевые знамена. Дисциплина. Неустрашимость. Мужество. Отвага.

Отцы – командиры.

Талант полководца.

«храм – памятник»

Работа в четверке

«Защита Отечества – священный долг»

Священство.

Традиции духовного служения.

Духовные войны.

Подвижник. Священник.

Монахи. Монастырь.

Владыка.

Терпение. Любовь к ближним.

Ресурсный круг

«Духовные войны Руси»

Суд и управление.

Как соблюсти порядок и справедливость?

Как соединить закон и правду?

Управление государственное и местное. Власть. Суд.

Добросовестность.

Рассудительность. Строгость. Любовь. Мудрость.

Работа в четверке

«Мудрые правители земли русской»

Обобщающий урок.

«Традиции праведного дела»

Жить, трудиться, служить и творить по правде, во имя ближнего и Отечества.

Праведное дело.

Освящение труда.

Опыт. Трудолюбие.

Умение. Смекалка. Честность Благотворительность.

Работа в четверке

«Праведное дело сродни подвигу»

Традиции праздника (4 ч.)

Гулять всем миром.

Какие праздники связанны с земледельческим календарем?

Когда и как отгащивали, собирались на братчину и шли крестным ходом?

Праздник.

Земледельческий календарь.

Общинные праздники.

Братчины Заветные и обетные.

Храмовый престольный праздник.

Работа в четверке

«Древние праздники Руси»

Радоваться всей семьей.

О чем напоминает крестильная рубашка и что означают слова: «Кашу на ложки, а имя на ножки»?

Крещение. Крестины.

Именины. День ангела.

Крестильная рубашка.

Крестильный крест.

Крестные родители.

Работа в четверке

«Кума и кум наставляй на ум»

Помнить всем Отечеством.

Единство русского духа. Праздники государственные и гражданские.

Возложение венков.

Минута молчания.

Воинский парад.

Долг памяти. Благодарность. Торжественное богослужение.

Народное гуляние.

Ярмарка.

Память. Уважение.

Мнемотехника

«Праздник памяти и славы»

Ресурсный круг

«День рождения города»

Традиции Отечества.

Почему истоки помогают лучше видеть, слышать, чувствовать и понимать окружающий мир?

Истоки.

Традиции.

Отечество.

Память.

Ресурсный круг

«Традиции моего Отечества»

Методические пособия

Автор, издание

1

А.В. Камкин «Истоки»  4 класс. Учебное пособие

2

В.Д. Ергина, Т.Н. Смирнова «Истоки»  4 класс. Рабочая тетрадь. Части I, II

3

«Истоки» 4 класс. Социокультурный инструментарий

4

«Истоки» 4 класс. Педагогический опыт

Информационное обеспечение.

ИКТ

  1. Истоки методический ларец. Подборки к занятиям. (материалы с семинара)
  2. Ларчик от О.М.Потаповской. Подборки к занятиям. (материалы семинара)
  3. Иллюстрированный энциклопедический (толковый) словарь - 20 томов на 2 CD, Золотой Фонд российских энциклопедий, 2004г.
  4. Диск. Большая Энциклопедия Кирилла и Мефодия, 2005 г.

Список литературы

  1. Краткий словарь истоковедения.
  2. И.А.Кузьмин, А.В. Камкин «О первоначальном контексте» («Перекрёстки эпох», т.3).
  3. И. А. Кузьмин Программа «Социокультурные истоки» («Перекрёстки эпох», т.2).
  4. И. А. Кузьмин, А.В. Камкин «Истоки». Программа для начальной школы (1 – 4 классы).
  5. О. А. Бандяк «Истоки» - 4. Активные формы обучения (системная разработка). Дидактический материал.
  6. «Истоки» - 4. Социокультурный инструментарий.
  7. А. П. Лешуков «Истоки – начало возрождения России» (газета «Истоки» №6 (11), 1999г.).
  8. В.Е.Позгалев «Времён связующая нить» (газета «Истоки» №7 (12),1999г.).
  9. И. А. Кузьмин, О. А. Бандяк, В. Н. Синицына «Воспитание на социокультурном опыте». Программа для начальной школы (1 – 4 классы).
  10. Л. И. Бурова, М. Е. Гриценко, Г. П. Логовеева  «Родной край». Книга для младших школьников.



Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа №46

с углубленным изучением отдельных предметов

РАССМОТРЕНО:

Протокол заседания

методического объединения

№ ____ от «___»_____________2018 года

Руководитель МО

________________/___________________/

УТВЕРЖДЕНО:

Приказ  №______

от «____» ______________2018  года

Директор

_____________________/Л.В. Гейнц/

СОГЛАСОВАНО:

Заместитель директора по ВВВР

_______________/___________________/

«_____» _____________2018 года

        дата согласования

Рабочая программа курса внеурочной деятельности

                                       Развитие речи

                                                

Направление: общеинтелектуальное

Количество часов: 17

Классы: 4Б,4Г

                                                                

Ф.И.О. учителя: Нуриахметова Ю.К.

                                

 ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Рабочая программа внеурочной деятельности  для 4- класса разработана

в соответствии:

  • с требованиями федерального государственного образовательного стандарта начального общего   образования;
  • с рекомендациями по организации внеурочной деятельности учащихся (Григорьев, Д.В. Внеурочная деятельность школьников: методический конструктор / Д.В.Григорьев, П.В. Степанов. – М.: Просвещение, 2010;
  • с рекомендациями примерных программ внеурочной деятельности (Горский, В.А. Примерные программы внеурочной деятельности: начальное и основное образование / под ред. В.А. Горского. – М.: Просвещение, 2010);
  • с особенностями основной образовательной программы школы.

на основе:

  • требований к результатам освоения основной образовательной программы начального общего образования;
  • программы формирования универсальных учебных действий;
  • программы Холодовой О.А. «Юным умникам и умницам. Развитие познавательных способностей», удостоенной звания лауреата конкурса «Грант Москвы» в области наук и технологий в сфере образования.

ОБЩИЕ ЦЕЛИ НАЧАЛЬНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ

С УЧЁТОМ СПЕЦИФИКИ КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

«РАЗВИТИЕ РЕЧИ »

Цель: расширение зоны ближайшего развития ребёнка и последовательный перевод ее в непосредственный актив, то есть в зону актуального развития посредством совершенствования познавательных способностей  младшего школьника.

         

 ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА КУРСА

«РАЗВИТИЕ РЕЧИ.»

Курс внеурочной деятельности «Развитие познавательных способностей», созданный на основе развивающего  курса учебно-методического комплекса Холодовой О. А. «Юным умникам и умницам. Развитие познавательных способностей», представляет систему интеллектуально-развивающих занятий для детей в возрасте от 6 до 10 лет.

Особенности курса – содержит задания неучебного характера, серьёзная работа принимает форму игры, что очень привлекает и заинтересовывает младших школьников.

        При  проведении занятий по программе «РПС»  используется  УМК, состоящий из:

  • рабочих тетрадей на печатной основе;
  • методического руководства для учителя;
  • программа курса РПС.

Основные задачи курса:

  • развитие мышления в процессе формирования основных приемов мыслительной деятельности: анализа, синтеза, сравнения, обобщения, классификации, умение выделять главное, доказывать и опровергать, делать несложные выводы;
  • развитие психических познавательных процессов: различных видов памяти, внимания, зрительного восприятия, воображения;
  • развитие языковой культуры и формирование речевых умений: четко и ясно излагать свои мысли, давать определения понятиям, строить умозаключения, аргументировано доказывать свою точку зрения;
  • формирование навыков творческого мышления и развитие умения решать нестандартные задачи;
  • развитие познавательной активности и самостоятельной мыслительной деятельности учащихся;
  • формирование и развитие коммуникативных умений: умение общаться и взаимодействовать в коллективе, работать в парах, группах, уважать мнение других, объективно оценивать свою работу и деятельность одноклассников;
  • формирование навыков применения полученных знаний и умений в процессе изучения школьных дисциплин и в практической деятельности.

Таким образом, принципиальной задачей предлагаемого курса является именно развитие познавательных способностей и общеучебных умений и навыков, а не усвоение каких-то конкретных знаний и умений.

В основе построения курса лежит принцип разнообразия творческо-поисковых задач. При этом основными выступают два следующих аспекта разнообразия: по содержанию и по сложности задач.

Система представленных  заданий (задач и упражнений) позволяет решить:

познавательный аспект

  • формирование и развитие различных видов памяти, внимания, воображения;
  • формирование и развитие общеучебных и навыков.

развивающий аспект

  • развитие мышления в ходе усвоения детьми таких приёмов мыслительной деятельности, как умение анализировать, сравнивать, систематизировать, обобщать, выделять главное, доказывать и опровергать;
  • развитие сенсорной сферы ребят (глазомера, мелких мышц кистей рук);
  • развитие двигательной сферы.

        воспитывающий  аспект        

  • воспитание системы нравственных межличностных отношений (формирование «Я- концепции».

Основное время на занятиях занимает самостоятельное выполнение детьми логически-поисковых заданий. Благодаря этому у детей формируются общеучебные умения:

  • самостоятельно действовать,
  • принимать решения,
  • управлять собой в сложных ситуациях.

Занятия построены  таким образом, что один вид деятельности сменяется другим. Это позволяет сделать работу детей динамичной, насыщенной и менее утомительной благодаря частым переключениям с одного вида мыслительной деятельности на другой.

В результате этих занятий ребята достигают значительных успехов в своём развитии. Они многому научаются, и эти умения применяют в учебной работе, что приводит к успехам. А это значит, что возникает интерес к учёбе.

 МЕСТО КУРСА «РАЗВИТИЕ РЕЧИ » В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ

Курс  реализуется в рамках общеинтеллектуального направления внеурочной деятельности учебного  плана гимназии. Программа данного курса представляет систему интеллектуально-развивающих занятий для учащихся начальных классов и рассчитана на четыре года обучения, в четвёртом  классе 17 часов (1 час неделю во 2 полугодии).

Результаты освоения курса в соответствии с ФГОС ОО:

Личностные результаты: 

  • определять и высказывать под руководством педагога самые простые общие для всех людей правила поведения при сотрудничестве (этические нормы);
  • в предложенных педагогом ситуациях общения и сотрудничества, опираясь на общие для всех простые правила поведения,  делать выбор, при поддержке других участников группы и педагога, как поступить.

Метапредметные результаты: 

регулятивные:

  • определять и формулировать цель деятельности  с помощью учителя и самостоятельно;
  • проговаривать последовательность действий;
  • учиться высказывать своё предположение (версию) на основе работы с текстом задания и иллюстрацией рабочей тетради;
  • учиться работать по предложенному учителем и самостоятельно составленному плану;
  • учиться отличать верно выполненное задание от неверного;
  • учиться совместно с учителем и другими учениками давать эмоциональную оценку деятельности товарищей;

познавательные:

  • ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного;
  • делать предварительный отбор источников информации;
  • добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебные материалы, свой жизненный опыт и информацию, полученную от учителя/добытую самостоятельно;
  • перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате  совместной  работы всего класса;
  • перерабатывать полученную информацию: сравнивать и группировать различные объекты (например, математические, такие как числа, числовые выражения, равенства, неравенства, плоские геометрические фигуры);
  • преобразовывать информацию из одной формы в другую: составлять рассказы и задачи на основе простейших моделей (предметных, рисунков, схематических рисунков, схем); находить и формулировать решение задачи с помощью простейших  моделей (предметных, рисунков, схематических рисунков, схем);

коммуникативные:

  • донести свою позицию до других: оформлять свою мысль в устной и письменной речи (на уровне одного предложения или небольшого текста);
  • слушать и понимать речь других;
  • читать и пересказывать текст;
  • совместно договариваться о правилах общения и поведения в школе и следовать им;
  • учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика).

Предметные результаты: 

  • описывать признаки предметов и узнавать предметы по их признакам;
  • выделять существенные признаки предметов;
  • сравнивать между собой предметы, явления;
  • обобщать, делать несложные выводы;
  • классифицировать явления, предметы;
  • определять последовательность событий;
  • судить о противоположных явлениях;
  • давать определения тем или иным понятиям;
  • определять отношения между предметами типа «род» - «вид»;
  • выявлять функциональные отношения между понятиями;
  • выявлять закономерности и проводить аналогии.  

СОДЕРЖАНИЕ КУРСА « РАЗВИТИЕ РЕЧИ «

Курс РПС в 4 классе продолжает развивать и тренировать основные психические механизмы, лежащие в основе познавательных способностей детей. Но так как учащиеся занимаются по этому курсу четвёртый год, все больше внимания теперь уделяется логически-поисковым, частично-поисковым задачам. Большое внимание уделяется решению нестандартных задач. Выполняя логически-поисковые задания, которые обеспечивают преемственность перехода от простых формально-логических действий к сложным, от заданий на репродукцию и запоминание - к истинно творческим, дети учатся производить анализ и синтез, сравнение и классификацию, строить индуктивные и дедуктивные умозаключения. Только тогда можно рассчитывать на то, что ошибки в выполнении умственных действий или исчезнут, или будут сведены к минимуму, а процесс мышления школьника будет отвечать целям и задачам обучения.

Тренировка психических процессов. Развитие концентрации внимания. Тренировка внимания. Тренировка слуховой памяти. Тренировка зрительной памяти. Совершенствование воображения. Развитие логического мышления (выделение признаков, сравнение предметов, классификация и поиск закономерностей).

Развитие восприятия. Развитие слуховых, осязательных ощущений. Формирование и развитие пространственных представлений. Развитие умение ориентироваться в пространстве листа. Развитие фонематического слуха. Развитие восприятия времени, речи, формы, цвета, движения. Формирование навыков правильного и точного восприятия предметов и явлений. Тренировочные упражнения и дидактические игры по развитию восприятия и наблюдательности.

Развитие памяти. Диагностика памяти. Развитие зрительной, слуховой, образной, смысловой памяти. Тренировочные упражнения по развитию точности и быстроты запоминания, увеличению объёма памяти, качества воспроизведения материала.

Развитие внимания. Диагностика произвольного внимания. Тренировочные упражнения на развитие способности переключать, распределять внимание, увеличение объёма устойчивости, концентрации внимания.

Развитие мышления. Формирование умения находить и выделять признаки разных предметов, явлений, узнавать предмет по его признакам, давать описание предметов, явлений в соответствии с их признаками. Формирование умения выделять главное и существенное, умение сравнивать предметы, выделять черты сходства и различия, выявлять закономерности. Формирование основных мыслительных операций: анализа, синтеза, сравнения, классификации, обобщения, умения выделять главное и существенное на основе развивающих заданий и упражнений, путем решения логических задач и проведения дидактических игр.

Развитие речи. Развитие устойчивой речи, умение описывать то, что было обнаружено с помощью органов чувств. Обогащение и активизация словаря учащихся. Развитие умения составлять загадки, небольшие рассказы- описания, сочинять сказки. Формирование умения давать несложные определения понятиям.

Задания геометрического характера. Уникурсальные кривые. Составление и моделирование предметов.  Построение фигур из счетных палочек.  Построение фигур из конструктора "монгольская игра", "танграм".

Нестандартные задания алгебраического характера. Арифметический шифр.  Математический фокус.  Арифметические лабиринты с воротами.  Математические ребусы. Магические квадраты 3*3.

Нестандартные задания логического характера. Анаграмма. Комбинаторные задачи. Задачи с альтернативным условием. Игры Зака З. А. ( "Муха", "Просветы")

Задания повышенной сложности

Нестандартные задачи

Решение нестандартных задач формирует познавательную (активность, мыслительные и исследовательские умения, привычку вдумываться в слово. Большинство задач не имеет однозначного решения. Это способствует развитию гибкости, оригинальности и широты мышления - то есть развитию творческих способностей у детей.

Тренировка внимания

Материал, включенный в рабочие тетради, ставит своей целью совершенствование различных сторон внимания и увеличение объема произвольного внимания детей. Однако уровень трудности заданий значительно возрастает.

Тренировка слуховой памяти

Также в четвертом классе вводится большое количество разнообразных занимательных заданий и упражнений, в процессе выполнения которых у ребёнка не только формируются лингвистические знания, умения и навыки, но одновременно вырабатывается и совершенствуется ряд интеллектуальных качеств, таких как: словесно-логическое мышление, внимание, память, воображение, наблюдательность, речевые способности. Эти упражнения воспитывают у учащихся познавательный интерес к родному языку. 

Тренировка зрительной памяти

Для развития внимания и зрительной памяти в каждое занятие включен зрительный диктант.

Поиск закономерностей

Частично-поисковая задача содержит такой вид задания, в процессе выполнения которого учащиеся, как правило, самостоятельно или при незначительной помощи учителя открывают для себя знания и способы их добывания.

К конкретным частично-поисковым задачам относятся, например, такие задания, как нахождение закономерностей, нахождение принципа группировки и расположения приведённых слов, цифр, явлений; подбор возможно большего количества примеров к какому-либо положению; нахождение нескольких вариантов ответа на один и тот же вопрос; нахождение наиболее рационального способа решения; усовершенствование какого-либо задания и другие.

Так как большинство школьных задач решается по определенному алгоритму, зачастую приводимому учителем в готовом виде, то в одних случаях возникает ситуация бездумного, автоматического подхода учащихся к их решению, в других - растерянность при встрече с задачей, имеющей необычное, нестандартное условие. Вот почему удельный вес заданий на развитие мышления заметно возрастает в 4 классе, а сами задания становятся более разнообразными и трудными.

Задания по перекладыванию спичек. Ребусы.

Развитие воображения построено в основном на материале, включающем задания геометрического характера:

  • дорисовывание несложных композиций из геометрических тел или линий, не изображающих ничего конкретного, до какого-либо изображения;
  • выбор фигуры нужной формы для восстановления целого;
  • вычерчивание уникурсальных фигур (фигур, которые надо начертить, не отрывая карандаша от бумаги и не проводя одну и ту же линию дважды);
  • выбор пары идентичных фигур сложной конфигурации;
  • выделение из общего рисунка заданных фигур с целью выявления замаскированного рисунка;
  • деление фигуры на несколько заданных фигур и построение заданной фигуры из нескольких частей, выбираемых из множества данных;
  • складывание и перекладывание спичек с целью составления заданных фигур.

         Совершенствованию воображения способствует и работа с изографами (слова записаны буквами, расположение которых  напоминает изображение того предмета, о котором идёт речь) и числографами (предмет изображен с помощью чисел).

               В рабочие тетради включены задания на преобразование и перестроение фигур и предметов (задания с использованием спичек); на отгадывание изографов, на разгадывание ребусов.

Основные принципы распределения материала:

 1) системность: задания располагаются в определенном порядке;

 2) принцип «спирали»: через каждые 7 занятий задания повторяются;

 3) принцип «от простого - к сложному»: задания постепенно усложняются;

 4) увеличение объема материала;

 5) наращивание темпа выполнения заданий;

 6) смена разных видов деятельности.

        Таким образом, достигается основная цель обучения - расширение зоны ближайшего развития ребенка и последовательный перевод ее в непосредственный актив, то есть в зону актуального развития.

Занятия направлены на создание положительной мотивации, на формирование познавательного интереса. Методы и приёмы организации деятельности ориентированы на увеличение объёма самостоятельной умственной деятельности, на развитие навыков контроля и самоконтроля, на развитие познавательной активности детей.

        Выполнение логически-поисковых заданий обеспечивает преемственность перехода от формально-логических действий к сложным, от заданий на репродукцию и запоминание – к истинно творческим, дети учатся производить анализ и синтез, сравнение и классификацию, строить индуктивные и дедуктивные умозаключения.

        Частично-поисковая задача содержит такой вид задания, в процессе выполнения которого обучающиеся, как правило, самостоятельно или при незначительной помощи  открывают для себя знания и способы их добывания.

        К конкретным частично-поисковым задачам относятся, такие задания, как нахождение закономерностей, нахождение принципа группировки и расположения приведённых слов, цифр, явлений; подбор возможно большего количества  примеров к какому-либо положению; нахождение нескольких вариантов ответа на один и тот же вопрос; нахождение наиболее рационального способа решения; усовершенствование какого-либо задания и другие.

        

Тематический план

Всего часов

Умения, вырабатываемые в результате деятельности учащихся

«Общие понятия»

Слово.

Речь. Техника и выразительность речи.

Текст.

Предложение и словосочетание.

4

3

9

                      1

Представление о слове как комплексе звуков, имеющем лексическое значение; понятия о прямом и переносном значении слова.

Основные качества речи. Умение совершенствовать свою речь, работать над наиболее распространенными грамматическими и речевыми ошибками. Умение составлять текст.

Умение определять стилистическую принадлежность текстов, составлять текст в заданном стиле. Умение определять средства связи предложений в тексте. Умение восстанавливать деформированный текст с опорой на знание композиции и средства межфразовой связи.

Умение редактировать простое и сложное предложение. Умение интонационно правильно читать предложения разных типов.

Календарно-тематическое планирование

Условные обозначения:

К – занятие  контроля, ОНЗ – занятие «открытия» нового знания, РФ –рефлексия (уроки повторения, закрепления знаний и выработки умений,

  • Б-беседа, В-взаимоконтроль, И-итоговый контроль, Р-рубежный контроль, С-самоконтроль.

Календарно-тематическое планирование

№ п/п

Тема занятия

Используемые ресурсы

Объекты контроля

Формы контроля

Слово

1

Омонимы, омофоны, омоформы. Каламбуры.

ТПО

Отличать многозначного слова от омонимов, с каламбурами.

Б

Фразеологизмы

Составить рассказ, используя фразеологизмы.

   

2

Диалектизмы.

ТПО

Применять диалектизмов в литературном языке.

С,В

3

Сравнение, эпитеты, олицетворение.

Метафора.

ТПО

Использовать сведения об изобразительных средствах языка: олицетворении, сравнении, эпитете.

Применять  выражения с метафорой.

С,В

4

Пословицы и поговорки. Афоризмы.

Сочинение по пословице.

ТПО

Работать  с пословицами и поговорками.

Составлять текст по заданной пословице.

Б

Речь. Техника и выразительность речи

5

Художественный стиль. Общее понятие.

Сочинение – пейзажная зарисовка.

ТПО

ТПО

Применять изобразительные языковые средства художественного стиля.

Подобрать образных средств для написания сочинения.

С,В

6

Рифма.

ТПО

Анализировать о стихотворении как об определенном способом организованном тексте.

Анализировать о стихотворении как об определенном способом организованном тексте.

Б

7

Диалог и монолог.

Драматические импровизации.

ТПО

Использовать в тексте диалогов, монологов.

Инсценировать  отрывок из данного рассказа.

Б

Текст

8

Композиция текста. Основные элементы композиции.

ТПО

Анализировать  с элементами композиции текста.

С,В

9

Композиция. Работа с деформирован-

ным текстом.

ТПО

Определять стиль, тему, основную мысль текста. Работать с деформированным текстом.

С,В

10

Творческая работа.

ТПО

Письмо сочинения на определенную тему.

И

11

Сочинение – миниатюра в художественном стиле.

        ТПО

Письмо сочинения в художественном стиле.

И

12

Публицистический стиль.

          ТПО

Осозновать о публицистическим стилем и его особенностями.

Б

13

Газетно – публицистический стиль.

          ТПО

Познакомить с особенностями газетно-публицистического стиля.

Б

14

Официально – деловой стиль.

      ТПО  

Сравнивать официально – деловой стиль и  его особенности.

С,В

15

Сочинение «Мои любимые стихи».

        ТПО

Владеть выбирать любимых поэтов, любимые стихи.

С,В

16

Сочини сценарий для мультфильма.

            ТПО

Придумать тему, каждому герою роль.

С,В

Предложение и словосочетание.

17

Обобщение. Проверочная работа.

      ТПО

Выполнять лингвистический турнир.

И

-МЕТОДИЧЕСКОЕ И ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ

  1. Книгопечатная продукция
  • Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования / М-во образования и науки Рос. Федерации. – М.: Просвещение, 2010. – 31 с. – (Стандарты второго поколения). – ISBN 978-5-09-022995-1.
  • Планируемые результаты начального общего образования / [Л. Л. Алексеева, С. В. Анащенкова, М. З. Биболетова и др.]; под ред. Г. С. Ковалёвой, О. Б. Логиновой. – 2-е изд. – М.: Просвещение, 2010. – 120 с. – (Стандарты второго поколения). – ISBN 978-5-09-023809-0.

Оценка достижения планируемых результатов в начальной школе. Система заданий. В 2 ч. / [М. Ю. Демидова, С. В. Иванов, О. А. Карабанова и д

  •                      УЧЕБНО р.]; под ред. Г. С. Ковалёвой, О. Б. Логиновой. – 2-е изд. – М.: Просвещение, 2010. – 215 с. – (Стандарты второго поколения). – ISBN 978-5-09-021056-0.
  • Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе. От действия к мысли: пособие для учителя / [А. Г. Асмолов, Г. В. Бурменская, И. А. Володарская и др.]; под ред. А. Г. Асмолова. – 2-е изд. – М.: Просвещение, 2010. – 152 с. : ил. – ISBN 978-5-09-022831-2.
  • Развитие познавательных способностей. Юным умникам и умницам/О. А. Холодова. – [Методическое пособие, 1 класс. + Программа курса «РПС». – 3-е изд, перераб. – М.: РОСТ, 2011. – 270 с.]
  • Холодова О. А. Юным умникам и умницам: Задания по развитию познавательных способностей / Методическое пособие, 4 класс. – 5-е изд, перераб. – М.:Росткнига, 2014. – 240 с.
  • Холодова О. А. Юным умникам и умницам: Задания по развитию познавательных способностей / Рабочие тетради. В 2-х частях.4 класс. – 5-е изд, перераб. – М.:Росткнига, 2014.  

  1. Печатные пособия
  • Наборы сюжетных и предметных картинок – в цифровой форме
  • Словари русского языка
  •  Ожегов С. И. Словарь русского языка: Ок. 57 000 слов / Под ред. Чл.-корр. АН СССР  Н. Ю. Шведовой. – 18-е изд., стереотип. – М.: Рус. яз., 1986. – 797 с.
  • Словарь пословиц и поговорок
  • Энциклопедии

  1. Информационно-коммуникативные средства

Экранно-звуковые пособия

  • Мультимедийные  (цифровые) образовательные ресурсы (презентации по темам курса)

  1. ТЕХНИЧЕСКИЕ СРЕДСТВА ОБУЧЕНИЯ
  • Классная доска с набором приспособлений для крепления таблиц
  • DVD «LG»
  • Мультимедийный проектор «Epson»
  • Интерактивная доска «Traseboard»
  • Ноутбук «Aser»
  • Многофункциональное устройство «HP LaserJet M1132 MFP»
  • широкоформатный плазменный дисплей «Panasonik»
  • принтер лазерный «HP LaserJet 1018»
  • колонки «Genius»

  1. ОБОРУДОВАНИЕ КЛАССА
  • Шкафы для хранения учебников, дидактических материалов, пособий – 4
  • Доска для вывешивания иллюстративного материала – 1 маркерная магнитная
  • Стол учительский с тумбой – 1
  • Конторка ученическая – 1

СПИСОК ДОПОЛНИТЕЛЬНОЙ  ЛИТЕРАТУРЫ

  • Айзенк Г. Проверьте свои способности. – СПб.: 1996.
  • Винокурова Н. К. Подумаем вместе. Развивающие задачи, упражнения, задания. – М.: РОСТ, 1999.
  • Волкова С. И., Столярова Н.Н. Тетрадь с математическими заданиями. – М.: Просвещение, 1999.
  • Голубь В. Т. Графические диктанты. – М.: Вко, 2004
  • Зак А.З. 600 игровых задач для развития логического мышления детей. – Ярославль: 1998.
  • Коноваленко С. В. Развитие познавательной деятельности у детей от 6 до 9 лет. – М.: 2000.
  • Сборник загадок / Сост.М.Т. Карпенко. – М.: Просвящение, 1998.
  • Смекалка для малышей. Занимательные задачи, загадки, ребусы, головоломки. – М.: 2006
  • Винокурова Н. К. Подумаем вместе. Развивающие задачи, упражнения, задания. – М.: РОСТ, 1999.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по внеурочной деятельности образовательная программа по конкретным видам внеурочной деятельности кружок «Этикет для младших школьников»

Данная программа по внеурочной деятельности "Этикет для младших школьников" призвана помочь растущему человеку в постижении норм человеческих отношений. А так же способствовать формированию гармонично...

Внеурочная деятельность. Рабочая программа по внеурочной деятельности для учащихся 1-х классов спортивно- оздоровительный кружок "Сильные, смелые, ловкие"

Рабочая программа по внеурочной деятельности для учащихся 1-х классов спортивно- оздоровительный кружок  "Сильные, смелые, ловкие"...

Внеурочная деятельность. Рабочая программа по внеурочной деятельности для учащихся 2-х классов спортивно- оздоровительный кружок "Крепыш"

Рабочая программа по внеурочной деятельности для учащихся 2-х классов спортивно- оздоровительный кружок  "Крепыш"...

Внеурочная деятельность. Рабочая программа по внеурочной деятельности для учащихся 3-х классов спортивно- оздоровительный кружок "Крепыш"

Рабочая программа по внеурочной деятельности для учащихся 3-х классов спортивно- оздоровительный кружок  "Крепыш"...

Внеурочная деятельность. Рабочая программа по внеурочной деятельности для учащихся 4-х классов спортивно- оздоровительный кружок "Крепыш"

Рабочая программа по внеурочной деятельности для учащихся 4-х классов спортивно- оздоровительный кружок  "Крепыш"...