Я старый сказочник.
классный час (3 класс) на тему
Занятие проводится в читальном зале школьной библиотеки. Цель : познакомить учащихся со знатоком и собирателем сказок, пословиц, поговорок В. И. Далем, воспитывать любовь к образной народной речи, народному творчеству, выявить особенности сказок В. И. Даля, побуждать детей к самостоятельному мышлению.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Библиотечный час «Я старый сказочник …»
занятие проводится на базе школьной библиотеки.
Источник «Стихи и сказки на уроках в начальной школе» З. В. Климентовская.
Цель : познакомить учащихся со знатоком и собирателем сказок, пословиц, поговорок В. И. Далем, воспитывать любовь к образной народной речи, народному творчеству, выявить особенности сказок В. И. Даля, побуждать детей к самостоятельному мышлению.
Занятие начинается с песни российского барда Ю. Кукина «Старый сказочник»
- О чем грустит старый сказочник? Что его беспокоит?
- Почему он продолжает сам себе рассказывать сказки?
- Как вы думаете, кто из писателей мог бы так сказать о себе : «Я – старый сказочник, я много сказок знаю…»? Почему?
Дети отвечают
Выслушав рассуждения детей, учитель называет им имя издателя и исследователя русских народных сказок Александра Николаевича Афанасьева. Издание сказок он считал своим главным делом. «…Это будет моя заслуга в русской литературе», - писал Афанасьев. Публикация сказок в середине 19 века в количестве, которого не знал в России еще ни один сборник, превратилась в большое общественное событие. Этому способствовали достоинства сказок, богатство их содержания, красочность стиля.
Учитель: А наш сегодняшний библиотечный час мы посвятим человеку необыкновенному. Моряку, врачу, писателю, натуралисту, языковеду-филологу и , конечно, сказочнику Владимиру Ивановичу Далю.
- Что вы знаете о В. И. Дале? ( несколько учеников делают небольшие сообщения, сопровождаемые презентацией)
В. И. Даль колесил по России, менял профессии, изучал ремесла. «Всю свою жизнь я искал случая поездить по Руси, знакомился с бытом народа, почитая народ за ядро и корень…». Все время В. И. Даль чутко прислушивался к речи разных людей, с которыми встречался. Было у него главное в жизни дело – собирать слова. Но пока слова прятались в его тетрадках, бесценное сокровище принадлежало ему одному. А Владимир Иванович хотел отдать его всем, сберечь для всех живой язык народа. Так появился «Толковый словарь живого великорусского языка»
Далее детям предлагается прочитать лирическую миниатюру В. Деткова «Чистые пруды»
«Дождь-косохлест, «дождь-подстега». Сказано – высечено. Зримо – до мурашек на коже, словно за шиворот капли холодные занесло. Не слова, а рыбки золотые, и пойманы они у щедрого хранителя чистых прудов В. И. Даля. Пруды заповедные, да охота в них всякому поощряется. Потому как обитатели их свойство удивительное имеют – чем «чаще их ловят, тем дольше жизнь…»
Учитель: О каких чистых прудах идет речь в данной миниатюре?
Ответы детей:
- живая народная речь;
- яркий, красочный русский язык.
Учитель: Почему пруды заповедные, а охота в них всякому поощряется?
Ответы детей
Учитель: Многие заметки в словаре Даля – это маленькие рассказы о жизни народа… Из этих заметок мы узнаем, какие дома строили русские люди, какую одежду носили, какие печи складывали и как их топили…
В. И. Даль и в своих сказках оставался языковедом-филологом. Что это значит?
Ответы детей.
Учитель предлагает прочитать отрывок из сказки Даля «Дятел»
- Какие же «золотые рыбки», плавающие в чистых прудах Даля, обращают на себя внимание? (редкие слова) перечисляются и объясняется их значение.
Учитель: Без этих редких слов, а также без таких выражений, как «день-деньской», «роговой нос», «живое место» пропало бы очарование бытовой речи, на которой замешаны сказки Даля. Сегодня мы познакомимся еще с одной сказкой собирателя и знатока народной речи. Прочитайте ее название. «У тебя у самого свой ум». Чем интересно название данной сказки?
Ответы детей.
Учитель читает сказку вслух.
Работа с текстом:
- Почему козел повадился в огород?
- Каким образом овца увязалась за козлом?
- Прочитайте отрывок о том, как пострадала овца. Почему она пострадала?
- В чем мораль сказки? Ее поучение? Прочитайте.
Учитель: Какой жанр напомнила эта сказка? ( притчу-рассказ)
Учитель: А теперь попробуем создать заповедный пруд из метких народных слов и выражений, встретившихся вам в сказке Даля.
У детей вырезанные из желтой бумаги золотые рыбки. Дети находят, «вылавливают», из сказки народные образные слова и выражения, записывают их на рыбках и прикрепляют к доске:
гурт, лопушник, первина, тын, кричит не своим голосом, отомнёт бока, нелегкая понесла, раскидывай своим умом.
- Почему эти слова сделали сказку красивее, поэтичнее, совершеннее? Почему «заповедный пруд» заискрился, заблестел?
Ответы детей.
Учитель: В заключение нашего часа закончите следующую мысль:
«Более века прошло с тех пор, как появились сказки, пословицы, поговорки, собранные и изданные В. И. Далем, но мы по-прежнему …»
Дети договаривают:
- зачитываемся его сказками;
- радуемся встрече с точными, яркими народными словами;
- то и дело заглядываем в толковый словарь Даля;
- хотим жить «своим умом», как учил В. И. Даль;
- учимся жить, как советовал «старый сказочник»
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Бинарный урок по чтению и музыке. 4 класс. К. Паустовский "Корзина с еловыми шишками.Великий сказочник и музыкант Э. Григ" ."
Бинарный урок по чтению и музыке. 4 класс. К. Паустовский "Корзина с еловыми шишками.Великий сказочник и музыкант Э. Григ"...
Презентация к уроку .К.Паустовский"Корзина с еловыми шишками".Великий сказочник и музыкант Э.Григ.
Бинарный урок: чтение и музыка....
Сказки датского сказочника
Эта презентация создана для уроков литературы и посвящена творчеству Г.Х. Андерсена...
Конспект открытого занятия в старшей группе Чтение художественной литературы "Старая, старая сказка"
Тема: «Старая, старая сказка» Программное содержание: познакомить детей со сказкой, развивать интерес к чтению, работать над выразительностью речи, развивать внимание, умение слушать и передавать...
Эти старые, старые сказки
Знакомство с творчеством великого сказочника Г.Х. Андерсена...
Необычная жизнь обычных жильцов старого дома (Рассказ К.Г. Паустовского «Жильцы старого дома»)
План-конспект урока по теме "Необычная жизнь обычных жильцов старого дома (Рассказ К.Г. Паустовского «Жильцы старого дома»)" для 3 класса, УМК "Школа-2100"...