Дополнительная образовательная программа «Путешествуя, знакомимся.»
рабочая программа (1 класс) на тему

Пачина Елена Валентиновна

Главное назначение курса состоит в том, что данная программа  способствует формированию направленного внимания, познавательного и коммуникативного мотивов; развитию мелкой моторики,  внимания, памяти, логического и творческого мышления; развитию речи,  коммуникативных навыков; воспитывает любовь и уважение к родителям, интерес к изучению окружающей природы, наблюдательность, доброжелательное отношение к окружающим, желание помогать другим;

обучает правилам личной гигиены, приемам самообслуживания, работе с простейшими инструментами, приемам проведения опытов и экспериментов;

укрепляет: чувство уверенности в своих силах, чувство собственного достоинства.

Программа  включает в себя взаимосвязанные интегрированные области знания:

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon puteshestvuya_znakomimsya.doc263.5 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа №3 с углублённым изучением отдельных предметов» города Котовска Тамбовской области

Утверждаю

директор школы             Н.В.Аверин

приказ № 269  от 30.08.12 г.

Рассмотрено и рекомендовано

методическим советом школы

(протокол №1 от 29.08.12 г.)

Дополнительная образовательная программа

«Путешествуя, знакомимся.»

(для детей 6-7 лет)

Срок реализации – 1 год

Программу разработала:

Пачина Елена Валентиновна,

учитель   начальных классов

Котовск   2012г.

Пояснительная записка

дополнительной образовательной программы

«Путешествуя, знакомимся»

1. Роль и место дисциплины

Главное назначение курса состоит в том, что данная программа  способствует формированию направленного внимания, познавательного и коммуникативного мотивов; развитию мелкой моторики,  внимания, памяти, логического и творческого мышления; развитию речи,  коммуникативных навыков; воспитывает любовь и уважение к родителям, интерес к изучению окружающей природы, наблюдательность, доброжелательное отношение к окружающим, желание помогать другим;

обучает правилам личной гигиены, приемам самообслуживания, работе с простейшими инструментами, приемам проведения опытов и экспериментов;

укрепляет: чувство уверенности в своих силах, чувство собственного достоинства.

Программа  включает в себя взаимосвязанные интегрированные области знания:

2. Адресат

Программа предназначена для дошкольников, детей 6-7 лет

3. Цели и задачи

Цель программы:

воспитывать и развивать у каждого ребенка: положительное отношение к себе и окружающему миру, познавательную и социальную мотивацию, инициативность, самостоятельность;  создать  условия  для развития детей старшего дошкольного возраста.

Задачи подготовительного курса:

Формирование и развитие у ребенка

необходимого уровня двигательных навыков, физической и умственной трудоспособности;

познавательных способностей;

образного мышления и воображения, словесно-логического мышления;

умений общаться со сверстниками и взрослыми;

необходимого уровня монологической и диалогической речи;

целостных представлений о мире.

4. Специфика  программы

Предлагаемая программа определяет цель, задачи, формы и методы работы по развитию дошкольника, может содействовать качественной организации педагогических и воспитательных подходов к ее осуществлению в интересах создания благоприятных условий для индивидуального развития личности ребенка, его духовного мира, нравственных ценностей.

Главное назначение подготовительного курса состоит в том, что данная программа

способствует формированию направленного внимания, интереса к художественной литературе, познавательного и коммуникативного мотивов;

воспитывает любовь и уважение к родителям, интерес к изучению окружающей природы, наблюдательность, доброжелательное отношение к окружающим, желание помогать другим;

обучает правилам личной гигиены, приемам самообслуживания, работе с простейшими инструментами, приемам проведения опытов и экспериментов;

укрепляет: чувство уверенности в своих силах, чувство собственного достоинства.

Программа  включает в себя взаимосвязанные интегрированные области знания:

Занятия проводятся два раза в неделю

Формы занятий – занятия-игры, практические занятия, экскурсии, обзорные прогулки.       В соответствии с логикой развития ребенка занятия имеют развивающий характер. Программа развития не допускает дублирования первого класса общеобразовательной школы. Ее цели — гармонизация эмоционального состояния; снятие нервно-психического напряжения; развитие познавательной и эмоционально-волевой сферы ребенка, воображения; коррекция и развитие сенсорно-перцептивной сферы; развитие мелкой моторики рук и координации движений.

      Концепция программы предполагает личностно-ориентированную модель системы обшего развития дошкольника.

      .

5. Новизна программы

Программа «Путешествуя, знакомимся.»  содержит практический материал, способствующий комфортной адаптации ребенка в обществе, формированию у него чувства защищенности и доверия к окружающему миру. Она включает в себя комплексные занятия для детей 6-7 лет, направленные на развитие познавательной, речевой и эмоционально-волевой сферы. Благодаря всесторонне-развивающим занятиям происходит воздействие на все структуры мозга ребенка. Система занятий способствует формированию базовых понятий, составляющих ядро картины мира дошкольника, происходит преодоление детского эгоцентризма, закладываются предпосылки для успешного обучения детей.      В связи с этим совершенствуются образовательные технологии, при разработке которых учитываются следующие тенденции развития образования:
      — от репродукции знаний к их продуктивному использованию в зависимости от решаемых задач;
      — от механического заучивания к учению как процессу интеллектуального развития;
      — от статистической модели знаний к динамически структурированным системам умственных действий;
      — от внешней мотивации учения к внутренней нравственно-волевой регуляции.
      Таким образом, важнейшей составляющей педагогического процесса становится личностно-ориентированный подход, развитие личностных компетенций

6. Основные содержательные линии курса

1) Развитие речи

Формирование словаря.

Звуковая культура речи.

Связная речь.

Знакомство с художественной литературой.

2) Логика и пространственное воображение

 Величина и геометрические фигуры.

Ориентировка в пространстве и во времени

3) Окружающий мир        

Что такое природа.

Растительный мир.

Животный мир.

Неживая природа.

Планеты, Земля, Солнце.

Знакомство с литературой о природе.

4)Я изображаю окружающий мир

Наши волшебные помощники.

Художественные материалы и принадлежности.

Художественное отражение окружающего мира в изобразительной деятельности.

Окружающий мир в образах народного декоративного искусства.

Восприятие художественного образа.

7. Принципы программы

       Концепция базируется на следующих принципах:
      — непрерывности развития ребенка;
      — общего развития ребенка на основе его индивидуальных возможностей и способностей;
      — развития творческих способностей у детей;
      — развития личностных компетенций ребенка как субъекта творческой деятельности, как активного                 субъекта познания;
      — развития и укрепления здоровья личности;
      — развития духовно-нравственных убеждений личности;
      — развития устойчивой психологической адаптации к новым условиям образования;
      — преемственности между обучающими, обучающимися и родителями.
            В основе программы лежат личностно-ориентированные и развивающие технологии.

8. Требования к результатам

Программа даёт возможность создания условий для формирования многосторонне развитой личности ребенка (интеллектуальное, духовно-нравственное, эстетическое, эмоциональное развитие), для создания предпосылок положительной мотивации; формирование элементарной культуры речи, совершенствование на доступном уровне навыков связной устной речи детей.

По каждому из  направлений курса планируется достижение следующих результатов:

     — ориентироваться в ситуациях, соответствующих различным сферам общения;
      — знать и употреблять вежливые слова (начало и завершение общения);
      — знать устойчивые формулы речевого этикета — приветствие, прощание, благодарность, просьба;

      — артикулировать звуки русской речи, понимать, что правильная артикуляция, хорошая дикция способствуют эффективному общению;
      — обращаться к собеседнику тогда, когда это уместно, отвечать на обращение;
      — использовать соответствующие ситуации, темп, громкость;

      — соблюдать культуру слушания: вежливое слушание, внимательное слушание;
      — правильно произносить все звуки;
      — отчетливо и ясно произносить слова;
      — выделять из слов звуки;
      — находить слова с определенным звуком;
      — определять место звука в слове;
      — соблюдать орфоэпические нормы произношения;
      — составлять предложения по опорным словам, по заданной теме;
      — составлять рассказы, сказки по картине, по серии картин;
      — пересказывать сказку, рассказ (небольшие по содержанию) по опорным иллюстрациям;
      — соблюдать элементарные гигиенические правила;
      — ориентироваться на странице тетради.

      — знать название основных геометрических фигур (треугольник, прямоугольник, круг), различать их, находить их прообразы в окружающей действительности;
      — проводить простейшие логические рассуждения и простейшие мыслительные операции (сравнивать объекты, указывая сходство и различие, проводить классификацию предметов по заданным признакам, выявлять несложные закономерности и использовать их для выполнения заданий и др.).

        --- правильно и четко отвечать на вопросы учителя, классифицировать, обобщать, обладать логикой высказывания, ставить вопросы и доказывать свое мнение.

1) Воспитание трудолюбия, творческого отношения к учению, труду, жизни:

ценностное отношение к труду и творчеству, человеку труда, трудовым достижениям России и человечества, трудолюбие;

ценностное и творческое отношение к труду;

осознание приоритета нравственных основ труда, творчества, создания нового;

первоначальный опыт участия в различных видах общественно полезной и личностно значимой деятельности;

потребности и начальные умения выражать себя в различных доступных и наиболее привлекательных для ребёнка видах творческой деятельности;

мотивация к самореализации в социальном творчестве, познавательной и практической, общественно полезной деятельности.

2) Формирование ценностного отношения к здоровью и здоровому образу жизни:

ценностное отношение к своему здоровью, здоровью близких и окружающих людей;

элементарные представления о взаимной обусловленности физического, нравственного, психологического, психического и социально-психологического здоровья человека, о важности морали и нравственности в сохранении здоровья человека;

первоначальные представления о роли физической культуры и спорта для здоровья человека, его образования, труда и творчества;

3) Воспитание ценностного отношения к природе, окружающей среде (экологическое воспитание):

ценностное отношение к природе;

первоначальный опыт эстетического, эмоционально-нравственного отношения к природе;

элементарные знания о традициях нравственно-этического отношения к природе в культуре народов России, нормах экологической этики;

4) Воспитание ценностного отношения к прекрасному, формирование представлений об эстетических идеалах и ценностях (эстетическое воспитание):

первоначальные умения видеть красоту в окружающем мире;

первоначальные умения видеть красоту в поведении, поступках людей;

9. Формы организации учебного процесса

На занятиях могут применяться следующие методы работы:

1. Объяснительно-иллюстративный.

2. Репродуктивный.

3. Частично-поисковый.

4. Проблемный.

5. Исследовательский.

6. Практический.

7. Методы стимулирования и поощрения.

Формы организации учебного процесса: беседа, дискуссия, игра, экскурсия, концерт,  исследование, театрализация.

Основная  форма  работы – групповая.

10. Формы диагностики

анкетирование;

тестирование;

наблюдение;

беседы.

11. Объем и сроки изучения

Занятия проводятся в течение учебного периода 4 часа в неделю.

1.Развитие речи  (24часа)

2 Логика и пространственное воображение(24часа)

3. Окружающий мир (24часа)

4. Я изображаю окружающий мир (20часов)

5. Я среди людей (4часа)

Содержание

дополнительной образовательной программы

«Путешествуя, знакомимся»

Блоки программы.

       Основные содержательные линии.

1. Развитие речи (24часа)

Формирование словаря.

Звуковая культура речи.

Связная речь.

Знакомство с художественной литературой.

2  Логика и пространственное воображение

( 24часа)

Величина и геометрические фигуры.

Простые базовые формы оригами.

Осенние композиции.

Базовая форма «Треугольник».

 Базовая форма «Воздушный змей».  

Базовая форма «Двойной треугольник».

 Базовая форма «Двойной квадрат».

Ориентировка в пространстве и во времени.

3. Окружающий мир (24часа)

Что такое природа.

Растительный мир.

Животный мир.

Неживая природа.

Планеты, Земля, Солнце.

Знакомство с литературой о природе.

4. Я изображаю окружающий мир (20часов)

Наши волшебные помощники.

Художественные материалы и принадлежности.

Художественное отражение окружающего мира в изобразительной деятельности.

Окружающий мир в образах народного декоративного искусства.

Восприятие художественного образа.

6.  Я среди людей (4часа )

Знакомство.

Поведение за столом.

Поведение в гостях.

Приветствие.

Вежливая просьба.

Поздравление и пожелание.

Благодарность.

Виноват – проси прощение.

Учебно-тематический план по курсу:

дополнительной образовательной программы

«Путешествуя, знакомимся»

Тематическое планирование по курсу

«Логика и пространственное воображение»

№ занятия

Дата по плану

Дата факт.

Содержание программного материала

Кол-во часов

1

Свойства предметов. Сравнение. Счет предметов. Количественный счёт, порядковый счёт.

1

2

Треугольник. Конструирование животных из геометрических фигур

1

3

Понятие «Столько - сколько».

1

4

Закономерность. Квадрат.

1.

5

Понятие «вначале», «потом».

1

6

Простые базовые формы оригами.

1

7

Игра «Что лишнее?»

1

8

Геометрические фигуры. Круг. Деление круга на две части.

1

9

Сравнение фигур

1

10

Осенние композиции. Полевые и садовые цветы (ромашка, колокольчик и другие). Складывание цветов. Оформление композиций.

1

11

Сравнение предметов.

1

12

Базовая форма «Треугольник». Домик с крыльцом, домик с трубой.  Домик с верандами. Деревья и травы.

1

13

Базовая форма «Воздушный змей». Лебеди. Утка с утёнком.

1

14

Базовая форма «Двойной треугольник». Тропическая рыбка. Отделка модели.

1

15

 Базовая форма «Двойной квадрат». Золотая рыбка. Краб. Композиция «Аквариум».

1

16

Ориентировка в пространстве: слева, справа, посредине.

1

17

Базовая форма «Конверт». Рыбка-бабочка. Водоросли и камешки.

1

18

Базовая форма «Рыба». Царевна-Лебедь. Пингвин. Композиция «Пингвины на льду».

1

19

Базовая форма «Дверь». Мышь и поросёнок. Бурёнка. Композиция «В деревне».

1

20

Понятия: выше, ниже, сверху, снизу.

1

21

 Понятия: длинный, короткий, узкий, широкий.

1

22

Сравнение предметов. Деление квадрата на 4. 8 частей.

1

23-24

Итоговые занятия. Оформление выставочных работ.

2

                         

Тематическое планирование по курсу

“Развитие речи ”.

№ занятия

Дата по плану

Дата фактич

Содержание программного материала

Кол-во часов

1

Звучащий звук. Различие в артикуляции гласного  и согласного звуков.

1

2

Работа с картиной «Лес»

1

3

Развитие слухового внимания и фонематического восприятия

1

4

Чтение басни «Стрекоза и Муравей». Инсценирование сказки «Колобок»

1

5

Слова-предметы, слова-признаки, слова-действия.

1

6

Герой сказки золотой ключик. Одинаковые звуки в словах.

1

7

Игра «Да - нет»

1

8

Знакомство с «морскими» словами. Работа по картине. Составление предложений, текста.

1

9

Звуки в начале слова. Игра «Чей звук?»

1

10

Чтение сказки К.Чуковского «Муха-Цокотуха». Инсценирование отрывка.

1

11

Соотношение слова и картинки, составление слов.

1

12

 Заучивание стихотворения С.Есенина «Белая берёза»

1

13

 Разучивание скороговорки.

1

14

 Рассказ-описание любимого героя из мультфильма.

1

15

 Составление рассказа по картине «Питомцы зоопарка».

1

16

 Разучивание стихов А.Барто «Игрушки».

1

17

Составление слов. Описание животных по картинке(слон, тигр, зебра, жираф)

1

18

Игра «Что лишнее?»

1

19

Инсценирование сказки «Теремок»

1

20

 Составление предложений по картине.

1

21

Слова противоположные по смыслу. Беседа по картине «В цирке»

1

22

Составление рассказа по картине «Весна».

1

23

Составление описательного рассказа о своём городе.

1

24

Инсценирование РНС «Репка»

1

Тематическое планирование по курсу

 Окружающий мир ”.

№ занятия

Дата по плану

Дата фактич

Содержание программного материала

Кол-во часов

1

Знакомство с живой и неживой природой.

1

2

Дикие и домашние животные

1

3

Деревья лиственные и хвойные

1

4

Времена года. Определение времени года по признакам. Понятие «следует», «предшествует»

1

5

Осень пришла. Приметы осени.

1

6

Названия дне недели. Понятия «вчера», «сегодня», «завтра».

1

7

Профессии людей.

2

8

Детские забавы. Разучивание игр.

1

9

Насекомые и другие животные. Выделение общих признаков.

1

10

Разнообразие растений. Игра «Что лишнее?»

1

11

Здравствуй, гостья Зима! Приметы зимы.

1

12

Как зимуют звери(медведь, белка, заяц, лиса).

1

13

Какие бывают рыбы.

1

14

Морские животные. Их особенности. Игра «1, 2, 3 – морская фигура замри».

1

15

Животные и их детёныши. Заботливые отношения родителей и их детей.

1

16

Животные жарких стран

1

17

Кто нас лечит. Какие бывают врачи.

1

18

Ягоды. Кустарники.

1

19

Грибы съедобные и ядовитые. Правила сбора грибов.

1

20

Транспорт. Виды транспорта.

2

21

Моя Родина - Россия. Столица - Москва. Мой город Котовск.

1

22

Праздник «В гостях у Берендея».

1

Тематическое планирование по курсу

“ Я изображаю окружающий мир ”.

№ занятия

Дата по плану

Дата фактич

Содержание программного материала

Кол-во часов

1

Рисование на тему «Я и моя семья»

1

2

Вырезание ёлочки. Знакомство с ножницами. Правила безопасного обращения.

1

3

Лепка из пластилина «Фрукты и овощи»

1

4

Цвет(нанесение мазков). Рисование и раскрашивание солнышка.

1

5

Аппликация. Составление осеннего букета из листьев.

1

6

Рисуем героев сказки А.Толстого «Золотой ключик»

1

7

Аппликация «кораблик»

1

8

Лепка из пластилина посуды.

1

9

Рисуем насекомых. Бабочка

1

10

Вырезание из бумаги снежинок.

1

11

Рисование животных по трафарету. Штриховка.

1

12

Вырезание рыб для «аквариума».

1

13

Рисуем любимого героя из мультфильма.

1

14

Лепка морских животных(кит)

1

15

Работа с трафаретом. Штриховка.

1

16

Лепка из пластилина(жираф)

1

17

Аппликация «кисть винограда»

1

18

Рисование гриба по образцу с заданием.

1

19

Аппликация «букет цветов»

1

20

Составление узора из геометрических фигур.

1

Тематическое планирование по курсу

«Я среди людей»

№ занятия

Содержание программного материала

 Кол-во часов

1

Я и общество. Правила поведения за столом.

1

2.

Порядок в твоей комнате. У каждой игрушки своё место.

1

3.

Настроение людей.

1

4.

Я и общество. Правила поведения в театре, цирке.

1

Методическое обеспечение

дополнительной программы.

Основными формами организации деятельности детей являются общение и игра, которые позволяют сделать занятия радостными и полезными.

Формы работы с детьми включают:

  • теоретические (беседы, рассказы, чтения, игры духовно-нравственного содержания);
  • практические (поведение праздников, экскурсий, малоподвижные сюжетно-ролевые игры, интегрированные уроки).

Методы обучения

  • игровые (игры на тему нравственного выбора, малоподвижные игры, развивающие игры);
  • словесные (беседы с элементами диалога, рассказы, чтение литературных произведений, потешек, поговорок, пословиц, разгадывание загадок);
  • наглядные (показ иллюстраций);
  • практические (раскрашивание рисунков, лепка из пластилина, изготовление поделок к праздникам, разучивание стихов);
  • репродуктивные (запоминание детьми готовой информации);
  • музыкальные (разучивание песен).

Для реализации программы имеется проветриваемое, светлое помещение, учебные столы и стулья, учебная и методическая литература.

По мере необходимости используется компьютер, аудио и видеотехника, а также современные проектные методики, которые позволяют детям проявить творческую активность и индивидуальность.

        Список литературы.

Литература для педагога:

Давыдов В. В. Проблемы развивающего обучения: Опыт теоретического и экспериментального психологического исследования. — М.: Педагогика,2011.

Никольская И. М. Психологическая защита у детей. — СПб.: Речь, 2010.

Якиманская И. С. Личностно ориентированное развитие детей. — М.: Сентябрь, 2012.

 Большова Т.В.Учимся по сказке. (Развитие мышления дошкольника с помощью мнемотехники).–Санкт-Петербург,2010.
 Елецкая О.В. День за днем говорим и растем. – Москва, 2011

Захаров А.И. Предупреждение отклонений в поведении ребенка. – СПб.: Союз, Санкт-Петербург,2010.
М.В.Ильина. Чувствуем – познаем – размышляем.–Москва, 2004.
 М.Н.Ильина. Развитие ребенка.–Санкт-Петербург, 2004.
 Г.А.Широкова. Развитие эмоций и чувств у детей дошкольного возраста. – Феникс, 2005.
Я – Ты – Мы. Программа социально-эмоционального развития дошкольников. – Мозаика-Синтез, 2009.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Дополнительная образовательная программа с элементами экологии "Путешествие по Ленинградской области" для младших школьников

Данная программа относится к программам духовно-нравственной направленности.Цели программы:- познакомить учащихся с историко-культурным наследием Ленинградской области,- сформировать черты патриотизма...

Дополнительная образовательная программа «Солнечные ступеньки» направлена на достижение одной из целей в работе с дошкольниками – адаптации ребёнка к школьной жизни. Данная программа носит социально-педагогическую направленность. Уровень освоения програм

Дополнительная образовательная программа «Солнечные ступеньки» направлена на достижение одной из  целей в работе с дошкольниками – адаптации ребёнка к школьной жизни. Данная программа носит...

Дополнительная образовательная программа "Педагогика здоровья" (Направление - здоровьесбережение в образовательном процессе)

Дополнительная программа для общеобразовательных учреждений, составлена на основе авторской программы  "Педагогика здоровья" под редакцией В.Н.Касаткина.- М.: Линка - Пресс, 2007 год, рекомендова...

Дополнительная образовательная программа «УЧИМСЯ ПРАВИЛЬНО ГОВОРИТЬ» Программа рассчитана для детей 6-7 лет Срок реализации: 1 год

АннотацияПрограмма дополнительного образования «Учимся правильно говорить» разработана для детей 5 – 6 лет. Главной целью ее – подготовить детей к школе. Занятия проводятся как групповые, где игры и з...

Дополнительная образовательная программа «Путешествие в страну Экологию» (окружающий мир для детей 7-8,срок реализации программы –1год

Курс по дополнительной образовательной программе «Путешествие в страну Экологию» для детей начальной школы (7-8лет) является интегрированным курсом, имеет образовательно-развивающую, экологическую нап...

Календарно тематическое планирование дополнительной образовательной программы «Путешествие матрешки по России» 2017-2018 учебный год

Календарно тематическое планирование дополнительной образовательной программы «Путешествие матрешки по России» 2017-2018 учебный год...