Социально – ориентированный проект «Экология здоровья»
проект на тему

Ковалева Наталья Савельевна

Лагерь "Республика Детство"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt_lager.docx57.83 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение

"Уренская коррекционная школа- интернат"

Уренского муниципального района Нижегородской области

Принят                                                                       Утвержден

Педагогическим советом лагеря                             Приказом начальника лагеря

Протокол  от 11.05. 2018  № 01                               от  12 мая  № 03

Летний лагерь с круглосуточным пребыванием детей

 «Республика Детство»

Социально – ориентированный проект

«Экология здоровья»

Возраст детей: 8 – 18 лет

Срок реализации:  апрель – июнь

  Автор:  Ковалева  Н.С.

Урень, 2018


Содержание

     Введение                                                                                   03-11 стр.                

  1. Подготовительный этап                                                    12 – 14 стр.                                                                          
  2. Основной этап                                                                    15 – 20 стр.
  3. Заключительный этап                                                        21 – 22 стр.

      Заключение                                                                              23 стр.

      Приложение    


Введение

«… так взглянем трезвыми глазами на

окружающий нас  свет и создадим…

И создадим добра страну, нет мир добра,

                                                  добра к природе, а значит и добрак себе.

(Д. Ветров)

Пожалуй, нет более счастливого времени для школьников, чем летние каникулы.

Это разрядка накопившейся за год напряженности, восполнение израсходованных сил, восстановление здоровья. Но отдых только тогда будет действительно отдыхом, если он будет активным, плодотворным для тела и души.

Пришкольный лагерь – одна из самых подходящих возможностей организовать летний отдых младших школьников и подростков. А чтобы он был увлекательным, необычным, нужен творческий подход. И общее доброе полезное дело.

В условиях летнего пришкольного лагеря, отдых детей уникален с точки зрения организации самостоятельной жизнедеятельности личности в свободное время. Следует помнить, что лагерь – это не продолжение школьного образовательного процесса. Это совсем иной кусочек жизни ребёнка. Это – его отдых, наполненный ярким впечатлениями и только хорошим настроением. Поэтому с первых же минут лагерной жизни необходимо показать, что школьника окружает иная предметная среда, совсем не та, в которой он находился в течение учебного года. Необходима смена классной комнаты, замена плакатов и интерьера, которые окружали ребёнка в школьной жизни, обилие цветов, ярких и сочных красок.

Летний  лагерь учащихся с круглосуточным пребыванием при МКОУ «Уренская коррекционная школа - интернат» города Урень организован для детей от 8 до 18 лет для их духовного и физического развития, организации их разумного отдыха, досуга, оздоровления и общественно полезного труда.

При комплектовании групп летнего лагеря особое внимание уделяется детямначальной школы, детям, проходящихпрактику в связи с дальностью проживания;детям, имеющие недостатки в психическом или физическом развитии, детям, проживающим в малоимущих семьях; состоящих на профилактическом внутришкольном учете и учёте в органах внутренних дел; детям с ослабленным здоровьем, а также другим категориям детей, оказавшихся в трудной жизненной ситуации.

Летний  лагерь с круглосуточным  пребыванием детей «Республика Детство» действует с 04 июня по 21 июня: 1 смена. Проект реализуется в течение одной лагерной смены.  Деятельность воспитанников во время лагерной смены осуществляется в разновозрастных отрядах по 15 человек.Лагерь организуется на время летних каникул учащихся с привлечением учреждений культуры, Дома Ремесел, библиотеки, Дома Детского творчества.

Актуальность

Современное состояние общества, высочайшие темпы его развития предъявляют все новые, более высокие требования к человеку и его здоровью, а детский летний лагерь представляет собой уникальную среду для формирования у детей здорового образа жизни. Встречи с новыми людьми, новые впечатления, радость общения с природой – все это создает особые условия для внедрения в сознание ребенка интересных и полезных знаний о здоровом образе жизни в увлекательной и ненавязчивой форме. Актуальность данного проекта в том, что он является ярким примером реализации конкретного заказа со  стороны государства, родителей детей – видеть здоровое будущее страны, здоровую нацию, здоровых детей.

Проект «Экология здоровья» в образовательном пространстве МКОУ «Уренская коррекционная школа - интернат» занимает важную временную (летний отдых),   воспитательную (развитие экологической культуры, необходимость ЗОЖ), организационную (организация летнего отдыха обучающихся) нишу. Проект направлен на организацию содержательного досуга детей и подростков в летний период. Его содержание включает направления деятельности, отвечающие современным требованиям и условиям образования. Это:

  • оздоровление воспитанников;
  • трудовая деятельность (занятость воспитанников в летний период);
  • организация досуга;

Перечисленные направления и их реализация в совокупности способствуют социализации воспитанников лагеря.

Новизна и оригинальностьпроекта заключается в гармоничном сочетании физкультурно – оздоровительной, творческо – познавательной и гражданско – патриотической деятельности воспитанников посредством вовлечения детей в трудовую, интеллектуальную, спортивно – игровую деятельность.

Цель проекта: создание мотивации детей к здоровому образу жизни, посредством создания условий для сохранения и укрепления здоровья детей в период летних каникул.

Задачи проекта:

  1. приобщить воспитанников к здоровому образу жизни, отказаться от вредных привычек:от экологии окружающей среды – к экологии человека путем осуществления комплекса психолого – педагогических, социальных, физкультурно – спортивных и лечебно – физкультурных мероприятий;
  2. организовать систему оздоровительных мероприятий, связанных с профилактикой распространенных заболеваний у детей, способствовать укреплению навыков здорового образа жизни;
  3. раскрыть творческий потенциал детей;
  4. сформировать нравственные мотивы воспитанников лагеря, расширить кругозор и представление об окружающей их территории;
  5. закрепить знания, умения и навыкипо профессионально-трудовому обучению во время летней трудовой практики

Практическая направленность проекта

Содержание проекта привлекательно  тем, что мероприятия отвечают интересам детей, позволяют проявить творчество, самостоятельность;  способствует удовлетворению потребности в самоутверждении. Включение детей в любые виды деятельности основано на личностно-ориентированном подходе.

Психологическое сопровождение пребывания детей в лагере

Цель:содействие в организации бесконфликтного взаимодействия в разных возрастных группах, создание благоприятной атмосферы в коллективе.

Задачи:

  • создать условия для личностного и творческого самовыражения детей;
  • способствовать снижению эмоционального напряжения, посредством  игр и упражнений после окончания учебного года;
  • закреплять умение адекватно выражать эмоциональные состояния;
  • закреплять навыки бесконфликтного общения и навыки сотрудничества.

Формы и методы работы:

  • Элементы пескотерапии
  • Арт-терапии
  • Су-джок терапии
  • Беседа
  • Развивающие игры и упражнения
  • Дыхательные и двигательные упражнения
  • Методы самовыражения (в рисунке)
  • Релаксационные методы
  • Показ
  • Рефлексия.

План взаимодействия предусматривает работу с разновозрастными группами детей младшего школьного возраста с интеллектуальными нарушениями. В план работы входят 10 занятий, продолжительность которых, в среднем 25-30 минут, в связи с быстрой утомляемостью и слабой концентрацией внимания. Состав группы 8-10 человек.

  • занятие «Приветствие»
  • занятие  «Настроение»
  • занятие  « Разноцветный мир»
  • занятие  «Общение и уважение»
  • занятие «Мы вместе»
  • занятие  «Проявляем  эмоции»
  • занятие  «Коллаж»
  • занятие  «Доверие»
  • занятие  «Поддержка»
  • занятие  «Наши дела»

Направления и виды деятельности

Физкультурно – оздоровительная работа:

Цель: пропаганда физической культуры и спорта, приобщение воспитанников к систематическим занятиям физическими упражнениями и различным процедурам закаливания.

Задачи:

  • Вовлечение детей в различные формы физкультурно – оздоровительной работы
  • Выработка и укрепление гигиенических навыков
  • Расширение знаний об охране здоровья

Основные формы организации:

  • Ежедневная утренняя зарядка
  • Закаливание ( составлен план работы по закаливанию детей)
  • Спортивные соревнования, эстафеты
  • Посещение ФОК «Спарта»

План мероприятий

  • Игра по станциям «Команда Здоровья» (на сплочение)
  • спортивная игра «12 правил здоровья»
  • полоса препятствий «Здоровый дух»
  • туристический поход «Береги природу»
  • игра по станциям «Вредные привычки»
  • агит. Бригады «Планета Земля»
  • агит. Бригады «ЗОЖ»
  • «Экологические эстафеты»
  • игра «Крестики- нолики»
  • игра «Здоровая пятка»
  • игра «Флаг здоровья» (захват флага)

Художественно – творческая деятельность:

Цель – создание оптимальных условий, обеспечивающих полноценный отдых детей, их здоровье и творческое развитие.

Задачи:

  • Приобщение ребят к творческим видам деятельности, развитие творческого мышления.
  • Развитие умения воспринимать окружающий мир посредством органов чувств и познавательного интереса и способности к причинному объяснению при анализе фактов и явлений окружающей действительности;
  • Воспитание эстетического и нравственного отношения к среде жизнедеятельности человека, умения вести себя в ней в соответствии с общечеловеческими нормами морали;

Формы организации:

  • Изобразительная деятельность;
  • Конкурсные программы;
  • Творческие конкурсы;
  • Концерты, праздники;
  • Творческие игры;
  • Выставки (рисунков, поделок)

План мероприятий

  • Игровая – программа «Эстафета знакомства»
  • Конкурс рисунков и фотографий «Здравствуй, лето!»
  • Праздничный концерт, посвященный открытию лагерной смены  «Здравствуйте, это мы!»
  • Конкурс рисунков по произведениям А.С.Пушкина
  • Конкурс рисунков на асфальте «Я люблю тебя, Россия»
  • Поделки из природного материала
  • Праздничный концерт «Прощай, мой любимый лагерь»
  • Конкурс плакатов «Любимый уголок города Урень»

Экологическая работа

Цель:Составить план-схему тропы с нанесением маршрута и всех его объектов.

Задачи:

  • Изучить историю возникновения смотровых площадок и видовое разнообразие растительного мира.

Формы организации:

  • Прокладка маршрута и составление плана пути экологической тропы.
  •  .Вычерчивание плана-схемы маршрута
  • Сбор историко-краеведческой информации о каждой площадке тропы.
  • Исследование видового разнообразия растений, преобладающих на территории экологической тропы.
  • Проведение мероприятий для инициативной группы и всего лагеря.

План мероприятий

  • Вводное занятие «Тропа наших открытий»
  • Встреча с А.П. Тропыниным бывшим председателем Уренскогоплодосовхоза
  • Игра-викторина «Лекарственные растения и легенды о них»
  • Исследовательская работа «Веселыми тропинками лета»
  • Игровая программа «Край Уренский родной»
  • Практическое занятие. Выпуск плана-схемы экологической тропы
  • Посещение читального зала Уренской библиотеки
  • Игра по станциям «С Днем рождения, Урень!»
  • Практическое занятие. Оформление паспорта площадок экологической тропы
  • Квест-игра «Поляна чудес - могучая природа»
  • Круглый стол по обсуждению достигнутых результатов

Трудовое воспитание

В лагере создан профильный отряд (3 отряд, уч-ся 7-8 классов). Воспитанники данного отряда летнюю трудовую практику будут проходить в трудовых бригадах по 3-м профилям: шейное дело, столярное дело, сельскохозяйственный труд.

Цель:подготовка учащихся к самостоятельному труду в условиях производственных отношений

Задачи:

  • Формирование необходимого объема профессиональных знаний и общетрудовых умений.
  • Выработка осознанного  и ответственного отношения к труду
  • Воспитание потребности в труде и уважения к людям рабочих профессий

Форма организации:

Профильная трудовая практика по швейному делу, столярному делу и сельскохозяйственному труду

План мероприятий.

Швейное дело:

  • Пошив кухонных полотенец, скатертей и штор.

Столярное дело:

  • Ремонт забора(замена столбов и жердей).
  • Изготовление деревянных лопат.

Сельскохозяйственный труд:

  • Уход за овощными культурами (полив, прополка).
  • Высадка рассады капусты и томатов в грунт.

Продолжительность проекта:апрель - июнь 2018г. (3 месяца).

Реализация проекта осуществляется в три этапа: подготовительный, основной и заключительный.

Подготовительный этап

(апрель – май)

1. Создание нормативной базы летнего отдыха детей;

2. Подбор кадров (составление штатного расписания;

3. Разработка документации;

  • Составление должностных инструкций
  • Составление графика работы воспитателей
  • Составление графика работы начальника лагеря, педагога – организатора, руководителя по физическому воспитанию, руководителя по экологии и краеведению.
  • Составление графика работы обслуживающего персонала.
  • Проведение инструктажей по технике безопасности с работниками лагеря.
  • Составление плана работы с детьми на смену
  • Составление сметы
  • Составление меню

      4.Информирование родителей об организации летнего отдыха детей

Примерный план реализации проекта:

Физкультурно– оздоровительная работа

1.Игровая – программа по пожарной безопасности «Береги природу от пожара»

2.Спортивная игра «12 правил здоровья»

3.«Экологические эстафеты»

4.ФОК «Спарта»соревнования по мини-футболу

5.Подвижные игры

«Сто затей для друзей»

6.РДК «Спартакиада».

7. Полоса препятствий «Здоровый дух»

Экологическая работа

1.«Тропа наших открытий»

2.Встреча с А.П. Тропыниным бывшим председателем Уренского плодосовхоза.

3.Игра – викторина «Лекарственные растения и легенды о них»

4.Практическое занятие. Выпуск плана- схемы экологической тропы.

5.Игровая программа «Край Уренский  родной »

Трудовое воспитание

Швейное дело:

Пошив кухонных полотенец, скатертей и штор.

Столярное дело:

Ремонт забора (замена столбов и жердей).

Изготовление деревянных лопат.

Сельскохозяйственный труд:

Уход за овощными культурами (полив, прополка).

Высадка рассады капусты и томатов в грунт.

Художественно – творческая деятельность

1.Праздничный концерт посвященный открытию лагерной смены  «Здравствуйте, это мы».

2.Игровая – программа «Эстафета знакомства».

 3.Конкурс рисунков и фотографий «Здравствуй, лето!».

4.«Путешествие на остров Буян» игра -  викторина.

5.«Весёлая карусель» - развлекательная игра

6. Конкурс карикатур.

7.Игра- по станциям «С Днем Рождения Урень»

8.Конкурс плакатов «Любимый уголок города Урень»


Основной этап

(июнь)

  • Заезд.Размещение детей.
  • Выборы в органы самоуправления.
  • Проведение медицинского осмотра
  • Входное тестирование детей по физической подготовленности
  • Анкетирование детей на начало смены
  • Реализация мероприятий экологического проекта «Экология здоровья»

План – сетка мероприятий

Дата

Утро

Вечер

Эколого- краеведческое объединение

«ЮНЭКО»

День – 1

4.06.18

День Знакомств

1. Заезд в лагерь «Экоград»

Операция «Уют»

2. Игра по станциям «Команда Здоровья» (на сплочение)

3. Оформление отрядных уголков «Вместе весело живется».  

4. Подготовка к открытию лагерной смены

1.Знакомство с работой лагеря

2.Тренинг « Знакомство»

3. Игровая – программа «Эстафета знакомства»

4.Дружеская дискотека

5. Операция «Уют»

Вводное занятие «Тропа наших открытий»

День- 2

5.06.18

Всемирный день окружающей среды

1.Оформление отрядных уголков «Вместе весело живется».  

2.Спортивная игра «12 правил здоровья»

3.  Подготовка к открытию лагеря

1.Оформление отрядных уголков «Вместе весело живется».  

2. Подготовка к открытию лагеря

3.Игровая – программа по пожарной безопасности от ВДПО «Береги природу от пожара»

4.  Час веселья и игр

Встреча с А.П. Тропынинымбывшим председателем Уренского плодосовхоза.

День – 3

6.06.18

День лета

1. Подготовка к открытию лагеря

2. Поездка в  ДДТ Концертно-игровая программа «Лето — лучшая пора. Веселится детвора!»

3.Полоса препятствий «Здоровый дух»

1.  Конкурс рисунков и фотографий «Здравствуй, лето!»

2.  Праздничный концерт посвященный открытию лагерной смены  «Здравствуйте, это мы»

3. Праздничная дискотека

Исследовательская работа «Весёлыми тропинками лета»

День – 4

7.06.18

День волшебных  сказок

1.«Путешествие на остров Буян» Игра -  викторина

2.Поездка в  районную детскую библиотеку

1. Конкурс рисунков по произведениям А.С.Пушкина;

2. Посещение ФОКа Спарта

Игра – викторина «Лекарственные растения и легенды о них»

День – 5

8.06.18

«Летняя карусель»

1.Игра по станциям «Вредные привычки»

2.Встречаем гостей из районного дома культуры с игровой программой «Спортакиада»

1.Мероприятие, посвященное году  добровольца и волонтера. Беседа «Милосердие спасет мир»

2.Игровая программа «Край Уренский  родной »

День – 6

9.06.18

День отрядов

1.«Весёлая карусель» - развлекательная игра

2.Конкурс карикатур

1.Просмотр видеофильма

2. Познавательная игра «Самая весёлая страна»

День – 7

10.06.18

День друзей

1.Акция «Дом – чистый дом» (уборка территории лагеря)

1. Просмотр мультфильмов.

2. Подвижные игры

«Сто затей для друзей»

День – 8

11.06.18

День игр

1.Спортивная игра  с мячом на свежем воздухе «Мячик-шоу»

1.Русские народные игры

День – 9

12.06.18

День России

1. День России

Игра «Символика Российской Федерации»

2.Конкурс рисунков на асфальте «Я люблю тебя, Россия»

3. 800-летие Нижнего Новгорода

1. Познавательный турнир « Умники и умницы»

День – 10

13.06.18

День здоровья

1.Агит. Бригады «Планета Земля»

2.Игра-путешествие «Марафон сказок», в ДДТ

1.Игровая программа «Зожики»

2. Викторина «Знатоки Железнодорожной безопасности»

Практическое занятие. Выпуск плана- схемы экологической тропы

День – 11

14.06.18

День природы

1.  Игра «Большой кубик»

1. Поделки из природного материала

2.Посещение ФОКа Спарта

Посещение читального зала районной детской библиотеки

День – 12

15.06.18

День забав

1.«Экологические эстафеты»

2.  Поездка в   районную детскую библиотеку

1. Игра- по станциям «С Днем Рождения Урень»

2. конкурс плакатов «Любимый Уголок города Уреня»

День – 13

16.06.18

День музыки и кино

1.Подготовка к закрытию лагеря

2.Просмотр мультфильмов.

3.«Песенный марафон» Музыкальное шоу.

1.Подготовка к закрытию лагеря

2. Танцевальный марафон.

День – 14

17.06.18

День труда

1.Акция «Дом – чистый дом»(уборка территории лагеря)

2. Занятия по интересам

1.Подготовка к закрытию лагеря

2.Игра  «Минута славы»

День – 15

18.06.18

День спорта

1.Подготовка к закрытию лагеря

2.Интеллектуальная игра «Забивака»

1.Подготовка к закрытию лагеря

2.Посещение ФОКа Спарта соревнования по мини-футболу

3.Просмотр видеофильма «Про футбол»

Практическое занятие «Оформление паспорта площадок экологической тропы»

День- 16

19.06.18

День экологии

1.Подготовка к закрытию лагеря

2. Поездка ДДТ «Кукольная сказка»

3.Игра «Здоровая пятка»

1. Квест – игра «Полна чудес – могучая природа»

2. Тренинг «Мой лагерь»

3. Подготовка к закрытию лагеря

День- 17

20.06.18

День талантов

1. Подготовка к закрытию лагеря

2.Встречаем «Кукольный театр » из районного дома культуры

3.Игра «Флаг здоровья» (захват флага )

1. Праздничный концерт «Прощай мой любимый лагерь»

2.Праздничная дискотека

Практическое занятие «Оформление паспорта площадок экологической тропы»

Презентация- отчет

День- 18

21.06.18

День расставаний

Мы не говорим вам прощай, мы говорим Вам, до свидание«До новых встреч».

Круглый стол по обсуждению достигнутых результатов

Заключительный этап

(19-21 июня)

На заключительном этапе проводится обобщение и подведение итогов проделанной работы, проведение повторного медицинского осмотра, анкетирование детей на конец смены, анализ деятельности лагеря, оценка альбомов с отзывами детей и педагогов о каждом проведенном дне, фото-отчетов и выставок, оформление отчетных документов. После подведения итогов победители каждого отряда награждаются грамотами.  

Оценка реализации проекта

Объективно оценить эффективность проекта помогут результаты анкетирования и тестирования посредством опроса учащихся,который проводится в конце смены, а также результаты рефлексии, которые будут анализироваться после каждого мероприятия.

Ожидаемые результаты.

В ходе реализации проекта в период с 4 июня по 21 июня 2018 года поставленная цель и выдвинутые задачи будут достигнуты и ожидаются следующие результаты:

  1. Витаминизированное питание, занятие спортом и закаливание детей лагеря осуществятся в полном объёме и будут выпущены листовки с информацией о  правильном закаливании. (см. приложение 1, 2)
  2. Посредством пропаганды и просвещения здорового образа жизнидети будут вовлечены в коллективную и индивидуальнуюдеятельность.
  3. Будут проведены выставки творческих работ учащихся: рисунков, аппликаций и оформлен стенд «Экоград». (См. приложение 3, 4)
  4. Дети будут знать маршрут экологической тропы для проведения экскурсий и будет выпущен буклет «Лекарственные растения и легенды о них».(См. приложение 5, 6)
  5. Трудовым десантом лагеря будет наведён порядок на пришкольной территории лагеря и прибрежной зоне прудов.
  6. В ходе трудовой практики подростки выполнять социально значимую работу для нужд школы: на пришкольном участке будет осуществляться уход за овощными культурами, в швейной мастерской будут изготовлены кухонные принадлежности для кабинета СБО, на территории школы будет отремонтирован забор практикантами столярного дела.

Перспективы работы летнего лагеря «Республика Детство»

на 2019 год

Проект рассматривает лишь один из аспектов программы. Работа в данном направлении будет продолжена. Это может быть приобщение воспитанников не только к «Экологии здоровья», но и  к «Экологии души».

Заключение

Показателем эффективности проекта является:

  • -  изменившееся сознание участников, которое проявится в позитивном отношении подростков к себе, окружающей природе, в способности каждого оценивать свои поступки и поступки других.
  • - реальное улучшение психического и физического состояния подростков, которое проявится в активности, в бесконфликтных отношениях, в адекватной реакции за замечания взрослых.
  • - осознанное участие в общественно-полезной деятельности.
  • -повышение экологической грамотности и экологической культуры участников лагеря – оперирование понятиями, умения вести наблюдение, анализировать, делать выводы, укрепляется интерес к изучению природы, формируется убеждение о необходимости беречь и охранять природу.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формирование социально-ориентированной личности, способной к самостоятельному преобразованию мира на высоких нравственных и гуманистических началах.

Статья подготовлена к выступлению на педагогическом совете на тему: "Формирование социально-ориентированной личности,способной к самостоятельному преобразованию мирана высоких нравственных и гуманисти...

УМК «Учусь учиться» в рамках инновационного проекта «Экология. Здоровье. Школа».

За последние годы в нашей школе наблюдается тенденция снижения качества знаний учащихся первой ступени обучения. Отмечается ухудшение почерка учащихся, недостаточный уровень читаемости.Причин по...

Презентация мастер-класса "Дидактическая конструкция уроков с применением межпредметной интеграции при формировании целостного социально-ориентированного взгляда на мир "

Презентация мастер-класса  "Дидактическая конструкция  уроков с применением межпредметной интеграции при формировании целостного социально-ориентированного взгляда на мир  в его органич...

Мастер-класс "Дидактическая конструкция уроков с применением межпредметной интеграции при формировании целостного социально-ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве"

Мастер-класс построен на основе учебного курса "Литературного чтения" автора В.Лазаревой , представляющего собой синтез искусств....

Социально-ориентированный проект «Доброта»

             Рядом с  нашей гимназией есть Центр социальной помощи семье и детям Калининского района. Там содержатся дети, которые оказались в трудной жи...

Актуальность социально - ориентированного подхода в образовании

В статье рассматриваются вопросы социально - ориентированного подхода в образовании....

Учебно-методическая разработка. Социально ориентированный проект «Осень» по предмету «Предметно-практическая деятельность» с поурочными разработками.

В материале предсталени опыт работы с детьми с ТМНР по пректной деятельности. Учебно-методическая разработка содержит структуру проекта, а также конспекты занятий  для каждого этапа проекта....