Выступление на ШМО учителей начальной школы и воспитателей гпд "Педагогическая диагностика успешности младших школьников как средство повышения эффективности образовательного процесса".
материал на тему

Ужастова Ирина Михайловна

В соответствии с ФГОС НОО основное внимание я направила на формирование у детей основ умения учиться и способности к организации своей деятельности. Я поставила перед собой задачу учить детей целеполаганию, т.е. ставить перед собой цель и следовать ей в учебной деятельности, планировать свою деятельность, осуществлять её контроль и оценку, взаимодействовать с педагогом и сверстниками в учебном процессе. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл shmo_oktyabr2018.docx16.72 КБ

Предварительный просмотр:

МБОУ «Средняя общеобразовательная школа №10»

д. Березняки

Выступление на ШМО

учителей начальных классов

и воспитателей ГПД:

«Педагогическая диагностика успешности младших школьников как средство повышения эффективности образовательного процесса».

Воспитателя ГПД

Ужастовой И.М.

октябрь 2018

  С 1 сентября 2013 года вступил в силу Федеральный Закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29 декабря 2012 года №273-Ф3.

В статье 11 пункт 2 указано:

«Федеральные государственные образовательные стандарты, за исключением федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования, являются основой объективной оценки соответствия установленным требованиям образовательной деятельности и подготовки обучающихся, освоивших образовательные программы соответствующего уровня и соответствующей направленности, независимо от формы получения образования и формы обучения».

Утверждённый в РФ новый стандарт основан на системно-деятельностном подходе к организации обучения, направленные на образовательные результаты в начальной школе как на систему трех типов компетенций: личностных, метапредметных и предметных. Такой стандарт предполагает   переход  российской системы образования в начальной школе от традиционной модели обучения к обучению, построенному по типу учебной деятельности обучающихся.

В период перехода с одного стандарта на другой передо мной встал вопрос о том, как организовать процесс обучения в соответствии с идеологией нового стандарта, что нужно изменить в работе учителя, чтобы ученики класса успешно выполнили требования, которые будут предъявлены к их подготовке по завершению обучения в начальной школе. В соответствии с ФГОС НОО основное внимание я направила на формирование у детей основ умения учиться и способности к организации своей деятельности. Я поставила перед собой задачу учить детей целеполаганию, т.е. ставить перед собой  цель и следовать ей в учебной деятельности, планировать свою деятельность, осуществлять её контроль и оценку, взаимодействовать с педагогом и сверстниками в учебном процессе. Предметом итоговой оценки выпускников начальной школы становится достижение не только предметных, но и, как подчёркивается в стандарте, метапредметных результатов, включающих освоение учащимися универсальные учебные действия (познавательные, регулятивные и коммуникативные), которые обеспечивают овладение ключевыми компетенциями, составляющими основу умения учиться.

Важнейшим направлением начального общего образования остается формирование общеучебных умений, навыков и способов познавательной деятельности, уровень освоения которых в значительной мере предполагает успешность обучения на последующих ступенях непрерывного образования.

В организации обучения выделяют следующие действия: целеполагание, планирование, исполнительские действия, контроль и оценка.

Перед школой стоит задача, с одной стороны сформировать у учащихся определенный набор учебных умений, необходимый для повышения качества учения, а с другой – организовать процесс обучения так, чтобы повысить их качество обученности.

Одной из форм успешного решения этих задач является педагогическая диагностика. Педагогическая диагностика – область деятельности учителя, в содержание которой входит целенаправленное изучение особенностей и возможностей личности учащегося с целью оптимального решения педагогических задач. Педагогическая диагностика в профессиональной работе педагога выполняет две главные функции: 1) поставляет достоверную информацию учителю для принятия обоснованных педагогических решений и воздействий на объект; 2) выполняет роль канала обратной связи для получения сообщения о результатах этих воздействий, а в случае необходимости – подсказывает пути их коррекции. Она помогает отслеживать и вовремя корректировать знания, умения, навыки, необходимые для успешного перехода с одной ступени обучения на другую. Педагогическая диагностика позволяет по - новому оценить успешность обучения и организовать учебный процесс. В чем же новизна этой работы?

Цель диагностики, проводимой в начале учебного года – изучение исходного уровня готовности учащихся к обучению в данном классе. Эта работа совпадает с той, которую проводим в конце предыдущего учебного года. Такая диагностика дает возможность увидеть, насколько прочно усвоены знания и умения; действительно ли произошли качественные изменения в развитии того или иного ребенка или оно были поверхностны; нуждается ли класс в подробном повторении прошлогоднего материала или можно быстро двигаться дальше.

В середине учебного года педагогическая диагностика позволит увидеть, каково продвижение учащихся и что нужно изменить в обучении каждого ребенка в следующем полугодии, чтобы достичь планируемых результатов.

И, наконец, обследование, проводимое в конце учебного года, дает возможность подвести итог работы, увидеть, каковы успехи каждого ученика в усвоении необходимых знаний и умений.

  Педагогическая диагностика – это совокупность специально подобранных и систематизированных заданий, которые позволяют:

- определить особенности усвоения учащимися предметных знаний, умений и навыков;

- выявить характер трудностей ученика и установить их причины;

- оценить изменения, происходящие в развитии учащихся.

  Контроль и оценка – не менее важные компоненты УУД ( регулятивные). Именно поэтому их формирование начинается с первых дней пребывания ребёнка в школе. Перед учителем встаёт сложная задача - научить учеников самостоятельно и объективно оценивать результаты своей деятельности. Очень важно, чтобы ребёнок оценивал свои достижения, не сравнивая себя с одноклассниками. Сравнение должно происходить только с самим собой, сегодняшний результат может сравниваться с предыдущим. При этом каждый ученик должен чётко понимать следующие моменты: что нужно оценивать; зачем необходимо проводить оценивание; какие формы оценок существуют. В результате кропотливой работы дети учатся:  видеть затруднения в собственной деятельности; устанавливать их причины; определять цель своей дальнейшей работы и выбирать средства и способы достижения поставленной цели;  осуществлять поиск необходимой информации;  сравнивать, анализировать, делать выводы;  формулировать своё мнение и позицию, работать в сотрудничестве.

    Мы с оптимизмом смотрим в будущее. Ведь еще Лев Николаевич Толстой сказал такие слова: «Преподавание - есть искусство, поэтому совершенство недостижимо, а совершенствование – бесконечно».