Главные вкладки

    Выступление на ШМО учителей начальной школы и воспитателей гпд "Педагогическая диагностика успешности младших школьников как средство повышения эффективности образовательного процесса".
    материал на тему

    Ужастова Ирина Михайловна

    В соответствии с ФГОС НОО основное внимание я направила на формирование у детей основ умения учиться и способности к организации своей деятельности. Я поставила перед собой задачу учить детей целеполаганию, т.е. ставить перед собой цель и следовать ей в учебной деятельности, планировать свою деятельность, осуществлять её контроль и оценку, взаимодействовать с педагогом и сверстниками в учебном процессе. 

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл shmo_oktyabr2018.docx16.72 КБ

    Предварительный просмотр:

    МБОУ «Средняя общеобразовательная школа №10»

    д. Березняки

    Выступление на ШМО

    учителей начальных классов

    и воспитателей ГПД:

    «Педагогическая диагностика успешности младших школьников как средство повышения эффективности образовательного процесса».

    Воспитателя ГПД

    Ужастовой И.М.

    октябрь 2018

      С 1 сентября 2013 года вступил в силу Федеральный Закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29 декабря 2012 года №273-Ф3.

    В статье 11 пункт 2 указано:

    «Федеральные государственные образовательные стандарты, за исключением федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования, являются основой объективной оценки соответствия установленным требованиям образовательной деятельности и подготовки обучающихся, освоивших образовательные программы соответствующего уровня и соответствующей направленности, независимо от формы получения образования и формы обучения».

    Утверждённый в РФ новый стандарт основан на системно-деятельностном подходе к организации обучения, направленные на образовательные результаты в начальной школе как на систему трех типов компетенций: личностных, метапредметных и предметных. Такой стандарт предполагает   переход  российской системы образования в начальной школе от традиционной модели обучения к обучению, построенному по типу учебной деятельности обучающихся.

    В период перехода с одного стандарта на другой передо мной встал вопрос о том, как организовать процесс обучения в соответствии с идеологией нового стандарта, что нужно изменить в работе учителя, чтобы ученики класса успешно выполнили требования, которые будут предъявлены к их подготовке по завершению обучения в начальной школе. В соответствии с ФГОС НОО основное внимание я направила на формирование у детей основ умения учиться и способности к организации своей деятельности. Я поставила перед собой задачу учить детей целеполаганию, т.е. ставить перед собой  цель и следовать ей в учебной деятельности, планировать свою деятельность, осуществлять её контроль и оценку, взаимодействовать с педагогом и сверстниками в учебном процессе. Предметом итоговой оценки выпускников начальной школы становится достижение не только предметных, но и, как подчёркивается в стандарте, метапредметных результатов, включающих освоение учащимися универсальные учебные действия (познавательные, регулятивные и коммуникативные), которые обеспечивают овладение ключевыми компетенциями, составляющими основу умения учиться.

    Важнейшим направлением начального общего образования остается формирование общеучебных умений, навыков и способов познавательной деятельности, уровень освоения которых в значительной мере предполагает успешность обучения на последующих ступенях непрерывного образования.

    В организации обучения выделяют следующие действия: целеполагание, планирование, исполнительские действия, контроль и оценка.

    Перед школой стоит задача, с одной стороны сформировать у учащихся определенный набор учебных умений, необходимый для повышения качества учения, а с другой – организовать процесс обучения так, чтобы повысить их качество обученности.

    Одной из форм успешного решения этих задач является педагогическая диагностика. Педагогическая диагностика – область деятельности учителя, в содержание которой входит целенаправленное изучение особенностей и возможностей личности учащегося с целью оптимального решения педагогических задач. Педагогическая диагностика в профессиональной работе педагога выполняет две главные функции: 1) поставляет достоверную информацию учителю для принятия обоснованных педагогических решений и воздействий на объект; 2) выполняет роль канала обратной связи для получения сообщения о результатах этих воздействий, а в случае необходимости – подсказывает пути их коррекции. Она помогает отслеживать и вовремя корректировать знания, умения, навыки, необходимые для успешного перехода с одной ступени обучения на другую. Педагогическая диагностика позволяет по - новому оценить успешность обучения и организовать учебный процесс. В чем же новизна этой работы?

    Цель диагностики, проводимой в начале учебного года – изучение исходного уровня готовности учащихся к обучению в данном классе. Эта работа совпадает с той, которую проводим в конце предыдущего учебного года. Такая диагностика дает возможность увидеть, насколько прочно усвоены знания и умения; действительно ли произошли качественные изменения в развитии того или иного ребенка или оно были поверхностны; нуждается ли класс в подробном повторении прошлогоднего материала или можно быстро двигаться дальше.

    В середине учебного года педагогическая диагностика позволит увидеть, каково продвижение учащихся и что нужно изменить в обучении каждого ребенка в следующем полугодии, чтобы достичь планируемых результатов.

    И, наконец, обследование, проводимое в конце учебного года, дает возможность подвести итог работы, увидеть, каковы успехи каждого ученика в усвоении необходимых знаний и умений.

      Педагогическая диагностика – это совокупность специально подобранных и систематизированных заданий, которые позволяют:

    - определить особенности усвоения учащимися предметных знаний, умений и навыков;

    - выявить характер трудностей ученика и установить их причины;

    - оценить изменения, происходящие в развитии учащихся.

      Контроль и оценка – не менее важные компоненты УУД ( регулятивные). Именно поэтому их формирование начинается с первых дней пребывания ребёнка в школе. Перед учителем встаёт сложная задача - научить учеников самостоятельно и объективно оценивать результаты своей деятельности. Очень важно, чтобы ребёнок оценивал свои достижения, не сравнивая себя с одноклассниками. Сравнение должно происходить только с самим собой, сегодняшний результат может сравниваться с предыдущим. При этом каждый ученик должен чётко понимать следующие моменты: что нужно оценивать; зачем необходимо проводить оценивание; какие формы оценок существуют. В результате кропотливой работы дети учатся:  видеть затруднения в собственной деятельности; устанавливать их причины; определять цель своей дальнейшей работы и выбирать средства и способы достижения поставленной цели;  осуществлять поиск необходимой информации;  сравнивать, анализировать, делать выводы;  формулировать своё мнение и позицию, работать в сотрудничестве.

        Мы с оптимизмом смотрим в будущее. Ведь еще Лев Николаевич Толстой сказал такие слова: «Преподавание - есть искусство, поэтому совершенство недостижимо, а совершенствование – бесконечно».


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПРОЕКТ на тему «Повышение эффективности образовательного процесса в начальной школе посредством применения ИКТ-технологий»

    XXI век – век высоких компьютерных технологий. Поэтому в настоящее время возникла необходимость организации процесса обучения на основе современных информационно-коммуникативных технологий. Одни...

    ПОВЫШЕНИЕ УЧЕБНОЙ МОТИВАЦИИ ШКОЛЬНИКОВ КАК СРЕДСТВО ПОВЫШЕНИЯ ЭФФЕКТИВНОСТИ ПОЗНАВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА

    Цель: формировать у педагогов установку на использо­вание методов и приемов повышения учебной мотивации школь­ников, Одна из основных проблем современной школы – нежелание детей учиться, отсутств...

    Выступление на педагогическом совете по теме:" Контроль над качеством знаний – одно из важнейших средств повышения эффективности образовательного процесса"

    Контроль знаний предполагает единство всех его компонентов ( проверки, оценки и учёта) и определяется как процесс выявления и измерения усвоения знаний учащимися, их качества, так и процесс исправлени...

    Выступление на городской конференции "Успешность учителя и ученика - путь повышения эффективности образовательного процесса"

    На сегодняшний день одним из основополагающих принципов обновления содержания образования становится личностная ориентация, предполагающая развитие креативных способностей учеников, индивидуализацию и...

    Выступление на ШМО учителей начальной школы и воспитателей гпд. "Игра - важное средство воспитания и всестороннего развития детей младшего школьного возраста".

    В игре проявляются и развиваются разные стороны личности ребёнка, удовлетворяются многие его интеллектуальные и эмоциональные потребности, складывается характер....

    Выступление на ШМО учителей начальной школы и воспитателей ГПД. "Воспитание культуры поведения младшего школьника".

    Культура облагораживает человека, делает его личностью, прививает милосердие, альтруизм, такт, любовь к другим людям....

    Выступление на ШМО учителей начальной школы и воспитателей ГПД."Развитие творческих способностей младших школьников в условиях ГПД".

    Муниципальное бюджетное  общеобразовательное  учреждениеСредняя общеобразовательная школа №10д. Березняки Выступление на ШМО.     РАЗВИТИЕ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТ...