Повышение учебной мотивации школьников как средство повышение эффективности познавательного процесса
методическая разработка

Мотивация – это ключ к успеху в учебе.

Рекомендации для родителей, как повысить учебную мотивацию.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл metodicheskie_rekomendatsiimotivatsiya.pptx1.21 МБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

«Повышение учебной мотивации школьников как средство повышение эффективности познавательного процесса»

Слайд 2

Одна из основных проблем современной школы - нежелание детей учится, отсутствие мотивации к обучению. У одних детей ее нет, у других - утрачивается со временем. Отсутствие мотивации к обучению часто ведет к стойкой неуспеваемости, интеллектуальной пассивности. Отличия взрослой и детской мотивации: Нужно понять, что ребенок не может самостоятельно мотивировать себя. Ему нужны источники извне (родители, школа) Внешняя мотивация ребенка работает только на коротких дистанциях. В теме мотивации детей есть очень важное понятие-зона ближайшего развития. Это понятие означает разницу между уровнем развития ребенка сегодня и его потенциалом завтра. Другими словами, что ребенок может сделать сегодня самостоятельно, без чьих-либо подсказок, и тем, что ребенок еще не может сделать в одиночку и для чего ему нужна помощь извне (родители или учителя). Главное понять для себя, как родитель, и не навредить, «не убить в ребенке самостоятельность».

Слайд 3

Мотивация – это ключ к успеху в учебе. Мотивированный школьник энергичен, с энтузиазмом учится и с удовольствием и без особых трудностей достигает успехов, он настойчив и сосредоточен на выполнении задачи, достигает интеллектуальных, спортивных и творческих успехов. Особенности мотивации учения — главная характеристика индивидуального стиля учебной работы, который складывается у учащихся в зависимости от их реального участия и активного включения в учебную деятельность, индивидуально — психологических особенностей прошлого опыта и т. д. Чтобы найти оптимальный индивидуальный подход к воспитанию мотивации каждого ребенка, педагогу необходимо изучать её в разных ситуациях.

Слайд 4

Различают две группы мотивов: познавательные мотивы, связанные с содержанием учебной деятельности и процессом ее выполнения. Уровни познавательных мотивов могут обеспечивать наличие у школьника «мотива достижения». Данные познавательные мотивы обеспечивают преодоление трудностей школьников в учебной работе, вызывают познавательную активность и инициативу . социальные мотивы, связанные с различными социальными взаимодействиями школьника с другими людьми. Например, «мотивация благополучия» проявляется в стремлении получать только одобрение со стороны учителей, родителей и товарищей. Мотив социального сотрудничества — основа самовоспитания и самосовершенствования личности .

Слайд 5

Мало кто из родителей НЕ сталкивался с нежеланием ребенка учиться. Проявляется эта проблема по-разному: у кого-то ярче, но в большинстве случаев в более мягкой форме. Чаще всего родители пытаются решить эту проблему силовыми методами, чем еще сильнее усугубляют ситуацию и окончательно убивают желание ребенка учиться. Но нужно всего лишь разобраться в ее причинах. Сначала нужно определиться с возрастом ребенка. Если после 13-15 лет для подростка основной формой деятельности является общение и потеря интереса к учебе вполне обоснована, то с младшими школьниками все иначе. В возрасте 7-12 лет познание мира и обучение-основные формы деятельности ребенка. А значит, и нежелание учиться обусловлено наличием индивидуальных факторов, а не возрастными особенностями. Все факторы можно разделить на 4 больших блока, которые, в свою очередь делятся на конкретные причины.

Слайд 6

1 блок Ребенку сложно усваивать школьный материал : Низкое качество урока, преподаватель недостаточно хорошо объясняет предмет. Ребенок тратит мало времени на разбор темы и ее закрепление при выполнении домашнего задания Ребенок отстает в развитии от сверстников, не может справиться с программой.

Слайд 7

2 блок Ребенок боится потерпеть неудачу: Неудачный опыт дома, когда при неверном выполнении заданий родители излишне критикуют, кричат или даже рукоприкладствуют. Неудачный опыт в школе, в результате чего самооценка ребенка упала и появился страх неудачи Низкая самооценка, не верит, что может справиться с чем-то.

Слайд 8

3 блок Ребенок НЕ хочет трудиться: Не умеет трудиться, он не привык решать задачи самостоятельно. Отвлекается на развлечения (игры, мультфильмы, гаджеты), не организована домашняя дисциплина и план дня. Конфликтует с родителями, специально мало занимается. Неблагоприятная среда в доме, как следствие, подавленное эмоциональное состояние ребенка.

Слайд 9

4 блок Отсутствие основных рычагов мотивации: Дома за плохие оценки ругают, а за хорошие ничего не говорят. В школе учителя не верят в способности ученика. Дома не выстроена система поощрения за определенные успехи.

Слайд 10

Выделяют пять уровней учебной мотивации : 1 — высокий уровень школьной мотивации, учебной активности. Ученики четко следуют всем указаниям учителя, добросовестны ответственны, сильно переживают, если получают неудовлетворительные отметки. 2 — хорошая школьная мотивация (учащиеся успешно справляются с учебной деятельностью). Подобный уровень мотивации является средней нормой. 3 — положительное отношение к школе. Школа привлекает таких детей внеучебной деятельностью. Дети достаточно благополучно чувствуют себя в школе, им нравится ощущать себя учениками. Познавательные мотивы сформированы меньше и учебный процесс их мало привлекает. 4— низкая школьная мотивация. Дети посещают школу неохотно, предпочитают пропускать занятия. На уроках часто занимаются посторонними делами. Испытывают серьезные затруднения в учебной деятельности. Находятся в серьезной адаптации к школе . 5- негативное отношение к школе, школьная дезадаптация. Дети испытывают серьезные трудности в обучении: не справляются с учебной деятельностью , испытывают проблемы в общении с одноклассниками, во взаимоотношениях с учителями. Ученики могут проявлять агрессию , отказываться выполнять задания, следовать тем или иным правилам, нормам. У данных школьников отмечаются нервно-психические нарушения.

Слайд 11

Рекомендации для родителей - «Повышение учебной мотивации» Необходимо создать учебное пространство, разделив комнату на разные зоны. В учебной/рабочей зоне должны быть: письменный стол, полка с учебниками, нейтральный цвет стен и ничего лишнего. Необходимо исключить из этой зоны игрушки и другие отвлекающие предметы. Письменный стол должен быть свободным . Дома перед началом выполнения домашних заданий ребенка надо правильно настраивать на учебу, например, поиграть в развивающую, спокойную игру. Исключите перед уроками просмотр телевизора или игры на планшете или компьютере, поскольку это отобьет у ребенка желание заниматься . Школьные трудности нельзя воспринимать как трагедию. Не показывайте ребенку своего недовольства и огорчения. Главная задача родителей в это время – помочь школьнику, поэтому примите его таким, какой он есть, ведь меньше любить своего ребенка из-за возникших трудностей вы не будете. Ваша безусловная любовь будет одним из основных условий успешного обучения ребенка в дальнейшем. В присутствии ребенка не стоит обсуждать его же трудности с учителем – это лучше сделать с педагогом наедине.

Слайд 12

5 . Не ругайте ребенка и не корите его при друзьях и одноклассниках. Также как не следует восхищаться успехами других детей. 6. Поговорите с учителем и попросите его не подчеркивать ошибки вашего ребенка, вызывая к доске только тогда, когда он просится сам. Помните, что отстающему школьнику нужна поддержка с обеих сторон. 7. Подчеркивайте даже самые маленькие победы. Важно подбадривать ребенка за труд и не только на словах. Если проигнорировать данную рекомендацию, школьник может подумать, что ему не за чем стараться, т.к. вряд ли кто-то заметит его успехи. Придумайте вознаграждение за успехи, которыми могут выступать совместные прогулки, поход в цирк и т.п . 8. Организуйте четкий режим дня для ребенка. Школьники с проблемами в обучении обычно несобранны, беспокойны им непросто соблюдать режим. Своевременно принятые меры увеличивают шансы на успех!

Слайд 13

Отношение ребёнка к учению, т.е. учебная мотивация, играет важнейшую роль в формировании личности школьника. Как ещё родители могут помочь детям? - Каждый день спрашивайте ребёнка: «Как дела? Что было в школе?». Сделайте такие разговоры привычкой, пусть ребёнок чувствует вашу заинтересованность в его делах . - Предложите помощь в выполнении какого-либо задания. Например, обсудите план сочинения, вместе подберите литературу, но писать за ребёнка сочинение не надо . - Учитесь вместе с детьми. Посещайте интересные места, читайте, покупайте книги, запишитесь вместе в библиотеку. Обсуждайте вместе с ребёнком прочитанное: что больше всего запомнилось? Что понравилось, а что нет ? - Читайте вместе с детьми книги по ролям . - Старайтесь быть для ребёнка примером человека, который постоянно учится . - Рассказывайте о своей школьной жизни своему ребёнку, делая акцент на том, что в вашей жизни были тоже такие же жизненные ситуации.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Учебная мотивация как один из критериев эффективности учебного процесса.

Теоретический анализ понятия о мотивах, изучение видов мотивов и создание модели учебной мотивации, к которой необходимо стремиться    1.    Познавательные и социальные мотив...

ПОВЫШЕНИЕ УЧЕБНОЙ МОТИВАЦИИ ШКОЛЬНИКОВ КАК СРЕДСТВО ПОВЫШЕНИЯ ЭФФЕКТИВНОСТИ ПОЗНАВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА

Цель: формировать у педагогов установку на использо­вание методов и приемов повышения учебной мотивации школь­ников, Одна из основных проблем современной школы – нежелание детей учиться, отсутств...

Использование информационно-коммуникационных технологий на уроках русского языка как средство повышения эффективности учебного процесса в начальной школе.

В методической разработке приводится методика использования ИКТ в образовательном процессе, которая может быть полезна  для успешного обучения на уроках русского языка. Раскрываются возможности и...

Опыт работы: «Нетрадиционные формы обучения на уроках русского языка в начальной школе как средство повышения эффективности учебного процесса».

По мнению известного лингвиста и психолога А.А. Леонтьева, для полноценного общения человек должен располагать целым рядом умений: быстро и правильно ориентироваться в условиях общения, уметь спланиро...

Выступление на ШМО учителей начальной школы и воспитателей гпд "Педагогическая диагностика успешности младших школьников как средство повышения эффективности образовательного процесса".

В соответствии с ФГОС НОО основное внимание я направила на формирование у детей основ умения учиться и способности к организации своей деятельности. Я поставила перед собой задачу учить детей целепола...

Повышение учебной мотивации школьников как средство повышения эффективности познавательного процесса в условиях ФГОС НОО

Отличительной особенностью нового стандарта является его деятельностный характер, ставящий главной целью развитие личности учащегося. Система образования отказывается от традиционного представления ре...

Статья на тему: Повышение учебной мотивации школьников как средство повышения эффективности познавательного процесса.

Статья на тему: Повышение учебной мотивации школьников как средство повышения эффективности познавательного процесса....