Учебная мотивация как один из критериев эффективности учебного процесса.
статья (1 класс) по теме

Теоретический анализ понятия о мотивах, изучение видов мотивов и создание модели учебной мотивации, к которой необходимо стремиться   
1.    Познавательные и социальные мотивы
2.    Внешние и внутренние мотивы.
3.    Мотивы, направленные на достижение успеха и к избеганию неудач. Престижная мотивация и компенсаторная мотивация.
 Изучение мотивационной сферы обучающихся                                       
 Пути и средства формирования и повышения уровня мотивации младших школьников                                                                                       

Скачать:


Предварительный просмотр:

Учебная мотивация как один из критериев эффективности учебного процесса.

                                                                                        «Ум- это не сосуд,    

                                                                            который нужно наполнить,

                                                           а факел, который необходимо зажечь!»

                                                                                                         ПЛУТАРХ

           Каждый учитель хочет, чтобы его ученики хорошо учились, с интересом и желанием занимались в школе. В этом заинтересованы и родители учащихся. Но подчас и учителям, и родителям приходится с сожалением констатировать: “не хочет учиться”, “мог бы прекрасно заниматься, а желания нет”. В этих случаях мы встречаемся с тем, что у ученика не сформировались потребности в знаниях, нет интереса к учению.

          Учителя знают, что школьника нельзя успешно учить, если он относится к учению и знаниям равнодушно, без интереса и, не осознавая потребности к ним. Поэтому перед школой стоит задача по формированию и развитию у ребёнка положительной мотивации к учебной деятельности с целью повышения эффективности учебного процесса.

          Проблема развития учебной мотивации у младших школьников является предметом исследования педагогов, учёных на протяжении многих лет. Для современной школы эта проблема в настоящее время остаётся актуальной. С каждым годом на фоне обострения социальных проблем остро встаёт вопрос о низком уровне сформированности мотивации детей к учебной деятельности: отсутствие желания учиться или положительная, но бессодержательная мотивация на уровне переживаний.

         Младший школьный возраст благоприятен для того, чтобы заложить основу для умения, желания учиться, т.к. ученые считают, что результаты деятельности человека на 20-30 % зависят от интеллекта, и на 70-80 % - от мотивов

Л.Н. Толстой писал: “Знание только тогда знание, когда оно приобретено усилиями своей мысли, а не памяти”.

Активная самостоятельная работа мысли начинается только тогда, когда перед человеком возникает проблема, вопрос.

Многим учителям знакома древняя  мудрость:  можно   привести  коня  к  водопою,  но   заставить  его  напиться  нельзя.   Да,  можно  усадить  детей  за   парты,  добиться  идеальной   дисциплины.  Но  без  пробуждения   интереса,  без  внутренней  мотивации   освоения  знаний  не  произойдёт,   это  будет  лишь  видимость   учебной  деятельности.

Как  же  пробудить  у  ребят   желание  "напиться"  из   источника  знаний?  В чем сущность потребности в знаниях? Как она возникает? Как она развивается? Какие педагогические средства можно использовать для формирования у учащихся мотивации к получению знаний? На эти вопросы я и попыталась для себя ответить.

Цель моей работы заключалась в поиске путей и средств формирования и повышения учебной мотивации. Данная цель конкретизировалась в следующих основных задачах:

  1. изучить мотивационную сферу учащихся
  2. найти пути и средства формирования и повышения учебной мотивации
  3. апробировать найденные средства формирования и повышения учебной мотивации
  4. проанализировать достигнутые результаты
  5. наметить дальнейшие пути достижения поставленной цели

I.  Теоретический анализ понятия о мотивах. Изучение видов мотивов и создание модели учебной мотивации, к которой необходимо стремиться.

       

   На данном этапе я попыталась разобраться в вопросе, что такое мотив, какие бывают мотивы и какие виды мотивов мне, как педагогу, необходимо формировать и развивать в своих учениках.

        Чтобы правильно оценить действия ученика, прежде всего, следует понять мотивы этих действий, которые могут быть разными даже в случае выполнения внешне одних и тех же действий, достижения одних и тех же целей.

         Следует различать понятия мотив и цель. Цель — это предвидимый результат, представляемый и осознаваемый человеком. Мотив - побуждение к достижению цели.

         Мотив - это то, что побуждает человека к действию.

Многочисленные исследования проведены отечественными психологами по вопросам мотивов деятельности и, в частности, мотивов учебной деятельности. Так, Л. И. Божович её сотрудники, и последователи долгое время изучают мотивы школьников. Исследуя отношения школьников к учению, Л. И. Божович установила, что одним из важнейших моментов, раскрывающих психическую сущность этого отношения, является та «совокупность мотивов, которая определяет учебную деятельность школьников» 

       Виды мотивов учения:

  1. Познавательные и социальные мотивы.

       Познавательные мотивы  связаны с содержанием учебной деятельности и процессом ее выполнения. Эти мотивы свидетельствуют об ориентации школьников на овладение новыми знаниями, учебными навыками. Определяются глубиной интереса к знаниям: новым занимательным фактам, явлениям, к существенным свойствам явлений, первым дедуктивным выводам, к закономерностям и тенденциям, к теоретическим принципам, ключевым идеям и т. д. Познавательные мотивы отражают стремление школьников к самообразованию, направленность на самостоятельное совершенствование способов добывания.

      Человек обогащается знаниями только тогда, когда эти знания для него что-то значат. Одна из задач школы – преподавать предметы в такой интересной и живой форме, чтобы ребенку самому захотелось изучать их и запомнить. Изучение только по книгам и при помощи бесед довольно ограничено. Предмет постигается гораздо глубже и быстрее, если его изучают в реальной обстановке. 

          Социальные мотивы  связаны с различными видами социального взаимодействия школьника с другими людьми. Например: стремление получать знания, чтобы быть полезным обществу, желание выполнить свой долг, понимание необходимости учиться, чувство ответственности. При этом велико значение мотивов осознания социальной необходимости, долга и ответственности, стремления хорошо подготовиться к выбору профессии. Также к социальным мотивам относятся и так называемые позиционные мотивы, выражающиеся в стремлении занять определенную позицию в отношениях с окружающими, получить их одобрение, заслужить авторитет. Позиционный мотив может проявляться в разного рода попытках самоутверждения — в желании занять место лидера, оказывать влияние на других учеников, доминировать в коллективе и т.д. Мотивы социального сотрудничества состоят в том, что ученик не только хочет общаться и взаимодействовать с другими людьми, но и стремится осознавать, анализировать способы и формы своего сотрудничества и взаимоотношений с учителем, товарищами по классу, постоянно совершенствовать эти формы. Данный мотив является важной основой самовоспитания, самосовершенствования личности.

          И познавательные и социальные мотивы могут иметь разные уровни.

Познавательные мотивы имеют уровни: широкие познавательные мотивы (ориентация на овладение новыми знаниями — фактами, явлениями, закономерностями), учебно-познавательные мотивы (ориентация на усвоение способов добывания знаний, приемов самостоятельного приобретения знаний), мотивы самообразования (ориентация на приобретение дополнительных знаний и затем на построение специальной программы самосовершенствования).

            Социальные мотивы могут иметь следующие уровни: широкие социальные мотивы (долг и ответственность, понимание социальной значимости учения), узкие социальные или позиционные мотивы (стремление занять определенную позицию в отношениях с окружающими, получить их одобрение), мотивы социального сотрудничества (ориентация на разные способы взаимодействия с другим человеком).

            Различные мотивы имеют неодинаковое проявление в учебном процессе.

Например, широкие познавательные мотивы проявляются в принятии решения задач, в обращениях к учителю за дополнительными сведениями; учебно-познавательные — самостоятельные действия по поиску разных способов решения, в вопросах учителю о сравнении разных способов работы; мотивы самообразования обнаруживаются в обращении к учителю по поводу рациональной организации учебного труда, в реальных действиях самообразования.

            Социальные мотивы проявляются в поступках, свидетельствующих о понимании учеником долга и ответственности; позиционные мотивы — в стремлении к контактам со сверстниками и в получении их оценок, в инициативе и помощи товарищам: мотивы социального сотрудничества — стремление к коллективной работе и к осознанию рациональных способов ее осуществления. Осознанные мотивы выражаются в умении школьника рассказать о том, что его побуждает. Выстроить мотивы по степени значимости; реально действующие мотивы выражаются в успеваемости и посещаемости, в развернутости учебной деятельности и в формах ухода от нее, в выполнении дополнительных заданий или отказе от них, в стремлении к заданиям повышенной сложности или в отказе от них.

           Как мы видим, и познавательные, и социальные мотивы должны быть сформированы у детей для успешной учебной деятельности. Но нужно стараться повышать уровни этих мотивов, стремясь добиться самых высоких.

  1. Внешние и внутренние мотивы.

          Если мотивы, стимулирующие определенную деятельность (в нашем случае — процесс учения), не связаны напрямую с ней, их называют внешними по отношению к данной деятельности. Если же мотивы непосредственно связаны с учебной деятельностью, то их называют внутренними. Мотив учения может быть внутренним — при самостоятельной познавательной работе или внешним — при оказании помощи взрослым. Внутренние мотивы таковы: интерес к процессу деятельности, интерес к результату деятельности, стремление к саморазвитию, развитию каких-либо своих качеств, способностей. Внешние мотивы проявляются тогда, когда деятельность осуществляется в силу долга, обязанности, ради достижения определенного положения среди сверстников, из-за давления родных, учителя . Если ученик решает задачу, то внешними мотивами этого действия могут быть: желание получить хорошую отметку, показать своим товарищам свое умение решать задачи, добиться похвалы учителя и т.д. Внутренними мотивами в данном случае являются: интерес к процессу решения задачи, к поиску способа решения, результату и т.д. Необходимо учитывать, что мотив всегда является, с одной стороны, внутренней характеристикой сознания ученика, побуждением его к деятельности. С другой стороны, такое побуждение может исходить извне, от другого человека. Если без контроля и напоминания взрослого мотив не актуализируется, то, следовательно, он является внешним для ученика. В ходе обучения учителю необходимо стремиться к тому, чтобы у учащихся формировались, прежде всего, внутренние мотивы.

  1. Мотивы, направленные на достижение успеха и к избеганию неудач. Престижная мотивация и компенсаторная мотивация.

           У детей с высокой успеваемостью ярко вы ражена мотивация достижения успеха — желание хорошо, пра вильно выполнить задание, получить нужный результат. В начальных классах эта мотивация нередко стано вится доминирующей. Мотивация достижения успеха, наряду с познавательными интересами, — наиболее ценный мотив, ее сле дует отличать от престижной мотивации.
       Престижная мотивация характерна для детей с завышенной самооценкой и лидерскими наклонностями. Она побуждает ученика учиться лучше одноклассников, выделиться среди них, быть первым.
         Если престижной мотивации соответствуют достаточно развитые спо собности, она становится мощным двигателем развития отличника, который будет на пределе своей работоспособности и трудолюбия добиваться наилучших учебных результатов. Индивидуализм, по стоянное соперничество со способными сверстниками и пренебрежительное отношение к остальным искажают нравственную направленность личности таких детей.
      Если же престижная мотивация сочетается со средними способностями, глубокая неуверенность в себе, обычно не осознаваемая ребенком, наряду, с завышенным уровнем притязаний при водят к бурным реакциям в ситуациях неуспеха.
         Мотивация избегания неудачи. Дети стараются из бежать «двойки» и тех последствий, которые влечет за собой низ кая отметка, — недовольства учителя, санкций родителей.
         К окончанию началь ной школы отстающие школьники чаще всего лишаются мотива достижения успеха и мотива получения высокой отметки (хотя продолжают рассчитывать на похвалу), а мотив избегания не успеха приобретает значительную силу. Тре вожность, страх получения плохой оценки придает учебной деятельности отрицательную эмоциональную окрашенность. Почти четверть неуспевающих третьеклассников отрицательно относится к учению из-за того, что у них преобладает этот мотив.

           Компенсаторная мотивация.  К этому времени у неуспевающих детей возникает и особая компенсаторная мотивация. Это побочные по отношению к учебной деятельности мотивы, позволяющие утвердиться в другой области — в занятиях спортом, музыкой, рисованием, в заботах о младших членах семьи и т.п. Когда потребность в самоутверждении удовлетворяется в какой-то сфере деятельности, низкая успеваемость не становится ис точником тяжелых переживаний ребенка.

          Проанализировав все виды учебных мотивов, можно выделить те мотивы, к формированию и развитию которых нужно стремиться: познавательные и социальные на высшем уровне, внутренние и мотивы, направленные на достижение успеха. Это та совокупность мотивов, которая определяет высокий уровень развития учебной мотивации школьников.  Или “универсальная молекула высокой учебной мотивации”.

II.  Изучение мотивационной сферы обучающихся

 Результаты исследований показывают,

  1. что из числа поступивших в 1 класс детей уже 38% испытывают страх или нежелание учиться.
  2. после первого месяца обучения ещё 15% теряют интерес к школе по различным причинам (изменение режима сна и бодрствования, увеличение нагрузки, отношения среди сверстников, трудности выполнения отдельных учебных заданий и другие)
  3. в конце первого года обучения в моём классе таких ребят было 2–9%

Для выявления уровня мотивации к учению мной использовалась методика Н.Г.Лускановой, которая состоит из двух частей:

  1. Анализ детских рисунков на тему: “Что тебе нравится в школе?”
  2. Анализ ответов учащихся на 10 вопросов анкеты.

             На диаграмме видно, что 3 человека в первом классе имеют низкую мотивацию, это составляет  12% обучающихся.

            Такие наблюдения явились основанием для сосредоточения моего внимания к проблеме и поиску способов её решения. Сегодня я глубоко убеждена, что формирование учебной мотивации – одна из составляющих успехов в учебно-воспитательном процессе, и потому заслуживает пристального внимания.

          Развитие учебной мотивации — это процесс длительный, кропотливый и целенаправленный. На каждом уроке учитель имеет возможность влиять на мотивацию ученика. Технология развития мотивации учения в современной школе строится на развитии мотива достижения. Эта технология включает в себя не только создание особой учебной программы, но и особый стиль взаимодействия учителя и ученика на уроке.

III. Пути и средства формирования и повышения уровня мотивации младших школьников

              Формировать мотивацию – это не значит заложить готовые мотивы и цели в голову обучающегося, а поставить его в такие условия и ситуации, где бы желательные мотивы и цели складывались и развивались бы с учетом и в контексте прошлого опыта, индивидуальности, внутренних устремлений самого обучающегося.

                Какие же задания и упражнения может применять учитель для целенаправленного воздействия на мотивационную сферу учащихся?

Остановимся конкретнее на этапах формирования мотивации, на отдельных этапах урока.

             Этап вызывания исходной мотивации. На начальном этапе урока учитель может учитывать несколько видов побуждений учащихся: актуализировать мотивы предыдущих достижений («мы хорошо поработали над предыдущей темой»), вызывать мотивы относительной неудовлетворенности («но не усвоили еще одну важную сторону этой темы»), усилить мотивы ориентации на предстоящую работу («а между тем для вашей будущей жизни это будет необходимо»), усилить непроизвольные мотивы удивления, любознательности.

              Этап подкрепления и усиления возникшей мотивации. Здесь учитель ориентируется на познавательные и социальные мотивы, вызывая интерес к нескольким способам решения задач и их сопоставление (познавательные мотивы), к разным способам сотрудничества с другим человеком (социальные мотивы). Этот этап важен потому, что учитель, вызвав мотивацию на первом этапе урока, иногда перестает о ней думать, сосредоточиваясь на предметном содержании урока. Для этого могут быть использованы чередования разных видов деятельности (устной и письменной, трудной и легкой и т.п.).

                 Этап завершения урока. Важно, чтобы каждый ученик вышел из деятельности с положительным, личным опытом и чтобы в конце урока возникала положительная установка на дальнейшее учение. Главным здесь является усиление оценочной деятельности самих учащихся в сочетании с отметкой учителя. Бывает важным показать ученикам их слабые места, чтобы сформировать у них представление о своих возможностях. Это сделает их мотивацию более адекватной и действенной. На уроках усвоения нового материала эти выводы могут касаться степени освоения новых знаний и умений.

                 Каждый этап урока учителю следует наполнять психологическим содержанием. Чтобы построить психологически грамотную структуру урока, учителю важно владеть умением планировать ту часть развивающих и воспитательных задач, которая связана с мотивацией и с реальным состоянием умения учиться школьников.

Этапы урока

Приёмы формирования мотивации

Начало урока

Интеллектуальный марафон, «Удивляй», «Да- нет», татрализация, игра в случайность, «Фантастическая добавка», дидактическая игра

Объяснение нового материала

Привлекательная цель, проблемная ситуация, прогнозирование, вопрос к тексту, «Лови ошибку»

Закрепление, развитие умений

Игры-тренинги, кроссворды, загадки, ребусы, сочинения сказок, составление загадок, самопроверка, взаимопроверка

Повторение

«Да-нет», дидактические игры, творческие задания

Домашнее задание

Три уровня, необычная обычность

Итог урока

Отсроченная загадка

          Развить в каждом ребёнке любознательность, стремление к познанию, которые заложены в каждом человеке, помогают мне интеллектуальные игры. Одна из таких игр – кроссворд.

         Учитывая преимущества этой интеллектуальной игры перед всеми остальными, на своих уроках очень часто использую данный игровой метод. Так на уроках русского языка по каждой орфографической теме я использую кроссворды, которые подбираю к данной теме или предлагаю детям в качестве дополнительного домашнего задания для желающих. Ребятам нравится такая работа, и они с большим увлечением её выполняют.

          Не меньшую радость у ребят вызывает использование на уроках и во внеурочное время ребусов – головоломок, требующих для разгадки сообразительности, фантазии, чёткой работы мысли. Использование ребусов повышает активность ребят, способствует увеличению их словарного запаса, развитию орфографической зоркости. Главное – включить ребят в интересный процесс познания! В игре ребёнок раскрепощается, а раскрепостившись, он может и творить, и познавать в творчестве.

            Для создания активной работы на уроке мне помогает групповая форма работы. Ребята с восторгом принимают такую форму общения.

Как и в любом деле есть ведомые и ведущие участники, но исследования учёных доказали, что такая форма работы позволяет ребёнку научить одноклассника порою более успешно, чем учителю. Поэтому часто ведомые становятся ведущими, что предаёт ученикам уверенности.

           Устойчивый интерес к учебной деятельности у младших школьников формируется через проведение уроков-путешествий, уроков-игр, уроков-викторин, уроков-исследований, уроков-встреч, сюжетных уроков, уроков защиты творческих заданий, через привлечение сказочных персонажей, игровую деятельность, внеклассную работу и использование различных приёмов. Своевременное чередование и применение на разных этапах урока разнообразных форм и приёмов формирования мотивации укрепляет желание детей овладевать знаниями.

          Основными приемами, стимулирующими у учащихся познавательной активности, можно назвать все проблемные, частично-поисковые и эвристические ситуации, которые создаются на уроках.

Постоянно использую в своей практике приём положительного подкрепления и вселяю в своих учеников веру в его будущие успехи. Стараюсь быть как можно более осторожной в своих оценках, ведь правильнее оценить не человека, а его деятельность и отношение ребёнка к ней.

            Что я предпринимаю для повышения самооценки детей своего класса?

           Нахожу то яркое зерно, то личностное качество в каждом, которое может послужить примером для других: кто-то замечательно рисует, поёт, лучше других читает стихи, решает задачи, отлично пересказывает тексты, у кого-то способности к языку, а кто-то просто надёжный человек, добрый, отзывчивый, внимательный к близким и одноклассникам.

Очень важно об этих хороших качествах никогда не забывать! Удачный ответ, правильно выполненное задание, интересный поиск решения задачи, удачно сформулированный вывод по теме урока - всё должно быть замечено и словесно оценено. Ребёнок должен видеть в учителе внимательного слушателя и помощника во всех его делах. Не скуплюсь на похвалу! Придерживаюсь мнения, что у ребёнка начальной школы самооценка должна быть высокой. Это придаст ему уверенности в себе, подвигнет к творчеству, раскрепостит.

Преодоление страха

«Ничего страшного…. Бывает, что люди боятся…»

Скрытая инструкция

«Ты же помнишь, что…»

Авансирование

«У тебя получится…»

Персональная исключительность

« Только у тебя может получиться…»

Усиление мотивации

«Нам это нужно для…»

Высокая оценка детали

«Вот эта часть у тебя замечательная…»

             Для создания ситуации успеха провожу постоянное повышение мотивации к обучению. Каким образом?

Стремления к успешной учёбе – основная направленность и задача моих ребят. Дети моего класса сами вывели формулу успешности в жизни: будешь хорошо учиться - окончишь школу успешно, поступишь в престижное учебное заведение, получишь хорошую высокооплачиваемую профессию, станешь успешным человеком. Без хорошей учёбы не будет ни хорошей профессии, ни жизненных достижений. С позиции сегодняшнего дня эти ценности весомы, так как человек всегда стремится быть, прежде всего, успешным в жизни. Я же ещё стараюсь подвести их к формуле, что учиться – это интересно и значимо. С человеком эрудированным, начитанным, знающим - интересно, ему легко расширять круг знакомства, а значит, легко социально адаптироваться. Поэтому я делаю всё, чтобы интерес к учёбе не пропал.

           Для создания ситуации успеха мне помогают информационные технологии.

На всех уроках мы используем презентации. Сама их составляю, привлекаю в помощь учащихся. Удобно проводить тест на компьютере. Детям такая работа нравится, вызывает живой интерес.

IV. Анализ достигнутых результатов. Выводы

           Формирование мотивации – это непрерывный процесс. В конце III четверти второго класса я провела повторное тестирование. Полученные результаты мы видим на диаграмме. Вполне очевидно, высокий уровень поднялся, а низкий уровень – составляет 0% Несомненно, что работа ведётся в правильном направлении.

Можно сделать следующие выводы:

  1. мотивация является особо важным и специфичным компонентом учебной деятельности;
  2. через мотивацию формируется определённое отношение учащихся к учебному предмету и осознаётся его ценностная значимость для личностного развития;
  3. использование личностно- ориентированного подхода в обучении учащихся, оказывает положительное влияние на мотивацию детей.

           Таким образом, целенаправленное и систематическое применение разнообразных форм и приёмов развития учебной мотивации у младших школьников укрепляет желание детей овладевать знаниями и формирует устойчивый интерес к учению в целом.                

   Список литературы

  1. Божович Л.И. Проблема развития мотивационной сферы ребенка // Изучение мотивации поведения детей и подростков / Под ред. Л.И. Божович, Л.В. Благонадежиной. М.: Педагогика, 1972
  2.  Безруких М.М., Ефимова С.П. Знаете ли вы своего ученика? – М.: Просвещение, 1991
  3. Доровской А.И. Сто советов по развитию одаренности детей. – М.: Российское педагогическое агентство, 1997
  4. Елфимова Н.В. Диагностика и коррекция мотивации учения у дошкольников и младших школьников. - М.: Изд-во МГУ, 1991.
  5. Зайцев С.В. Личностно ориентированное обучение младших школьников // Директор школы. 2005. № 3. С. 56-65.
  6. Маркова А.К. Пути исследования мотивации учебной деятельности школьников // Вопр. психол. 1980. № 5. С. 47-59.
  7. Матюхина М.В. Мотивация учения младших школьников. М.: Педагогика, 1984.
  8. Матюхина М.В. Особенности мотивации учения младших школьников // Вопр. психол. 1985. №1. С. 43-49.
  9. Мильман В. Э. Внутренняя и внешняя мотивация учебной деятельности // Вопр. психол. 1987. № 5. С. 129-138.
  10. Михайлова О.В. Учебная мотивация как один из критериев эффективности учебного процесса.//начальная школа плюс ДО и После.2010. №12


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Учебная мотивация как один из критериев эффективности учебного процесса (из опыта работы)

Очень важным критерием эффективности учебного процесса является школьная мотивация....

«Решение учебных проблем учащихся начальной школы : приемы развития учебной мотивации»

Из опыта работы  «Решение учебных проблем учащихся начальной школы : приемы развития учебной мотивации»  Общая структура мотивации к учению в младшем школьном возрасте; • Виды мотивации. •...

ПОВЫШЕНИЕ УЧЕБНОЙ МОТИВАЦИИ ШКОЛЬНИКОВ КАК СРЕДСТВО ПОВЫШЕНИЯ ЭФФЕКТИВНОСТИ ПОЗНАВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА

Цель: формировать у педагогов установку на использо­вание методов и приемов повышения учебной мотивации школь­ников, Одна из основных проблем современной школы – нежелание детей учиться, отсутств...

"Учебный диалог как один из способов организации учебной деятельности"

Сообщение на тему "Учебный диалог как один из способов организации учебной деятельности"...

Учебная мотивация как один из способов повышения качества образования.

           В современной школе вопрос о мотивации учения без преувеличения может быть назван центральным, так как мотив является источником деятельности и выполняе...

Повышение учебной мотивации школьников как средство повышения эффективности познавательного процесса в условиях ФГОС НОО

Отличительной особенностью нового стандарта является его деятельностный характер, ставящий главной целью развитие личности учащегося. Система образования отказывается от традиционного представления ре...

Повышение учебной мотивации школьников как средство повышение эффективности познавательного процесса

Мотивация – это ключ к успеху в учебе.Рекомендации для родителей, как повысить учебную мотивацию....