ПОВЫШЕНИЕ УЧЕБНОЙ МОТИВАЦИИ ШКОЛЬНИКОВ КАК СРЕДСТВО ПОВЫШЕНИЯ ЭФФЕКТИВНОСТИ ПОЗНАВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА
презентация к уроку по теме

Майборода Наталья Михайловна

Цель: формировать у педагогов установку на использо­вание методов и приемов повышения учебной мотивации школь­ников,

 

Одна из основных проблем современной школы – нежелание детей учиться, отсутствие мотивации к обучению. У одних детей она исчезает, не успев появиться, у других – по разным причинам утрачивается со временем. В школе есть множество предпосылок для повышения уровня мотивации у обучению – надо только разобраться в причинах ее снижения или отсутствия.

Отсутствие мотивации к обучению часто ведет к стойкой неуспеваемости и интеллектуальной пассивности. Неуспеваемость, в свою очередь, ведет к отклонениям в поведении.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon vystuplenie_motiv_na_monachshk.doc40 КБ
Office presentation icon motivatsiya.ppt130 КБ

Предварительный просмотр:

ПОВЫШЕНИЕ УЧЕБНОЙ МОТИВАЦИИ ШКОЛЬНИКОВ КАК СРЕДСТВО ПОВЫШЕНИЯ ЭФФЕКТИВНОСТИ ПОЗНАВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА

педагог-психолог Майборода Н.М.

Цель: формировать у педагогов установку на использование методов и приемов повышения учебной мотивации школьников,

Одна из основных проблем современной школы – нежелание детей учиться, отсутствие мотивации к обучению. У одних детей она исчезает, не успев появиться, у других – по разным причинам утрачивается со временем. В школе есть множество предпосылок для повышения уровня мотивации у обучению – надо только разобраться в причинах ее снижения или отсутствия.

Отсутствие мотивации к обучению часто ведет к стойкой неуспеваемости и интеллектуальной пассивности. Неуспеваемость, в свою очередь, ведет к отклонениям в поведении.

Мотив - это побуждение к деятельности, то, ради чего учащийся совершает ту или иную деятельность.

Мотивы могут быть разделены на две большие группы: одни из них порожадются самой учебной деятельностью, непосредственно связаны с содержанием и процессом учения, способами усвоения знаний; другие лежат за пределами учебного процесса и связаны лишь с результатами учения. Такие мотивы могут быть:
1) широкие социальные (стремление хорошо окончить школу, поступить в вуз, хорошо работать в будущем);
2) узколичные (мотивы благополучия, престижа):
а) Получить хорошую оценку, избежать неприятностей;
б) выделиться среди других, занять определенное положение в классе.
Исследования мотивов учения у младших школьников показали, что мотивы, связанные с самой учебной деятельностью, ее процессом и содержанием, не занимают ведущего места.
По исследованиям Л. И. Божович, В системе мотивов, побуждающих учебную деятельность младших школьников, социальные мотивы занимают настолько большое место, что способы определить положительное отношение детей к деятельности, даже лишенной для них непосредственного познавательного интереса, заслуживают особого внимания и могут стать крепкой опорой профессиональной деятельности педагога, направленной на достижение результата в процессе управляемого познания, усвоения детьми опыта овладения умениями и навыками через социализацию, обучение в широком смысле этого понятия (любой акт обучения - это общение).

Причины низкой мотивации к обучению:

1 неумение учиться

2 социальная дезадаптация

2 трудности в целеполагании

3ошибки воспитательного характера

4 недостатки школьной системы

   

Неумение учиться

Отсутствие учебных навыков – это следствие несформированность тех психологических механизмов, которые необходимы для успеха.

  • Недостаточный уровень интеллектуального развития, как правило, неизбежно приводит к отсутствию учебной мотивации.
  • Учебная деятельность так же включает в себя задания, успешность выполнения которых зависит от индивидуальных различий, связанных с временными или скоростными характеристиками нервной системы: лабильностью и подвижностью.
  • Пробелы в знаниях, умениях, навыках из-за частых пропусков
  • Отсутствие самодисциплины и неумение управлять собой. Ребенка в дошкольном возрасте не приучили делать то, что необходимо, действовать по инструкции взрослого.
  • Неумение преодолевать трудности. Имея хорошие задатки, ребенок не приучен трудиться. С точки зрения младшего школьника – все трудно: учить стихи, писать, запомнить таблицу умножения. Постоянные неудачи и трудности приводят к отказу учиться, ходить в школу.

трудности в целеполагании

  • Интерес в основном к результату решения учебных задач, а не к процессу; отсутствие умения ставить цели и преодолевать трудности;
  • отсутствие способности к поиску разнообразных способов действия.
  • Неумение ставить цели

Сформировать мотивацию учения – это не просто « заложить» готовые цели и мотивы в головы детей, а создать для них такие условия, обстановку, в которых им самим захочется учиться.

Ошибки воспитательного характер

  • Гиперопека – безнадзорность и бесконтрольность
  • Завышенные требования – отсутствие требований
  • Отсутствие единых требований
  • Вовлечение ребенка в конфликт
  • Значимость образования в семье. Отношение к школе.

Социальная дезадаптация

  • Трудности взаимодействие со сверстниками и учителями
  • Неумение адекватно выражать негативные чувства
  • Непринятие классным коллективом, конфликты

недостатки школьной системы

обсудить с учителями

В школе могут успешно применяться следующие виды мотивационного стимулирования учащихся, а именно такие методы, как:

1. Эмоциональная мотивация: поощрение, создание ситуации успеха, удовлетворение желания быть значимым в коллективе; помощь в адекватном снятии напряжения и негативных эмоций

2. Познавательные методы мотивации: опора на жизненный опыт, побуждение к поиску альтернативных решений, создание проблемной ситуации, выполнение творческих заданий, «мозговая атака» (штурм).

3. Волевые методы мотивации, предъявление требований, самооценка деятельности:
- Что ты сам думаешь об этом?
- Что хорошего, если в этой работе ты хотел бы поработать  над этим еще?
- Тебе нравится твоя работа? Почему?
- Как бы ты оценил эту работу по сравнению с той, которую ты сделал в прошлый раз?
- Что тебе в этой работе удалось больше всего?
- Что в этой работе тебе больше всего нравится? И т. д.

4. Социальные методы:
- развитие желания быть полезным;
- создание ситуации взаимопомощи;
- сотрудничество и т. д.

5. Методическая помощь родителям:

  • Рекомендации по режиму дня
  • Рекомендации по выполнению домашних заданий
  • Формирование единство требований
  • обращение внимание родителей на недостатки семейного воспитания


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

ПОВЫШЕНИЕ УЧЕБНОЙ МОТИВАЦИИ ШКОЛЬНИКОВ КАК СРЕДСТВО ПОВЫШЕНИЯ ЭФФЕКТИВНОСТИ ПОЗНАВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА Педагог-психолог Майборода Н.М.

Слайд 3

Мотив - это побуждение к деятельности, то, ради чего учащийся совершает ту или иную деятельность. Широкие социальные мотивы Долг и ответственность самосовершенствование Выбор профессии узколичностные Получение отметки или похвалы Избегание неприятностей Стремление выделиться Стремление занять определенную позицию в классе

Слайд 4

Структура деятельности Постановка цели (что я хочу, идеальный вариант) Мотив (зачем мне это надо) Выбор действия (как я это достигну) Исполнение Оценка результата (насколько приблизился к идеальному результату)

Слайд 5

Неумение адекватно выражать негативные эмоции Причины низкой мотивации к обучению Несформированность навыков учебной деятельности Нарушение системы воспитания Социальная дезадаптация Трудности целеполагания Недостатки школьной системы Неумение ставить цели Неумение преодолевать трудности Нацеленность на получение результата, а не на процесс Отсутствие способности к поиску разнообразных способов действия Состояние здоровья Особенности нервной системы Недостаточное развитие интеллектуальной сферы Отсутствие самодисциплины и неумение управлять собой Трудности во взаимоотношениях конфликты Гиперопека – безнадзорность и бесконтрольность Завышенные требования – отсутствие требований Отсутствие единых требований Вовлечение ребенка в конфликт Значимость образования в семье

Слайд 6

Причины низкой мотивации к обучению Несформированность навыков учебной деятельности Нарушение системы воспитания Социальная дезадаптация Трудности целеполагания Недостатки школьной системы Волевые методы мотивации, предъявление требований, самооценка деятельности Познавательные методы мотивации Эмоциональная мотивация Социальные методы Методическая помощь


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формирование исследовательской деятельности младших школьников как средство повышения учебной мотивации

Выступление на районном методическом объединении учителей начальных классов, предназначено для учителей начальных классов....

Формирование исследовательской деятельности младших школьников как средство повышения учебной мотивации

Выступление на районном семинаре учителей начальных классов Белгородского района Белгородской области...

Формирование исследовательской деятельности младших школьников как средство повышения учебной мотивации

Формирование мотивации учения в младшем школьном возрасте можно назвать одной из центральных проблем современной школы. Её актуальность обусловлена обновлением содержания обучения, постановкой задач, ...

ИГРОВЫЕ ТЕХНОЛОГИИ КАК СРЕДСТВО ПОВЫШЕНИЯ УЧЕБНОЙ МОТИВАЦИИ ШКОЛЬНИКОВ С ОВЗ

ИГРОВЫЕ ТЕХНОЛОГИИ КАК СРЕДСТВО ПОВЫШЕНИЯ УЧЕБНОЙ МОТИВАЦИИ ШКОЛЬНИКОВ С ОВЗ...

Повышение учебной мотивации школьников как средство повышения эффективности познавательного процесса в условиях ФГОС НОО

Отличительной особенностью нового стандарта является его деятельностный характер, ставящий главной целью развитие личности учащегося. Система образования отказывается от традиционного представления ре...

Повышение учебной мотивации школьников как средство повышение эффективности познавательного процесса

Мотивация – это ключ к успеху в учебе.Рекомендации для родителей, как повысить учебную мотивацию....