ПРОГРАММА ПРИШКОЛЬНОГО ОЗДОРОВИТЕЛЬНОГО ЛЕТНЕГО ЛАГЕРЯ С ДНЕВНЫМ ПРЕБЫВАНИЕМ ДЕТЕЙ «Солнышко»
рабочая программа на тему
ПРОГРАММА ПРИШКОЛЬНОГО ОЗДОРОВИТЕЛЬНОГО ЛЕТНЕГО ЛАГЕРЯ С ДНЕВНЫМ ПРЕБЫВАНИЕМ ДЕТЕЙ «Солнышко»
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma_prishkolnogo_lagerya_solnyshko.docx | 33.38 КБ |
Предварительный просмотр:
Утверждаю
Директор МБОУ школы № 34
_____________
ПРОГРАММА
ПРИШКОЛЬНОГО
ОЗДОРОВИТЕЛЬНОГО
ЛЕТНЕГО ЛАГЕРЯ
С ДНЕВНЫМ ПРЕБЫВАНИЕМ
ДЕТЕЙ
«Солнышко»
Воронеж
Срок реализации: июнь
Продолжительность смены – 21 день.
Существовала некогда пословица,
Что дети не живут, а жить готовятся,
Но вряд ли в жизни преуспеет тот,
Кто жить готовясь в детстве не живёт.
С. Я. Маршак.
Пояснительная записка.
Лето! Какое это прекрасное слово - мягкое, яркое, ласковое… А если зажмурить глаза и произнести его по слогам «ле – то», то перед глазами возникает яркое солнце, желтый песок, голубая даль моря (реки, озера - неважно), сочная зелень и ощущение свободы и счастья. Если взрослому человеку это магическое слово так ласково на слух, то для школьника - что может быть желание и радостнее лета?! Такие длинные каникулы!
Детские оздоровительные лагеря являются частью социальной среды, в которой дети реализуют свои возможности, потребности в индивидуальной, физической и социальной компенсации в свободное время. Летний лагерь является, с одной стороны, формой организации свободного времени детей разного возраста, пола и уровня развития, с другой – пространством для оздоровления, развития художественного, технического, социального творчества.
Известно, что «улица» всегда была предметом наибольшей социальной опасности. Здесь царствует стихия, нередко приводящая к противоправному поведению, а создание нравственно-здоровой среды, способной благоприятно влиять на каждого ребенка – это и есть то главное, что может дать действительный результат, нужный и родителям, и воспитанникам, и педагогам.
По продолжительности программа является краткосрочной, т. е. реализуется в течение лагерной смены.
Основной состав лагеря – это учащиеся образовательных учреждений в возрасте 7–11 лет. При комплектовании особое внимание уделяется детям из малообеспеченных, неполных семей, из семей, имеющих родителей-инвалидов, а также детям, находящимся в трудной жизненной ситуации.
Цель программы: Создание условий для полноценного отдыха, оздоровления детей, развития их внутреннего потенциала, содействия формированию ключевых компетенций воспитанников на основе включения их в разнообразную, общественно значимую и личностно привлекательную деятельность, содержательное общение и межличностные отношения в разновозрастном коллективе, развитие творческих способностей детей.
Задачи:
- Создавать условия для организованного отдыха детей.
- Приобщать ребят к творческим видам деятельности, развитие творческого мышления.
- Способствовать формированию культурного поведения, санитарно-гигиенической культуры.
- Создавать благоприятные условия для укрепления здоровья детей, содействие полноценному физическому и психическому развитию.
- Предоставлять ребенку возможность для самореализации на индивидуальном личностном потенциале.
- Формировать у ребят навыки общения и толерантности.
Принципы:
- Принцип гуманизации отношений: Построение всех отношений на основе уважения и доверия к человеку, на стремлении привести его к успеху. Через идею гуманного подхода к ребенку, родителям, сотрудникам лагеря необходимо психологическое переосмысление всех основных компонентов педагогического процесса.
- Принцип соответствия типа сотрудничества психологическим возрастным особенностям учащихся и типу ведущей деятельности: Результатом деятельности воспитательного характера в ЛОЛ «Солнышко» является сотрудничество ребенка и взрослого, которое позволяет воспитаннику лагеря почувствовать себя творческой личностью.
- Принцип демократичности: Участие всех детей и подростков в программе развития творческих способностей.
- Принцип дифференциации воспитания: Дифференциация в рамках летнего оздоровительного лагеря предполагает:
- отбор содержания, форм и методов воспитания в соотношении с индивидуально-психологическими особенностями детей;
- создание возможности переключения с одного вида деятельности на другой в рамках смены (дня);
- взаимосвязь всех мероприятий в рамках тематики дня;
- активное участие детей во всех видах деятельности.
- Принцип творческой индивидуальности: Творческая индивидуальность – это характеристика личности, которая в самой полной мере реализует, развивает свой творческий потенциал.
Механизм реализации программы:
I. Подготовительный этап включает:
- подбор кадров;
- комплектование отрядов, разработку документации.
II. Организационный этап включает:
- Создание своей территории «Государства» - формирование отрядов, знакомство – 1 день.
- Обустройство своей территории – выработка законов, правил, определение ролей, атрибутики, планы – 1 день.
Задачи:
-создать условия для раскрытия способностей каждого;
-создать доброжелательную, радостную атмосферу: заложить основы будущего коллектива;
-выявить лидеров, интересы; спланировать совместную жизнедеятельность.
Содержание: игры на знакомство, спортивные дружеские встречи, КТД на раскрытие творческих интересов и способностей.
III. Основной этап включает:
1. Проживание на своей территории – реализация планов – 17 дней.
2. Разворачивание деятельности развивающего и прикладного характера, отвечающих интересам и запросам детей. Включение детей в различные виды коллективно – творческой деятельности. Проведение дополнительной образовательной деятельности. Проведение тематических дней, ролевых, деловых и др. игр, соревнований, конкурсов и др. в соответствии с календарно – тематическим планом работы лагеря и игровым замыслом.
3. Показ детских достижений через разные формы: игровые программы, конкурсы, турниры, спортивные состязания, трудовые акции и др. Показ знаний, умений и навыков, полученных в работе клубных объединений. Анализ индивидуальных и групповых действий, направленных на стимулирование успешности участников программы в разных видах деятельности.
4. Во время реализации программы воспитанники оформляют отрядные уголки: с гербом и флагом отряда, с тематикой здорового образа жизни и направления профильной работы отряда, выставку рисунков.
Задачи:
-обеспечить интересную разнообразную деятельность на основе совместных интересов и совместного творчества;
-научить ребят самостоятельно планировать и анализировать каждый свой день, строить деятельность на принципах самоуправления;
-создавать и укреплять внутриотрядные традиции;
-заботиться о сплочении детского коллектива.
Содержание: работа по плану лагеря, отряда: игры, праздники, состязания. Тематические дни, походы, работа клубов.
IV. Заключительный этап.
1. Презентация своих территорий – конкурсы, награждения, закрытие лагеря – 2 дня.
2. Итоговая диагностика. Оценка и самооценка участниками смены личностно – значимых результатов участия в программе. Групповой анализ и демонстрация индивидуальных и групповых достижений. Создание эмоциональной атмосферы успешного завершения смены. Подведение итогов смены. Награждение и поощрение участников и активистов. Анализ предложений и рекомендаций детей, родителей, персонала и др. Выработка перспектив деятельности. Закрытие смены.
3. Рефлексия. Самоопределение ребенка и его выводы по поводу того, оправдались ли его ожидания от смены. Формирование решения у ребенка о посещении лагеря в будущем году.
Задачи:
-создать атмосферу дружеского прощания;
-найти добрые слова и отметить каждого за вклад в жизнь отряда, лагеря;
-подвести итоги;
-подготовить прощальные сюрпризы друг другу, воспитателям, вожатым.
Содержание: итоговые выставки, встречи, соревнования, выступления отрядов, клубов, прощание.
Реализация программы
Все жители Солнечного государства делятся на города (отряды). В каждом городе действуют глава города, заместитель главы города, жители. Во главе государства стоит президент. У всех городов есть свой флаг и герб.
Есть у государства своя денежная единица -солнышко. В первые дни ребята оформляют кредитные книжки, куда будут вклеивать монеты государства. Каждая монета – это вклад ребенка в развитие города, государства. Цвет монет зависит от мероприятия, в котором она получена.
В конце игры ребята, набравшие большее количество монет, становятся почетными жителями Государства. В заключительный день лагеря проходит их чествование и награждение.
В государстве действуют поликлиника – Солнечная амбулатория. Кафе – столовая. Кинотеатр– кабинет № 8. Полиция – вахта. Волшебная школа – кабинет № 9 - технология. Караоке – кабинет № 8. Спортивная школа - спортивный зал.
Обозначения Солнечного государства:
Президент– начальник лагеря.
Мэрия– воспитатели, командиры отрядов.
Главы городов– воспитатели.
Заместители глав городов– командиры отрядов.
Жители– воспитанники.
Главный врач – медицинский работник.
Шеф –повар– повар школьной столовой.
Конституция
(принимается без обсуждения).
1. Закон территории. Без разрешения ребенок не может покидать лагерь.
2. Будь хозяином своего лагеря и помни, что рядом соседи: не надо мешать друг другу.
3. Закон зелени. Ни одной сломанной ветки. Сохрани наш лагерь зеленым! .
4. Закон дружбы. Один за всех и все за одного! За друзей стой горой!
5. Закон творчества. Творить всегда, творить везде, творить на радость людям!
6. Закон вежливости. Будь вежлив к другим, и ты ощутишь прелесть вежливости на себе.
7. Закон точного времени (не заставляй себя ждать).
8. Закон чистоты. Не мусори, увидел мусор – подними.
9. Закон самообслуживания. Крепостное право отменили еще в 1861 году.
Гимн «Полесского государства»
Я, ты, он, она!
Вместе - целая страна,
Вместе - дружная семья!
В слове "мы" - сто тысяч "я",
Большеглазых, озорных,
Чёрных, рыжих и льняных,
Грустных и весёлых -
В городах и сёлах!
Над тобою солнце светит, родина моя.
Ты прекрасней всех на свете, родина моя!
Я люблю, страна, твои просторы,
Я люблю твои поля и горы,
Сонные озёра и бурлящие моря.
Над полями выгнет спину радуга-дуга,
Нам откроет сто тропинок синяя тайга.
Вновь настанет время спелых ягод,
А потом опять на землю лягут
Белые, огромные, роскошные снега,
Как будто праздник!
Содержание программы
Организационно – педагогическая деятельность
- Комплектование штата лагеря кадрами;
- Участие в семинарах по организации летнего отдыха для начальников лагерей;
- Совещание при директоре и заместителе директора по воспитательной работе по организации летнего отдыха учащихся;
- Проведение инструктажей с воспитателями по технике безопасности и охране здоровья детей;
- Проведение родительских собраний «Занятость учащихся летом».
Работа по сплочению коллектива воспитанников
Для повышения воспитательного эффекта программы и развития коммуникативных способностей с детьми проводятся:
- Игровой тренинг «Давайте познакомимся!»;
- Коммуникативные игры на знакомство;
- Игры на сплочение коллектива;
Физкультурно-оздоровительная работа
Основополагающими идеями в работе с детьми в пришкольном летнем лагере является сохранение и укрепление здоровья детей, поэтому в программу включены следующие мероприятия:
- Осмотр детей медицинским работником в начале и конце смены, ежедневный контроль за состоянием здоровья детей;
- Утренняя гимнастика;
- Соблюдение режима проветривания отрядных помещений и режима питья детей;
- Принятие солнечных и воздушных ванн (в течении всего времени пребывания в лагере в светлое время суток);
- Организация пешеходных экскурсий;
- Организация здорового питания детей;
- Организация спортивно – массовых мероприятий и подвижных игр;
- Посещение городских культурно – массовых и спортивных мероприятий.
Работа по развитию творческих способностей детей
- Концертно-развлекательные программы
- Игры – развлечения, викторины, соревнования
- Экологические марафоны;
- Кружковая работа;
- Выставки рисунков и поделок
- городские культурно – массовые мероприятия
Эстетическое направление
- Посещение театров, кинотеатров, музеев;
- Конкурс оформления отрядных уголков «Наш отрядный дом»
Работа по патриотическому воспитанию детей
- Конкурс художественного детского творчества (мини-выставка изделий детского декоративно-прикладного творчества: рукотворные игрушки-сувениры, полезные вещи в быту и т.д.);
- Проведение русских народных игр;
- Посещение краеведческого музея;
- Просмотр фильма о ВОВ;
- День памяти.
Профилактические мероприятия и мероприятия по предупреждению чрезвычайных ситуаций и охране жизни детей в летний период
Инструктажи для детей: «Правила пожарной безопасности», «Правила поведения детей при прогулках и походах», «Правила при поездках в автотранспорте», «Безопасность детей при проведении спортивных мероприятий», «Правила дорожного движения», «Правила безопасного поведения на водных объектах и оказания помощи пострадавшим на воде».
Беседы, проводимые медицинским работником:
«Если хочешь быть здоров – закаляйся!»
«Чистота - залог здоровья».
Аналитическая деятельность по работе программы
Анализ выполнения программы в заключительный день работы ЛОЛ.
Ожидаемые результаты выполнения программы деятельности лагеря
- Укрепление здоровья детей
- Пополнение жизни детей интересными социокультурными событиями;
- Развитие творческих способностей, инициативы и активности ребёнка
- Привитие навыков самообслуживания
- Развитие чувства патриотизма
- Уважительное отношение к России, родному краю, своей семье, истории, культуре, природе нашей страны, к своему здоровью.
- Внедрение эффективных форм организации отдыха, оздоровления и занятости детей.
- Улучшение психологической и социальной комфортности в едином воспитательном пространстве лагеря.
- Укрепление связей между разновозрастными группами детей.