ПРОГРАММА ПРИШКОЛЬНОГО ОЗДОРОВИТЕЛЬНОГО ЛЕТНЕГО ЛАГЕРЯ С ДНЕВНЫМ ПРЕБЫВАНИЕМ ДЕТЕЙ «Солнышко»
рабочая программа на тему

Столяренко (Швецова) Ольга Викторовна

ПРОГРАММА ПРИШКОЛЬНОГО ОЗДОРОВИТЕЛЬНОГО ЛЕТНЕГО ЛАГЕРЯ С ДНЕВНЫМ  ПРЕБЫВАНИЕМ ДЕТЕЙ «Солнышко»

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл programma_prishkolnogo_lagerya_solnyshko.docx33.38 КБ

Предварительный просмотр:

Утверждаю

Директор МБОУ школы № 34

_____________      

ПРОГРАММА

ПРИШКОЛЬНОГО

ОЗДОРОВИТЕЛЬНОГО

ЛЕТНЕГО ЛАГЕРЯ

С ДНЕВНЫМ  ПРЕБЫВАНИЕМ

ДЕТЕЙ

«Солнышко»

Воронеж

Срок реализации: июнь  

Продолжительность смены  – 21 день.

Существовала некогда пословица,

Что дети не живут, а жить готовятся,

Но вряд ли в жизни преуспеет тот,

Кто жить готовясь в детстве не живёт.

С. Я. Маршак.

Пояснительная записка.

  Лето! Какое это прекрасное слово - мягкое, яркое, ласковое… А если зажмурить глаза и произнести его по слогам «ле – то», то перед глазами возникает яркое солнце, желтый песок, голубая даль моря (реки, озера - неважно), сочная зелень и ощущение свободы и счастья. Если взрослому человеку это магическое слово так ласково на слух, то для школьника - что может быть желание и радостнее лета?! Такие длинные каникулы!

Детские оздоровительные лагеря являются частью социальной среды, в которой дети реализуют свои возможности, потребности в индивидуальной, физической и социальной компенсации в свободное время. Летний лагерь является, с одной стороны, формой организации свободного времени детей разного возраста, пола и уровня развития, с другой – пространством для оздоровления, развития художественного, технического, социального творчества.

Известно, что «улица» всегда была предметом наибольшей социальной опасности. Здесь царствует стихия, нередко приводящая к противоправному поведению, а создание нравственно-здоровой среды, способной благоприятно влиять на каждого ребенка – это и есть то главное, что может дать действительный результат, нужный и родителям, и воспитанникам, и педагогам.

     По продолжительности программа является краткосрочной, т. е. реализуется в течение лагерной смены.

Основной состав лагеря – это учащиеся образовательных учреждений в возрасте 7–11 лет. При комплектовании особое внимание уделяется детям из малообеспеченных, неполных семей, из семей, имеющих родителей-инвалидов, а также детям, находящимся в трудной жизненной ситуации.

            Цель программы: Создание условий для полноценного отдыха, оздоровления детей, развития их внутреннего потенциала, содействия формированию ключевых компетенций воспитанников на основе включения их в разнообразную, общественно значимую и личностно привлекательную деятельность, содержательное общение и межличностные отношения в разновозрастном коллективе, развитие творческих способностей детей.

Задачи:

  • Создавать условия для организованного отдыха детей.
  • Приобщать ребят к творческим видам деятельности, развитие творческого мышления.
  • Способствовать формированию культурного поведения, санитарно-гигиенической культуры.
  • Создавать благоприятные условия для укрепления здоровья детей, содействие полноценному физическому и психическому развитию.
  • Предоставлять ребенку возможность для самореализации на индивидуальном личностном потенциале.
  • Формировать у ребят навыки общения и толерантности.

Принципы:

  1. Принцип гуманизации отношений: Построение всех отношений на основе уважения и доверия к человеку, на стремлении привести его к успеху. Через идею гуманного подхода к ребенку, родителям, сотрудникам лагеря необходимо психологическое переосмысление всех основных компонентов педагогического процесса.
  2. Принцип соответствия типа сотрудничества психологическим возрастным особенностям учащихся и типу ведущей деятельности: Результатом деятельности воспитательного характера в ЛОЛ «Солнышко» является сотрудничество ребенка и взрослого, которое позволяет воспитаннику лагеря почувствовать себя творческой личностью.
  3. Принцип демократичности: Участие всех детей и подростков в программе развития творческих способностей.
  4. Принцип дифференциации воспитания: Дифференциация в рамках летнего оздоровительного лагеря предполагает:
  • отбор содержания, форм и методов воспитания в соотношении с индивидуально-психологическими особенностями детей;
  • создание возможности переключения с одного вида деятельности на другой в рамках смены (дня);
  • взаимосвязь всех мероприятий в рамках тематики дня;
  • активное участие детей во всех видах деятельности.
  1. Принцип творческой индивидуальности: Творческая индивидуальность – это характеристика личности, которая в самой полной мере реализует, развивает свой творческий потенциал.

Механизм реализации программы:

I. Подготовительный этап включает:

  1. подбор кадров;
  2.  комплектование отрядов, разработку документации.

II. Организационный этап включает:

  1. Создание своей территории «Государства» - формирование отрядов, знакомство – 1 день.
  2. Обустройство своей территории – выработка законов, правил, определение ролей, атрибутики, планы – 1 день.

Задачи:

-создать условия для раскрытия способностей каждого;

-создать доброжелательную, радостную атмосферу: заложить основы будущего коллектива;

-выявить лидеров, интересы; спланировать совместную жизнедеятельность.

Содержание: игры на знакомство, спортивные дружеские встречи, КТД на раскрытие творческих интересов и способностей.

III. Основной этап включает:

1.    Проживание на своей территории – реализация планов – 17 дней.

2.     Разворачивание деятельности развивающего и прикладного характера, отвечающих интересам и запросам детей. Включение детей в различные виды коллективно – творческой деятельности. Проведение дополнительной образовательной деятельности. Проведение тематических дней, ролевых, деловых и др. игр, соревнований, конкурсов и др. в соответствии с календарно – тематическим планом работы лагеря и игровым замыслом.

3.     Показ детских достижений через   разные формы: игровые программы, конкурсы, турниры, спортивные состязания, трудовые акции и др. Показ знаний, умений и навыков, полученных в работе клубных объединений. Анализ индивидуальных и групповых действий, направленных на стимулирование успешности участников программы в разных видах деятельности.

4.     Во время реализации программы воспитанники оформляют отрядные уголки: с гербом и флагом отряда, с тематикой здорового образа жизни и направления профильной работы отряда, выставку рисунков.

Задачи:

-обеспечить интересную разнообразную деятельность на основе совместных интересов и совместного творчества;

-научить ребят самостоятельно планировать и анализировать каждый свой день, строить деятельность на принципах самоуправления;

-создавать и укреплять внутриотрядные традиции;

-заботиться о сплочении детского коллектива.

Содержание: работа по плану лагеря, отряда: игры, праздники, состязания. Тематические дни, походы, работа клубов.

IV. Заключительный этап.

1.    Презентация своих территорий – конкурсы, награждения, закрытие лагеря – 2 дня.

2.     Итоговая диагностика.  Оценка и самооценка участниками смены личностно – значимых результатов участия в программе. Групповой анализ и демонстрация индивидуальных и групповых достижений. Создание  эмоциональной атмосферы успешного завершения смены. Подведение итогов  смены. Награждение и поощрение участников и активистов. Анализ предложений и рекомендаций детей, родителей, персонала и др. Выработка перспектив деятельности. Закрытие смены.

3.     Рефлексия. Самоопределение ребенка и его выводы по поводу того, оправдались ли его ожидания от смены. Формирование решения у ребенка  о посещении лагеря в будущем году.

Задачи:

-создать атмосферу дружеского прощания;

-найти добрые слова и отметить каждого за вклад в жизнь отряда, лагеря;

-подвести итоги;

-подготовить прощальные сюрпризы друг другу, воспитателям, вожатым.

Содержание: итоговые выставки, встречи, соревнования, выступления отрядов, клубов, прощание.

Реализация программы

Все жители Солнечного государства делятся на города (отряды).  В каждом городе действуют глава города, заместитель главы города, жители. Во главе государства стоит президент. У всех городов есть свой флаг и герб.

Есть у государства своя денежная единица -солнышко. В первые дни ребята оформляют кредитные книжки, куда будут вклеивать монеты государства. Каждая монета – это вклад ребенка в развитие города, государства. Цвет монет зависит от мероприятия, в котором она получена.

В конце игры ребята, набравшие большее количество монет, становятся почетными жителями Государства. В заключительный день лагеря проходит их чествование и награждение.

В государстве действуют поликлиника – Солнечная амбулатория. Кафе – столовая.  Кинотеатр– кабинет № 8. Полиция – вахта. Волшебная школа – кабинет № 9 - технология. Караоке – кабинет № 8. Спортивная школа - спортивный зал.

Обозначения Солнечного государства:

 Президент– начальник лагеря.

Мэрия– воспитатели, командиры отрядов.

Главы городов– воспитатели.

Заместители глав городов– командиры отрядов.

Жители– воспитанники.

Главный врач – медицинский работник.

Шеф –повар– повар школьной столовой.

Конституция 

(принимается без обсуждения).

1.     Закон территории. Без разрешения ребенок не может покидать лагерь.

2.     Будь хозяином своего лагеря и помни, что рядом соседи: не надо мешать друг другу.

3.     Закон зелени. Ни одной сломанной ветки. Сохрани наш лагерь зеленым! .

4.     Закон дружбы. Один за всех и все за одного! За друзей стой горой!

5.     Закон творчества. Творить всегда, творить везде, творить на радость людям!

6.     Закон вежливости. Будь вежлив к другим, и ты ощутишь прелесть вежливости на себе.

7.     Закон точного времени (не заставляй себя ждать).

8.     Закон чистоты. Не мусори, увидел мусор – подними.

9.     Закон самообслуживания.  Крепостное право отменили еще в 1861 году.

Гимн «Полесского государства»

Я, ты, он, она!
Вместе - целая страна,
Вместе - дружная семья!
В слове "мы" - сто тысяч "я",
Большеглазых, озорных,
Чёрных, рыжих и льняных,
Грустных и весёлых -
В городах и сёлах!
Над тобою солнце светит, родина моя.
Ты прекрасней всех на свете, родина моя!
Я люблю, страна, твои просторы,
Я люблю твои поля и горы,
Сонные озёра и бурлящие моря.
Над полями выгнет спину радуга-дуга,
Нам откроет сто тропинок синяя тайга.
Вновь настанет время спелых ягод,
А потом опять на землю лягут
Белые, огромные, роскошные снега,
Как будто праздник!
Содержание программы

Организационно – педагогическая деятельность

  • Комплектование штата лагеря кадрами;
  • Участие в семинарах по организации летнего отдыха для начальников лагерей;
  • Совещание при директоре и заместителе директора по воспитательной работе по организации летнего отдыха учащихся;
  • Проведение инструктажей с воспитателями по технике безопасности и охране здоровья детей;
  • Проведение родительских собраний «Занятость учащихся летом».

Работа по сплочению коллектива воспитанников

  Для повышения воспитательного эффекта программы и развития коммуникативных способностей с детьми проводятся:

  • Игровой тренинг «Давайте познакомимся!»;
  • Коммуникативные игры на знакомство;
  • Игры на сплочение коллектива;

Физкультурно-оздоровительная работа

   Основополагающими идеями в работе с детьми в пришкольном летнем лагере является сохранение и укрепление здоровья детей, поэтому в программу включены следующие мероприятия:

  • Осмотр детей медицинским работником в начале и конце смены, ежедневный контроль за состоянием здоровья детей;
  • Утренняя гимнастика;
  • Соблюдение режима проветривания отрядных помещений и режима питья детей;
  • Принятие солнечных и воздушных ванн (в течении всего времени пребывания в лагере в светлое время суток);
  • Организация пешеходных экскурсий;
  • Организация здорового питания детей;
  • Организация спортивно – массовых  мероприятий и подвижных игр;
  • Посещение городских культурно – массовых и спортивных мероприятий.

Работа по развитию творческих способностей детей

  • Концертно-развлекательные программы
  • Игры – развлечения, викторины, соревнования
  • Экологические марафоны;
  • Кружковая работа;
  • Выставки рисунков и поделок
  • городские культурно – массовые мероприятия

Эстетическое направление

  • Посещение театров, кинотеатров, музеев;
  • Конкурс оформления отрядных уголков «Наш отрядный дом»

Работа по  патриотическому воспитанию детей

  • Конкурс художественного детского творчества (мини-выставка изделий детского декоративно-прикладного творчества: рукотворные игрушки-сувениры, полезные вещи в быту и т.д.);
  • Проведение русских народных игр;
  • Посещение краеведческого музея;
  • Просмотр фильма о ВОВ;
  • День памяти.

Профилактические мероприятия и мероприятия по предупреждению чрезвычайных ситуаций и охране жизни детей в летний период

Инструктажи для детей: «Правила пожарной безопасности», «Правила поведения детей при прогулках и походах», «Правила при поездках в автотранспорте», «Безопасность детей при проведении спортивных мероприятий», «Правила дорожного движения», «Правила безопасного поведения на водных объектах и оказания помощи пострадавшим на воде».

 Беседы, проводимые  медицинским работником:

«Если хочешь быть здоров – закаляйся!»

«Чистота -  залог здоровья».

Аналитическая деятельность по работе программы

Анализ выполнения программы в заключительный день работы ЛОЛ.

Ожидаемые результаты выполнения программы деятельности лагеря

  • Укрепление здоровья детей
  • Пополнение жизни детей интересными социокультурными событиями;
  • Развитие творческих способностей, инициативы и активности ребёнка
  • Привитие навыков самообслуживания
  • Развитие чувства патриотизма
  • Уважительное отношение к России, родному краю, своей семье, истории, культуре, природе нашей страны, к своему здоровью.
  • Внедрение эффективных форм организации отдыха, оздоровления и занятости детей.
  • Улучшение психологической и социальной комфортности в едином воспитательном пространстве лагеря.
  • Укрепление связей между разновозрастными группами детей.