Тема методической разработки для начальных классов: «Книга-наш лучший друг»
классный час (2 класс) на тему

Рыбалкина Надежда Витальевна

Цель:  расширять представления учащихся о значении книги в жизни человека.

 Задачи:

-создать условия для развития интереса к художественной литературе, прививать любовь и уважение к книге.

-обобщить знания о сказках, учить детей узнавать героев сказок, сочувствовать и сопереживать;

-воспитывать потребность в чтении книг, любовь к сказкам разных писателей

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл stsenariy_1.docx849.52 КБ

Предварительный просмотр:

ЗАЯВКА

на участие в районном конкурсе лучшей методической разработки

«Книга в жизни ребенка»

ФИО                Рыбалкина Надежда Витальевна

Место работы   ГБОУ СОШ №2 с.Обшаровка м.р.Приволжский

Занимаемая должность        учитель начальных классов

Контактный телефон  8-927-78-71-560

Номинация  методическая разработка 

Название работы  «Книга - наш лучший друг»

« 15 » октября 2018 г.

государственное бюджетное образовательное учреждение Самарской области

средняя общеобразовательная школа №2 село Обшаровка

муниципального района Приволжский Самарской области

     

Тема методической разработки для начальных классов:

«Книга-наш лучший друг»

 

Выполнила: Рыбалкина

Надежда Витальевна

учитель начальных

 классов

2018 год

Пояснительная записка.

Цель:  расширять представления учащихся о значении книги в жизни человека.

 Задачи: 

-создать условия для развития интереса к художественной литературе, прививать любовь и уважение к книге.

-обобщить знания о сказках, учить детей узнавать героев сказок, сочувствовать и сопереживать;

-воспитывать потребность в чтении книг, любовь к сказкам разных писателей.

.Оборудование: презентация, выставка книг детей из домашней библиотеки, иллюстрации к сказкам, рисунки детей.

Форма проведения: час интересного общения.

Приглашены : библиотекарь, родители.

Ход мероприятия

I. Вступительное слово учителя.

Добрый день, дорогие друзья!

Вот мы и снова встретились с вами в стенах нашего замечательного дома.   Встретились для того, чтобы снова увидеть друг друга, пообщаться.

И пусть эта встреча станет для нас праздником. Согласитесь, что без них наша жизнь была бы скучной.

А говорить мы сегодня будем ….Впрочем… Отгадайте о чем?

Загадка 1.

Хоть не шляпа, а с полями,

Не цветок, а с корешком,

Разговаривает с нами

Терпеливым языком. ( книга)

Загадка 2.

Говорит она беззвучно,

А понятно и не скучно,

Ты беседуй чаще с ней —

Станешь вчетверо умней.

 Учитель: Правильно, книга. И тема нашего часа общения « Книга - наш лучший друг».                                                                   Слайд 1.

      С первого дня человек, появившись на свет, начинает учиться. Он учиться ходить, понимать мир, говорить, читать. В основном через чтение человек получает знания.

II. Беседа о значении книги в жизни человека.    Слайд 2.

- А как вы думаете, для чего нужно читать книги? (Ответы детей.)

         III. Анкетирование учащихся     (Приложение 1)

- Да, книги делают нас умнее, из них мы узнаем много нового и интересного, они учат нас тому, как правильно поступать в той, или иной ситуации, учат по-доброму относиться друг к другу, помогают понять, что такое хорошо, что такое плохо.

Ученик читает (с книгой в руке)

За окном гуляет вьюга,

Чертит за окном узор.

А мы в тепле с любимым другом

Вели весь вечер разговор.

Показывал он мне картинки: ребячий лагерь, лес, костер…

Взял я чернильную резинку и с друга пятнышки все стер.

Потом закладкой голубою листы до завтра заложил,

Взял друга бережно рукою и в шкаф на полку положил…

-Что же это за друг? Догадались?

-Конечно же это книга!

Ученик

Книга - учитель, книга - наставник,

Книга - близкий товарищ и друг.

Ум, как ручей, высыхает и старится,

Если ты выпустишь книгу из рук.

IV.  Правила общения с книгой   (Приложение 2)

Учитель:

Ребята, книга наш друг?  Значит обращаться с ней нужно  по - доброму.

 Предлагаю вам игру «Да – нет».                                    Слайд 3.

Что любит книжка?

Обложку. — Да.

Грязные руки. — Нет.

Закладку. — Да.

Дождик и снег. — Нет.

Бережное отношение. — Да.

Чистые руки. - Да.

Жить на книжной полке. — Да.

Любознательных читателей. — Да

Молодцы!

V. Беседа «Что случилось бы, если бы не было книг?»

Библиотекарь:

Давайте представим, хотя бы на миг, 
Что вдруг мы лишились журналов и книг, 
Что люди не знают, что значит поэт, 
Что нет Чебурашки, Хоттабыча нет. 
Что будто никто никогда в этом мире, 
И слыхом не слыхивал о Мойдодыре, 
Что нету Незнайки, вруна-недотёпы, 
Что нет Айболита, и нет дяди Стёпы. 
Наверно нельзя и представить такого? 
Так здравствуй же, умное, доброе слово! 
Пусть книги, друзьями заходят в дома! 
Читайте всю жизнь – набирайтесь ума!

-Что бы случилось? (Ответы детей)

Ученик:

 Книга -  лучший друг ты мой,

Мне так радостно с тобой!

Я люблю тебя читать,

Думать, мыслить и мечтать!

Ученик:

Как хорошо уметь читать!

Взять книгу в руки и узнать,

Что в мире было до меня

И для чего родился я..

VI. Сказка в жизни детей.

Учитель:

С самого раннего детства мы слышим сказки. Когда вы были маленькими, мама и бабушка, укладывая вас спать, рассказывали вам сказки. А затем, научившись читать. Вы сами прочли очень много сказок.

- Вы любите сказки? О них мы и поговорим сегодня. 
- А что  такое  сказка?  
 (ответы детей). 
-Нужны ли нам сказки? 
-Какие бывают сказки?

-Бытовые, волшебные, сказки о животных.
-Чему учит сказка? 
(ответы детей)

Сказка-это, конечно же, вымысел, выдумка.  Но,  даже являясь выдумкой, она остаётся поучительной.

Сказка  учит нас быть  добрыми, честными, умными, сильными. Она  высмеивает  людские недостатки:  жадность,  глупость,  жестокость, трусливость. В сказках  всегда добро побеждает зло)

 Музыка  «Сказки гуляют по свету»                                    Слайд 4.

Дети читают стихи.

1-й: Сказка по лесу идёт, сказка за руку ведёт.

Из реки выходит сказка, из трамвая, из ворот.

Это что за хоровод? Это сказок хоровод!

2-й: Сказка -  умница и прелесть, с нами рядышком идёт.

Чтобы, чтобы, чтобы снова добрый злого победил!

Чтобы добрый, чтобы злого, стать хорошим убедил.

В сказке солнышко горит, справедливость в ней царит!

Сказка – умница и прелесть, ей повсюду путь открыт!

Учитель:

А сейчас я хочу узнать, насколько хорошо вы знаете сказки. За правильный ответ, будете получать жетоны. Узнаем, кто же самый читающий .

Узнайте сказку и ее героев.                                                    Слайд 5.

О какой сказке идет речь?
Гуси – лебеди летят,
Унести детей хотят.
Кто помог сестрице с братцем
От Яги домой добраться?
(Русская народная сказка «Гуси-лебеди»)                              Слайд  6.
Уплетая калачи,
Ехал парень на печи.
Прокатился по деревне
И женился на царевне.

(«По щучьему велению»)                                                      Слайд 7.
Летела стрела и попала в болото,
И в этом болоте поймал ее кто-то.
Кто, распростившись с зеленою кожей,
Сделался милой, красивой, пригожей?
(«Царевна – лягушка»)                                                         Слайд 8.
В доме восемь дробь один
У заставы Ильича
Жил высокий гражданин,
По прозванью Каланча.
(«Дядя Степа»)                                                                     Слайд 9. 
VII.  Викторина «Кто много читает, тот много знает»

 (За правильный ответ - жетон)                                           Слайд 10.
1. У кого из сказочных персонажей есть пропеллер на спине? (У Карлсона)
2. В какой сказке посуда убежала от хозяйки? («Федорино горе»).
3. У кого в голове одни опилки? (Винни-Пух).
4. Автор сказок «Золотой петушок», «Сказка о рыбаке и рыбке» .

 (Пушкин).    (Приложение 3)
5. К кому шла Элли? (К волшебнику Изумрудного города).
6. Имя девочки с голубыми волосами? (Мальвина). 
7. В какой сказке жила очень маленькая девочка, которая на ласточке улетела в страну эльфов? («Дюймовочка»).
8. Что нашёл Алладин? (Волшебную лампу). 
9. Добрый доктор из сказки К.Чуковского? (Айболит).
10. Его любимая фраза: «Ребята, давайте жить дружно!» (Леопольд).
11. Кто такой Н.Н. Носов? (Писатель).   ( Приложение 4)
12. Автор сказок «Дюймовочка», «Русалочка», «Принцесса на горошине». (Г.-Х. Андерсен).  
(Приложение 5)
13. Умывальник хромоногий, всех мочалок командир? (Мойдодыр).
14.Человечек деревянный, на земле и под водой ищет ключик золотой? (Буратино).

Давайте отдохнем и споем песню.

Песня «Если с книгой дружишь ты» на мотив песни «Если с другом вышел в путь»

1.Если с книгой дружишь ты,

Если с книгой дружишь ты,

Веселей живётся.

А без книги, ты пойми,

А без книги, ты пойми,

Всё трудней даётся.

Припев:

Что мне снег, что мне зной, что мне дождик проливной,

Ведь книжечки всегда со мной.

2.И скажу я вам, друзья,

И скажу я вам, друзья,

С книгой вы дружите.

Книги – верные друзья,

Книги – верные друзья.

Книги вы любите.

Припев.

VII.Сейчас проведем конкурс:  "Из какой сказки предмет?"  Слайд 11.

Я показываю предмет, а вы говорите название сказки и ее автора.    

  1. Горошина. ("Принцесса на горошине", Х.К. Андерсен)         Слайд 12.
  2. Мочалка. ("Мойдодыр", К.Чуковский)                                     Слайд 13. 
  3. Скорлупка грецкого ореха. ("Дюймовочка", Х.К. Андерсен) Слайд 14.
  4. Шапочка красного цвета. ("Красная Шапочка", Ш.Перро)  Слайд 15.
  5. Стрела. ("Царевна-лягушка", русская народная сказка)        Слайд 16.

Ученик: 
Закончен час общения, он у нас 
Рассчитан на один лишь час. 
Но вы, читающий народ. 
Все  ( хором ): «Любите книгу круглый год!!!» 

IX. Подведение итогов (рефлексия)

Определяют победителей среди участников,  ответивших верно на вопросы викторины. Награждение.
Учитель:
-Какое настроение осталось после классного часа?
Изменилось ли ваше отношение к чтению?

(Учащиеся выражают свое мнение.)

Я, ребята, надеюсь, что после сегодняшнего обсуждения те, кто не дружил с книгой, смогут по - новому взглянуть на литературу, а те, кто, хорошо с ней знаком, еще больше будут читать. Желаю вам обрести много хороших друзей, прочитать много хороших книг. И пусть они станут вашими спутниками на всю жизнь.

Вот и пришла пора прощаться. Я хочу, чтобы вы запомнили то, о чем мы с вами говорили. Чтобы взяли с собой  теплые чувства и хорошее настроение. Всего вам доброго! Мы не прощаемся, а говорим до свидания! До новых встреч!                                                                                 Слайд 17.

Литература

  1. «Методический сборник для учителей начальных классов»

Поделюсь опытом №5, 2015г.

  1. «Хрестоматия по литературному чтению.» Н.Д.Лазарева. М: 2008.
  2. Книгочей. Словарь-справочник по литературному чтению. 104 классы Ефросинина Л.А. Начальная школа ХХI века. 2013.

Приложение 1.

Анкетирование обучающихся:
- Как ты считаешь, может ли человек жить без книги?
- Нравится ли тебе читать книги?
- Какие книги ты читаешь с удовольствием?
- Нравится ли тебе получать книги в подарок?
- Какую книгу ты сейчас читаешь?
- У вас дома много книг?

Приложение 2.

Правила обращения с книгой.

А чтобы книги не были на нас в обиде, нужно вспомнить несколько правил:
1.Берите книгу чистыми руками.
2.Не перегибайте книгу – от этого выпадают страницы.
3.Не кладите в книгу карандаши и другие предметы.
4.Не загибайте страницы, пользуйтесь закладкой.
5.Не читайте книгу во время еды.
6.Чтобы книга и учебник дольше служили, оберните их.
Запомните эти правила!

Приложение 4

C:\Users\Надежда\Desktop\regnum_picture_14743161033503483_normal.PNG

Приложение 5.

C:\Users\Надежда\Desktop\img3.jpg

Приложение 6.

C:\Users\Надежда\Desktop\slide-1.jpg


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

методические разработки для начальных классов

Материалы подобраны с учетом возрата детей, имеет разнообразные виды работы с учащимися....

Презентация "Марафон знаний" (приложение к методическим разработкам Недели начальных классов)

Презентация для проведения мероприятия "Сказочный денёк" в рамках Недели начальных классов...

Методическая разработка учителя начальных классов Торопиной А.С. классного часа на тему "Дружба"

Дружба - один из самых важных элементов нашего существования.Быть настоящим другом - задача сложная, но приятная.  Цель: сплочения детского коллектива...

Методическая разработка для начальных классов на тему: "Береги свою планету".

Формирование экологической культуры у детей.Расширение и закрепление знаний детей  о роли человека в  природе....

Методические разработки учителя начальных классов.

В данном разделе вы познакомитесь с некоторыми разработками, используемыми мной в работе....

Методические разработки учителя начальных классов.

В данном разделе вы познакомитесь с некоторыми разработками, используемыми мной в работе....

МЕТОДИЧЕСКИЕ РАЗРАБОТКИ УЧИТЕЛЕЙ НАЧАЛЬНЫХ КЛАССОВ

МЕТОДИЧЕСКИЕ РАЗРАБОТКИУЧИТЕЛЕЙ НАЧАЛЬНЫХ КЛАССОВ- Помогут будущим учителям и учителям, кто уже преподает, в разработке конспектов уроков и в их проведении....