Внеклассное мероприятие " Что такое милосердие?"
методическая разработка (4 класс) на тему

Киселева Татьяна Викторовна

Цель: осмысление понятия "милосердие" как основополагающего нравственного понятия.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon vneurochnoe_zanyatie._miloserdiedoc.doc29.5 КБ

Предварительный просмотр:

Время занятия: 30 минут

Тип урока: изучение нового материала (понятия)

Метод обучения: поисковый, словесный

Раздел: Этика,  об отношении людей друг к другу

Тема урока: Милосердие.

Цель урока: осмысление понятие «милосердие» как основополагающего  нравственного постулата

Задачи урока:

  • познакомить с этимологией и смыслом слова «милосердие»;
  • познакомить с особенностями обучения милосердию  через православие, как сострадания и помощи людям
  • совершенствовать умения в области работы с источниками информации

Оборудование: проектор, мультимедийная доска.

Формировать УУД:

-  Регулятивные УУД: отработка умения проводить параллели между этическими нормами религиозных культур и светской этикой

- Коммуникативные УУД: совершенствоваться в области коммуникации

- Познавательные УУД: чтение и анализ прочитанного материала, осмысление нового понятия, эмоциональный отклик на произведения искусства и литературы и оценка произведений искусства.

Основное содержание: милосердие в жизни человеческого общества. И.С. Тургенев «Нищий» .

Ход занятия.

I. Мотивация к учебной деятельности

Цели: 

- актуализировать требования к ученику со стороны учебной деятельности;

- создание условий для возникновения у учеников внутренней потребности включения в учебную деятельность;

Вот опять звенит звонок

Приглашает на урок.

II. Актуализация знаний, постановка задачи на урок.

Цели:

Обеспечить мотивацию и принятие учащимися цели учебно-познавательной деятельности.

Учитель:  составьте из букв слово.

На доске буквы:  МОСРИДЕЛЕ

Дети:  Милосердие

Учитель  какая тема нашего сегодняшнего урока?.

Дети:  Тема нашего урока: Милосердие.

Учитель :  Задача нашего урока -   познакомиться с понятием данного слова.

III. Исследовательская работа.

Цели: нахождение вариантов ответов на вопросы.

Учитель Кто знает, что означает данное слово?

Где мы можем найти значение данного слова?

Правильно. Обратимся к толковым  словарям.

В.И. Даль:«Милосердие – сердоболие, сочувствие, любовь на деле, готовность делать добро всякому, милостливость, мягкосердость».

А в словаре  Ожегова дано  определение : «Милосердие – это готовность помочь кому-нибудь, простить кого-нибудь из сострадания, человеколюбие».

Учитель Какое из определений вам ближе? А вы бываете милосердны?  Приведите примеры  милосердного или немилосердного поведения.

IV. Работа с текстом .

Учитель мы выяснили понятие слова милосердия, а как называются небольшие поучительные рассказы , заключающие в себе моральное поучение .

Дети:  Притча

Учитель: прочитаем притчу о добром Самарянине.

Однажды к Иисусу Христу подошел один законник и сказал: «Учитель, что мне делать, чтобы наследовать жизнь вечную?» Иисус спросил его: «В законе что написано? Что ты читаешь в нем?» Тот отвечал: «Возлюби Господа Бога твоего всем сердцем твоим, и всею душою твоею, и всею крепостью твоею, и всем разумением твоим, и ближнего своего, как самого себя». Иисус сказал ему: «Правильно ты отвечал; так поступай, и получишь жизнь вечную». Но законник спросил Иисуса: «Кто ближний мой?» На это Иисус сказал: Некоторый человек шел из Иерусалима в Иерихон и попался разбойникам, которые сняли с него одежду, изранили его и ушли, оставив его едва живым. По случаю один священник шел той дорогой и, увидев его, прошел мимо. Также и левит, проходя по тому месту, подошел, посмотрел и прошел мимо. Наконец один самарянин (чужестранец) подъехал к нему и сжалился над ним. Он перевязал ему раны, возливая на них масло и вино, посадил его на своего осла, привез в гостиницу и позаботился о нем. На другой день, отъезжая, он дал денег хозяину гостиницы и сказал ему: позаботься о нем, и если что издержишь сверх сего, я отдам тебе, когда возвращусь. Кто же, спросил Иисус, из троих был ближний попавшемуся в руки разбойникам?» - «Конечно, оказавший ему помощь», отвечал законник. Тогда Иисус сказал: «Иди, и ты поступай так же».

– Как вы поняли притчу Христа о добром самарянине?

– Вы согласны с утверждением: «Как ты к нам (относишься), так и мы к тебе»? В чем можно почувствовать порочность этого принципа? Какой мир – милосердный или враждебный – помогает устанавливать этот принцип?

Учитель Что включает в себя милосердие?

Учитель Скажите, а где мы учимся милосердию?

Дети:  В семье, в школе.

Учитель прочитаем рассказ Тургенева «нищий»

Нищий

Я проходил по улице... меня остановил нищий, дряхлый старик. 
Воспаленные, слезливые глаза, посинелые губы, шершавые лохмотья, нечистые раны... О, как безобразно обглодала бедность это несчастное существо! 
Он протягивал мне красную, опухшую, грязную руку... Он стонал, он мычал о помощи. 
Я стал шарить у себя во всех карманах... Ни кошелька, ни часов, ни даже платка... Я ничего не взял с собою.
А нищий ждал... и протянутая его рука слабо колыхалась и вздрагивала.
Потерянный, смущенный, я крепко пожал эту грязную, трепетную руку... Не взыщи, брат; нет у меня ничего, брат».
Нищий уставил на меня свои воспаленные глаза; его синие губы усмехнулись — и он в свою очередь стиснул мои похолодевшие пальцы.

— Что же, брат,— прошамкал он,— на том спасибо. Это тоже подаяние, брат.
Я понял, что и я получил подаяние от моего брата.

Учитель: Почему нищий так ответил автору? Что является истинным милосердием?

Одно из дел милосердия это подаяние или милостыня.

Милостыня - это добровольная раздача (пожертвование) своих денег, продуктов питания, одежды, различных бытовых предметов и других ценностей, а также иная помощь другим людям, как правило, нуждающимся (нищим или бедным). Как правило, акт подаяния совершается по моральным причинам.

Что же такое милосердие?

Милосердие это ………. (одно из важных качеств человека.)

 Милосердный человек – сострадательный человек.

VII. Рефлексия учебной деятельности на уроке

Цели: Мобилизация учащихся на рефлексию своего поведения/ мотивации способов деятельности, общения. Усвоение принципов саморегуляции и сотрудничества.

Как вы думаете, почему мы взяли эту тема для изучения?

Все ли наши поступки и действия носят сострадательный и милосердный характер к другим людям. На доске висит чаша. Оцените себя и свою работу на уроке и наполните ее цветными кружками:

зеленый – отлично, все понравилось

Желтый – хорошо, но не все было понятно и интересно

красный – плохо, мне ничего не понравилось!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Внеклассное мероприятие "Что такое толерантность?", 3 класс

Занятие для было приурочено ко Всемирному Дню толерантности-16 ноября. К конспекту прилагается презентация....

Внеклассное мероприятие "Что такое вежливость", 1 класс

Цель внеклассного мероприятия формировать вежливое отношение к окружающим....

Внеклассное мероприятие: "Что такое хорошо и что такое плохо".

- Воспитывать положительные черты характера, доброту, терпение, вежливость.- Развивать словарный запас у учащихся....

Игровое внеклассное мероприятие "Что такое хорошо и что такое плохо?

Мероприятие для летнего пришкольного лагеря...

Конспект внеклассного мероприятия "Что такое хорошо? Что такое плохо?"

Цели:- Разобрать с детьми понятия «плохие» и «хорошие» поступки,закрепить знания о своих, чужих вещах.- Разобрать с детьми понятия «плохие» и «хорошие&r...

Внеклассное мероприятие:"Что такое хорошо, что такое плохо"

Внеклассное мероприятие на тему :"Что такое хорошо, Что такое плохо"...