Программа внеурочной деятельности "Робототехника"
рабочая программа (4 класс) на тему

Шакирова Эльвира Римгильевна

Программа внеурочной деятельности "Робототехника"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 4v_robototehnika.docx588.2 КБ

Предварительный просмотр:

C:\Users\Эльвира\Desktop\т.png

Содержание

Пояснительная записка

  1. Планируемые результаты изучения учебного предмета, курса;
  2. Содержание учебного предмета, курса;
  3. Тематическое планирование с указанием количества часов на освоение каждой темы.
  4. Приложения:

-Приложение №1. Практическая часть рабочей программы

- Приложение №2. Описание учебно-методического и материально-технического обеспечения образовательной деятельности

-Приложение №3. Алгоритм работы с текстом

- Приложение №4. Отчет по экскурсии

-Приложение №5.Требования к проектной работе

-Приложение №6. Планирование вопросов профориентационной  направленности

Пояснительная записка

Рабочая программа внеурочной деятельности «Робототехника» составлена  в качестве  приложения к основной  образовательной  программе основного общего образования МБОУ «Лицей №2» на основе:

  • Федерального государственного образовательного стандарта  основного общего образования, утвержденного приказом  Министерства  образования РФ от 17.12.2010г. № 1897г., с изменениями  (приказ  МО РФ № 1644 от 29.12. 2014г., приказ №.1577 от 31.12.2015г.)
  • Фундаментального ядра содержания общего образования.

Цель программы: формировать личность ребенка и его профессиональную направленность

Задачи программы:

  • развитие личностных качеств (активности, инициативности, воли, любознательности), интеллекта (внимания, памяти, восприятия, образного и образно – логического мышления, речи) и творческих способностей (основ творческой деятельности и элементов технологического и конструкторского мышления: развитие универсальных учебных действий; умение ориентироваться в информационном пространстве; умение самостоятельно конструировать свои знания; умение интегрировать знания из различных областей наук; умение критически мыслить);
  • овладение первоначальными технологическими знаниями;
  • формирование коммуникационной функции общения;
  • расширение и обогащение личного жизненно – практического опыта учащихся, их представлений о профессиональной деятельности людей, о роли техники в жизни человека;
  • воспитание уважения к людям труда.

  1. Планируемые результаты изучения учебного предмета, курса

Личностные результаты

• проявление познавательных интересов и активности в данной области предметной технологической деятельности;

• выражение желания учиться и трудиться в промышленном производстве для удовлетворения текущих и перспективных потребностей;

• развитие трудолюбия и ответственности за качество своей деятельности;

• самооценка умственных и физических способностей;

Метапредметные результаты

Регулятивные УУД:

  • гражданский патриотизм, любовь к Родине, чувство гордости за свою страну;

Познавательные УУД

  • принятие и самостоятельная постановка новых учебных задач (анализ условий, выбор соответствующего способа действий, контроль и оценка его выполнения)
  • умение планировать пути достижения намеченных целей;
  • умение адекватно оценить степень объективной и субъектной трудности выполнения учебной задачи;
  • умение обнаружить отклонение от эталонного образца и внести соответствующие коррективы в процесс выполнения учебной задачи;
  • принимать решения в проблемной ситуации на основе переговоров.

Коммуникативные УУД:

  • формирование и развитие компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий
  • готовность к обсуждению разных точек зрения и выработке общей (групповой позиции);
  • определять цели и функции участников, способы их взаимодействия;
  • планировать общие способы работы группы;
  • обмениваться знаниями между членами группы для принятия эффективных совместных решений;
  • уважительное отношение к партнерам, внимание к личности другого

Предметные результаты

Предметные результаты:

Обучающийся научится:

Обучающийся получит возможность научиться:

1

2

3

В познавательной сфере:

В эстетической сфере:

В трудовой сфере

В мотивационной сфере:

  • воспринимать предметы материальной культуры как продукт творческой предметно преобразующей деятельности человека на земле, в воздухе, на воде, в информационном пространстве;
  • называть основные виды профессиональной деятельности человека в разных сферах;
  • организовывать рабочее место по предложенному образцу для работы с материалами (бумагой, пластичными материалами, природными материалами, тканью, нитками) и инструментами (ножницами, стеками, швейной иглой, шилом);
  • соблюдать правила безопасной работы с инструментами и приспособлениями при выполнении изделия;
  • различать материалы и инструменты; определять необходимые материалы, инструменты и приспособления в зависимости от вида работы;
  • проводить под руководством учителя анализ простейших предметов быта по используемому материалу;
  • объяснять значение понятия «технология» (процесс изготовления изделия).

  • уважительно относиться к труду людей;
  • определять в своей деятельности элементы профессиональной деятельности человека;
  • организовывать рабочее место для работы с материалами и инструментами;
  • отбирать материалы и инструменты в зависимости от вида работы;
  • анализировать предметы быта по используемому материалу.

2.Содержание программы

 (34 ЧАСА)

  1. Введение. (3ч)

 Предварительное знакомство с основными идеями построения и программирования Моделей, знакомство с конструктором и программным обеспечением.

  1. Изучение механизмов (7ч.)

Изучение процесса передачи движения и преобразования энергии в машине. Идентификация простых механизмов, работающих в модели, включая рычаги, зубчатые и ременные передачи. Ознакомление с более сложными типами движения, использующими кулачок, червячное и коронное зубчатые колеса. Понимание того, что трение влияет на движение модели.

Понимание и обсуждение критериев испытаний.

Измерение времени в секундах с точностью до десятых долей. Оценка и измерение расстояния. Усвоение понятия случайного события. Связь между диаметром и скоростью вращения. Использование чисел для задания звуков и для задания продолжительности работы мотора. Установление взаимосвязи между расстоянием до объекта и показанием датчика  расстояния. Установление взаимосвязи между положением модели и показаниями датчика наклона. Использование чисел при измерениях и при оценке качественных параметров.

3.Программирование WeDo. Изучение датчиков и моторов (14ч)

Создание и программирование действующих моделей. Интерпретация двухмерных и трехмерных иллюстраций и моделей. Использование программного обеспечения для обработки информации. Демонстрация умения работать с цифровыми инструментами и технологическими системами. Понимание того, что животные используют различные части своих тел в качестве инструментов. Сравнение природных и искусственных систем.. Понимание потребностей живых существ. Сборка, программирование и испытание моделей. Изменение поведения модели путём модификации её конструкции или посредством обратной связи при помощи датчиков.

Организация мозговых штурмов для поиска новых решений. Обучение принципам совместной работы и обмена идеями.

4.Проектирование (10ч)

Подготовка и проведение демонстрации модели. Использование интервью, чтобы получить информацию и написать рассказ. Написание сценария с диалогами. Описание логической последовательности событий, создание постановки с главными героями и её оформление визуальными и звуковыми эффектами. Применение мультимедийных технологий для генерирования и презентации идей. Участие в групповой работе в качестве «мудреца», к которому обращаются со всеми вопросами.

 3.        Тематическое планирование с указанием количества часов на освоение каждой темы

№ п/п

Наименование раздела программы

Тема урока (этап проектной или исследовательской деятельности)

Количество часов

Дата

УИТМ

ИКТ

Основные виды деятельности

План

Факт

Раздел 1. Введение.

1

Введение. Знакомство с конструктором Лего.

Что входит в 9580 Конструктор ПервоРобот

LEGO® WeDo™. Организация рабочего места.

Техника безопасности

1

ИД

Проектирование и изготовление  строений, обсуждение  области их применения и возможностей использования различных материалов.

Решение практических задач, базирующихся на результатах освоения.  

2

Как работать с инструкцией. Проектирование

моделей-роботов. Символы. Терминология

1

Пр. Д.

3

Первые шаги. Среда конструирования. О сборке и программировании.

профессия программист.

1

Раздел 2.  Изучение механизмов 7 часов

4

Забавные механизмы (фокус: естественные

науки). Танцующие птицы. Знакомство с

проектом (установление связей)

1

Использование  элементов конструктора. Соединение деталей для получения желаемого функционального результата. Модернизация изделия в соответствии с техническими требованиями.

5,6

Забавные механизмы. Танцующие птицы.

Конструирование (сборка). Рефлексия

(измерения, расчеты, оценка возможностей

модели)

2

7,8

Забавные механизмы (фокус: естественные

науки). Умная вертушка. Конструирование

(сборка). Профессия инженера конструктора

2

Пр. Д.

9,10

Сравнение механизмов. Танцующие птицы и

умная вертушка. (сборка, программирование,

измерения и расчеты)

2

Раздел 3. Программирование WeDo. Изучение датчиков и моторов (14 ч)

11

Забавные механизмы (фокус: естественные

науки). Обезьянка-барабанщица. Знакомство с проектом (установление связей).

Конструирование (сборка)

1

ИД

Изучение , разработка и всестороннее обсуждение проекта. Оценка проекта и поиск путей его  усовершенствования.

12

Сравнение механизмов. Танцующие птицы, умная вертушка, обезьянка-

барабанщица. (сборка, программирование,

измерения и расчеты)

1

13

Разработка, сборка и программирование своих моделей

.

1

Пр. Д.

Соединение деталей для получения желаемого функционального результата. Модернизация изделия в соответствии с техническими требованиями.

Изучение , разработка и всестороннее обсуждение проекта. Оценка проекта и поиск путей его  усовершенствования.

14

Звери (фокус: технология). Голодный

аллигатор. Знакомство с проектом

(установление связей). Конструирование

(сборка)

1

15

Звери. Голодный аллигатор. Рефлексия

(измерения, расчеты, оценка возможностей

модели, создание отчета, презентации,

придумывание сюжета для представления

модели

1

ИД

16

Вратарь, нападающий, болельщики. Знакомство с проектом (установление связей).  

Конструирование (сборка)

Профессия строитель ПГС

1

17

Измерения, расчеты, оценка

возможностей модели, создание отчета,

презентации, придумывание сюжета для

представления модели

1

Идентификация и использование  структур в моделях.

Комбинирование , обработка и отделка материалов для получения нужных свойств и эстетического эффекта.

18

Разработка, сборка и программирование своих моделей

1

19

Спасение самолета. Знакомство с проектом

(установление связей). Конструирование

(сборка)

1

20

Измерения, расчеты, оценка

возможностей модели, создание отчета,

презентации, придумывание сюжета для

представления модели

1

21

Разработка, сборка и программирование своих моделей

1

Идентификация и использование  структур в моделях.

Комбинирование , обработка и отделка материалов для получения нужных свойств и эстетического эффекта.

22

Рычащий лев. Знакомство с проектом

(установление связей). Конструирование

(сборка)

1

23

Измерения, расчеты, оценка

возможностей модели, создание отчета,

презентации, придумывание сюжета для

представления модели

1

24

Разработка, сборка и программирование своих моделей

1

Раздел 4. Проектирование (12ч)

25

Спасение от великана

1

Изучение , разработка и всестороннее обсуждение проекта. Оценка проекта и поиск путей его усовершенствования.

26,27

Спасение. Знакомство с проектом

(установление связей). Конструирование

2

28,

Защита проекта

1

29

Непотопляемый парусник

1

30,31

Непотопляемый парусник. Знакомство с

проектом (установление связей).

Конструирование

2

32

Защита проекта

2

Решение практических задач, базирующихся на результатах освоения.  

33, 34

Создание самостоятельных проектов,

моделирование, защита.

3

Приложение №1  

Практическая часть рабочей программы

Наименование, перечень работ

1 четверть

2 четверть

3 четверть

4 четверть

итого

1

 Проектные работы

5

  • Проект «Модель с использованием зубчатой передачи».

1

1

Спасение от великана

1

Спасение. Знакомство с проектом(установление связей). Конструирование

1

Непотопляемый парусник

1

Приложение № 2

Описание учебно-методического и материально – технического обеспечения образовательного процесса.

Литература для учителя: ПервоРобот LEGO® WeDo™ Книга для учителя.

Компьютер, интерактивная доска, документ камера. Конструктор ПервоРобот LEGO® WeDo™ (LEGO Education WeDo

модели 2009580)

 Программное обеспечение «LEGO Education WeDo Software » Инструкции по сборке (в электронном  CD и печатном виде)

Приложение № 3

Алгоритм работы с текстом

I. Идентификация текста, то есть определение типа текста:

1)  по структуре;
2) по знакам препинания;
3) по заголовку;
4) по картинкам, схемам.


II. Предвосхищение содержания текста на основе жизненного опыта и знаний учащихся из всех предметов по:
1) формальным вехам: картинкам, диаграммам, структуре текста, абзацам, по 1-му предложению, по последнему, по сноскам и т.д.;
2) смысловым вехам: словам с большой буквы, числительным, датам и т.д.


III. В процессе чтения выделять четыре функциональных вида чтения текста:
1) просмотровое и/или поисковое;
2) ознакомительное;
3) изучающее.


IV. Каждый вид чтения предполагает соответствующую стратегию текста для решения вполне конкретных задач урока.


V. Вид чтения определяется необходимостью информации из данного текста для решения конкретных учебных задач.
VI. Независимо от вида чтения необходимо соблюдать последовательность в действиях учителя и учащихся по извлечению информации.


VII. Нельзя перейти ни к одному виду чтения, минуя предшествующее, т.к. просмотровое-это чтение для определения темы текста или ответе на вопрос: "О чем здесь идет речь?»; Ознакомительное чтение-это извлечение не менее 70% содержащейся в тексте информации, (как правило-основной информации) с ответами на вопросы: "Что? Кто? Где? Когда?"


Изучающее чтение- 100% извлечение информации, т.е. наиболее полное и глубокое, с ответами на вопросы: почему? как? какова главная идея? основные мысли?


VIII. Каждый вид чтения должен обязательно завершаться контролем за результативностью извлечения максимальной информации в соответствии с видом чтения
.

Схема работы.

1. Формулировка проблемы.

2. Комментарий к сформулированной проблеме.

3. Отражение позиции автора исходного текста по отношению к означенной проблеме.

4. Согласие или несогласие с автором исходного текста.

5. Аргументация собственного мнения по проблеме.

6. Общий вывод.

Работа с текстом автора. Анализ авторского текста.

Внимательно, медленно прочитайте текст.

Определите стиль текста.

Определите тип речи. (повествование, описание, рассуждение).

Определите тему текста.

Определите микротему каждого абзаца (4 и 5 пункты помогут в дальнейшем комментировании проблемы)

Определите основную мысль текста.

Определите, какова проблематика текста, какую проблему или проблемы ставит автор в тексте.

Определите позицию автора, то, как он решает поставленные проблемы. (Проблема может быть сформулирована в 1-2 –х предложениях или изложена пространно в абзаце текста).

Проанализируйте аргументы автора, при помощи которых он пытается убедить читателя в правильности своей позиции.

Работа над созданием собственного текста

1. Сформулируйте основную проблему, поставленную автором. Для этого можно:

-воспользоваться текстом, частично процитировать его;

сформулировать проблему самостоятельно, опираясь на ключевые слова (понятия текста).

2. Сформулируйте, какова позиция автора. Для этого можно:

- опираться на текст и стараться не подменять мнение автора своими рассуждениями.

3. Прокомментируйте проблему, выделенную автором: отметьте, на что обратил внимание автор, что подчеркнул особо, что выделил как главное и.т.д.

4. Выскажите собственное мнение, согласны ли вы или нет с позицией, которую занимает автор текста.

5. Приведите два аргумента в защиту своего мнения, основываясь на читательском опыте.

6. Продумайте вступление и заключение к работе.

Стратегия смыслового чтения и работа с текстом

Приложение № 4

Отчет по учебной  экскурсии

Ученика _________ класса                             от   «_____» __________________20_____г.

Тема  экскурсии:_____________________

 Учебный  предмет, курс, в рамках  которого   организована  экскурсия:______________

 Вид экскурсии__________________

Цель экскурсии (цель  ученика):___________________________________

  Информация, подтверждающая   достижение   цели:

1 вариант:

Перечень вопросов, которые  были предложены учителей   ученику  перед  экскурсией  или  после  ее.

Ответы на вопросы

2 вариант (в случае , если  отчет   оформляется  творческой  работой)

Тезисы , краткие  выводы     по итогам выполненной         творческой  работы ( реферата, проекта , сочинения  и пр. ),  с приложением  подтверждающих   материалов (реферата, проекта , сочинения  , фото-, видеоматериалов, рисунков,   поделок и пр.)

 Отчет  подготовил : обучающийся  _____ класса      / Фамилия .  И/________________/

Отчет   проверил : учитель: ____________________ , «_____» __________20___Г.

Оценка :_________(______________)                 / Фамилия .  И.О. /________________/  

               

Методические рекомендации по проведению учебной  экскурсии:

Экскурсии проводятся в связи с изучением на уроках определенных разделов программы. Основные  функции учебной экскурсии:

реализуется принцип наглядности обучения (непосредственное знакомство с изучаемыми предметами и явлениями)

повышается  уровень научности обучения и укреплять его связь с жизнью, с практикой.

способствуют техническому обучению,

играют важную роль в профессиональной ориентации учащихся на производственную деятельность и в ознакомлении их с трудом работников промышленности и сельского хозяйства.

 Виды  экскурсий (в зависимости  от содержания):

производственные экскурсии (помогают изучению основ современного производства и способствуют расширению технического кругозора и трудовому воспитанию учащихся)

 естественно-научные экскурсии (для углубления знаний по таким предметам, как ботаника, зоология, география, и др. Это экскурсии в поле, в лес, на луг, к речке, озеру, в зоопарк и т.д. )

историко-литературные экскурсии ( предполагают выходы в исторические места, посещение художественных выставок, картинных галерей, книгохранилищ, архивов и т.д)

краеведческие экскурсии с целью изучения природы и истории родного края.

Комплексные  (проводятся по нескольким предметам одновременно)

Виды  экскурсий зависимости от целей

ознакомительные (обзорные),

тематические,

профессиографические,

комплексные.

Классификация  экскурсий в зависимости от того, какие дидактические задачи решаются в процессе их проведения:

Экскурсии служат средством изучения нового материала учащимися,

экскурсии используются для закрепления того материала, который предварительно изучен в классе.

В общем плане  методика проведения  экскурсии включает в себя:

а) подготовку экскурсии:

формулирование  цели  и задач (желательно в  письменной  форме)  и  определение  формы  отчета  по экскурсии (рисунки, фоторяд,  презентация,  проектная  работа,   реферат, сообщение,   ответы  на  сформулированные   накануне  экскурсии  учителем вопросы  и пр.) Задания могут  быть одно на всех или разные, в зависимости от характера и объема экскурсионного материала

 проведение  инструктажа по технике  безопасности.

б) выход (выезд) учащихся к изучаемым объектам и усвоение (закрепление) учебного материала по теме занятий  и участие  в  экскурсии  

в) обработку материалов экскурсии и подведение ее итогов.

        

Приложение № 5

Требования к  проектной работе.

Проектная деятельность – это способы решения проблем. Проектный метод обучения предполагает, что проектирование выполняется не под опекой преподавателя, а вместе с ним, строится не на педагогическом диктате, а на педагогике сотрудничества. Проектирование предполагает также изучение не только технологий, но и, собственно, деятельности людей в производственной и непроизводственной сферах хозяйства.

        Проектирование как метод познания должно оказывать учащимся практическую помощь в осознании роли знаний в жизни и в обучении, когда они перестают быть целью, а становятся средством в подлинном образовании, помогая овладевать культурой мышления. Оно направлено также на психофизическое, нравственное и интеллектуальное развитие школьников, активизацию их задатков и способностей, сущностных сил и призвания, включение в успешную трудовую деятельность и систему общечеловеческих ценностей, формирование и удовлетворение их деятельностных и познавательных запросов и потребностей, создание условий для самоопределения, творческого самовыражения и непрерывного образования. Выполняя проекты, учащиеся на собственном опыте должны составить представление о жизненном цикле изделий – от зарождения замысла до материальной реализации и использовании на практике. При этом важной стороной проектирования является оптимизация предметного мира, соотнесение затрат и достигаемых результатов.

Примерная последовательность проектной деятельности

Выявление проблемы (выбор темы проекта), определение цели проектной деятельности.

Определение путей решения проблемы, изучение требований, условий, необходимых для решения проблемы.

Сбор информации, изучение социальной литературы (в том числе в сети Интернет),  опрос взрослых, друзей.

Выработка идей, вариантов выполнения проекта.

Выбор оптимальной идеи, ее развитие. Из трех – четырех вариантов выбирают лучший и менее дорогой. Для этого подсчитывают примерную себестоимость каждого из вариантов проекта, определяют требования к будущему изделию, наиболее важные для вас.

Планирование проектной деятельности (изготовление изделия, проведение праздника и др.) . На этом этапе определяют сроки, последовательность и график проектной деятельности.

Выполнение проекта (изготовление изделия, организация и проведение праздника): подбор материалов, оборудования для изготовления изделия), организация рабочего места. Определение последовательности выполнения (технологических) операций, подбор или разработка необходимой технической документации, контроль каждого этапа технологического процесса.

Анализ результатов проектной деятельности, контроль и испытание изделия, сопоставление результатов, анализ успехов и допущенных ошибок, предложения по изменению технологического процесса в случае повторного изготовления изделия, подсчет материальных затрат и сравнение их с проектируемыми расходами.

Оформление проекта в виде пояснительной записки. Формирование цели проекта, идеи его выполнения, расчет себестоимости, оформление технологической документации.

Приложение №6

Планирование вопросов профориентационной  направленности

№ п/п

Наименование раздела программы

Тема урока (этап проектной или исследовательской деятельности)

Количество часов

Дата

Основные виды деятельности

3

Первые шаги. Среда конструирования. О сборке и программировании.

профессия программист.

1

Использование  элементов конструктора. Соединение деталей для получения желаемого функционального результата. Модернизация изделия в соответствии с техническими требованиями.

7,8

Забавные механизмы (фокус: естественные

науки). Умная вертушка. Конструирование

(сборка). Профессия инженера конструктора

2

Соединение деталей для получения желаемого функционального результата. Модернизация изделия в соответствии с техническими требованиями.

Изучение , разработка и всестороннее обсуждение проекта. Оценка проекта и поиск путей его  усовершенствования.

16

Вратарь, нападающий, болельщики. Знакомство с проектом (установление связей).  

Конструирование (сборка)

Профессия строитель ПГС

Идентификация и использование  структур в моделях.

Комбинирование , обработка и отделка материалов для получения нужных свойств и эстетического эффекта.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа внеурочной деятельности образовательная программа по конкретным видам внеурочной деятельности кружок «Детская риторика»

Предлагаемая программа кружка "Детская риторика" имеет культурологическую направленность. Предполагает развитие у детей способностей в общении, ориентации в конкретных речевых ситуациях....

Рабочая программа внеурочной деятельности по спортивно-внеурочной деятельности

Программа внеурочной деятельности по спортивно-оздоровительному направлению для  учащихся начальных классов в соответствии с ФГОС....

АВТОРСКАЯ РАБОЧАЯ ПРОГРАММА внеурочной деятельности «ФОРМИРОВАНИЕ СОЦИАЛЬНО-ЛИЧНОСТНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ СРЕДСТВАМИ ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ»

Авторская программа внеурочной деятельности  может быть рекомендована к применению и тиражированию....

АВТОРСКАЯ РАБОЧАЯ ПРОГРАММА внеурочной деятельности «ФОРМИРОВАНИЕ СОЦИАЛЬНО-ЛИЧНОСТНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ СРЕДСТВАМИ ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ»

Мной представлена педагогическая модель формирования социально-личностной  компетентности младших школьников во внеурочной деятельности.  Наблюдения за формированием компетенций  я...

Конспект и презентация занятия внеурочной деятельности по теме :"Лес. Словообразование" по программе внеурочной деятельности "Речевые игры".

Данный урок является развивающем, на котором педагог в игровой форме развивает те психические функции детей, которые необходимы им  для усвоения навыков письма и чтения....

Направления, формы внеурочной деятельности и их роль в достижении планируемых результатов освоения программ внеурочной деятельности обучающимися начальных классов в соответствии ФГОС УО (интеллектуальными нарушениями)

Направления, формы внеурочной деятельности и их роль в достижении планируемых результатов освоения программ внеурочной деятельности обучающимися начальных классов в соответствии ФГОС УО (интеллектуаль...

Сценарий занятия для обучающихся 1-2х классов по внеурочной деятельности в рамках программы внеурочной деятельности «Разноцветные лучики » на тему «Краски осени»

Тип занятия: комбинированный (получение новых знаний и применение их на практике).Возрастная категория: 7- 8 лет.Целевые установки: формирование у детей посредством творческой деятельности представлен...