Эстетическое воспитание младших школьников
статья

Халилева Эльвира Халиуллаевна

Работа повествует об эстетическом воспитании младших школьников. В ней освещаются основные проблемы и предлагаются пути решения. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon Эстетическое воспитание68.5 КБ

Предварительный просмотр:

ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

РЕСПУБЛИКИ КРЫМ

«Лозовская специальная школа-интернат»

Доклад на тему:

«Эстетическое воспитание младших школьников»

,

Воспитатель,

 Халилева Э. Х.

с. Ферсманово, 2018 г.

 

Актуальность. Проблема развития детского творчества в настоящее время является одной из наиболее актуальных проблем. Ведь речь идет о важнейшем условии формирования индивидуального своеобразия личности уже на первых этапах ее становления. Конструирование и ручной труд, игры и рисование – особые формы собственно детской деятельности. Интерес к ним у детей существенно зависит от того, насколько условия и организация труда позволяют удовлетворить основные потребности ребенка данного возраста, а именно:

- желание практически действовать с предметами, которое уже не удовлетворяется простым манипулированием с ними, как это было раньше, а предполагает получение определенного осмысленного результата:

- желание чувствовать себя способным сделать нечто такое, что можно использовать и что способно вызвать одобрение окружающих.

Развивать творчество детей можно по-разному.

 Я организую работу с подручными  материалами, которая включает в себя различные виды создания образов предметов из ткани, природного и бросового материалов.

В процессе работы с этими материалами дети, познают свойства, возможности их преобразования и использования в различных композициях.

В процессе создания поделок у детей закрепляют знания эталонов формы и цвета. Формируются четкие и достаточно полные представления о предметах и явлениях окружающей жизни.

Дети учатся сравнивать различные материалы между собой, находить общее и  различие, создавать поделки одних и тех же предметов из бумаги, ткани, листьев, коробок, бутылок и т. д.

Создание поделок доставляет детям огромное творческое наслаждение, в то же время, воспитывается у ребенка стремление добиваться положительного результата. Такая работа приводит к тому, что дети бережно обращаются с игрушками, выполненными своими руками, не ломают и не позволяют другим испортить поделку.

Эстетическое воспитание младших школьников является приоритетным. Так как оно рассматривается как многосторонний процесс, связанный с развитием у детей творческих способностей, фантазии, мелкой моторики рук, внимания, логического мышления и усидчивости.

Поэтому начиная с первого класса, я работаю над проблемой «Эстетическое воспитание младших школьников».

Для решения проблемы мною была поставлена цель:

  1. Обучение детей разнообразным приемам преобразования различных материалов.
  2. Развитие воображения, умения видеть необычное и обычных предметах, развитие художественно – творческих способностей.
  3. Формирование позитивной самооценки, самоуважения, бережного отношения к результатам своего труда.

 Для достижения намеченной цели были поставлены следующие задачи:

- развивать эстетические чувства, представления обучающих;

- приобщать обучающих к коллективной деятельности при выполнении работ, воспитывающий у них потребность и привычку;

- вносить элементы прекрасного в свой быт, межличностные  отношения.

Выше голову воспитатель!

Ты в детей свою душу вложи,

Чтоб при встречи они, повзрослев,

Поклонились тебе до земли!

Я работаю воспитателем в 1- б классе. Группа состоит из 9 человек: 6 мальчиков и 3 девочек в возрасте от 7 до 9 лет.

Работать с детьми мне очень нравится.

 Ведь ребенок – он как росток. Поэтому и стараешься отдать тепло своей души этому ростку, чтобы из него выросло крепкое, могучее дерево. Каждый ребенок  по- своему уникален.

Так устроено человеческое бытие, что, появившись на свет, человек вступает в разнообразные отношения с окружающим миром. Вне общения не может сформироваться психика человека, не научится ребенок воспринимать и осознавать окружающую действительность, если не приобретет опыт общения в совместной и индивидуальной деятельности. Умение жить в обществе людей, проявлять чуткость к окружающим, отзывчивость на доброе, неприязнь ко злу формируется с детства.

Сухомлинский говорил: «духовная жизнь ребенка полноценна лишь тогда, когда он живет в мире сказки, музыки, фантазии и творчества. Без этого он засушенный цветок».

От воспитателя во многом зависит, каким будет в будущем маленький человек, который сейчас весь в его руках; научит ли он его быть чутким, внимательным, отзывчивым, любящим окружающий мир и родной край, научит ли его видеть и понимать прекрасное в мире и жизни. Для большинства наших детей отсутствует положительное влияние семьи и решающая роль в воспитании принадлежит нам взрослым. Здесь дети усваивают нормы общения с людьми.

Нравственные качества человека – продукт социально – исторический, они не передаются по наследству, а вырабатываются в процессе трудовой практики народа, воспитываются в каждом индивидууме, превращая его в личность.

Та светлая радость, которая охватывает его при восприятии красоты, очень похожа на чувство горделивой удовлетворенности при восприятии и совершении нравственного поступка. Напротив. Отвращение и презрение вызывают не только безобразные чувства: восторга и негодования, грусти и радости, любви и ненависти. Соответствующим образом относиться к подобным явлениям в реальной жизни.

Эстетическое воспитание тесно связано с нравственным воспитанием, так как нравственные и эстетические представления связаны с положительными и отрицательными эмоциями, переживаниями человека. Эстетическое воспитание не только открывает душу человека навстречу звукам, краскам, формам мира. Но и в целом способствуют более полному, более связному и глубокому пониманию мира и более гармоничному, всестороннему раскрытию себя. Это способствует и развитию творческого мышления.

В своей работе я очень люблю заниматься лепкой, изобразительной деятельностью (смешивание красок). Провожу дидактические игры, занятия, беседы, вечера отдыха, экскурсии, индивидуальную работу с детьми.

Любим с детьми читать сказки. Дети сами определяют какие герои хорошие и почему, ребята находят подобных в окружающей среде. На примере сказочных героев у ребенка формируются оценочные критерии, которыми он пользуется в жизни. Например, трусливый как заяц, хитрый как лиса, задиристый петух и т. д. наряду со сказками я знакомила детей с другими произведениями советских авторов. Таких, как «Что такое хорошо и что такое плохо» В. Маяковского, «Мойдодыр» К. Чуковского, «Петрушка – иностранец» С. Михалкова. В последнем произведении «Петрушка – веселый, изобретательный, но некрасивый не внешне, а внутренне, так как он нескромный, невоспитанный, вспыльчивый, не слушает родителей, прогуливает уроки.

 Большое внимание уделяем на эстетику быта и вида детей. В процессе работы мы проводим конкурсы «На лучшую прическу», «Самый опрятный», «Лучшая кровать», «Самый воспитанный», «Самый талантливый». Такие конкурсы вдохновляют детей, каждый старается быть лучшим, ребята понимают, что красивым может быть только человек чистый, опрятный, аккуратный, вежливый, воспитанный, добрый.

В процессе работы уделяю внимание отдельно мальчикам и девочкам, девочек учу быть добрыми, нежными, аккуратными, скромными. Мальчики должны быть красивы мужественностью своими поступками, своим отношением к окружающим.

Было проведено практическое занятие «Приглашение к танцу», где мальчики учились приглашать девочек и танцевать с ними, знакомились с культурой общения во время танца. Была проведена игра- занятие «мы пришли в гости», где они показали, чему научились.

Дети очень любят разбирать различные ситуации из жизни, где они  хорошие и плохие поступки героев. Каждый из них ставит себя на место героев и думает, как бы в данной ситуации поступил он сам.

В процессе наблюдения я заметила, что ребята стали смотреть на мир другими глазами. Они стали более внимательными к себе и другим, к своему внешнему виду.

Дети стали замечать красоту - им интересно жить.

Мы с детьми организовали кружок «Фантазия», на занятиях в котором дети с интересом выполняют поделки из бисера. Во время работы создаем атмосферу радости и различные игровые ситуации. Самое главное, что при изготовлении детьми поделок, я не требую точного подражания ими образца. Так сказать, мы не работаем по шаблону. Даю детям полный полет фантазии и говорю им, что у каждого должен получиться свой листочек, свой цветочек, свое деревце или рисунок, потому что в классе у нас нет абсолютно похожих друг на друга детей.

Большое значение для детей имеет оценка их труда, доброе отношение и поддержка со стороны воспитателя. Дети очень любят услышать похвалу за свою работу и трудятся тогда с большим интересом.

Особенно дети любят выставки своих работ(общешкольные, групповые).

Я вижу как счастливы мои дети, занимаясь в кружковой работе.

Моя работа над проблемой «эстетическое воспитание младших школьников» продолжится.

И мне очень  хотелось, чтобы эта деятельность детей переросла бы в увлечение, которое приносило бы им радость, и пользу в их  дальнейшей жизни.

Закончить свой доклад  хочу со словами:

Когда сеешь зерна и видишь всходы, то понимаешь насколько важна  и нужна твоя профессия.

Я счастлива тем, что работаю в школе.

И тем, что ребята любят меня.

И если б вернуть ко мне молодость снова,  

Я снова бы выбрала, школа, тебя.

И вам, дорогие коллеги,

От души хочу пожелать,

Чтобы путь, уже выбранный вами однажды,

Вы ни на что не смогли променять.

Спасибо всем за внимание!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Эстетическое воспитание младших школьников.

Эстетическое воспитание младших                       школьников....

Презентация "Эстетическое воспитание младших школьников"

Эстетическое воспитание- это процесс целенаправленного и систематического формирования умений адекватно воспринимать, правильно понимать, верно оценивать прекрасное в природе, искусстве и обществе, а ...

«Эстетическое воспитание младших школьников»

Эстетическое воспитание младших школьников является неотъемлемой частью работы по формированию базовой культуры личности младших школьников. Психологические особенности учащих...

Родительское собрание. Тема "Эстетическое воспитание младших школьников".

Формирвоание представлений об эстетической культуре и необходимости эстетического воспитания ребенка....

Эстетическое воспитание младших школьников при изучении геометрического материала

Доклад на тему "Эстетическое воспитание младших школьников при изучении геометрического материала"...