Классный час "Из уст в уста"
классный час (3 класс) на тему
Цель: приобщение детей к прошлому русского народного устного творчества средствами коллективной игровой деятельности.
Задачи:
- систематизировать знания учащихся о жанрах устного народного творчества;
- прививать любовь к устному народному творчеству;
- развивать коммуникативные навыки, умение действовать в группе, сообща;
- способствовать развитию у детей познавательного интереса, творческих и артистических способностей;
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok-igra.docx | 23.46 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект Игры-путешествия «Из уст в уста»
Подготовила: Манухина И. В.
учитель начальных классов
МБОУ «СОШ №7»
г. Ивантеевка
Цель: приобщение детей к прошлому русского устного народного творчества средствами коллективной игровой деятельности.
Задачи:
- систематизировать знания учащихся о жанрах устного народного творчества;
- прививать любовь к устному народному творчеству;
- развивать коммуникативные навыки, умение действовать в группе, сообща;
- способствовать развитию у детей познавательного интереса, творческих и артистических способностей;
- воспитывать уважительное отношение к культуре, традициям и истории своей страны.
Оборудование: компьютерная презентация, музыкальные инструменты.
Ход игры–путешествия.
Ребята, мы живём с вами в 21 веке - веке инновационных технологий. И наверняка, никто из вас не может себе представить жизнь без сотового телефона, микроволновой печи, компьютера и ещё многих вещей, которыми мы привыкли пользоваться каждый день.
А когда-то, давным-давно, всё было иначе. Люди жили в деревянных домах, в окружении лесов, который давал им кров, кормил, обувал, одевал. И Родина наша тогда называлась по-другому – не Россия, а Русь, и жили здесь наши далёкие предки.
С тех пор прошло много веков. Но не забылись старые традиции, не исчезли обряды, которые передавал наш народ из поколения в поколение. Сохранилась культура, наша, русская, культура.
О русской культуре, о прошлом нашей родины и пойдёт сегодня рассказ.
Посмотрите ребята на меня. Какой костюм на мне надет? Кто знает, как называются элементы моего костюма?
Припасла я вам забавушек на всякий вкус. Кому-правду, кому-сказку, кому-песенку. А где есть правда, песня и сказка? (В устном народном творчестве)
- Что означают слова устное народное творчество?
- Ребята, какие жанры устного народного творчества вы знаете?
- Правильно. Это сказки, песни, пословицы и поговорки, загадки, частушки, небылицы, считалки.
-Что вам особенно нравится из устного народного творчества? (Сказки)
- Какие сказочные, волшебные средства, передвижения из сказок вы знаете? (ковер-самолет, волк, клубок, печка, ступа, помело).
- А кто помни, на каком предмете передвигался Емеля, в сказке «По щучьему велению»
- Мы сегодня тоже будем путешествовать на печи.
- Посмотрите на схему нашего путешествия (Слайд 2)
- Кто помнит заклинание, которое говорит герой Емеля?
- Чтобы добраться до первой станции, нам тоже надо произнести это заклинание!
По щучьему веленью
По нашему хотенью,
Ступай, печь в деревню «Загадочная».
- Деревня «Загадочная».
- Местные жители большие мастера загадки загадывать. Они и для вас приготовили свои загадки и уверены, что вам не составит никакого труда их разгаадать.
- Красное коромысло
Над рекой повисло. (Радуга)
- Не ездок, а со шпорами, не сторож, а всех будит (петух).
- Без рук, без топорёнка
Построена избёнка (гнездо).
- Накормишь - живёт,
Напоишь – умрёт (огонь).
- Голубой платок, Алый клубок
По платку катается, Людям улыбается. (Солнце.)
- Часто умывается, а полотенцем не утирается (кошка).
По щучьему веленью
По нашему хотенью,
Ступай, печь в село «Поговорочное».
2 село «Поговорочное»
Жители этого села любители поговорок и пословиц. Знают пословицы на любой случай жизни.
- А что такое поговорка и пословица?
Пословица – это краткое мудрое изречение о книге, труде, человеке, дружбе, орудии труда, о природе.
Каждая пословица содержит смысл: учит, наставляет, заставляет задуматься, одобряет. Важные слова выделяют голосом.
- О чем бывают пословицы?
- Какие пословицы о труде вы знаете?
Делу время, потехе – час.
Терпение и труд все перетрут.
Семь раз примерь, один – отрежь.
Без труда не вытащишь и рыбку из пруда.
Умелые руки не знают скуки.
Труд человека кормит, а лень портит.
Землю красит солнце, человека - труд.
Долог день до вечера, если делать нечего.
- Какие о дружбе?
Нет друга – ищи, а нашел – береги.
Все за одного, один за всех.
Старый друг лучше новых двух.
Не имей сто рублей, а имей сто друзей.
Я предлагаю вам игру «Собери пословицу»
При солнышке тепло, |
|
| вода не течёт. |
Красна птица опереньем, |
|
| слова не выкинешь. |
Сам умирай, |
|
| один раз отрежь. |
Семь раз отмерь, |
|
| а человек уменьем. |
Из песни |
|
| а при матери добро. |
Под лежачий камень |
|
| а товарища выручай. |
По щучьему веленью
По нашему хотенью,
Ступай, печь в деревню «Песенная».
3.Деревня «Песенная»
- Какие русские народные музыкальные инструменты вы знаете?
- Какие народно-песенные жанры знаете?
- Плясовые, хороводные, шуточные, протяжные, колыбельные, частушки.
- Я предлагаю вам сейчас послушать р.н.п. «Ах вы, сени». Во время прослушивания подумайте, к какому виду относится эта песня?
- Молодцы, это весёлая пляска. А как вы догадались об этом?
- Да, она звучала в быстром темпе, отрывисто, игриво, весело, танцевального характера. А как вы думаете, какие движения должны быть у танцующих людей под эту песню?
- Приседать, подпрыгивать, прихлопывать.
- А теперь давайте сами попробуем изобразить танцоров и музыкантов, играющих на русских народных инструментах. Для этого разделимся на 2 группы: 1 группа – танцоры, 2 группа – музыканты.
Импровизация движений под музыку р.н.п. «Ах вы, сени».
По щучьему веленью
По нашему хотенью,
Ступай, печь в поселок «Скороговорочный».
4.Поселок «Скороговорочный»
Посмотрите на распечатки, здесь вы найдете скороговорки и через 2 минуты их расскажете. Но будьте внимательны, не перепутайте скороговорки с считалочками!
1. На золотом крыльце сидели царь, царевич, король, королевич, сапожник, портной. Кто ты будешь такой? 2. Шла Саша по шоссе и сосала сушку 3. От топота копыт пыль по полю летит 4. Эники-беники ели вареники 5. Осип охрип. Архип осип. |
По щучьему веленью
По нашему хотенью,
Ступай, печь в село «Сказочное».
5.Село «Сказочное»
- Ребята, а вы любите сказки?
- Знаете названия сказок и крылатые выражения из них?
- Тогда вам не составит труда выполнить следующее задание. Вставьте пропущенные слова.
- Поди туда – не знаю куда, __________ то – не знаю что.
- Сестрица __________ и братец Иванушка.
- Иван – царевич и ___________волк.
- У страха _________ велики.
- Финист - _______________ сокол.
- _________ из топора.
А сейчас, ребята, вы будете отгадывать, о какой русской народной сказке идёт речь.
- Попробуем угадать, что это за сказка?
- Кто-то за кого-то ухватился цепко, Ох, никак не вытянуть, ох,
Засела крепко.
Но ещё помощники скоро прибегут.
Победит упрямицу дружный общий труд
Дедки, бабки, внучки, жучки, кошки и мышки.
(«Репка»)
- Колотил да колотил
По тарелке носом,
Ничего не проглотил
И остался с носом. («Лиса и журавль»)
- А дорога далека,
А корзинка нелегка,
Сесть бы на пенёк,
Съесть бы пирожок! («Маша и медведи»)
- Ах ты, Петя, — простота,
Оплошал немножко,
Не послушался кота
Выглянул в окошко. («Петушок — золотой гребешок»)
- Нет ни речки, ни пруда,
Где воды напиться,
Очень вкусная вода
В ямке от копытца. («Сестрица Алёнушка и братец Иванушка»)
- Красна девица грустна,
Ей не нравится весна,
Ей на солнце тяжко,
Слёзы льёт бедняжка. («Снегурочка»)
Молодцы, ребята. А мы отправляемся дальше.
По щучьему веленью
По нашему хотенью,
Ступай, печь в деревню «Игровая».
Игра «Баяре»
Играющие делятся на две равные команды. Обе команды выстраиваются друг напротив друга. Играющие крепко сцепляются руками. Один ряд двигается к другому и поет. Под первую строчку наступает, под вторую отходит назад. Затем двигается и поет свою «партию» второй ряд. Так оба ряда попеременно двигаются и ведут диалог.
Рефлексия
- Ребята, какое у вас настроение после урока?
- Скажите, зачем нужно изучать устное народное творчество?
- Где вы можете применить эти знания?
«Дорогие ребята, вы с достоинством выдержали все мои испытания.
Столетиями хранил народ свои песни, сказки, загадки, пословицы, приметы… В них знания наших предков о жизни. Они призывают нас быть внимательными к природе и к людям. Будьте трудолюбивы, терпеливы, бережны, добры и сильны. Этому учит нас народная мудрость – фольклор.»
Счастье
Бог слепил человека из глины, и остался у него неиспользованный кусок.
— Что ещё слепить тебе? — спросил Бог.
— Слепи мне счастье, — попросил человек.
Ничего не ответил Бог, и только положил человеку в ладонь оставшийся кусочек глины.
- О чём же эта притча, дети?
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Устами младенца.
Сценарий ко Дню учителя....
Презентация к празднику "Экология устами младенца."
Фрагмент праздника "Экология устами младенца" Презентация....
Детское объединение. Устав для членов объединения.
Детское обединение "Солнышко" для 3-4 классов. Устав. Права и обязанности участников обединения....
"Устами младенца" к 8 Марта
Праздник - игра , посвящённая 8 Марта....
Классный час "Устав школы"
Дорогие участники образовательного процесса! Вашему вниманию предлагаются правила школьной жизни. Прочтя их, вы узнаете, какими правами и обязанностями обладают все участ...
Классный час "Устами младенца" (посвящен 8 марта)
Классный час...
классный час "Устав школы" 1 класс
классный час...