Классный час "Из уст в уста"
классный час (3 класс) на тему

Цель: приобщение детей к прошлому русского народного устного творчества средствами коллективной игровой деятельности.

Задачи:

  1. систематизировать знания учащихся о жанрах устного народного творчества;
  2. прививать любовь к устному народному творчеству;
  3. развивать коммуникативные навыки, умение действовать в группе, сообща;
  4. способствовать развитию у детей познавательного интереса, творческих и артистических способностей;

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok-igra.docx23.46 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект Игры-путешествия «Из уст в уста»

Подготовила: Манухина И. В.

учитель начальных классов

МБОУ «СОШ №7»

г. Ивантеевка

Цель: приобщение детей к прошлому русского устного народного творчества средствами коллективной игровой деятельности.

Задачи:

  1. систематизировать знания учащихся о жанрах устного народного творчества;
  2. прививать любовь к устному народному творчеству;
  3. развивать коммуникативные навыки, умение действовать в группе, сообща;
  4. способствовать развитию у детей познавательного интереса, творческих и артистических способностей;
  5. воспитывать уважительное отношение к культуре, традициям и истории своей страны.

Оборудование: компьютерная презентация, музыкальные инструменты.

Ход игры–путешествия.

      Ребята, мы живём с вами в 21 веке - веке инновационных технологий. И наверняка, никто из вас не может себе представить жизнь без сотового телефона, микроволновой печи, компьютера и ещё многих вещей, которыми мы привыкли пользоваться каждый день.

     А когда-то, давным-давно, всё было иначе. Люди жили в деревянных домах, в окружении лесов, который давал им кров, кормил, обувал, одевал. И Родина наша тогда называлась по-другому – не Россия, а Русь, и жили здесь наши далёкие предки.

     С тех пор прошло много веков. Но не забылись старые традиции, не исчезли обряды, которые передавал наш народ из поколения в поколение. Сохранилась культура, наша, русская, культура.

     О русской культуре, о прошлом нашей родины и пойдёт сегодня рассказ.

Посмотрите ребята на меня. Какой костюм на мне надет? Кто знает, как называются элементы моего костюма?

Припасла я вам забавушек на всякий вкус. Кому-правду, кому-сказку, кому-песенку. А где есть правда, песня и сказка? (В устном народном творчестве)

- Что означают слова устное народное творчество?

- Ребята, какие жанры устного народного творчества вы знаете?

- Правильно. Это сказки, песни, пословицы и поговорки, загадки, частушки, небылицы, считалки.

-Что вам особенно нравится из устного народного творчества? (Сказки)

- Какие сказочные, волшебные средства, передвижения из сказок вы знаете? (ковер-самолет, волк, клубок, печка, ступа, помело).

- А кто помни, на каком предмете передвигался Емеля, в сказке «По щучьему велению»

- Мы сегодня тоже будем путешествовать на печи.

- Посмотрите на схему нашего путешествия (Слайд 2)

- Кто помнит заклинание, которое говорит герой Емеля?

- Чтобы добраться до первой станции, нам тоже надо произнести это заклинание!

По щучьему веленью

По нашему хотенью,

Ступай, печь в деревню «Загадочная».  

  1. Деревня «Загадочная».

- Местные жители большие мастера загадки загадывать. Они и для вас приготовили свои загадки и уверены, что вам не составит никакого труда их разгаадать.

- Красное коромысло
Над рекой повисло.
(Радуга)

- Не ездок, а со шпорами, не сторож, а всех будит (петух).

- Без рук, без топорёнка
 Построена избёнка 
(гнездо).

- Накормишь - живёт,
  Напоишь – умрёт 
(огонь).

- Голубой платок, Алый клубок

По платку катается, Людям улыбается. (Солнце.)

- Часто умывается, а полотенцем не утирается (кошка).

По щучьему веленью

По нашему хотенью,

Ступай, печь в село «Поговорочное».  

2 село «Поговорочное»

Жители этого села любители поговорок и пословиц. Знают пословицы на любой случай жизни.

- А что такое поговорка и пословица?

Пословица – это краткое мудрое изречение о книге, труде, человеке, дружбе, орудии труда, о природе.

Каждая пословица содержит смысл: учит, наставляет, заставляет задуматься, одобряет. Важные слова выделяют голосом.

- О чем бывают пословицы?

- Какие пословицы о труде вы знаете?

Делу время, потехе – час.

Терпение и труд все перетрут.

Семь раз примерь, один – отрежь.

Без труда не вытащишь и рыбку из пруда.

Умелые руки не знают скуки.

Труд человека кормит, а лень портит.

Землю красит солнце,  человека -  труд.

Долог день до вечера, если делать нечего.

- Какие о дружбе?

Нет друга – ищи, а нашел – береги.

Все за одного, один за всех.

Старый друг лучше новых двух.

Не имей сто рублей, а имей сто друзей.

Я предлагаю вам игру «Собери пословицу»

При солнышке тепло,

 

 

вода не течёт.

Красна птица опереньем,

 

 

слова не выкинешь.

Сам умирай,

 

 

один раз отрежь.

Семь раз отмерь,

 

 

а человек уменьем.

Из песни

 

 

а при матери добро.

Под лежачий камень

 

 

а товарища выручай.

По щучьему веленью

По нашему хотенью,

Ступай, печь в деревню «Песенная».  

3.Деревня «Песенная»

- Какие русские народные музыкальные инструменты вы знаете?

- Какие народно-песенные жанры знаете?

- Плясовые, хороводные, шуточные, протяжные, колыбельные, частушки.

- Я предлагаю вам сейчас послушать р.н.п. «Ах вы, сени». Во время прослушивания подумайте, к какому виду относится эта песня?

- Молодцы, это весёлая пляска. А как вы догадались об этом?

- Да, она звучала в быстром темпе, отрывисто, игриво, весело, танцевального характера. А как вы думаете, какие движения должны быть у танцующих людей под эту песню?

- Приседать, подпрыгивать, прихлопывать.

- А теперь давайте сами попробуем изобразить танцоров и музыкантов, играющих на русских народных инструментах. Для этого разделимся на 2 группы: 1 группа – танцоры, 2 группа – музыканты.

Импровизация движений под музыку р.н.п. «Ах вы, сени».

По щучьему веленью

По нашему хотенью,

Ступай, печь в поселок «Скороговорочный».  

4.Поселок  «Скороговорочный»

Посмотрите на распечатки, здесь вы найдете скороговорки и через 2 минуты их расскажете. Но будьте внимательны, не перепутайте скороговорки с считалочками!

1. На золотом крыльце сидели царь, царевич, король, королевич, сапожник,       портной. Кто ты будешь такой?

 2. Шла Саша по шоссе и сосала сушку

 3. От топота копыт пыль по полю летит

4. Эники-беники ели вареники 
             Эники-беники - клёц! 
             Вышел весёлый матрос.

 5. Осип охрип. Архип осип.

По щучьему веленью

По нашему хотенью,

Ступай, печь в село «Сказочное».  

5.Село «Сказочное»

- Ребята, а вы любите сказки?

- Знаете названия сказок и крылатые выражения из них?

- Тогда вам не составит труда выполнить следующее задание. Вставьте пропущенные слова.

  1. Поди туда – не знаю куда, __________ то – не знаю что.
  2. Сестрица __________ и братец Иванушка.
  3. Иван – царевич и ___________волк.
  4. У страха _________ велики.
  5. Финист - _______________ сокол.
  6. _________ из топора.

А сейчас, ребята, вы будете отгадывать, о какой русской народной сказке идёт речь.

- Попробуем угадать, что это за сказка?

-  Кто-то за кого-то ухватился цепко, Ох, никак не вытянуть, ох,

Засела крепко.

Но ещё помощники скоро прибегут.

Победит упрямицу дружный общий труд

Дедки, бабки, внучки, жучки, кошки и мышки.

(«Репка»)

-  Колотил да колотил

По тарелке носом,

Ничего не проглотил

И остался с носом. («Лиса и журавль»)

- А дорога далека,

А корзинка нелегка,

Сесть бы на пенёк,

Съесть бы пирожок! («Маша и медведи»)

-    Ах ты, Петя, — простота,

Оплошал немножко,

Не послушался кота  

Выглянул в окошко. («Петушок — золотой гребешок»)

-     Нет ни речки, ни пруда,

Где воды напиться,

Очень вкусная вода  

В ямке от копытца. («Сестрица Алёнушка и братец Иванушка»)

-  Красна девица  грустна,

Ей не нравится весна,

Ей на солнце тяжко,

Слёзы льёт бедняжка. («Снегурочка»)

Молодцы, ребята. А мы отправляемся дальше.

По щучьему веленью

По нашему хотенью,

Ступай, печь в деревню «Игровая».  

Игра «Баяре»

Играющие делятся на две равные команды. Обе команды выстраиваются друг напротив друга. Играющие крепко сцепляются руками. Один ряд двигается к другому и поет. Под первую строчку наступает, под вторую отходит назад. Затем двигается и поет свою «партию» второй ряд. Так оба ряда попеременно двигаются и ведут диалог.

Рефлексия

- Ребята, какое у вас настроение после урока?

- Скажите, зачем нужно изучать устное народное творчество?

- Где вы можете применить эти знания?

«Дорогие ребята, вы с достоинством выдержали все мои испытания.

Столетиями хранил народ свои песни, сказки, загадки, пословицы, приметы… В них знания наших предков о жизни. Они призывают нас быть внимательными к природе и к людям. Будьте трудолюбивы, терпеливы, бережны, добры и сильны. Этому учит нас народная мудрость – фольклор.»

Счастье

Бог слепил человека из глины, и остался у него неиспользованный кусок. 

— Что ещё слепить тебе? — спросил Бог. 

— Слепи мне счастье, — попросил человек. 

Ничего не ответил Бог, и только положил человеку в ладонь оставшийся кусочек глины. 

- О чём же эта притча, дети?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Устами младенца.

Сценарий ко Дню учителя....

Презентация к празднику "Экология устами младенца."

Фрагмент праздника "Экология устами младенца" Презентация....

Детское объединение. Устав для членов объединения.

Детское обединение "Солнышко" для 3-4 классов. Устав. Права  и обязанности участников обединения....

"Устами младенца" к 8 Марта

Праздник - игра , посвящённая 8 Марта....

Классный час "Устав школы"

Дорогие участники образовательного процесса!     Вашему вниманию предлагаются правила школьной жизни. Прочтя их, вы узнаете, какими правами и обязанностями обладают все участ...