ПРОЕКТ «МОЙ ДОМ, МОЯ СЕМЬЯ И Я»
методическая разработка на тему

Колесникова Оксана Николаевна

Проблема состоит в том, что дети, лишенные воспитательного воздействия кровной семьи оказываются неспособными создавать свою семью, воспитывать своих детей, которые затем  бы не повторили судьбу своих родителей. А также  несформированность  у них практических навыков ведения домашнего хозяйства.

Наша задача теоретически подготовить детей к семейной жизни, дать знания о семье, научить  взаимоотношению между членами семьи.

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Авторы проекта: Сагайдакова Надежда Ивановна –воспитатель

                                Колесникова Оксана Николаевна – воспитатель

                                Магдич Татьяна Емельяновна - учитель музыки

Тема проекта: «Мой дом, моя  семья и Я»

Предмет, класс Группа «Непоседы» 7-18 лет

Актуальность проекта.

Проблема состоит в том, что дети, лишенные воспитательного воздействия кровной семьи оказываются неспособными создавать свою семью, воспитывать своих детей, которые затем  бы не повторили судьбу своих родителей. А также  несформированность  у них практических навыков ведения домашнего хозяйства.

Наша задача теоретически подготовить детей к семейной жизни, дать знания о семье, научить  взаимоотношению между членами семьи.

Краткая аннотация проекта.

Дом, в котором мы живем

Самый лучший в мире дом

Память добрую о нем

Мы всю жизнь в сердцах несем.

Проект выполнен в рамках первого года обучения по теме:  «Личность. Общество. Семья» четырехгодичной  программы воспитания «Обретение надежды»  в разновозрастной группе по типу семьи в условиях детского дома.

Данный проект нацелен на развитие интереса и воспитание уважения к истории своей семьи, он предполагает совместную работу воспитанников и воспитателей.. Совместная поможет сплочению семьи

В ходе проекта дети исследуют историю своей группы-семьи, узнают традиции. Результаты исследований оформляются в виде презентаций, творческих работ. У воспитанников формируются духовно-нравственные ценности, повышается чувство гордости за членов своей семьи.

Планируемые результаты обучения

Если мы через семейное воспитание научим детей жить в семье, умению понимать и заботиться друг о друге,  то в дальнейшем выйдя из стен детского дома они сумеют применить  полученные знания в создании собственной семьи и вырастить детей так, чтобы они не повторили судьбу своих родителей.

Вопросы, направляющие проект

Основополагающий вопрос

Какова роль семьи в жизни человека?

 Проблемные вопросы

Каким ты представляешь свое будущее жилище?

Чем должны заниматься члены семьи, чтобы жизнь в ней стала лучше?

Какой бы ты хотел видеть свою будущую семью?

Что такое семейные традиции?

 Учебные вопросы

Что такое  семья для человека?

Почему так важно для человека чувствовать себя с кем-то в родстве?

Как вы проводите выходные?

Как вы проводите семейные праздники?

Какие блюда любимые в вашей семье?

Какие традиции вашей семьи?

Какова история нашей семьи?

Есть ли герб или эмблема  у нашей семьи?

План проведения проекта

1 неделя – Деление на группы, распределение ролей в группе. Составление плана работы

2 неделя Сбор информации и ее обработка. Проведение анкетирования. Фотографирование объектов. Выставка рисунков. Написание сочинений..

Изучение семейных традиций. Написание сценария.

3 неделя Оформление результатов

4 неделя  Защита проекта. Итоговое оценивания

Цели:

- поиск и исследование материала по  теме «Мой дом, моя семья и я»

- привлечение к участию воспитанников  (формирование социальной активности);

- воспитание личной ответственности за выполнение коллективной работы;

- развитие творческих способностей учащихся;

Задачи:

Воспитательные:

формирование у учащихся:

- самостоятельности, творчества и активности;

- информационной культуры всех участников проекта;

- навыков по исследовательской деятельности.

Развивающие:

- развитие навыков поиска информации из различных источников;

- отбор и систематизация найденного материала;

- обобщение данных;

- публичное представление результатов своей работы.

Презентация воспитателей для выявления представлений и интересов воспитанников (см Презентация1)

Пример продукта проектной деятельности учащихся и воспитателей

Выход проекта

Презентация детская «Мой дом, моя семья и я»

Книжка-малышка «Пословицы и поговорки о семье»

Книга семейных рецептов

Выставка рисунков «Я, ты, он, она – вместе дружная семья»

Мини-сочинения «Я и моя семья»

Буклет «Мы «Непоседы» - дружная семья»  

Оформление папки проекта

Размещение проекта на сайте Школы-интерната

 

 Полезные ресурсы: интернет - ресурсы, мультимедийные средства, энциклопедии, литература по искусству, видеоматериалы.

Другие документы:

Презентация  «Дела семейные»

Фильм «Загляните в семейный альбом»

Беседы и занятия по семейному воспитанию

План работы по семейному воспитанию.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 2

Такие верные друзья В семье моей живут. И я заботой окружён, В почёте у нас труд. Помощница моя – семья. В ней мир царит, покой. Она, как крепость у меня, И к счастью путь прямой.

Слайд 3

Какие два слова спрятались в слове «СЕМЬЯ» ? Число 7 – особое, таинственное . Вторая часть слова – «Я» Это моя семья, поэтому – «Я»

Слайд 4

Научное толкование слова «СЕМЬЯ» Группа близких родственников (муж, жена, родные, дети), живущие вместе СЕМЬЯ основана на браке или кровном родстве, члены которой связаны общностью быта, взаимной помощью, моральной правовой ответственностью

Слайд 5

Что такое семья для человека? Почему так важно для человека чувствовать себя с кем-то в родстве? Что такое семейные традиции?

Слайд 6

Чтобы ответить на эти и другие вопросы мы предлагаем вам принять участие в проекте «Мой дом, моя семья и я».

Слайд 7

Для этого нам нужно: разделиться на группы провести исследования в группах по данным вопросам познакомить с результатами исследований сделать выводы, основанные на наших исследованиях

Слайд 8

Группы: Сценаристы Художники Фотографы Историки Администраторы

Слайд 9

Участвуя в проекте вы научитесь: Проводить исследования Создавать презентации Работать в Интернете Проводить анкетирование Создавать буклет

Слайд 10

Где можно найти информацию? Школьная библиотека Домашняя библиотека Энциклопедии Интернет Взрослые (учителя и воспитатели)

Слайд 11

Этапы проведения проекта 1 неделя Деление на группы, Распределение ролей в группе. Составление плана работы 2 неделя Сбор информации и ее обработка. Проведение анкетирования. Фотографирование объектов. Выставка рисунков. Написание сочинений.. Изучение семейных традиций. Написание сценария. 3 неделя Оформление результатов 4 неделя Защита проекта. Итоговое оценивания

Слайд 12

Как можно представить результаты своей работы? Презентации Творческие работы Анкетирование Выставки Книжки-малышки Конкурсы

Слайд 13

В какой форме подведем итоги работы? Презентация Книжка-малышка Альбомы с фотографиями Анализ анкет Представление с презентацией Рисунки

Слайд 14

А затем… Мы придем к нашей цели и сможем использовать приобретенные на проекте знания и умения в практической и повседневной жизни.



Предварительный просмотр:

План

работы над проектом

«Мой дом, моя семья и я»

Этапы

сроки

Ответственные

Подготовительный этап

Подготовка печатных материалов, памяток по работе со справочной литературой, поиску информации в Интернете

к 15 апреля

Сагайдакова Н.И.

Колесникова О.Н.

Магдич Т. Е.

Подготовка книг, ссылок на Интернет-ресурсы

к 15 апреля

Сагайдакова Н.И.

Колесникова О.Н.

Магдич Т. Е.

Стартовая презентация воспитателей

К 15 апреля

Сагайдакова Н.И.

Колесникова О.Н.

Магдич Т. Е.

Составление плана работы над проектом. Постановка проблемных вопросов, гипотезы и целей исследования.

до 20 апреля

Сагайдакова Н.И.

Колесникова О.Н.

Магдич Т. Е.

Деление учащихся на группы. Распределение ролей.

до 20 апреля

Сагайдакова Н.И.

Колесникова О.Н.

Магдич Т. Е.

Основной этап

.

  Знакомство с критериями оценивания работ

Инструктаж по технике безопасности работы с ТСО

к 20  апреля

20 апреля

Сагайдакова Н.И.

Колесникова О.Н.

Магдич Т. Е.

Сагайдакова Н.И.

Колесникова О.Н.

Магдич Т. Е.

Анализ собранного материала и помощь в дальнейшей работе

20 апреля  -10 мая

Сагайдакова Н.И.

Колесникова О.Н.

Магдич Т. Е.

Совет семьи

Организация выполнения воспитанниками самостоятельных исследований и заданий по проекту

20 апреля – 10 мая

Сагайдакова Н.И.

Колесникова О.Н.

Магдич Т. Е.

Фотографирование воспитанников за работой по проекту

20 апреля – 15 мая

Совет семьи

Обсуждение  с воспитанниками формы представления полученных результатов

до 1 мая

Сагайдакова Н.И.

Колесникова О.Н.

Магдич Т. Е.

Подготовка к защите проекта

до 15 мая

Сагайдакова Н.И.

Колесникова О.Н.

Магдич Т. Е.

Совет семьи

Все воспитанники

Заключительный  этап

Защита проекта

(отчет групп,

презентация-представление)

Сагайдакова Н.И.

Колесникова О.Н.

Магдич Т. Е.

Все воспитанники

Оценивание

Благодарность всем, кто помогал в подготовке и проведении проекта

( благодарности, грамоты, благодарственные письма)

Сагайдакова Н.И.

Колесникова О.Н.

Магдич Т. Е.

Награждение отличившихся воспитанников

Совет семьи

Старший воспитатель

Фотографирование защиты проекта

Совет семьи



Предварительный просмотр:

Защита проекта

Нашей семейной группе 22 года.

Пятый год работаем по программе воспитания семьянина в условиях детского дом «Обретение надежды».

Программа расчитана на 4 года. Состоит из 4-х блоков. В конце каждой темы проводим итоговое занятие.  

Используем различные  формы работы. По теме «Личность, общество, семья» проведены:

  • фильм-представление «Загляните в семейный альбом»
  • проект «Здоровье близко – ищи его в миске»
  • презентация «Дела семейные»

В этом году, в рамках эксперимента, предложили воспитанникам поучаствовать в проекте «Мой дом, моя семья и я».

.

Предлагая воспитанникам участие в проекте мы предполагали  следующее:

  • формирование и развитие социальных и коммуникативных компетенций воспитанников
  • развитие интереса и воспитание уважения  к семье ее истории
  • освоение различных способов приобретения знаний из разных источников информации
  • сотворчество взрослых и детей.

А самое главное научить воспитанников жить в семье, заботиться друг о друге, а, выйдя из стен детского дома, суметь применить полученные знания в практической повседневной жизни.

В начале работы над проектом  провели анкетирование, с целью выяснить уровень знаний воспитанников на момент начала работы над проектом.

Затем вышли к детям со стартовой презентацией,  сформулировали основополагающий вопрос. Помогли  разделиться воспитанникам на группы, распределить роли. Познакомили с критериями оценки работ. Составили план работы над проектом, сроки выполнения работ.  

И вот сегодня мы защищаем свой проект.

В течение месяца мы вели исследовательские работы.

Одной группе было поручено собрать и оформить  притчи, пословицы, поговорки, высказывания великих людей о семье.

Сегодня они представляют отчет о своей работе.

Выступление 1 группы (см. Приложение 1).

Другая группа проводила исследование по теме «Семейные традиции»

Выступление 2 группы (см. Приложение 2).

В течение месяца дети рисовали, фотографировали, искали в Интернете рисунки, информационный материал, совместно с воспитателями составляли сценарий, оформляли найденный материал в  виде рисунков, буклета, дисков, печатных материалов, книжек-малышек, презентаций.

 Группы представили свои отчеты.

А сейчас мы представляем совместную работу  взрослых и детей «Мой дом, моя семья и я» (см. Приложение 3).



Предварительный просмотр:

Защита 1 группы

Задачей группы было найти притчи, пословицы, поговорки, высказывания мудрых людей  о семье. Материал мы нашли в библиотеке, Интернете, в толковых словарях.

Читая пословицы, поговорки, притчи мы увидели,  что в них нашли отражение разнообразные стороны жизни и быта людей. А так как дети и семья  занимали главное место в жизни человека, то им посвящено значительное количество пословиц и поговорок.

Семье и детям отведено значительное место в литературных произведениях и высказываниях писателей, поэтов и  мудрых людей.

Читают пословицы

Выбрав интересные на наш взгляд пословицы, поговорки, стихи, притчи мы оформили их в виде книжки малышки  и книги-альбома.

Эта работа  расширила наш кругозор, помогла  нам  лучше узнать народное творчество.

Надеемся, что наша работа поможет ребятам при подготовке к урокам, внеклассным мероприятиям.



Предварительный просмотр:

Защита 2 группы

Наша задача  была, как можно больше узнать о семейных традициях.

Мы спросили у взрослых сотрудников нашего дома о традициях, которые существуют в их семьях и выяснили, что в каждой семье есть свои традиции. Украшение новогодней ёлки, как семейная традиция, есть в каждой семье.

Но есть такие традиции, которые существуют только в некоторых семьях. Например:

- раскрашивание пасхальных яиц;

- называть детей в честь кого–то из членов семьи;

- заботиться о престарелых родителях;

- собирать и хранить семейные фотографий;

- хранение семейных реликвий;

- отмечать семейные праздники;

- составлять свою родословную;

- почитать и уважать гостей в своём доме;

- отмечать национальные праздники и т.д.

Вывод

Каждая семья имеет прекрасные традиции и всех их не перечислить.

Но главная традиция  и самая первая для ребенка в семье – это, конечно,  Колыбельные песни. Их великое множество и народные колыбельные и колыбельные, написанные известными и неизвестными  композиторами.

Пение колыбельных песен.

«Баю-баю-бай»

А эту песню знает каждый ребенок, она каждый день звучит по телевизору.

Поют «Спят усталые игрушки»

Наши мамы-воспитатели тоже поют нам песни перед сном.

Вместе с учителем музыки мы  собрали сборник «Колыбельных песен» и теперь перед сном будем их слушать.

Но есть те традиции, которые являются необходимыми для каждой семьи: это мама, каждый вечер рассказывающая детям сказку на ночь, это папа, который превращается в Деда Мороза тайком на лестнице, и миллион мелочей, которые есть только в этой семье и которые останутся с ними навсегда.

И у нашей семьи есть свои неповторимые традиции:

  • КТД
  • Семейные огоньки
  • Вечерние читки книг и притч
  • Песни перед сном
  • Встречи с выпускниками и гостями нашей семьи
  • Воскресные чаепития (жарим, печем сами)
  • Сюрпризный Новый год
  • Выпуск семейной газеты и семейных альбомов
  • Собираем и храним семейные фотографии
  • Своими руками делаем рамки для фотографий.

Показывают альбомы, газеты,  фотоальбомы, фоторамки

Эти традиции очень ценны и требуют наших усилий. Ведь взамен мы получаем такую радость, чувство, что мы нужны друг к другу, что нам хорошо вместе, что так будет всегда.

Одни дети уходили, другие приходили, а традиции оставались. Какие-то традиции останутся здесь, а какие-то продолжим в своих семьях.



Предварительный просмотр:

Приложение 1

Портфолио учебного проекта

  1. Автор (авторы) проекта 

 Сагайдакова Надежда Ивановна –воспитатель

     Колесникова Оксана Николаевна – воспитатель

     Магдич Татьяна Емельяновна - учитель музыки

  1. Название проекта

«Мой дом, моя  семья и Я»

  1. .Предмет, класс

 Группа «Непоседы» 7-18 лет

Программа воспитательной работы «Обретение надежды»

1-й год обучения  Тема:  «Личность. Общество. Семья»

Музыка

Проблема состоит в том, что дети, лишенные воспитательного воздействия кровной семьи оказываются неспособными создавать свою семью, воспитывать своих детей, которые затем  бы не повторили судьбу своих родителей. А также  несформированность  у них практических навыков ведения домашнего хозяйства.

Наша задача теоретически подготовить детей к семейной жизни, дать знания о семье, научить  взаимоотношению между членами семьи.

  1. .Краткая аннотация проекта 

Дом, в котором мы живем

Самый лучший в мире дом

Память добрую о нем

Мы всю жизнь в сердцах несем.

Проект выполнен в рамках первого года обучения по теме:  «Личность. Общество. Семья» четырехгодичной  программы воспитания «Обретение надежды»  в разновозрастной группе по типу семьи в условиях детского дома.

Данный проект нацелен на развитие интереса и воспитание уважения к истории своей семьи, он предполагает совместную работу воспитанников и воспитателей.. Совместная поможет сплочению семьи

В ходе проекта дети исследуют историю своей группы-семьи, узнают традиции. Результаты исследований оформляются в виде презентаций, творческих работ. У воспитанников формируются духовно-нравственные ценности, повышается чувство гордости за членов своей семьи.

        

  1. Вопросы, направляющие проект:

Основополагающий вопрос:

Какова роль семьи в жизни человека?

Проблемные вопросы:

 Каким ты представляешь свое будущее жилище?

Чем должны заниматься члены семьи, чтобы жизнь в ней стала лучше?

Какой бы ты хотел видеть свою будущую семью?

Что такое семейные традиции?

Учебные вопросы:

Что такое  семья для человека?

Почему так важно для человека чувствовать себя с кем-то в родстве?

Как вы проводите выходные?

Как вы проводите семейные праздники?

Какие блюда любимые в вашей семье?

Какие традиции вашей семьи?

Какова история нашей семьи?

Есть ли герб или эмблема  у нашей семьи?

6.        Презентация проекта для учащихся:        

Расскажите, как Вы презентовали проект ученикам (см. Презентацию)

  1. Визитная карточка проекта предоставляется в электронном виде (Приложение!).
  2. Примеры продуктов проектной деятельности учащихся

Презентация детская «Мой дом, моя семья и я»

Книжка-малышка «Пословицы и поговорки о семье»

Книга семейных рецептов

Выставка рисунков «Я, ты, он, она – вместе дружная семья»

       Мини-сочинения «Я и моя семья»

Буклет «Мы «Непоседы» - дружная семья»  

Оформление папки проекта

Размещение проекта на сайте Школы-интерната

        

9.        Материалы по оцениванию        

Приведите критерии оценивания примеры работ учащихся по проекту материалов
учебного проекта (предоставляются в электронном виде)        

  1. Материалы по сопровождению и поддержке проектной деятельности

 интернет - ресурсы, мультимедийные средства, энциклопедии, литература по искусству, видеоматериалы.

  1. Другие документы

Презентация  «Дела семейные»

Фильм «Загляните в семейный альбом»

    Беседы и занятия по семейному воспитанию

   План работы по семейному воспитанию.



Предварительный просмотр:

           Гимн нашей

                 семьи

         «Это семья!»

Если бы не вы, не вы, не вы…

Не было бы нас, бы нас, бы нас,

Не были бы мы такие, как сейчас,

Счастливые такие.

Если бы не мы, не мы. не мы, не мы,

Не было бы вас, бы вас, бы вас,

Не были бы вы такие, как сейчас,

Красивые такие.

Это семья!ььь

Где друг другу все, конечно, очень рады,

Это семья!

О которой в книжках ты читал когда-то.

Это семья!

Говорим все дружно мы сегодня вместе.

Это семья!

Прокричим мы громко это раз вам двести!

Если бы не мы, не мы. не мы,

Кто бы вас хвалил, ругал, хвалил.

Кто бы пироги вам пек, играл

И делал бы уроки.

Если бы не мы, не мы, не мы,

Кто бы вас хвалил, хвалил, хвалил

За беседы, праздники

 И школьные пятерки.

Это семья!

Где друг другу все, конечно, очень рады,

Это семья!

О которой в книжках ты читал когда-то.

Это семья!

Говорим все дружно мы сегодня вместе.

Это семья!

Прокричим мы громко это раз вам двести!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проект "Наш класс - дружная семья"

Этот проект был показан на родительском собрании в конце года. Наград у нас ещё мало, но каждый  ребёнок уже проявил себя,  кто-то  в учёбе,  кто-то  в спорте, кто –...

Проект урока "Члены моей семьи"

Проект урока по английскому языку во 2 классе...

Педагогический проект "Взаимодействие школы и семьи в процессе формирования личности ученика"

Задачей школы в современных условиях является поддержание и развитие интереса к человеку в семье. Педагоги должны помочь родителям увидеть ребенка в eго природосообразности. Научить наблюдать за его р...

Педагогический проект "Взаимодействие школы и семьи в процессе формирования личности ученика"

Задачей школы в современных условиях является поддержание и развитие интереса к человеку в семье. Педагоги должны помочь родителям увидеть ребенка в eго природосообразности. Научить наблюдать за его р...

Педагогический проект ""Взаимосвязь школы и семьи в процессе формирования личности ученика"

Задачей школы в современных условиях является поддержание и развитие интереса к человеку в семье. Педагоги должны помочь родителям увидеть ребенка в eго природосообразности. Научить наблюдать за его р...

Проект "Наш класс - дружная семья"

Разработка занятия по внеурочной деятельности "Я - исследователь". Дети учатся создавать журнал, работая в малых группах и используя предложенные материалы: фотографии класса, тексты, картинки. Также ...