План-конспект занятия (1 класс) на тему:
Родительское собрание "Домашнее задание.Как научить ребенка быть самостоятельным"

Федорова Екатерина Петровна

-

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл roditelskoe_sobranie.docx32.88 КБ

Предварительный просмотр:

Родительское собрание «Домашнее задание»:

Цели:

  1. Познакомить родителей с гигиеническими требованиями к приготовлению домашних заданий. 
    2. Дать рекомендации родителям по оказанию помощи детям в деятельности по выполнению домашних заданий. 

    Оборудование: подборка литературы по теме, памятки для родителей, результаты анкетирования учащихся, карточки для проведения игры «Разброс мнений». 

    Ход проведения. 

    1. Председатель родительского комитета открывает собрание, объявляет повестку дня, знакомит с порядком его проведения. 

    2. Учитель проводит игру «Разброс мнений». Раздаются карточки с первыми словами предложения, а родители должны его продолжить. Используются следующие карточки: 

    · У нашего ребенка есть специальное место, где он… 

    · Наш ребенок выполняет домашнее задание… 

    · Самостоятельно справляется с… 

    · Готовит с трудом… 

    · Мы оказываем помощь ребенку в приготовлении домашних заданий. 

    Эта помощь заключается в… 

    · Когда ребенок учит уроки, мы… 

    · Если ребенок выполнил небрежно домашнее задание, то … 

    · Наш ребенок ходит в группу продленного дня, и мы считаем, что … 

    · Мы думаем, что на воскресенье … 

    · Ребенок начинает приготовление домашнего задания с … 

    · При приготовлении домашнего задания необходимо … 

    · При подготовке домашнего задания по русскому языку мы используем … 

    · Если ребенок включается в работу сразу, то … 

    · Если ребенок включается в работу медленно, то … 

    · При подготовке домашнего задания по природоведению мы используем …

    3. Сообщение классного руководителя. 

    Родители, которые практически сразу предоставляют детям возможность проявлять полную самостоятельность в приготовлении уроков, так же не правы, как и те, которые чрезмерно опекают своего ребенка. Одни взрослые заявляют ребенку: «Уроки заданы тебе, а не мне, вот ты и делай!» Другие ласково спрашивают: «Ну, что нам сегодня задано?» - раскрывают учебники и тетрадки. В первом случае возникает обида на равнодушие родных к таким важным школьным делам и страдает качество выполняемых заданий, во вторых – формируется безответственность, уверенность в том, что все будет сделано хорошо и без собственных усилий. 

    Безусловно, родители должны быть заинтересованы в том, чтобы наладить процесс приготовления домашних заданий. 

    А теперь конкретно рассмотрим, что следует и чего не следует делать родителям при оказании помощи детям в приготовлении уроков, как приучить ребенка к выполнению домашних заданий. 

    Пожалуйста, проверьте, правильно ли организовано рабочее место ребенка. Оно должно быть достаточно освещено. Рабочий стол ставится поближе к окну, чтобы свет падал слева. В вечерние часы включается находящаяся слева настольная лампа, желательно, чтобы у нее абажур был зеленого цвета, так как этот цвет в наименьшей степени утомляет зрение. Во время чтения книги полезно поместить на подставку с наклоном 45 градусов. Во время приготовления уроков на столе не должно быть никаких лишних предметов. 

    Все должно находиться на своих местах. Это и учебники, и тетради, и ручки и т.п. Надо также всегда иметь под рукой стопку бумаги, чтобы не было надобности то и дело вырывать страницы из тетради. Возле стола желательно повесить (на расстоянии вытянутой руки) полку с учебниками, словарями, справочниками и другими необходимыми книгами. Перед глазами – календарь и расписание уроков. 

    Не рекомендуется пользоваться тяжелыми ручками, так как увеличение ее веса даже на 1 г. усиливает утомление. Рабочее место ученика должно быть таким, чтобы одним своим видом оно настраивала ребенка на работу, вызывало желание заняться учебным трудом. 

    Выполнение домашних заданий быстро утомляет, когда работаешь за столом, который не соответствует росту. Принимая позу «согнувшись над столом», мы тем самым затрудняем кровообращение и дыхание, что отрицательно влияет на работу сердца и мозга. При росте ребенка от 120 до 129 см стол должен иметь высоту 59 см, при росте от 130 до 139 см – 62 см, при росте от 140 до 149 см – 68 см. Разница между высотой стола и стула – от 21 до 27 см. расстояние от глаз до поверхности стола – 35 см, между грудью и столом расстояние должно быть равно ширине ладони. Надо следить, чтобы ноги опирались всей ступней на пол или подножку стола. Не рекомендуется заменять стул табуреткой, так как при сидении без опоры на спину быстро утомляет. 

    При умственной работе кровообращение в мозгу ускоряется в 8-9 раз. Соответственно возрастает и потребность в насыщении крови кислородом. Поэтому не забудьте за 10 минут до начала занятий проветрить комнату. 

    Приступить к выполнению домашнего задания лучше всего через один час или полтора часа после возвращения ребенка из школы, чтобы он успел отдохнуть от занятий, но еще не устал и не перевозбудился от домашних развлечений и игр с товарищами. Лучше всего начинать занятия в 16 часов. Если ребенок занят какими – либо другими важными делами, то, конечно, можно садиться за уроки и попозже. Но в любом случае нельзя откладывать это на вечер. Детям, занимающимся во вторую смену, лучше всего делать уроки утром. 

    Продолжительность работы ребенка по приготовлению домашних занятий должна быть следующей: 

    · до одного часа – в первом классе; 

    · до 1,5 часов – во втором классе; 

    · до 2 часов – в третьем и четвертом классе. 

    Именно такие нормативы устанавливаются Министерством образования. 

    Следует заметить, что утомление быстрее наступает, если ребенок выполняет задание при шуме. Родителям важно позаботиться, чтобы никакой шум не проникал в комнату, в которой ребенок занимается. 

    Нередко родители задают вопрос: с какого предмета лучше начинать приготовление уроков? С трудного или легкого? В педагогической науке нет однозначного ответа на этот вопрос. Опытные педагоги считают, что правильно на него можно ответить лишь в том случае, если обладаешь знаниями об индивидуальных особенностях ребенка, о характерных чертах его работоспособности. 

    Для успешного выполнения домашних заданий необходим четкий ритм занятий. Например, после 25 минут занятий второкласснику следует сделать перерыв на 5 – 10 минут, во время которого целесообразно выполнить несколько физических упражнений. 

    4. Практическая работа родителей в микрогруппах, в составе которых они пытаются выполнить задания, предложенные каждой группе на листах. Основу заданий составляют педагогические ситуации. 



    · У нашего ребенка есть специальное место, где он… 

    · Наш ребенок выполняет домашнее задание… 

    · Самостоятельно справляется с… 

    · Готовит с трудом… 

    · Мы оказываем помощь ребенку в приготовлении домашних заданий. Эта помощь заключается в… 

    · Когда ребенок учит уроки, мы… 

    · Если ребенок выполнил небрежно домашнее задание, то … 

    · Наш ребенок ходит в группу продленного дня, и мы считаем, что … 

    · Мы думаем, что на воскресенье … 

    · Ребенок начинает приготовление домашнего задания с … 

    · При приготовлении домашнего задания необходимо … 

    · При подготовке домашнего задания по русскому языку мы используем … 

    · Если ребенок включается в работу сразу, то … 

    · Если ребенок включается в работу медленно, то … 

    · При подготовке домашнего задания по природоведению мы используем … 

    Задания микрогруппах 

    Первая микрогруппах 

    Старший ребенок у нас в свое время ходил в группу продленного дня. Уроки делал там кое – как, ну и успеваемость была соответствующая. Поэтому младшему строго – настрого наказала: без нас уроки не делать. Я прихожу после 18 часов, мы ужинаем и садимся за уроки. Я сижу рядом, при необходимости подсказываю или заставляю переделывать. 

    Вопросы: 

    1. Если ребенок ходит в «продленку», то все должны делать там. А как вы считаете? 

    2. Должен ли ребенок дождаться родителей, чтобы выполнить домашнее задание? 

    3. Как вы думаете, выполнение домашнего задания должно происходить сначала в черновом варианте, а потом – в тетради? 

    Вторая микрогруппа 

    Мы с женой сразу договорились: пусть Светлана учится сама, как сможет. Я и в тетрадки не заглядываю. Жена иногда интересуется. Но мы считаем, раз ученица – Светлана, то пусть и свои учебные проблемы решает сама. Что не понимает, у ребят, у учительницы спросит, а уж отметка – что заработает, то и получит. Двойку получит, значит, гулять не пойдет, а как иначе? 

    Вопросы: 

    Как вы оцениваете поведение родителей? 
    Нужно ли помогать ребенку в учебной деятельности? 
    Если ребенок получит двойку, то какие будут ваши действия? 

    Третья микрогруппах 

    Когда сын пошел в школу, мы с мужем взяли свои очередные отпуска – сначала муж, потом я. Мы считали необходимым хотя бы первое время побыть с мальчиком дома, приучить его к новому режиму, помочь ему в приготовлении уроков. Эта наша помощь была сыну очень нужна. 

    Особенно трудно давалось ему правописание. Очень часто бывали и слезы, и настоящее отчаяние. 

    - Мама, я так старался, а у меня опять ничего не получилось. 

    Успокаиваю мальчика, нахожу на страничке среди клякс и каракуль один получше написанный значок и показываю его Юре. 

    - Посмотри, сынок, вот эту букву ты написал хорошо. Видишь, какая она ровная, как правильно ты соединил ее с соседней буквой? Ты и другие сможешь написать так же хорошо. 

    Вопросы: 

    Правильно ли поступила мама Юры? 
    Как вы помогаете ребенку справиться с трудностями правописания? 

    5. Принимается решение родительского собрания: 

    Учить ребенка самостоятельно выполнять домашние задания и правильно оценивать результаты своей деятельности. 
    Использовать подготовленные памятки для наиболее рационального построения детьми работы по приготовлению уроков. 
    Оказывать помощь детям при возникновении серьезных затруднений в выполнении домашних заданий. 
    Ставить совместно с ребенком реально достижимые учебные цели. 

    Анкета 

    1. Есть ли у тебя дома специальное место, где постоянно выполняешь домашнее задание (подчеркни)? ДА НЕТ 

    2. Как долго ты выполняешь домашнее задание (подчеркни)?

    1 ЧАС 2 ЧАСА 3 ЧАСА и БОЛЕЕ 

    3. С какими предметами ты легко справляешься самостоятельно (перечисли): 

    ______________________________________________________________ 

    4. Какие предметы ты готовишь с трудом (напиши):____________________ 

    5. Когда тебе трудно выполнить домашнее задание, оказывают тебе помощь родители (подчерки)? ДА НЕТ 


Памятки для учащихся

Памятка  «Как готовить домашнее задание по русскому языку» 
1. Работу начинай с работы над ошибками. Повтори правила, которые забыл. 
2. Выучи или повтори заданное правило. Придумай свои примеры на это правило. 
3. Прочитай задание упражнения. 
4. Прочитай все упражнение. Устно выполни задания к нему. 
5. Выполни упражнение письменно. 
6. Проверь работу. 


Памятка «Если к завтрашнему дню нужно выучить стихотворение» 
1. Приготовление уроков начинай с работы над стихотворением. 
2. Прочитай стихотворение вслух. Объясни трудные слова. 
3. Прочитай стихотворение выразительно. Постарайся прочувствовать настроение, ритм стихотворения. 
4. Прочитай стихотворение ещё 2-3 раза. Постарайся его запомнить. 
5. Через несколько минут повтори стихотворение вслух по памяти, при необходимости заглядывая в текст. 
6. После окончания домашней работы ещё 2-3 раза повтори стихотворение, не заглядывая в текст. 
7. Перед сном ещё раз повтори стихотворение. 
8. Утром следующего дня ещё раз прочитай стихотворение, а потом расскажи его наизусть. 

Памятка «Если на выучивание стихотворения дано 2 дня» 
Первый день. Прочитай стихотворение про себя. Выясни непонятные слова и обороты. Ещё несколько раз прочитай стихотворение про себя. Прочитай стихотворение вслух. Постарайся понять его настроение, интонацию, ритм. 
Второй день. Прочитай стихотворение про себя. Почитай стихотворение громко и выразительно. Расскажи его по памяти. Перед сном расскажи ещё раз. Утром следующего дня повтори стихотворение сначала по учебнику, а потом расскажи наизусть. 

Памятка «Если стихотворение большое или трудно запоминается» 
1. Раздели стихотворение на четверостишия или смысловые отрывки. 
2. Выучи первый отрывок. 
3. Выучи второй отрывок. 
4. Повтори первый и второй отрывки вместе. 
5. Выучи третий отрывок. 
6. Расскажи наизусть все стихотворение. 
7. Повтори стихотворение ещё раз перед сном. 
8. Утром следующего дня прочитай стихотворение по учебнику, а потом расскажи его наизусть. 

Памятка «Как решать задачу» 
1. Прочитай задачу и представь себе то, о чем говорится в задаче. 
2. Запиши задачу кратко или выполни чертеж. 
3. Поясни, что показывает каждое число, повтори вопрос задачи. 
4. Подумай, можно ли сразу ответить на вопрос задачи. Если нет, то почему. Что нужно узнать сначала, что потом. 
5. Составь план решения. 
6. Выполни решение. 
7. Проверь решение и ответ на вопрос задачи. 

Памятка «Как нужно готовить задание по природоведению» 
1. Вспомни, не открывая учебник, о чем узнал на прошлом уроке: 
- О чем рассказывал учитель; 
- Какие ставили опыты; 
- Какие рассматривали таблицы, картины, карты. 
2. Прочитай в учебнике вопросы к уроку, ответь на них. 
3. Прочитай текст учебника. 
4. Подготовься отвечать по теме урока: 
- продумай план ответа; 
- расскажи заданное по этому плану; 
- старайся не просто рассказать, но и доказать свои знания примерами из наблюдений, опытов, из своей жизни, из просмотренных передач, прочитанных книг; 
- сделай выводы; 
- открой учебник, с помощью рисунков, текста и выводов учебника проверь, как ты усвоил материал. 
5. Выполни задания учебника.

Попова Екатерина

46 группа

Родительское собрание: «Домашнее задание. Как научить ребёнка быть самостоятельным»

Цель: Познакомить родителей с гигиеническими требованиями к приготовлению домашних заданий.

Задачи:

1.Выявить представление родителей об организации учебной работы дома.

2.Дать рекомендации о том, как формировать у детей навыки самоконтроля, умения работать самостоятельно.

Подготовительная работа

Рассылаем родителям приглашение с указанием даты и темы родительского собрания.

Ход собрания:

Вступление учителя

Добрый день, уважаемые родители мы рады вас приветствовать на нашем родительском собрании на тему «Домашнее задание. Как научить ребёнка быть самостоятельным»

2. Теоретическая часть.

 Главный объект их труда - книга, тетрадь, а главный труд в школе -учение. Необходимо поддерживать их интерес к учению, помочь им почувствовать радость учебного труда, способствовать развитию у них любознательности, познавательной активности, наблюдательности, памяти, внимания.

Семья должна поддерживать интерес ребенка к учению, помочь ему включиться в учебный труд.

С одной стороны, нужно помочь ребенку найти правильный режим работы, выделить место для занятий, определить порядок выполнения уроков, а с другой стороны, воспитать у него стойкую привычку садиться за уроки вопреки желанию поиграть или погулять, сформировать умение быстро включиться в работу, вести ее, не отвлекаясь и в хорошем темпе

Доводить начатое дело до конца, добиваться поставленной цели, рационально распределять свое время, выполнять домашнее задание самостоятельно - всему этому ребенка нужно учить, учить тактично, ненавязчиво, не отбивая интереса к учебному труду. При выполнении детьми домашних заданий очень важно помочь или выработать навыки самоконтроля, умения работать самостоятельно. Выработка этих навыков у детей и у вас, уважаемые родители, может помочь знание памяток, которые нередко используют в своей работе учителя начальных классов, воспитатели группы продленного дня.

Но перед тем как зайти в кабинет, вы уважаемые родители выбрали одну фигуру из четырех. Данные фигуру расскажут вам как вы выполняете определенное задание. Послушайте характеристику каждой фигуры.

Квадрат удобнее всего чувствует себя в стабильной обстановке, предпочитает чёткие указания, что делать. Он консервативен и любит, чтобы всё было упорядоченно и регулярно. Когда ему дают задание, он работает над ним до завершения, даже если это монотонная, тяжёлая работа в одиночку.

Треугольник ориентирован на цель. Он получает удовольствие от планирования чего-то и достижения плана. Его побуждает к действиям то, чего он достигнет. Он часто обращает внимание на большие долгосрочные дела, но может забывать о деталях. Когда ему дают задание, он устанавливает цель и разрабатывает план её достижения.

Круг дружелюбен и общителен; никаких острых углов. Он справляется с делами, разговаривая о них и сглаживая взаимоотношения с каждым. Общение для него прежде всего, и он делает всё для того, чтобы сохранялась гармония. Когда ему дают задание, он его с кем-то обсуждает.

Волна нестандартная и творческая. Ей лучше всего делать в основном что-то новое и разнообразное, ей надоедает размеренность. Когда перед ней ставят задачу, у нее возникают блестящие идеи.

2. Практическая часть

- Сегодня мы с вами разберем несколько ситуаций, как быть в той или иной ситуации при выполнении домашнего задания.

- Для начала разделитесь на 4 группы.

Каждая группа получает задание в течение 10 минут проанализировать предложенные ситуации, попытаться ответить на поставленные вопросы и затем доложить собранию о своей точке зрения на предложенную проблему. Как только группы будут готовы, представители групп зачитывают свое решение, затем сверяют его с эталоном и мы, совместно с вами родители, сделает вывод по каждой ситуации.

Задание для группы №1 – Квадраты

Проанализируйте, какой жизненный опыт получит ребенок, когда родители помогают ему выполнять домашние задания и когда не помогают. Запишите ваше мнение в таблицу.

Если родители помогают ребенку

Если ребенок предоставлен сам себе

1.

2.

3.

1.

2.

3.

            Решение:

Если родители помогают ребенку

Если ребенок предоставлен сам себе

1. Ребенок чувствует, что близкий человек понимает его проблемы. Когда он вырастет, то, скорее всего, тоже будет заботливым, понимающим и помогающим человеком.

2. Получает опыт перекладывания ответственности на другого. Формируется ожидание помощи и готовности ее принять.

3. Возможно появление неуверенности в своих силах, чувство зависимости от взрослых и собственной неполноценности.

1. Ребенок учится самостоятельно принимать решения и несет ответственность за результаты своей учебы. Став взрослым, скорее всего, станет требовательным родителем.

2. Развивается недоверие к другим. Надеяться можно только на самого себя. Увеличивается дистанция между детьми и родителями.

3. Учится самостоятельно планировать свое время и усилия. Если все будет получаться, то разовьется уверенность в жизни, если будут неудачи, то чувство неполноценности.

Вывод:

Разумно предоставить ребенку самостоятельность, оставляя за собой руководство и помощь в необходимых пределах.

Задание для группы №2 – Треугольники

Ребенок просит родителей отпустить его к другу (подруге) поиграть в новую игру, а  уроки он сделает потом. Можно ли верить обещаниям ребенка? Как поступить в этой ситуации?

Решение:

Родителям не стоит верить обещаниям ребенка, так как дети могут увлечься игрой и  не обратить внимания на время. Данное ребенком обещание будет не выполнено. Поэтому в таких ситуациях следует придерживаться принципа «сначала дело, а развлечения потом». И никаких авансов. Если ребенок избалован, рассчитывать на его благонадежность не приходится.

Вывод:

Сначала дело – потом развлечения.

Задание для группы №3 – Круги

Особенности восприятия младшего школьника таковы, что ребенок часто не видит своих ошибок (слабая дифференцированность восприятия). Как должны вести себя родители, увидев в работе ребенка ошибки?

Решение:

Не отмечать саму ошибку. Родители должны развить способность анализа выполненной работы по выявлению собственных ошибок. Можно направить восприятие ребенка:

  • на строчку, в которой допущена ошибка;
  • на слово, написанное с ошибкой;
  • на возможность появления какой-то ошибки,спросить его:
  • как проверить правильность выполненной работы;
  • почему возникла такая ошибка, как ее исправить;
  • на какое правило допущена ошибка и т. д.

Вывод:

Ребенок должен научиться анализировать свои работы.

Задание для группы №4 – Волны

Как сделать подготовку домашнего задания делом привлекательным? Как правильно осуществлять психологическую поддержку ребенка?

Решение:

Для младшего школьника при выполнении домашних заданий очень важно иметь удобное, красивое рабочее место, красивые ручки,тетради и др.

Родители, занимаясь своим делом, должны быть рядом, всегда готовые помочь в самостоятельной работе ребенка. Возможность поговорить с мамой по поводу трудного задания – очень важный момент. Обратная связь всегда должна быть положительной, нужно использовать для этого навык «активного переформулирования». Старайтесь, чтобы ребенку было все понятно, что ему надо сделать и как. Найдите, за что его можно похвалить, так как для нормального развития ребенок нуждается в психологической поддержке. Для этого нужно:

  • опираться на сильные стороны ребенка;
  • помогать ребенку разбивать большие задания на мелкие части, с которыми он может справиться;
  • создавать ситуации гарантированного успеха;
  • проявлять веру в ребенка;
  • поддерживать словами, высказываниями, прикосновением, совместными действиями, выражением лица

Вывод:

Чем понятнее задание ребенку, тем больше будет желание его выполнить.

Уважаемые родители, ваш ребенок должен браться за уроки не только в одно и то же время, но и на постоянном рабочем месте.

Приступать к выполнению домашнего задания лучше всего через один час или полтора часа после возвращения ребенка из школы, чтобы он успел отдохнуть от занятий, но еще не устал и не перевозбудился от домашних развлечений и игр с товарищами. Лучше всего начинать занятия в 16 часов. Если ребенок занят какими-либо другими важными делами (например, посещает кружок или спит после обеда, что для младшего школьника очень полезно), то, конечно, можно садиться за уроки и попозже. Но в любом случае нельзя откладывать это на вечер. Детям, занимающимся во вторую смену, лучше всего делать домашние задания утром.

Продолжительность работы ребенка по приготовлению домашних заданий должна быть следующей:

- до одного часа — в первом классе;

- до 1,5 часов — во втором;

- до 2 часов — в третьем и четвертом классе.

Именно такие нормативы устанавливаются Министерством образования. Следует заметить, что утомление у ребенка наступает гораздо быстрее, если он работает при шуме. Родителям важно позаботиться, чтобы никакой шум не проникал в комнату, в которой ребенок выполняет домашние задания.

Нередко родители задают такой вопрос: с какого предмета лучше начинать приготовление уроков? с трудного или легкого? В педагогической науке нет однозначного ответа на этот вопрос. Ученые и опытные педагоги считают, что правильно на него можно ответить лишь в том случае, если обладаешь знаниями об индивидуальных особенностях ребенка, о характерных чертах его работоспособности. Так например для учащихся обладающих «сильной» нервной системой характерна малая подверженность утомлению и в связи с этим меньшее время, необходимое для отдыха: подготовка уроков за один присест, постепенное втягивание в работу, наличие раскачки в начале занятий, подготовка уроков в последовательности от легких к трудным.

Учащиеся со «слабой» нервной системой характеризуются сравнительно большей утомляемостью и им необходим специальный отдых после школьных занятий, а также частые перерывы во время подготовки заданий.

Они испытывают потребность в полной тишине и уединении для занятий. Втягивание в работу без заметной раскачки, последовательность выполнения заданий от трудных к легким.

При работе участники группы учатся :

- слушать друг друга;

- договариваться друг с другом;

- вступать в дискуссию;

- организовать себя на дело.

Родители работают над выбранной проблемой, а учитель координирует работу, оказывает посильную помощь.

6. Выводы, заключения.

Решение родительского собрания.

  1. Родителям совместно со своим ребенком выработать наиболее рациональный режим для ученика и всячески содействовать его выполнению;
  2. Поддерживать у детей интерес к учебному труду, способствовать развитию их познавательной активности;
  3. Учить детей выполнять домашние задания самостоятельно, оставляя за собой руководство и помощь в необходимых пределах.

Спасибо Вам уважаемые родители, за то что пришли. Я надеюсь, что вы получили достаточно большую и точную информацию, при подготовке домашнего задания.

Рекомендации по подготовке домашних заданий.
«Как готовить домашнее задание по русскому языку».
1. Работу начинай с работы над ошибками (определи тип ошибки и отработай ее строго по памятке). Повтори правила, которые забыл.
2. Выучи или повтори заданное правило. Придумай свои примеры на это правило.
3. Прочитай поэтапно задания упражнения и объясни, как ты их понял.
4. Прочитай все упражнение, устно выполни задания к нему.
5. Выполни упражнение письменно.
6. Проверь всю работу.
«Если к завтрашнему дню нужно выучить стихотворение».
1. Приготовление уроков начинай с работы над стихотворением,
2. Прочитай стихотворение вспух. Объясни трудные слова.
3. Прочитай стихотворение выразительно. Постарайся прочувствовать настроение, ритм стихотворения.
4. Прочитай стихотворение еще 2-3 раза. Постарайся его запомнить.
5. Через несколько минут повтори стихотворение вслух по памяти, при необходимости заглядывая в текст.
6. После окончания домашней работы еще 2-3 раза повтори стихотворение, не заглядывая в текст.
7. Перед сном еще раз повтори стихотворение.
8. Утром следующего дня еще раз прочитай стихотворение, а потом расскажи его наизусть.
«Если на выучивание стихотворения дано 2 дня».
Первый день. Прочитай стихотворение про себя. Выясни непонятные слова и обороты. Еще несколько раз прочитай стихотворение про себя. Прочитай стихотворение вслух. Постарайся понять его построение, интонацию, ритм. Расскажи его несколько раз по памяти.
Второй день. Прочитай стихотворение про себя. Прочитай стихотворение громко и выразительно. Расскажи его по памяти. Перед сном расскажи еще раз. Утром следующего дня повтори стихотворение сначала по учебнику, а потом расскажи наизусть.
«Если стихотворение большое или трудно запоминается».
1. Раздели стихотворение на четверостишия или смысловые отрывки.
2. Выучи первый отрывок.
3. Выучи второй отрывок.
4. Повтори первый и второй отрывки вместе.
5. Выучи третий отрывок.
6. Расскажи наизусть все стихотворение.
7. Повтори стихотворение еще раз перед сном.
8. Утром следующего дня прочитай стихотворение по учебнику, а потом расскажи его наизусть.

«Как решать задачи».
1. Прочитай задачу и представь себе то, о чем говорится в задаче.
2. Поясни, что показывает каждое число, повтори вопрос задачи (найди данные числа и искомое число).
3. Запиши задачу кратко или выполни чертеж, проверь наличие знака вопроса.
4. Подумай, можно ли сразу ответить на вопрос задачи. Если нет, то почему. Что нужно узнать сначала, что потом.
5. Составь план решения (нарисуй «дерево» решения).
6. Запиши решение.
7. Проверь решение и запиши ответ на вопрос задачи.

«Как нужно готовить задание по устным предметам».
1. Вспомни, не открывая учебник, о чем узнал на прошлом уроке, о чем рассказывал учитель.
- какие ставили опыты;
- какие рассматривали таблицы, картины, карты.
2. Прочитай в учебнике вопросы, попробуй сам ответить на них. Если ответить не можешь, запомни вопросы, чтобы найти на них ответы при чтении текста.
3. Прочитай текст учебника.
4. Выполни задания учебника и ответь на вопросы.
5. Подготовься отвечать по теме урока:
- продумай план ответа;
- расскажи заданное по этому плану;
- старайся не просто рассказать, но и доказывать свои знания примерами из наблюдений, опытов, из своей жизни, из просмотренных передач, прочитанных книг;
- сделай выводы;
- открой учебник, с помощью рисунков, текста и выводов учебника проверь, как ты усвоил материал.

«Как нужно готовить задание по чтению».

Работа с заголовком.
1. Внимательно прочитай имя автора и заголовок и сформулируй для себя (предположи), о чем пойдет речь в тексте.
2. Вспомни все, что ты уже читал на эту тему, что знаешь о произведениях этого автора.
3. Поставь вопросы, на которые, по твоему мнению, в тексте будут даны ответы. После этого приступай к чтению текста.

Работа с текстом.
1. Прочитай текст, заметь слова и выражения, при чтении которых допущены ошибки.
2. Поработай над этими словами (прочитай несколько раз).
3. Обращай внимание на непонятное в тексте.
4. Выпиши или пометь непонятные слова.
5. Посмотри в словарик или обратись с вопросом к тому, кто тебе поможет.

Выделение главного.
1. Старайся отделить главное от второстепенного.
2. По ходу чтения составляй устный или письменный план, чтобы уяснить сюжет.
3. Составляй схему, таблицу, подбирай опорные слова.
4. Выдели героев и персонажей произведения, постарайся уяснить их роль в произведении.
5. На протяжении работы старайся представить себе то, о чем читаешь.
6. Обрати внимание на литературные изобразительные приемы в произведении (звукопись, олицетворение, сравнение, преувеличение, образные слова , использованные в переносном смысле, и т.д.).
7. Кратко перескажи текст. Проверь себя.

Работа с вопросами в конце текста
• Прочитай вопросы. Ответ на каждый вопрос найди в тексте, отметь его карандашом. Закрой книгу и ответь на все вопросы про себя.