сотрудничество семьи и школы в развитии навыков зож в младшем школьном возрасте
методическая разработка (1, 2, 3, 4 класс) на тему
Сотрудничество учителя и родителя для создания неформальной дружеской атмосферы жизнедеятельности школьников и привития им навыков здорового образа жизни
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
sotrudnichestvo_semi_i_shkoly.docx | 22.9 КБ |
Предварительный просмотр:
СОТРУДНИЧЕСТВО СЕМЬИ И ШКОЛЫ В РАЗВИТИИ НАВЫКОВ ЗОЖ В МЛАДШЕМ ШКОЛЬНОМ ВОЗРАСТЕ.
Азарёнок Н.Б.
учитель начальных классов ГБОУ СОШ № 83 Выборгского района Санкт-Петербурга, 083@shko.la
Азарёнок С.В.
социальный педагог ГБОУ СОШ № 560 Выборгского района Санкт-Петербурга, school560@yandex.ru
«Воспитание есть процесс социальный в самом широком смысле.
Воспитывает все: люди, вещи, явления,
но прежде всего и больше всего – люди.
Из них на первом месте – родители и педагоги» [4].
А. С. Макаренко.
«Берегите здоровье смолоду!» - эта пословица имеет глубокий смысл. Формирование здорового образа жизни должно начинаться с рождения ребенка для того чтобы у человека уже выработалось осознанное отношение к своему здоровью.
В настоящий момент в нашей стране реализуется приоритетный государственный проект «Формирование здорового образа жизни», основные положения которого были приняты на заседания президиума Совета при Президенте России по стратегическому развитию и приоритетным проектам 26 июля 2017 года.
Ключевая цель проекта – увеличить долю граждан, приверженных здоровому образу жизни, до 50% к 2020 году и до 60 % к 2025 году.
Приоритетный проект направлен на увеличение числа граждан, ответственно относящихся к своему здоровью и ведущих здоровый образ жизни, в том числе тех, кто систематически занимается физической культурой и спортом, снижение потребления табака, совершенствование законодательства в области рекламы, связанного с алкоголем, табаком, нерациональным питанием.
В рамках реализации проекта предполагается к концу 2019 года увеличить долю граждан, приверженных здоровому образу жизни, до 45%, а к концу 2025 года – до 60%; увеличить долю граждан, систематически занимающихся физической культурой и спортом, до 38% в 2019 году и до 45% в 2025 году; снизить распространённость потребления табака среди взрослого населения с 30,5% в 2017 году до 29,5% в 2019 году и 27% в 2025 году; снизить потребление алкогольной продукции на душу населения с 10 л в 2017 году до 9,3 л в 2019 году и до 8 л в 2025 году.
Естественно, что реализация этого проекта невозможна без участия школы, и начинать обучать детей тому, что называется «здоровый образ жизни», необходимо с первых дней его пребывания в образовательном учреждении.
Что включать в это понятие для ребенка младшего школьного возраста, и как объяснить любящим родителям, что делать, чтобы воспитать свое чадо здоровым, с детства приучить его к правильному образу жизни?
В здоровый образ жизни ребенка обязательно входят следующие составляющие:
- правильное и качественное питание;
- занятия физкультурой, спортом;
- равномерное сочетание умственных и физических нагрузок;
- адекватные возрасту эмоциональные нагрузки.
Конечно, здоровые дети – заслуга в первую очередь родителей. «Ценности семейной жизни, усваиваемые ребёнком с первых лет жизни, имеют непреходящее значение для человека в любом возрасте. Взаимоотношения в семье проецируются на отношения в обществе и составляют основу гражданского поведения человека»[1]. С этим трудно спорить. И совершенно справедливо, что последние шаги и государственной политики в области образования, и правовой системы направлены на реальное усиление роли и ответственности родителей в физическом, нравственном и интеллектуальном развитии личности ребёнка[5].
Однако в нашей стране в течение долгого времени в качестве основного социального института воспитания личности признавалась школа. Именно школа, по мнению государства и общества, была ответственна за всестороннее гармоничное развитие личности. Это выражалось и в коррекции семейного воспитания со стороны школьных специалистов (классных руководителей, психологов, социальных педагогов), и в попытках педагогического просвещения родителей (тематические родительские собрания, лектории), и в бесконечной «переписке» администрации школ с родителями по поводу поведения и результатов успеваемости [2].
Современность, со всеми ее вызовами и сложностями, определяет родителей и педагогов в качестве равноправных партнеров в воспитании ребенка, подразумевая под этим не просто взаимное уважение, доброжелательность и заинтересованность в успешном осуществлении сотрудничества, но и подлинное равенство сторон. Но, на наш взгляд, осознание этого факта пока еще только становится обычной практикой в отношениях между семьей и школой. Есть множество субъективных причин и объективных обстоятельств, по которым оба партнера иногда стремятся взять на себя или, напротив, переложить на другого все функции и ответственность за воспитание детей. Не будем их перечислять. Однако, как нам представляется, при всех прочих равных именно Педагог как не просто Взрослый Человек, а как тот субъект образовательного процесса, который обладает особыми специальными знаниями, необходимыми для выполнения профессиональных функций, играет в вышеуказанном тандеме роль лидера.
А это значит, что школа в целом, как профессиональное педагогическое сообщество, более ответственна за повышение качества образования и воспитания. И наиболее правильным путем в совместной деятельности партнеров будет реальная интеграция усилий, углубление воспитательного процесса.
Каждое образовательное учреждение ищет свои пути и формы как сделать так, чтобы родительская общественность чувствовала себя соратником педагогического коллектива, а не теми людьми, к которым обращаются время от времени - в случае необходимости или для приличия. Ответственность между семьей и школой делится поровну. Обе стороны являются членами одной команды, в которой точно должны быть обозначены функции каждой стороны. И каждая из сторон должна хорошо представлять функции своего партнера, чтобы избежать взаимных обвинений в некомпетентности. Партнёры, а не заказчик-потребитель и организатор-исполнитель – вот современная модель взаимоотношений в комплексе «семья + школа».
Нам представляется, что и первым шагом, и основным способом, и конечной целью сотрудничества учителей и родителей является создание неформальной дружеской атмосферы жизнедеятельности школьников.
Экскурсии по городу, игры на свежем воздухе, спортивные игры «Папа, мама и Я»; организация выставок, посвященных основам правильного питания, театральные постановки о здоровом образе жизни, кулинарные конкурсы – во всех этих мероприятиях с удовольствием принимают участие дети, особенно, когда в эту деятельность включаются их родители.
Ведь для детей их включение в совместную (со всеми взрослыми – родителями и учителями) творческую деятельность, является приоритетным способом удовлетворения их социальных потребностей. Ведь в ходе такой деятельности они получают возможность реально участвовать в генерировании идей, в планировании, организации, подготовке и проведении интересных и полезных дел. И ровно эти же факторы – участие в коллективной деятельности, практическая возможность проявления своих лидерских качеств и творческих талантов, удовлетворение потребностей в уважении, в том числе со стороны собственных детей, - становятся решающими для многих родителей, когда они принимают для себя решение активно включиться в школьную жизнь.
И подобная практика в полной мере подтверждает справедливость высказывания А.С. Макаренко: «Личность не воспитывается по частям, но создается синтетически всей суммой влияний, которым она подвергается» [3].
Литература:
1. Данилюк А.Я., Кондаков А.М., Тишков В.А. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России. – М.: «Просвещение», 2011 – с.16.
2. Елисеев А., Соколова Т. Взаимодействие субъектов воспитательного процесса // Воспитательная работа в школе. Пособие для директоров и педагогов общеобразовательных учреждений / Под ред.Л.В.Кузнецовой, сост.Г.С.Семенов. – М.: Школьная пресса, 2002. – с.77- 93.
3. Казаренков В.И. Взаимосвязь урочных и внеурочных занятий школьников.//Педагогика.-1993.-№3.- с.19.
4. Макаренко А.С. Пед. соч.: В 7 т. – М.: АПН РСФСР, 1957 – Т. 2. – с.20.
5. Федеральный закон "Об образовании в Российской Федерации", ст.44.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
"Роль школы в развитии интеллектуальных способностей детей младшего школьного возраста"
Перед каждым из педагогов нашей школы стоит задача в том, чтобы создать условия, при которых любой ребёнок мог бы продвигаться по пути к собственному совершенству, умел мыслить самостоятельно, нестанд...
Сотрудничество семьи и школы, как средство успешного воспитания детей младшего школьного возраста
Данная статья содержит материал в котором отражены формы взаимодействия классного руководителя с семьей обучающихся воспитанников для успешного воспитания детей....
Развитие коммуникативных умений и навыков у детей младшего школьного возраста.
В своей работе автор доказывает важность общения для развития речи и как следствие успешному познанию связей в природе, и в жизни вообще....
«Развитие образного мышления и графических навыков у детей младшего школьного возраста по средствам уроков ИЗО»
В статье рассказываертся о методах и приемах,используемых на уроках ИЗО, которые способствуют формированию у детей целостного взгляда на мир и ведут к пониманию законов мироздания...
Развитие певческих навыков у детей младшего школьного возраста
В пении формируются основные музыкальные способности детей. В младшем школьном возрасте важно найти у ребенка задатки творческих способностей и умело развить их....
Для родителей: развитие навыков самостоятельности в младшем школьном возрасте
Рекомендации для родителей обучающихся начального звена школы....