Дидактические игры
статья (4 класс) на тему

Участие младших школьников  в играх способствует их самоутверждению, развивает настойчивость, стремление к успеху, мотивационные качества. В играх совершенствуется мышление, включая действия по планированию, прогнозированию, взвешиванию шансов на успех, выбору альтернатив.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Учителя  перед детьми равны –

В глазах детей мы все мудры и правы!

И входим в их  цветные все мы сны

Чуть-чуть смешны, немного величавы.

                                                                                                                           (Н.А. Асташов)

Проработав с детьми младшего звена без малого 39 лет я поняла, что не зря жизнь посвятила детям. Именно дети младшего школьного возраста подкупают своей доверчивостью, искренностью, чистой и откровенной душой. Для меня это самое главное. Когда передо мной открывается хрупкий мир доверившихся учеников, это обязывает ко многому. Я вижу перед собой личности. А главным условием становления личности считаю развитие творческих способностей, логического и образного мышления, правильное видение и восприятие мира. С трепетом и замиранием в сердце встречаю новых учеников и представляюсь их первой учительницей. Опять и опять испытываю гордость, огромную радость и возможность участвовать в процессе становления, взросления человека.

        Я благодарю судьбу за предоставленную возможность стать учителем. Каждый раз говорю себе, что все сделаю, чтобы быть нужной, полезной детям, обществу.                                                                                                                                                                

Роль дидактической игры в учебном процессе младших школьников

Одной из фундаментальных проблем дидактики является тема игры в процессе современного образования.  Как показывают исследования Л.С. Выготского, Д.Б. Эльконина, А.Н. Леонтьева и др. ученых практическая ценность игрового обучения «обеспечена» многовековым опытом самостоятельной игры человека и человечества, начиная с раннего возраста и кончая процессом обучения в школе.

Будущее  настоятельно требует от нас «повернуть школу к личности», в корне изменить стратегию народного образования, а значит – и существующую теорию обучения, которая должна быть нацелена на формирование активной, сильной личности, способной смело разрабатывать стратегию поведения, осуществлять нравственный выбор и нести за него ответственность, то есть личность саморазвивающуюся и самореализующуюся.    

         Участие младших школьников  в играх способствует их самоутверждению, развивает настойчивость, стремление к успеху, мотивационные качества. В играх совершенствуется мышление, включая действия по планированию, прогнозированию, взвешиванию шансов на успех, выбору альтернатив.

Дидактические игры – это разновидность игр с правилами, специально создаваемых педагогической школой в целях обучения и воспитания детей. Они направлены на решение конкретных задач в обучении детей. Использование дидактических игр как средство обучения младших школьников определяется рядом причин:

- игровая деятельность как ведущая в дошкольном возрасте не потеряла своего значения в младшем школьном возрасте (Л.С. Выготский), поэтому опора на игровую деятельность, игровые формы и приемы – это наиболее адекватный  путь включения детей в учебную работу;

- освоение учебной деятельности, включение в нее детей идет медленно;

- недостаточно устойчиво произвольное внимание;

- игра влияет на мотивацию познавательной деятельности, на преодоление трудностей адаптации.

Структура дидактической игры:

- дидактическая задача;

- игровые действия;

- правила игры;

- результат.

        Функции дидактической игры:

 - формируется устойчивый интерес к учению и снятию напряжения, связанного с процессом адаптации к школьному режиму;

- формирование психических новообразований;

- формирование собственно-учебной деятельности;

- формирование общеучебных умений, навыков самостоятельной учебной работы;

- формирование навыков самоконтроля и самооценки;

- формирование адекватных взаимоотношений и освоение социальных ролей.

        Условия для проведения дидактической игры:

- наличие определенных знаний и умений относительно дидактических игр;

- выразительность проведения игры;

- необходимость включения педагога в игру;

- оптимальное сочетание занимательности и обучения;

- средства и способы, повышающие эмоциональное отношение детей к игре, следует рассматривать не как самоцель, а как путь, ведущий к выполнению дидактических задач;

- используемая в дидактической игре наглядность должна быть простой, доступной и емкой;

Виды дидактических игр:

- игры с предметами;

- настольные печатные;

- словесные игры.

Место дидактической игры на уроке.

В начале урока цель игры – организовать и заинтересовать детей, стимулировать их активность. В середине урока  дидактическая игра решает задачу усвоения темы.

В конце урока дидактическая игра может носить поисковый характер. На любом этапе урока дидактическая игра должна отвечать следующим требованиям:

- быть интересной, доступной, увлекательной, включать детей в разные виды деятельности. Игра может быть включена на любом этапе урока и различных типов уроков. Дидактическая игра входит в целостный педагогический процесс, сочетается и взаимосвязана с другими формами обучения и воспитания младших школьников.

Учиться надо весело,

Учиться будем весело,

Чтоб хорошо учиться.

Эти слова как нельзя лучше подходят к обучению в начальной школе. Задача педагогов – серьезное обучение сделать занимательным, не наполнять детей знаниями, а зажигать.

        Детям необходимо дарить интересные уроки. Яркость, эмоциональность, разнообразие видов работ, содержательность, самостоятельный поиск, активность пытливого, ищущего ума ученика, развитие воли – вот к чему обязан стремиться каждый педагог. Занимательность, игра на уроке – это отнюдь не  синоним развлекательности, а, наоборот, напряженный труд и постоянный поиск.

        Учеба – это серьезный труд. И именно  поэтому обучение должно быть интересным и занимательным, так как интерес вызывает удивление, будит мысль, вызывает желание понять явление.

        Когда учиться интересно, легко учиться, хочется учиться, радостно учиться. А счастливого ребенка легче учить и воспитывать, легче развивать его духовный потенциал, растить творца.

        Дидактических игр в настоящее время по разным дисциплинам огромное количество. Мною систематизирован и создан банк игр по русскому языку.

        Это игры, способствующие развитию общих навыков анализа и синтеза, игры, формирующие знания о частях речи и их признаках, о предложениях и т.д.

        Особенно хочется отметить и выделить роль грамматических сказки рассказов.

        Так при изучении состава слова использую грамматических  сказок и рассказов.

Перед корнем есть приставка,

Слитно пишется она.

А при помощи приставки

Образуются слова.          

Новые друзья корней

Долгое время на волшебной поляне корни и суффиксы жили одни. Но однажды произошло событие, которое многое изменило. Совершенно случайно зашли на поляну приставки. Это были удивительные девицы. Они так громко разговаривали, что корни вышли посмотреть, что же случилось.

Приставкам корни очень понравились, и захотели они вместе с ними жить .А так как корни были очень добрыми, то разрешили приставкам остаться. И не просто остаться,  а еще и построили им домики перед своими в знак уважения к женщинам. (Ведь приставки женского рода.) Вот так выглядели эти домики:     ¬  …...

Вместе с корнями и суффиксами приставки стали работать в слове. Они выполняют важную работу по образованию новых слов: например, морской – приморский – заморский.

Вместе работать всегда интереснее и веселее. Хотите попробовать? Но нужно сначала запомнить, кто где (в каком домике) живет, чтобы не перепутать.

Сестры  ПРЕ  и  ПРИ

        В одном из городов страны Морфологии жили приставки – сестры ПРИ и ПРЕ.

Приставка ПРИ была очень добрая и ласковая. Она хотела всех приласкать, приголубить.

Ее сестра приставка ПРЕ была совсем иного характера. Она всех преследовала, предавала, хотела превратить в своих рабов.

        И тогда на первом же Совете Приставок стали разбирать поведение приставки ПРЕ. Приставка РАЗ сказала: «Твоя мать ПЕРЕ не была такая злая, как ты». Все остальные приставки дружно поддержали ее. Приставка ПРИ, ее сестра, продолжила: «Почему ты слово передать переделала и получилось слово предать? Как тебе не стыдно? А еще сестра называется».

        Задумалась ПРЕ, понурила голову, приуныла, Прошло какое – то время и вдруг – чудо! – стала образовывать слова превосходной степени: ПРЕкрасный, ПРЕлестный.

Перевоспиталась приставка ПРЕ, осознала свою вину и теперь образует много слов с разным значением, а злых все меньше и меньше.

Веселые рифмы.

У корня в недругах, представь-ка,

Есть дама гордая – Приставка,

А злит его одним –

Стоит всегда лишь перед ним.

Приставка ПРИ-

Приближение

Прибыл ли поезд, приплыл пароход,

Космонавт прилетел из Вселенной –

Обо всех, кто придет, прилетит, приплывет

Пишется ПРИ, несомненно.        (Э. Успенский)

Присоединение

Винт привинтил, прикрутил колесо,

Приклеил, пришил умело –

Помни, что ПРИ говорят обо всем,

Что добрые руки приделали…      (Э. Успенский)

Нахождение

На пригорке придорожном

В пригороде приморском…

На пришкольном участке пригожем

Даже Привередливому – приволье.

Незаконченность, неполнота действия 

Язык прикусил – не совсем откусил.

Пригорело – не значит горит.

Помни, что следовало, но не совсем,

Пишут с приставкой ПРИ.     (Э. Успенский)

Объяснить правописание трудно – следует запомнить

С детских лет, признаюсь вам,

Все привык я делать сам.

Каждый день трудился,  

И - скажи на милость -

В пятницу со мною

Чудо приключились.

Приставка ПРЕ-

В значении «очень»

Предлинный достанет до крыши рукой,

Прежадный не даст вам конфету.

Кто очень такой или очень сякой –

ПРЕ мы напишем  при этом.      (Э. Успенский)

(Исключения: прискорбный, причудливый.)

Причудливый, прискорбный –

Запомнить мы должны!

Их пишем не по правилам,

Вернее… вопреки.

Сходна с ПЕРЕ-

Дожди непрерывные льют в октябре,

Но грамотным дождь – не преграда.

Где очень похожи ПЕРЕ и ПРЕ,

Там только ПРЕ ставить надо… (Э. Успенский)

Объяснить правописание трудно – следует запомнитьп

Пренебрегать, преследовать, презрение –

Ты не найдешь им объяснения.

Пренебрегать, преследовать, презрение.

Запомнить их – разумное решение!



Предварительный просмотр:

Учителя  перед детьми равны –

В глазах детей мы все мудры и правы!

И входим в их  цветные все мы сны

Чуть-чуть смешны, немного величавы.

                                                                                                                           (Н.А. Асташов)

Проработав с детьми младшего звена без малого 39 лет я поняла, что не зря жизнь посвятила детям. Именно дети младшего школьного возраста подкупают своей доверчивостью, искренностью, чистой и откровенной душой. Для меня это самое главное. Когда передо мной открывается хрупкий мир доверившихся учеников, это обязывает ко многому. Я вижу перед собой личности. А главным условием становления личности считаю развитие творческих способностей, логического и образного мышления, правильное видение и восприятие мира. С трепетом и замиранием в сердце встречаю новых учеников и представляюсь их первой учительницей. Опять и опять испытываю гордость, огромную радость и возможность участвовать в процессе становления, взросления человека.

        Я благодарю судьбу за предоставленную возможность стать учителем. Каждый раз говорю себе, что все сделаю, чтобы быть нужной, полезной детям, обществу.                                                                                                                                                                

Роль дидактической игры в учебном процессе младших школьников

Одной из фундаментальных проблем дидактики является тема игры в процессе современного образования.  Как показывают исследования Л.С. Выготского, Д.Б. Эльконина, А.Н. Леонтьева и др. ученых практическая ценность игрового обучения «обеспечена» многовековым опытом самостоятельной игры человека и человечества, начиная с раннего возраста и кончая процессом обучения в школе.

Будущее  настоятельно требует от нас «повернуть школу к личности», в корне изменить стратегию народного образования, а значит – и существующую теорию обучения, которая должна быть нацелена на формирование активной, сильной личности, способной смело разрабатывать стратегию поведения, осуществлять нравственный выбор и нести за него ответственность, то есть личность саморазвивающуюся и самореализующуюся.    

         Участие младших школьников  в играх способствует их самоутверждению, развивает настойчивость, стремление к успеху, мотивационные качества. В играх совершенствуется мышление, включая действия по планированию, прогнозированию, взвешиванию шансов на успех, выбору альтернатив.

Дидактические игры – это разновидность игр с правилами, специально создаваемых педагогической школой в целях обучения и воспитания детей. Они направлены на решение конкретных задач в обучении детей. Использование дидактических игр как средство обучения младших школьников определяется рядом причин:

- игровая деятельность как ведущая в дошкольном возрасте не потеряла своего значения в младшем школьном возрасте (Л.С. Выготский), поэтому опора на игровую деятельность, игровые формы и приемы – это наиболее адекватный  путь включения детей в учебную работу;

- освоение учебной деятельности, включение в нее детей идет медленно;

- недостаточно устойчиво произвольное внимание;

- игра влияет на мотивацию познавательной деятельности, на преодоление трудностей адаптации.

Структура дидактической игры:

- дидактическая задача;

- игровые действия;

- правила игры;

- результат.

        Функции дидактической игры:

 - формируется устойчивый интерес к учению и снятию напряжения, связанного с процессом адаптации к школьному режиму;

- формирование психических новообразований;

- формирование собственно-учебной деятельности;

- формирование общеучебных умений, навыков самостоятельной учебной работы;

- формирование навыков самоконтроля и самооценки;

- формирование адекватных взаимоотношений и освоение социальных ролей.

        Условия для проведения дидактической игры:

- наличие определенных знаний и умений относительно дидактических игр;

- выразительность проведения игры;

- необходимость включения педагога в игру;

- оптимальное сочетание занимательности и обучения;

- средства и способы, повышающие эмоциональное отношение детей к игре, следует рассматривать не как самоцель, а как путь, ведущий к выполнению дидактических задач;

- используемая в дидактической игре наглядность должна быть простой, доступной и емкой;

Виды дидактических игр:

- игры с предметами;

- настольные печатные;

- словесные игры.

Место дидактической игры на уроке.

В начале урока цель игры – организовать и заинтересовать детей, стимулировать их активность. В середине урока  дидактическая игра решает задачу усвоения темы.

В конце урока дидактическая игра может носить поисковый характер. На любом этапе урока дидактическая игра должна отвечать следующим требованиям:

- быть интересной, доступной, увлекательной, включать детей в разные виды деятельности. Игра может быть включена на любом этапе урока и различных типов уроков. Дидактическая игра входит в целостный педагогический процесс, сочетается и взаимосвязана с другими формами обучения и воспитания младших школьников.

Учиться надо весело,

Учиться будем весело,

Чтоб хорошо учиться.

Эти слова как нельзя лучше подходят к обучению в начальной школе. Задача педагогов – серьезное обучение сделать занимательным, не наполнять детей знаниями, а зажигать.

        Детям необходимо дарить интересные уроки. Яркость, эмоциональность, разнообразие видов работ, содержательность, самостоятельный поиск, активность пытливого, ищущего ума ученика, развитие воли – вот к чему обязан стремиться каждый педагог. Занимательность, игра на уроке – это отнюдь не  синоним развлекательности, а, наоборот, напряженный труд и постоянный поиск.

        Учеба – это серьезный труд. И именно  поэтому обучение должно быть интересным и занимательным, так как интерес вызывает удивление, будит мысль, вызывает желание понять явление.

        Когда учиться интересно, легко учиться, хочется учиться, радостно учиться. А счастливого ребенка легче учить и воспитывать, легче развивать его духовный потенциал, растить творца.

        Дидактических игр в настоящее время по разным дисциплинам огромное количество. Мною систематизирован и создан банк игр по русскому языку.

        Это игры, способствующие развитию общих навыков анализа и синтеза, игры, формирующие знания о частях речи и их признаках, о предложениях и т.д.

        Особенно хочется отметить и выделить роль грамматических сказки рассказов.

        Так при изучении состава слова использую грамматических  сказок и рассказов.

Перед корнем есть приставка,

Слитно пишется она.

А при помощи приставки

Образуются слова.          

Новые друзья корней

Долгое время на волшебной поляне корни и суффиксы жили одни. Но однажды произошло событие, которое многое изменило. Совершенно случайно зашли на поляну приставки. Это были удивительные девицы. Они так громко разговаривали, что корни вышли посмотреть, что же случилось.

Приставкам корни очень понравились, и захотели они вместе с ними жить .А так как корни были очень добрыми, то разрешили приставкам остаться. И не просто остаться,  а еще и построили им домики перед своими в знак уважения к женщинам. (Ведь приставки женского рода.) Вот так выглядели эти домики:     ¬  …...

Вместе с корнями и суффиксами приставки стали работать в слове. Они выполняют важную работу по образованию новых слов: например, морской – приморский – заморский.

Вместе работать всегда интереснее и веселее. Хотите попробовать? Но нужно сначала запомнить, кто где (в каком домике) живет, чтобы не перепутать.

Сестры  ПРЕ  и  ПРИ

        В одном из городов страны Морфологии жили приставки – сестры ПРИ и ПРЕ.

Приставка ПРИ была очень добрая и ласковая. Она хотела всех приласкать, приголубить.

Ее сестра приставка ПРЕ была совсем иного характера. Она всех преследовала, предавала, хотела превратить в своих рабов.

        И тогда на первом же Совете Приставок стали разбирать поведение приставки ПРЕ. Приставка РАЗ сказала: «Твоя мать ПЕРЕ не была такая злая, как ты». Все остальные приставки дружно поддержали ее. Приставка ПРИ, ее сестра, продолжила: «Почему ты слово передать переделала и получилось слово предать? Как тебе не стыдно? А еще сестра называется».

        Задумалась ПРЕ, понурила голову, приуныла, Прошло какое – то время и вдруг – чудо! – стала образовывать слова превосходной степени: ПРЕкрасный, ПРЕлестный.

Перевоспиталась приставка ПРЕ, осознала свою вину и теперь образует много слов с разным значением, а злых все меньше и меньше.

Веселые рифмы.

У корня в недругах, представь-ка,

Есть дама гордая – Приставка,

А злит его одним –

Стоит всегда лишь перед ним.

Приставка ПРИ-

Приближение

Прибыл ли поезд, приплыл пароход,

Космонавт прилетел из Вселенной –

Обо всех, кто придет, прилетит, приплывет

Пишется ПРИ, несомненно.        (Э. Успенский)

Присоединение

Винт привинтил, прикрутил колесо,

Приклеил, пришил умело –

Помни, что ПРИ говорят обо всем,

Что добрые руки приделали…      (Э. Успенский)

Нахождение

На пригорке придорожном

В пригороде приморском…

На пришкольном участке пригожем

Даже Привередливому – приволье.

Незаконченность, неполнота действия 

Язык прикусил – не совсем откусил.

Пригорело – не значит горит.

Помни, что следовало, но не совсем,

Пишут с приставкой ПРИ.     (Э. Успенский)

Объяснить правописание трудно – следует запомнить

С детских лет, признаюсь вам,

Все привык я делать сам.

Каждый день трудился,  

И - скажи на милость -

В пятницу со мною

Чудо приключились.

Приставка ПРЕ-

В значении «очень»

Предлинный достанет до крыши рукой,

Прежадный не даст вам конфету.

Кто очень такой или очень сякой –

ПРЕ мы напишем  при этом.      (Э. Успенский)

(Исключения: прискорбный, причудливый.)

Причудливый, прискорбный –

Запомнить мы должны!

Их пишем не по правилам,

Вернее… вопреки.

Сходна с ПЕРЕ-

Дожди непрерывные льют в октябре,

Но грамотным дождь – не преграда.

Где очень похожи ПЕРЕ и ПРЕ,

Там только ПРЕ ставить надо… (Э. Успенский)

Объяснить правописание трудно – следует запомнитьп

Пренебрегать, преследовать, презрение –

Ты не найдешь им объяснения.

Пренебрегать, преследовать, презрение.

Запомнить их – разумное решение!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Дидактическая игра "В волейбол играем-английский повторяем!"

Игра предназначена для повторения темы "Животные" на уроках английского языка. Для детей, начинающих изучать язык. ( 2 класс)....

Дидактические игры по теме "Зимние Олимпийские игры"

Дидактические игры представлены в виде презентации, предназначены для учащихся начальной школы к уроку физической культуры....

Дидактическая игра "Биржа". Во время этой игры детям предлагаются дифференцированные задания по окружающему миру и математике в 4 классе.

Наша "Биржа" интеллектуальная. Мы "покупаем акции", то есть задания и обмениваем их на оценки. Карточки с заданиями разных цветов: для сильных, средних и слабых. Первые двое учеников, справившиеся с з...

Курсовая работа "Дидактическая игра как средство развития познавательного интереса у младших школьников" и конспекты уроков математикис применением дидактических игр.

Данная курсовая работа показывает эффективность применения дидактических игр на уроках математики, а конспекты подтверждают практическое применение игр на уроках в начальной школе. ...

Дидактическая игра «Кто играет в прятки с Черепашкой?» (для дошкольников)

Дидактическая игра «Кто играет в прятки  с Черепашкой?»Разработала: учитель-логопед Марченко Елена АлександровнаЗадачи:- учить понимать значение глаголов, объединять их единым смыслом (по тр...

Дидактическая игра "Своя игра"

Класс делится на две команды. Команды по очереди выбирают тему и вопрос на любое количество очков (вопросы усложняются по мере возрастания очков). После обсуждения в команде дети отвечают на поставлен...

Дидактическая игра по математике "Своя игра"

Дидактическая игра по математике "Своя игра" для учеников второго класса. Целесообразно её проводить в конце учебного года, так как весь материал нацелен на повторение изученного за весь год...