«Духовность и нравственность – основа воспитательной работы в школе»
статья на тему

Тихонова Наталья Викторовна

Доклад

Скачать:


Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ  ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«УЗУНОВСКАЯ  СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ  ШКОЛА»

Г.О. СЕРЕБРЯНЫЕ  ПРУДЫ  

МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ   РФ

Выступление по теме

«Духовность и нравственность  -

основа воспитательной работы в школе»

                   Подготовила: Н.В. Тихонова,

учитель начальных классов,

заместитель директора по ВР

2017 год

«Духовность и нравственность –

основа воспитательной работы в школе»

Слайд

№1

Выдающийся педагог К.Д. Ушинский писал: «Дух школы, ее направление, ее цель должны быть обдуманы и созданы нами самими, сообразно  истории нашего народа, степени его развития, его характера, его религии. Постигая отечественную культуру, связанную непосредственно с духовным опытом, школьник придет к осмыслению того в какой стране он живет, какие ценности отстаивали его предки».

      Воспитательное пространство МОУ «Узуновская СОШ» представляет собой систему условий, возможностей для саморазвития личности, образуемых отдельными субъектами этого пространства – детьми, педагогами, родителями.

          Цель воспитательной работы школы: создание условий для становления и развития качеств личности на основе нравственных ценностей и исторического опыта России, направленное на формирование активной жизненной позиции.

         Система духовно-нравственного воспитания направлена на организацию нравственного уклада школьной жизни, включающего воспитательную, учебную, внеурочную, социально-значимую деятельность обучающихся, участие в районных мероприятиях, работа с педагогическим коллективом, взаимодействие с родителями.

Слайд

№2

                      Особенно хотелось бы остановиться на одной из основных форм воспитания духовно-нравственной личности в нашей школе – краеведении.

Есть в нашей школе уголок, где можно встретиться с прошлым и осмыслить современное – это наш школьный музей, который был основан еще в 1974 году.  

          Многие годы тщательно и с любовью об истории жизни земляков обучающиеся под руководством классных руководителей и руководителя школьного музея собирают в школьный музей экспонаты:             альбомы, фотографии, газетные вырезки, отзывы об экскурсиях, которые мы теперь можем не только рассматривать, читать, но и восхищаться собранным материалом, работать с ним, рассказывать и показывать другим заинтересовавшимся.

Ежегодно юные  краеведы принимают участие в районных, областных краеведческих конференциях.

Так, Воронин Михаил, выпускник 2016г., стал победителем районной историко – краеведческой конференции с исследовательской работой «Семейные фотохроники Великой Отечественной войны».

Чтобы привить детям любовь к родному краю, вызвать интерес к своей истории, регулярно к знаменательным датам классными руководителями  совместно с краеведческим музеем проводятся торжественные мероприятия: линейки, Уроки мужества, уроки истории при изучении тем о войне, готовятся сообщения по материалам музея о детях войны, тружениках тыла, ветеранах Великой Отечественной войны; сочинения «История войны в судьбе моей семьи»,  «Навечно в памяти народа».

Незабываемыми остаются для ребят экскурсии в музей по темам «История комсомольской организации», «Трудовые династии нашего села», «Школа и ее выпускники», «Село Узуново в годы Великой Отечественной Войны».

 Тема «Земляки» является ведущей  в историко – краеведческой  работе. Исследовательская работа                 Гладилиной Александры, выпускницы 2017 г.,  на тему «Героизм и милосердие наших земляков во время освобождения Москвы» стала ярким тому подтверждением. D:\картинки\Оформительские рамки\Мишки+гномики\Гномик.png

Ветераны Великой Отечественной войны, труженики тыла нашего села охвачены вниманием и заботой: для них ребята готовят своими руками подарки, поздравляют со всеми праздниками, оказывают  помощь в уборке территории у дома. Ежегодно воспитанники школы активно участвуют во Всероссийской  акции «Георгиевская ленточка», «Бессмертный полк», «Свет в окне».

Традиционными стали общешкольные мероприятия памяти В.И. Чуйкова, экскурсии в районный музей В.И.Чуйкова, вахты памяти.

Юные краеведы Новик Анна, Болдаева Полина, Мильцева Анастасия в 2016 году стали призерами областного конкурса (очный этап) «Мой музей», в коллективной номинации «Музейная экспозиция патриотической направленности «Пусть поколения знают!».

 Благодаря кропотливой совместной деятельности обучающихся и педагогов фильм «Любить и беречь Родину» стал победителем областного конкурса музеев в 2012 году  (г. Ивантеевка). Эта победа - свидетельство того, что наш музей стал настоящим центром патриотического, духовно-нравственного воспитания в школе.

Активно продолжается краеведческая работа  и в летнем детском оздоровительном лагере «Узуновец». Это уроки: «Пушкинский след в Подмосковье», «Наш земляк Сергей Столяров», «Россия - наша держава», и знакомство с  достопримечательностями с. Узуново, и посещение Никольского Храма, и торжественная линейка, посвященная Дню памяти и скорби «Память вечно жива»,  и презентация «Детство, опаленное войной», и экскурсия в школьный музей «Военные экспонаты рассказывают».

Еще одним из главных направлений работы мы считаем изучение православной культуры. На уроках: «Основы религиозной культуры и светской этики»,  «Духовное краеведение Подмосковья», занятиях дополнительного образования обучающиеся знакомятся с историей православия в мире, становлением и развитием православия на Руси. Уроки православной культуры дают позитивные  результаты. Души детей становятся чище.

Неоценимую помощь оказывают нам священнослужители. Ведь только они могут сказать то слово, в котором нуждается душа ребенка,  родителей и педагогов.  Нашими частыми гостями стали иерей Виталий Храмов, настоятель Никольской церкви, и иерей Максим, настоятель храма с. Петрова.

 Сотрудничество с ними расширилось и обрело новые  формы: это и молебен на успешную учебу, и проведение разъяснительной  работы с родителями и  обучающимися на нравственные темы: «О молодежных объединениях, группировках», «Нравственный облик молодого человека», «Здоровый образ жизни», экскурсии в храмы городского округа Серебряные Пруды, совместные праздники, посвященные Славянской письменности, Рождеству, Пасхе. Свои впечатления дети оставляют в сочинениях, отзывах, которыми продолжает пополнятся наш музей.

Обучающиеся активно участвуют в школьных и районных фестивалях, творческих конкурсах  «Я люблю Россию», «В мире права и закона», «Права человека глазами ребенка», «И помнит мир спасенный»,  «Рождественское чудо», «Чудо из чудес – Христос Воскрес», «Агафангеловские чтения», «Красота Божьего мира», в которых становятся победителями и призерами.

Слайд

№ 3

Слайд

№4

Слайд

№5

Слайд №6

Слайд №7

Слайд №8

Слайд №9

 Слайд №10

Слайд №11

Слайд №12

Слайд №13

Слайд №14

Слайд №15

Слайд №16

Слайд №17

Слайд №18

Слайд №19

Слайд №20

Слайд №21

Слайд №22

Слайд №23

Слайд №24

Слайд №25

Слайд №26

Слайд №27

Слайд №28

Слайд №29

Слайд №30

Слайд №31

Слайд №32

Слайд №33

Слайд №34

Слайд №35

Слайд №36

Слайд №37

          Воспитать духовно-нравственную личность в отрыве от семьи невозможно. В воспитании детей семья не может быть заменена никаким другим социальным институтом, ей принадлежит исключительная роль в содействии становлению детской личности.             Для родителей проводятся индивидуальные беседы, общешкольные собрания по темам: «Поговорим о правах ребёнка», «Взаимодействие образовательного учреждения и семьи по вопросам духовно-нравственного воспитания», «Медиабезопасность», на которые приглашаются специалисты медицины, психологи СРЦН «Подросток», сотрудники полиции.

      Родители участвуют в подготовке и проведении школьных мероприятий, организуют экскурсии по историческим местам боевой славы, в музеи.

      Неизгладимые впечатления оставляют встречи с родителями – участниками боевых действий. Так, Петрухин Владимир (отец ученика школы) на вечере памяти «Афганский излом» рассказал о своей службе в Афганистане.

Слайд №38

Слайд №39

Слайд №40

Слайд №41

Слайд №42

Слайд №43

            Вопросы духовно-нравственного воспитания регулярно рассматриваются на заседаниях школьного методического объединения классных руководителей, педагогических  советах «Бесконфликтная школьная среда. Как ее достичь?»; «Здоровый образ жизни – экология души воспитанника и педагога»

  Педагоги нашей школы  приняли участие в работе зональной научно – практической  конференции в городе Коломна  по теме «Из опыта социально – педагогической работы школы по предупреждению асоциального поведения обучающихся»;

в г. Зарайске, в конференции «Историко – культурные традиции в формировании нравственных ценностей подрастающего поколения» - Смыслова Елена Сергеевна.

Слайд №44

Хочется надеяться, что духовно – нравственное  направление в нашей работе поможет  детям стать культурными и воспитанными.

Детство – это удивительная страна. Её впечатления остаются на всю жизнь.  Душа, как храм,  закладывается в детстве. И мы, педагоги, прикладываем все усилия, чтобы воспитать чуткую, отзывчивую,  добрую душу ребенка.

Слайд №45


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Воспитательная работа в школе

«Отделять учение или науку от воспитания – пагубный предрассудок, в который ныне впадают многие, особенно люди, мечтающие приготовить посредством школы гражданина и совершить это посредством науки. Са...

Основы воспитательной работы, как одно из условий реализации требований ФГОС

Согласно ФГОС нового поколения успешность современного человека определяют ориентированность на знания и использование новых технологий, активная жизненная позиция, установка на рациональное использов...

Гражданско-патриотическое воспитание как основа воспитательной работы классного руководителя

Гражданско — патриотическое воспитание — это систематическая деятельность по формированию у юных граждан патриотического сознания, ценностей, чувства верности своему Отечеству, готовности ...

Доклад на тему"Духовно–нравственное развитие и гражданско–патриотическое воспитание обучающихся как основа воспитательной работы гимназии (из опыта работы)"

В докладе раскрыт опыт работы учителя по теме"Духовно-нравственное развитие и гражданско-патриотическое воспитание обучающихся"....

Духовно-нравственное развитие и воспитание учащихся как основа воспитательной работы в школе

Духовно-нравственное воспитание – это педагогически организованный процесс, в котором учащимся передаются духовно-нравственные нормы жизни, создаются условия для усвоения и принятия обучающимися...