Главные вкладки

    Доклад на тему"Духовно–нравственное развитие и гражданско–патриотическое воспитание обучающихся как основа воспитательной работы гимназии (из опыта работы)"
    статья (3 класс) на тему

    Чекмарёва Анна Юрьевна

    В докладе раскрыт опыт работы учителя по теме"Духовно-нравственное развитие и гражданско-патриотическое воспитание обучающихся".

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл doklad_na_seminare.docx21.69 КБ

    Предварительный просмотр:

    МБОУ «Зубово – Полянская  гимназия»

    Доклад

    Духовно–нравственное  развитие  и

    гражданско–патриотическое  воспитание

    обучающихся как  основа  воспитательной

    работы  гимназии (из опыта  работы).

    Подготовила  учитель начальных  классов

    МБОУ «Зубово-Полянская гимназия»

    Чекмарёва А.Ю.

    август  2018 года

          Образование – это неразрывное единство обучения и воспитания. Задача системы образования сегодня – не только формирование индивида с широким мировоззренческим кругозором, с развитым интеллектом, с высоким уровнем знаний, но и духовной личности, от интеллектуального, политического, культурного уровня которого во многом будет зависеть будущее общество.     Прежде всего, духовная личность – результат долгого, упорного и целенаправленного процесса самоорганизации, семейного и общественного воспитания и просвещения. Духовный человек – это гражданин и патриот с сильным национальным характером, ответственный за порученное дело, умеющий трудиться и адаптироваться к меняющимся социальным условиям. Добрый и отзывчивый, уважительно относящийся к детству, к старости, к ценностям здоровой и полноценной семьи, ведущий здоровый образ жизни, нравственно состоятельный, эстетически просвещённый. Это человек со здоровым чувством национальной гордости и развитым национальным сознанием.    Духовно – нравственное становление детей и молодёжи, подготовка их к самостоятельной жизни есть важнейшая составляющая развития общества и государства.

              Главной задачей школы является формирование личности, проникнутой духом родной культуры. Понимая, что в обществе произошло снижение воспитательного воздействия национального фактора на формирование нравственности и патриотизма, необходимо возрождать патриотизм инравственность в наших детях. Духовно-нравственное и гражданско-патриотическое воспитание представляются неразрывно связанными между собой и одинаково важны для становления личности, связанной с родными корнями, лучшим в культуре своих предков, героическим прошлым России. Под духовно-нравственным воспитанием понимается передача детям тех знаний, которые формируют их нравственность на основе традиционной для Отечества духовности, формирование опыта поведения и жизнедеятельности на базе духовно-нравственных ценностей, выработанных христианской культурой в течение двух тысячелетий. Духовно-нравственное воспитание, будучи стержнем формирования нравственной личности, гражданина и патриота России, является неотъемлемой частью общего учебно-воспитательного процесса, осуществляемого в системе отечественного образования. Традиционная педагогика считает необходимым целенаправленное развитие у человека проявлений духовности, а точнее – ее светлой стороны, ориентированной на доброту, любовь, истину, уважение к другим людям, сострадание, сочувствие, что соответствует православным ценностным ориентациям, определяющим смысл жизни человека как непрерывное духовно-нравственное его совершенствование. Под гражданско-патриотическим воспитанием понимается формирование у детей и подрост ков высокого патриотического сознания, верности своему Отечеству, готовности к выполнению гражданского долга и конституционных обязанностей по защите интересов Родины. Патриотическое воспитание направлено на формирование и развитие личности, обладающей качествами гражданинапатриота Родины, способного успешно выполнять гражданские обязанности в мирное и военное

           Для достижения цели по духовно-нравственному и гражданско-патриотическому воспитанию школа решает следующие основные задачи:  изучение истории своего края;  воспитание чувства любви, гордости за свою Родину, готовности её защищать; развитие у подрост ков уважения, милосердия и сочувствия к ветеранам войны и труда, семьям погибших защитников Отечества, престарелым людям;  создание необходимых условий для воспитания патриотизма, как духовной составляющей личности гражданина. Правильное определение цели и задач работы данных направлений помогает выбрать оптимальные методы и формы организации воспитательных мероприятий: конкурсы сочинений, рисунков, стихотворений, просмотр видеофильмов, экскурсии по родному краю, беседы встречи с интересными людьми.

    Детство – это удивительная страна. Её впечатления остаются на всю жизнь. Человек как храм закладывается в детстве.

    Роль педагога – организующая, направляющая, основывающаяся на свободном творческом взаимодействии ученика с учителем, коллективом и обществом.

    Истинное назначение педагога – духовное творение  и развитие человека, приобщение к духовным ценностям, формирование духовности. Учитель – не просто предметник, а учитель жизни, который помогает ученикам найти своё предназначение, постараться  убедить учеников в их человеческой ценности и развивать то, что заложено в них.

    Что мы хотим воспитать в наших детях? Как помочь беззащитному ребёнку противостоять агрессии зла? Как научить чуткости, нравственной самостоятельности? Как научить видеть, где добро, а где зло? Как помочь уйти от зла, не оглядываясь на других?

    Эти и другие духовно-нравственные вопросы я стараюсь решать на уроках  литературного чтения, русского языка, природоведения, а также на классных часах  и внеклассных мероприятиях,  экскурсиях, при  проведении родительских собраний и т.д. 

             Так уж получается, что с каждым классом мы работаем всего лишь четыре года. Но это самые важные и ценные годы школьной жизни, потому что за это время формируется детский  коллектив, зарождаются отношения  между ребятами, воспитываются важные человеческие качества, такие как доброта, порядочность, честность, трудолюбие, взаимопонимание, уважение к старшим и т.д. Поэтому на  каждом  уроке в начальной школе ведётся воспитательная работа. Особенно в первом классе.  

    В первом классе очень важно также привить правила этикета, уважение к семье, к учителю, друг к другу. Мне хочется остановиться лишь на некоторых направлениях. Это воспитание нравственных чувств и этического сознания, а также формирование ценностного отношения к семье, здоровью и здоровому образу жизни.

    Приоритетным направлением является воспитание гражданственности, патриотизма, нравственных ценностей, уважения к правам, свободам и обязанностям человека. Духовное развитие личности невозможно без привития любви к Родине, чувства гордости за свою школу, класс. Здесь мы проводим цикл классных часов по теме «Я – гражданин России», «Мои истоки», «Моя малая Родина».

    Очень много мероприятий проводится для воспитания благоприятных отношений в коллективе. Это классные часы о толерантности, дружбе, милосердии.( «Уроки толерантности», «Поговорим о дружбе», «Мой дом - моя крепость»).

    Воспитание духовности неразрывно связано с отношениями в семье. А одним из показателей благополучия семьи является уважительное отношение к родителям. Моя задача - правильно организовать занятия в данном направлении. Как гласит народная мудрость: «Без корня и полынь не растёт», поэтому невозможно вырастить настоящего гражданина и достойного человека без уважительного, трепетного отношения к своей семье, к своим истокам. Для каждого ребёнка первый шаг к познанию Родины - изучение своей семьи.

    И здесь не обходится без поддержки школы. В этой работе эффективными являются родительские собрания, которые мы проводим каждую четверть. Многие из них посвящены «семейным» темам, например «Всё начинается с семьи», «Я и мой ребёнок», «О запретных и желательных выражениях в семье», «Заповеди воспитания» и т.д. Очень часто проводятся собрания в поддержку родителям, которые носят консультативный, рекомендательный характер («Как помочь ребёнку в приготовлении домашнего задания», «Как воспитать книгочея?», «Как помочь ребёнку адаптироваться в школе?»). Иногда проводится анкетирование, которое выявляет проблемы конкретного ребёнка. Много положительного дают индивидуальные беседы с родителями.

    Положительным в работе с родителями являются и внеклассные мероприятия, посвящённые Дню Матери, Международному женскому дню, Дню пожилого человека, Дню Защитника Отечества. На утренниках, посвящённых мамам, мы с ребятами очень часто представляем сценки, в которых принимают участие мамы и дети, исполняем песни семейными дуэтами, устраиваем поэтические вечера, создаём презентации «Портрет мамы», «Я и моя мама», «Письмо маме».

    Духовное воспитание в начальной школе начинается с первых дней первого учебного года, с первых страниц учебника  Азбуки, на которых мы знакомимся с создателями первой славянской письменности Кириллом и Мефодием, а продолжается интересной внеклассной работой. На классных часах мы в доступной форме рассказываем о великих праздниках: о Рождестве, о Пасхе. К Пасхе мы устраиваем конкурс «Лучшее пасхальное яичко». Детям нравятся экскурсии в Свято –Варсонофьевский монастырь с.Покровские Селища.

     Духовно-нравственное воспитание осуществляется как целенаправленная деятельность, одной из основных форм которой является повышение культуры учащихся через участие в творческих конкурсах, выставках и соревнованиях. Мы стараемся с ребятами принимать участие в районных и школьных конкурсах и конференциях. Особенно понравился детям проект «Защитим лес», интересным показалось участие в научной конференции, где мы представляли герб Зубово-Полянского района.

    Духовно-нравственное воспитание неразрывно связано с патриотическим воспитанием.

    Работа по патриотическому  воспитанию  должна вестись ежедневно. Учителю не должно быть безразлично, что происходит в стране. Учащиеся должны чувствовать и видеть, что их учитель безгранично любит свою страну и свой народ, тогда они будут верить учителю, и воспитание патриотизма будет направлено в нужное русло.

    В начальных классах патриотическое воспитание начинается с уроков окружающего мира, где изучается история страны в доступной краткой форме, а продолжается на классных часах ( «Мы - за мирное детство»,  «Уроки мужества») Серьёзная работа проводится ко Дню Победы. Ребята активно участвуют в школьных мероприятиях и акции «Бессмертный полк». В классе мы проводим конкурсы на лучшее прочтение стихотворений о Великой Отечественной войне. Наши дети стали лауреатами российского конкурса на лучший рисунок о войне. Ответственно ребята подошли к подготовке открытого классного часа «Нам не нужна война!». Глубокий след в сердцах детей оставил классный час о детях блокадного Ленинграда. Запомнился ребятам и поход в краеведческий музей, в котором они узнали о земляках – ветеранах Великой Отечественной войны, участниках боевых событий в Афганистане и Чечне. Традицией стало ежегодное возложение цветов к памятнику погибших воинов, который находится в центре посёлка.

    Я считаю, что патриотическое  воспитание на основе исторических событий благотворно влияет на все стороны и формы взаимоотношений человека с миром. Это доказывает особую значимость и актуальность работы по патриотическому воспитанию детей.

    Надо, чтобы дети любили свою семью, тот уголок, где они родились и выросли, то государство, которое заботится о нынешнем будущем своих граждан. Дети должны любить свою Родину, уважать её традиции, знать историю своей страны. Если будут такие люди, они сделают всё для процветания нашей России.

    Будущее любой страны, любой нации – это подрастающее поколение. В зависимости от того, как воспитывать детей, как готовить их к взрослой жизни, зависит судьба государства и всех в нем живущих.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Доклад на тему:"Модель организации внеурочной деятельности и программы воспитания обучающихся в процессе реализации ФГОСТ."

    Школа в процессе модернизации.Основные направления воспитания в рамках реализации стандартов нового поколения. Внеурочные занятия.  Программы воспитания обучающихся: "Шахматы"и тд....Пояснительна...

    Доклад на тему «Формирование навыков пересказа у обучающихся с ОВЗ»

    Доклад на тему«Формирование навыков пересказа у обучающихся с ОВЗ»...

    Доклад по теме самообразования«Предупреждение дисграфии у обучающихся начальных классов»

    Проблема нарушения письменной речи у школьников — одна из самых актуальных для школьного обучения, поскольку письмо и чтение из цели начального обучения превращаются в средство дальнейшег...

    Доклад на тему: «Развитие диалоговой речи у обучащихся с ОВЗ с помощью инновационных игровых технологий.»

    Что такое прогулки?Современный толковый словарь русского языка Т.В. Ефремовой «Прогулки-пребывание,  хождение на открытом воздухе или поездка на недалёкое расстояние для отдыха , развлечени...

    Доклад на тему: "Формирование навыков самообслуживания у обучающихся с умеренной умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), тяжелыми и множественными нарушениями развития на урока СБО и предметно - практической деятельности

    Для большинства обучающихся  со сложным дефектом развития весьма значимым является овладение навыками самообслуживания, приспособление к ежедневной жизни людей.  Обучение навыкам самообслужи...